Задания на определение мягких и твердых согласных. Твердые и мягкие согласные звуки

«Гласные и согласные звуки» - Конкурс рассказов о семье. Задание 1. Прочитайте четверостишие. Как ученые называют звуки речи? В лесу, если вы заблудились, кричите «Ау». Чем отличается образование гласных и согласных звуков? Принакрылась снегом, точно серебром (С.Есенин). Работа над темой урока. С каким разделом науки о языке вы познакомились на прошлом уроке?

«Гласные буквы» - Е и Ё – родные сестры, Различать сестер непросто. Каждый знает: Буква Я Самая хвастливая. Сходство есть наверняка, Только нету языка! На дворе - такая жалость!- Наша лесенка сломалась. Веселые гласные. Ой, смотри-ка, Что случилось: Получилась … буква Ю. Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью.

«Гласные и согласные» - Какие звуки обозначают? Как назвать одним словом? Порт-фель. Назовите в слове гласные звуки. На какие 2 группы можно разделить все звуки? Портфель – что? Что такое портфель? Ученику купили новый портфель. Напишите буквы в тетрадь в заданной последовательности. Цель: познакомить с транскрипцией как способом записи звукового состава слова.

«Гласные» - Прибежал хвастливый Прочитали дети. Волк- УУУ. Гласные тянутся песенкой звонкой. Девочка показывает горло-АААА. Эхом далёким в лесу отвечать: Э-Э-Э-Э. Прибежал игривый Прочитали дети. Визжит хрюша- И. Нежной лошадкой могут заржать: И-и-И-И-и. Медведь -ЫЫ. Как медведь рычит? Как визжит поросёнок- ИИИ.

«Гласные и согласные буквы» - Нажав на букву левой клавишей мыши, вы можете проверить свой ответ. Хорошо ли вы знаете гласные и согласные буквы русского алфавита? А если карточка останется белой, буква не обозначает звуков. Гласные и согласные буквы. Дорогие ребята! Можно играть одному, а можно с родителями или с другом. Технологический приём анимированная сорбонка.

«Гласные звуки» - Фонетика изучает звуковой состав языка. Воздух, проходя через плёнку, создаёт звук «уйди-уйди». Гласный звук. Нет, не изучает. 2. На доске записано в два столбика. Вывод: Фонетика – наука не о любых звуках, а только о звуках речи. Шарик надуваем, а затем даём возможность воздуху свободно выйти из шарика.

Всего в теме 6 презентаций

Разработала учитель-логопед

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области

Чередник Виктория Анатольевна

Занятие №1.

Тема:

Твердые и мягкие согласные звуки.

Цели:

  1. Формировать умение различать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки.
  2. Формировать навык звукового и слогового анализа и синтеза слов, анализа структуры предложений.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Развивать грамматический строй речи путем практического усвоения категории Р.п. мн. ч. существительных.
  5. Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Цветы»
  6. Развивать память, воображение.
  7. Развивать временные и пространственные представления.
  8. Воспитывать чувство отзывчивости и взаимопомощи.

Оборудование: индивидуальные зеркала, звуковые замки, картинки с изображением Тома и Тима, фишки для звукового анализа слов, предметные картинки по теме «Цветы», карточки со слогами, мяч массажный или мешочек с крупой, перфокарты, карточки «Буквенного лото», схема предложения, смайлики для обозначения настроения, бумажные шапочки синего и зеленого цвета.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Какое настроение? (показать соответствующий смайлик)

Какое время года? Какой месяц? Декабрь - первый месяц зимы , значит это какой месяц? (зимний)

С каких звуков начинаются слова «зима» и «декабрь», чем они похожи? (мягкие согласные).

Оформление тетрадей.

  1. Сообщение темы.

Отправляемся в путешествие по стране Твердых и Мягких звуков.

  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Тренируемся перед дорогой.

Пальчиковая гимнастика :

Пальцы - дружная семья, (сжимают-разжимают пальцы)

Друг без друга им нельзя.

Вот большой, а это средний, (разгибают из положения

Безымянный и последний «кулак» названные пальцы)

Наш мизинчик-малышок.

Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, (хлопают в ладоши)

Будем их соединять соединяют большой палец

И движенье выполнять. с остальными по порядку)

Мы рога козе покажем

И рога оленя даже.

Мы про зайку не забудем -

Ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить, (соединяют пальцы)

Будем с пальцами дружить.

Артикуляционная гимнастика:

1. Чередование «улыбочка» - «хоботок».

2. «Лопаточка» - «иголочка».

3. Качели.

4. Лошадка.

5. Индюшата

  1. Психогимнастика.

Идем по лесу - наклонились, прошли под низкими ветками деревьев, раздвигаем ветки, перепрыгиваем через лужу, перешагиваем через высокую мокрую траву.

  1. Дифференциация твердых и мягких согласных.

Вот и подошли к двум замкам: Синему и Зеленому. Какие звуки живут в Синем замке? А в Зеленом?

Нас встречают два брата, которые работают садовниками. Я буду «кидать» вам звуки их имени, а вы обозначайте их фишками. Одного брата зовут [т, о, м]. Он высокий, худой и такой же твердый, как и звук [т], с которого начинается его имя.

Второго брата зовут [т, и, м]. Он маленький, пухленький и такой же мягкий, как и звук [т, ], с которого начинается его имя.

Догадались, кто из братьев Том, а кто Тим? С какой стороны от вас находится Том, а с какой Тим?

В каком замке работает садовником Том, а в каком Тим?

  1. Соотнесение звука и буквы.

Запишите имена братьев в тетрадь. С какой буквы запишем? Почему?

Какой звук обозначает буква Т в слове Том, а какой звук в слове Тим? Нарисуйте под ними кружочки соответствующего цвета.

  1. Развитие фонематического слуха.

Феи попросили садовников украсить замки цветами.

Логопед выставляет на доску картинки, дети называют цветы (роза, ромашка, пион, ландыш, гвоздика, тюльпан, колокольчик). Какой вопрос зададим к картинкам? (что это?)

К доске выходит по два ребенка. Один из них играет роль Тома, другой - Тима. Шапочку какого цвета ты себе выберешь?

Какие цветы срежет Том, а какие Тим? Дети «срезают» цветы, начиная с фразы: «Я срезаю …». Объясняют свой выбор. Размещают картинки в кармашки замков. Затем передают шапочки другим детям.

  1. Развитие грамматического строя речи, воображения.

Как назвать срезанные и поставленные в вазу цветы? (букет)

Закройте глаза и представьте, как пахнет букет цветов. Вдох носом, выдох ртом со звуком «х-хаа». Покажите мимикой лица, как вкусно пахнут цветы.

Игра в мяч «Один - много».

Логопед, кидая ребенку мяч, говорит: «У меня в вазе один тюльпан».

Ребенок, возвращая мяч логопеду, говорит: «У меня в вазе много тюльпанов» и т.д.

  1. Слоговой анализ и синтез.

Злой колдун решил испортить праздник и наслал ураган, который перепутал все слоги в названии цветов. Помогите феям восстановить слова (подсказки в виде предметных картинок на доске: пион, роза, гвоздика, ландыш, ромашка). Поможем?!

Детям раздаются конверты со слогами, из которых они конструируют слова (это задание можно делать на ковре).

  1. Физминутка.

Речь с движением.

Ветер северный подул - с-с-с…

Все слоги в слове сдул.

Полетели, закружились

И на парту опустились.

Друг за дружкой их собрали-

Слова строчкой побежали…

Посчитаем их опять -

Раз, два, три, четыре, пять.

Ох, устали их писать,

Лучше будем танцевать.

Руки вверх, наклоны из стороны в сторону

Трясут кистями рук.

Кружатся

Приседают на ковер.

Встают «паровозиком»

Побежали по ковру

Загибают пальцы обеих рук, начиная с мизинца

Потрясти кисти рук - расслабление.

Выполняют танцевальные движения.

  1. Работа с перфокартами.

Догадайтесь, какие буквы сбежали из слов, вставьте их:

Л.нд.ш, п..н, р.м.шк., р.з., гв.зд.к.

Прочитайте слова с твердыми согласными, с мягкими согласными звуками. Назовите буквы, которые обозначают мягкие согласные.

  1. Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами.

Тим и Том любят играть в лото. Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладете синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.

Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук.

Вывод: одна согласная буква может обозначать два звука - твердый и мягкий.

  1. Работа над предложением, развитие памяти.

Вспомните, какие были слова на звуки [м] и [м, ] ?

Придумайте предложения с опорой на схему: слово-признак (определение) - слово-предмет (подлежащее) - слово-действие (сказуемое) - слово-предмет (дополнение).

  1. Итог

Тому и Тиму было очень приятно с вами познакомиться, ведь вы помогли им справиться с трудностями. Если вы приходите на помощь людям, то и они всегда придут на помощь вам!

Какие звуки мы различали вместе с Томом и Тимом? Какие звуки может обозначать буква Т (М, К, Д и т.д.)?

Тим и Том довольны вами. А у вас какое настроение? (смайлики)

Данная работа - итоговое обобщающее занятие по теме: «Твердые и мягкие согласные». Детям предлагаются различные упражнения на уточнение и закрепление умения выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, а также усвоить два способа обозначения мягкости согласных звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по теме: «Твердые и мягкие согласные». Разработала учитель-логопед МБОУ СОШ №1 г.Снрафимовича Фролова С.А.

Цель: Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Задачи:

  • Совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные.
  • Закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.
  • Усвоить два способа обозначения мягкости согласных звуков.
  • Развивать орфографическую зоркость, логику, внимание, память.
  • Воспитывать аккуратность, чувство товарищества, взаимовыручку, любовь к родному языку.

Оборудование: тетради, цветные карандаши, звуковые замки, д/игра “Беговые дорожки”, раздаточный материал, цветочки, индивидуальные зеркала, картинки с изображением Тома и Тима, фишки для звукового анализа слов, предметные картинки по теме «Цветы», карточки со слогами, схема предложения, пиктограммы обозначения настроения, бумажные шапочки синего и зеленого цвета.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте!

Ну, ребята, чур, молчок.

Начинается урок.

Скажите, а какое у вас сегодня настроение? (дети показывают соответствующую пиктограмму). А теперь посмотрите на своего соседа, улыбнитесь, подарите друг другу улыбку. Посмотрите на меня, я тоже хочу подарить вам улыбку, а вы улыбнитесь мне. С хорошим настроением мы отправляемся работать.

Сообщение темы.

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по стране Твердых и Мягких звуков. Но сначала разомнем наши пальчики и сделаем зарядку с язычком.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
(Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев).

«Грибочек»

Вкусное варенье’’

Заборчик”

Маляр”

«Чашечка»

Окошко”

А теперь я хочу вас познакомить с нашими сегодняшними героями. Они пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол……..

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ. Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)? Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.) И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твердые.)

Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие.)

Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету.)

Почему? (Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые синим.)

Соотнесение звука и буквы.

Запишите имена волшебников в тетрадь. С какой буквы запишем? Почему? Какой звук обозначает буква Т в слове Том, а какой звук в слове Тим? Нарисуйте под ними кружочки соответствующего цвета.

Развитие фонематического слуха.

Феи попросили наших волшебников украсить замки цветами.

Логопед выставляет на доску картинки, дети называют цветы (роза, ромашка, пион, ландыш, гвоздика, тюльпан, колокольчик). Какой вопрос зададим к картинкам? (что это?)

К доске выходит по два ребенка. Один из них играет роль Тома, другой – Тима. Шапочку какого цвета ты себе выберешь?

Какие цветы срежет Том, а какие Тим? Дети «срезают» цветы, начиная с фразы: «Я срезаю …». Объясняют свой выбор. Размещают картинки в кармашки замков. Затем передают шапочки другим детям.

А теперь я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные на слух.

Игра “Беговые дорожки”.

Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук.

Как вы думаете, по какой дорожке будет бежать “спортсмен” (фишка), если в слове первый звук – мягкий согласный? (Зеленая дорожка.) Если твердый? (Синяя.)

Слова : корова, липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

Подведите итоги: какой “спортсмен” победил. (Тим, поднимите руку те, у кого победил Тим… молодцы. Уберите линеечки в сторонку. )

Физминутка

А сейчас добрые волшебники Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.

Раз - подняться, потянуться

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место ти...

Развитие грамматического строя речи, воображения, речевого дыхания.

Как назвать срезанные и поставленные в вазу цветы? (букет)

Закройте глаза и представьте, как пахнет букет цветов. Вдох носом, выдох ртом со звуком «х-хаа». Покажите мимикой лица, как вкусно пахнут цветы.

Упражнение « Аромат цветов »

Вдох – задерживаем дыхание – выдох, произнося: А –ах!

В апреле, в апреле луга запестрели.

С прогулки букеты приносим в апреле

Игра в мяч «Один – много».

Логопед, кидая ребенку мяч, говорит: «У меня в вазе один тюльпан». Ребенок, возвращая мяч логопеду, говорит: «У меня в вазе много тюльпанов» и т.д.

Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами.

Тим и Том любят играть в лото. Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладете синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.

Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук.

Вывод: одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий.

Работа над предложением, развитие памяти.

Вспомните, какие были слова на звуки [м] и [м , ] ?

Придумайте предложения с опорой на схему: слово-признак (определение) – слово-предмет (подлежащее) - слово-действие (сказуемое) – слово-предмет (дополнение).

Игра,Найди пару” (работа в парах).

Наши волшебники немного повздорили, нам нужно их помирить. Сейчас ребята, вы будете работать а парах. У вас на столах лежит маленький онверт, в нем находятся слова. Вам нужно составить и записать пары слов так, чтобы одно слово понравилось Тому, а другое Тиму.

Слова: рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рев.

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

(Сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласные.)

III. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, е, ю, и).

А какие твердость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”

На столе у каждого из вас лежат цветочки, давайте устроим в классе настоящий цветущий сад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску цветочек.

Большая – Отлично поработал, справился со всеми заданиями.
Маленькая – Поработал хорошо, но мог бы лучше.

Посмотрите какой красивый у нас сад, совсем настоящий.

Мы вместе с Тимом и Томом благодарим вас за работу на уроке.


Светлана Дайнеко

На занятиях по формированию правильного звукопроизношения дошкольников необходимо научить четкому различению твердых и мягких , глухих и звонких согласных звуков .

Звук предъявляется ребенку во всем многообразии : одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков :

красный кружок - гласный звук ,

синий - твердый согласный ,

зеленый - мягкий согласный ).

Уважаемые коллеги! Я хочу рассказать о пособиях, которые я применяю для

более эффективного усвоения дошколятами данного материала. Изготовила дидактические пособия из цветного картона с прозрачными кармашками для картинок, которые используются в качестве раздаточного материала. Работая с магнитной доской, я применяю этот материал, как на подгрупповых, так и индивидуальных занятиях.

Каждое задание предлагается в игровой форме, что вызывает интерес.

«Картинку называй - нужную маску надевай»

Дифференциация звуков [М] – [М’]

Задание : назови картинку; если в названии картинки слышится твердый звук [М] , то надевай синюю маску, а если мягкий [М"] - то зеленую маску.

«Что для Нины, а что для Наты?»

Дифференциация [Н] –[Н’]

«Поможем паучкам совершить покупки»

Дифференциация звуков [ П ] - [П’]


«Подарим бабочкам картинки»

Дифференциация звуков [ Б] – [Б’]


«Поможем паучку и бабочке собрать для себя предметы»

Дифференциация звуков [ П] , [П] – [Б], [Б]

«Подбери для каждой тетрадки в клетку картинку»

Дифференциация звуков [Т]- [Т’]

«Найди домик для картинки»

Дифференциация [Д] - [Д’]


«Что для Дани, а что для Тани»

Дифференциация звуков [Т] , [Т’] - [Д], [Д‘]


«Что возьмет Вера, а что Вова?

Дифференциация звуков [ В] - [В’]


«Украсим фонарики»

Дифференциация [Ф] - [Ф’]


«Что для волшебника, а что для Феи?»

Дифференциация звуков [В] , [В’] – [Ф], [Ф’]

«Загрузим в грузовики картинки»

Задание : назови картинку, если в ее названии слышится твердый звук [Г] , то загружай в синий грузовик, а если мягкий [Г’] - в зеленый.

«Что для кита, а что для кота»

Дифференциация звуков [ К] - [К’]


«Подберем наклейки для каждой страницы книги»

Дифференциация [ К], [К’ ]- [Г], [Г‘]


«Соберем сумки»

Дифференциация звуков [С ] - [С’]


«Спрячь картинку под зонт»

Дифференциация звуков [ З ] - [З’]


«Соберем Соне сумку, а Зое рюкзак»

Дифференциация [С], [С’] - [З], [З’]


«Поможем Роме и Рите разобрать предметы»

Дифференциация звуков [Р] - [Р’]


«Что ты положишь в шкаф, а что в сумку?»

Дифференциация [ С] - [Ш]


«Разложи картинки по полянкам»

Дифференциация звуков [Л] – [Л’]


«Поможем животным расселиться по вагонам»

Дифференциация звуков [Р ] , [Р’] - [Л], [Л’]


«Что в ящик, а что в сумку?»

Б В Г Д Ж З 1.Гласные и согласные звуки.

Н Х 2.Гласные первой и второй группы.

М А О У Э Ы Ч 3.Парные согласные (звонкие и

Л Я Ё Ю Е И Щ глухие), непарные звонкие и

Р Ц глухие согласные.

Й

П Ф К Т Ш С

1. Найти мягкие и твёрдые согласные. Обозначить их .

    са ло ра ну фо пы ма ку зы

    ля мё ню ря ве дё ти лю вё

    по лю се тё пы зи зы сю ву

2 . Твёрдые согласные подчеркни синим цветом, мягкие – зелёным .

3.На грядке растёт зелёный (лук/люк).

Рабочие забыли закрыть (лук/люк).

Дети стали в (рад/ряд) друг за другом.

Алёша был (рад/ряд) подарку.

Миша был (мял/мал) ростом.

Скульптор (мал/мял) в руках глину.

Вова (бил/был) очень смелым.

Нападающий (был /бил) по мячу.

Костя (мил/мыл) руки с мылом.

Медвежонок (бил /был) очень мал.

    Руки, пуля, Люба, купи, пилы, липы, киты, вилы, Катюша, лимоны, билеты, рукава.

    Валя, Таня, Зина, липы, были, козёл, полёт, минус, полил.

6. Н..ня, реб..та, сал..т, в..дра, коз..л, кот..нок, т..лень, Л..ба, кл..ква, шл..па, кл..вы, гус..нок, кл..н, вишн.., бер..за, бр..вна, ид..т, н..с, пол.., кр..к, вз..л, жд..т, вес..лый, л..бят, жив..т, Сер..жа, Кат..ша, Л..да, Ал..ша, Вар…

7.Нос-нёс, вол-вёл, мол-мёл, занос-занёс.

8. Дифференциация о-ё

Вставьте пропущенную букву о или ё .

К..шка, м..шка, к..чка, п..чка, в..сла, в..дра, св..кла, гн..зда, лар..к, нар..д, зв..зды, л..шадь, круж..к, впер..д, прыж..к, кл..ны.

9. Прочитай слова парами.

Угол-уголь, стал-сталь, удар-ударь, брат-брать, жар-жарь, хор-хорь.

10. Пень- пеньки, день-деньки, окунь-окуньки, зверь-зверьки, куль-кульки.

11.Пыль-пыльная, сталь-стальная, боль-больная, даль-дальняя.

12.Кинь-киньте, сядь-сядьте, залезь-залезьте, брось-бросьте.

13. Полка-полька, уголки-угольки, пенки-пеньки, галка-галька.

14.Полёт птиц, новое ружьё, несёт сумку, подмёл пол, пьёт молоко, льёт дождик, ведёт козу, шьёт кофту, зёрна пшеницы, стайка воробьёв, быстрый самолёт, вьёт гнёзда.

15. Допиши названия детёнышей .

Тел……., жереб……, порос……, ягн……., гус……, цыпл….., ут……., индюшо……., лис….., волчо……., лос………, медвежо………., слон……..,тигр……, льв……., верблюжо……. .

16. Исправь ошибки.

Плывот по реке, выбросим старё, совёт гнездо, полём цветы, старое ружё, большой посолок, следим за воробём, дорни кольцо, забём гвоздь.

17. Коля жд…т Сер…жу.

Л…шадь вез…т дрова.

Повар нес…т пирог.

Мы ид…м в школу.

У Ал…ши новые гал…ши.

Л…дка плыв…т по реке.

18.Вол…дя поёт вес…лую песню.

У слон…нка длинный х…бот.

Отец прив…з два в…за др…в.

Кошел…к лежит на ст…лике.

На вер…вке висят м…крые пел…нки.

У т..ти Тани есть т…лка Т…мка.

19. Слуховой диктант.

Большой, цыплёнок, ружьё, полёт, самолёт, старьё, дворник, тёрка, стёртый, польёт, бельё, утёнок.

20.Дифференциация у-ю.

Н…хать, н…жно, л…ди, т…бик, кр…па, кр…чок, бр…ки, кл…бок, кл…ква, пл…шка, кл….бника, пар…сник, вербл…ды, стар…шка.

21.Лью- пролью, пью-запью, шью-пришью, вью-совью.

22.Запью, выпью, залью, пролью, вылью, зашью, вышью, забью, пробью, выбью.

Горячий ут..юг, свист в..юги, серые бр…юки, т…юбик клея, приш…ю пуговицу, вижу Ил…ю, вып…ю молоко, свет л…юстры, прикол…ю брошку.

24.Составь предложения.

волки, на, воют, ночью, луну

в, вьюга, лесу, намела, сугробы

плохо, стужу, в, воробью, зимнюю

ела, плюшку, Катя, румяную

25.Исправить ошибки.

Колучий куст, кружит вюга, тулени ревут, кормлу свинью, налю суп, купили рукзак, пойду к ручю, тубик клея.

26.Слуховой диктант.

Люстра, туфли, утюги, полюс, ставлю, любимый, ночью, подруга, крючок, осенью.

27.Дифференциация ё-ю.

(прежде чем перейти к дифференциации букв ё-ю, выяснить, не смешивают ли дети простые гласные о-у, лежащие в основе сложных гласных)

Распределить на две группы : ёлка, юбка, ёж, юркий, юрта, ёжится, ёрш, союз, приём, каюта, таёжный, баюкать, моё, твоё, свою.

28. Распределить в две группы : мё, мю, сю, пё, тю, лю, рё, рю, зё, зю, сё, лю, лё, амё, амю, утю, утё, урю, орё, озё, изю, отё, алё, илю.

29.Союз, ёжик, поют, июнь, юг, юла, ёрш, Юля, ёлка, клён, салют, полёт, малютка, селёдка, орёл, клюв, верёвка, тюль, плёнка, пелёнка, крюк.

3 0. Вставьте пропущенные буквы ё или ю .

Т…тя, л…к, кр…к, м…д, Ст…па, кл…ква, бр…ки, в…сла, бер…за, ут…г, бр…вна, вер…вка, спо…м песни, цвет…т т…льпан, собер…м кл….кву, совь…м вер…вку.

31. Ворона вьёт, птицы…………,

град бьёт, часы………….,

курица клюёт, куры …………,

Юра поёт, дети ………..,

дождь льёт, дожди………….,

швея шьёт, швеи…………..,

кошка пьёт, кошки…………..,

Люба узнаёт, дети ……………..,

Вова даёт, мальчики…………….,

кузнец куёт, кузнецы…………….. .

32. Л…ба ела кл…кву. На кра… оврага раст..т кл…н. Л…ба л…бит сладкий из….м. Ст…па ищет свои бр…ки. Ал…ша и Л…ня собирают кл…кву на кра… болота. Ор…л напал на ста… воробь…в.

33.Проверочные диктанты.

Осень.

Наступила осень. Целый день льёт дождь. Желтеют и падают листья с деревьев. Улетают в тёплые края перелётные птицы. Животные утепляют своё жильё. Скоро вьюга заметёт всю землю.

Алёнке покупают новую юбку. Все в посёлке знают дядю Лёню. На берёзе и клёне желтеют листья. Под ёлкой Алёша нашёл колючего ёжика. Старьё принимают в приёмном пункте. Дёма подмёл пол, Люба стёрла пыль.

Птицы слетаются в стаю. Лёня несёт тюльпаны Люсе. Лёша и Люба вышивают утёнка. У вороны чёрные перья и крупный клюв.