Что такое лирика примеры. Лирические музыкальные произведения

На вопрос Приведите пример лирических произведений русской литературы. заданный автором Кирилл Панюков лучший ответ это Лирическое произведение - это произведение, относящееся к лирике.
Лирика - один из трех родов худодественной литературы (эпос, лирика, драма) , вид поэтического творчества, который выражает чувства и переживания по поводу события или факта.
Лирика отражает собственное "я автора".
В. А. Жуковский. Стихотворения: "Светлана"; "Море"; "Вечер"; "Невыразимое"
А. С. Пушкин. Стихотворения: "Деревня", "Бесы", "Зимний вечер", "Пущину" ("Мой первый друг, мой друг бесценный… ", "Зимняя дорога", "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд… ", "Анчар", "На холмах Грузии", "Я вас любил… ", "К ***" ("Я помню чудное мгновенье… "), "Мадона", "Эхо", "Пророк", "Поэту", "К морю", "Из Пиндемонти"и др.
Н. А. Некрасов. Стихотворения: "Я не люблю иронии твоей… ", "Рыцарь на час", "Умру я скоро… ", "Пророк", "Поэт и гражданин", "Тройка", "Элегия"
Ф. И. Тютчев. Стихотворения: "Осенний вечер", "Silentium", "Не то, что мните вы, природа… ", "Еще земли печален вид… ", "Как хорошо ты, о море ночное… ", "Я встретил вас… ", "Чему бы жизнь нас ни учила… ", "Фонтан", "Эти бедные селенья… ", "Слезы людские, о слезы людские… ", "Умом Россию не понять… ", "Я помню время золотое… ", "О чем ты воешь, ветр ночной? ", "Тени сизые сместились… ", "Как сладко дремлет сад темно-зеленый… " и другие
А. А. Фет. Стихотворения: "Я пришел к тебе с приветом… ", "Еще майская ночь… ", "Шепот, робкое дыханье… ", "Это утро, радость эта… ", "Севастопольское сельское кладбище", "Облаком волнистым… ", "Учись у них - у дуба, у березы… ", "Поэтам", "Осень", "Какая ночь, как воздух чист… ", "Деревня", "Ласточки", "На железной дороге", "Фантазия", "Сияла ночь. Луной был полон сад… "и др.
И. А. Бунин. Стихотворения: "Последний шмель", "Вечер", "Детство", "Еще холоден и сыр… ", "И цветы, и шмели, и трава… ", "Слово", "Витязь на перепутье", "У птицы есть гнездо… ", "Сумерки"
А. А. Блок. Стихотворения: "Вхожу я в темные храмы… ", "Незнакомка", "Сольвейг", "Ты - как отзвук забытого гимна… ", "Земное сердце стынет вновь… ", "О, весна без конца и без краю… ", "О доблестях, о подвигах, о славе… ", "На железной дороге", циклы "На поле Куликовом" и "Кармен", "Русь", "Родина", "Россия"и др.
А. А. Ахматова. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Ты знаешь, я томлюсь в неволе… ", "Перед весной бывают дни такие… ", "Заплаканная осень, как вдова… ", "Я научилась просто, мудро жить… ", "Родная земля"; "Мне ни к чему одические рати… ", "Не с теми я, кто бросил землю… " и др.
С. А. Есенин. Стихотворения: "Гой ты, Русь моя родная… ", "Не бродить, не мять в кустах багряных… ", "Не жалею, не зову, не плачу… ", "Мы теперь уходим понемногу… ", "Письмо матери", "Отговорила роща золотая… ", "Я покинул родимый дом… ", "Собаке Качалова", "Русь Советская", "Запели тесаные дроги… ", "Неуютная жидкая лунность… ", "Спит ковыль. Равнина дорогая… ", "До свиданья, друг мой, до свиданья… " и др.
В. В. Маяковский. Стихотворения: "А вы могли бы? ", "Послушайте! ", "Нате! ", "Вам! ", "Скрипка и немножко нервно" и др.
Источник: Что такое лирическое произведение ссылка

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Приведите пример лирических произведений русской литературы.

Методика работы над лирическими произведениями

В начальных классах

Стихотворная речь – это сложная система, языковое целое, устойчивый комплекс, характеризующийся особым содержанием и формой. При работе с лирическим произведением в начальной школе учащиеся знакомятся со следующими представлениями и понятиями: стихотворная

речь, рифма, стихотворная строка, строфа, образный язык, герой стихотворения.

Наблюдение за прозаической и стихотворной речью в сравнении дает возможность учащимся увидеть различия. В стихотворной речи не показаны законченные характеры и развернутые действия персонажей. Главным в стихотворениях является внутренний мирчеловека. Стихотворные произведения, как правило, глубоко эмоциональны. Эмоциональность выражается не только в изображении чувств героев, но и в особом языке , строе стихотворения. Строки у стихотворения короткие, они рифмуются. Наличие рифмы - характерная особенность стихотворной речи, отличающей ее от других эпических форм. Поскольку стихотворение представляет собой определенное единство, целостность, оно состоит из строф, имеющих относительную законченность, как абзацы, главы и части в прозаическом произведении. Ошибочно было бы называть строфы куплетами - это деление присуще песне как особому виду стихотворной речи. Строфы имеют разные структуры: они состоят их двух, трех, четырех и более строк. Соответственно они называются двустишиями, трехстишиями и т.д. Стихотворения, помещенные в учебнике, дают возможность детям познакомиться с разной структурой строф, рифмой , ритмом и проследить за эмоциональным состоянием героев . Лирическим героем может быть взрослый повествователь, ребенок, природа, животные, когда они представляются как живые существа-образы и наделены конкретными эмоциями.

Следует обратить внимание ребенка на то, что в стихотворении каждого поэта показан мир его переживаний и чувств и каждый из поэтов выбирает характерную для него стихотворную форму - язык, образы, рифмы, строфы и т.д. В то же время надо учитывать, что в стихотворении образ - это художественное обобщение.

Методика рекомендует на подготовительном этапе урока использовать музыкальные отрывки, репродукции картин, слайды, цветные фотографии и т.п., чтобы подготовить эмоциональную сферу детей к восприятию лирического произведения, вызвать настроение, созвучное выраженному в произведении.

При первичном восприятии читать лирическое произведение должен сам учитель. Если это стихотворение, оно обязательно читается наизусть (заучивание и чтение наизусть классической поэзии - в традициях русского воспитания, поэтому учитель не должен упускать возможности продемонстрировать образец такой читательской привычки). Заучивать стихотворения детям можно с помощью памятки, которая предлагается в пособии Т. Шкляровой.

При анализе лирического произведения очень важно не разрушить живописный образ произведения, а помочь ребенку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, возбудить у учеников воссоздающее, творческое воображение. Кроме этого, нужно привлечь внимание к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому текст нецелесообразно делить на части; разумнее, не разрушая целостного впечатления, вести наблюдения за использованием изобразительно-выразительных средств языка.

При анализе стихотворения учителю нужно помочь детям вникнуть в тайны образа, созданного тем или другим автором, стоит заранее определить основные, ключевые моменты, без которых невозможен грамотный анализ любого текста. Читателю важно:

Понять содержание (ответить на вопрос: о чем это произведение?) - увидеть внешнюю сторону образа;

Вникнуть в смысл (ответить на вопрос: какую важную мысль высказал в тексте автор?) - понять внутреннюю (глубинную) сторону образа;

Найти языковые средства, приемы, способы создания образа (ответить на вопрос: как «сделан» образ?). Необходимо обращать внимание на значение отдельных слов (не оставлять не понятым ни одного слова в тексте, иначе не будет осмыслен весь текст целиком); на соединение слов между собой; на порядок слов; на знаки препинания.

При анализе лирических произведений используют такие приемы , как рисование словесных картин, работа над отдельными тропами, а также над выразительным чтением произведения.

Главное внимание учащихся после анализа направляется на выразительное чтение. Определяется задача чтения - что мы сообщаем слушателям (какие чувства и мысли пережили вместе с героем). Для подготовки к выразительному чтению произведения полезно использовать составление «партитуры» для чтения стихотворения в классе и дома (см. учебник Литературное чтение 2 кл., 1 ч., стр. 27, автор Е.И. Матвеева).

При работе с разными стихотворными текстами учителю полезно будет учитывать информацию, помещенную в этой таблице:

Особенности лирического произведения

Содержание лирического произведения душевные переживания, чувства, события внутренней жизни
Образ, в котором выражено это содержание лирический герой
Лирическая ситуация, представленная в стихотворении конфликт героя с миром, с самим собой или определенное состояние героя в особой для него ситуации (встреча, горестное событие, счастливая случайность и др.)
Изображение окружающего мира мир дается опосредованно, через переживания героя
Особенности лирической композиции лирический сюжет разворачивается через переживания героя
Особенности поэтического языка использование тропов; поэтический синтаксис, поэтическая фонетика (ритм)
Жанры лирики (по тематическому принципу) песня, дифирамб, причитание, плач, сонет, послание, гимн, ода, сатира, баллада, эпиграмма, философская, пейзажная, гражданская, любовная лирика.
| следующая лекция ==>

Главное в лирике -- эмоционально окрашенные описания и размышления. Воспроизведение же отношений между людьми и их поступков здесь не играет большой роли, чаще всего оно отсутствует вовсе. Лирические высказывания не сопровождаются изображением каких-либо событий. Где, когда, при каких обстоятельствах высказался поэт, к кому он обращался, -- все это либо проясняется из самих его слов, либо вообще оказывается несущественным.

И ненавижу ее и люблю.

«Почему же?» -- ты спросишь.

Сам я не знаю,

но так чувствую я -- и томлюсь.

(Пер. Ф. Петровского)

Приведенное двустишие древнеримского поэта Катулла является завершенным художественным произведением. Из катулловского стихотворения читатель ничего не узнает о тех событиях и фактах, которые вызвали выраженное здесь чувство. Ему ничего не известно ни о той женщине, которой посвящено двустишие, ни о судьбе человека, который высказывается. В стихотворении проникновенно передано само по себе чувство человека, в душе которого слились ненависть и любовь, чувство, перед которым он сам как бы останавливается в недоумении.

Главный объект художественного познания в лирике -- это характер самого «носителя речи», прежде всего его внутренний мир, его умонастроение и эмоции. В отличие от романов и эпопей, повестей и новелл, трагедий и комедий лирика, осваивая внутренний мир человека, не изображает события, действия, поступки, взаимоотношения. В этом смысле она обретает черты экспрессивных искусств.

Вместе с тем существует и принципиальное различие между лирикой, с одной стороны, и танцем, музыкой, архитектурой -- с другой. В последних настроения и переживания воссездаются вне конкретных связей их с внешним, предметным миром. Лирика же, будучи родом литературы, неизменно сохраняет присущее словесному искусству изобразительное начало. В лирическом произведении всегда присутствуют впечатления о каких-то фактах, раздумья о чем-то и переживание чего-то.

Чистой экспрессии звуков речи (фонем) не существует. Это доказали (способом «от противного») крайне левые футуристы, в частности Крученых, предлагавший в качестве образцов поэтических высказываний бессмысленные звукосочетания. Лирическая речь (в противоположность музыкальным звукам) неизменно опирается на значения слов, на познавательные и изобразительные возможности языка. В отличие от экспрессивных искусств лирика воссоздает не только сами по себе настроения (грусть и печаль, оживленность и веселье, задумчивость и созерцательность, решительность и действенность), но также мысли и чувства, вызванные предметным миром и на него направленные.

Лирически выражаемые переживания могут принадлежать как самому поэту, так и иным, не похожим на него лицам. Умение «чужое вмиг почувствовать своим» -- таково, по словам Фета, одно из свойств поэтического дарования. Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой. Таковы стихотворения «Нет имени тебе, мой дальний...» Блока -- душевное излияние девушки, живущей смутным ожиданием любви, или «Я убит подо Ржевом» Твардовского, или «Гойя» Вознесенского, где лирически претворено «видение мира», присущее великому испанскому художнику. Бывает даже (правда, это случается редко), что субъект лирического высказывания разоблачается автором. Таков «нравственный человек» в стихотворении Некрасова того же названия, причинивший окружающим множество горестей и бед, но упорно повторявший фразу: «Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла». Нечто подобное нетрудно увидеть в некоторых стихотворениях Г. Гейне, исполненных скорбной и язвительной иронии. Приведенное ранее определение лирики Аристотелем (поэт «остается самим собою, не изменяя своего лица»), таким образом, неточно: лирический поэт вполне может изменить свое лицо и воспроизвести переживание, принадлежащее кому-то другому.

Но в большинстве случаев лирика запечатлевает умонастроения самого автора. Стихотворения, лирический субъект которых тождествен или, по крайней мере, близок поэту, называют автопсихологическими. Лирическое творчество в основном автопсихологично. Так, по стихотворениям Пушкина и Лермонтова, Блока и Есенина, Маяковского и Цветаевой можно составить яркое и полное представление об интеллектуальном и эмоциональном мире самих авторов.

Непосредственность и прямота «самовыражения» -- одно из важнейших свойств лирики. «Он (лирический поэт), -- писал Гегель, -- может внутри себя самого искать побуждения к творчеству и содержания, останавливаясь на внутренних ситуациях, состояниях, переживаниях и страстях своего сердца и духа. Здесь сам человек в его субъективной внутренней жизни становится художественным произведением, тогда как эпическому поэту служат содержанием отличный от него самого герой, его подвиги и случающиеся с ним происшествия». Подобные мысли неоднократно высказывались и впоследствии. Лирик, утверждал немецкий поэт И. Бехер, это «человек, выражающий самого себя. Он сам -- «герой» своей лирики».

В лирическом творчестве «объект» и «субъект» художественного изображения близки друг другу и в большинстве случаев как бы сливаются: тем и другим является внутренний мир автора. Познание жизни здесь выступает, прежде всего, как самопознание. В этом одна из причин особого обаяния лирики. Читатель вступает с поэтом в такой прямой и тесный душевный контакт, который невозможен при восприятии эпических или драматических произведений.

Лирическое самовыражение может быть разным. Чаще всего автор воплощает мысли и чувства, присущие ему как индивидуальности, и в его произведениях присутствует некое лирическое «я». Но порой поэт-лирик выступает как прямой выразитель взглядов, настроений и стремлений группы людей, иногда целого класса, всего народа и даже человечества. Здесь на смену лирическому «я» приходит лирическое «мы» («К Чаадаеву» Пушкина, «Скифы» Блока, «Интернационал» Потье, «Левый марш» Маяковского).

Самовыражение в лирике заметно отличается от выражения человеком своих мыслей, чувств и намерений в повседневности. Лирически воплощенные умонастроения не являются буквальной копией пережитого поэтом. Лирика - это ни в коей мере не стенограмма тех чувств, которые довелось испытать автору в реальной жизни.

Лирический поэт воплощает в стихах далеко не все пережитое. В сферу его творчества попадают обычно наиболее значительные эмоции. Порой поэтические переживания резко отличаются от житейских, обыденных чувств поэта.

Лирика не просто воспроизводит чувства поэта, но в значительной мере их активизирует, облагораживает, создает заново. Лирическое переживание поэтому обретает особую интенсивность и насыщенность. Поэт как бы «одержим» той эмоцией, которую он поэтически выражает.

При этом автор в процессе творчества нередко создает силой воображения те психологические ситуации, которых в реальной действительности не было вовсе. Литературоведы неоднократно убеждались в том, что многие лирические стихотворения невозможно соотнести с конкретными фактами биографии писателя. В частности, содержание любовных стихотворений Пушкина не всегда согласуется с фактами его личной жизни. Знаменательна подпись, которую сделал Блок на полях рукописи одного своего стихотворения: «Ничего такого не было». Поэт запечатлевал себя то в лирическом образе юноши-монаха, поклонника мистически таинственной Прекрасной Дамы, то в «маске» шекспировского Гамлета, то в роли завсегдатая петербургских ресторанов.

Автопсихологические и ролевые начала лирического творчества, таким образом, нерасторжимо связаны между собой. Поэт-лирик, по выражению Е. Винокурова, един в двух лицах. Это, во-первых, человек с определенной судьбой, жизненным опытом, умонастроениями и взглядами, во-вторых, герой собственных стихотворений. Претворение черт личности поэта в образ лирического героя -- важнейшее свойство лирики.

Нетождественность субъекта лирического высказывания индивидуальности самого поэта вполне закономерна. Поэтически воплощаемое переживание -- это результат художественного обобщения. Выражаемые в лирике чувства обладают социально-исторической характерностью. Печать национально-культурных традиций и общественных отношений, так или иначе, лежит на субъекте лирической речи. При этом лирическое произведение, как и любое другое, всегда содержит осмысление поэтом жизни -- пусть это будет его собственный внутренний мир. Поэтому к лирике, при всем ее своеобразии, вполне применимы те понятия (тема, проблема, эмоциональная оценка), с помощью которых уясняется содержание иных литературных произведений.

Вместе с тем содержание лирических произведений обладает особым качеством, весьма существенным для читателей. Знакомясь с новеллой, романом или драмой, мы воспринимаем изображенное с определенной психологической дистанции, в известной мере отстраненно. По воле автора (а иногда и по своей собственной) мы принимаем или не принимаем позиции персонажей, разделяем или не разделяем их умонастроения, одобряем или не одобряем их поступки, иронизируем над ними или же им сочувствуем. Другое дело лирика. Полно воспринять лирическое произведение -- это значит проникнуться умонастроениями поэта, ощутить и еще раз пережить их как нечто свое собственное, личное, задушевное. Лирическое высказывание имеет силу внушения.

Переживание, запечатленное в лирике, обладает необычной емкостью. Оно оказывается близким и созвучным безгранично широкому кругу людей. Читатель легко отождествляет себя с лирическим героем и воспринимает выраженные поэтом мысли и чувства как свои собственные. Чувства поэта-лирика властно «заражают» читателя, становясь его душевным достоянием

Жанры лирики помогают нам классифицировать этот особый род литературы, который в первую очередь обращается к личным чувствам поэта и читателя, их настроени...

От Masterweb

17.04.2018 12:00

Жанры лирики помогают нам классифицировать этот особый род литературы, который, в первую очередь, обращается к личным чувствам поэта и читателя, их настроению. Лирика отражает чувствительные переживания, эмоции, часто произведения этого рода литературы характеризуются задушевностью и взволнованностью.

Стихотворение

Стихотворение - основной жанр лирики, который знаком всем без исключения. Это произведение относительно небольшого размера, написанное обязательно стихами.

В широком смысле под стихотворением понимают произведения разных жанров и даже типов, к ним нередко относят элегии, сонеты и баллады, но в XIX-XX веках существовало более четкое определение. В этот период под стихотворением понимали исключительно произведение, позволяющее отразить внутренний мир автора, многосторонние проявления его души, оно должно было быть связано с лиризмом.

С развитием классического стихотворения более ясным стало его предназначение для лирического освоения мира. Отдельно подчеркивалось, что в стихотворении автор всегда стремится соединить жизнь в одном мгновении, сосредоточившись на состоянии окружающего мира. В этой основополагающей функции жанр лирики стихотворение противопоставляется новеллам и рассказам, написанным в стихах, а также лирическим поэмам, в которых описывается большое количество взаимосвязанных между собой переживаний.

Можно встретить много примеров стихотворений в творчестве Пушкина. Жанр лирики, которому посвящен этот раздел нашей статьи, был для него одним из основных в работе. В качестве иллюстрации можно привести стихотворение "Зимняя дорога".

Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печально свет она.По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит.Что-то слышится родноеВ долгих песнях ямщика:То разгулье удалое,То сердечная тоска...Ни огня, ни черной хаты,Глушь и снег... Навстречу мнеТолько версты полосатыПопадаются одне...Скучно, грустно... Завтра, Нина,Завтра к милой возвратясь,Я забудусь у камина,Загляжусь не наглядясь.Звучно стрелка часоваяМерный круг свой совершит,И, докучных удаляя,Полночь нас не разлучит.Грустно, Нина: путь мой скучен,Дремля смолкнул мой ямщик,Колокольчик однозвучен,Отуманен лунный лик.

Сонет


Изучив основные жанры эпоса, лирики и драмы, вы сможете легко ориентироваться в мировой и отечественной литературе. Еще один популярный жанр, о котором обязательно необходимо рассказать в этой статье, это сонет.

В отличие от большинства других жанров лирики, у сонета строго определенная структура. Он обязательно состоит из 14 строк, которые образуют два катрена и два терцета. Так выглядит классический сонет, но в литературе также популярен так называемый шекспировский сонет, который состоит из трех катренов и одного финального заключительного двустишия. Особую популярность сонет именно в таком виде получил благодаря английскому поэту и драматургу Уильяму Шекспиру.

Считается, что в сонете обязательно должен присутствовать эмоциональный и сюжетный перелом. Часто их тема посвящена любви.

В России сонеты также имели определенную популярность. Как правило, их писали 5-стопным ямбом с незначительными отклонениями. Наиболее известны отечественные сонеты Генриха Сапгира, Тимура Кибирова, Сергей Калугина.

В качестве примера можно привести сонеты Уильяма Шекспира, которые на русском языке хорошо известны в переводах Бориса Пастернака.

Измучась всем, я умереть хочу.Тоска смотреть, как мается бедняк,И как шутя живется богачу,И доверять, и попадать впросак,И наблюдать, как наглость лезет в свет,И честь девичья катится ко дну,И знать, что ходу совершенствам нет,И видеть мощь у немощи в плену,И вспоминать, что мысли замкнут рот,И разум сносит глупости хулу,И прямодушье простотой слывет,И доброта прислуживает злу.Измучась всем, не стал бы жить и дня,Да другу трудно будет без меня.

Ода

Среди жанров эпоса, лирики, драмы присутствуют схожие, которые направлены дна реализацию той или иной цели. Например, оды обязаны восхвалять конкретного человека, событие или государство. Подобные аналоги есть и в других родах литературы.

В России ода одно время была чрезвычайно популярна. При этом зародилась ода в Древней Греции, в римской литературе этот жанр лирики был распространен благодаря Горацию. В России его использовали в XVIII веке. Самые яркие представители - Гавриил Державин и Михаил Ломоносов. В пример и приведем произведение Державина.

БОГО Ты, пространством бесконечный,Живый в движеньи вещества,Теченьем времени превечный,Без лиц, в трех лицах Божества,Дух всюду сущий и единый,Кому нет места и причины,Кого никто постичь не мог,Кто все Собою наполняет,Объемлет, зиждет, сохраняет,Кого мы нарицаем - Бог!Измерить океан глубокий,Сочесть пески, лучи планет,Хотя и мог бы ум высокий,Тебе числа и меры нет!Не могут Духи просвещенны,От света Твоего рожденны,Исследовать судеб Твоих:Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,В Твоем величьи исчезает,Как в вечности прошедший миг.Хао́са бытность довременнуИз бездн Ты вечности воззвал;А вечность, прежде век рожденну,В Себе Самом Ты основал.Себя Собою составляя,Собою из Себя сияя,Ты свет, откуда свет исте́к.Создавый все единым словом,В твореньи простираясь новом,Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек.Ты цепь существ в Себе вмещаешь,Ее содержишь и живишь;Конец с началом сопрягаешьИ смертию живот даришь.Как искры сыплются, стремятся,Так солнцы от Тебя родятся.Как в мразный, ясный день зимойПылинки инея сверкают,Вратятся, зыблются, сияют,Так звезды в безднах под Тобой.Светил возженных миллионыВ неизмеримости текут;Твои они творят законы,Лучи животворящи льют;Но огненны сии лампады,Иль рдяных кристалей громады,Иль волн златых кипящий сонм,Или горящие эфиры,Иль вкупе все светящи миры,Перед Тобой - как нощь пред днем.Как капля, в море опущенна,Вся твердь перед Тобой сия;Но что мной зримая вселенна,И что перед Тобою я? -В воздушном океане оном,Миры умножа миллиономСтократ других миров, и то,Когда дерзну сравнить с Тобою,Лишь будет точкою одною;А я перед Тобой - ничто.Ничто! - но Ты во мне сияешьВеличеством Твоих доброт;Во мне Себя изображаешь,Как солнце в малой капле вод.Ничто! - но жизнь я ощущаю,Несытым некаким летаюВсегда пареньем в высоты.Тебя душа моя быть чает,Вникает, мыслит, рассуждает:Я есмь - конечно, есь и Ты.Ты есь! - Природы чин вещает,Гласит мое мне сердце то,Меня мой разум уверяет;Ты есь - и я уж не ничто!Частица целой я вселенной,Поставлен, мнится мне, в почтеннойСредине естества я той,Где кончил тварей Ты телесных,Где начал Ты Духов небесныхИ цепь существ связал всех мной.Я связь миров, повсюду сущих,Я крайня степень вещества,Я средоточие живущих,Черта начальна Божества.Я телом в прахе истлеваю,Умом громам повелеваю;Я царь, - я раб, - я червь, - я бог!-Но будучи я столь чудесен,Отколь я происшел? - Безвестен;А сам собой я быть не мог.Твое созданье я, Создатель,Твоей премудрости я тварь,Источник жизни, благ Податель,Душа души моей и Царь!Твоей то правде нужно было,Чтоб смертну бездну преходилоМое бессмертно бытие́;Чтоб дух мой в смертность облачилсяИ чтоб чрез смерть я возвратился,Отец! в бессмертие Твое́.Неизъяснимый, непостижный!Я знаю, что души моейВоображении бессильныИ тени начертать Твоей.Но если славословить должно,То слабым смертным невозможноТебя ничем иным почтить,Как им к Тебе лишь возвышаться,В безмерной разности терятьсяИ благодарны слезы лить.

Романс

В жанре лирики произведения, написанные в виде романсов, занимают особое место. Ведь это особый жанр, который находится на пересечении литературы и музыки. Как правило, это небольшое поэтическое произведение, положенное на музыку.

Отечественный романс в основном сформировался в начале XIX века. Большое влияние на него оказал популярный в ту пору романтизм. Самыми известными представителями этого жанра стали Варламов, Алябьев, Гурилев. Во многих русских романсах можно встретить цыганские мотивы, так сформировались даже несколько поджанров. Например, жестокий или салонный романс.

На начало XX столетия пришелся так называемый золотой век русского романса, когда тон задавали Вертинский, Вяльцев, Плевицкая, во времена советской власти этот жанр не утратил своей популярности.

В качестве примера можно привести классический роман Вертинского.

У меня завелись ангелята,Завелись среди белого дня.Все, над чем я смеялся когда-то,Все теперь восхищает меня!Жил я шумно и весело - каюсь,Но жена все к рукам прибрала,Совершенно со мной не считаясь,Мне двух дочек она родила.Я был против. Начнутся пеленки...Для чего свою жизнь осложнять?Но залезли мне в сердце девчонки,Как котята в чужую кровать!И теперь с новым смыслом и цельюЯ, как птица, гнездо свое вьюИ порою над их колыбельюСам себе удивленно пою:-Доченьки, доченьки,Доченьки мои!Где ж вы, мои ноченьки,Где вы соловьи?..Много русского солнца и светаБудет в жизни дочурок моих,И что самое главное - этоТо, что Родина будет у них!Будет дом. Будет много игрушек.Мы на елку повесим звезду.Я каких-нибудь добрых старушекСпециально для них заведу.Чтобы песни им русские пелиЧтобы сказки ночами плели,Чтобы тихо года шелестели,Чтобы детства - забыть не могли!Правда, я постарею немного,Но душой буду юн, как они!И просить буду доброго Бога,Чтоб продлил мои грешные дни.Вырастут доченьки,Доченьки мои...Будут у них ноченьки, будут соловьи!А закроют доченьки оченьки мои,Мне споют на кладбище те же соловьи!

Поэма


В жанре лирики роман нам встретить не удастся, зато его полноценным аналогом можно считать поэму. Это достаточно крупное по объему произведение, которое носит лиро-эпический характер, что и позволяет ему выделяться среди других подобных произведений.

Как правило, оно принадлежит определенному автору, имеет не только стихотворную, но и повествовательную форму. Литературные критики выделяют романтическую, героическую, сатирическую, критическую поэмы.

На протяжении истории литературы этот жанр перенес немало изменений. Например, если много веков назад поэма была исключительно эпическим произведением, в качестве примера можно привести "Илиаду" Гомера, то уже в XX веке появились образцы исключительно лирических образцов этого жанра, к которым можно отнести "Поэму без героя" Анны Ахматовой.

Интересно, что так иногда называют и прозаические произведения. Например, "Москва - Петушки" Венедикта Ерофеева, "Мертвые души" Николая Гоголя, "Педагогическая поэма" Антона Макаренко.

Примером послужит отрывок из "Поэмы без героя" Анны Ахматовой.

Я зажгла заветные свечиИ вдвоем с ко мне не пришедшимСорок первый встречаю год,Но Господняя сила с нами,В хрустале утонуло пламяИ вино, как отрава жжет...Это всплески жуткой беседы,Когда все воскресают бреды,А часы все еще не бьют...Нету меры моей тревоги,Я, как тень, стою на порогеСтерегу последний уют.И я слышу звонок протяжный,И я чувствую холод влажный.Холодею, стыну, горюИ, как будто припомнив что-то,Обернувшись в пол оборотаТихим голосом говорю:Вы ошиблись: Венеция дожейЭто рядом. Но маски в прихожейИ плащи, и жезлы, и венцыВам сегодня придется оставить.Вас я вздумала нынче прославить,Новогодние сорванцы.Этот Фаустом, тот Дон Жуаном...

Элегия


Описывая, какие жанры в лирике заслуживают наибольшего внимания, нужно обязательно рассказать про элегию. Это своеобразный эмоциональный результат глубокого философского раздумья, который заключен в поэтическую форму. Как правило, в элегии автор пытается разобраться в сложных жизненных проблемах.

Элегия зародилась в древнегреческой поэзии. В то время так называли стихотворение, написанного строфой определенного размера, не вкладывая в это понятие больше никакого смысла.

У греческих поэтов элегия могла быть и обличительной, и философской, и печальной, и политической, и воинственной. У римлян элегии в основном посвящали любви, при этом произведения стали более свободной формы.

Первые успешные попытки писать элегии в русской литературе предпринял Жуковский. До этого были пробы пера в этом жанре Фонвизина, Аблесимова, Богдановича, Нарышкина.

Новую эпоху в русской поэзии положил перевод Жуковского элегии Грея под названием "Сельской кладбище". После этого жанр окончательно вышел за риторические рамки, обозначив, что главным является обращение к интимности, искренности и глубине. Такая перемена хорошо заметна в новых приемах стихосложения, которые использует Жуковский и поэты следующих поколений.

К XIX веку стало модно называть свои произведения элегиями, так часто делают Баратынский, Батюшков, Языков. Со временем эта традиция сошла на нет, но элегический тон остался в работах многих поэтов не только XIX, но и XX веков.

В качестве классического примера правильным будет рассмотреть как раз отрывок из "Сельского кладбища" в переводе Жуковского.

Уже бледнеет день, скрываясь за горою;Шумящие стада толпятся над рекой;Усталый селянин медлительной стопоюИдет, задумавшись, в шалаш спокойный свой,В туманном сумраке окрестность исчезает...Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,Лишь слышится вдали рогов унылый звон.Лишь дикая сова, таясь под древним сводомТой башни, сетует, внимаема луной,На возмутившего полуночным приходомЕе безмолвного владычества покой.

Баллада


Баллада - известный лирический жанр, к которому часто обращались поэты-романтики в XVIII и XIX веках. В Россию он пришел параллельно с популярностью романтизма в литературе.

Первой русской балладой, которая к тому же была оригинальной и по содержанию, и по форме, стало произведение Гавриила Каменева под названием "Громвал". Но самым известным представителем этого жанра по праву считается Василий Жуковский, который даже получил прозвище от современников "балладник".

В 1808 году Жуковский пишет "Людмилу", которая производит сильное впечатление на окружающих, затем переводит лучшие баллады европейских поэтов-романтиков, под чьим влиянием жанр и проникает в России. Это, в первую очередь, Гете, Шиллер, Скотт. В 1813 году выходит знаменитая баллада Жуковского "Светлана", которую многие литературные критики до сих пор считают его лучшим произведением.

Писал баллады и Пушкин, в частности, к этому жанру многие исследователи относят его "Песнь о вещем Олеге". Чтобы получить полноценное представление об этом оригинальном жанре, в качестве примера приведем отрывок из "Светланы" Жуковского.

Раз в крещенский вечерокДевушки гадали:За ворота башмачок,Сняв с ноги, бросали;Снег пололи; под окномСлушали; кормилиСчетным курицу зерном;Ярый воск топили;В чашу с чистою водойКлали перстень золотой,Серьги изумрудны;Расстилали белый платИ над чашей пели в ладПесенки подблюдны.

Роман в стихах


Роман в стихах - это жанр, который застыл на стыке поэзии и прозы. В нем органично сочетаются композиция, система персонажей, хронотопы, в авторских вариациях возможны аналогии между стихотворным эпосом и непосредственно романом в стихах.

Становление этого жанра происходит, когда уже окончательно оформился жанр поэмы. Роман в стихах, как правило, более объемное произведение, которое ставит перед собой более глобальные задачи. При этом границы между этими жанрами остаются в известной степени условными.

В России самым известным романом в стихах является произведение Пушкина "Евгений Онегин", отрывок из него и приведем в качестве примера. Многие критики считают, что именно на примере этой "энциклопедии русской жизни" можно наглядно увидеть, чем отличается роман в стихах от поэмы. В частности, в первом можно наблюдать развитие характеров персонажей и аналитическую установку, чего не встретить в большинстве поэм.

Мой дядя самых честных правил,Когда не в шутку занемог,Он уважать себя заставилИ лучше выдумать не мог.Его пример другим наука;Но, боже мой, какая скукаС больным сидеть и день и ночь,Не отходя ни шагу прочь!Какое низкое коварствоПолуживого забавлять,Ему подушки поправлять,Печально подносить лекарство,Вздыхать и думать про себя:Когда же черт возьмет тебя!

Эпиграмма

Эпиграмма - лирический жанр, который одно время был чрезвычайно популярен, хотя многие связывают его больше не с литературой, а с публицистикой и журналистикой. Ведь это совсем небольшое по размеру произведение, в котором высмеивается какое-либо общественное явление или конкретный человек.

В русской поэзии известные эпиграммы начал писать еще Антиох Кантемир. Этот жанр был популярен среди поэтов XVIII века (Ломоносова, Тредиаковского). Во времена Пушкина и Жуковского сам жанр несколько трансформировался, превратившись больше в сатиру салонного характера, схожую с альбомными стихами.

Примером эпиграммы будет одно из произведений Жуковского.

НОВОПОЖАЛОВАННЫЙ"Приятель, отчего присел?"-"Злодей корону на меня надел!" -"Что ж! я не вижу в этом зла!"-"Ох, тяжела!"Василий Жуковский

Лимерик


Закончим наш обзор основных лирических жанров несколько легкомысленным лимериком. Он появился в Англии, имеет четкую форму и определенное содержание.

Который, в первую очередь, обращается к личным чувствам поэта и читателя, их настроению. Лирика отражает чувствительные переживания, эмоции, часто произведения этого рода литературы характеризуются задушевностью и взволнованностью.

Стихотворение

Стихотворение - основной жанр лирики, который знаком всем без исключения. Это произведение относительно небольшого размера, написанное обязательно стихами.

В широком смысле под стихотворением понимают произведения разных жанров и даже типов, к ним нередко относят элегии, сонеты и баллады, но в XIX-XX веках существовало более четкое определение. В этот период под стихотворением понимали исключительно произведение, позволяющее отразить внутренний мир автора, многосторонние проявления его души, оно должно было быть связано с лиризмом.

С развитием классического стихотворения более ясным стало его предназначение для лирического освоения мира. Отдельно подчеркивалось, что в стихотворении автор всегда стремится соединить жизнь в одном мгновении, сосредоточившись на состоянии окружающего мира. В этой основополагающей функции жанр лирики стихотворение противопоставляется новеллам и рассказам, написанным в стихах, а также лирическим поэмам, в которых описывается большое количество взаимосвязанных между собой переживаний.

Можно встретить много примеров стихотворений в творчестве Пушкина. Жанр лирики, которому посвящен этот раздел нашей статьи, был для него одним из основных в работе. В качестве иллюстрации можно привести стихотворение "Зимняя дорога".

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег... Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне...

Скучно, грустно... Завтра, Нина,

Завтра к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая

Мерный круг свой совершит,

И, докучных удаляя,

Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,

Дремля смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

Сонет

Изучив основные жанры эпоса, лирики и драмы, вы сможете легко ориентироваться в мировой и отечественной литературе. Еще один популярный жанр, о котором обязательно необходимо рассказать в этой статье, это сонет.

В отличие от большинства других жанров лирики, у сонета строго определенная структура. Он обязательно состоит из 14 строк, которые образуют два катрена и два терцета. Так выглядит классический сонет, но в литературе также популярен так называемый шекспировский сонет, который состоит из трех катренов и одного финального заключительного двустишия. Особую популярность сонет именно в таком виде получил благодаря английскому поэту и драматургу Уильяму Шекспиру.

Считается, что в сонете обязательно должен присутствовать эмоциональный и сюжетный перелом. Часто их тема посвящена любви.

В России сонеты также имели определенную популярность. Как правило, их писали 5-стопным ямбом с незначительными отклонениями. Наиболее известны отечественные сонеты Генриха Сапгира, Тимура Кибирова, Сергей Калугина.

В качестве примера можно привести сонеты Уильяма Шекспира, которые на русском языке хорошо известны в переводах Бориса Пастернака.

Измучась всем, я умереть хочу.

Тоска смотреть, как мается бедняк,

И как шутя живется богачу,

И доверять, и попадать впросак,

И наблюдать, как наглость лезет в свет,

И честь девичья катится ко дну,

И знать, что ходу совершенствам нет,

И видеть мощь у немощи в плену,

И вспоминать, что мысли замкнут рот,

И разум сносит глупости хулу,

И прямодушье простотой слывет,

И доброта прислуживает злу.

Измучась всем, не стал бы жить и дня,

Да другу трудно будет без меня.

Ода

Среди жанров эпоса, лирики, драмы присутствуют схожие, которые направлены дна реализацию той или иной цели. Например, оды обязаны восхвалять конкретного человека, событие или государство. Подобные аналоги есть и в других родах литературы.

В России ода одно время была чрезвычайно популярна. При этом зародилась ода в Древней Греции, в римской литературе этот жанр лирики был распространен благодаря Горацию. В России его использовали в XVIII веке. Самые яркие представители - Гавриил Державин и Михаил Ломоносов. В пример и приведем произведение Державина.

О Ты, пространством бесконечный,

Живый в движеньи вещества,

Теченьем времени превечный,

Без лиц, в трех лицах Божества,

Дух всюду сущий и единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог,

Кто все Собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы нарицаем — Бог!

Измерить океан глубокий,

Сочесть пески, лучи планет,

Хотя и мог бы ум высокий,

Тебе числа и меры нет!

Не могут Духи просвещенны,

От света Твоего рожденны,

Исследовать судеб Твоих:

Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,

В Твоем величьи исчезает,

Как в вечности прошедший миг.

Хао́са бытность довременну

Из бездн Ты вечности воззвал;

А вечность, прежде век рожденну,

В Себе Самом Ты основал.

Себя Собою составляя,

Собою из Себя сияя,

Ты свет, откуда свет исте́к.

Создавый все единым словом,

В твореньи простираясь новом,

Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек.

Ты цепь существ в Себе вмещаешь,

Ее содержишь и живишь;

Конец с началом сопрягаешь

И смертию живот даришь.

Как искры сыплются, стремятся,

Так солнцы от Тебя родятся.

Как в мразный, ясный день зимой

Пылинки инея сверкают,

Вратятся, зыблются, сияют,

Так звезды в безднах под Тобой.

Светил возженных миллионы

В неизмеримости текут;

Твои они творят законы,

Лучи животворящи льют;

Но огненны сии лампады,

Иль рдяных кристалей громады,

Иль волн златых кипящий сонм,

Или горящие эфиры,

Иль вкупе все светящи миры,

Перед Тобой — как нощь пред днем.

Как капля, в море опущенна,

Вся твердь перед Тобой сия;

Но что мной зримая вселенна,

И что перед Тобою я? —

В воздушном океане оном,

Миры умножа миллионом

Стократ других миров, и то,

Когда дерзну сравнить с Тобою,

Лишь будет точкою одною;

А я перед Тобой — ничто.

Ничто! — но Ты во мне сияешь

Величеством Твоих доброт;

Во мне Себя изображаешь,

Как солнце в малой капле вод.

Ничто! — но жизнь я ощущаю,

Несытым некаким летаю

Всегда пареньем в высоты.

Тебя душа моя быть чает,

Вникает, мыслит, рассуждает:

Я есмь — конечно, есь и Ты.

Ты есь! — Природы чин вещает,

Гласит мое мне сердце то,

Меня мой разум уверяет;

Ты есь — и я уж не ничто!

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей Ты телесных,

Где начал Ты Духов небесных

И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества,

Я средоточие живущих,

Черта начальна Божества.

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю;

Я царь, — я раб, — я червь, — я бог!—

Но будучи я столь чудесен,

Отколь я происшел? — Безвестен;

А сам собой я быть не мог.

Твое созданье я, Создатель,

Твоей премудрости я тварь,

Источник жизни, благ Податель,

Душа души моей и Царь!

Твоей то правде нужно было,

Чтоб смертну бездну преходило

Мое бессмертно бытие́;

Чтоб дух мой в смертность облачился

И чтоб чрез смерть я возвратился,

Отец! в бессмертие Твое́.

Неизъяснимый, непостижный!

Я знаю, что души моей

Воображении бессильны

И тени начертать Твоей.

Но если славословить должно,

То слабым смертным невозможно

Тебя ничем иным почтить,

Как им к Тебе лишь возвышаться,

В безмерной разности теряться

И благодарны слезы лить.

Романс

В жанре лирики произведения, написанные в виде романсов, занимают особое место. Ведь это особый жанр, который находится на пересечении литературы и музыки. Как правило, это небольшое поэтическое произведение, положенное на музыку.

Отечественный романс в основном сформировался в начале XIX века. Большое влияние на него оказал популярный в ту пору романтизм. Самыми известными представителями этого жанра стали Варламов, Алябьев, Гурилев. Во многих русских романсах можно встретить цыганские мотивы, так сформировались даже несколько поджанров. Например, жестокий или салонный романс.

На начало XX столетия пришелся так называемый золотой век русского романса, когда тон задавали Вертинский, Вяльцев, Плевицкая, во времена советской власти этот жанр не утратил своей популярности.

В качестве примера можно привести классический роман Вертинского.

У меня завелись ангелята,

Завелись среди белого дня.

Все, над чем я смеялся когда-то,

Все теперь восхищает меня!

Жил я шумно и весело - каюсь,

Но жена все к рукам прибрала,

Совершенно со мной не считаясь,

Мне двух дочек она родила.

Я был против. Начнутся пеленки...

Для чего свою жизнь осложнять?

Но залезли мне в сердце девчонки,

Как котята в чужую кровать!

И теперь с новым смыслом и целью

Я, как птица, гнездо свое вью

И порою над их колыбелью

Сам себе удивленно пою:

Доченьки, доченьки,

Доченьки мои!

Где ж вы, мои ноченьки,

Где вы соловьи?..

Много русского солнца и света

Будет в жизни дочурок моих,

И что самое главное - это

То, что Родина будет у них!

Будет дом. Будет много игрушек.

Мы на елку повесим звезду.

Я каких-нибудь добрых старушек

Специально для них заведу.

Чтобы песни им русские пели

Чтобы сказки ночами плели,

Чтобы тихо года шелестели,

Чтобы детства - забыть не могли!

Правда, я постарею немного,

Но душой буду юн, как они!

И просить буду доброго Бога,

Чтоб продлил мои грешные дни.

Вырастут доченьки,

Доченьки мои...

Будут у них ноченьки, будут соловьи!

А закроют доченьки оченьки мои,

Мне споют на кладбище те же соловьи!

Поэма

В жанре лирики роман нам встретить не удастся, зато его полноценным аналогом можно считать поэму. Это достаточно крупное по объему произведение, которое носит лиро-эпический характер, что и позволяет ему выделяться среди других подобных произведений.

Как правило, оно принадлежит определенному автору, имеет не только стихотворную, но и повествовательную форму. Литературные критики выделяют романтическую, героическую, сатирическую, критическую поэмы.

На протяжении истории литературы этот жанр перенес немало изменений. Например, если много веков назад поэма была исключительно эпическим произведением, в качестве примера можно привести "Илиаду" Гомера, то уже в XX веке появились образцы исключительно лирических образцов этого жанра, к которым можно отнести "Поэму без героя" Анны Ахматовой.

Интересно, что так иногда называют и прозаические произведения. Например, "Москва - Петушки" Венедикта Ерофеева, "Мертвые души" Николая Гоголя, "Педагогическая поэма" Антона Макаренко.

Примером послужит отрывок из "Поэмы без героя" Анны Ахматовой.

Я зажгла заветные свечи

И вдвоем с ко мне не пришедшим

Сорок первый встречаю год,

Но Господняя сила с нами,

В хрустале утонуло пламя

И вино, как отрава жжет...

Это всплески жуткой беседы,

Когда все воскресают бреды,

А часы все еще не бьют...

Нету меры моей тревоги,

Я, как тень, стою на пороге

Стерегу последний уют.

И я слышу звонок протяжный,

И я чувствую холод влажный.

Холодею, стыну, горю

И, как будто припомнив что-то,

Вы ошиблись: Венеция дожей

Это рядом. Но маски в прихожей

И плащи, и жезлы, и венцы

Вам сегодня придется оставить.

Вас я вздумала нынче прославить,

Новогодние сорванцы.

Этот Фаустом, тот Дон Жуаном...

Элегия

Описывая, какие жанры в лирике заслуживают наибольшего внимания, нужно обязательно рассказать про элегию. Это своеобразный эмоциональный результат глубокого философского раздумья, который заключен в поэтическую форму. Как правило, в элегии автор пытается разобраться в сложных жизненных проблемах.

Элегия зародилась в древнегреческой поэзии. В то время так называли стихотворение, написанного строфой определенного размера, не вкладывая в это понятие больше никакого смысла.

У греческих поэтов элегия могла быть и обличительной, и философской, и печальной, и политической, и воинственной. У римлян элегии в основном посвящали любви, при этом произведения стали более свободной формы.

Первые успешные попытки писать элегии в русской литературе предпринял Жуковский. До этого были пробы пера в этом жанре Фонвизина, Аблесимова, Богдановича, Нарышкина.

Новую эпоху в русской поэзии положил перевод Жуковского элегии Грея под названием "Сельской кладбище". После этого жанр окончательно вышел за риторические рамки, обозначив, что главным является обращение к интимности, искренности и глубине. Такая перемена хорошо заметна в новых приемах стихосложения, которые использует Жуковский и поэты следующих поколений.

К XIX веку стало модно называть свои произведения элегиями, так часто делают Баратынский, Батюшков, Языков. Со временем эта традиция сошла на нет, но элегический тон остался в работах многих поэтов не только XIX, но и XX веков.

В качестве классического примера правильным будет рассмотреть как раз отрывок из "Сельского кладбища" в переводе Жуковского.

Уже бледнеет день, скрываясь за горою;

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой,

В туманном сумраке окрестность исчезает...

Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;

Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,

Лишь слышится вдали рогов унылый звон.

Лишь дикая сова, таясь под древним сводом

Той башни, сетует, внимаема луной,

На возмутившего полуночным приходом

Ее безмолвного владычества покой.

Баллада

Баллада - известный лирический жанр, к которому часто обращались поэты-романтики в XVIII и XIX веках. В Россию он пришел параллельно с популярностью романтизма в литературе.

Первой русской балладой, которая к тому же была оригинальной и по содержанию, и по форме, стало произведение Гавриила Каменева под названием "Громвал". Но самым известным представителем этого жанра по праву считается который даже получил прозвище от современников "балладник".

В 1808 году Жуковский пишет "Людмилу", которая производит сильное впечатление на окружающих, затем переводит лучшие баллады европейских поэтов-романтиков, под чьим влиянием жанр и проникает в России. Это, в первую очередь, Гете, Шиллер, Скотт. В 1813 году выходит знаменитая баллада Жуковского "Светлана", которую многие литературные критики до сих пор считают его лучшим произведением.

Писал баллады и Пушкин, в частности, к этому жанру многие исследователи относят его "Песнь о вещем Олеге". Чтобы получить полноценное представление об этом оригинальном жанре, в качестве примера приведем отрывок из "Светланы" Жуковского.

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Роман в стихах

Роман в стихах - это жанр, который застыл на стыке поэзии и прозы. В нем органично сочетаются композиция, система персонажей, хронотопы, в авторских вариациях возможны аналогии между стихотворным эпосом и непосредственно романом в стихах.

Становление этого жанра происходит, когда уже окончательно оформился жанр поэмы. Роман в стихах, как правило, более объемное произведение, которое ставит перед собой более глобальные задачи. При этом границы между этими жанрами остаются в известной степени условными.

В России самым известным романом в стихах является произведение Пушкина "Евгений Онегин", отрывок из него и приведем в качестве примера. Многие критики считают, что именно на примере этой "энциклопедии русской жизни" можно наглядно увидеть, чем отличается роман в стихах от поэмы. В частности, в первом можно наблюдать развитие характеров персонажей и аналитическую установку, чего не встретить в большинстве поэм.

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!

Эпиграмма

Эпиграмма - лирический жанр, который одно время был чрезвычайно популярен, хотя многие связывают его больше не с литературой, а с публицистикой и журналистикой. Ведь это совсем небольшое по размеру произведение, в котором высмеивается какое-либо общественное явление или конкретный человек.

В русской поэзии известные эпиграммы начал писать еще Антиох Кантемир. Этот жанр был популярен среди поэтов XVIII века (Ломоносова, Тредиаковского). Во времена Пушкина и Жуковского сам жанр несколько трансформировался, превратившись больше в сатиру салонного характера, схожую с альбомными стихами.

Примером эпиграммы будет одно из произведений Жуковского.

НОВОПОЖАЛОВАННЫЙ

"Приятель, отчего присел?"-

"Злодей корону на меня надел!" -

"Что ж! я не вижу в этом зла!"-

"Ох, тяжела!"

Лимерик

Закончим наш обзор основных лирических жанров несколько легкомысленным лимериком. Он появился в Англии, имеет четкую форму и определенное содержание.

Это сатирическое пятистишие, которое носит абсурдистский характер. Главное, что его композиция подчинена строгим правилам. В первой строке называется персонаж, а также упоминается, откуда он родом. Во второй рассказывается, что он совершил, либо какая-то его особенность. Оставшиеся строчки посвящены последствиям этих действий или свойств героя.

Жил-был старичок из Гонконга,

Танцевавший под музыку гонга.

Но ему заявили:

«Прекрати это — или

Убирайся совсем из Гонконга!»

Эдвард Лир