Видами статистического наблюдения по способу регистрации являются. Формы, виды и способы статистического наблюдения

Статистическое наблюдение – это организованная работа по сбору первичных сведений об изучаемых массовых явлениях и процессах общественной жизни. Статистическое наблюдение проводится организованно и по заранее разработанным программе и плану.

Начальной стадией экономико–статистического исследования является статистическое наблюдение. Использование объективной и полной информации, которую получают в ходе статистического наблюдения, на последующих этапах исследования обеспечивает научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта.

Объектом статистического наблюдения выступает совокупность, в пределах которой проводится наблюдение. Единица статистического наблюдения – это элемент изучаемого объекта, который представляет необходимые первоначальные сведения Черты и свойства единиц совокупности называют признаками. Для того чтобы получить сведения, нужно разработать программу наблюдения. Программа статистического наблюдения должна содержать перечень признаков, которые будут характеризовать отдельные единицы совокупности.

Процесс проведения статистического наблюдения состоит из следующих этапов:

1) программно – методологическая подготовка проведения наблюдения. На данном этапе определяются цели и объекты наблюдения, признаки, подлежащие регистрации, разрабатываются документы для сбора данных, определяются методы и средства получения данных и другое;

2) организационная подготовка проведения наблюдения Этот этап подразумевается следующие виды работ: подбор и подготовка кадров; составление календарного плана работ по подготовке и проведению статистического наблюдения обрабатываются материалы, которые будут использованы в статистического наблюдении;

3) на третьем этапе выбирают форму, способ и вид статистического наблюдения. Важнейшим этапом в проведении статистического наблюдения – является сбор данных наблюдения, накапливание статистической информации;

4) контроль данных статистического наблюдения;

5) на последней ступени статистического наблюдения делаются выводы и предложения по проведению статистического наблюдения.

Результаты, полученные в ходе статистического наблюдения, подвергают контролю со стороны их достоверности, полноты и возможности допущенных ошибок или неточностей.

Существуют следующие требования, которым должно отвечать статистическое наблюдение:

1) наблюдаемые явления должны иметь ценность и выражать определенные социально–экономические типы явлений;

2) сбор статистических данных должен обеспечить полноту фактов, которые рассматриваются в изучаемом вопросе;

3) для того чтобы обеспечить достоверность статистических данных, нужно тщательно и всесторонне проверить качество собираемых объектов – это является одной из самых важнейших характеристик статистического наблюдения;

4) для того чтобы создать хорошие условия для получения объективных материалов, необходимо научно организовать статистическое наблюдение.

2. Формы, виды и способы статистического наблюдения

К основным организационным формам статистического наблюдения относят: отчетность и специально организованное наблюдение.

Важнейшей формой статистического наблюдения является отчетность.

Отчетность – это форма статистического наблюдения, при которой в соответствующие статистические органы поступают в определенные сроки сведения от предприятий и организация, которые осуществляют экономическую деятельность. Сведения должны подаваться в установленном законом порядке отчетных документов.

Отчетные документы должны быть заполнены на основании данных первичного учета и подписаны лицами, ответственными

за предоставленные сведения. Органами государственной статистики утверждаются формы статистической отчетности.

В коммерческой деятельности отчетность подразделяется на:

1) общегосударственную – обязательна для всех организаций и представляется в сводном виде в органы государственной статистики;

2) внутриведомственную – эта отчетность действует в пределах ведомств и министерств. Существуют следующие формы отчетности:

1) типовой называют отчетность, которая содержит показатели, одинаковые для всех предприятий, учреждений различных организационных форм, а также для иных видов деятельности

2) если предприятие имеет свои определенные особенности, то в эту организацию вводится специализированная отчетность;

3) отчетность, предоставляемая каждым предприятием в одинаковые промежутки времени, называется периодической;

4) отчетность, которая поступает в органы статистики по мере необходимости, называется единовременной отчетностью. Каждая организация вправе выбирать, по какому способу ей предоставить отчетные данные.

В настоящее время существует большое множество способов поступления статистических данных в органы статистики, например почтовая и срочная предоставляется по телеграфу, телетайпу факсу и другими способами. Специально организованное статистическое наблюдение – это сбор сведений посредством переписей, единовременных обследований и учета. Примером специально организованного статистического наблюдения может служить инвентаризация на предприятии.

Рассмотрим следующие виды статистического наблюдения:

1) если обследованию подвергается абсолютно все единицы изучаемой совокупности явлений и процессов, то это сплошное статистическое наблюдение;

2) если обследованию подвергаются часть единиц изучаемой совокупности явлений, то это несплошное статистическое наблюдение;

3) выборочным наблюдением называют наблюдение, при котором характеристика всей совокупности фактов дается по некоторой их части, отобранной в случайном порядке;

4) монографическое обследование – это детальное изучение и описание определенных единиц совокупности;

5) если обследованию подвергается та часть единиц совокупности, у которой величина изучаемого признака является преобладающей во всем объеме, то это называется методом основного массива;

6) сбор данных, основанный на добровольном заполнении адресатами анкет, называется анкетным обследованием;

7) если наблюдение ведется непрерывно, и при этом все факты и явления, происходящие в состоянии изменения, регистрируются, то это наблюдение называется текущим;

8) если же наблюдение осуществляется нерегулярно, но только тогда, когда требуется, это наблюдение называется единовременным;

9) периодическим называется наблюдение, которое повторяется через определенные промежутки времени (год, месяц, квартал и т. д.).

В зависимости от источников собираемых сведений различают:

1) наблюдение, осуществляемое самими регистраторами путем замера и с помощью осмотра, подсчета и взвешивания признаков изучаемого объекта, называется непосредственным;

2) опрос – это наблюдение, при котором ответы человека на вопросы фиксируются на определенном формуляре;

3) при документальном учете фактов источником сведений служат документы.

Предоставление предприятиями, организациями статистических отчетов о своей хозяйственной деятельности в строго установленном порядке называют отчетным способом. Вид статистического наблюдения, предполагающий предоставление сведений в органы, которые и ведут наблюдение, в явочном порядке называют явочным способом.

Если сведения в органы предоставляют корреспонденты, то этот способ называют корреспондентским.

Предоставление документов, которые заполняют сами опрашиваемые, а специальные работники только обеспечивают формулярами, называют способом саморегистрации.

3. Программно–методологические вопросы статистического наблюдения

Разработка плана проведения статистического наблюдения является важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения. План должен содержать формулировку и решение организационных вопросов, таких как установление целей и задач наблюдения разработка программ наблюдения, определение объекта и единицы наблюдения, выбор вида и способа наблюдения.

Целью наблюдения является получение основного результата статистического исследования.

Для того чтобы организовать статистическое наблюдение, необходимо точно установить объект наблюдения.

Совокупности единиц, о которых должны быть собраны статистические данные, называют объектами статистического наблюдения. Прежде чем производить статистическое обследование деятельности организации, необходимо определить отличительные черты и важнейшие признаки изучаемого объекта.

Первичный элемент объекта статистического наблюдения являющийся носителем определенных признаков, называют единицей наблюдения, а первичную ячейку, от которой будут в дальнейшем получены статистические сведения, называют единицей совокупности.

Требования, предъявляемые к программе статистического наблюдения:

1) программа наблюдения должна содержать все основные для нее признаки, черты, характеризующие те явления и процессы, которые будут в дальнейшем использованы в разработке материалов статистического наблюдения;

2) все контрольные вопросы, входящие в программу наблюдения, должны быть кратко, но четко сформулированы;

3) степень полноты и достоверность полученных в ходе статистического наблюдения данных зависят от качества программы;

4) вопросы, рассматриваемые в данной программе, должны быть изложены в логической последовательности.

Статистические формуляры – это специализированные документы определенной формы, которые предназначены для учета и отчетности. В формуляре статистического наблюдения содержатся перечень вопросов программы и места для записи ответов на них. Данный формуляр состоит из: титульной части, которая включает в себя наименование статистического наблюдения и органа, его проводящего, дату и наименование органа, утвердившего данный формуляр; адресная часть формуляра должна содержать запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения, их соподчиненность.

Формуляр имеет различные формы выражения и наименования: переписной лист, бланк, опросный лист, форма отчетности, анкета и т. д.

К системам статистического формуляра относятся: индивидуальный формуляр, предназначенный для регистрации ответов на вопросы программы наблюдения, но только по одной единице наблюдения; списочный формуляр предназначен для регистрации в нем же ответов на вопросы программы наблюдения о нескольких единицах наблюдения. Для того чтобы единообразно толковались вопросы, содержащиеся в формулярах, может быть дан статистический подсказ. Статистический подсказ – перечень возможных ответов на поставленные вопросы. К статистическим формулярам составляется инструкция – это документ, в который входят разъяснения и указания по программе статистического наблюдения, а также в нем отражают цели и задачи наблюдения, сведения об объекте и единицах наблюдения, сроки и время проведения наблюдения. Инструкция должна быть составлена просто, кратко и ясно.

4. Организационные вопросы статистического наблюдения

Организационный план – это документ, в нем должны быть отражены важнейшие вопросы по организации и проведению предстоящих мероприятий. Он составляется для того, чтобы успешно проводить статистические наблюдения. В нем указываются: органы, проводящие наблюдения, время и сроки наблюдения, подготовительные работы, которые были проведены для дальнейшего наблюдения, порядок комплектования и обучения кадров, необходимых для проведения статистического наблюдения, порядок его проведения, порядок приема и сдачи материалов, получение и предоставление предварительных и окончательных итогов. Вопрос о времени проведения статистического наблюдения должен быть обязательно решен, включая выбор сезона, срока и критического момента наблюдения.

Для того чтобы выбрать сезон, нужно проследить, чтобы изучаемый объект пребывал в обычном для него состоянии.

Время начала и окончания сбора статистических данных называют периодом, или сроком.

Временем наблюдения называют время, к которому будет отнесена собранная статистическая информация.

Критической называют дату, по состоянию на которую сообщаются сведения.

Критическим моментом статистического наблюдения называют момент времени, по состоянию на который фиксируются собранные данные, которые получены в процессе статистического наблюдения, например выбирают момент окончания одних суток и начала других.

Организация, осуществляющая подготовку, проведение статистического наблюдения и несущая ответственность за свою работу, – это орган наблюдения. У органа наблюдения должны быть четко определены сферы деятельности, функции, права круг обязанностей, за которые он несет ответственность.

Место, где происходит регистрация наблюдаемых фактов и заполнение статистических формуляров, называют местом статистического наблюдения.

5. Ошибки статистического наблюдения и контроль материалов наблюдения

Важнейшей задачей статистического наблюдения является достоверность и точность собираемой статистической информации.

Точность – это уровень соответствия значения какого–либо признака или показателя, который был получен вследствие статистического наблюдения, действительному его значению. В процессе подготовки и проведения статистического исследования чтобы предупредить возможность появления отклонений или разности между исчисленными показателями, нужно предусмотреть и осуществить ряд мероприятий. Если же такие отклонения возникли, их называют ошибками статистического наблюдения.

Материалы, собранные в результате наблюдения, подвергаются всесторонней проверке и контролю. Они проверяются с точки зрения полноты охвата всех единиц совокупности наблюдения и правильности заполнения документов и в порядке логического и арифметического контроля.

Логический контроль состоит в сопоставлении ответов на взаимосвязанные между собой вопросы программы наблюдения с целью выявления логически несовместимых ответов.

Счетный контроль сводится к проверке общих и групповых цифровых итогов и их сопоставлению. Задача его – обнаружить и исправить неверные итоги числовых показателей.

Ошибки статистического наблюдения – это ошибки репрезентативности и ошибки регистрации.

Ошибки репрезентативности показывают, в какой степени выборочная совокупность представляет генеральную совокупность. Эти ошибки возникают потому, что наблюдению подвергается только часть единиц изучаемой совокупности, и сведения эти не могут абсолютно точно отобразить свойства всей массы явлений совокупности.

Возникающие в результате неправильного установления фактов ошибки регистрации можно подразделить на:

1) случайные – это ошибки, которые могут дать искажения как в одну, так и в другую сторону;

2) систематические ошибки, возникающие вследствие нарушения принципов непреднамеренного отбора единиц изучаемой совокупности. Систематические ошибки опасны, потому что они влияют на полученные итоговые показатели;

3) преднамеренные ошибки возникают вследствие умышленного искажения фактов.

6. Защита статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений

Статистическая информация, которая предоставляется юридическими лицами, их филиалами и представительствами, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, для проведения государственных статистических наблюдений, в зависимости от характера содержащихся в ней сведений может быть открытой и общедоступной или отнесенной в соответствии с законодательством к категории ограниченного доступа.

Госкомстат России обеспечивает в пределах своей компетенции защиту статистической информации, в том числе сведений, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну, и сведений конфиденциального характера, разрабатывает перечень сведений конфиденциального характера, получаемых при проведении государственных статистических наблюдений, и порядок их предоставления пользователям.

Госкомстат России гарантирует отчитывающимся субъектам конфиденциальность полученной от них статистической информации по формам государственного статистического наблюдения (первичных статистических данных) и предусматривает соответствующую запись об обеспечении гарантии на бланках форм.

Предоставление статистической информации, содержащейся в формах государственного статистического наблюдения (первичных статистических данных), кроме отнесенной к государственной тайне, Госкомстатом России, его территориальными органами и находящимися в его ведении организациями третьим лицам осуществляется при наличии письменного согласия предоставивших эти данные отчитывающихся субъектов за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Предоставление статистической информации, содержащейся в формах государственного статистического наблюдения (первичных статистических данных), которая отнесена к государственной тайне, осуществляется Госкомстатом России, его территориальными органами и находящимися в его ведении организациями в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г. № 41, ст. 4673).

7. Ответственность за нарушение порядка представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений

В соответствии со статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение должностным лицом, ответственным за предоставление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, предоставление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа.

Производство дел об административных правонарушениях порядка предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений и исполнение назначенных административных наказаний осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отчитывающиеся организации возмещают в установленном порядке Госкомстату России, его территориальным органам и находящимся в его ведении организациям ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при предоставлении искаженных данных или нарушении сроков предоставления отчетности, в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.1992 г. № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности».

8. Пути совершенствования статистического наблюдения

Всестороннее исследование происходящих в обществе преобразований, экономических и социальных процессов методом научно обоснованной системы показателей, обобщение и прогнозирование путей развития хозяйств, выявление резервов роста эффективности общественного производства является основной задачей статистической науки в настоящее время.

В концепции создания автоматизированной статистической информационной системы рассматриваются пути и направления по решению таких важных задач, как разработка научно обоснованной системы статистических показателей и научная организация статистического наблюдения.

Система статистических показателей социально–экономического развития является единой для всех уровней управления, обеспечивается единой методологией их исчисления. Она призвана обеспечить получение информации, которая будет характеризовать состояние и развитие экономической, социальной, политической и общественной жизни во всех сферах и на всех уровнях управления.

Получение необходимых данных о количественных и качественных значениях тех или иных показателей должно изменяться в соответствии с требованиями системы статистических наблюдений.

Совершенствование статистического наблюдения обеспечит повышение содержательности, достоверности и оперативности отчетных данных на основе статистической отчетности, переписей, единовременных учетов.

Основные принципы формирования системы статистического наблюдения: статистическая отчетность должна содержать систему отчетных показателей и обеспечивать возможность контроля над ходом выполнения плановых программ; выборочные обследования, перепись, учеты, цензы должны обеспечивать получение количественных значений статистических показателей с целью их последующего экономического анализа.

Основной целью системы отчетных показателей является контроль за проведением, выполнением и достижением контрольных цифр, государственных заказов, соблюдением установленных нормативов и лимитов.

В настоящее время изменяются организационные структуры управления хозяйством, формы и методы ведения хозяйства, активно формируются малые и совместные предприятия, акционерные общества, расширяется сфера применения арендных отношений.

В связи с этими изменениями статистическим органам нужно разработать и осуществить программу совершенствования организации статистического наблюдения.

Программный подход позволит проводить целевой комплекс мероприятий по совершенствованию системы статистического наблюдения – от постановки вопросов до разработки конкретных форм отчетности.

В настоящее время уже разработаны некоторые основные направления совершенствования системы статистического наблюдения: это формирование на базе системы статистических показателей социально–экономического развития перечня важнейших мероприятий по наблюдению за ходом реализации экономических реформ в системе народнохозяйственного управления; методика важнейших показателей, учитываемых при проведении переписей единовременных, выборочных и монографических обследований.

Рассмотрим последовательность этапов разработки и реализации совершенствования статистического наблюдения.

1. Необходимо определить перечень показателей, которые будут характеризовать экономические процессы, для сплошного наблюдения, а также перечень показателей и объектов статистического наблюдения; информация по ним может быть получена при помощи выборочного наблюдения и единовременного учета

2. Разработка и внедрение форм отчетности для сплошного наблюдения, а также программ и форм выборочного наблюдения и математического аппарата для распространения данных выборочного наблюдения на всю совокупность объектов.

3. Разработка системы цензовой отчетности и необходимого математического аппарата для распространения данных цензовой отчетности на всю совокупность объектов.

4. Обучение экономистов методам выборочных, монографических обследований и цензовой отчетности.

1. Подготовка к статистическому наблюдению (решение научно-методических и организационно-технических вопросов).

- определение цели и объекта наблюдения;

- определение состава признаков подлежащих регистрации;

- разработка документов для сбора данных;

- подбор и подготовка кадров для проведения наблюдения;

2. Сбор информации

Непосредственное заполнение статистических формуляров (бланки, анкеты).

Статистическая информация - это первичные данные о состоянии социально-экономических явлений, формирующиеся в процессе статистического наблюдения, которые затем подвергаются систематизации, сводке, анализу и обобщению.

Состав информации во многом определяется потребностями общества в данный момент. Изменения форм собственности и методов регулирования экономики повлекли за собой изменения в политике статистического наблюдения. Если раньше информация была доступна только государственным органам, то сейчас она является в большинстве случаев общедоступной. Основными потребителями стат.информации являются правительство, коммерческие структуры, международные организации и общественность.

3. Первичная обработка данных

4. Статистический анализ обработанной информации.

Заключается в анализе причин, которые привели к неверному заполнению статистических формуляров и разработке соответствующих предложений по совершенствованию наблюдения;

В результате статистического наблюдения должна быть получена объективная, сопоставимая, полная информация, позволяющая на последующих этапах исследования обеспечить научно-обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого явления.

Качество и достоверность статистической информации определяют эффективность использования статистики в любой сфере. Трудоёмкая работа по обеспечению необходимыми данными является важнейшей задачей государства.

2. Понятие статистического наблюдения

Статистическое наблюдение - это массовое (оно охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления для получения правдивых статистических данных) планомерное (проводится по разработанному плану, включающему вопросы методологии, организации сбора и контроля достоверности информации), систематическое (проводится систематически, либо непрерывно, либо регулярно), научно организованное (для повышения достоверности данных, которая зависит от программы наблюдения, содержания анкет, качества подготовки инструкций) наблюдение за явлениями и процессами социально-экономической жизни, которое заключается в сборе и регистрации отдельных признаков у каждой единицы совокупности.

Статистическое наблюдение - это предварительная стадия статистического исследования, которая представляет собой планомерный, научно организованный учет (сбор) первичных статистических данных о массовых социально-экономических явлениях и процессах.

Не всякий сбор данных можно назвать статистическим наблюдением. Наблюдение будет статистическим, во-первых, когда оно сопровождается регистрацией изучаемых фактов в соответствующих учетных документах для дальнейшего их обобщения, во-вторых - когда носит массовый характер. Это обеспечивает охват значительного числа случаев проявления того или иного процесса, необходимого и достаточного для того, чтобы получить данные, которые касаются не только отдельных единиц совокупности, но и всей совокупности в целом.

Сущностьстатистическогонаблюденияи его задачи

Всякое статистическое исследование начинается с получения информации, т.е. учета фактов и сбора первичной информации. Научно организованный учет фактов о массовых явлениях и процессах и сбор полученных на основе этого учета первичных данных принято называть статистическими наблюдением.

Статистическое наблюдение это первая стадия любого статического исследования, представляющая собой научно-организованный по единой программе учет фактов о массовых явлениях и процессах (общественной жизни) и сбор полученных на основе этого учета массовых первичных данных.

В зависимости от цели и содержания статической работы первичный материал может быть весьма разнообразным по своей природе и способам изучения (например, перепись населения и оценка потребительского спроса на определенный товар).

Высокая достоверность статистических данных и их полнота обеспечивается научной организацией статистических наблюдений. На основе дефектного материала нецелесообразна последующая статистическая работа.

Статистическое наблюдение в определенном смысле должно учитывать также технику последующей обработки информации и формы представления результатов (характеристики носителей информации).

Таким образом, задачами статического наблюдения являются:

1). Обеспечение полноты информации о изучаемом явлении;

2). Получение достоверной информации;

3). Обеспечение оперативности получения данных (в возможно короткий срок).

Статистическое наблюдение - это массовое (оно охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления для получения правдивых статистических данных) планомерное (проводится по разработанному плану, включающему вопросы методологии, организации сбора и контроля достоверности информации), систематическое (проводится систематически, либо непрерывно, либо регулярно), научно организованное (для повышения достоверности данных, которая зависит от программы наблюдения, содержания анкет, качества подготовки инструкций) наблюдение за явлениями и процессами социально-экономической жизни, которое заключается в сборе и регистрации отдельных признаков у каждой единицы сФормы статистического наблюдения

Статистическая отчетность

Основная форма статистического наблюдения, которая заключается в получении статистическими органами данных от единиц наблюдения. Данные поступают в органы статистики от предприятий и организаций в виде обязательных отчетов об их деятельности. Отчётные документы утверждаются Министерством финансов РФ и Госкомстатом РФ. Методы и формы организации статистической отчетности дифференцируются применительно к различным типам предприятий и формам предпринимательства. Основными формами ответности являются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Специально организованное наблюдение

Заключается в получении данных, которые в силу тех или иных причин не вошли в отчетность или для проверки данных отчетности. Представляет собой сбор данных посредством переписей и единовременных учетов.

Регистровое наблюдение

Основано на ведении статистического регистра, с помощью которого осуществляется непрерывный статистический учет за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированное окончание.

Виды статистического наблюдения

Статистические наблюдения подразделяются на виды по следующим признакам:

    по времени регистрации данных;

    по полноте охвата единиц совокупности;

Виды статистического наблюдения по времени регистрации:

Текущее (непрерывное) наблюдение - проводится для изучения текущих явлений и процессов. Регистрация фактов осуществляется по мере их свершения. (регистрация семейных браков и разводов)

Прерывное наблюдение - проводится по мере необходимости, при этом допускаются временные разрывы в регистрации данных:

Периодическое наблюдение - проводится через сравнительно равные интервалы времени (перепись населения).

Единовременное наблюдение - осуществляется без соблюдения строгой периодичности его проведения.

По полноте охвата единиц совокупности различают следующие виды статистического наблюдения:

Сплошное наблюдение - представляет собой сбор и получение информации обо всех единицах изучаемой совокупности. Характеризуется высокими материальными и трудовыми затратами, недостаточной оперативностью информации. Применяется при переписи населения, при сборе данных в форме отчетности, охватывающей крупные и средние предприятия разных форм собственности.

Несплошное наблюдение - основано на принципе случайного отбора единиц изучаемой совокупности, при этом в выборочной совокупности должны быть представлены все типы единиц, имеющихся в совокупности. Имеет ряд преимущств перед сплошным наблюдением: сокращение временных и денежных затрат.

Несплошное наблюдение подразделяется на:

    Выборочное наблюдение - основано на случайном отборе единиц, которые подвергаются наблюдению.

    Монографическое наблюдение - заключается в обследовании отдельных единиц совокупности, характеризующихся редкими качественными свойствами. Пример монографического наблюдения: характеристика работы отдельных предприятий, для выявления недостатков в работе или тенденций развития.

    Метод основного массива - состоит в изучении самых существенных, наиболее крупных единиц совокупности, имеющих по основному признаку наибольший удельный вес в изучаемой совокупности.

    Метод моментных наблюдений - заключается в проведении наблюдений через случайные или постоянные интервалы времени с отметками о состоянии исследуемого объекта в тот или иной момент времени.

Способы статистического наблюдения

Способы получения статистической информации:

Непосредственное статистическое наблюдение - наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета устанавливают факт подлежащий регистрации.

Документальное наблюдение - основано на использовании различного рода документов учетного характера. Включает в себя отчетный способ наблюдения - при котором предприятия представляют статистические отчеты о своей деятельности в строго обязательном порядке.

Опрос - заключается в получении необходимой информации непосредственно от респондента.

Существуют следующие виды опроса:

Экспедиционный - регистраторы получают необходимую информацию от опрашиваемых лиц и сами фиксируют ее в формулярах.

Способ саморегистрации - формуляры заполняются самими респондентами, регистраторы только раздают бланки и объясняют правила их заполнения.

Корреспондентский - сведения в соответствующие органы сообщает штат добровольных корреспондентов.

Анкетный - сбор информации осуществляется в виде анкет, представляющих собой специальные вопросники, удобен в случаях, когда не требуется высокая точность результатов.

Явочный - заключается в предоставлении сведений в соответствующие органы в явочном порядке.

Статистическое исследование начинается со сбора статистической информации, характеризующей изучаемые социально-экономические явления и процессы. Данный этап называется статистическим наблюдением.

Статистическое наблюдение -- это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за социально-экономическими явлениями и процессами, заключающееся в регистрации необходимых признаков у каждой единицы изучаемой совокупности. Например, при переписи населения по каждому жителю страны регистрируются сведения о поле, возрасте, семейном положении, образовании и др.

Статистическое наблюдение, как правило, носит массовый характер. Это проявляется в том, что при проведении наблюдения необходимо получить данные от максимально возможного числа изучаемых единиц совокупности. Массовый охват совокупности позволяет получать наиболее точные данные, характеризующие изучаемое социально-экономическое явление, выявить имеющиеся закономерности и взаимосвязи.

Планомерность проведения статистического наблюдения заключается в том, что любое исследование проводится по заранее разработанному плану, который включает в себя ряд вопросов, касающихся подготовительных работ, непосредственного сбора необходимой информации и обработки полученных данных.

Принцип научной организации лежит в основе любого этапа статистического исследования и заключается в комплексном применении статистической методологии сбора и обработки данных.

Основная цель статистического наблюдения - это сбор статистической информации о социально-экономических явлениях и процессах для получения обобщающих характеристик.

На современном этапе в статистике существует две основные формы статистического наблюдения:

  • - отчетность;
  • - специально организованное статистическое наблюдение;
  • - регистры;

Отчетность - это способ получения статистической информации от юридических лиц. Отчетность представляет собой специально разработанные формы, включающие в себя те признаки, которые подлежат регистрации. Формы статистической отчетности разрабатываются и утвержденные органами государственной статистики РФ. Одна из форм статистической отчетности представлена в приложении 1. Любое юридическое лицо, являющееся субъектом экономики РФ, обязано предоставлять отчетность органам государственной статистики по месту своей регистрации по установленным отчетным формам и в установленные сроки.

В период формирования рыночной экономики особое место в системе сбора статистической информации стали занимать специально организованные статистические наблюдения , которые проводятся для получения каких-либо данных, не содержащихся в предоставляемой отчетности или которые необходимы для проверки или уточнения данных, содержащихся в отчетах.

Особо следует выделить такой вид специально организованного наблюдения, как перепись.

Перепись - это специально проводимые широкомасштабные работы по сбору необходимой статистической информации об изучаемых объектах в границах отрасли, региона или страны в целом. Так, например, ранее упоминались переписи населения, которые проводятся примерно один раз в 10 лет и направлены на получение необходимой информации о населении страны. Примером также могут служить переписи крупного рогатого скота, которые проводятся в конце календарного года и позволяют получить информацию о численности и структуре поголовья крупного рогатого скота у сельхозпроизводителей. Органами статистики также проводятся переписи многолетних насаждений, жилого фонда, незавершенного строительства и пр.

Кроме переписей, к специально организованному наблюдению также относятся и другие единовременные работы по сбору необходимой статистической информации, в частности, в рамках социологических или маркетинговых исследований.

Регистровое наблюдение представляет собой постоянный мониторинг состояния и развития наблюдаемых единиц, заключающийся в первичном размещении и своевременной актуализации информации в ведущейся базе данных. В статистической практике ряда стран находят применение регистры населения, т.е. постоянно актуализируемые списки жителей страны с указанием их основных социально-демографических признаков, а также регистры предприятий, содержащие информацию организационно-правового и экономического характера.

По охвату единиц совокупности наблюдение бывает двух видов: сплошное и несплошное.

При сплошном наблюдении обследованию подвергаются все единицы изучаемой совокупности. При этом в силу действия ряда факторов возможен незначительный процент неохвата единиц изучаемой совокупности. Примером сплошного наблюдения могут служить переписи населения.

При несплошном наблюдении обследованию подвергается только часть единиц изучаемой совокупности. При этом охватываемая наблюдением часть определяется заранее, т.е. неудавшееся сплошное наблюдение нельзя рассматривать как наблюдение несплошное. Принято выделять следующие виды несплошного статистического наблюдения: выборочное, метод основного массива, монографическое обследование.

Выборочным называют наблюдение, основанное на принципе случайного отбора тех единиц изучаемой совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению. Выборочное наблюдение, при правильной его организации и проведении, дает достаточно достоверные данные для характеристики изучаемой совокупности в целом. Во многих случаях им вполне можно заменить сплошной учет. При этом обеспечивается значительная экономия средств, затрачиваемых на сбор и обработку данных.

Монографическое обследование представляет собой детальное, глубокое изучение и описание отдельных, характерных в каком-либо отношении единиц совокупности, как правило, по расширенной программе. Монографическое исследование проводится с целью выявления имеющихся или намечающихся тенденций в развитии явления, для выявления имеющихся резервов, оценки результатов экономических экспериментов.

Метод основного массива заключается в том, что обследованию подвергаются наиболее крупные единицы, которые вместе взятые имеют преобладающий удельный вес в совокупности по основному для данного исследования признаку. Например, в ряде отраслей подавляющий объем выпуска продукции приходится на крупные и средние предприятия, поэтому результаты деятельности малых предприятий в этих отраслях практически не отражаются на обобщающих статистических показателях.

По срокам регистрации наблюдение может быть непрерывным (текущим) и прерывным.

Непрерывным называют такое наблюдение, которое ведется постоянно, и регистрация фактов производится по мере их свершения. Так, например, осуществляется регистрация рождений, заключенных браков и т.п. в органах ЗАГС.

Прерывное наблюдение проводится не постоянно, время от времени. При этом прерывное наблюдение бывает двух видов: периодическое и единовременное. Периодическое -- это наблюдение, которое повторяется через определенные, равные промежутки времени. В качестве примера можно выделить ежегодное предоставление отчетности в органы государственной статистики.

Единовременным называется такое наблюдение, которое проводится по мере необходимости, без соблюдения строгой периодичности или вообще проводится один раз и больше не повторяется. Таковым наблюдением являлась перепись многолетних насаждений, проведенная в прошлом веке.

По источнику сведений различают непосредственное наблюдение, документальное наблюдение и опрос.

Непосредственным называют такое наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания или подсчета устанавливают значение признака и на этом основании производят запись в формуляре наблюдения. Этим способом проводится инвентаризации основных средств на предприятиях.

Документальное наблюдение предполагает запись ответов на вопросы формуляра на основании соответствующих документов. Примером такого наблюдения является сбор данных об успеваемости студентов вуза на основе зачетно-экзаменационных ведомостей, заполнение форм статистической отчетности на основании данных бухгалтерского учета и т.п.

Опрос -- это наблюдение, при котором ответы на вопросы формуляра записываются со слов опрашиваемого (респондента). Этим способом проводятся переписи населения, опросы общественного мнения.

В статистике применяются следующие способы сбора сведений:

  • - отчетный,
  • - экспедиционный,
  • - самоисчисление,
  • - анкетный,
  • - корреспондентский.

Сущность отчетного способа заключается, как уже отмечалось выше, в обязательном представлении хозяйствующими субъектами статистических отчетов о своей деятельности в установленной форме и в установленные сроки.

Экспедиционный способ наблюдения заключается в том, что специально привлеченные и обученные работники посещают каждую единицу наблюдения и сами заполняют формуляр наблюдения. Этим способом собираются сведения при переписях населения.

При способе самоисчислсния формуляры заполняют сами опрашиваемые. Обязанность специально привлеченных для получения информации сотрудников состоит в раздаче формуляров опрашиваемым, инструктаже их, сборе заполненных формуляров и проверке правильности их заполнения.

Анкетный способ -- это сбор статистических данных с помощью специальных вопросников, рассылаемых определенному кругу лиц или публикуемых в периодической печати. Как правило этим способом получения информации пользуются при проведении социологических опросов и также многие крупные производители бытовой техники, мебели и других предметов потребления. Анкеты вкладываются в упаковку товара с просьбой заполнить и вернуть производителю по указанному адресу. Анкета фирмы SONY представлена в приложении 2.

Сущность корреспондентского способа наблюдения заключается в том, что статистические органы договариваются с определенными лицами, которые берут на себя обязательство вести наблюдение за какими-либо явлениями, процессами и в установлении сроки сообщать результаты наблюдений статистическим органам. Таким способом изучаются бюджеты отдельных домохозяйств, цель которых - получение статистической ин формации о доходах и расходах населения.

Тема 1. Статистическое наблюдение

1. Понятие и процессная организация статистического наблюдения

2. Основные организационные формы статистического наблюдения:

2.1. Отчетность

2.2. Регистры

2.3. Переписи населения

3. Виды и способы статистического наблюдения

Вопрос 1.

Статистическое наблюдение представляет собой научно-орга­низованный сбор данных.

Процесс проведения статистического наблюдения включает в себя ряд этапов:

1. программно-методологическая подготовка проведения наблюдения.

2. организационная подготовка проведения наблюдения.

3. выбор формы, способа и вида статистического наблюдения.

4. сбор данных наблюдения, накапливание статистической информации.

С целью обеспече­ния полноты охвата объекта наблюдения и достоверности собира­емых сведений в организационном плане четко устанавливается место наблюдения. Место статистического наблюдения это мес­то, где непосредственно производится регистрация наблюдаемых фактов и заполнение статистических формуляров.

Место наблюде­ния нередко совпадает с местонахождением единицы наблюдения. Например, статистическая отчетность о деятельности строительной фирмы , коммерческого банка, страховой компании составляется по месту их нахождения. Более сложен вопрос о месте наблюдения при проведении специально организованного наблюдения, в случае если единицы наблюдения исследуемого объекта меняют или могут из­менить место своего пребывания. Например, при проведении пере­писи населения страны зафиксировано, что оно учитывается стро­го по месту жительства, а не по месту работы или службы.

Важное место в составлении организационного плана занимает установление времени, к которому относятся регистрируемые в ходе статистического наблюдения сведения. Время наблюдения - это вре­мя, по состоянию на которое или за которое регистрируются сведе­ния в процессе статистического наблюдения.

Дело в том, что объект статистического наблюдения, его объем и состав изменяются во времени. В зависимости от характера объекта и его специфики, а также сущности показателей, описывающих данный объект, сведе­ния могут регистрироваться по состоянию на определенную дату (на начало или конец года, на конкретное число) или за определен­ный промежуток времени (месяц, квартал, год и т. д.). Так, например, данные о производстве продукции, о материаль­ных ресурсах предприятия и т. п. регистрируются за определенный период времени, а численность населения страны, курс иностранной валюты и т. д. фиксируются на определенную дату.

Таким образом, время наблюдения вклю­чает в себя установление срока (периода) наблюдения, а в некото­рых случаях и момента времени, на который должны учитываться единицы наблюдения.

Срок (период) наблюдения это время, в течение которого про­изводится заполнение статистических формуляров, т. е. осуществля­ется регистрация единиц наблюдения по установленной программе.

Срок наблюдения, как правило, предполагает указание даты начала и завершения статистического наблюдения. Например, срок проведения микропереписи населения страны в 1994 г. составил 10 дней – с 14 по 23 февраля . Это и было время, в течение которого она проводилась.

Критический момент статистического наблюдения это момент времени (конкретный год, день и час), по состоянию на который производится регистрация собираемых сведений в процессе стати­стического наблюдения. В качестве критического момента време­ни обычно выбирают 24 часа - полночь, т. е. момент перехода от одних суток к другим. Все сведения, независимо от времени регист­рации, должны фиксироваться такими, какими они были в крити­ческий момент. Все изменения, которые происходят с единицами наблюдения после критического момента времени, во внимание не принимаются. Так, например, при проведении микропереписи на­селения в 1994 г. в качестве критического момента были выбраны 24 часа с 13 на 14 февраля и все родившиеся после 24 часов с 13 на 14 февраля регистрации не подлежали и в переписные листы не вно­сились. Установление критического момента наблюдения способ­ствует обеспечению сопоставимости статистических данных обо всех единицах наблюдения.

Существенное значение для успешного проведения статистичес­кого наблюдения имеет определение кадрового состава. Числен­ность лиц, проводящих наблюдение, зависит от объекта наблюде­ния, количества единиц наблюдения, составляющих его, от срока, программы и способа проведения наблюдения, от территориаль­ного распределения единиц наблюдения и т. д. Подготовка кадров
для проведения статистического наблюдения включает обучение и инструктирование кадрового состава с целью выработки практических навыков правильного заполнения статистических формуляров.

Подготовительный этап организации статистического наблюде­ния предполагает подготовку и размножение бланков, инструкций, другой документации и рассылку их на места. К числу важнейших подготовительных работ по проведению статистического наблю­дения относится его пропаганда через средства массовой информа­ции и локально. Успешное проведение статистического наблюде­ния обеспечивается четкой структурой и разработанностью его организационного плана.

Вопрос 2.

Основные организационные формы статистического наблюдения включают в себя: отчет­ность, регистры и специально организованное наблюде­ние (например, переписи).

Вопрос 2.1.

Отчетность - это организационная форма статистического на­блюдения, при которой в установленные сроки сведения поступа­ют в соответствующие статистические органы от предприятий, орга­низаций и учреждений различных организационно-правовых форм в виде установленных в законном порядке отчетных документов (статистических отчетов).

Отчетность является важнейшей формой статистического наблюдения. В ней содержатся основные учетно-статистические данные о состоянии и деятельности предприятий, организаций и других субъектов эко­номики. Все формы статистической отчетности утверждают орга­ны государственной статистики.

Источником сведений при статистическом наблюдении в форме отчетности являются первичные учетные записи в документах бухгалтерского и оперативного учета .

Отчеты подписываются лицами, ответственными за своевременное представление и достоверность сообщаемых сведений.

Отчетность как форма наблюдения характеризуется следующими основными особенностями:

а) обязательность (каждое предприятие обязано представить отчетные данные об определенном перечне показателей по формам, в адреса и сроки, которые утверждаются в установленном порядке);

б) юридическая сила (формы отчетности являются официальным документом, они подписываются руководителем организации или предприятия и главным бухгалтером , которые по закону несут ответственность за достоверность содержащихся в отчете сведений и за своевременное и правильное их оформление и представление);

в) документальная обоснованность (все данные статистической отчетности получаются на основе документации, которыми оформляются хозяйственные операции. Тем самым обеспечивается высокая достоверность отчетных данных и возможность их контроля).

Различают общегосударственную и внутриведомственную отчет­ность. Главная особенность общегосударственной отчетности со­стоит в том, что она обязательна для всех без исключения предпри­ятий, учреждений и организаций различных организационно-пра­вовых форм и представляется в сводном виде в органы государствен­ной статистики. Внутриведомственная отчетность действует в пре­делах отдельного министерства, ведомства. Она устанавливается для подведомственных предприятий, организаций и учреждений.

Формы отчетности могут быть типовыми и специализирован­ными. Типовая отчетность - это отчетность, содержащая показа­тели, одинаковые для всех предприятий, организаций и учрежде­ний различных организационно-правовых форм, а также для раз­ных производств и видов деятельности . Специализированная отчетность вводится для предприятий, организаций и учреждений, имеющих определенные особенности. Она содержит наряду с общими показателями, имеющимися в со­ответствующей типовой отчетности, специфические показатели, характерные для определенных организационно-правовых форм, видов деятельности и производства.

По периодичности представления сведений отчетность подраз­деляется на периодическую и единовременную. Периодическая от­ четность это отчетность, представляемая через одинаковые про­межутки времени или в точно определенные даты. Например, не позднее 5-го числа каждого месяца. Периодическая отчетность под­разделяется на текущую , период представления которой составля­ет менее года (квартал, месяц, неделя и т. д.), и годовую , период представления которой составляет календарный год . Единовремен­ ная отчетность – это отчетность, представляемая только один раз либо по мере необходимости, без определенной периодичности.

По направлению прохождения отчетность делится на централизованную и децентрализованную . Централизованная отчетность поступает и обрабатывается в системе государственной статистики с последующей передачей результатов обработки различным органам управления , в том числе министерствам и ведомствам. Нецентрализованная отчетность обрабатывается в соответствующих министерствах и ведомствах с последующей передачей необходимых сводных данных в органы государственной статистики.

Вопрос 2.2.

Федеральной службой государственной статистики формируется специализированная база данных – Статистический регистр Росстата (Статрегистр Росстата).

При включении единиц статистического наблюдения в Статрегистр для их идентификации используются общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. В целях выполнения конкретных статистических задач в Статрегистре могут использоваться отраслевые классификаторы.

Статрегистр является основой организации федеральных статистических наблюдений, в том числе экономических переписей на территории Российской Федерации.

В Статрегистре содержатся следующие сведения:

Информация, сформированная с использованием данных из административных источников, о принадлежности организаций – единиц статистического наблюдения к государственному сектору экономики, субъектам естественных монополий , организациям, имеющим лицензии на занятие отдельными видами деятельности и т. п.;

Дополнительные признаки единиц статистического наблюдения.

Для формирования и актуализации Статрегистра Федеральная служба государственной статистики получает необходимые сведения из административных источников – государственных информационных ресурсов и систем, в том числе реестров (регистров) налоговых органов, органов по управлению государственным имуществом, лицензирующих органов и др.

Вопрос 2.3.

В рекомендациях ООН переписью населения называется «общий процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных о всем населе­нии, проживавшем на определенный момент времени в стране или чет­ко ограниченной части страны».

Все сведения о населении собираются по состоянию на определен­ный момент - критический момент переписи. Это конкретный день и час, к которому приурочивают собираемые сведения для обеспечения сопоставимости полученных данных.

1) наличное население - лица, находящиеся на момент проведения
переписи на данной территории, включая временно присутству­ющих на данной территории;

2) постоянное население - лица, постоянно проживающие на момент переписи на данной территории, включая временно отсут­ствующих. К постоянному населению относят тех, кто проживает на данной территории постоянно (обычно), а также временно отсутствующих на срок не более 6 месяцев и прибывших на учебу или работу на срок от 6 месяцев и более.

Между численностями постоянного и наличного населения суще­ствует следующая зависимость:

Постоянное население = Наличное население - Временно присутствующие + Временно отсутствующие.

Как правило, при проведении переписи используется категория на­личного или постоянного населения, либо обе категории одновремен­но.

Принципы проведения переписей :

1. всеобщность переписей . Сведения собираются по возможности обо всех лицах, находящихся на территории страны, а также о гражда­нах страны за ее пределами. Этот принцип, при всей его очевидности, достаточно сложно соблюсти, так как население не нахо­дится на одном месте, потоки людей постоянно перемещаются по территории страны. Данные о населении собираются поименно, т. е. о каждом человеке;

2. регулярность проведения переписи . Согласно рекомендациям ООН, переписи населения должны проводиться не реже одного раза в 10 лет;

3. самоопределение . Сведения о населении получают, как правило, не из документов, а со слов людей;

4. сбор сведений о населении проводится разными методами : мето­дом опроса (как в переписях населения России), когда счетчики непосредственно задают вопросы опрашиваемым и записывают ответы; методом самоисчисления, при котором бланки переписи заполняют сами жители;

5. единицей проведения переписи является семья или домохозяйство , несмотря на то, что сведения при проведении переписи со­бираются о каждом человеке;

6. перепись должна проводиться централизованно , по единой программе. Неукоснительное соблюдение этого принципа позволит получить сопоставимые данные о населении страны.

Программа переписи содержит следующие разделы :

1. адресные сведения;

2. демографическая информация: пол, возраст и дата рождения и т. д.;

3. вопросы, связанные с учетом постоянного и/или наличного насе­ления, а также с анализом миграционного движения (место рожде­ния, место жительства несколько лет назад, длительность проживания в данном месте жительства и пр.);

4. гражданство, этническая принадлежность, вопросы о родном язы­ке и языке повседневного общения и пр.;

5. вопросы об образовании;

6. социально-экономические характеристики (занятие, положение в занятии, отрасль занятости, длительность безработицы и пр.);

7. характеристики брачности и рождаемости.

Также в программу переписи могут включаться вопросы о жилье.

Проведение переписи не ограничивается сбором данных, важный этап - разработка и публикация материалов переписи. Программа раз­работки материалов переписи состоит из нескольких сотен тысяч таб­лиц с учетом различных разрезов, в которых представлены итоги пере­писи. Значительная часть этих таблиц впоследствии публикуется как на уровне страны в целом, так и на уровне отдельных ее регионов.

В зависимости от временного фактора наблюдение бывает текущее и прерывное. Текущее наблюдение осуществляется систематически, путем непрерывной регистрации фактов по мере их возникновения (регистрация актов гражданского состоя­ния). Прерывное наблюдение означает, что регистрация фактов про­изводится регулярно, через определенные промежутки времени или по мере необходимости.

Различают периодическое и единовременное прерывное статис­тическое наблюдение. Периодическим называют наблюдение, кото­рое проводится регулярно, через определенные, равные промежут­ки времени (переписи населения). Единовременное наблюдение прово­дится по мере необходимости, время от времени, без соблюдения строгой периодичности или вообще проводится один раз и больше никогда не повторяется.