Красивые места челябинской области. Энциклопедия челябинской области Исчезнувшие деревни челябинской области карта

Всё началось с одного фото, получившегося, когда я на рыбалке разглядывала деревню на противоположном берегу озера. Зум подтянул и появились очертания старой церкви...
Конечно же, в следующие выходные на рыбалку мы поехали через деревню. А вернувшись, я села искать.


Первое фото - через озеро.

Село Сугояк расположено в ста километрах к северо-востоку от Челябинска. В начале XX века село относилось к Шадринскому уезду Пермской губернии, в разные периоды советского времени - входило в состав Миасского, Бродоколмакского и Красноармейского районов.
Точная этимология слова «Сугояк» неизвестна. «Су» по-башкирски - «вода», «Аяк» - «нога». Согласно различным версиям, название озера может переводиться как «мокрая нога», «холодная нога», «остановка воды».
Точная дата основания села не установлена, однако существует интересное свидетельство древности этого населенного пункта. В «Очерках бедствий Далматовского монастыря и частию края с 1644 по 1742 год» протоиерея Григория Плотникова, опубликованных в «Пермских епархиальных ведомостях» за 1869 год, при описании башкирского восстания 1736 года уже упоминается деревня Сугояк. Между тем, станица Миасская (ныне село Миасское), а также город Челябинск были основаны именно в 1736 году. Следовательно, село Сугояк старше этих населенных пунктов.
Соседнее село Русская Теча, находящееся всего в 10 км, основано крестьянином Иваном Синицыным под названием Белоярская слобода в 1682 году, затем оно стало называться Теченская Слобода. Русская Теча - старейшее русское поселение на всей территории Челябинской области.


Один из старинных сугоякских домов

Возможно, Сугояк также возник в конце XVII в. Этому могла способствовать близость Русской Течи, игравшей важную роль в становлении Челябинского края (бывшей Исетской провинции), первым административным центром которого Русская Теча являлась в первой половине XVIII в.
О церкви. Сугоякская Ильинская церковь построена и освящена в 1868 г. Решение о строительстве каменной церкви было принято на мирском сходе. Строили по классической русской технологии, с использованием куриных яиц для приготовления цементирующего раствора. Закрыта церковь в 1932 г., по воспоминаниям старожилов, власти пытались ее разрушить и даже пригоняли для этой цели стенобитную машину.

Фото 1992 года

Однако все, что смогли сделать - это отбить местами штукатурку да сорвать кресты с куполов; крест на колокольне так и остался по сей день самой высокой точкой в окрестностях. То, что не удалось стенобитной машине, потихоньку делает неумолимое время - церковь постепенно разрушается. Местные жители сняли железные листы с куполов, вырвали часть ажурных решеток из окон, чтобы сдать в металлолом; куда-то пропала одна из лежавших рядом с церковью мраморных кладбищенских плит - возможно, тоже кому-то пригодилась в хозяйстве. В годы советской власти Ильинская церковь использовалась под склад овощей и гараж. Благодаря тому, что помещение гаража было довольно сухим, еще в 80-х годах XX века там виднелись остатки фресок и памятных надписей.

Ильинская церковь сегодня (мои фото):

Рассказывают, что советская власть не смогла реквизировать церковное имущество в полном объеме, - часть утвари и оклады из драгоценных металлов были или вывезены, или спрятаны церковнослужителями. По одной из версий, клад спрятан где-то под зданием церкви, где были подвальные помещения и подземный ход, возможно, ведший в поповский дом, до сих пор стоящий напротив. Начало обрушенного подземного хода можно было видеть еще в конце XX в.



Поповский дом (показался странным, скорее купеческой лавкой). Начало обрушенного подземного хода мы не нашли.

Исторические факты процитированы из статьи Ирины ПАШНИНОЙ, Село Сугояк («Уральский следопыт», №12, 2006 г.)


Ильинская церковь села Сугояк (1868 года освящения)

Практически вымерший поселок сельского типа в Челябинской области. Сельки - раньше так называли небольшие поселения. В поселке три улицы, а население поселка составляет - 3 чел. Основная часть поселка находится чуть дальше дороги. Часть поселка возле дороги представляет собой руины деревянных изб.

Очередное покинутое село после выброса на Маяке. Как и большинство поселков и сел было расселено и сровнено с землей. Уцелела лишь церковь - Церковь во имя Симеона Верхотурского Праведного. Булзинское подворье - заимка Ново-Тихвинского монастыря - было заложено в 60-х годах XIX века. По описи 1910 года в нем находилось 52 строения, в том числе каменный собор Во Имя Симеона Верхотурского Праведного с приделом Св. Магдалины. После варварского...

Поселок родился в начале сороковых вместе с калибровочным заводом, возникшим на пустом месте на базе эвакуированного из западных районов страны оборудования метизных предприятий. Рабочий поселок специально создавался рядом с заводом: в военное время и в послевоенные годы это было очень важно. Но в последующие годы такое соседство стало крайне нежелательным. Близость сернокислотных травильных ванн калибровочного завода стала далеко не...

История села Муслюмово (на реке Теча, в 50 километрах от Челябинска) напоминает Чернобыльскую аварию, растянутую по времени на полвека. В отличие от катастрофы на ЧАЭС в Муслюмово ничего не сделано для спасения людей, которые, по-видимому, являются частью медицинского эксперимента по воздействию радиации на человека.

Двухэтажное здание заводоуправления Усть-Катавского завода у городской плотины построено в последнем десятилетии девятнадцатого века, является памятником архитектуры областного значения. Позже в здании размещалась средняя неполная школа. Сейчас здание заброшено, планируется реконструкция.

Храм построен в 1835 году. Закрыта церковь в 1930 году. Использовалась как зернохранилище, а потом как гараж. В здании отлично сохранились фрески. Свод этой церкви, по рассказу очевидца, обрушился в начале 2000х. Подъехали сборщики металла, сваркой срезали металлические воздушные связи свода, погрузили их в машину и уехали. А наутро рухнул мощный цилиндрический свод, который с тяжами мог простоять еще сто лет. Поэтому основной четверик...

Церковь заложена в 1838 году. В 1930ые годы закрыта и служила мастерской для тракторов. Вход расширен под въезд автомобилей. Фрески внутри не сохранились. Восстановление храма не планируется.

Каменный храм был заложен в 1843 г. Строительство закончено в 1848 г. Теплый придел освящен в в 1850 году в честь Казанской иконы Божией Матери. Холодный, главный храм освящен в 1863 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Храм закрыли в 30е годы 20 го века. Служил складом. В настоящее время храм заброшен. По стенам поползли трещины, обрушилась часть купола и светового барабана. Местами провалился пол, позволяя попасть в обширное...

КЗЦ "Юбилейный" был возведен в 1970 году. В то время принадлежал заводу Пластмасс. Около десяти лет назад был заброшен в связи с переходом в собственность города Копейск. В советское время в нем проводились всяческие мероприятия вроде кружков для детей, концертов, показов фильмов. На территории имелся фонтан с металлическим памятником пионерам (последний ныне выпилен). Судя по всему, во дворце предпринимались попытки реконструкции,...

Урукульская церковь небольшая, построили её в 1910 году. Тогда же были возведены церковно-приходская школа и дом для священника. В доме священника сегодня размещается пряничный цех, здание церковно-приходской школы отдано под жилой дом. В церкви когда-то был клуб. Сейчас она в разрушенном состоянии – нет крыши, пола, дверей. Еще 2 года назад поговаривали о ее восстановлении, но до дела так и не дошло. О названии церкви данных на сегодняшний...

Однопрестольная каменная церковь, в честь Михаила Архангела. Распложена в селе Феклино, которое стоит рядом с одноименным озером. Год постройки 1866. Храм нововизантийского типа, крестово-купольный, без светового барабана. На стенах храмовой части, в отличии от колокольни и трапезной, сохранились остатки штукатурки. И характер кирпичной кладки разный. Колокольня и трапезная отделана красным, облицовочным кирпичом. Состояние аварийное....

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Кирды, построен в 19-м веке. Точной даты постройки узнать не удалось. В советское время была закрыта, и в здании последовательно размещались - конный двор, затем машинно тракторная станция. Толщина стен покровской церкви поражает воображение. Буквально в нескольких метрах от церкви был выстроен деревенский дом культуры, в нынешнее время тоже заброшенный.

Челябинская область одна из самых богатых на аномальные явления в нашей стране и наверное неспроста знаменитый метеорит в 2013 году упал именно на ее территорию. Попробуем собрать воедино основную челябинскую мистику от городских легенд до свидетельств наблюдения НЛО и снежного человека.

Почти в каждом городе есть свой символ олицетворяющий мистику, тайны и городские легенды. Как правило, это заброшенное здание с богатой историей и крайне нетипичной архитектурой. Подобный объект есть и в Челябинске — полуразрушенное здание некогда бывшее элеватором государственного банка.

Здание которому почти столет располагается в самом незаметном уголке центра города, вдали от «модных новостроек» и зеркальных бизнец-центров, забытый исполин, невольно приковывает к себе взгляды случайно забредших прохожих и туристов.

Любителей мистики, паранормальных явлений, «руферы», «диггеры» и прочие искатели приключений, пытаются проникнуть внутрь заброшенного здания, порой рискуя собственной жизнью, с целью найти мифический клад, охраняемый призраком.

Говорят, что в подземельях элеватора обитает Царь-крыса – громадных размеров грызун. Также очевидцы утверждают, что на стене есть надпись на латыни, связанная с чем-то дьявольским.

Памятник Ленину на площади Революции

В центре Челябинска стоит памятник Ленину, но никто не задумывался, что находится под ним. Дело в том, что под городом расположена целая сеть подземных туннелей и бункеров.

Уральские диггеры уже пытались их обследование, но каждый раз их что-то останавливало. Некоторые подозревают, что это духи или демоны, которые по каким-то причинам не позволяют проходить дальше.

Установлен он был в 1959 году и сразу стал героем местной легенды. В ней говорится, что памятник поставили за месяц до предполагаемой даты открытия, чтобы жители города привыкли к новому облику площади. Через несколько дней после монтажа памятника в местное отделение поступило заявление из гостиницы «Южный Урал», расположенной недалеко от монумента: в одном из ее люксовых номеров умерло подряд несколько постояльцев, а один сошел с ума.

Дело передали в КГБ, ведь в то время в элитных номерах простые люди не останавливались. Чтобы найти причину странных смертей, сотрудникам секретных службы было велено дежурить в загадочном номере.

И в одну из ночей им примерещилась тянущаяся из темноты рука. Выглядело видение очень реалистично, но потом оказалось, что это просто тень от руки стоящего за окном памятника. Чтобы бронзовый Ленин больше никого не напугал, памятник в спешке переделали, но не обошлось без казусов – у нового монумента оказалось сразу две кепки: на голове и в руке. Оплошность вскоре исправили.

Театр оперы и балета

Театр оперы и балета в Челябинске, по поверьям, построен на костях. Бытует мнение, что историческое здание возвели на месте старого кладбища. Жителей хоронили там, когда Челябинск был еще городом-крепостью.

Часть останков перезахоронили, а некоторые так и оставили лежать в земле. И теперь потревоженные мертвые не дают покоя живым. Сами строители говорили, что ночами или ранним утром они замечали силуэты или слышали голоса.

Когда театр был полностью отстроен, работники учреждения якобы стали жаловаться на голоса, видения и странные звуки. Однако археологи утверждают, что здание театра построено не на самом кладбище, а в сотнях метрах от него, ближе к трамвайным путям на пересечении улиц Цвиллинга и Труда.

– В 1996 году рабочие прокладывали пожарный водовод к Картинной галерее через площадь перед Оперным театром, - поделился историк Гаяз Самигулов, принимавший участие в раскопках кладбища. - Когда вели траншею от улицы Труда, экскаватор зацепил гроб. Так было найдено кладбище, основанное, вероятно, примерно спустя три года после появления крепости.

Это массовое захоронение располагалось возле церкви Николая Чудотворца, которая стояла на нынешнем пересечении улиц Труда и Цвиллинга у Оперного театра. Этот случай в свое время имел широкий резонанс - довольно много публикаций в прессе, живое обсуждение вопроса о возможной дате возникновения некрополя. Тогда было найдено более 100 погребений детей и взрослых. Кости были перезахоронены на Митрофановском кладбище.

Парк культуры и отдыха имени Гагарина

На территории парка культуры и отдыха имени Гагарина в Челябинске, по одной из легенд вполне можно встретить призрак кота, собаки или даже черепахи. Говорят, что приведения животных бродят по парковым аллеям, потому что когда-то именно здесь их похоронили хозяева.

Здание Законодательного собрания области

На месте, где теперь располагается здание ЗСО, до революции была пересыльная тюрьма. Со временем черная аура преступного мира не рассеялась. Говорят, по ночам рядом с парламентом можно услышать звон кандалов, хриплый хохот и приглушенную брань.

Дом на улице Цвиллинга, где сейчас находится ЗАГС Советского района, построен на месте разрушенной церкви Казанской иконы Божьей матери. По Челябинску ходит легенда, что те, кто заключит брак именно в этом ЗАГСе, проживут долго и счастливо.

Призрак Самуила Цвиллинга

В старинном особняке по адресу Цвиллинга, 20 (ныне там находится ресторан «Балкан-гриль») в 1917 году жил лидер революционного движения Самуил Моисеевич Цвиллинг. По легенде, знаменитый коммунист саморучно зарубил топором местного полицмейстера в этом доме.

Местные старожилы рассказывают, что не раз видели призрак изрубленного полицмейстера. Очевидцы уверяют, что он молча расхаживал рядом с домом, а после исчезал в тумане. Теперь он обречен вечно скитаться за то, что поднял руку на товарища Цвиллинга.

Жителей нового микрорайона на ЧТЗ пугают приведения с кладбища

На месте новостроек в районе ЧТЗ раньше находилось кладбище, которое на протяжении полувека пугало жителей сурового района. Когда началось строительство, могилы разрыли, прах погибших военнопленных и бойцов Красной Армии перезахоронили на Покровском кладбище.

Однако у местных жителей «неприятный осадок» остался. Они рассказывают, что после перезахоронения видят светящиеся силуэты в ночной мгле.

Дом с привидениями по улице Красноармейская 100

В еще одном старинном особняке Челябинска, по легенде, обитает приведение. Дом, который также называют «Особняк Ларинцева», расположен по улице Красноармейская, 100. Многие пытались обосноваться там: бизнес-компании, служба приставов, коммунальные квартиры и даже военкомат.

Но никто не смог долго там находиться. Всех тревожили постоянные завывания и шорохи, якобы сам купец Ларинцев ходит здесь по ночам. Существует версия, что хозяина дома убила его прислуга.

Известно, что убегающие сотрудники военкомата даже забыли сейф с делами призывников, поэтому кому-то это приведение очень помогло.

Женщина в белом

В Америки существует легенда о женщине в белом. Призрак, который устраивает аварии со смертельным исходом. Подобные случаи были зафиксированы и в Челябинске.

На пересечении улиц Шаумяна и Доватора неоднократно происходили смертельные ДТП. Известно, что раньше там лежало старинное кладбище. Но несмотря на это, застройщики поставили жилые дома и провели дороги поверх захоронений.

Люди считают, что данная местность полна негативной энергии, и именно это является причиной страшных аварий на пересечении данных улиц. Напомним, что страшные аварии происходили здесь уже не раз. ГИБДД назвал этот перекресток одним из самых опасных в городе.

Лох-несское чудовище в озере Смолино

Озеро Смолино является осколком древнего моря, в нем даже вода морского типа. Среди множества рыбаков ходит легенда о том, что в озере обитает некий гигантский карп, по прозвищу «Карп Карпыч».

Также существует и вторая легенда, что озеро имеет «двойное дно». В другом водоеме города тоже существует своя легенда. Якобы в городской реке живут чудовища, ходят даже слухи, что это детеныши русалки.

Рыбаки стали чаще вылавливать непонятных существ довольно больших размеров. На видеопленку был заснят щитень — одно из самых древних животных планеты. Обычно он не превышает 7 сантиметров, однако в районе поселка Чурилова отловили 60-тисантиметровое «чудовище». Вероятно всего, животное подверглось мутации, но в результате чего произошли преобразования, остается загадкой.

Ведьмина дыра на улице Пушкина

Так прозвали один из домов, расположенный недалеко от кинотеатра Пушкина. По легенде, именно там находится дверь в потусторонний мир. Одна из причин для такого поверья — незаселяемость одного из подъездов.

Люди либо съезжают через некоторое время, либо начинают болеть. Конечно, все это может быть совпадением, однако, известно, что раньше там находилось Казанско-Богородицкое кладбище. Некоторые утверждают, что слышат в квартире голоса и видят тени людей.

Снежный человек в Саткинском районе

Жители поселка Сулея в Саткинском районе, признаются что часто видят у болота снежного человека. Это место пользуется дурной славой: там не раз видели непонятных существ. Считается, что попасться им на глаза — плохой знак.

29 июля 1990 года экспедиция Н. Авдеева прибыла в Сатку искать снежного человека. Исследователи отправились в саткинские леса и горы. В тот же вечер по прибытию в один из указанных районов они встретили маленького «лешонка», у которого ноги были словно ходули. Потом встречи с «лешими» повторились. Об этом пишет В. Б. Сапунов в своей книге «Снежный человек: разгадка тайны близка?»

Там же описано, что однажды снежный человек бросал в исследователей камнями. Видели его на близком расстоянии. Замечено, что лицо чистое, темное, ноздри крупные, глаза большие, ушей не видно — заросли густой шерстью. Его рост был не менее трех метров.

Довольно часто члены экспедиции находили лежки, где отдыхали лешие, крупные отпечатки босых ног, попадались шерсть, даже помет, необычно загнутые березы, которыми, по предположению Н. Авдеева, лешие метили свою территорию.

Озеро Шайтанка

Озеро Шайтанка, расположенное в Ашинском районе Челябинской области обросло огромным количеством легенд. Прежде всего, это распространённое среди местных жителей представление о чрезвычайно большой глубине озера, достигающей 200 метров, и его связи с подземными водами.

Также существуют рассказы о прибрежном посёлке, который был затоплен, когда озеро вышло из берегов. Кроме того, в девяностые годы одна из местных газет публиковала свидетельства о том, что рыбаки якобы наблюдали всплывшего из глубин озера подводного монстра (ихтиозавра).

Имеются и сообщения о повышенной паранормальной активности в окрестностях озера. СМИ сообщали о том, что из селения Ук, расположенного рядом с озером, свидетельства о появлении НЛО приходят чаще, чем из многих других населённых пунктов. Имеются данные о появлении рядом с озером или над ним неких «привидений», а также «русалок».

Национальный парк Таганай

Национальный парк Таганай также славится фантастическими явлениями. А в последние 15 лет хребтовому массиву Таганай приписываются свойства аномальной зоны.

Постоянно упоминаются встречи в этом районе со «снежным человеком», частые пролёты и посадки НЛО, контакты с Высшим Разумом, локальные хрономиражи, появления призраков, изменения физического хода времени, а ещё – необъяснимые ощущения страха и тревоги.

Кто-то говорит о том, что в некоторых местах пропадает привычное течение времени, иные уверяют, что лично встречались с «Киалимской бабкой».

Например, однажды зимой на Дальнем Таганае около нижнего колодца ее увидел даже директор метеостанции. Завидев директора, «бабка» стремглав умчалась вглубь тайги. Она была босой и легко одетой, хотя лютовал сильный мороз.

Остров Веры

Остров на озере Тургояк, расположенный близ его западного берега. Примечателен расположенными на нём мегалитическими сооружениями. Площадь острова – 6,5 га. Небольшой островок - всего 800 метров в самом широком месте - хранит невероятное количество тайн.

После тщательного обследования было сделано множество открытий, которые поразили археологов. Самым старым памятником истории на острове является стоянка неандертальцев, ей около 60 тысяч лет! Но главными находками стали мегалиты. Мегалиты - это доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединённых без применения цемента или известкового раствора.

Найденные на острове Веры мегалиты относят к дольменам. Дольме?нами называют мегалиты, которые в древности являлись погребальными и культовыми сооружениями. Мегалиты, находящиеся на острове, по оценке учёных сооружены предположительно около 6000 лет назад, в IV тыс. до н. э. Предполагается, что приблизительно 5–8 тысячелетий назад на острове произошло землетрясение и резко поднявшаяся вода залила древнее жилище, а затем ушла.

Мегалиты острова Веры - это загадочный уникальный комплекс мегалитов, открытый археологами в 2004 г. Мегалиты сооружены предположительно около 6000 лет назад, в IV тыс. до н. э

Самым большим сооружением острова является мегалит № 1 - каменная конструкция размерами 19?6 м, врезанная в скальный грунт и перекрытая массивными каменными плитами.

Стены сооружения выполнены методом сухой кладки из массивных каменных блоков. Мегалит состоит из трех камер и соединяющих их коридоров. В двух камерах мегалита обнаружены вырубленные в скале прямоугольные ямы. Зафиксирована связь постройки с основными астрономическими направлениями. Внутри мегалита обнаружены две скульптуры - быка и волка. Предварительно сооружение интерпретируется как храмовый комплекс.

Крест на острове Веры — По мнению эзотериков, остров Веры является энергетическим источником силы. Культовая площадка «Остров Веры 9» - искусственно выровненная площадка с системой менгиров (менгиры - это вертикально поставленные продолговатые каменные плиты). Центральным объектом на площадке является менгир в окружении нескольких крупных камней.

Высота менгира около 1 м, естественная кварцевая жила придает верхней его части клювовидную форму, в основании менгира пикетажем выбито изображение рыбы.

На некотором расстоянии к западу от этого центрального менгира в древности стоял другой. Их осевая линия задает направление «запад-восток», на восход солнца в день равноденствия. Систему ориентиров в древности составлял еще один менгир, образующий вместе с центральным, направление «северо-запад - юго-восток», на восход в день зимнего солнцестояния.

Свято-Симеоновский монастырь

Заброшенный Свято-Симеоновский монастырь, расположенный в Каслинском районе, считается настоящей аномальной зоной.

Говорят, что там живет 6 злых духов: монахинь, которые были расстреляны за веру. Рядом с этим местом, уверяют туристы, не работает компас и другие приборы.

Геофизики со своими приборами вкупе с лозоходцами с их рамками обошли контуры собора и получили сигналы о наличии подземных галерей. На площадке перед апсидой провели детальные исследования.

Оказалось, что из-под алтарной залы храма выходят под углом друг к другу два подземных хода. Их общее направление - в глубь густо застроенной когда-то монастырской территории. Это направление согласуется с расположением некоторых сухих колодцев, будто они, эти колодцы, являются либо вентиляционными устройствами, либо выходами из подземелий.

Чертово городище

Одним из самых загадочных мест Челябинской области является Чертово Городище – скальные гребни высотой до 20 метров. Почти все они напоминают впечатлительным туристам то человеческие фигуры, то причудливых животных, обращенных в камень.

Среди местных жителей ходят легенды, что там когда-то совершались жертвоприношения и таинственные обряды. При приближении к Чертову Городищу у туристов останавливаются часы и разряжаются полные батареи фотоаппаратов.

Озеро Иткуль

Озеро Иткуль переводится с Башкирского как «мясное». Там возвышается так называемый «Шайтан камень». Существует легенда, будто в древности, на этом камне ради урожая и хорошей погоды приносились человеческие жертвоприношения.

Примечательно, что спустя века, жизни людей продолжают обрываться здесь. Очень много пловцов утонуло, а те, кто остались в живых описывают свои неприятные ощущения, будто сквозь них проходит энергетический шнур.

Чёртово болото

Заросшее травой и кустарником небольшое озеро. Местные жители часто рассказывают об аномалиях в районе болота. Расстояние от Миасса – 50 км.

Хоть озеро и невелико, но подойти к нему невозможно. Кто бы ни пытался, всех одолевает какой-то необъяснимый страх. Жители близлежащих деревень рассказывают приезжающим уфологам, что часто видят в небе едва различимые шары, зависающие над этим болотом. Проходит всего несколько суток после такой «разведки», и ночью здесь появляется таинственное свечение.

А как минимум раз в полгода небо над водоемом словно освещается огромным мощным прожектором. В такие ночи деревенские собаки, поджав хвосты, прячутся в своих будках. Лошади, свиньи, коровы наоборот мечутся в сараях и пытаются вырваться на волю. Такие мистические ночи воздействуют не только на животных, но и на современную электронную аппаратуру.

Телевизоры в домах окрестных жителей обычно работают плохо: принимают по два-три канала, да и то изображение такое, словно песок в кинескопе. Но как только зажигается над болотом свет, телевизоры в домах преображаются, и тогда кажется, что останкинская башня находится посреди села.

Кто-то даже видел как призрачные силуэты катали светящиеся шары по полю. Старики твердят, что это нечистая сила. Даже атмосфера вблизи и на самом поле резко отличалась от привычного состояния. Людей охватывал необъяснимый страх, а лошади переставали слушать и всегда хотели повернуть в сторону противоположную полю. Говорят же, что животные чувствуют опасность.

До сих пор болото характеризуется как нечто странное, непонятное и необъяснимое. Но невозможно отрицать тот факт, что эти «чертовы» места имеют высокую энергетику. Возможно, это и влияет на окружающую природу, на появление бликов, огней и свечений, на странное поведение животных, на чувства людей, на их состояние и на время, которые течет, то быстрее, то медленнее…меняя нашу жизнь.

Игнатьевская пещера

Игнатьевскую пещеру любят посещать охотники за привидениями. Находится она в Катав-Ивановском районе, около села Серпиевка, на правом берегу горной реки Сим.

Согласно легенде, дух святого Игнатия ночью выходит к краю пещеры и смотрит на Луну.

Как отмечают туристы, по ночам здесь слышатся странные голоса и шаги. В самой пещере и возле неё быстро разряжаются батарейки, сгорают лампы фонариков, отказываются работать вспышки фотоаппаратов, а люди словно чувствуют чьё-то незримое присутствие.

А в одном из залов очень трудно получить качественные фотоснимки – на них все время проявляется «белая прозрачная вуаль».

Сикияз-Тамак

Этот древний подземный комплекс на берегу реки Ай открыт в 1995 году спелеологами. В комплекс входят 43 карстовые полости: пещеры и гроты, скальные навесы, карстовые арки и мосты, погребённые и полупогребённые пещеры.

Этот уникальный памятник занимает площадь 425 квадратных метров. В пещерах нашли следы пребывания человека всех исторических эпох. Также, по преданиям, здесь обитает снежный человек, которого местные жители называют «шурале» («леший»).

Сикияз-Тамак стоит на втором месте после Аркаима как природно-исторический памятник Челябинской области.

Город — загадка Аркаим

Пожалуй самой аномальной зоной на Южном Урале считается Аркаим. Это древнее городище, расположенное на юге области в предгорной долине у восточных склонов Уральских гор. В легендах это место называется главным духовным центром древней Сибири и Урала.

Вслед за учеными в Аркаим потянулись экстрасенсы, пророки, члены различных религиозных сект, и просто люди, жаждущие исцеления и просветления. Все они в один голос заявляют о силе здешней энергетики. В Аркаиме на самом деле нередки различные энергетические феномены.

Кстати, имеют они не только фантастическое, но и вполне научное геофизическое объяснение: Аркаим стоит на месте некогда активного палеовулкана. Древний город имеет кольцевую структуру и чётко сориентирован по звёздам. Любопытно, что во многих легендах, связанных с Аркаимом, говорится о психических расстройствах попавших туда людей.

Одна из них повествует о девушке, студентке, прибывшей сюда на раскопки. В самый разгар работ она услышала голос, который позвал ее в центр древнего города. Вернувшись, девушка рассказала, что встретила призраков. Испуганной студентке понадобилась в итоге помощь психиатра.

Свердловская деревня Растесс уже пятьдесят лет наводит жути на уральцев. По легенде, село исчезло в один момент. Соседи давно не видели никого из Растесса и отправили туда нескольких крепких мужиков проверить, все ли в порядке. Обратно сельчане вернулись бледные и перепуганные. «В деревне не осталось ни одного жителя, - говорили они. - При этом все вещи лежат на своих местах. Мебель и иконы нетронуты, на столах – посуда, а на одном крыльце и вовсе лежала книга, раскрытая так, словно ее хозяин отошел и вот-вот вернется».

Еще один шок ждал соседских мужиков на деревенском кладбище: могилы были раскопаны… Спустя полвека журналисты «КП » провели свое расследование и выяснили, что же произошло в загадочной деревне на самом деле…

«КОЛДУНЫ ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ!»

Рядом с Растессом колдуны всегда жили. Говорят, они там обосновались в 15 веке, еще до того, как проложили Бабиновский тракт, который вел из центральной России в Сибирь . На этом тракте-то и возникло село Растесс. Но колдуны всегда недолюбливали пришлых людей, обосновавшихся на их территории…

Мы сидим на уютной кухне у жителя села Павда Владимир Ильиченко . От руин Растесса до Павды 25 километров. Мы остановились здесь, чтобы узнать у местных, как лучше добраться до развалин.

«Хотим разгадать тайну исчезновения», - дружелюбно тараторили мы аборигенам. Но те лишь отмахивались и крутили пальцем у виска. Мол, жить что ли надоело. Лишь Владимир Петрович проявил гостеприимство. Пригласил погреться к себе домой. Но только мы отхлебнули горячего чая с душистым малиновым вареньем, у старика в ход пошли «байки из склепа».

Какой-нибудь житель Растесса пойдет в лес, набредет на это колдовское племя, те ему мысли запудрят. Человек вернется к своему дому, а внутрь зайти не может, ходит вокруг, а дверь как будто не видит. Гипнотизировали, видимо. Мне это бабка рассказывала! Мне кажется, колдуны и похитили весь Растесс для своих обрядов.


Мы благодарим за полдник и спешно собираемся в дорогу. Ну какие колдуны? 21 век на дворе. А нам вдогонку продолжают нестись «неизданные сказки братьев Гримм »:

Если вдруг услышите заунывное пение, закройте уши. Это русалки могут с реки петь. Иногда они по несколько суток поют, беду кликают…

ПРИЕХАЛИ

Ну и чего сидим? Берем рюкзаки и вперед пешком. Дальше мы точно не проедем, - мрачно улыбается наш водитель, когда наша Skoda увязла в грязевом месиве.

Мы в 500 километрах от Екатеринбурга . Самая окраина Свердловской области. Вокруг недружелюбный лес, под ногами – снежное болото, по которому с трудом удается передвигаться, а вокруг - ни души. Тут невольно начинаешь верить в байки старика из Павды. Прислушиваемся и вздрагиваем. Рядом кто-то поет… Пронесло! Это наш водитель затянул «Березы» группы «Любэ».

Вздрагивая от каждого шороха, мы все-таки умудрились пройти нужные километры. Мы вроде бы уже должны быть в заброшенном Растессе. Но мы стоим посреди поля! И ни колдунов, ни русалок вокруг. Хотя в минус пять последние, пожалуй, недееспособны.

А, может, дед Владимир правду говорил, - испуганно крестится водитель. – Может, это колдуны заставили нас заблудиться?!

Вдруг сзади раздается зычное: «Эй вы». «Точно колдуны нашли!», - в ужасе переглядываемся мы.

Ребята, вы чего здесь бродите? – приближается к нам мужчина, с головы до пят одетый в камуфляж. – Я – Сергей. Лесничий.

Когда мы делимся с новым знакомым своим редакционным заданием, тот сочувственно улыбается:

Вот ваш Растесс. Мы сейчас прямо стоим на месте села. За полвека камня на камне не осталось. Хотя какие здесь камни. Все постройки деревянные были.

Ну, а вы-то как думаете – куда все местные жители делись? Правда исчезли? – интересуемся мы.

А кто вам сказал, что исчезли все? Я лично знаю одну женщину из Растесса. Жива-здорова. Живет в городке Кытлыме . Тут недалеко. Километров 20. Навестите ее!

«МОГИЛЫ РАСКОПАЛИ БЕГЛЫЕ ЗЕКИ»

Ребята, вы даже не представляете, как мне обидно за Растесс, - встречает нас 65-летняя Людмила Половникова . – Ох уж эти россказни туристов. Никто в нашем селе не исчезал.

И колдуны в лесах не жили? – разочарованно вздыхаем мы.

Я вас умоляю, - смеется старушка. – Хотя «черти» к нам иногда захаживали. Мы так беглых зеков называли. Рядом с поселком после прихода коммунистов к власти построили колонию. И, случалось, оттуда сбегали всякие бандиты. А у нас ведь золото добывали в Растессе. Вот беглецы первым делом к нам и шли – грабили себе на новую жизнь.

Многие семьи как раз и уехали из-за заключенных. Среди зэков почему-то пошел слух: в Растессе так много золота, что местные когда хоронят людей, даже кладут золото в гроб. Вот эти скрывающиеся отморозки и перерыли однажды все кладбище. Разумеется, это испугало местных жителей, и они уехали.

Из бывших жителей Растесса Людмила Анатольевна поддерживает отношения лишь со своей подругой детства Верой Поповой . Мы с ней встречаемся на ее нынешней малой родине, в Краснотурьинске .

Помню времена, когда в Растессе было больше тридцати домов, - вздыхает Вера Михайловна. - Жили большими семьями, всегда все было живо, весело. Проблемы стали возникать постепенно. Школа, в которой раньше учили до седьмого класса, перешла на режим начальной. Родителей это, понятно, не устроило, и они стали возить детей в соседний поселок Тылай. Когда детей стали увозить учиться в другие села, поселок заметно опустел. А дальше посыпались неприятности: школу закрыли окончательно, затем исчезли клуб и медпункт… Точкой кипения для растессовцев стало закрытие единственного магазина. В нем брали все самое необходимое: сахар, муку, иногда конфеты. Когда магазин закрыли все стали массово оттуда уезжать. А что там делать? Сами посудите: ни больницы, ни магазина, ни школы, только зэки как к себе домой шастают.

- Почему жители Растесса не взяли с собой вещи во время переселения? - недоумеваем мы.

Сами подумайте, а кто с собой по бездорожью мебель потащит? - хмыкает Вера Михайловна. - Вот иконы, да, жалко: у кого-то образов много было, и взять все не удалось.

- А кто мог придумать легенду об исчезнувшем Растессе?

Да кто угодно! Мужики из соседнего села вполне могли быть настоящими: например, они видели деревню еще цветущей, а тут пришли и наткнулись на пустые дома. Если был среди них знаток местного фольклора, он легко мог нафантазировать, что все жители исчезли. Слухи в деревнях распространяются мгновенно. А потом, наверное, зашли какие-нибудь туристы. И понеслась дурная слава о поселке по России. Растесс наши предки назвали в честь Бабиновского тракта. Люди тогда говорили, что они «растесывают леса», то есть прокладывают дорогу. Вот и эта легенда проложила себе дорогу на долгие годы вперед.