Сочинение на тему: Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободной жизни в поэме Мцыри, Лермонтов. Сочинение на тему: Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободной жизни в поэме Мцыри, Лермонтов Несколько интересных сочинений

«Ты хочешь знать, что видел я / На воле?» - так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Еще совсем маленьким ребенком его заперли в монастырь, где он и провел все свои сознательные годы жизни, никогда не видя большого мира и настоящей жизни. Но вот перед постригом юноша решается на побег, и перед ним открывается огромный мир. Три дня на воле Мцыри познает этот мир, стараясь наверстать все ранее упущенное, и правда узнает за это время больше, чем иные за всю жизнь.

Что же видит Мцыри на воле? Первое, что он ощущает - это радость и восхищение от увиденной природы, которая кажется юноше невероятно прекрасной. И правда, ему есть на что полюбоваться, ведь перед ним роскошные кавказские пейзажи. «Пышные поля», «свежая толпа» деревьев, «причудливые, как мечты» хребты гор, «белый караван» птиц-облаков - все привлекает любопытный взгляд Мцыри. Сердцу его становится «легко, не знаю, почему», и в нем пробуждаются самые дорогие воспоминания, которых он был лишен в неволе. Картины детства и родного аула, близкие и знакомые люди проходят перед внутренним взором героя. Здесь раскрывается чуткая и поэтичная натура Мцыри, который искренне отзывается на зов природы, раскрывается ей навстречу. Читателю, наблюдающему за героем, становится понятно, что он принадлежит к тем естественным людям, которые предпочитают общение с природой вращению в обществе, и душа их еще не испорчена фальшью этого общества. Изображение Мцыри именно таким было особенно важно для Лермонтова по двум причинам. Во-первых, классический романтический герой как раз таки и должен был характеризоваться подобным образом, как человек, близкий дикой природе. А, во-вторых, поэт противопоставляет своего героя своему окружению, так называемому поколению 1830-х, большинство которых было пустыми и безыдейными молодыми людьми. Для Мцыри три дня свободы стали целой жизнью, насыщенной событиями и внутренними переживаниями, - знакомые же Лермонтова жаловались на скуку и прожигали жизнь в салонах и на балах.

Мцыри продолжает свой путь, и перед ним открываются иные картины. Природа раскрывается во всей своей грозной мощи: молнии, ливень, «грозящая бездна» ущелья и шум потока, похожий на «сердитых сотни голосов». Но в сердце беглеца нет страха, такая природа для Мцыри даже ближе: «Я, как брат, обняться с бурей был бы рад!». За это его ждет награда: голоса неба и земли, «пугливых птиц», травы и камней - всего, окружающего героя, становится ему понятны. Потрясающие минуты общения с живой природой, мечтаний и надежд в полуденную жару под несказанно чистым - таким, что можно бы было и ангела разглядеть - небосклоном Мцыри готов переживать снова и снова. Так он снова ощущает в себе жизнь и ее радость.

На фоне прекрасных горных пейзажей перед Мцыри предстает и его любовь, юная девушка-грузинка. Красота ее гармонична и сочетает в себе все лучшие природные краски: загадочную черноту ночей и золото дня. Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине, и оттого он не поддается на искушение любви. Герой идет вперед, и тут природа поворачивается к нему своим вторым ликом.

Наступает ночь, холодная и беспроглядная ночь Кавказа. Лишь слабо светится где-то вдали огонек одинокой сакли. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество, то самое, которое томило его и в монастыре. А лес все тянется и тянется, окружает Мцыри «непроницаемой стеной», и тот осознает, что он заблудился. Природа, такая дружественная к нему днем, внезапно оборачивается страшным врагом, готовым сбить беглеца с пути и жестоко над ним посмеяться. Более того, она, в облике барса, напрямую встает на пути Мцыри, и ему приходиться биться с равным себе существом за право продолжать путь. Но благодаря этому герой познает неведомую доселе радость, радость честного соперничества и и счастье достойной победы.

Нетрудно догадаться, отчего происходят такие метаморфозы, и Лермонтов вкладывает объяснение в уста самого Мцыри. «То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума» – так отзывается герой о своей мечте вернуться домой, на Кавказ. Да, для Мцыри родина значит все, но он, выросший в тюрьме, уже не сможет найти путь на нее. Даже конь, сбросивший седока, возвращается домой, - с горечью восклицает Мцыри. А вот он сам, выращенный в неволе, подобно слабому цветку, утратил то природное чутье, безошибочно подсказывающее путь, и заблудился. Мцыри восхищен природой, но он уже не ее дитя, и она отторгает его, как отторгает стая слабых и больных животных. Зной палит умирающего Мцыри, мимо него шелестит змея, символ греха и гибели, она мечется и прыгает, «как клинок», а герой может лишь наблюдать за этой игрой…

Всего несколько дней был на свободе Мцыри, а заплатить за них ему пришлось смертью. И все же они не прошли бесплодно, герой познал красоту мира, любовь, и радость битвы. Оттого этм три дня для Мцыри ценнее всего остального существования:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…

Тест по произведению

Поэма «Мцыри» - одно из главных произведений М. Ю. Лермонтова . Проблематика поэмы связана в первую очередь с темой свободы и воли, конфликта мечты и реальности, одиночества и изгнания. Многие черты, изображенные в главном герое, были присущи и самому автору. Юный послушник Мцыри был горд, свободолюбив, отчаян и бесстрашен. Единственное, что его интересовало это природа Кавказа и родные края.

В связи с тем, что он родился в горном ауле, его сердце навсегда осталось там, рядом с родными и близкими людьми. Еще ребенком мальчик был отлучен от родителей и волею судьбы попал в монастырь, стены которого для него стали настоящей тюрьмой. Все время, проведенное там, он мечтал о вольной жизни, такой как его душа. Однажды Мцыри все же смог вырваться из стен монастыря и провести три дня на лоне природы.

Это время стало самым счастливым периодом в его жизни. Даже если бы он знал заранее, что ему суждено на воле погибнуть, то все равно решился бы на этот отчаянный шаг. За три дня свободной жизни он сумел в полной мере раскрыть себя и свои личностные качества. Он возмужал, окреп и стал еще смелее.

Он встретил молодую грузинку на своем пути, чей голос навсегда остался в его сердце. Он встретил могучего барса, с которым вступил в неравный бой. Он смог преодолеть без страха дремучие леса, высокие горы и быстрые реки. Однако до одного края так и не добрался, так как был сильно ранен зверем. И все же эти три дня на многое ему открыли глаза. Мцыри вспомнил лица своих родителей, отчий дом в ущелье горного аула.

Вернувшись в монастырь, он исповедался старому монаху, когда-то спасшему его от смерти. Теперь он снова умирал, но на этот раз от полученных ран. Он ни капли не сожалел о тех трех днях, проведенных на свободе. Единственное, что его тревожило, это тот факт, что он так и не смог обнять в последний раз родных. Последней просьбой послушника было похоронить его в саду лицом в сторону родного аула.

Его дух отличается, его цель - обрести настоящую свободу, но сделать это можно только вне монастыря, который держит его. Главный герой стремится обрести полную свободу, что и толкает его на побег, то есть именно это и является причиной такого рискованного поступка. Его еще в детстве привезли в монастырь, где он и вырос, но когда все осознав, он решается бежать, будто находится в тюрьме.

Поэма состоит из двадцати шести глав, в которых описывается весь побег героя, но только три дня он живет свободной жизнью, той, которую он и хотел. Он начинает понимать мир узнавать много нового, так он встречает на своем пути дикое животное, которое нападает на него. Прекрасную девушку у реки, все это время его мучили нехватка еды и воды. Еще на исповеди он не может смириться с жизнью, когда не свободен. Мцыри любит природу, удивляется ее разнообразностью и красотой. На природе он думает о своей Родине, о том, как скучает по ней и любит ее.

Он ставит себе цель, цель побега - найти свою Родину, свою семью, но, к сожалению, ему не удается это сделать. Эти несколько дней полностью меняют мцыри, он ощущает настоящую свободу. Но когда он не может разобраться, где находится, понимает, что заблудился. В поисках выхода, он пришел только к своему прежнему месту проживания - к тюрьме, где нет его настоящей жизни.

Характер главного героя сложен так, что он может преодолеть множественные трудности: он очень храбрый, выносливый и преданный. Но даже несмотря на это, ему не удается обрести полную свободу. Именно поэтому его последним желанием остается - похоронить его на свободной земле, вне монастыря, чтобы еще раз хоть краешком глаза увидеть чудеса природы. Всего лишь несколько дней на воле укрепляют боевой дух главного героя, ведь именно вера в свободу помогает ему проделать трудности (поединок с барсом). Но нельзя и сказать, что Мцыри проиграл или побег не удался. Да, он не обрел физическую свободу и вернулся обратно в монастырь, но он обрел свободу душевную, что, наверное, даже важнее свободы физической. Он не струсил и нашел шанс сбежать из места, которое держало его с раннего возраста. Он все же добился своего - пожил на свободе, и пусть, что не большое количество времени, которое очень сильно повлияло на него и на его мысли.

Но кроме свободны Мцыри преследует цель узнать больше о Земле, на которой он живет, а именно познать ее красоту. Его мучают различные философские мысли. Побег полностью подтверждает его мысли, он узнает, что был прав, когда думал об этом в монастыре.

М.Ю. Лермонтов в своем произведении "Мцыри" показал то, что свобода делает человека сильнее и физически, и морально. Для современников великого писателя герой произведения - Мцыри стал неким символом свободы, который показал, что нужно бороться за свою свободу всеми силами.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по произведению Палата номер 6 Чехова
  • Сравнительная характеристика Чацкого, Онегина и Печорина сочинение

    Печорин, Чацкий и Онегин – являются героями самих известных романов всех времен. Все они – представители дворянства.

  • Анализ сказки Перро Кот в сапогах

    Даже если жизнь несправедливо обошлась с вами, оставив вам в наследство кота, а не мельницу или осла, не надо унывать. Иной кот может оказаться во сто крат ценнее мешка с золотом. Особенно, если этот кот - в сапогах.

  • Сочинения про Осень (более 10 штук)

    Есть чудная пора - это осень. И в этой золотой поре можно играть до утра. Раскидывать листья в разные стороны. Вижу золотой листик. Он упал с клёна самым первым. Я подняла его и положила пакет, чтобы собрать гербарий.

  • Образ и характеристика Доктора Дымова в рассказе Попрыгунья Чехова

    Героем А.Чехова чаще всего бывает рядовой человек. Под бесстрастным изложением различаются и симпатия автора к трудящемуся человеку, и отвращение к сытости, предательству, эгоизму.

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Предмет – литература

Класс – 8

Тема и место урока в теме – «Противоречивость образа Мцыри», завершающий урок в разделе «Творчество М.Ю.Лермонтова»

Базовый учебник – Литература. Меркин Г.С. «Русское слово» 8 класс 2010 (учебник для общеобразовательных школ в трёх частях)

Цель урока – побудить учеников к поиску духовно-нравственных ориентиров

Универсальные учебные действия -

Познавательные:

  • сопоставление характерных черт образа Мцыри
  • формулирование проблемного вопроса, познавательной цели
  • создание речевого высказывания
  • соотношение нравственных категорий и понятий с литературным произведением

коммуникативные:

  • умение выражать свои мысли, вести диалог с одноклассниками и учителем
  • умение формулировать вопросы

личностные:

  • формирование духовно-нравственных ориентиров

Технология – проблемное обучение

Тип урока – комбинированный, двухчасовой

Техническое оборудование – компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

В учебные программы для общеобразовательных школ входят некоторые произведения, которые не способствуют созиданию личности на Евангельских началах добра и милосердия, не помогают разобраться ученикам в сложных нравственных понятиях, вернее, не сами произведения, а трактовка художественных образов (некогда удобная для советской идеологии) приводит детей к нравственной дезориентации.

Так, образ Мцыри обычно трактуется как образ героя, который достоин восхищения, уважения и подражания: это бунтарь, бросающий вызов судьбе, готовый променять вечность на «три блаженных дня», человек, который не может смириться и предпочитает смерть несвободе.

У детей происходит смещение нравственных понятий: о каком смирении может идти речь? где гордость, а где гордыня? где свобода, а где вседозволенность, безумие, губящее человека? страсть в человеке – это хорошо или плохо?

И задача учителя – побудить ученика к поиску правильного мировоззрения, правильного представления о жизни, не навязывая готовых ответов, а давая детям духовно-нравственные ориентиры, которые помогут им не заблудиться в поисках истины.

В случае с поэмой «Мцыри», на мой взгляд, в школе следует сделать акцент на художественном своеобразии произведения. Что касается образа «Мцыри» - подчеркнуть противоречивость этого образа, обратить внимание учеников, что это пример романтического героя, помочь разобраться в восприятии этого образа и соотнести такие понятия, как «смирение», «гордость», « гордыня», «страсть», «свобода» с этим литературным произведением и подтолкнуть к соответствующим выводам, которые пригодятся детям в их собственной жизни.

Методическая основа урока

Проблемная ситуация характеризуется как особый вид умственного взаимодействия ученика и учителя, при котором ученик получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. «Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания». (А.А.Леонтьев)

Проблемная ситуация предполагает следующие этапы: «знаю – хочу узнать – узнал – научился», т.е.

  1. установление соотношения между актуальной информацией и информацией неизвестной (обозначаем область неизвестного – что нужно знать);
  2. формулировка проблемы: учитель показывает логику формулировки проблемы, учащиеся сами формулируют и выбирают – какая удачнее);
  3. исследование проблемы;
  4. формулировка вывода;
  5. применение полученных знаний (какие задачи раскрываются с помощью полученных знаний)

Применительно к теме «Противоречивость образа Мцыри» можно наполнить эти этапы следующим содержанием.

Структура и содержание урока

I Актуализация опорных знаний

«Знаю» Что обучающиеся знают об образе Мцыри из предыдущих уроков? Назвать характерные черты.

Мцыри – романтический образ, наделённый героическими чертами. Какими? Перечислить.

  • индивидуалист, бунтарь
  • стремится к свободе
  • смел, бесстрашен
  • скрывает в душе обиду на несправедливость общества
  • бросает вызов судьбе
  • погибает в гордом одиночестве

Но… Это только своеобразная схема «байронического героя». Образ Мцыри, наверное, гораздо сложнее, мы ещё не до конца в нём разобрались.

II Интеграция знаний

Выступления обучающихся с индивидуальными заданиями (в виде презентаций, устных сообщений), содержащих новую информацию (столкновение мнений):

  • различные трактовки образа Мцыри;
  • определение понятий «смирение», «гордость», « гордыня», «страсть», «свобода» и афоризмы, пословицы, поговорки, цитаты с этими словами;
  • сопоставление образа Мцыри и образа Емельяна Пугачёва из недавно изученного произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (сходства и различия образов).

1) В.И.Коровин «Творческий путь М.Ю.Лермонтова»

«Мцыри – «естественный человек», который искусственно вынут, изолирован от природной сферы в результате внешних событий».

2) А.И.Ревякин «История русской литературы XIX в.»

«Образ Мцыри – огромное художественное обобщение. В нём воплощаются трагизм, неизбывные страдания, крайнее недовольство прогрессивных людей 30-х годов самодержавно-крепостническим деспотизмом, их протест и стремление к свободе, их мечта о действенно-героической жизни, их вера в силу исключительной личности, выступающей на защиту своих поруганных прав».

3) В.Г.Белинский «Стихотворения М.Лермонтова»

«… что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности».

4) Осмыслению духовно-нравственного содержания посвящена статья В.Влащенко «Трагедия Мцыри»

  • «естественный человек» (цельный, с любовью к свободе и жаждой деятельности, противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным)
  • герой с демоническими чертами (противостоит судьбе, Богу, гордый индивидуалист)
  • поэма-исповедь христианина (автор исключает эту трактовку, так как исповедь предполагает покаяние, чего Мцыри не понимает)
  • много пафоса, но нет духовной глубины

*Различные трактовки образа Мцыри

Даёт заключение: «Несмотря на победу над барсом, именно здесь Мцыри, оказавшись во власти звериных инстинктов, терпит своё главное поражение: в нём зверь побеждает человека, дьявол побеждает Бога».

В.Влащенко считает, что трагедия Мцыри связана с состоянием души в юности, когда проявляются такие опасные для человеческой души пороки, как гордыня и эгоизм, стремление к безграничной свободе и освобождению от всех запретов.

5) З.Абрамова обращает внимание на эпиграф: «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю» (1-я книга Царств)

В Библии более всего осуждается гордыня. Почему погибает Мцыри? Может быть, он понёс наказание?

*Афоризмы и цитаты со словами «смирение», «гордость»,

« гордыня», «страсть», «свобода»

  • Страсть сжигает человека.
  • Желание свободы горько – она лишь миг, а не удел человека.
  • Не очистившись от страстей – нет смирения.
  • Кто не смирится, не найдёт мира в душе.
  • Где смирение – там и спасение.
  • Отвергни свою волю, смиряйся всю жизнь и спасёшься.
  • От страстей помрачается рассудок.
  • Не гордись, человек, будучи пыль и прах!
  • Ф.М.Достоевский: «Смирись, гордый человек!»
  • Прп. Иоанн Лествичник: «Гордый человек подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою».
  • «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4,6)

*информация в помощь учителю и ученикам

  • Свт. Иоанн Златоуст: «Таково христианство: оно и в рабстве доставляет свободу».

Филарет, митр. Московский: «Истинная свобода есть свобода христианина – свобода внутренняя, а не внешняя, - нравственная и духовная, а не плотская; всегда благоделающая и никогда не мятежная…»

*информация в помощь учителю и ученикам

III Формулирование цели, формулировка проблемы

Оказывается, не всё так однозначно и в самом образе Мцыри и в его восприятии читателями, литературными критиками.

Итак, Мцыри всё-таки не находит дорогу домой, гибнет. Почему?

«Хочу узнать» Что мешает Мцыри победить судьбу, несмотря на все его героические черты? (устанавливаем соотношение между актуальной информацией и информацией неизвестной, обозначаем область неизвестного – что нужно искать).

Формулировка проблемы: учитель показывает, какова логика формулировки проблемного вопроса, учащиеся сами формулируют и выбирают наиболее удачный.

виды вопросов

вопросы,

сформулированные учителем на примере

какого-нибудь ранее

изученного произведения

вопросы к теме урока,

сформулированные учениками по аналогии

общий

«Почему Герасим утопил Муму?»

конкретный

«Почему Герасим ушёл от барыни только после того, как утопил Муму?»

«Почему Мцыри убежал из монастыря?»

конкретно-качественный,

проблемный

«Изменился ли Герасим как человек после того, как выполнил приказ барыни?»

IV Исследование проблемы

  1. Работа в группах

Предполагаемые ответы

Да и в чём?

Нет или не совсем и почему?

Особое мнение, выводы

  • Любит родину
  • Стремится к свободе
  • Смел, бесстрашен
  • Бросает вызов судьбе
  • Восхищается природой и т.д.
  • Променял три дня свободы на вечность
  • Нет смирения
  • Позволяет страсти взять верх
  • Есть что-то дикое, звериное и т.д.

Представитель от каждой группы озвучивает мысли по данной проблеме.

  1. Беседа

Что такое свобода? Может ли быть несвободным человек на воле и наоборот? Свободен ли был Мцыри, когда убежал из монастыря? Что дала Мцыри свобода? Как воспринимается свобода в современном обществе? Где грань между свободой и вседозволенностью?

Метафорический пример: стоя у края пропасти, как использовать свою свободу – благоразумно отойти со страхом или прыгнуть в бездну, погубив себя.

V Формулирование выводов

«Узнал»

  1. Запись в тетрадь или отображение на интерактивной доске важных мыслей, выводов, прозвучавших на уроке.
  • Жизнь сложнее любого художественного образа, нельзя всё воспринимать однозначно, первое впечатление может быть обманчиво, нельзя делать опрометчивые выводы
  • Человек свободен в своём выборе: может быть счастлив в монастыре в служении Богу, а может променять вечность ради мнимой свободы.
  • Необходимо познать законы бытия, удерживающие человека от падения в пропасть, от гибели.
  • Чувства не должны перерастать в страсти, гордость – в гордыню, свобода во вседозволенность.
  • Горделивая мысль ведёт к трагедии человеческого бытия.

Дополнительная информация (слово учителя)

Многие русские классики задавались вопросом: возможно ли существование человека без веры? Позже в романе «Герой нашего времени» и Лермонтов задумается над этим вопросом. Его герой Печорин тоскует по вере, воодушевлявшей предков, убеждённых, что небесный мир участвует в их делах. Потомки, не верящие в Бога, не верят и в себя, люди, не признающие ничего более высокого, чем собственные желания, не обретают волю, а теряют её.

« Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звёзды спокойно сияли на тёмно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажжённые, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и нужды давно угасли вместе с ними, как огонёк, зажжённый на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо с своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!..» (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)

Отдав себя «первому этажу», - животному началу, биологическим законам, люди отдали себя во власть безликой страшной силе: человек попадает во власть обстоятельств, вся жизнь становится слепой силой обстоятельств. Вот цена, которую пришлось заплатить за отсутствие веры, за то, что верили только в себя.

VI Применение полученных знаний на практике

  1. Рефлексия (осмысление деятельности)

«Научился» (осознание результативности деятельности):

  • формулировать проблемные вопросы
  • выявлять и сопоставлять противоречия в художественном образе
  • соотносить нравственные понятия с литературным художественным произведением и своим жизненным опытом
  1. Использование полученных на уроке знаний при выполнении дифференцированного домашнего задания

Домашнее задание на выбор:

  • Сочинение-рассуждение «В чём трагедия Мцыри?»
  • Эссе «Свобода и вседозволенность»
  • В каком-либо ранее изученном произведении выявить противоречивые черты характера главного героя и соотнести их с нравственными понятиями и со своим жизненным опытом.

Поэма Лермонтова «Мцыри» была написана в 1840 году. Путешествуя по Военно- Грузинской дороге, поэт встретил монаха, который некогда служил в монастыре, теперь уже упраздненном. Монах рассказал Лермонтову свою историю. Этот рассказ произвел огромное впечатление на поэта, и он изложил историю, рассказанную монахом Бэри, в поэме.

В центре поэмы образ Мцыри.

Однажды русский генерал, который направлялся в Тифлис, проезжал мимо мона­стыря. Он вез с собой больного пленного мальчика.

Он был, казалось, лет шести; Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник.

Это и был Мцыри. Сравнивая ребенка с серной, Лермонтов дает понять, что дитя не приживется в обители. Серна - символ свободы, вольной жизни. Очень слабый физически, мальчик обладал могучим духом, огромной силой воли.

Без жалоб он Томился, даже слабый стон Из детских губ не вылетал, Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо умирал.

Умирающего Мцыри спасает монах. Постепенно ребенок начал привыкать к «плену», он стал понимать чужой для него язык и уже хотел «во цвете лет изречь монашеский обет». Но в нем живет тоска по родине, свободе. Мысли его постоянно несутся туда, где

В снегах, горящих, как алмаз, Седой, незыблемый Кавказ.

Мцыри решается на побег. Темной осенней ночью он убегает из монастыря и попадает в мир природы, «чудный мир тревог и битв», о котором мечтал с детства. Попавший в монастырь не по своей воле, Мцыри стремится туда, «где люди вольны, как орлы». Утром, пробудившись от сна, он увидел то, к чему так долго стремился: пышные поля, зеленые холмы, величественные горные хребты. В природе он видит ту гармонию, единение, братство, которого не дано ему было познать в человеческом обществе.

Кругом меня цвел божий сад. Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж листов...

Мцыри наделен способностью видеть, тонко понимать, любить природу и в этом находит радость бытия. Он отдыхает после монастыря, наслаждается природой. В то же утро он встретил молодую грузинку и был очарован ее песней. Страдая от голода и жаж­ды, он не пошел в ее саклю, потому что имел одну заветную цель - «пройти в родимую страну». Юноша долго шел, но вдруг «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал». Это привело его в отчаяние: впервые в жизни он заплакал. А вокруг него уже «миллионом черных глаз смотрела ночи темнота». Мцыри оказался во враждебной ему стихии. Из чащи леса выходит барс, который набрасывается на юношу.

Ко мне он кинулся на грудь; Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Мое оружье...

В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера Мцыри. Он побеждает и, несмотря на тяжелые раны, продолжает путь. Когда утром, голодный, израненный, выбившийся из сил, он увидел, что вновь пришел к своей «тюрьме», от­чаянию Мцыри не было предела. Он понял, что ему «на родину следа не проложить уж никогда». Умирающего Мцыри нашли монахи и вновь принесли в монастырь. Мечте не суждено было сбыться. Едва «блаженство вольности познав», он завершил жизнь. Раны от сражения с барсом были смертельны. Однако, даже не будь этой битвы с барсом, едва ли Мцыри мог прожить долгую жизнь Я думаю, что тоска по родине, неволя все равно истощили бы его силы и он умер бы не от ран, а от тоски. Жизнь для Мцыри в нево­ле - не жизнь. Он всеми силами стремился вырваться из своей тюрьмы - монастыря, доказать свое право на достойную, свободную жизнь. И если не смог осуществить свою мечту, то это не его вина. Мцыри с горечью признается себе, что

Как жил в земле чужой, Умру рабом и сиротой.

Но смерть для него - тоже освобождение от неволи. Когда над его головой уже ве­яли успокоительные сны смерти, носились ее фантастические видения, он вспоминает свой родной Кавказ и мечтает, чтобы ветер принес ему привет с милой его родины. Умирая, Мцыри все же остается непокоренным, гордым, как свободолюбивый дух его мужественного народа.

Жизнь Мцыри на воле

«Ты хочешь знать, что видел я на воле?»

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» была написана в 1839 году. Она стала результатом странствий поэта по Военно-Грузинской дороге.

Поэма рассказывает о жизни пленного мальчика с гор, которого однажды привез русский генерал и оставил в монастыре. Мальчика назвали Мцыри, что по-грузински означает «чужеземец».

Мальчик жил в монастыре и готовился стать монахом. Но однажды он исчез, и на­шли его, обессиленного и больного, только через три дня. Перед смертью он рассказал о своем бегстве и странствиях.

Только на воле Мцыри почувствовал, что настоящая жизнь - за монастырскими стенами. Ни буря, ни стихия не пугали его:

О, я как брат обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил...

Мцыри ощущал свою близость с дикой природой и наслаждался ею:

Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой?

Беглец вслушивался в волшебные, странные голоса природы, которые как будто говорили о тайнах неба и земли. Он слышал голос молодой грузинки, мучился от голода и жажды, но не посмел подойти к сакле, так как стремился поскорее попасть в родные места. Он ушел от гор и углубился в лес. Но вскоре Мцыри понял, что заблудился, и, упав на землю «в исступлении рыдал», «И грыз сырую грудь земли,/ И слезы, слезы потекли».

Во время блужданий по лесу Мцыри встретил барса и сразился с ним. В этот момент он сам чувствовал себя диким животным:

И я был страшен в этот миг: Как барс пустынный, зол и дик, Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков.

Казалось, что слова людей Забыл я...

Тяжело раненный барсом, он понял, что не сможет добраться до родных мест, что придется

Блаженство вольности познав, Унесть в могилу за собой Тоску по родине святой.

Как бы подводя итог своим странствия, Мцыри признается перед смертью:

Увы! - за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял...