Деление. Деление Таблица деления на 3

Несмотря на то что математика кажется большинству людей наукой сложной, это далеко не так. Многие математические операции довольно легко понять, особенно если знать правила и формулы. Так, зная таблицу умножения, можно быстро перемножать в уме Главное - постоянно тренироваться и не забывать правил умножения. То же самое можно сказать и о делении.

Давайте же разберем деление целых чисел, дробных и отрицательных. Вспомним об основных правилах, приемах и методах.

Операция деления

Начнем, пожалуй, с самого определения и названия чисел, которые участвуют в данной операции. Это значительно облегчит дальнейшее изложение и восприятие информации.

Деление - одна из четырех основных математических операций. Изучение ее начинается еще в начальной школе. Именно тогда детям показывают первый пример деления числа на число, объясняют правила.

В операции участвуют два числа: делимое и делитель. Первое - число, которое делят, второе - на которое делят. Результатом деления является частное.

Имеется несколько обозначений для записи данной операции: «:», «/» и горизонтальная черта - запись в виде дроби, когда вверху находится делимое, а внизу, под чертой - делитель.

Правила

При изучении той или иной математической операции учитель обязан познакомить учеников с основными правилами, которые следует знать. Правда, не всегда они запоминаются так хорошо, как хотелось бы. Именно поэтому мы решили немного освежить в вашей памяти четыре фундаментальных правила.

Основные правила деления чисел, которые стоит помнить всегда:

1. Делить на ноль нельзя. Это правило следует запомнить в первую очередь.

2. Делить ноль можно на любое число, но в итоге всегда будет ноль.

3. Если число поделить на единицу, мы получим то же число.

4. Если число разделить на само себя, мы получим единицу.

Как видите, правила довольно простые и легко запоминаются. Хотя некоторые и могут забывать такое простое правило, как невозможность или же путать с ним деление ноля на число.

на число

Одно из наиболее полезных правил - признак, по которому определяется возможность деления натурального числа на другое без остатка. Так, выделяют признаки делимости на 2, 3, 5, 6, 9, 10. Рассмотрим их подробнее. Они существенно облегчают выполнение операций над числами. Также приведем для каждого правила пример деления числа на число.

Данные правила-признаки довольно широко используются математиками.

Признак делимости на 2

Наиболее простой для запоминания признак. Число, которое оканчивается на четную цифру (2, 4, 6, 8) или 0, всегда делится на два нацело. Довольно просто для запоминания и использования. Так, число 236 оканчивается на четную цифру, а значит, делится на два нацело.

Проверим: 236:2 = 118. Действительно, 236 делится на 2 без остатка.

Данное правило наиболее известно не только взрослым, но и детям.

Признак делимости на 3

Как правильно выполнить деление чисел на 3? Запомнить следующее правило.

Число делится на 3 нацело в том случае, если сумма его цифр кратна трем. Для примера возьмем число 381. Сумма всех цифр будет составлять 12. Данное трем, а значит делится на 3 без остатка.

Также проверим данный пример. 381: 3 = 127, значит все верно.

Признак делимости чисел на 5

Тут также все просто. Разделить на 5 без остатка можно лишь те числа, которые оканчиваются на 5 либо же на 0. Для примера возьмем такие числа, как 705 или же 800. Первое заканчивается на 5, второе - на ноль, следовательно они оба делятся на 5. Это одно из простейших правил, которое позволяет быстро осуществлять деление на однозначное число 5.

Проверим данный признак на таких примерах: 405:5 = 81; 600:5 = 120. Как видите, признак действует.

Делимость на 6

Если вы хотите узнать, делится ли число на 6, то вам сначала нужно выяснить, делится ли оно на 2, а затем - на 3. Если да, то число можно без остатка разделить на 6. К примеру, число 216 делится и на 2, так как заканчивается на четную цифру, и на 3, так как сумма цифр равна 9.

Проверим: 216:6 = 36. Пример показывает, что данный признак действует.

Делимость на 9

Поговорим также и о том, как осуществить деление чисел на 9. На данное число делятся те сумма цифр которых кратна 9. Аналогично правилу деления на 3. Например, число 918. Сложим все цифры и получим 18 - число, кратное 9. Значит, оно делится на 9 без остатка.

Решим данный пример для проверки: 918:9 = 102.

Делимость на 10

Последний признак, который стоит знать. На 10 делятся только те числа, которые оканчиваются на 0. Данную закономерность довольно просто и легко запомнить. Так, 500:10 = 50.

Вот и все основные признаки. Запомнив их, вы сможете облегчить себе жизнь. Конечно, есть и другие числа, для которых существуют признаки делимости, но мы с вами выделили лишь основные из них.

Таблица деления

В математике существует не только таблица умножения, но и таблица деления. Выучив ее, можно с легкостью выполнять операции. По сути, таблица деления представляет собой таблицу умножения наоборот. Составить ее самостоятельно не представляет труда. Для этого следует переписать каждую строку из таблицы умножения таким образом:

1. Ставим произведение числа на первое место.

2. Ставим знак деления и записываем второй множитель из таблицы.

3. После знака равенства записываем первый множитель.

Например, возьмем следующую строку из таблицы умножения: 2*3= 6. Теперь перепишим ее согласно алгоритму и получим: 6 ÷ 3 = 2.

Довольно часто детей просят самостоятельно составить таблицу, таким образом развивая их память и внимание.

Если же у вас нет времени на ее написание, то можете воспользоваться представленной в статье.

Виды деления

Поговорим немного о видах деления.

Начнем с того, что можно выделить деление целых чисел и дробных. При этом в первом случае можно говорить об операциях с целыми числами и десятичными дробями, а во втором - только о дробных числах. При этом дробным может являться как делимое или делитель, так и оба одновременно. связано с тем, что операции над дробями отличаются от операций с целыми числами.

Исходя из чисел, которые участвуют в операции, можно выделить два вида деления: на однозначные числа и на многозначные. Наиболее простым считается деление на однозначное число. Здесь вам не нужно будет проводить громоздкие вычисления. К тому же хорошо может помочь таблица деления. Делить же на другие - двух-, трехзначные числа - тяжелее.

Рассмотрим примеры для данных видов деления:

14:7 = 2 (деление на однозначное число).

240:12 = 20 (деление на двузначное число).

45387: 123 = 369 (деление на трехзначное число).

Последним можно выделить деление, в котором участвуют положительные и отрицательные числа. При работе с последними следует знать правила, по которым происходит присвоение результату положительного или отрицательного значения.

При делении чисел с разными знаками (делимое - число положительное, делитель - отрицательное, или наоборот) мы получаем отрицательное число. При делении чисел с одним знаком (и делимое, и делитель - положительные или же наоборот) - получаем число положительное.

Рассмотрим для наглядности следующие примеры:

Деление дробей

Итак, мы с вами разобрали основные правила, привели пример деления числа на число, теперь поговорим о том, как правильно выполнять эти же операции с дробями.

Несмотря на то что деление дробей поначалу кажется довольно тяжелым делом, в действительности работать с ними не так уж и трудно. Деление дроби выполняется практически так же, как и умножение, но с одним отличием.

Для того чтобы разделить дробь, следует сначала умножить числитель делимого на знаменатель делителя и зафиксировать полученный результат в виде числителя частного. Затем умножить знаменатель делимого на числитель делителя и записать результат как знаменатель частного.

Можно сделать и проще. Переписать дробь делителя, поменяв местами числитель со знаменателем, а затем перемножить полученные числа.

Например, разделим две дроби: 4/5:3/9. Для начала перевернем делитель, получим 9/3. Теперь перемножим дроби: 4/5 * 9/3 = 36/15.

Как видите, все довольно легко и не сложнее, чем деление на однозначное число. Примеры на решаются просто, если не забывать данное правило.

Выводы

Деление - одна из математических операций, которые каждый ребенок изучает еще в начальной школе. Есть определенные правила, которые следует знать, приемы, облегчающие выполнение данной операции. Деление бывает с остатком и без, бывает деление отрицательных и дробных чисел.

Запомнить особенности данной математической операции довольно легко. Мы с вами разобрали наиболее важные моменты, рассмотрели не один пример деления числа на число, даже поговорили о том, как работать с дробными числами.

Если вы хотите улучшить свое знание математики, советуем вам запомнить эти несложные правила. Кроме того, можем посоветовать вам развивать память и навыки счета в уме, выполняя математические диктанты или просто пытаясь высчитать устно частное двух случайных чисел. Поверьте, эти навыки никогда не будут лишними.

Задание 754.

Масса трёх одинаковых кирпичей 12 кг Какова масса одного кирпича?

Решение:

  • 1) 12: 3 = 4
  • Ответ: масса одного кирпича 4 кг.

Задание 755.

Реши задачи устно.

  • 1) 18 вареников разложили на 3 тарелки поровну. Сколько вареников на каждой тарелке?
  • 2) Сколько блокнотов по 3 грн. можно купить на 21 грн.?

Решение:

  • 1)
    • 1)18: 3 = 6
    • Ответ: 6 вареников на каждой тарелке.
  • 2)
    • 1)21: 7 = 3
    • Ответ: 3 блакнота.

Задание 756.

Расскажи таблицу деления на 3 наизусть.

Задание 757.

Реши примеры.

Решение:

(13 + 2) : 3 = 5 15: 3 - 5 = 0 3 * (12 - 9) = 9
(18 - 6) : 3 15: 3 + 30 = 33 3 * (3 + 6) = 27

Задание 758.

На торговой площади построили 8 магазинов, на 2 зала каждый, и один магазин на 4 зала. Сколько всего залов открыли?

Решение:

  • 1) 8 * 2 = 16
  • 2) 16 + 4 = 20
  • Ответ: всего открыли 20 залов.
Ответ:

Задание 759.

Измерь длину стороны квадрата. Найди периметр квадрата сложением, а потом умножением. Найди периметр прямоугольника.

Решение:

  • 1) 3 + 3 + 3 + 3 = 12 (периметр квадрата сложением)
  • 2) 3 * 4 = 12 (умножением)
  • 3) 3 * 2 + 6 * 2 = 18 (периметр прямоугольника)
  • Ответ: периметр квадрата равен 12 см, периметр прямоугольника равен 18 см.

Задание 760.

Реши примеры.

Решение:

Задание 763.

Реши примеры

Решение:

21: 3 = 7 18: 3 = 6 16: 2 + 72 = 80 33 + 33 + 33 = 99
21 - 3 = 18 18 + 3 = 21 16: 2 - 8 = 0 50 - 15 - 15 = 20

Задание 764.

Периметр равностороннего треугольника 12 см. Найди длину одной стороны этого треугольника.

Решение:

  • 1) 12: 3 = 4
  • Ответ: 4 см.

Задание 765.

С аэродрома поднялось в воздух 2 тройки самолётов. На земле осталось на 12 самолётов больше, чем поднялось в воздух. Сколько самолётов осталось на аэродроме?

Для начала нужно сделать две вещи: распечатать саму таблицу умножения и объяснить принцип умножения.

Для работы нам понадобится таблица Пифагора. Раньше её публиковали на обороте тетрадей. Выглядит она так:

Также вы можете увидеть таблицу умножения в таком формате:

Так вот, это не таблица. Это просто столбики из примеров, в которых невозможно найти логические связи и закономерности, поэтому ребёнку приходится учить всё наизусть. Чтобы облегчить ему работу, найдите или распечатайте настоящую таблицу.

2. Объясните принцип работы

Когда ребёнок самостоятельно находит закономерность (например, видит симметрию в таблице умножения), он запоминает её навсегда, в отличие от того, что он вызубрил или что ему сказал кто-то другой. Поэтому постарайтесь превратить изучение таблицы в интересную игру.

Приступая к изучению умножения, дети уже знакомы с простыми математическими действиями: сложением и умножением. Вы сможете объяснить ребёнку принцип умножения на простом примере: 2 × 3 - то же самое, что 2 + 2 + 2, то есть 3 раза по 2.

Объясните, что умножение - это короткий и быстрый путь провести вычисления.

Дальше нужно разобраться с устройством самой таблицы. Покажите, что числа из левого столбика умножаются на числа из верхней строки, а правильный ответ - на месте их пересечения. Найти результат очень просто: нужно только провести рукой по таблице.

3. Учите небольшими порциями

Не нужно пытаться за один присест выучить всё. Начните с колонок 1, 2 и 3. Так вы постепенно подготовите ребёнка к усвоению более сложной информации.

Хорошая методика: взять пустую распечатанную или нарисованную таблицу и самостоятельно её заполнить. На этом этапе ребёнок будет не запоминать, а считать.

Когда он разобрался и достаточно хорошо усвоил самые простые столбцы, переходите к числам посложнее: сначала к умножению на 4–7, а затем на 8–10.

4. Объясните свойство коммутативности

То самое известное правило: от перестановки множителей произведение не меняется.

Ребёнку станет понятно, что на деле ему нужно выучить не всю, а только половину таблицы, и некоторые примеры он уже знает. Например, 4 × 7 - то же самое, что 7 × 4.

5. Находите закономерности в таблице

Как мы уже говорили ранее, в таблице умножения можно обнаружить множество закономерностей, которые упростят её запоминание. Вот некоторые из них:

  1. При умножении на 1 любое число остаётся тем же.
  2. Все примеры на 5 оканчиваются на 5 или 0: если число чётное, приписываем 0 к половине числа, если нечётное - 5.
  3. Все примеры на 10 оканчиваются на 0, а начинаются с числа, на которое мы умножаем.
  4. Примеры на 5 вполовину меньше, чем примеры на 10 (10 × 5 = 50, а 5 × 5 = 25).
  5. Чтобы умножать на 4, можно просто дважды удваивать число. Например, чтобы умножить 6 × 4, нужно удвоить 6 два раза: 6 + 6 = 12, 12 + 12 = 24.
  6. Чтобы запомнить умножение на 9, запишите ряд ответов в столбик: 09, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90. Запомнить нужно первое и последнее число. Все остальные можно воспроизвести по правилу: первая цифра в двузначном числе увеличивается на 1, а вторая уменьшается на 1.

6. Повторяйте

Чаще занимайтесь повторением. Сначала спрашивайте по порядку. Когда заметите, что ответы стали уверенными, начинайте спрашивать вразброс. Следите и за темпом: сначала давайте побольше времени на размышление, но постепенно увеличивайте темп.

7. Играйте

Пользуйтесь не только стандартными методами . Обучение должно увлекать, интересовать ребёнка. Поэтому используйте наглядные средства, играйте, применяйте разные методики.

Карточки

Игра проста: подготовьте карточки с примерами умножения без ответов. Перемешайте их, а ребёнок должен вытягивать по одной. Если он даёт правильный ответ, откладываем карточку в сторону, неправильный - возвращаем в стопку.

Игру можно разнообразить. Например, давать ответы на время. И каждый день подсчитывать количество правильных ответов, чтобы у ребёнка появилось желание побить свой вчерашний рекорд.

Играть можно не только на время, но и до тех пор, пока не кончится вся стопка примеров. Тогда за каждый неправильный ответ можно поручать ребёнку задание: рассказать стихотворение или прибрать вещи на столе. Когда же все карточки разгаданы, вручить небольшой подарок.

От обратного

Игра похожа на предыдущую, только вместо карточек с примерами вы готовите карточки с ответами. Например, на карточке написано число 30. Ребёнок должен назвать несколько примеров, которые в результате дадут 30 (например, 3 × 10 и 6 × 5).

Примеры из жизни

Обучение становится интереснее, если обсуждать с ребёнком вещи, которые ему нравятся. Так, у мальчика можно спрашивать, сколько колёс нужно четырём машинам.

Также можно использовать наглядные средства: палочки для счёта, карандаши, кубики. Например, возьмите два стакана, в каждом из которых по четыре карандаша. И наглядно покажите, что количество карандашей равно количеству карандашей в одном стакане, помноженному на количество стаканов.

Стихи

Рифма поможет запомнить даже сложные примеры, которые никак не даются ребёнку. Самостоятельно придумывайте незамысловатые стихи. Подбирайте самые простые слова, ведь ваша цель - упростить процесс запоминания. Например: «Восемь медведей рубили дрова. Восемью девять - семьдесят два».

8. Не нервничайте

Обычно в процессе некоторые родители забываются и совершают одни и те же ошибки. Вот список вещей, которые нельзя делать ни в коем случае:

  1. Заставлять ребёнка , если он не хочет. Вместо этого пытайтесь его мотивировать.
  2. Ругать за ошибки и пугать плохими оценками.
  3. Ставить в пример одноклассников. Когда тебя с кем-то сравнивают, это неприятно. К тому же нужно помнить, что все дети разные, поэтому к каждому нужно найти правильный подход.
  4. Учить сразу всё. Ребёнка легко напугать и утомить большим объёмом материала. Учитесь постепенно.
  5. Игнорировать успехи. Хвалите ребёнка, когда он справляется с заданиями. В такие моменты у него появляется желание учиться дальше.

Деление

1. Смысл действия деления.

2. Табличное деление.

3. Приемы запоминания таблицы деления.

1. Смысл действия деления

Действие деления рассматривается в начальной школе как дей­ствие, обратное умножению.

С теоретико-множественной точки зрения смыслу деления со­ответствует операция разбиения множества на равночисленные под­множества. Таким образом, процесс нахождения результатов дей­ствия деления связан с предметными действиями двух видов:

а) разбиение множества на равные части (например, 8 кружков разложили в 4 коробки поровну - раскладывают 8 кружков по од­ному в 4 коробки, а затем считают, сколько кружков получилось в каждой коробке);

б) разбиение множества на части по сколько-то в каждой части (например, 8 кружков разложили в коробки по 4 штуки - раскла­дывают 8 кружков по 4 штуки в коробки, а затем считают, сколько получилось коробок; деление по этому принципу в методике на­зывают «деление по содержанию»).

Используя подобные предметные действия и рисунки, дети на­ходят результаты деления.

Выражение вида 12:6 называют частным.

Число 12 в этой записи называют делимым, а число 6 - делителем.

Запись вида 12: 6 = 2 называют равенством. Число 2 называют значением выражения. Поскольку число 2 в данном случае получено в результате деления, его также часто называют частным.

Например:

Найдите частное чисел 10 и 5. (Частное чисел 10и 5-это 2.)

Поскольку названия компонентов действия деления вводятся по соглашению (детям сообщаются эти названия и их необходимо за­помнить), педагог активно использует задания, требующие распозна­вания компонентов действий и употребления их названий в речи.

Например:

1. Среди данных выражений найдите такие, в которых де­литель равен 3:

2:2 6:3 6:2 10:5 3:1 3-2 15:3 3-4

2. Составьте частное, в котором делимое равно 15. Найди­те его значение.

3. Выберите примеры, в которых частное равно 6. Подчерк­ните их красным цветом. Выберите примеры, в которых част­ное равно 2. Подчеркните их синим цветом.

4. Как называют число 4 в выражении 20: 4? Как называют число 20? Найдите частное. Составьте пример, в котором част­ное равно тому же числу, а делимое и делитель - другие.

5. Делимое 8, делитель 2 . Найдите частное.

В 3 классе дети знакомятся с правилом взаимосвязи компонен­тов деления, которое является основой для обучения нахождению неизвестных компонентов деления при решении уравнений:

Если делитель умножить на частное, то получит­ся делимое.

Если делимое разделить на частное, то получится делитель.

Например:

Решите уравнение 16: х = 2. (В уравнении неизвестен де­литель. Чтобы найти неизвестный делитель, нужно дели­мое разделить на частное. х= 16: 2, х - 8.)

Однако, данные правила в учебнике математики 3 класса не яв­ляются обобщением представлений ребенка о способах проверки действия деления. Правило проверки результатов деления рассмат­ривается в учебнике после знакомства с внетабличным умножением и делением (знакомства с умножением и делением двузначных чисел на однозначные, не входящим в таблицу умножения и деле­ния), перед последним самым трудным случаем вида 87: 29. Это объясняется тем, что получение результатов деления в этом случае представляет собой сложный процесс подбора частного с посто­янной его проверкой умножением, поэтому правило проверки действия деления дети рассматривают даже раньше, чем правило проверки действия умножения.

Правило проверки действия деления:

1) Частное умножают на делитель.

2) Сравнивают полученный результат с делимым. Если эти числа равны, деление выполнено верно.

Например: 78: 3 = 26. Проверка: 1) 26 3 = 78; 2) 78 = 78.

2. Табличное деление

В начальной школе действие деления рассматривают как дей­ствие обратное умножению. В связи с этим сначала дети знакомятся со случаями деления без остатка в пределах 100 - так называемым табличным делением. С действием деления дети знакомятся после того, как уже выучили наизусть таблицы умножения чисел 2 и 3. На основе знания этих таблиц уже на четвертом уроке после зна­комства с делением, составляется первая таблица деления на 2. Для получения ее значений используют предметный рисунок.

Значения частных в этой таблице получают подсчетом элемен­тов рисунка на картинке.

Следующая таблица деления - деление на 3 является послед­ней таблицей, изучаемой во втором классе. Составляется эта таб­лица на основе взаимосвязи компонентов умножения с исполь­зованием правила нахождения неизвестного множителя. В связи с тем, что данное правило в явном виде предлагается детям в пол­ной формулировке только в 3 классе, на этапе составления таблицы деления на 3 по-прежнему целесообразнее опираться на предмет­ную модель действия (модель на фланелеграфе или рисунок).

Вычисли и запомни результаты действий. Для проверки ис­пользуй рисунок:

3х3 = ... 9:3 = ...

4х3 = ... 12:3 = ... 12:4 = ...

5х3 = ... 15:3 = ... 15:5 = ...

6х3 = ... 18:3 = .... 18:6 = ...

7х3 = ... 21:3 = .... 21:7 = ...

8х3 = ... 24:3 = ... 24:8 = ...

9 3 = ... 27: 3 = ... 27: 9 = ...

Использование такого рисунка дает возможность составить и третий, взаимосвязанный с первыми двумя, случай деления (тре­тий столбик). Он не относится к таблице деления на 3, но является членом взаимосвязанной тройки, который легче запоминать, ори­ентируясь на первые два случая. Такой прием запоминания таб­лицы деления (ориентир на взаимосвязанную тройку) является удобным мнемоническим приемом. Можно видеть, как дети пользу­ются им, реально запоминая только один прием действия умножения.

Все остальные таблицы деления изучаются в 3 классе. Посколь­ку умножение числа 4 и умножение на 4 также изучается уже в 3 классе, на этом году обучения прекращается практика раздель­ного изучения таблиц умножения и деления. Начиная с таблицы умножения числа 4, взаимосвязанные с ней таблицы деления изучают на одном уроке, сразу составляя четыре взаимосвязанных столбика случаев умножения и деления.

Вычисли и запомни:

4 5 = 20 5х4 20:4

4 6 = 24 6х4 24: 4

4-7 = 28 7х4 28:4

4-8 = 32 8х4 32:4

4 9 = 36 9х4 36: 4

20:5 24:6 28:7 32:8 36:9

Используя результаты первого столбика, дети получают второй столбик перестановкой множителей, а результаты третьего и чет­вертого столбиков - на основе правила взаимосвязи компонентов умножения:

Если произведение разделить на один из множите­лей, то получится другой множитель.

Все остальные таблицы деления получают аналогичным способом.

3. Приемы запоминания таблицы деления

Приемы запоминания табличных случаев деления связаны со способами получения таблицы деления из соответствующих таб­личных случаев умножения.

1. Прием, связанный со смыслом действия деления

При небольших значениях делимого и делителя ребенок может либо произвести предметные действия для непосредственного по­лучения результата деления, либо выполнить эти действия мыс­ленно, либо использовать пальцевую модель.

Например: На два окна расставили поровну 10 горшков с цве­тами. Сколько горшков на каждом окне?