Удивительный ковер из Байё. Ковер из байе Романская архитектура Франции конца XI- хп вв: региональные школы, их истоки и художественная специфика


Фотографии взяты отсюда .

В 1064 году, после разговора в Королевском дворце в Вестминстере со свои зятем, королем Англии Эдуардом, граф Уэссекский Гарольд Годвинсон с соколом в руке направился со своими соратниками и сворой собак на юг страны, держа путь к Бошему, что в Сассексе, родовому гнезду графа. Именно эта сцена является первой среди тридцати двух сцен гобелена из Байо, которыми в деталях повествуется о завоевании Англии нормандцами.
1.

Король английский Эдуард, за строительство Вестминстерского аббатства прозванный Исповедником, скончался 5-го января 1066 года после двадцатитрехлетнего царствования. Будучи бездетным, он не оставил прямых наследников. Следствием этого стала трехсторонняя борьба за престол, окончившаяся битвой при Гастингсе и завершением англо-саксонского правления в Англии.

Главным претендентом на трон являлся упомянутый Гарольд Годвинсон, советник короля и, по сути, второй человек в стране. Его положение, родство с Эдуардом, который был женат на сестре графа, и уважение среди равных делали Гарольда естественным преемником. И его позиция только усилилась, когда, уже на смертном одре, Эдуард, как говорят, произнес: «В руки Гарольда предаю я королевство мое!» С таким царственным волеизъявлением Витенагемот, совет старейшин, единодушно выбрал Гарольда новым королем, коронация которого прошла в один день с погребением Эдуарда. Однако корона на голове – это весьма часто большая проблема для головы.

Герцог Нормандский Вильгельм претендовал на трон Англии не меньше Гарольда, подтверждая свои права на него кровным родством с Эдуардом (они были дальними кузенами) и утверждая, что именно его за несколько лет до того король назвал преемником: якобы королевское послание, в котором будущим господином Англии назывался Вильгельм, в 1064 году доставил ему никто иной как сам Годвинсон, к тому же поклявшийся на мощах святых мучеников поддерживать герцога в его правах на престол. Получалось, что Гарольд не только надел корону вопреки желанию Эдуарда, но и нарушил священную клятву. Последнее обстоятельство позволило Вильгельму заручиться поддержкой Папы Римского, который тут же отлучил Гарольда от церкви, предав его и его сподвижников вечному горению в Аду. Вильгельм же начал немедленную подготовку к вторжению в Англию.

Но был еще и третий претендент – король норвежский Гаральд Гардрада, чьи притязания основывались на запутанной истории, случившейся в год воцарения Эдуарда. Дело в том, что до 1047 года Гаральд правил совместно со своим племянником Магнусом, который в 1042 заключил сделку с датским правителем Англии Хартакутом о том, что в случае смерти одного из них и при отсутствии наследников мужского пола, другой становится единоличным правителем страны. Однако, когда Хартакут умер, Магнус был слишком занят борьбой за собственно датскую корону, чтобы разбираться еще и с Англией. В результате Эдуард стал первым англосаксонским королем. По смерти же последнего и Магнуса, Хардрада объявил, что именно он, будучи наследником Магнуса, является законным правителем Англии, а едва Гарольд короновался, начал немедленную подготовку к вторжению.

Он нанес удар первым. В середине сентября 1066 года норвежские войска высадились на северном побережье Англии и, разорив несколько окрестных деревень, двинулись в сторону Йорка. К ним присоединился и никчемный брат Гарольда Тостиг. Армия викингов быстро сокрушила английские войска, державшие Йоркскую дорогу, и захватила город. Эти вести заставили короля Гарольда спешно выдвинуться на север, по пути пополняя вооруженные ряды. Быстрота, с которой он продвинулся и встал лагерем возле Стэмфордского моста у Йорка, позволила застать норвежцев врасплох. 25 сентября в жестокой битве пали войска Гардрады, а следом – и силы Тостига. Остатки норвежской армии погрузились на корабли и ретировались домой. Поражение викингов было столь сильным, что из 240 кораблей, приставших к английскому берегу, отчалили от него лишь 24. Гарольд же, отдыхая после битвы, получил весть о высадке армии Вильгельма.

Надо сказать, что строить флот для вторжения Вильгельм закончил еще в июле 1066 г. Но сильные северные ветра были опасны, и герцогу пришлось целых шесть недель томиться у нормандского берега. Наконец, 27 сентября, когда ветер сменился на южный, флот, после торжественного пронесения мощей св.Валерия вдоль моря, снялся с якоря. 28 сентября, то есть 942 года тому назад, нормандцы высадились неподалеку от Певенси и сразу продвинулись к Гастингсу.

Гарольд рванул на юг и развернул свои боевые штандарты на холме в пяти милях от города. Ранним утром следующего дня, 14-го октября, дозорные короля увидели длинную колонну нормандских воинов, которая, подойдя к подножью холма, перестроилась в боевые порядки. Выстроенные в нескольких сотнях ярдов друг от друга, армии обменивались насмешками и оскорблениями. Но вскоре, по сигналу, нормандские лучники заняли свои позиции перед основным войском, на что англосаксы ответили тем, что подняли над собой щиты. Битва началась.

Англосаксы, как сказали бы сегодня, «играли от обороны», тогда как пехота и всадники герцога раз за разом пытались эту оборону пробить. Весь день исход битвы был под вопросом. Но к вечеру в рядах англосаксов образовалась брешь, в которую нормандцы тут же направили всю свою ярость. Король Гарольд пал, как, впоследствии, и вся англосаксонская аристократия. Победа Вильгельма была полной. В Рождество 1066 года она был коронован в Вестминстерском аббатстве, получив в истории прозвище Завоеватель.

Таковы вкратце события, изображенные на гобелене из Байо. На самом деле это полуметровое в ширину и 70-метровое в длину полотнище не соткано, а вышито – предположительно около 1070 года по заказу Одо, епископа Байо, бывшего единокровным братом Вильгельму Завоевателю. Впрочем, по одной из версий, собственно изготовлено полотнище было мастерами из Кента, слава о вышивальном мастерстве которых была распространена по всей Европе. В 1885 г. некой Элизабет Уордл, члену общества вышивальщиц Стаффордшира, чей муж не без успеха промышлял в шелковом деле, пришла в голову идея создать реплику гобелена, поскольку «у Англии должна быть собственная копия» этого исторического произведения ремесленного и изобразительного искусства. Усилиями тридцати пяти стаффордширских вышивальщиц под руководством миссис Уордл появилось еще одно полотнище, хранящееся в Музее города Рединга. Вот оно: На самом деле оба гобелена настолько похожи, что я решила не заморачиваться и показать именно этот гобелен. Если не прочитать о том, что это гобелен из Рединга, то вполне можно принять его за гобелен из Байё. Год изготовления правда несколько разниться. Каких-нибудь 8 веков...
Но суть события от этого не изменилась.
2.
Гарольд и его спутник входят в церковь в Бошеме поблагодарить Господа за благополучное возвращение. Затем в манорхаусе, одном из домов графа, происходит пиршество перед отбытием Гарольда. Он погружается на корабли и отплывает. Сокол всё еще в его руке.

3.
Корабли Гарольдя пересекают Канал (ныне – Ла-Манш). С мачты впередсмотрящий разглядывает землю. Это Понтьё на севере Нормандии, владения свирепого графа Ги. Гарольд здесь показан дважды: слева он стоит на палубе корабля, готовый к сойти на берег; но едва он это делает, его хватают солдаты графа Ги, который на коне руководит захватом.

4.
Гарольд – узник, но с ним обращаются уважительно. Он на переднем плане, с соколом в руке, скачет по направлению к Борену, столице территорий графа Ги. Последний сидит на троне и беседует с Гарольдом.

5.
Этот, как и последующий, эпизод продолжают повествование задом наперед. Здесь мы видим двух посланцев герцога Вильгельма Нормандского, сюзерена графа Ги, с требованием отпустить Гарольда. Самая маленькая фигура – это Турольд, один из посланцев. Справа же посланцы еще только скачут что есть мочи, везя письмо герцога, и волосы их развеваются на ветру.

6.
Начало сцены с посланцами: Вильгельм получает весть, что Ги захватил Гарольда в плен. Далее Ги подчиняется приказу герцога и везет Гарольда на встречу к нему. Ги указывает на Гарольда. У обоих в руках соколы.

7.
Вильгельм и Гарольд скачут в сопровождении солдат в герцогский дворец в Руане, и теперь уже Вильгельм держит сокола. Вот он уже сидит, пока Гарольд обращается к нему. Загадочное происшествие с правого краю, кажется, не имеет никакого отношения в главному повествованию, но, возможно, было хорошо известно в XI веке. Не исключено, что связано оно с неким скандалом на сексуальной почве: человек у нижней границы полотнища был одет викторианскими вышивальщицами в трусы, хотя на оригинальном гобелене в Байо он наг.

8.
Гарольд сопровождает Вильгельма и нормандскую армию в их устремлении воевать Конана II, бретонского князя. Они минуют монастырь св.Михаила, находящийся на границе Нормандии и Бретани. Чтобы вторгнуться в Бретань, им нужно перейти реку. Они держат щиты над головами, чтобы не намочить. Некоторые из солдат угодили в зыбучие пески, и Гарольд спас их –двоих за раз! (Интересно, что Конана Вильгельм в итоге отравил в 1066 году, но это другая история.)

9.
Нормандцы атакуют город Дол, что в 30 километрах от монастыря св.Михаила, и князь Конан бежит из замка, спускаясь по веревке. Преследуя его, нормандцы минуют Ренн, столицу Бретани.

10.
Нормандцы догоняют Конана в городе Динане. В ходе сражения конники метают пики, а другие поджигают городские укрепления. Конан сдается. Он передает ключи от города Вильгельму на кончике копья. А тот самолично награждает Гарольда за службу, что можно было бы трактовать в том смысле, что Гарольд признает над собой сюзеренитет Вильгельма, – с нормандской точки зрения, очень важное событие.

11.
Вильгельм и Гарольд возвращаются в Нормандию, в город Байо. Кульминация истории: Гарольд клянется на святых мощах. Обещал ли он поддерживать Вильгельма в его притязаниях на трон? Наконец, он свободен и отплывает в Англию.

12.
Гарольд говорит с королем Эдуардом. Король изображен ослабевшим и глубоко больны, хотя в действительности на тот момент, в 1064 году, он был еще вполне здоров.

13.
Эдуард умирает 5-го января 1066 года. На полотнище эпизоды с его смертью и погребением также даны в обратной последовательности. Здесь мы видим похоронную процессию, следующую к большой новой церкви Вестминстерского аббатства, которая была Эдуардом построена (точнее заново отстроена), но к моменту освящения которой 28-го декабря 1065 года он был уже слишком болен. Далее мы видим короля в верхних покоях: он в постели и беседует с верными приближенными, в том числе Гарольдом и королевой Эдитой. Ниже он уже мертв, рядом священник. Двое англосаксонских аристократов предлагают Гарольду корону и топор, символы королевской власти. Он принимает предложенное.

14.
Гарольд – коронованный король английский. Утром того же дня, 6-го января 1066 года, проходит погребение Эдуарда. Новый король сидит на троне в окружении нобилитета слева и архиепископа Стиганда справа. В отдалении народ приветствует его. С краю справа появляется комета Галлея; люди испуганы, поскольку полагают, что это дурной знак. Весть о комете доставляют Гарольду, под которым, по самой границе полотнища, виднеется призрачная флотилия – намек на скорое нормандское вторжение.

15.
Весть о смерти Эдуарда и коронации Гарольда через пролив доходит до герцога нормандского Вильгельма. Он в ярости. Он объявляет, что английский трон должен быть его и называет Гарольда узурпатором. Вильгельм решает напасть на Англию и начинает строительство боевых кораблей. Слева от него сидит Одо, епископ Байо, его единокровный брат. Это первое появление епископа в изображениях полотнища.

16.
Люди Вильгельма готовятся к вторжению. Дровосеки валят лес и тешут его в доски, из которых строят суда, которые перетаскиваются к морю.

17.
На корабли грузятся запасы провизии и воды, а также вооружение: кольчуги, шлемы, мечи и копья.

18.
Вильгельм ведет свою армию к кораблям. Они садятся и отплывают.

19.
Море «кишит» кораблями, полными солдат и лошадей. Вильгельм на корабле «Мора», купленном для него его женой Матильдой.

20.
28-го сентября 1066 года они достигают южного побережья Англии и высаживаются возле Певенси. Воины скачут в сторону Гастингса и собирают еду у крестьян.

21.
На свежем воздухе готовится пиршество: цыплята на вертелах, баранина, которую тушат на открытом огне, и всякая снедь из печей. Вильгельм усаживается со своей знатью и епископ Одо говорит слово о благодати. Слуги ставят блюда на щиты, чтобы поднести их к пиршественным столам. Слева в верхней части эпизода – это Вадард, приближенный епископа Одо.

22.
Вильгельм спорит со своими братьями Одо и Робертом, графом де Мортеном. Части мотте, особого типа средневекового замка, представлявшего собой обнесенный частоколом двор, внутри которого или рядом находился увенчанный деревянной крепостью холм, изготавливаются для укрепления лагеря нормандцев у Гастингса. Гонец приносит Вильгельму вести о Гарольде и его армии. Справа женщина с ребенком бегут из горящего дома.

23.
Утро битвы, 14-е октября 1066 года . Вильгельм в полных доспехах вот-вот взойдет на своего коня. Его кавалерия скачет во весь опор навстречу воинам Гарольда.

24.
Здесь Вильгельм показан дважды. Сначала на темном скакуне во главе войска, а потом – справа – спрашивающим Витала, одного из людей Одо, видел ли он врага.

25.
События показываются сначала с английской стороны: дозорный предупреждает Гарольда о приближении нормандской армии; а потом снова с нормандской: Вильгельм с булавой в руке напутствует своих солдат.

26.
Нормандцы наступают, битва при Гастингсе началась.

27.
Воздух наполняется стрелами и пиками, люди гибнут. Пешие английские солдаты защищаются с помощью щитов. Нормандцы атакуют с обеих сторон. Низ полотнища усеян мертвыми и ранеными.

28.
Бойня продолжается: люди колют, рубят, режут друг друга. Братья Гарольда гибнут в схватке.

29.
Битва бушует. Люди и кони валятся на землю. По нижнему краю полотнища снова убитые воины и животные. Епископ Одо появляется в гуще сражения, размахивая палицей и подбадривая сторонников герцога. Оружие Одо – палица, а не меч, потому что епископам не следовало проливать кровь.

30.
Упав с лошади, Вильгельм поднимает забрало и показывает лицо войскам – чтобы они видели, что он жив, и продолжили бой. Граф Булонский Евстафий держит искусно выделанное знамя, которое, возможно, подарено самим Папой, поддержавшим вторжение Вильгельма в Англию.

31.
Похоже, нормандцы берут верх в битве. Множество солдат погибло, одному отрубают голову. Справа мы видим одну из самых известных сцен полотнища: нормандцы убивают короля Гарольда. Но как? Это показано дважды: сначала он выдергивает стрелу из глаза, а потом – его рубит мечом нормандский рыцарь. Впрочем, это только предположение, что фигура справа – убитый Гарольд.

32.
Гарольд мертв, битва окончена. Победители преследуют остатки английской армии. К сожалению, на этом полотнище обрвано, и финальная сцена до нас не дошла. Возможно, это была коронация Вильгельма, что согласовалось бы с самым началом истории, двумя годами раньше, где спокойный и уверенный, король Эдуард изображен на троне.

В результате внимательного прочтения текста пояснений под каждым из фрагментов гобелена, я обнаружила интересную деталь. Битва при Гастингсе состоялась
14-го октября 1066 года. В день моего рождения, правда за 888 лет до него. Что это значит, я не знаю, но, почему-то, мне это показалось символичным. И не надо надо мной смеяться.
И еще я хочу вызазить благодарность незнакомому мне


Где находится : Байе (Нормандия), в музей можно пройти от туристического офиса: сначала на юг по rue Larcher, до пересечения с rue de Nesmond, а затем по ней на запад до дома 13.
Как работает : с середины сентября по апрель 9.00 / 9.30-12.30 и 14.00-18.00; в остальное время года до 19.00. Рекомендуется взять аудиогид (есть и на русском языке).
Цена билета : 7,80 евро.
Сайт

На что посмотреть : Байенский гобелен - это полоса грубой льняной материи длиной около 70 м и шириной 50 см, на которой разноцветной шерстью вышита история завоевания Англии норманнами под предводительством Вильгельма.

История изготовления.
Его изготовили между 1066 и 1082 гг. Точный заказчик произведения неизвестен. Существуют три версии.

Согласно традиционной точке зрения, ковёр был вышит по приказу королевы Матильды , жены Вильгельма Завоевателя, её придворными ткачихами. Во Франции ковёр известен как «Ковёр королевы Матильды». (Биография королевы)

В XX веке была выдвинута другая гипотеза: заказчиком создания ковра мог быть Одо , епископ Байё, единокровный брат и один из ближайших соратников короля Вильгельма I. В качестве подтверждения этого тезиса обычно приводят следующие факты:

На ковре изображены трое из служилых людей епископа, чьи имена также содержатся в Книге Страшного суда;

Ковёр хранился в соборе Байё, построенном Одо. Возможно, ковёр создавался именно в то время, когда велось строительство собора (1070-е гг.) и, наверное, предназначался для его убранства.

В случае, если заказчиком ковра действительно был епископ Одо, его авторами, вероятно, были английские ткачи, поскольку основные земельные владения епископа находились в Кенте. Это косвенно подтверждается тем, что некоторые латинские названия на ковре являются производными от англосаксонских, а растительные красители, использованные при создании ковра, были широко распространены именно в Англии.

Более сложный вопрос заключен в том, кто был дизайнером изображения. Если окинуть взглядом весь гобелен в целом, то становится ясно, что он прославляет великую победу. И видно, что авторство замысла принадлежит одному человеку. Кто же это мог быть - мужчина или женщина? Скорее всего, мужчина, непосредственный участник событий. Сцены битвы на гобелене изображены очень живо и с кровавыми подробностями. Вряд ли дама могла знать о подобных подробностях, не побывав в гуще событий.

Гобелен состоит из восьми отдельных кусков льна, соединенных вместе по длине. Полагают, что сначала на ткань был нанесен рисунок, затем вышит и только после этого соединен в единое полотно. Всего на ткань нанесено 58 сцен, следующих одна за другой в хронологической последовательности. Каждая из них снабжена комментариями, сделанными на "собачьей" латыни. На картинах скрупулезно воспроизведены традиционные для норманнов и саксов оружие, инструменты и даже пища. Саксы на гобелене изображены усатыми, а норманны с бритыми затылками. В 1066 г. К Земле приближалась комета Галлея - она также вышита на гобелене. Видно, что прежде гобелен был длиннее, за 1000 лет его существования было утрачено как минимум 7 м. Как, когда и почему потерялась одна часть - неизвестно. На ней, вероятно, изображались события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя, которая произошла на Рождество 1066 года. Возможно, там было изображено его прибытие в Лондон и возведение Тауэра.

Внимательно изучив гобелен, историки пришли к выводу: его ткали всего два человека, работая в четыре руки. Нигде в мире нет ничего подобного гобелену из Байе - даже если бы его вышили не тысячу, а двадцать лет назад, он собрал бы множество восхищенных зрителей.

Интересные факты .
На гобелене изображены:
- 623 человеческие фигуры;
- 55 собак;
- 202 лошадей;
- 41 корабль;
- 49 деревьев;
- почти 2000 латинских слов;
- более 500 мифических персонажей (вроде драконов);
- можно различить по меньшей мере 8 оттенков шерстяных нитей: фиолетового, голубого, зелёного и чёрного;
- при вышивке применялись техника тамбурной строчки, техника стебельчатого шва, а также простой «набор».

История гобелена .
После завершения работы над ковром, он был доставлен в Байе и выставлен в соборе Нотр-Дам, возведенном епископом Одо. Известно, что более 400 лет гобелен находился на стенах собора - это становится очевидным при изучении описи церковного имущества тех времен. Самое раннее письменное свидетельство о ковре содержится в описи имущества кафедрального собора Нотр-Дам в Байё, датированной 1476 г. В следующие триста лет описи не велись, но можно предположить, что гобелен оставался на своем месте. Первые репродукции ковра были опубликованы в 1730-х гг. Бернаром де Монфоконом. В 1750 году он был отправлен на изучение в Англию, в историческое сообщество Palaeographia Britannicus. По возвращении гобелен оказался в опасности. В период Великой Французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из ковра покрытие для повозки с военной амуницией, но адвокат Lambert Leonard Leforestier, понимавший ценность ковра, спас его, предоставив другую ткань.

В 1803 г. Наполеон вывез ковёр в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Однако, когда план вторжения провалился, ковёр возвратили в Байё. Там он и хранился в свёрнутом виде, хоть это и заставило вышивку вытянуться, но по крайней мере, гобелен был в безопасности. В 1818 году англичане проявили интерес к шедевру. Прибыл реставратор, который более двух лет изучал гобелен и составил план реставрации, однако приступить к его выполнению ему помешала смерть. Однако реставрация все же была проведена в 1842 году. Тогда же гобелен впервые поместили под стекло. В 1870 году его вновь свернули и убрали в тайники - шла Франко-Прусская война, никто не хотел рисковать. Через два года шедевр вновь явил себя миру. До 1913 года он был открыт взорам публики, а затем вспыхнувшая I Мировая война вновь заставила жителей Байе свернуть ковер и спрятать его в тайники. Также поступили власти и во время II Мировой войны, зная стремление нацистов коллекционировать произведения искусства на завоеванных территориях. Поэтому большую часть военного времени ковёр провёл в подземельях Лувра. После капитуляции Германии гобелен был выставлен в Париже во всем блеске своей славы. Через год он вернулся в Байе.

В настоящее время ковёр выставлен в специальном музее в Байё (бывшая семинария, а ныне "Центр Гийома Завоевателя"), причём, во избежание ухудшения состояния этого произведения искусства, он помещён под стекло, а в комнате поддерживается специальное слабое освещение.

Сюжет
История короля Гарольда и Вильгельма Завоевателя известна каждому школьнику - в 1066 году английский правитель Гарольд сразился при Гастингсе с захватчиком, заезжим норманном Вильгельмом. Гарольд погиб в бою, войска саксов были разбиты, и в Англии на трон сел нормандский герцог. Историческое было сражение - не зря его воспевают на протяжении многих веков в романах и балладах: "Аббат Вальдгэма тяжело вздохнул, сраженный вестью, что саксов вождь, король Гарольд, при Гастингсе пал с честью ".

В музее на подходе к гобелену посетители разглядывают восковые фигуры Гийома и его воинов, карты сражений, макеты и множество других экспонатов сходной тематики, осмотр кажется бесконечным - но в конце концов оказываешься перед дверью с заветным словом "гобелен". И оказываешься при этом совершенно не готов ко встрече с этим удивительным творением - невозможно представить, что в XI в. можно было проиллюстрировать исторические события таким показательным и остроумным способом. Гобелен растянут в черном зале, защищен стеклом и хорошо освещен - все 58 сцен посвящены истории Гарольда и Гийома, истории, как любезно поясняет экскурсовод, предательства и клятвопреступления. К каждой сцене полагаются довольно язвительные надписи, сделанные на латыни, но, в принципе, можно обойтись и без пояснений. Гарольда и других англичан можно опознать по пышным тараканьим усам, тогда как норманнские воины предстают на гобелене чисто выбритыми. История начинается задолго до Гастингса - и повествует о дружбе и братстве между будущими врагами. Гийом, по версии французов, помогал Гарольду сражаться, освобождал его из плена и об одном только просил - не занимать английский трон. Вероломный Гарольд (вот и верь после этого Гейне!) нарушил свое обещание, и норманны под предводительством Гийома отправились в далекий поход, чтобы поставить на место зарвавшегося короля. Сцены сбора войск, погрузки на корабли и высадки в Англии - пожалуй, самые сильные на всем гобелене, особенно поражают вышитые кони и тщательно проработанный рисунок оружия. И пусть краски со временем чуточку поблекли, все равно полотно удивляет своими яркими цветами и на редкость точными изображениями. До первой находки археологов в болотах под Шлезвигом в 1862 г. ладьей знаменитых викингов об их виде историки знали лишь по описаниям Тацита и изображениям их на гобелене из Байе!

Король Гарольд, как известно всем, погиб на поле боя - стрела норманнского воина угодила ему в глаз, и наступившая смерть внесла панику в саксонские войска. Сцена его гибели очень часто "цитируется" на всевозможной сувенирной продукции, которую продают в Байе буквально на каждом шагу. Чашки, коробки с масляным печеньем, коврики для мыши и даже набор вышивки "сделай сам" - все украшено знакомыми мотивами. Французы гордятся гобеленом из Байе ничуть не меньше, чем Вильгельмом Завоевателем - в конце концов, это для англичан он Завоеватель, а для французов - герой и король Гийом. Современные модельеры обратили внимание на образец старинной вышивки: в летних коллекциях встречаются женские шелковые платки, украшенные фрагментами сюжета гобелена из Байе.

Собственно гобелен .

Король Эдвард. Гарольд, герцог Англии и его свита скачут в Бошэм (Bosham) .
Король Англии Эдуард Исповедник в 1064 году дал неприятное задание своему поданному герцогу Гарольду съездить в Нормандию, чтобы уплатить дань нормандскому герцогу Вильяму. Унизительность мероприятия для Гарольда усиливал тот факт, что в 1051 году Эдуард и Вильям заключили соглашение, по которому трон после Эдуарда достанется нормандскому герцогу. Однако Гарольд использовал свою миссию и для личных целей - он организовал освобождение своих племянников Валфнота (Wulfnot) и Харкона (Harkon). К сожалению, корабль, на котором Гарольд двигался к берегам Нормандии попал в сильный шторм, и бедняга герцог был захвачен в плен неким Ги Понтью (Guy of Ponthieu). Обратите внимание на моду на усы тех времен.


Церковь. Отсюда Гарольд отправляется в море…


… чтобы на всех парусах приплыть на территорию графа Ги .


Гарольд. Ги захватывает Гарольда и отправляет его в Борен (Beaurain), где удерживает силой .


Гарольд и Ги ведут беседу.
Посланник герцога Вильгельма прибывает к Ги
.


Посланники Ги прибывают к герцогу Вильгельму.

Ги Понтью оповещает Вильгельма, что он взял в плен герцога Гарольда. По сей день остается открытым вопрос, был ли уплачен выкуп за пленника. Одни говорят, что Вильгельм раскошелился, чтобы освободить знатного пленника. Другие считают, что он категорически отказался. Слегка поднажав на Ги, используя способ деликатной угрозы, он постарался убедить того в ошибочности его поведения.


Ги берет Гарольда к Вильгельму, герцогу Нормандии .
Сцена на гобелене показывает момент передачи герцога Гарольда Вильгельму. Слева мы допускаем, что это Гай, указывающий на Гарольда, адресуясь к Вильгельму, стоящему справа.


Герцог Вильгельм прибывает в свой дворец с Гарольдом. Здесь некий церковный служка и Аэлфгива (Aelfgyva).
Вильгельм и Гарольд обсуждают актуальные проблемы. Было организовано множество встреч, подобных этой. Эти мужчины были достойными соперниками и по уму, так что им, должно быть, было интересно слушать друг друга. Гарольд понимал, что он фактически был заложником, поэтому он должен был быть очень осторожным на этих встречах, так что Гарольд и Вильгельм стали хорошими друзьями и сражались бок о бок. Предполагалось, что если бы Гарольд когда-либо вернулся в Англию, он должен был немедленно принести клятву верности Вильгельму.


Герцог Вильгельм и его армия приходят к Мон-Сен-Мишель .


Они пересекают реку Кеснон (Cuesnon).
Герцог Гарольд вытаскивает их из песков.
И все вместе они прибывают в Дол (Dol), и Конан спасается бегством.
Ренн (Rennes).


Солдаты герцога Вильгельма сражаются с жителями Динана, и Конан передает ключи.


Вильгельм дает Гарольду оружие.
Вильгельм прибывает в Байе.
Гарольд приносит клятву верности герцогу Вильгельму.
Гарольд понимает, что у него нет выбора, что ему придется принести клятву верности Вильгельму, если он хочет когда-либо попасть домой и освободить Валфнота и Харкона. Сцена изображает акт поклонения перед святыми реликвиями. Это было последним, что он хотел бы сделать. Будучи хитрым политиком, он даже эту клятву верности использовал в своих интересах. Мол, приносил он ее под давлением и находясь в фактическом плену, так что юридической силы данная клятва не имеет. Однако в данный момент цель Гарольда была достигнута: Харкон, его племянник, последовал в Англию за дядей. Его же брат Валфнот остался в заложниках по очевидным причинам.


Герцог Гарольд возвращается домой в Англию.


И пришел он к королю Эдуарду. Король Эдвард в постели говорит со своими поданными. И здесь же он умирает.
Тело Эдуарда Исповедника перенесли в Вестминстер, где и похоронили, ибо аббатство было построено им самим. Теперь события, которые последовали спустя 10 месяцев, стали необратимыми.


Гарольду преподносят королевскую корону.
Ныне на престоле Англии - Гарольд.
Люди восхищаются звездой.

Смерть Эдуарда Исповедника наступила 6 января 1066 года. Одним из персонажей в этой сцене должен быть Гарольд, ибо последними словами Эдуарда были: "Я поручаю мою жену твоим заботам и вместе с ней - все мое королевство". Были ли сказаны эти слова Эдуардом на самом деле - до сих пор под вопросом. Если были, то их можно интерпретировать разными способами. Гарольд же не сомневался.
На следующий день после смерти Эдуарда Исповедника Гарольд был коронован в Вестминстерском Аббатстве. Он стал первым королем, возведенным на престол в этом месте. По его левую руку находится Стиганд (Stigand), отлученный от церкви архиепископ Кентерберийский, который наравне с Годвинами (Godwins) сделал коронацию возможной.
Комета Галлея была впервые замечена 24 апреля 1066 года. Саксы считали ее плохим предзнаменованием. Было высчитано, что тогда комета была значительно ярче, чем зимой 1985. Понятно, что в те времена любые небесные аномалии считались знамением Божьим, посланным для поддержки или же предупреждения. Предзнаменованиям же придавалось большое значение в Средние века.


Гарольда предупреждают о появлении кометы.
Английский корабль пристает к землям герцога Вильгельма.


Вильгельм приказывает строить корабль.
Новость о коронации Гарольда вызывает гнев Вильгельма. Он убеждает своих графов и баронов присоединиться к нему в этом крестовом походе. Кроме того, он заручается поддержкой Папы. Так что начинается подготовка к завоеванию Англии. Сцена показывает постройку кораблей. Заметьте, насколько похожи они на ладьи викингов.


Корабли спускают на воду.
Люди грузят оружие на корабли.
Обратите внимание на кольчуги, которые несут на жердях, - это подсказывает нам, насколько тяжелы они были. Также несут мечи. Тележка справа содержит бочку с водой или даже с вином. Поверх всего лежат копья и шлемы.


Вильгельм пересекает море на большом корабле…
Вильгельм присоединился к своему флоту в районе Сен-Валери-сюр-Сомм (St Valery sur Somme), ожидая идеальных условий для пересечения Ла-Манша и начала завоевательной операции.


… и прибывает в Певенси (Pevensey).
Армия Вильгельма высаживается в Певенси. Процесс этот прошел не слишком удачно. Во-первых, почва в том районе из-за частых наводнений, была слишком топкой. А во-вторых, Вильгельм имел несчастье упасть в грязь лицом (в прямом смысле этого слова), что в те времена считалось дурным предзнаменованием. Впрочем, герцог поспешил выбросить мысль о приметах из головы, но все же считается, что лишь малая часть его войск высадилась на землю в этом месте, чтобы добраться до Гастингса. Остальные остались на кораблях и проплыли 20 км восточнее, чтобы встретиться со своим предводителем там.


Лошади высаживаются на берег.
И солдаты спешат к Гастингсу, чтобы экспроприировать еду у местных жителей.

Финальная высадка кораблей у Гастингса. Вильгельм немедленно позаботился о сооружении деревянных защитных сооружений, которые были взяты на корабли в разобранном виде. Они были установлены на вершинах скал. Вновь дала о себе знать его скандинавская кровь, когда была использована тактика викингов.


Вадард (Wadard).
Готовится мясо. Слуги накрывают столы
.


Обед.
Епископ Одо благословляет еду и вино.
Вильгельм.
Роберт.


В Гастингсе.
Вильгельм получает новости о Гарольде.
Дом поджигают.
Это изображение показывает Вильгельма, который узнает о Гарольде, его расположении и вероятности его победы у Стамфордского моста (Stamford Bridge). Справа норманны поджигают дом, один из множества, которые будут сожжены на завоеванных территориях.


Битва.
Интересна правая часть, где мы видим двух стрелков. У верхнего нет доспехов, а у нижнего есть. Возможно, были особые стрелки, которые использовали в закрытом ряду или же ответ кроется в следующем изображении.


Герцог Вильгельм убеждает своих солдат подготовиться к битве с английской армией.
Атака норманнов на стену из щитов саксов. Копья держались над плечом для большей эффективности удара. Этот прием часто использовался в рыцарских поединках. Однако было достаточно тяжело пробить заслон из щитов, который хорошо защищал и от стрел, и от копий. Вильгельм никогда прежде не встречал такой тактики обороны, и потому был слегка растерян. Обратите также внимание на форму щитов - в виде воздушного змея, не так ли? Известно, что в битве использовались и щиты круглой формы, причем обеими сторонами, но на гобелене это не изображено, насколько я могу видеть. Саксы не склонны были использовать лучников, но все же положение этого стрелка за заслоном из щитов саксов убеждает нас, что он является сторонником короля Гарольда. По нижнему краю гобелена мы видим многочисленные тела людей и животных.


Пали Леофвин (Leofwine) и Джирт (Gyrth), братья Гарольда.
Эта часть гобелена повествует от гибели братьев Гарольда - Джирта и Леофвина. Похоже, что они не были рядом с Гарольдом в его командном штабе на склоне холма. Скорее всего, они были на правом фланге армии саксов и были втянуты в погоню за бретонцами вниз по холму, считая, что отступает вся армия. Неизвестно, то ли сам Гарольд сделал этот тактически неверный шаг, то ли импульсивные братья, но факт налицо: именно эта ошибка и стала причиной поражения саксов.


Гибель французов и англичан в битве.
Живая иллюстрация эффективности Датского военного топора. Эти топоры с длинной рукояткой могли сразить и всадника, и лошадь. Это было зловещее оружие и изначально использовалась датчанами, особенно телохранителями короля Кнута.


Епископ Одо с посохом в руке ободряет солдат.
Герцог Вильгельм.
Дела пошли не слишком удачно для Вильгельма, когда ослабел его левый фланг. К тому же распространились слухи о его гибели. Чтобы показать своим людям, что он еще жив, Вильгельм поднял забрало и явил воинам свое лицо. Если бы он этого не сделал, битва могла бы быть на этом завершена.


Юстас (Eustace). Здесь бьются французы.
Следуя утвержденной успешно реализованной тактике ложного отступления, Вильгельм решил пробить линию саксов. Его лучники мало что могли сделать после выстрела, поскольку им требуется время для перезарядки оружия. К тому же, раз саксы не используют лучников со своей стороны, то и стрел с их стороны не поступало. Лучники были вынуждены отойти назад, чтобы пополнить свои запасы метательного оружия камнями, и ожидали дальнейших указаний от начальства. Вильгельм решил выпустить их вперед и использовать их как огневое оружие, чтобы они могли перекинуть свои стрелы через щиты, в то время как его пешие солдаты и кавалерия могли бы пройти вперед. Истощенная стена саксов рухнула под этой тактикой и это стало сигналом к окончанию битвы.


И пали те, кто были с Гарольдом. А король Гарольд был убит.
Гарольд изображен держащим или же пытающимся извлечь стрелу из глаза. Даже если бы он не был убит, храбрости его защитников не было бы достаточно, чтобы защитить его от норманнов. Чтобы уж точно не было сомнений в гибели Гарольда, норманны добивают его.


И англичане бегут с поля боя.
Эта финальная часть гобелена показывает нам отступление остатков армии саксов.

При подготовке материала использована информация с сайтов, посвященных битве при Гастингсе , в т.ч. из Википедии .
Гобелен в панораме можно посмотреть .

Гобелен из Байё (иногда ковёр из Байё; англ. Bayeux Tapestry; фр. Tapisserie de Bayeux) - памятник средневекового искусства, представляющий собой вышивку по льняному полотну шириной 48/53 см и длиной 68,38 м. Изображает сцены подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе, создан в конце XI века. В настоящее время гобелен выставлен в специальном музее в городе Байё в Нормандии и относится к национальному достоянию Французской Республики. В 2007 году ЮНЕСКО включила гобелен из Байё в реестр «Память мира».

Самое раннее письменное свидетельство о ковре содержится в описи имущества кафедрального собора Байё, датированной 1476 годом. Точный автор этого произведения искусства не установлен. Согласно традиционной точке зрения, гобелен был вышит по приказу королевы Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, её придворными ткачихами. Во Франции гобелен известен как «Гобелен королевы Матильды». В XX веке была выдвинута другая гипотеза: заказчиком создания ковра мог быть Одо, епископ Байё, единоутробный брат и один из ближайших соратников короля Вильгельма I. В качестве подтверждения этого тезиса обычно приводят следующие факты: на ковре изображены трое из служилых людей епископа, чьи имена также содержатся в Книге Страшного суда; гобелен хранился в соборе Байё, построенном Одо; возможно, он создавался именно в то время, когда велось строительство собора (1070-е годы гг.) и, наверное, предназначался для его убранства. В случае, если заказчиком ковра действительно был епископ Одо, его авторами, вероятно, были английские ткачи, поскольку основные земельные владения епископа находились в Кенте. Это косвенно подтверждается тем, что некоторые латинские названия на ковре являются производными от англосаксонских, а растительные красители, использованные при создании ковра, были широко распространены именно в Англии. Существует предположение, что авторами ковра из Байё были монахи монастыря Св. Августина в Кентербери. Гобелен вышит на льняном полотне шерстяными нитями разных цветов: терракотового (жёлтого, красного), сине-зелёного, тусклого золотого, оливково-зелёного и голубого, с небольшим количеством синего, чёрного, а также шалфейно-зелёного. При вышивке применялись техника тамбурной строчки, техника стебельчатого шва, а также простой «набор».

История обнаружения

Гобелен был обнаружен в конце XVII века в Байё, где он по традиции раз в год выставлялся в местном соборе. Первые репродукции ковра были опубликованы в 1730-х гг. Бернаром де Монфоконом. В период Великой Французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из ковра покрытие для повозки с военной амуницией, но один из адвокатов, понимавший ценность ковра, спас его, предоставив другую ткань. В 1803 г. Наполеон вывез гобелен в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Однако, когда план вторжения провалился, его возвратили в Байё. Там он и хранился в свёрнутом виде, пока его не захватили представители германского Аненербе…

Авторство и техника

Самое раннее письменное свидетельство о ковре содержится в описи имущества кафедрального собора Байё , датированной г. Точный автор этого произведения искусства не установлен. Согласно традиционной точке зрения, ковёр был вышит по приказу королевы Матильды , жены Вильгельма Завоевателя , её придворными ткачихами. Во Франции ковёр известен как «Ковёр королевы Матильды».

В настоящее время ковёр выставлен в специальном музее в Байё, причём, во избежание ухудшения состояния этого произведения искусства, он помещён под стекло, а в комнате поддерживается специальное слабое освещение.

Сюжет

Изображения, вышитые на ковре, рассказывают историю нормандского завоевания Англии. События разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами: отправка Гарольда королём Эдуардом Исповедником в Нормандию ; его пленение людьми Ги , графа Понтье, и освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана ; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы , предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш ; и, наконец, битва при Гастингсе и гибель Гарольда.

Авторы ковра отразили нормандскую точку зрения на события г. Так, англосаксонский король Гарольд изображён лицемерным, а нормандский герцог Вильгельм - решительным и смелым воином. Коронацию Гарольда проводит отлучённый Стиганд , хотя скорее всего, по свидетельству Флоренса Вустерского , помазание осуществлял архиепископ Элдред , рукоположенный в полном соответствии с церковными канонами.

Часть ковра длиной около 6,4 м не сохранилась. На ней, вероятно, изображались события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .


Байё (фр. Bayeux) - город в Нормандии (северо-запад Франции), в департаменте Кальвадос. Байё расположен в плодородной долине реки Ор, в 12 км от Ла-Манша.
В древности Байё был центром гальского племени байокассов, а во времена римлян носил название "Augustodorum" и, как показывают остатки водопровода, гимназии и других признаков цивилизации, достиг известной степени процветания.
В III веке эта область принадлежала к так называемому «Саксонскому берегу» (лат. Litus Saxonicum, современный департамент Антлантическая Луара), потом к территории Малой Саксонии (лат. Otlingua Saxonia, современный департамент Кальвадос), куда Карл Великий выселил покоренных им саксонцев. Потомки этих переселенцев ещё долгое время именовались «бессенские саксы». Байё был главным городом области Бессен. В IV веке в городе было основано епископство, а в IX веке к саксонскому элементу присоединился ещё один, тоже германского происхождения. Норманн Роллон (с 912 г. христианский герцог Нормандии) отнял Байё у графа Беренгарда, который был убит при штурме города викингами, и красивая дочь которого стала женой победителя. Таким образом Байё стал главным центром норманнской власти в Верхней Нормандии и дольше других городов сохранял скандинавские обычаи.
Главная достопремичательность города - кафедральный собор, постройка которого началась в 1105 г. и была закончена в 1497 г. В городе также находится музей, в котором экспонируется знаменитый «ковёр из Байё», памятник раннесредневекового искусства, представляющий собой вышитое полотно 50 см высоты и 70,3 м длины, изображающее главнейшие события из истории завоевания Англии Вильгельмом Нормандским. Во Франции гобелен известен как «Ковёр королевы Матильды», так как долгое время полагали, что эта картина вышита руками жены Вильгельма Завоевателя, королевы Матильды. Однако в настоящее время существует и вторая теория, что заказчиком ковра был Одо, епископ Байё, один из ближайших соратников и единокровный (по матери) брат Вильгельма, и в этом случае, вероятно, изготовителями гобелена были английские ткачи, поскольку основные земельные владения епископа находились в Кенте. Это косвенно подтверждается тем, что некоторые латинские названия на ковре являются производными от англосаксонских, а растительные красители, использованные при создании ковра, были широко распространены именно в Англии. Существует предположение, что авторами ковра из Байё были монахи монастыря Cв. Августина в Кентербери.

Основным сюжетом гобелена является битва при Гастингсе(англ. Battle of Hastings, 14 октября 1066 г.) между англосаксонской армией короля Гарольда Годвинсона и войсками нормандского герцога Вильгельма:
«Бились ожесточенно большую часть дня, и ни одна из сторон не уступала. Убедившись в этом, Вильгельм дал сигнал к мнимому бегству с поля брани. В результате этой хитрости боевые ряды англов расстроились, стремясь истреблять беспорядочно отступающего врага, и тем была ускорена собственная их гибель; ибо нормандцы, круто повернувшись, атаковали разъединенных врагов, и обратили их в бегство. Так, обманутые хитростью, они приняли славную смерть, мстя за свою отчизну. Но все же они и за себя отомстили с лихвой, и, упорно сопротивляясь, оставляли от своих преследователей груды убитых. Завладев холмом, они сбрасывали в котловину нормандцев, когда те, объятые пламенем [битвы], упорно взбирались на высоту, и истребили всех до единого, без труда пуская в подступающих снизу стрелы и скатывая на них камни.»
Хронист Вильгельм Пуатевинский о сражении нормандцев и англосаксов.

Самое ранне письменное свидетельство о ковре содержится в описе имущества кафедрального собора Байё, датированной 1476 г. Ковёр был обнаружен в конце XVII века в Байё, где он по традиции раз в год выставлялся в местном соборе. Первые репродукции ковра были опубликованы в 1730-х гг. Бернаром де Монфоконом. В период Великой Французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из ковра покрытие для повозки с военной аммуницией, но один из адвокатов, понимавший ценность ковра, спас его, предоставив другую ткань. В 1803 г. Наполеон вывез ковёр в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Однако, когда план вторжения провалился, ковёр возвратили в Байё. Там он и хранился в свёрнутом виде, пока его не захватили представители германского Аненербе. Бо?льшую часть Второй мировой войны ковёр провёл в подземельях Лувра.

В настоящее время ковёр выставлен в специальном музее в Байё, причём во избежание ухудшения состояния этого произведения искусства, он помещён под стекло, а в комнате поддерживается специальное слабое освещение.

Ковёр вышит на льняном полотне шерстяными нитями четырёх цветов: фиолетового, голубого, зелёного и чёрного. При вышивке применялись техника тамбурной строчки, техника стебельчатого шва, а также простой «набор».

События разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами: отправка Гарольда королём Эдуардом Исповедником в Нормандию; его пленение людьми Ги, графа Понтье, и освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы, предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш; и, наконец, битва при Гастингсе и гибель Гарольда. Часть ковра длиной около 6,4 м не сохранилась. На ней, вероятно, изображались события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя.

Авторы ковра отразили нормандскую точку зрения на события 1066 г., например, коронацию Гарольда проводит отлучённый Стиганд, хотя скорее всего, по свидетельству Флоренса Вустерского, помазание осуществлял архиепископ Элдред, рукоположенный в полном соответствии с церковными канонами. Кроме того, согласно легенде, изображённой на гобелене из Байё, стрела попала в правый глаз короля. По другой же версии Гарольд был зарублен нормандскими рыцарями. Хроника Roman de Rou сообщает, что король Гарольд был ранен стрелой в глаз, но вырвал стрелу и продолжил сражаться, пока не пал под ударами нормандских рыцарей. Ещё раньше погибли братья короля Гирт и Леофвин. Оставшись без предводителей, англосаксонская армия ударилась в бегство, хотя дружина короля продолжала биться вокруг тела своего сюзерена до последнего.
Победа Вильгельма была полной. Несколько тысяч англосаксов осталось лежать на поле боя. Изрубленное тело короля Гарольда Вильгельм позднее отдал его матери для захоронения.

Памятная плита на месте гибели короля Гарольда:

Сражение при Гастингсе - одна из немногих битв, кардинально изменивших ход истории. Победа открыла перед Вильгельмом Англию. После недолгого сопротивления покорился Лондон, а уцелевшая англосаксонская аристократия признала права Вильгельма на английский престол.
25 декабря 1066 г. в Вестминстерском аббатстве состоялась коронация Вильгельма королём Англии. В результате нормандского завоевания было уничтожено древнее англосаксонское государство, на смену которому пришла централизованая феодальная монархия с сильной королевской властью, основанная на европейской рыцарской культуре и вассально-ленной системе. Развитию страны был дан новый толчок, позволившей Англии в короткое время превратиться в одну из сильнейших держав Европы.
На месте битвы при Гастингсе был основан монастырь Баттл (англ. Battle - «битва»), причём алтарь главной церкви монастыря находился прямо на месте гибели короля Гарольда. Позднее вокруг монастыря вырос небольшой город Баттл.

Поле битвы при Гастингсе. Вид с нормандских позиций: