Венчание Ивана Грозного на царство (кратко). Венчание на царство (чин коронации) Яркая личность на Руси

25 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля впервые состоялась торжественная церемония венчания на царство. Великий князь Московский Иван Васильевич стал первым официальным русским царем Иваном IV.

Идея венчания на царство принадлежит не самому Ивану, а митрополиту московскому Макарию, которую он высказал в декабре 1546 года. Правда предложение духовного пастыря Великому князю не могло не понравится. Дело в том, что все его предки (начиная с Василия I) уже мнили себя царями, несмотря на то, что формально находились под властью Орды.

А после падения Константинополя и женитьбы Ивана III (деда Грозного) на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, Москва и вовсе объявила себя Третьим Римом. И соответственно Великие князья московские становились преемниками византийских базилевсов.

Так что сама мысль о том, чтобы закрепить всё это официально в Москве зрела уже давно, поэтому предложение митрополита 16-летний Иван Васильевич встретил благосклонно. В итоге, венчание на царство состоялось уже через месяц после того, как митрополит завел об этом разговор.

Весь ритуал также был разработан Макарием. 25 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха. Иван Васильевич был помазан миром, благославлен митрополитом и торжественно «венчан бысть на Царство Русское», что означало официальное принятие юным государем царского титула.

Это венчание для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.

В историю первый русский царь Иван IV (прозванный Грозным) вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы - единые органы управления. При нем был составлен Судебник - свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы. В его правление началась торговля с Англией.

Но также Иван IV ввел опричнину , которая сопровождалась разорением земель, массовыми репрессиями и террором против собственного населения, что пагубно сказалось на экономике государства. Поэтому спор об исторических итогах правления первого русского царя Ивана Васильевича идёт уже не одно столетие.

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

8 февраля с 14:30, 9 февраля до 14:30, 14 февраля с 14:30, 15 февраля до 14:30

Успенский собор закрыт для посещения.

С 1 октября по 14 мая

Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00, Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:30. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 14 мая

экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] Ключевский Василий Осипович

Венчание на царство внука Ивана Третьего Дмитрия (1498 год)

Это стремление показать царскую власть как божественный промысел вылилось, в конце концов, и в изобретении нового обряда. Теперь уже простого завещания для наследника престола было маловато. Ему предстояло пройти процедуру под названием церковное венчание на власть. Первым через этот торжественный и пышный обряд прошел его внук Дмитрий Иванович, наследник Ивана Третьего от его старшего сына Ивана (сам сын Иван умер в молодом еще возрасте, при жизни он был соправителем отца).

«Из византийских коронационных обрядников, – поясняет Ключевский, – выбрали подходящие церемонии, дополнили их подходящими к случаю подробностями и составили „чин“ поставления Димитрия Ивановича на великое княжение, дошедший до нас в современной рукописи. Венчание происходило в Успенском соборе в 1498 г. Великий князь-дед возложил на великого князя-внука шапку, венец и бармы, оплечье, широкий отложной воротник. Во время венчания митрополит, обращаясь к деду, называл его „преславным царем самодержцем “. Торжественная минута вызвала в московском князе потребность оглянуться назад и призвать старину, историю, в оправдание нового порядка престолонаследия – в прямой нисходящей линии. Обратясь к митрополиту, Иван сказал: „Отец митрополит! Божиим изволением от наших прародителей, великих князей, старина наша оттоле и до сих мест: отцы наши, великие князья, сыновьям своим старшим давали великое княжение; и я было сына своего первого, Ивана, при себе благословил великим княжением; но Божьею волей сын мой Иван умер; у него остался сын первый Димитрий, и я его теперь благословляю при себе и после себя великим княжением Владимирским, Московским и Новгородским, и ты бы его, отец, на великое княжение благословил“. По прямому смыслу этих слов Иван решил при назначении преемника держаться прямой нисходящей линии в самом строгом смысле слова. Торжественное церковное венчание, освящавшее такой порядок престолонаследия, можно считать тогдашней формой издания основных законов».

По образцу этого первого венчания происходили в дальнейшем и все последующие. Впрочем, сам Дмитрий Ивано

Из книги Иван III автора Скрынников Руслан Григорьевич

Коронация Дмитрия-внука Как значится в летописи, «тое же зимы, февраля 4 день (1498), в неделю о Мытаре и Фарисеи, на память преподобнаго отца Сидора Пелусийскаго, князь великий Иван Васильевич всеа Русии благословил и пожаловал великим княжением Володимерским и Московским и

Из книги Россия времени Ивана Грозного автора Зимин Александр Александрович

ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО Над Москвой плыл колокольный звон. Звонили во всех кремлевских соборах - у Спаса на Смоленской площади, у Николы Чудотворца у Каменного моста через Москву-реку. Им вторили окраинные церкви и монастыри - Новинский, Симонов, Андроньев и другие. В

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Венчание на царство Ивана IV и восстание против Глинских В начале 1547 г. происходят два значительных события. 16 января впервые в русской истории состоялось венчание на царство бывшего до этого великим князем Ивана IV. 3 февраля последовала женитьба достигшего

Из книги Царь грозной Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

17. ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО Боярское правление избаловало знать. Она своевольничала, приказы выполняла кое-как. Вокруг великого князя шли склоки и интриги за влияние на него. А на местах по-прежнему творились злоупотребления, кормления рассматривались именно как сытная

Из книги Последний император автора

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 7 Софья и Василий, Елена и Дмитрий. Венчание на царство Дмитрия Ивановича. Возвышение Василия. Ересеборческий Церковный сопор. Смерть Елены и заточение Дмитрия. Преемственность княжения. Ликвидация самостоятельности удельных княжеств. Самовластие Василия III.

Из книги Алексей Михайлович автора Андреев Игорь Львович

Венчание на царство Царь Михаил Федорович не отличался отменным здоровьем. Он часто жаловался на «телесную скорбь» и особенно на боль в ногах, отчего во время поездок царя «в возок и из возка в кресле» носили. Позднее «скорбели ножками» и телесной слабостью сыновья царя

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. Здоровая финансовая система; самая большая в мире армия, правда, давно уже не воевавшая и почивающая на лаврах своих

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Венчание на царство Лжедмитрий находился в Туле до конца мая и оттуда рассылал по всей стране грамоты о своих победах. В них он уверял русских людей в том, что является истинным сыном Ивана Грозного. Однако не во всех городах его гонцов встречали с радостью. Бывали случаи,

Из книги Дмитрий Самозванец автора Пирлинг

Глава I ВЕНЧАНИЕ ДМИТРИЯ НА ЦАРСТВО 1605 г., 31 июля IПобедоносное вступление Дмитрия в Москву явилось кульминационным моментом всей его эпопеи. После этого в течение нескольких месяцев самозванец мог отдаваться опьяняющим впечатлениям своего головокружительного

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Венчание на царство В июне 1547 года страшный московский пожар вызвал народный бунт против родственников матери Ивана - Глинских, чарам которых толпа приписала бедствие. Бунт усмирили, но впечатления от него, по словам Грозного, впустили «страх» в его «душу и трепет в

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Венчание на царство Ивана IV и первые годы его правления Когда исполнилось великому князю 17 лет, он призвал к себе митрополита и заявил ему, что хочет жениться, и притом на русской.– Если я возьму себе жену, – сказал он, – из чужой земли и в нравах мы не сойдемся, то между

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

К рассказу «Венчание на царство Ивана IV и первые годы его правления» Венчание было совершено в Успенском соборе – 16 января 1547 г.Митрополит Макарий… едва спасся через тайный, подземный ход – по другому рассказу, митрополита едва успели спустить на веревке с кремлевской

Из книги Повесть о Борисе Годунове и Димитрии Самозванце [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Первые распоряжения нового царя. - Басманов и родовитые бояре. - Вступление Дмитрия в Москву. - Образование совета. - Милости опальным Борисова времени. - Пощада Годуновых. - Новый патриарх. - Царица Марфа. - Венчание. - Правительственная деятельность

Венчание на царство - торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые более точные сведения о В. государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, В. первых византийских императоров соединяло в себе все особенности вступления на престол прежних римских императоров. Оно происходило не только в храме, но и на поле, и в ипподроме. Избранного возводили обыкновенно на возвышение, поднимали его на щите среди сомкнутых рядов воинов, облачали в царскую одежду и возлагали на чело диадему. Со щитом и копьем в руках он объявлял милости и говорил речь к народу. Коронованный на поле император ехал в церковь, здесь слушал литургию, и по окончании ее на его голову возлагался венец, обыкновенно самим патриархом. При этом государь давал клятву беречь св. веру, заботиться об упрочении мира, о возвеличении империи и церкви и т. д. В X веке церковь провозглашала императора святым, т. е. освященным в своей власти для мира своего царства; в том же X веке явилось и внешнее действие этого освящения - миропомазание, основание для которого представляла церковь Ветхозаветная. В России "первовенчанником" был Димитрий, внук Иоанна III (4 февраля 1498 года). До конца XV века и летописи, и другие памятники говорят только о чине "вокняжения", и притом весьма кратко. Можно только предполагать, что обряд вокняжения, или восседания на "золотом отнем столе" ("Слово о полку Игореве"), совершался в храме главного города, при посредстве митрополита и участии светских сановников, наподобие возведения епископа на епископский стол. Совершенное в первый раз священное В. над Димитрием Ивановичем вполне соответствовало древнейшему греческому чиноположению, с небольшими изменениями. Во второй раз увидела Москва обряд венчания в 1547 году, когда венчался на царство Иоанн Васильевич IV. Кроме барм (см. это слово) и шапки мономаховой, на царя возлагались и другие знаки царского достоинства; так, при венчании на царство Иоанна Грозного митрополит возложил на него "крест от Животворящего Древа", золотую цепь и подал в руки скипетр. При венчании Бориса Годунова к указанным украшениям прибавилось "яблоко", или держава, которое вручил ему патриарх, со словами: "Сиe яблоко знамение твоего царствия: яко убо яблоко cиe, приим в руце свои держиши, тако держи и вся царствия, данныя тебе от Бога, соблюдая их от врагов непоколебимо". Наибольшую полноту греческого чиноположения представляет В. царя Федора Алексеевича. Патриарх спрашивал его: "Како веруеши и исповедуеши Отца и Сына и Св. Духа?". И царь торжественно прочитал Символ веры. Кроме вышеупомянутых знаков царского достоинства, по примеру греческих царей, на него возложена была царская одежда. После миропомазания царь был введен в алтарь Царскими вратами и там причастился, тогда как раньше царь причащался пред Царскими вратами. К числу чисто русских особенностей, вошедших в состав древнего царского чина В. на царство, следует отнести прежде всего поучение, которое говорил представитель Церкви коронуемому и которое входило, как существенная часть, в состав самого чина венчания. Особенности бытовые: 1) осыпание коронованного золотыми и серебряными деньгами (оно повторялось несколько раз и заимствовано из брачного ритуала); 2) оберегание царского пути, чтобы никто его не перешел и не оставил дурного следа, что также связывается с обычаем оберегания пути новобрачных в свадебных обрядах; 3) опоясание шитым полотенцем и 4) хождение ко гробам предков. За время от 1546 г. до начала коронования царских В. было 9: Иоанна IV, Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Лжедимитрия, Василия Шуйского, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Иоанна и Петра Алексеевичей. Следует еще упомянуть о царском В. Марины Мнишек, невесты Лжедимитрия I, происходившем 9 мая 1606 года, тоже в Успенском соборе, как и все прочие. Патриарх, обменявшись речью с Лжедимитрием, возложил на Марину животворящий крест, бармы и венец. Ей также пелось многолетие, и на литургии патриарх украсил ее цепью Мономаха, совершил миропомазание и причастил. Что касается чина коронования императорского, то он воспроизводит греческое церковное В. в полнейшей и законченной форме его. По примеру греческих, и pyccкиe императоры стали приобщать к священному В. и миропомазанию своих супруг. Отличие императорского коронования от царского В. состоит в том, что императорская мантия, или порфира, с цепью ордена св. Андрея Первозванного, заменила древнюю царскую одежду с бармами и золотою цепью. Императорская корона заменила древнюю шапку или венец Мономахов. С другой стороны, вследствие замены представительства церкви в едином лице пaтриpиapxa представительством соборным в учреждении синода, в самом чине В. произошли некоторые перемены. Так как в частности ни один епископ, хотя бы и член синода, не соединяет в себе достоинства, соответствующего царской чести и власти, то государь восседает на троне не с первенствующим епископом, а с государыней; он сам возлагает на себя корону и сам же возносит ее на главу государыни. Первое коронование было совершено в 1724 г. над Екатериною I, супругою Петра Великого, и установленный чин коронования с тех пор остался неизменным до последнего времени. При коронованиях введен обычай выдавать участникам медали с изображением коронуемого и в память коронации. Ср.: "Чины царских венчаний" в "Собр. госуд. грамот и договоров", т. II и III и в VII т. "Российской Вивлиофики"; "Акты археогр. экспед.", т. II (чин венчания Василия Ивановича Шуйского); "Полное Собрание Законов", т. II, № 648 (чин венчания Федора Алексеевича) и № 931 (чин венчания Иоанна и Петра Алексеевичей), и, след. тома (под 1724, 1727, 1730, 1741, 1761, 1762, 1796, 1801, 1826, 1856, 1882 гг. - чин коронований); Успенский, "Опыт о древностях Российских" (Харьков, 1818); Китаев, "О священном венчании и помазании царей на царство" (С.-Петербург, 1847); Горский, "О священнодействии венчания и помазания царей на царство" (Москва, 1882); Е. В. Барсов, "Древние pyccкиe памятники священного венчания царей на царство, в связи с греческими их оригиналами", с введением, в "Чтен. моск. общ. ист. и древн.", 1883, № 1; Белозерская, "Царское венчание в России", в "Русской Мысли" за 1883 г., №№ 4 и 5. В. Р.

Смотреть больше слов в «