TD ABC – модель расчета себестоимости по видам деятельности, ориентированная на время. АBC- и XYZ-анализ: проведение и оценка результативности Это своеобразный опросник АВС модели причин стресса

Главное положение когнитивной терапии раскрывается через понимание АВС модели восприятия жизни. Можно понять через АВС модель когнитивной терапии . Когнитивная терапия и самотерапия стресса — какие мысли и как приводят нас к стрессу и усиливают стресс.

АВС модель когнитивной терапии

Незаметно для себя мы постоянно строим предположения и догадки о мире и относимся к жизни на основании своих оценок.

Другими словами, мы видим мир не таким каков он есть, а таким, каким мы видим его .

То есть то, как мы интерпретируем мир, оказывает огромное значение на нашу реакцию на различные события.

Иногда это называют моделью восприятия АВС , где А обозначает саму ситуацию — то, что записала бы видео-камера, В — наша интерпретация ситуации или комментарий к ней, который мы едва замечаем, но принимаем как факт, и С — наши реакции, эмоции, телесные ощущения и импульсы, побуждающие к действию.

При этом мы видим то, что привыкли видеть , часто не осознавая всей цепочки, пропуская мимо сознания наши мысленные оценки (В) и замечаем только ситуацию (А) и нашу реакцию на нее (С).

АВС модель и причины стресса

В АВС модели В — это мысли, которыми мы оцениваем ситуацию, что похоже на немое кино, к которому мы сами пишем звуковую дорожку.

Однако комментарий с объяснениями возникает так быстро, что мы воспринимаем его как часть фильма.

Один раз пережив любую ситуацию как стрессовую наш мозг будет поддерживать статус-кво и все хоть чем-то похожие ситуации воспринимать и регистрировать, как .

Таким образом причиной стресса часто становятся не реальные события, а наша автоматическая мысленная оценка происходящего, основанная на прошлом опыте.

Взгляните на список мыслей, которые чаще всего приходят людям в голову, когда они испытывают напряжение, сильную усталость, подавленность или отчаяние ().

Это своеобразный опросник АВС модели причин стресса:

  • Я не могу получать удовольствие, не думая о том, что мне нужно сделать.

  • Я не имею право на неудачу.

  • Почему я не могу расслабиться?

  • Я никогда не должен подводить людей.

  • Решение за мной.

  • Я должен быть сильным.

  • Все на меня рассчитывают.

  • Я — единственный, кто сможет это сделать.

  • Я больше так не могу.

  • Все плохо и мне плохо.

  • Я не должен терять ни минуты.

  • Я хотел бы сейчас оказаться в другом месте.

  • Почему я не могу просто взять и сделать это?

  • Почему я больше не получаю от этого удовольствия?

  • Что со мной такое?

  • Я не могу просто взять и бросить.

  • Нужно что-то менять.

  • Со мной, наверное, что-то не так.

  • Без меня ничего не выйдет.

  • Почему я никак не могу отключиться?

Прочитайте эти мысли еще раз, представив себя или вспомнив в какой-нибудь стрессовой ситуации. Представили? Сколько мыслей из списка Вы обычно думаете в стрессе?

Когда мы испытываем стресс и жизнь выходит из под контроля, подобные мысли о себе и мире кажутся абсолютной правдой.

Мысль : «Моя жизнь никчемна и мир — плохое место для жизни» и вот Вы уже .

Мысль: «Наверное я скоро умру и все закончится» и вот Вы уже .

Мысль: «Какой интересный блог, как много тут полезных материалов для саморазвития и вот Вы уже подписываетесь на этот блог.

Однако, на самом деле ваши мысли — это симптомы и причины стресса , так же как высокая температура тела — — симптом простуды.

Как мы усиливаем стресс нашими мыслями

Чем больше Вы подвержены стрессу, тем больше Вы будете верить в такие заявления, как:

«Я — единственная, кто может это сделать».

А когда у Вас появляются подобные мысли, по сути, означающие, что Вы и только Вы будете виноваты, если что-то пойдет не так, нет ничего удивительного в том, что ваше сознание реагирует и ищет путь к отступлению. Вам хочется избавиться от этого давления, поэтому вскоре появляются мысли типа:

«Если бы я только могла исчезнуть отсюда».

Стресс усиливается и человек находит пути отступления в болезни или депрессии, которые избавляют его от необходимости действовать.

Контроль мысленных реакции — контроль стресса!

Научившись узнавать в подобных мыслях скорее симптомы стресса и физического истощения, нежели факты, Вы сможете сделать шаг назад и посмотреть на них под другим углом, а уж потом решить, воспринимать их всерьез или нет.

Если Вы не знаете, как взять свои мысли-оценки под контроль, запишитесь на онлайн сеанс автора блога — психолога счастья и сделайте главный шаг по выходу из стресса, взяв его в узду.

Напишите в комментариях, какие мысли-оценки исходя из модели АВС Вы испытываете во время стресса: вначале, в середине и в конце стрессорной ситуации.

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Депрессия причины. Стресс как главная причина депрессии. Как управлять стрессом после услышанных негативных слов. Как восстановить душевное равновесие и энергию. Как быстро выйти из стресса - ответ на […]

Избавление от ложных богов или когнитивно-поведенческая терапия

У людей нет прямых реакций на большинство ситуаций. Наши эмоциональные отклики, как правило, зависят от способа, который мы выбираем для восприятия тех или иных событий. Оказывается, на один и тот же факт мы можем реагировать по-разному.

Потому что образ наблюдаемой ситуации для каждого из нас – это всегда проекция жизненного опыта. Один человек, который случайно рассыпал бумаги, будет реагировать на это событие со смехом, а другой - забьется в истерике.

Отчего столь разная реакция?

Выясняется, что у первого детство проходило в атмосфере любви, а у второго оно было окутано колючей проволокой строгости и несправедливых наказаний.

Посмотрите на эту схему.

Она отражает привычное понимание того, как формируется связь человека с внешним миром. С одной стороны фактор «А» - это текущие события и ощущения, связанные с ними. Фактор «С» - это эмоции и чувства, побуждающие к действию. Мы всегда считали, что фактор «А» является причиной фактора «С». Иными словами, события и связанные с ними ощущения есть причина наших эмоций и побудительных чувств. Мы так и говорим: «ты рассердил меня», «эти новости наводят на меня тоску». На самом деле, влияние внешних событий никем не доказано. Ведь окружающий мир, если мы закрываем глаза и уши, для нас исчезает. Остается только память о нем. И этот фактор настолько силен, что породил целую теорию об объективной реальности, которая существует вне зависимости от нас. Парадокс в том, что память – это такая истина, признание которой не требует фактов или логических обоснований. В словарях под таким же определением значится термин «вера».

Не правда ли любопытно?

Получается, что источником материалистических воззрений стала способность человека верить, то есть его эмпирические возможности. Это противоречие увидел психолог Альберт Эллис, который внес изменения в привычную схему формирования поведенческих императивов. Он добавил в нее фактор «В» - убеждения, на основании которых мы интерпретируем реальность.

Согласно новой схеме, связка между внешним событием и нашей поведенческой реакцией образуется благодаря «посреднику» – нашим убеждения, с позиции которых мы интерпретируем все внешние события. Таким образом, сырая информация, прежде чем стать для нас «объективной реальностью», исследуется нашим мозгом с позиций имеющегося опыта. Образ, который мы воспринимаем, является результатом творческой работы подсознания, которое, если разобраться, крутит нам фильм, который мы и считаем реальностью. Этот фильм может совпадать или не совпадает с ней, от чего наше поведение может выглядеть нормальным или со странностями.

Новый взгляд на природу человеческого поведения породил когнитивно-поведенческую терапию, которая направлена на лечение поведенческих отклонений. Принцип этого лечения лучше всех выразил психолог Арон Бек, предложивший рассматривать личные убеждения человека как его верования.

- Если верования не меняются, то не происходит и улучшения. Если изменяются верования, то изменяются и симптомы.

В настоящее время когнитивно-поведенческая теория предоставляет собой самую эффективную систему избавления от иррациональных страхов и фобий. Благодаря применению , человек может за несколько сеансов избавиться от ложных верований, тем самым избавляя свой мир от демонов, которые не давали ему покоя. Так излечиваются не только фобии или панические атаки, но и от заикания, тики, зависимости и многие других психосоматические недуги, в основе которых лежат вера в ложных богов.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Оценка статьи:


Очень простая в использовании концепция, которую можно включить в свою торговую систему - это поиск ловушек для трейдеров на графике. Этот сетап прайс экшен обладает хорошим потенциалом и надежностью. Заключается он в том, что трейдеры неожиданно попадают в ловушку или нежелательную для них торговую ситуацию, к примеру:

  • у трейдера "висит" убыточная сделка, которую он хочет закрыть побыстрее;
  • сделка была выбита по стоп лоссу, а цена затем ушла в нужном направлении, а трейдер очень сильно хочет попытаться повторно войти в рынок

Смысл описанныех выше ситуаций в том, что созданное движение цены вызывает у трейдеров эмоциональное состояние, при котором им очень хочется войти в рынок или выйти из рынка. Таким образом, шансы могут быть увеличены, если мы будем торговать в направлении потока ордеров.

Паттерн ABCD или трехволновой откат. Модель Price action.

На графике ловушка для трейдеров может выглядеть по-разному. Сейчас рассмотрим паттерн под названием трехволновой откат (еще можно встретить АВС коррекция, или ABCD коррекция ). Иногда этот паттерн выглядит как фигура технического анализа - флаг (бычий или медвежий).

Пример паттерна AВСD для рынка с восходящим трендом

Движение цены AB - первая волна, ВС - вторая и CD - третья. Опишем формирование движения AВСD для тренда вверх:

  1. цена создает более высокий хай в точке А
  2. более высокий лоу - В
  3. более низкий хай - С
  4. более низкий лоу - D
  5. цена разворачивается в направлении восходящего тренда.

На графике не обязательно устанавливать ЕМА 20, она только нужна для более легкой .

Почему сетап ABC сильный? Давайте попробуем понять о чем могут думать два обычных трейдера: трейдер 1 и трейдер 2.

Трейдер 1 видит, что тренд вверх, но остается в стороне. Он может испытывать разочарование, что не смог вовремя войти в сделку и пропустил движение. А значит, он будет ждать разворот, чтобы войти в тренд раньше. Трейдер 1 совсем не хочет пропустить еще одну попытку войти в рынок. Надежда у него появляется, когда цена не поднимается выше точки А, и формирует новый максимум в т. С. Трейдер 1 знает, что при восходящем тренде на рынке формируются более высокие максимумы и более высокие минимумы. А значит, что более низкий хай в т. С сообщает: "тренд может измениться". Что подтверждается, когда цена опускается ниже лоу в т. В. Трейдер 1 открывает ордер на продажу при пробое точки В.

Пример достаточно распространенный. Некоторые трейдеры будут считать такой пробой вполне подходящей точкой для открытия короткой сделки. Другим трейдерам важно будет дождаться подтверждения, например цена должна закрыться ниже В и тогда они войдут в рынок, но по более худшой цене.

Если цена закроется ниже 20 дневной скользящей средней, то многие трейдеры также посчитают это хорошим сигналом для входа в рынок, который привлечет еще большее количество трейдеров, которые хотят открыть сделку на продажу.

На графике видно, что у потока медвежьих ордеров не хватило силы для того, чтобы сломить восходящий тренд. Цена практически сразу же развернулась, образовав большую бычью свечу выше точки В и выше пробойной медвежьей свечи.

Кому приятна боль от поражения, тем более когда все происходит так стремительно? Выше пробойной медвежьей свечи или выше точки С и, может быть, выше точки А стояли стопы, которые сработали. А так как такие стоп лоссы являются ордерами на покупку, то они помогли цене подрасти еще выше, усиливая поток бычьих ордеров.

Теперь переключим внимание на Трейдера 2, который счастлив, что угадал с направлением движения цены и находится теперь в прибыльной сделке. Согласитесь, что часто случается, когда трейдер не дает прибыли расти. Итак, заметив более низкий лоу в точке С, а значит и возможную смену тенденции, Трейдер 2 передвигает стоп лосс к последнему лоу под т. В. Так что его сделка закрывается по стоп лоссу на медвежьей красной свече, которая сделала новый лоу в т.D. Трейдер 2 доволен тем, как он умеет анализировать рынки до того момента, пока на следующей свече не подтверждается преобладание быков на рынке и возобновление восходящего тренда. Трейдер 2 чувствует, что сделка была закрыта несправедливо, из-за маркет мейкеров, которые охотятся за стопами. А значит, он будет стараться открыть сделку на покупку. Это произойдет или в конце зеленой бычьей свечи или при пробое т.С или А.

Заново открытая сделка на покупку способствует усилению потока бычьих ордеров, цена растет еще стремительнее.

Давайте отбросим популярное мнение о маркет мейкерах, которые собирают стопы. Разворот ABCD или трехволновый разворот - это ловушка для быков (их длинных позиций), который заставляет их повторно войти в рынок; а также ловушка для медведей, которая заставляет их закрыть убыточные сделки.

А в результате медведи и быки, оказавшиеся в ловушке, только увеличивают поток ордеров на покупку и рост цены.

Где же будет наш вход в рынок?

Входить в сделку лучше всего сразу же после зеленой бычьей свечи, которая поймала Трейдера 1 и Трейдера 2 в ловушку. Стоп лосс нужно расположить под лоу в точке D, если цена вернется к новым минимумам, то модель ABC коррекции отменяется. Бывает, что и охотники попадаются в ловушки.

Пример AВСD для нисходящего тренда

На графике выше не такой идеальный пример, как на предыдущем. Но идеальные паттерны случаются достаточно редко. Обратите внимание на движение от точки А до точки D. Там отчетливо видна AВC коррекция. На графике видно хорошо выраженный тренд вниз:

    более низкий лоу в т. А

    более низкий хай в т.В,

    более высокий лоу в т.С.

    более высокий хай в т. D

    и цена вернулась к нисходящему тренду

В точке В свеча показывает явный отказ от высоких цен, что может заманить трейдеров в сделку на продажу из-за короткого стопа, который размещается над свечой. Разумеется, эти сделки будут закрыты, когда цена дойдет к точке D, тем самым образуется медвежья ловушка. Затем возобновляется тренд вниз. Найдутся трейдеры, которые захотят войти в длинную позицию при пробое т. В, они будут радоваться некоторое время, пока не попадут в ловушку возобновившегося нисходящего движения.

Две группы трейдеров попали в ловушку! Они повлияют на поток медвежьих ордеров и цена начнет снижаться от точки D.

Внимательно ищите такие паттерны на трендовом рынке. Понимание сетапов ABC коррекции или модели ABCD как раз то, что нужно трейдеру, который ищет разворот.

Важно! Тренды склонны продолжаться гораздо более длительный период времени, чем мы можем себе представить. Поэтому не стоит торопиться менять мнение о тенденциях. Лучше искать в качестве возможности входа в рынок контртрендовые сетапы.

Модель ABC (иногда - «A-B-C») возникновения психических расстройств утверждает, что дисфункциональные эмоции, обозначаемые буквой «C» («следствия», англ. consequences), возникают не под влиянием «активирующих событий» (иногда - «активаторы» буква «A», англ.

Activating events), а под влиянием иррациональных верований (иногда - «убеждения», буква «B», англ. beliefs), формулируемых в форме абсолютистских требований или «долженствований» (англ. demands).

Модель проводит строгое разграничение рациональных и иррациональных убеждений и утверждает, что только последние приводят к возникновению психических расстройств. Также проводятся различия между конструктивными и неконструктивными эмоциями: например, гнев неконструктивен, в то время, как недовольство является стимулом к изменению нежелательного положения вещей и не становится.

Ключом к позитивным изменениям в модели считается обнаружение, анализ и активное оспаривание иррациональных верований (соответствует этапу «D» в расширенной модели ABCDE - англ. disputation) с последующим закреплением результатов («E», англ. end result). Для этого клиентов обучают замечать и различать дисфункциональные эмоции и искать их когнитивные причины.

Двумя самыми важными элементами РЭПТ являются иррациональные убеждения и безусловное самопринятие . Рациональные реалистичные убеждения и безусловное самопринятие способствуют здоровой эмоциональной окраске событий жизни, более адаптивному поведению, лучшей самооценке, а также более высокой оценке других. Люди, имеющие иррациональные убеждения, погружаются в нездоровые эмоции, дисфункциональное поведение и имеют низкую самооценку. Если мы обратимся к трехкомпонентной модели эмоционального выгорания К.Маслач , то мы увидим эквивалентный набор симптомов, включающий пресыщение и сниженный эмоциональный фон, негативизм и циничность по отношению к реципиентам, негативизм в оценке своих профессиональных успехов.

Первоначально А. Эллисом было выделено 11 типов иррациональных убеждений, обуславливающих дисфункциональное поведение, однако его же более поздние исследования показали, что целесообразнее рассматривать четыре интегративных типа иррациональных убеждений .

Первичным источником иррациональных когнитивных процессов является долженствование (переживания по поводу неоправданных ожиданий – "я должен…", "они должны…", "никогда нельзя…" и т.п.). Остальные три типа иррациональных убеждений – катастрофизм (преувеличение значимости, стихийности и неотвратимости события), самоуничижение (цикличные размышления над обстоятельствами инцидента и самообвинения в случившемся), а также низкая толерантность к фрустрации – являются вторичными (или производными) иррациональными убеждениями. Если мы обратимся к модели эмоционального выгорания В.В. Бойко, то там присутствует, например, симптом эмоционально-нравственной дезориентации ("Почему я должен за всех волноваться?!), симптом переживания психотравмирующих обстоятельств, симптомы неудовлетворенности собой и неадекватного избирательного эмоционального реагирования. Такие совпадения не могут быть случайными и побуждают к изучению когнитивистской модели эмоционального выгорания, в частности, иррационального мышления как детерминанты выгорания.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что 4-х факторная схема была центральной в РЭПТ на протяжении многих лет, однако эмпирическое изучение иррациональных убеждений породило множество альтернативных схем. В частности, DiGiuseppe, Leaf, Exner and Robin разработали Тест рациональности мышления (General Attitude and Belief Scale – GABS), измеряющую как общий уровень рациональности мышления, так и "сквозные" шкалы, которые диагностируют характерные для иррационального мышления темы и процессы: самоуничижение; потребность в достижении; потребность в одобрении; потребность в комфорте; потребность в справедливости; обесценивание других. Сокращенный вариант этой методики SGABS (Short GABS) в авторской адаптации был использован в эмпирическом исследовании взаимосвязи иррациональных убеждений и эмоционального выгорания у учителей.

Выборку исследования составили 30 учителей общеобразовательной школы г. Армянска. Учителя имеют разный стаж работы и преподают различные дисциплины. В качестве диагностических методов исследования помимо упомянутого Теста рациональности мышления, были использованы Шкала самоуважения Розенберга и методика К.Маслач MBI (Maslach Burnout Inventory) в адаптации Н.Е. Водопьяновой "Диагностика профессионального выгорания" .

Сопоставим результаты диагностики рациональности мышления и выгорания. Согласно им рациональное мышление характерно для 12 педагогов, что составляет 40% выборки исследования, соответственно 60% педагогов выборки в неблагоприятных условиях мыслят иррационально. Среди педагогов с рациональным мышлением симптомы выгорания были обнаружены только у трех, что составляет четверть этой подгруппы, соответственно 75% педагогов с рациональным мышлением не подверглись выгоранию. Что касается педагогов с иррациональным мышлением, то здесь взаимосвязь прослеживается еще резче: почти 80% учителей из этой подгруппы подверглись выгоранию. Наглядно результаты сравнительного анализа представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение результатов диагностики рациональности мышления (ratio/irratio) и выгорания (stab/burnout).

Как мы можем видеть на диаграмме, большинство педагогов с рациональным типом мышления (ratio) характеризуются стабильным (ряд stab на диаграмме) эмоциональным состоянием, а подавляющее большинство педагогов с иррациональным типом мышления (irratio) имеют симптомы выгорания (ряд на burnout на диаграмме), что подтверждается статистическим анализом с использованием критерия Манна-Уитни. А именно, педагоги с высоким уровнем иррациональности мышления превосходят педагогов с рациональным мышление по степени выраженности профессионального выгорания. Что касается вклада отдельных иррациональных тем или процессов в установленную взаимосвязь рациональности мышления и выгорания, то рассматриваемая выборка не достаточно велика для поиска закономерностей, подтверждаемых статистическим анализом, поэтому мы можем говорить лишь о намечаемых тенденциях. Так можно сказать, что вопреки ожиданиям, больший вклад в эмоциональное выгорание вносят не способы мышления (иррациональные мыслительные процессы), а болезненные для учителей вопросы (иррациональные мыслительные темы), в числе которых особенно выделяются "потребность в достижении" и "потребность в справедливости".

Аналогичные результаты были получены при изучении взаимосвязи самоуважения и выгорания. Отметим, что методика "Шкала самоуважения Розенберга" представляет собой перечень рациональных и иррациональных убеждений в области самоуважения. В этом случае рациональность мышления определяется степенью согласия с рациональными убеждения и несогласия с иррациональными. Следует различать конструкты самопринятия и самоуважения: первый предполагает безоценочное и безусловное принятие себя как уникального существа, в то время как второй – самоуважение – представляет собой когнитивную составляющую гордости, то есть установки, позволяющие искать и находить возможности гордиться собой и развиваться . Именно этот конструкт хорошо согласуется с упомянутыми выше иррациональными мыслительными темами (потребностью в достижении и справедливости).

Математический статистический анализ различий в выраженности симптомов выгорания у педагогов, имеющих рациональные и иррациональные убеждения в области самоуважения, подтвердил предполагаемую взаимосвязь самоуважения и выгорания. А именно, учителя, характеризующиеся низким уровнем эмоционального выгорания, превосходят педагогов с высоким уровнем эмоционально выгорания по рациональности убеждений в области самоуважения.

Установленные взаимосвязи не позволяют констатировать порядок влияния: с одной стороны, иррациональные убеждения обуславливают выгорание, с другой стороны, такое эмоциональное состояние сопровождается изменением установок. Определение характера влияния возможно лишь при лонгитюдном исследовании динамики выгорания у субъектов, имеющих различные иррациональные убеждения и общий уровень рациональности мышления, что может составить перспективу настоящего исследования. В такой модели необходимо будет учесть и другие внутренние детерминанты выгорания, например, безусловное самопринятие , а также организационные, ролевые и профессиональные факторы . Кроме того, формирование синдрома выгорания неразрывно связано с профессиональной адаптацией, которая в свою очередь определяется не только установками, но и индивидуальными особенностями обработки информации .

Однако даже на этом исследовательском этапе возможно, опираясь на когнитивистское представление о первичности установок по отношению к эмоциональным состояниям, организовать профилактическую работу с учителями. Психологическая помощь в этом случае должна содержать элементы психологического просвещения в области симптомов выгорания и его последствий, психодиагностику факторов выгорания, в том числе и самодиагностику, а также рекомендации по профилактике в зависимости от индивидуальных особенностей синдрома выгорания (преобладания отдельных фаз и симптомов) и причин его возникновения.

Сама форма индивидуального консультирования и групповой работы в рамках рационально-эмотивного подхода прозрачна и привычна педагогам: психолог предстает в роли учителя, который пытается привить клиенту навыки использования информации, логики или рассуждений с целью коррекции ложных толкований и иррациональных мыслей, считающихся основой эмоциональных расстройств . Когнитивный подход позволяет быстро выявлять самые важные когнитивные, эмотивные и поведенческие аспекты тех нарушений, которые имеются у людей, и показывает им, как активно искоренять и изменять при­сущие им тенденции самосаботажа. Практика сотрудничества с институтом последипломного образования показывает, что фактор времени наступления первых заметных изменений в эмоциональном состоянии имеет большое значение при оказании адресной помощи педагогическому коллективу, поэтому важным аргументом в пользу применения рационально-эмотивного подхода может быть не только прямая связь между выгоранием и иррациональностью, но и краткосрочный характер такого консультирования.

РЭПТ характеризуется разнообразием техник и методов, но, пожалуй, наиболее известной является А-В-С модель . В модели A-B-C элемент A (activating) соответствует активирующему событию или переживанию; B (beliefs) - системе убеждений индивида; C (consequences) - последствиям. Рассмотрим пример из педагогической практики. Допустим, одна из учениц класса нарушает дисциплину и ведет себя вызывающе. Для ее молодой учительницы это будет активирующее событие – А. Учительница думает: "С компетентным педагогом такое происходить не должно. Все мои ученики будут считать меня некомпетентной. Это будет ужасно. Я никогда не смогу вернуть их уважение". Эти мысли соответствуют части B (система убеждений) модели. Далее, отталкиваясь от этих мыслей, а никак не от активирующего события, возникает раздражение или разочарование, соответствующие части C (последствия) модели. Таким образом, событие не является непосредственной причиной негативных чувств и эмоций, а результатом интерпретации события на основе системы иррациональных убеждений – среднего компонента модели A-B-C. Психологическая помощь в таком случае строится на оспаривании иррациональных убеждений (элемент D – disputing). Например, в обсуждаемом случае можно обратить внимание учительницы на её ложные допущения о безоблачном опыте компетентных педагогов, способах утраты уважения учеников и т.п. В процессе диспута возникают желаемые когнитивные эффекты (элементы cE – cognitive effects) и эмоциональные эффекты (элементы eE – emotional effects). Для достижения поведенческих эффектов (элементы bE – behavioral effects) используются техники, заимствованные из поведенческих подходов, например, проигрывание определенных ролей, домашние задания, произвольное включение в дискомфортные ситуации и т.п.