Жизненный путь старцева в рассказе ионыч. Учительские университеты

Назарбаев Интеллектуальная школа

физико-математического направления г. Кокшетау

Акмолинской области Республика Казахстан

Конспект урока по русской литературе
в 10 классе
«Путь от Старцева к Ионычу»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Шартыхбаева Бану Алимжановна

Кокшетау

2011

Урок русской литературы в 10 классе

Тема: Путь от Старцева к Ионычу

Цель: показать путь деградации личности, уметь анализировать художественный текст, развивать навыки анализа художественного образа произведения, развивать речь учащихся.

Задачи:

    развивать творческие способности учащихся;

    формировать нравственные позиции учащихся на примере произведения;

    прививать любовь у учащихся к художественной литературе;

    воспитывать этические нормы;

    воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: текст рассказа А. П. Чехова «Ионыч», иллюстрация к рассказу, выполненная учеником, ОСК, кластеры.

Эпиграф: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека» А. П. Чехов.

Технология RWCT

Ход урока:

    Организационный момент. Объявление темы и цели урока

Сегодня мы будем говорить о деградации души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Как Дмитрий Старцев превратился в Ионыча. Что означает слово «деградация»? Чтение словарной статьи «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова.

Словарная работа.

Деградация – (франц.) постепенное ухудшение, упадок.

Ренегатство – (новолат.) отступник, отступничество, измена прежним убеждениям.

    Изучение нового материала.

    Выступление литературного критика (об истории создания, теме, идее, системе образов рассказа).

    Иллюстрация к рассказу, выполненная учеником-художником (его восприятие образа Ионыча) : представление художником своей картины «Не человек, а идол какой-то».

    Работа по к ластеру «Ионыч»

    Анализ текста рассказа
    Каким мы видим Старцева в начале рассказа? (Ученики подтверждают ответы словами текста: шел, напевал, рисовал, не чувствовал усталости, прошел бы еще верст двадцать, ждал, ждет любви) В кого влюбился Старцев? (Котик) Как любовь изменила жизнь Старцева? (сделала его одухотворённым, ученик читает его слова о любви стр.16)
«О как мало знают те… будьте моей женой!»
    Каким показан Старцев в любви? Какое у него состояние души? (безгранично любящая душа) Приняла ли Котик любовь Старцева? (Котик отказалась, потому что мечтала стать пианисткой) Сколько дней переживал Старцев? Найдите слова передающие его душевное состояние. (3 дня Дело валилось из рук, не ел, не пил, не спал, успокоился и зажил по- прежнему. Жаль было своего чувства, взял бы и зарыдал или хватил бы зонтиком Пантейлемона). Прошло 4 года. Чем занимался Старцев в это время? (занимался медицинской практикой, зарабатывал деньги, играл в карты). Какое любимое развлечение он нашел по вечерам? (пересчитывать купюры) Где, у кого получил Старцев эти деньги? (от пациентов, от проигравших игроков) Прошло несколько лет. Какое чувство испытывал при новой встрече с Екатериной Ивановной? Зачитайте отрывок стр. 19
(…и теперь она ему нравилась… и ему стало не ловко)
    Почему Старцев отказался от любви? Зачитать отрывок стр.21
(…Старцев вспомнил про бумажки… и огонек в душе погас).
    Какую жизнь ведет Старцев после этой встречи? (играет в карты, берет взятки) Каким мы видим Старцева в конце рассказа? Выпишите слова описывающие его состояние. (старимся, полнеем, опускаемся, вспомнил про бумажки, огонек в душе погас, еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит, не бросает земского поста, горло заплыло жиром, голос изменился, стал тяжелым, живется ему скучно, ничто его не интересует). Почему Старцева все называют Ионычем? (Он стал своим для обывателей города С).
    ОСК «Путь от Старцева к Ионычу»

любовь отказ от активной жизни интерес к людям, к

жизни клуб, карты,

Молодой деньги земский врач

Дмитрий Старцев Ионыч

    Учебный журнал « совпало – не совпало» «Моё мнение об Ионыче и мнение А,П,Чехова.

    Учитель: Вот мы и увидели, как угасает человеческая душа. Как вы думаете, что бы могло спасти Ионыча от деградации (любовь). Зачитать: «Любовь к Котику была единственной радостью и, вероятно, последней.» А. П. Чехов.

Можно ли соотнести со словами Мухтара Шаханова:

Дни, прожитые с любовью, - это жизнь.

Дни, прошедшие без любви, - просто дни.

Что было у Старцева жизнь или просто дни? Сколько лет было Старцеву, когда он приехал в город С? (24)

Что испытывает молодой человек в этом возрасте? (Радость жизни, мечты, ожидание любви)

Какие у вас будут цели в жизни, мечты и желания? ()

    Написать свободное письмо об этом, эссе «А жил ли Ионыч?»

После прочтения писем задать вопрос: Что превратит и вас в Ионыча? (Лень, отсутствие цели, апатия, омертвение души, отсутствие активной жизненной позиции). Давайте поставим диагноз этой болезни: разрушение личности в результате утраты жизненных целей. Помните напутствие А. П. Чехова (зачитать эпиграф)

    Послушайте стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

    Учитель: «Ионыч» - частный случай проблемы деградации личности, гибели души в человеке.

Можно и, увы, нужно заботиться о деньгах, огорчаться их отсутствию и радоваться наличию. И в то же время вести себя максимально независимо от них, так, чтобы душевное богатство не затмевалось богатством материальным, как это происходит с Ионычем.

Хочу, как совет, напомнить слова Ж.Ж.Руссо: «Деньги, которыми обладаешь – орудие свободы; те, за которыми гонишься, - орудие рабства». А миллиардер Пол Гетти предупреждает: «Если у вас нет денег, вы все время думаете о деньгах. Если у вас есть деньги, вы думаете уже только о деньгах».

    Закрепление материала.

Рефлексия: написать пятистишие, эссе, свободное письмо (по выбору).

    Итоги урока. Комментирование оценок.

Подводя итоги урока, хочу обратиться словами А. П. Чехова: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»

Говорят, когда рождается человек, на небе зажигается звезда. Пусть ваша звезда горит ярко, освещает ваш путь. Живите страстно, так как будто живете последний день.

    Домашнее задание. Эссе «Как не превратиться в Ионыча».

Использованная литература:

А.П. Чехов. Рассказы. М. «Просвещение» 1975г.

С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М. «Просвещение» 1962г.

Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться» Алматы. «Атамура» 2005г.

Сочинение скачано с сайта Sochinenie1.ru ПУТЬ ОТ СТАРЦЕВА К ИОНЫЧУ (По рассказу А.П. Чехова «Ионыч») Рассказ «Ионыч» - это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя. События происходят в городе С., где фактически не случается ничего замечательного. Существование горожан однообразно, скучно, обыденно. Такова российская провинциальная действительность конца XIX века. Как в таких обстоятельствах не потерять в себе человека, интеллигента? При знакомстве с Дмитрием Ионычем Старцевым можно предположить, что жизнь его - обычное поступательное развитие героя от молодости к зрелости. Но по сути - это движение героя вспять, постепенное его опустошение, превращение в равнодушное, эгоистическое существо. Четыре небольшие главы обращены к минувшему: описываются первые шаги Старцева в городе С., его чувство к Катерине Ивановне Туркиной - Котику, начало стяжательской деятельности. Рассказ ведется в прошедшем времени. Временные отрезки разные: «Прошло больше года», «Прошло четыре года», «Прошло еще несколько лет». Каждый из этих периодов представляет и различные способы передвижения Старцева; «шел пешком, не спеша»; «у него была уже своя пара лошадей»; «уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками». Последняя, пятая глава посвящена настоящему. Теперь, «когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками, кажется, что едет не человек, а языческий бог». На протяжении этих глав «самая талантливая семья» Туркиных изменяется лишь внешне. Вера Иосифовна, к концу повествования «сильно постаревшая, с белыми волосами». Лакей Павел (Пава), которого не устает демонстрировать гостям хозяин, из четырнадцатилетнего мальчика превратился в усатого мужчину. Котик сначала потеряла «прежнюю свежесть и выражение детской наивности», а затем «заметно постарела». Но в течение долгих лет они все жили, не меняясь внутренне. Почти символ этой общей неподвижности - неизменно бравый глава семьи Иван Петрович, произносящий одни и те же плоские шутки. Уже в первой сцене знакомства с Туркиными их бездарность очевидна, но Старцеву приятно смотреть на их развлечения. Он не замечает примитивности занятий Туркиных, повторяя: «Прекрасно! Занятно» . Внутреннее состояние свежего человека явно в противоречии с неестественной, позерской «интеллигентностью» провинциальной семьи. Во второй главе, спустя год с небольшим, Старцев еще сильнее увлекается Котиком. Девушка нравится ему «своей свежестью, наивностью», хотя продолжает бездарно играть на рояле. Именно в это время герой переживает единственный в его жизни подъем чувств: восторгается природой, любит людей, наделяет лучшими качествами Катерину Ивановну. «Она казалась ему очень умной и развитой не по годам». Слово «казалось» многое проясняет в отношениях главных героев. Мы видим ограниченность Котика, скуку, царящую в ее доме, и понимаем, что Старцев заблуждается, выдумывает образ девушки. Однако влюбленность в Котика отличает Старцева от скучных, ординарных людей. Взлет чувств молодого человека достигает своего предела. Мучительно долго тянется для Старцева время. С провинциальным миром, где все не знают, чем себя занять, такое «летящее» состояние несовместимо. Но вот сделано предложение и получен отказ Туркиной. Еще дня три Старцев «не ел, не пил». А потом лишь иногда вспоминал о Котике с ленивым: «Сколько хлопот, однако!» Правда, через четыре года, когда Катерина Ивановна сама призналась ему в любви, у Старцева в душе затеплился «огонек», но тут же погас. И он твердо решил: «А хорошо, что я тогда не женился». Эти слова подчеркивают неглубокость чувств героя. После отказа Котика время для доктора идет совсем незаметно. Пролетают годы. Старцев неохотно ходит пешком, страдает одышкой и не выделяется среди горожан. Он дает самую резкую и справедливую оценку Туркиным: «... если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков должен быть город?». Теперь Старцев сознательно противопоставляет себя обществу, стремится отгородиться от любых его влияний и жить одним «развлечением» - считать деньги. Мещанские потребности сближают его с обывателями. Быстрое перерождение героя подготовлено более чем скромным духовным «багажом» его личности. Было время, когда он мог отличить хорошую музыку от плохой, знал поэзию, имел благородные идеалы. Но, видимо, они были непрочны, неглубоки, он легко расстался с ними. На примере литературного героя, который на склоне лет полностью деградировал (его жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мысли, без любви), Чехов убеждает читателя: человек достоин так называться лишь в том случае, если в полной мере ощущает и реализует свое человеческое «я». Автор призывает нас вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости и любви, хранить в себе Человека.

Опишите 4 этапа деградации доктора Старцева! и получил лучший ответ

Ответ от МэЙ[гуру]
ассмотрим эволюцию характера главного героя рассказа "Ионыч", Дмитрия Ионыча Старцева. Можно выделить четыре этапа жизненного пути доктора Старцева, в раскрытии содержания которых Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции.
На первом этапе Дмитрий Старцев -- молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. Он полон сил, энергии ("... Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости"), увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Его интересуют литература, искусство, он чувствует себя чужим среди обывателей. Доктор Старцев знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Уклад их дома наталкивает на мысль о том, что даже жизнь семьи Туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия) , заурядна, типична.
И это -- лучшая семья в городе. А если лучшие люди таковы, то каковы же остальные? Здесь Чехов точно подмечает явление обывательщины на примере одной семьи. Вот в эту жизнь окунается молодой врач Старцев. Он пытается бороться с ней, влюблен в Котика, полон надежд и т. п.
Но на втором этапе Дмитрий Ионыч, сделав неудачное предложение Котику и получив отказ, уже не пытается сопротивляться обстоятельствам, он понимает, в какую трясину погружается, но не пытается ничего предпринять; тем самым Старцев прячется в "футляр", отгораживается от всего мира.
Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Ездит на паре лошадей. У него нет пока близких друзей, обыватели раздражают его своими взглядами на жизнь все меньше и меньше. Главным развлечением доктора, в которое "он втянулся незаметно, мало-помалу", было по вечерам вынимать из карманов добытые практикой белые и зеленые бумажки.
Уже на третьем этапе Старцев отходит от земской больницы, его внимание поглощает большая частная практика. Теперь он еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой: "Выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами".
Наконец, на четвертом этапе жизнь Дмитрия Старцева окончательно опустошена и обеднена, он заражен накопительством, у него имение и два дома в городе, но на этом он не останавливается, с удовольствием вспоминает про бумажки, которые по вечерам доставал из карманов и с благоговением перебирал их. Старцев всю жизнь работал, но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной. И мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Постепенно доктор Старцев превратился в Ионыча. Жизненный путь на этом завершен.. .
Можно сделать вывод, что Старцев, все прекрасно понимая, ничего не попытался изменить. В этом его винит и сам Чехов.
Показывая эволюцию Старцева от молодого врача, живого и эмоционального человека, до ожиревшего пухлого Ионыча, который на своей тройке с бубенцами кажется не человеком, а "языческим богом", А. П. Чехов разоблачает, таким образом, и среду, оказавшую на главного героя рассказа тлетворное воздействие, и его самого.
На примере доктора Старцева в рассказе показаны взаимодействие слабого и пассивного характера с духовно обнищавшим обществом и влияние этого общества на человека, не способного к сопротивлению и отстаиванию в себе положительных начал.
Умение показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом -- главные приемы, посредством которых в рассказах Чехова раскрываются пошлость и обывательщина, способные загубить даже умных, образованных людей.. .
В своих произведениях Антон Павлович Чехов обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое.

Опишите 4 этапа деградации доктора Старцева! и получил лучший ответ

Ответ от МэЙ[гуру]
ассмотрим эволюцию характера главного героя рассказа "Ионыч", Дмитрия Ионыча Старцева. Можно выделить четыре этапа жизненного пути доктора Старцева, в раскрытии содержания которых Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции.
На первом этапе Дмитрий Старцев -- молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. Он полон сил, энергии ("... Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости"), увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Его интересуют литература, искусство, он чувствует себя чужим среди обывателей. Доктор Старцев знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Уклад их дома наталкивает на мысль о том, что даже жизнь семьи Туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия) , заурядна, типична.
И это -- лучшая семья в городе. А если лучшие люди таковы, то каковы же остальные? Здесь Чехов точно подмечает явление обывательщины на примере одной семьи. Вот в эту жизнь окунается молодой врач Старцев. Он пытается бороться с ней, влюблен в Котика, полон надежд и т. п.
Но на втором этапе Дмитрий Ионыч, сделав неудачное предложение Котику и получив отказ, уже не пытается сопротивляться обстоятельствам, он понимает, в какую трясину погружается, но не пытается ничего предпринять; тем самым Старцев прячется в "футляр", отгораживается от всего мира.
Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Ездит на паре лошадей. У него нет пока близких друзей, обыватели раздражают его своими взглядами на жизнь все меньше и меньше. Главным развлечением доктора, в которое "он втянулся незаметно, мало-помалу", было по вечерам вынимать из карманов добытые практикой белые и зеленые бумажки.
Уже на третьем этапе Старцев отходит от земской больницы, его внимание поглощает большая частная практика. Теперь он еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой: "Выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами".
Наконец, на четвертом этапе жизнь Дмитрия Старцева окончательно опустошена и обеднена, он заражен накопительством, у него имение и два дома в городе, но на этом он не останавливается, с удовольствием вспоминает про бумажки, которые по вечерам доставал из карманов и с благоговением перебирал их. Старцев всю жизнь работал, но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной. И мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Постепенно доктор Старцев превратился в Ионыча. Жизненный путь на этом завершен.. .
Можно сделать вывод, что Старцев, все прекрасно понимая, ничего не попытался изменить. В этом его винит и сам Чехов.
Показывая эволюцию Старцева от молодого врача, живого и эмоционального человека, до ожиревшего пухлого Ионыча, который на своей тройке с бубенцами кажется не человеком, а "языческим богом", А. П. Чехов разоблачает, таким образом, и среду, оказавшую на главного героя рассказа тлетворное воздействие, и его самого.
На примере доктора Старцева в рассказе показаны взаимодействие слабого и пассивного характера с духовно обнищавшим обществом и влияние этого общества на человека, не способного к сопротивлению и отстаиванию в себе положительных начал.
Умение показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом -- главные приемы, посредством которых в рассказах Чехова раскрываются пошлость и обывательщина, способные загубить даже умных, образованных людей.. .
В своих произведениях Антон Павлович Чехов обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое.

В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества.

Но проходят годы, и человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе «Ионыч». Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Дмитрий Старцев работает в Деляже, который расположен в девяти верстах от города. Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много работает, не зная отдыха. Но Чехов в каком-то другом рассказе высказал очень верную мысль, что чаще всего довольно быстро черствеют учителя и врачи. Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному человеку, почаще бывать в городе, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города, его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной. Чехов небольшими штрихами рисует эту «талантливость».

Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери понятны Старцеву, но все таки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать. Лишь через год, приехав к ним скова. Старцев все чаще и чаще наведывается в этот гостеприимный дом. Он влюблен в дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетничает со Старцевым, не отвечая на пылкие чувства влюбленного.

Старцев понимает, что ему взрослому человеку неприлично таскаться по кладбищам, получать записочки, как желторотому гимназисту, но тем не менее, он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. Но даже в конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незаметно для него, овладевает трезвый расчет (Он думает: «А приданого они, должно быть, дадут немало»). После отказа доктор переживает не слишком долго. Ему было всего лишь «немного стыдно», что все так глупо и пошло кончилось. Раньше в городе Старцева звали «поляк надутый», тем самым подчеркивая, что он чужой в этом городе. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида.

Когда Старцев пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Обыватели города ровным счетом ничего не делали. День и время уходили на карты, сборища, безделье. Уезжает из города Котик, Старцев равнодушно узнает об этой потере, вспоминая только одно: «Сколько хлопот, однако». С этого времени Дмитрий теряет интерес к работе. В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. Он по вечерам любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются «безобидные» страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных и стучит палкой. В городе его уже по-домашнему называют «Ионычем», тем самым принимая его в свою среду. Чехов, показывая «лучшую» семью Туркиных, как бы подводит нас вслед за Старцевым сделать вывод: «Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город?»

Еще хуже, чем Туркины, потому что в этом милом семействе есть налет хоть какой-то интеллигентности. Старцев не имел семьи, он, должно быть, просто ради удовольствия и не зная, что делать с деньгами, создавал себе душевный комфорт, скупая недвижимость. Чехов нас предупреждает: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека». Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить полуспящую душу Старцева.

Котик, вернувшись, видит Старцева другим, но ей хочется замуж, поэтому она цепляется за прошлые светлые мечты. Старцев же устало думает: «Хорошо, что я на ней не женился». Ему уже не нравилось: и как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней дело в том, что Старцев уже давно умер, и ничто нс может вывести его из духовной спячки. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. Имя этой болезни духовная деградация личности.

Как опытный врач, Старцев мог бы поставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, не раз в своих рассказах повторял: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Высокую оценку Чехову дали не только его современники, но и писатели двадцатого века. Алексей Толстой сказал: «Чехов это Пушкин в прозе». И я думаю, что с этим утверждением сложно не согласиться.