Душевная тоска, кто ты. Безнадёга и тоска пролезла в душу

Другая основная тема есть тема тоски. Всю жизнь меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась. Нужно делать различие между тоской и страхом и скукой. Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с трансцендентным, бездну между мной и трансцендентным. Тоска по трансцендентному, по иному, чем этот мир, по переходящему за границы этого мира. Но она говорит об одиночестве перед лицом трансцендентного. Это есть до последней остроты доведенный конфликт между моей жизнью в этом мире и трансцендентным. Тоска может пробуждать богосознание, но она есть также переживание богооставленности. Она между трансцендентным и бездной небытия. Страх и скука направлены не на высший, а на низший мир. Страх говорит об опасности, грозящей мне от низшего мира. Скука говорит о пустоте и пошлости этого низшего мира. Нет ничего безнадежнее и страшнее этой пустоты скуки. В тоске есть надежда, в скуке – безнадежность. Скука преодолевается лишь творчеством. Страх, всегда связанный с эмпирической опасностью, нужно отличать от ужаса, который связан не с эмпирической опасностью, а с трансцендентным, с тоской бытия и небытия. Кирхегардт отличает Angst от Furcht. Для него Angst есть первичный религиозный феномен.

Тоска и ужас имеют родство. Но ужас гораздо острее, в ужасе есть что-то поражающее человека. Тоска мягче и тягучее. Очень сильное переживание ужаса может даже излечить от тоски. Когда же ужас переходит в тоску, то острая болезнь переходит в хроническую. Характерно для меня, что я мог переживать и тоску и ужас, но не мог выносить печали и всегда стремился как можно скорее от нее избавиться. Характерно, что я не мог выносить трогательного, я слишком сильно его переживал. Печаль душевна и связана с прошлым. Тургенев – художник печали по преимуществу. Достоевский – художник ужаса. Ужас связан с вечностью. Печаль лирична. Ужас драматичен. Это странно, но мне казалось, что я вынесу тоску, очень мне свойственную, вынесу и ужас, но от печали, если поддамся ей, я совершенно растаю и исчезну. Печаль очень связана для меня с чувством жалости, которой я всегда боялся вследствие власти, которую она может приобрести над моей душой. Поэтому я всегда делал заграждения против жалости и печали, как и против трогательного. Против тоски я не мог ничего поделать, но она не истребляла меня. С точки зрения старой и довольно неверной классификации темпераментов у меня сочетались два типа, которые обычно считают противоположными. Я сангвиник и меланхолик. Может быть более бросались во мне в глаза черты сангвинического темперамента – мне легко бросалась кровь в голову, у меня была необыкновенно быстрая реакция на все, я был подвержен припадкам вспыльчивости. Но меланхолические черты темперамента были глубже. Я тосковал и был пессимистически настроен и тогда, когда внешне казался веселым, улыбался, проявлял большую живость. В моей натуре есть пессимистический элемент. Характерно, что во время моего духовного пробуждения в меня запала не Библия, а философия Шопенгауера. Это имело длительные последствия. Мне трудно было принять благостность творения. Обратной стороной этого был культ человеческого творчества. Поразительно, что у меня бывала наиболее острая тоска в так называемые «счастливые» минуты жизни, если вообще можно говорить о счастливых минутах. Я всегда боялся счастливых, радостных минут. Я всегда в эти минуты с особенной остротой вспоминал о мучительности жизни. Я почти всегда испытывал тоску в великие праздники, вероятно потому, что ждал чудесного изменения обыденности, а его не было. Трудно было то, что я никогда не умел, как многие, идеализировать и поэтизировать такие состояния, как тоска, отчаяние, противоречия, сомнение, страдание. Я часто считал эти состояния уродливыми.

Есть тоска юности. В юности тоска у меня была сильнее, чем в зрелом возрасте. Это тоска от нереализованности преизбыточных жизненных сил и неуверенности, что удастся вполне реализовать эти силы. В юности есть надежды на то, что жизнь будет интересной, замечательной, богатой необыкновенными встречами и событиями. И есть всегда несоответствие между этой надеждой и настоящим, полным разочарований, страданий и печалей, настоящим, в котором жизнь ущерблена. Ошибочно думать, что тоска порождена недостатком сил, тоска порождена и избытком сил. В жизненной напряженности есть и момент тоски. Я думаю, что юность более тоскует, чем обычно думают. Но у разных людей это бывает разно. Мне были особенно свойственны периоды тоски. И я как раз испытывал тоску в моменты жизни, которые считаются радостными. Есть мучительный контраст между радостностью данного мгновения и мучительностью, трагизмом жизни в целом. Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем. В обращенности к будущему есть не только надежда, но и тоска. Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски. Будущее враждебно вечности, как и прошлое. Но ничто не интересно, кроме вечности. Я часто испытывал жгучую тоску в чудный лунный вечер в прекрасном саду, в солнечный день в поле, полном колосьев, во встрече с прекрасным образом женщины, в зарождении любви. Эта счастливая обстановка вызывала чувство контраста с тьмой, уродством, тлением, которыми полна жизнь. У меня всегда была настоящая болезнь времени. Я всегда предвидел в воображении конец и не хотел приспособляться к процессу, который ведет к концу, отсюда мое нетерпение. Есть особая тоска, связанная с переживанием любви. Меня всегда удивляли люди, которые видели в этом напряженном подъеме жизни лишь радость и счастье. Эросу глубоко присущ элемент тоски. И эта тоска связана с отношением времени и вечности. Время есть тоска, неутоленность, смертоносность. Есть тоска пола. Пол не есть только потребность, требующая удовлетворения. Пол есть тоска, потому что на нем лежит печать падшести человека. Утоление тоски пола в условиях этого мира невозможно. Пол порождает иллюзии, которые превращают человека в средство нечеловеческого процесса. Дионисизм, который означает преизбыток жизни, порождает трагедию. Но стихия пола связана с дионисической стихией. Дионис и Гадес – один и тот же бог. Пол есть ущербность, расколотость человека. Но через жизнь пола никогда по-настоящему не достигается целостность человека. Пол требует выхода человека из самого себя, выхода к другому. Но человек вновь возвращается к себе и тоскует. Человеку присуща тоска по цельности. Но жизнь пола настолько искажена, что она увеличивает расколотость человека. Пол по своей природе не целомудрен, то есть не целостен. К целостности ведет лишь подлинная любовь. Но это одна из самых трагических проблем и об этом еще впереди.

Мне свойственно переживание тоски и в совсем другие мгновения, чем чудный лунный вечер. Я всегда почти испытываю тоску в сумерки летом на улице большого города, особенно в Париже и в Петербурге. Я вообще плохо выносил сумерки. Сумерки – переходное состояние между светом и тьмой, когда источник дневного света уже померк, но не наступило еще того иного света, который есть в ночи, или искусственного человеческого света, охраняющего человека от стихии тьмы, или света звездного. Именно сумерки обостряют тоску по вечности, по вечному свету. И в сумерках большого города наиболее обнаруживается зло человеческой жизни. Тоска ночи уже иная, чем тоска сумерек, она глубже и трансцендентнее. Я переживал очень острую тоску ночи, переживал ужас этой тоски. Это у меня со временем ослабело. В прошлом я не мог даже спать иначе, чем при искусственном освещении. Но я это преодолел. У меня бывали тяжелые сны, кошмары. Сны вообще для меня мучительны, хотя у меня иногда бывали и замечательные сны. Во время ночи я часто чувствовал присутствие кого-то постороннего. Это странное чувство у меня бывало и днем. Мы гуляем в деревне, в лесу или поле, нас четверо. Но я чувствую, что есть пятый и не знаю, кто пятый, не могу досчитаться. Все это связано с тоской. Современная психопатология объясняет эти явления подсознательным. Но это мало объясняет и ничего не разрешает. Я твердо убежден, что в человеческой жизни есть трансцендентное, есть притяжение трансцендентного и действие трансцендентного. Я чувствовал погруженность в бессознательное лоно, в нижнюю бездну, но еще более чувствовал притяжение верхней бездны трансцендентного.

Тоска очень связана с отталкиванием от того, что люди называют «жизнью», не отдавая себе отчета в значении этого слова. В «жизни», в самой силе «жизни» есть безумная тоска. «Сера всякая теория и вечно зелено древо жизни». Мне иногда парадоксально хотелось сказать обратное. «Серо древо жизни и вечно зелена теория». Необходимо это объяснить, чтобы не вызвать негодования. Это говорю я, человек совершенно чуждый всякой схоластике, школьности, всякой высушенной теории, уж скорее Фауст, чем Вагнер. То, что называют «жизнью», часто есть лишь обыденность, состоящая из забот. Теория же есть творческое познание, возвышающееся над обыденностью. Теория по-гречески значит созерцание. Философия (вечно зеленая «теория») освобождена от тоски и скуки «жизни». Я стал философом, пленился «теорией», чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной «жизни». Философская мысль всегда особождала меня от гнетущей тоски «жизни», от ее уродства. Я противополагал «бытию» «творчество». «Творчество» не есть «жизнь», творчество есть прорыв и взлет, оно возвышается над «жизнью» и устремлено за границу, за пределы, к трансцендентному. Тоска исходит от «жизни», от сумерек и мглы «жизни» и устремлена к трансцендентному. Творчество и есть движение к трансцендентному. Творчество вызывает образ иного, чем эта «жизнь». Слово «жизнь» я употребляю в кавычках. В мире творчества все интереснее, значительнее, оригинальнее, глубже, чем в действительной жизни, чем в истории или в мысли рефлексий и отражений. Во мне раскрывался мир более прекрасный, чем этот «объективный» мир, в котором преобладает уродство. Но это предполагает творческий подъем.

Свойственно ли мне переживание скуки, которая есть притяжение нижней бездны пустоты? Я почти никогда не скучал, мне всегда не хватало времени для дела моей жизни, для исполнения моего призвания. У меня не было пустого времени. Но многое, слишком многое мне было скучно. Я испытывал скуку от мирочувствия и миросозерцания большей части людей, от политики, от идеологии и практики национальной и государственной. Обыденность, повторяемость, подражание, однообразие, скованность, конечность жизни вызывают чувство скуки, притяжение к пустоте. Когда же наступает момент пассивности в отношении притяжения пустоты этого низшего мира, когда по слабости мир кажется пустым, плоским, лишенным измерения глубины, то скука делается диавольским состоянием, предвосхищением адского небытия. Страдание является спасительным в отношении к этому состоянию, в нем есть глубина. Предел инфернальной скуки, когда человек говорит себе, что ничего нет. Возникновение тоски есть уже спасение. Есть люди, которые чувствуют себя весело в пустыне. Это и есть пошлость. Многие любят говорить, что они влюблены в жизнь. Я никогда не мог этого сказать, я говорил себе, что влюблен в творчество, в творческий экстаз. Конечность жизни вызывает тоскливое чувство. Интересен лишь человек, в котором есть прорыв в бесконечность. Я всегда бежал от конечности жизни. Такое отношение к жизни приводило к тому, что я не обладал искусством жить, не умел использовать жизни. Для «искусства жить» нужно сосредоточиться на конечном, погрузиться в него, нужно любить жить во времени. «Несчастье человека, – говорит Карлейль в Sartor resartus, – происходит от его величия; от того, что в нем есть Бесконечное, от того, что ему не удается окончательно похоронить себя в конечном». Этот «объективный» мир, эта «объективная» жизнь и есть погребение в конечном. Самое совершенное в конечном есть погребение. Поэтому «жизнь» есть как бы умирание бесконечного в конечном, вечного во временном. Во мне есть сильный метафизически-анархический элемент. Это есть бунт против власти конечного. Иначе это можно было бы назвать элементом апофатическим. И в обыденной, и в исторической жизни слишком многое казалось мне или незначительным, или возмущающим. Мне противны были все сакрализации конечного. Тоска может стать религиозной. Религиозная тоска по бессмертию и вечности, по бесконечной жизни, не похожей на эту конечную жизнь. Искусство было для меня всегда погружением в иной мир, чем этот обыденный мир, чем моя собственная постылая жизнь. Именно приобщение к непохожему на эту жизнь есть магия искусства. Постоянная тоска ослабляла мою активность в жизни. Я от слишком многого уходил, в то время как многое нужно было преображать. Я редко, слишком редко чувствовал себя счастливым. Мне иногда казалось, что жизнь была бы хороша и радостна, если бы исчезла причина того, что меня мучит сейчас. Но когда эта причина исчезала, сейчас же являлась новая. Я ни от чего не чувствовал полного удовлетворения, в глубине считая его греховным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Самопознание автора Бердяев Николай

Глава II Одиночество. Тоска. Свобода. Бунтарство. Жалость. Сомнения и борения духа. Размышление об эросе.

Из книги Христианство и философия автора Карпунин Валерий Андреевич

Тоска, уныние и депрессия: христианское отношение к ним «Депрессия» - слово иностранное. Означает оно то же самое, что и русские слова «уныние» и «тоска». Мы находимся в состоянии депрессии, когда нас «съедают», «гложут» грусть и тоска. Характерной особенностью депрессии

Из книги Шок будущего автора Тоффлер Элвин

ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ТОСКА Однако же «не передвигающиеся» люди кардинальным образом отличаются друг от друга. Речь идет не только о занятых в сельском хозяйстве жителях Индии или Ирана, которые большей частью закреплены всю свою жизнь на одном месте. То же относится и к

Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

Хроническая депрессия и скука (тоска) Проблема стимулирования (возбуждения) тесно связана с феноменом, который не имеет ни малейшего отношения к возникновению агрессии и деструктивности: речь идет о скуке (тоске). С точки зрения логики феномен скуки следовало бы

Из книги Человек среди учений автора Кротов Виктор Гаврилович

Неутолённая тоска по единству Не будем забывать, что у того явления, которое мы называем здесь учением, двойственная природа. Носителями его являются живые люди с естественным ощущением единой человеческой природы. Поэтому любое учение таит тоску по единству, по тому,

Из книги Чувства и вещи автора Богат Евгений

Из книги Философия экзистенциализма автора Больнов Отто Фридрих

5. СКУКА, ТОСКА, ОТЧАЯНИЕ Наряду с этим и другие становящиеся значимыми для экзистенциальной философии настроения - скука, тоска, отчаяние - обретают свое экзистенциальное значение за счет того, что в соответствующих формах повторяют результат страха, выкликая

О безответной любви

У боли сладостной во власти,
Я не устал ещё твердить:
Быть нелюбимым - не несчастье,
Страшней несчастье - не любить.
(О. Мартыненко)

Мы выбираем, нас выбирают,
Как это часто не совпадает.
Я за тобою следую тенью,
Я привыкаю к несовпаденью.

(М. Танич)

Не добивайся счастья быть любимым, -
умей любить, когда ты нелюбим.
(Е. Евтушенко)

О безответной любви

Пусть - безответно,
Только бы любить,
Только б не бесследно
По земле ходить.

Трав густым настоем
Дышать в шалаше,
Только бы простоев
Не знать душе.

Небом или сушей
За любимой вслед -
То же, что в грядущее
Взять билет.

Скрытно жить, в немилости.
Но в любой миг
Из-под ног вырасти
На ее вскрик.

Для меня не горе
Судьба бобыля,
Пахло б морем - море,
И землей - земля.

Буду жить, как птица,
Петь, как ручей.
Только б не лишиться
Бессонных ночей.

Пусть безответная,
Пусть, пусть!
Как-нибудь и с этою
Ношей примирюсь.

Ни на что не сетую,
Только бы любить.
Давай безответную -
Так тому и быть.

Впрочем, что ж охотно
На костер лезть?
Мы еще посмотрим,
Время есть!

(А. Яшин)

Я люблю другого

Летний вечер пышен,
Летний вечер снова...
Мне твой голос слышен:
"Я люблю другого".

Сердца горький трепет
Полон чар былого...
Слышен тихий лепет:
"Я люблю другого".

Смолкни, праздный ропот!
Прочь, упрек! Ни слова!..
Слышен, слышен шепот:
"Я люблю другого".

(В. Брюсов)

О, когда бы я назвал своею...


О, когда бы я назвал своею
хоть тень твою!
Но и тени твоей я не смею
сказать: люблю.

Ты прошла недоступно небесной
среди зеркал,
И твой образ над призрачной бездной
на миг дрожал.

Он ушёл, как в пустую безбрежность,
Во глубь стекла...
И опять для меня - безнадежность,
Тоска и мгла!

(В. Брюсов)

Прогулка

Мы в аллеях светлых пролетали,
Мы летели около воды,
Золотые листья опадали
В синие и сонные пруды.

И причуды, и мечты, и думы
Поверяла мне она свои,
Все, что может девушка придумать
О еще неведомой любви.

Говорила: "Да, любовь свободна,
И в любви свободен человек,
Только то лишь сердце благородно,
Что умеет полюбить навек".

Я смотрел в глаза ее большие,
И я видел милое лицо
В рамке, где деревья золотые
С водами слились в одно кольцо.

И я думал: "Нет, любовь не это!
Как пожар в лесу, любовь - в судьбе,
Потому что даже без ответа
Я отныне обречен тебе.

(Н. Гумилев)

Мне не жаль, что тобою я не был любим

Мне не жаль, что тобою я не был любим, -
Я любви не достоин твоей!
Мне не жаль, что теперь я разлукой томим, -
Я в разлуке люблю горячей;

Мне не жаль, что налил я и выпил я сам
Унижения чашу до дна,
Что к проклятьям моим и к слезам, и к мольбам
Оставалася ты холодна;

Мне не жаль, что огонь, закипевший в крови,
Моё сердце сжигал и томил, -
Но мне жаль, что когда-то я жил без любви,
Но мне жаль, что я мало любил!

(А. Апухтин)

Приходить к тебе...

Приходить к тебе,
чтоб снова
просто
вслушиваться
в голос;
и сидеть на стуле,
сгорбясь,
и не говорить ни
слова.
Приходить,
стучаться в двери,
замирая, ждать
ответа...
Если ты узнаешь
это,
то, наверно, не
поверишь,
то, конечно,
захохочешь,
скажешь:
«Это ж глупо
очень...»
Скажешь:
«Тоже мне - влюблённый!» -
и посмотришь
удивлённо,
и не усидишь на
месте.
Будет смех звенеть
рекою...

Ну и ладно.
Ну и смейся.
Я люблю тебя
такою.
(Р. Рождественский)

Любовь выклянчивать - наивность...

Любовь выклянчивать - наивность,
Что на беду обречена.
Любовь, она и есть взаимность,
Но до чего ж редка она!
(Н. Доризо)

... Но если сердцу девушки не мил

... Но если сердцу девушки не мил,
Ей люб другой, и ждёт она другого, -
Какие б песни ей ни посвятил,
Любви твоей тогда бессильно слово!
(Г. Цадаса, пер. Н. Гребнева)

Я знал, что ты пройдёшь у этих окон...

Я знал, что ты пройдёшь у этих окон,
И ждал тебя, чтоб хоть разок взглянуть,
И долго любовался одиноко,
Как ты небрежно продолжала путь.
Смотрел я, больше сердцем ощущая
Волос знакомых золотистый дым.
А ты прошла, меня не замечая,
Но наградила профилем своим.
(О. Мартыненко)

Н.Д.

Но стоит tet-a-tet с собой остаться,
Как, кoe-как надежду сколотив,
Забыв себя, приходится бросаться
В заросший пруд своих ретроспектив.
И убегает в никуда сегодня,
И обжигает душу сего дня
Такой пожар любви неразделённой,
Которой только ненависть родня.
Но затеплИлась жизнь в родной утробе
И нет прямей и избранней пути.
И я шепчу единственной до гроба:
“Моя любовь, прости меня,
Прости...”
(О. Мартыненко)

Я помню день...

Я помню день,
Когда, томим недугом,
Я весь горел
И тяжело дышал.
Ты подошла
И положила руку
На лоб -
И головная боль прошла.

Я был готов
Принять любую мУку,
Отдать, что мне
Подвластно на Земле,
Лишь только б ты
Вот так держала руку
Всю мою жизнь
На огненном челе.

Но ты ушла
И больше не вернулась
И унесла
Волос кудрявый дым.
Любовь прошла
Нежданно, как проснулась...
А может быть,
И не было любви.

Она была,
Я это точно знаю,
По крайней мере,
Я тебя любил,
Да и люблю,
Хоть от других скрываю
Свой сердца стук
И свой душевный пыл.
(О. Мартыненко)

Букет

Я буду долго
Гнать велосипед.
В глухих лесах его остановлю.
Нарву цветов.
И подарю букет
Той девушке, которую люблю.

Я ей скажу:
- С другим наедине
О наших встречах позабыла ты,
И потому на память обо мне
Возьми вот эти
Скромные цветы! -

Она возьмёт.
Но снова в поздний час,
Когда туман сгущается и грусть,
Она пройдёт,
Не поднимая глаз,
Не улыбнувшись даже...
Ну и пусть.

Я буду долго
Гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Я лишь хочу,
Чтобы взяла букет
Та девушка, которую люблю...
(Н. Рубцов)

Что было, то было...


Что было, то было:
закат заалел...
Сама полюбила -
никто не велел.

Подруг не ругаю,
родных не корю.
В тепле замерзаю,
а в стужу горю.

Что было, то было...
Скрывать не могла.
Я гордость забыла -
при всех подошла.

А он мне ответил:
- Не плачь, не велю.
Не ты виновата,
другую люблю...

Что было, то было!
И - нет ничего.
Люблю, как любила,
его одного.

Я плакать - не плачу:
мне он не велит.
А горе - не море.
Пройдёт. Отболит.
(М. Агашина)

В нашем городе дождь

В нашем городе дождь,
Он идет днем и ночью,
Слов моих ты не ждешь, ты не ждешь,
Я люблю тебя молча.

Дождь по крышам стучит,
Так, что стонут все крыши,
Обо мне все молчит, все молчит,
Ты меня не услышишь.

Я люблю высоко,
Широко, неоглядно,
Пусть тебе это все, это все
Совершенно не надо.

Будет в жизни моей
Столько встреч и прощаний,
Будет много, так много дождей,
Может, будут печали.

Будет так же все бить
Дождь по крышам и вербам,
Буду так же любить, и любить,
Неизменно и верно,

Высоко, высоко,
Широко, неоглядно,
Пусть тебе это все, это все
Совершенно не надо.

(Е. Евтушенко)

Учились вместе

Учились вместе. Целых десять лет,
Держась в тени, смущаясь и робея,
Я всё мечтал открыть тебе секрет,
Хотел всю нежность высказать тебе я.

Казалось мне, я слишком жалок был:
Мальчишка неуклюжий и лохматый,
Я и тогда секрета не открыл,
Когда вручали в школе аттестаты.

В тот день и ты смотрела на меня,
Пришла, казалось, важная минута,
Но я решил, любовь в душе храня,
Молчать до окончанья института.

Мне виделось: приду тогда к тебе
И выскажу, чем жил мечтатель прежде,
Кем ты была в моей крутой судьбе,
Любовь моя, мечта моя, надежда...

И вот вчера, с утра покинув дом,
Я шёл один заречным ярким лугом
И над обрывом встретил вас вдвоём -
Тебя с твоим супругом.

Весёлая, несла ребёнка ты,
И я смотрел, пронзён щемящей болью,
Как шла моя мечта, примяв цветы,
Счастливая чужой любовью.
(П. Мисаков, пер. В. Гордейчева)

Неразделённая любовь
И. Кваше

Любовь неразделенная страшна,
но тем, кому весь мир лишь биржа, драка,
любовь неразделенная смешна,
как профиль Сирано де Бержерака.
Один мой деловитый соплеменник
сказал жене в театре "Современник":
"Ну что ты в Сирано своем нашла?
Вот дурень! Я, к примеру, никогда бы
так не страдал из-за какой-то бабы...
Другую бы нашел - и все дела".
В затравленных глазах его жены
забито проглянуло что-то вдовье.
Из мужа перло
- аж трещали швы! -
смертельное духовное здоровье.
О, сколько их, таких здоровяков,
страдающих отсутствием страданий.
Для них есть бабы: нет прекрасной дамы.
А разве сам я в чем-то не таков?
Зевая, мы играем, как в картишки,
в засаленные, стертые страстишки,
боясь трагедий, истинных страстей.
Наверное, мы с вами просто трусы,
когда мы подгоняем наши вкусы
под то, что подоступней, попростей.
Не раз шептал мне внутренний подонок
из грязных подсознательных потемок:
"Э, братец, эта
- сложный матерьял..." -
и я трусливо ускользал в несложность
и, может быть, великую возможность
любви неразделенной потерял.
Мужчина, разыгравший все умнО,
расчетом на взаимность обесчещен.
О, рыцарство печальных Сирано,
ты из мужчин переместилось в женщин.
В любви вы либо рыцарь, либо вы
не любите. Закон есть непреклонный:
в ком дара нет любви неразделенной,
в том нету дара божьего любви.
Дай бог познать страданий благодать,
и трепет безответный, но прекрасный,
и сладость безнадежного ожидать,
и счастье глупой верности несчастной.
И, тянущийся тайно к мятежу
против своей души оледененной,
в полулюбви запутавшись, брожу
с тоскою о любви неразделенной.

( Е. Евтушенко)

Люблю иль нет, - легка мне безнадежность...

Люблю иль нет,
- легка мне безнадежность:
Пусть никогда не буду я твоим,
А все-таки порой такая нежность
В твоих глазах, как будто я любим.

Не мною жить, не мной страдать ты будешь,
И я пройду как тень от облаков;
Но никогда меня ты не забудешь,
И не замрет в тебе мой дальний зов.

Приснилась нам неведомая радость,
И знали мы во сне, что это сон...
А все-таки мучительная сладость
Есть для тебя и в том, что я - не он.

(Д. Мережковский)

Быть нелюбимым! Боже мой!

Быть нелюбимым! Боже мой!
Какое счастье быть несчастным!
Идти под дождиком домой
С лицом потерянным и красным.


Какая мука, благодать
Сидеть с закушенной губою,
Раз десять на день умирать
И говорить с самим собою.


Какая жизнь - сходить с ума!
Как тень, по комнате шататься!
Какое счастье - ждать письма
По месяцам - и не дождаться.


Кто нам сказал, что мир у ног
Лежит в слезах, на всё согласен?
Он равнодушен и жесток.
Зато воистину прекрасен.

Что с горем делать мне моим?
Спи. С головой в ночи укройся.
Когда б я не был счастлив им,
Я б разлюбил тебя. Не бойся!
(А. Кушнер)

Безответная любовь


Безответная любовь
- тихий звон зари,
Настоящею ценой всё оплачено.
Ты себя не береги, ты себя дари,
Так навек тебе судьбой предназначено.





Безнадeжная любовь - небо на плечах,
Ты зачем в полон взяла, чем в ответ воздашь?
Я не знаю, почему в сердце свет и страх,
И зачем летит стрела в золотой мираж?


Безответная любовь, безнадeжная,
Как лесная глухомань бездорожная.
Безнадeжная любовь, безответная,
А была б она твоя беззаветная.
(Р. Казакова)

Мне ничего не надо от тебя...

Мне ничего не надо от тебя -

Пусть только дождь ручьём стекает

с крыши.

Я счастлива, что слышу шум дождя

слышу.

Мне от тебя не надо ничего -

Пусть только с Юга дует тёплый

ветер.

Я счастлива уже и от того,

Что где-то рядом ты живёшь

на свете.

Мне от тебя не надо ничего -

Я все твои невзгоды и печали

Возьму себе - тебя лишь одного

Пускай они бы только миновали.

А для меня того уже довольно:

Знать, что ты счастлив, что

живёшь, любя...

Пусть только сердце так не ноет

больно...

Мне ничего не надо от тебя!

(В. Анциферова)

Теперь не умирают от любви...

Теперь не умирают от любви -
насмешливая трезвая эпоха.
Лишь падает гемоглобин в крови,
лишь без причины человеку плохо.

Теперь не умирают от любви -
лишь сердце что-то барахлит ночами.
Но "неотложку", мама, не зови,
врачи пожмут беспомощно плечами:
«Теперь не умирают от любви...»
(Ю. Друнина)

Несовпаденье - горький приговор!

Ну почему всё так бывает в жизни?
"Несовпаденье"
- горький приговор!
Один
- сгорает от одной лишь мысли,
В другом
- не разгорается костёр...

Меня любили Вы - я знала это!
Вы мне шептали нежные слова,
В них было столько и тепла, и света,
Но не вскружилась, всё же, голова.

Быть вместе очень я тогда хотела,
Ждала, что Вы в мои придёте сны,
Да только полюбить я не сумела...
Мы оказались разными, увы!...

И наше лето унеслось за дали,
А с ним любовь и нежные слова...
Остались лишь мои глаза в печали
И чудный сон, где царствовала я...

(Е. Шерман )

Несовпадения в любви


Над беззащитными сердцами?
И те, кто влюблены в нас очень чутко,
Бывают нелюбимы нами.

А те, к кому всем сердцем прикипели,
Надежды равнодушьем рушат.
И словно веют холодом метели
На неприкаянные души.

И чувства, словно спутанные карты,
В несобираемом пасьянсе.
А солнце счастья тянется к закату,
Под плачь дождливого романса.

Уныло тянутся и дни, и ночи,
И мучатся сердца в томленье.
Для сотен миллионов одиночеств
Как приговор – несовпаденье.

Любовь не подчиняется рассудку,
Бороться трудно со страстями,
Зачем судьба играет злую шутку
Над беззащитными сердцами…???

(Дайм Смайлз )

Безответно влюблённому...

Дождём стучишься ты в сердечное окно,
Но всё напрасно: ты же знаешь, что не впустят,
Что быть вдвоём – вам Богом не дано,
Что плот надежды унесёт в безбрежье грусти.

Дождём стучишься ты в закрытое окно,
Но это сердце для другого нараспашку.
Пойми же: не твоя... не суждено!
Не на тебя гадает на ромашках.

Дождём целуешь ты закрытое окно,
Когтями капель за любовь цепляясь тщетно...
Но взглядов чёрно-белое кино
Завершено, увы, любовью безответной.
(Н. Самоний )

Пускай ты ей совсем не нужен

Пускай ты ей совсем не нужен -
Знать, половинка не твоя!
Зачем морозить сердце стужей
И в пустоту кричать"Моя!"?

Уйти - совсем не значит сдаться,
А значит
- выискать своё;
Ведь если сразу не расстаться,
Погубит мыслей вороньё...

Пусть лучше так, пускай не нужен -
Чем быть всю жизнь немилым мужем;
Знать, не её ты жизни суть...
Ты разлюби и позабудь!

(Н. Самоний )

У любви нет срока годности

Издалека, на расстоянии,
Ничем тебя не потревожив,
Любить я буду! И заранее
Смиряюсь с участью прохожей.


Любить я буду тем не менее!
Презрев и время, и условности,
Любить я буду с вдохновением,
Без срока давности и годности!

(Г. Петрова )

Ты - любовь моя

Эта грусть, эти боль и нежность,
Ну, откуда, скажи, взялись?
Принимаю, как неизбежность,
Недоступные губы твои.
Принимаю как дар от Бога,
Как сиянье луны в ночи,
Ты – любовь моя, недотрога,
Хоть кричи тебе, не кричи...
Я отторгнут немой разлукой,
Но безумно в тебя влюблён!
Я пожизненной сладкой мукой
Буду вдоволь вознаграждён!

(И. Фетисова-Мюллерсон)

День равноденствия

Для этой женщины я – друг,
Лишь друг, не боле.
Далёкий леса полукруг
Венчает поле.
На солнце храма купола
Горят, как свечи.
Спасибо, что судьба дала
Мне эту встречу!
Прохладный ветер холодит
И гладит кожу.
Сказать, что будет впереди,
Мы оба можем.
У нас не будет ни черта,
Я знаю точно!
Моя любовь к тебе чиста
И непорочна.
В осеннем небе облака
Плывут неспешно.
И голова моя легка
И так безгрешна...
Увы, не тот я, кто судьбой
Тебе предсказан!
Так пусть же буду я с тобой
Лишь дружбой связан!
А птица хищная парит
В потоке света.
И равноденствие царит
Над всей планетой.
И время хочет отдохнуть,
Уйти в дремоту,
И продолжает вечный путь
К солнцевороту.
(А. Вольт )

Я пытаюсь тебя разлюбить...

Я пытаюсь тебя разлюбить,
Открываю в тебе недостатки,
Чтобы с болью мучительно-сладкой
Вдруг опять всё на свете забыть!

Чтобы видеть, когда я в пути,
Образ твой в небесах над дорогой.
Небеса ведь не только для бога!
Ты ведь тоже богиня почти!

Чтобы вновь, за секунду до сна,
Показалось стоишь ты у двери...
И в красивый мираж я поверю.
И вся комната озарена...

А очнувшись, опять сознавать,
Что влюблён я в тебя без ответа...
Не связала нас ниточка эта!
Не могу я её разорвать!
(А. Вольт )

Всё пройдёт. Мы встретимся когда-то...

Всё пройдёт. Мы встретимся когда-то
Как простые добрые друзья.
Разве ты, Танюша, виновата,
Что ходил в тебя влюблённый я?

И что сердце билось, словно птица
Это тоже не твоя вина.
Потому что как же не влюбиться,
Если ты красива и умна?

Как же не влюбиться в эти брови?
В ласковую грусть красивых глаз?
В умный разговор без пустословья,
Покорён которым был не раз?

В лёгкую задумчивость улыбки.
Нежных скул томительный изгиб.
От которых чуть не впал в ошибку,
От которых чуть я не погиб!

В юмора нежданную перчинку,
Что друзей порою так смешит.
И в малюсенькую чертовщинку,
Спрятанную в глубине души.

А ещё немножко виновата
Тоненькая талия твоя...
Всё пройдёт. Мы встретимся когда-то
Как простые добрые друзья.
(А. Вольт )

Этой осенью, этой осенью...

Этой осенью, этой осенью


Стали вдруг тревожить меня.

Мы приятельствовали доверчиво,
Но внезапно я ощутил:
Дружба между мужчиной и женщиной
Поопаснее, чем тротил.

Не гляди на меня встревоженно.
Я останусь другом и впредь.
Но поэту, видно, положено
В безответной любви гореть.

И не верь мне ни на мгновение,
Коль скажу: любовь не нужна!
Ведь страданье за вдохновение
Небольшая, в общем, цена!

Этой осенью, тихой осенью
Журавли летят, криком звеня.
И глаза твои карие с прозеленью
Стали вдруг тревожить меня.
(А. Вольт )

Неразделённая любовь

Тебя любила долго, нежно, страстно,
Неразделённо, тайно, всей душой.
Как тяжело молчать и как опасно!
Я заболела, кажется, тобой.
В других мужчинах я тебя искала.
Ты рядом был, как призрачный эфир.
Я по ночам тебе стихи писала,
Надеясь, что в душе наступит мир.
Тебя любила долго. Умоляла
Забрать любовь опять на небеса!
Любовь ушла. И как-то пусто стало,
Она души частичку унесла.

(Нина Шестер )

Безответная любовь

Безответная любовь
Делит душу на две части.
Из одной сочится кровь, наверх

Душевная тоска, кто ты

«Чего-то хочется, но не знаю чего. Откуда берется душевная тоска, съедающая мое существование изнутри? Я бы хотел избавиться от тоски, почувствовать легкость бытия, но на душе тошно.

Когда тебе говорят: «Да брось ты, не грусти, все будет хорошо, поверь!» – хочется взвыть от отчаяния и бежать куда подальше. В это время никто не видит, насколько глубока, нет, бездонна пропасть между тобой и ими. И такая тоска… Как далеки все хлопающие по плечу или сопливо-сочувствующие от понимания настоящей душевной пустоты и безысходности!»

Нет причин для душевной грусти, кроме глухого одиночества и бессмысленности жизни. Апатия, сопровождающая чувство тоски, знакома не всем.

Но что делать? Как лечить это убийственное чувство тоски?

Любовью и сосредоточением. Только не на себе и не для себя, а для других.

Не много, но оказывается так сложно! Со знанием системно-векторной психологии все становится на свои места. И ответ уже не кажется таким странным, когда удается избавиться от тоски раз и навсегда.

О чем болит душа

Есть такая тоска, о которой сказать невозможно, и некоторые люди переживают душевную боль сильнее других. Они похожи на лунатиков, спустившихся с другой планеты. Задумчивые, ищущие смысл жизни, погруженные в себя, но обладающие тонким слухом. Закрытые от внешнего мира темными очками и наушниками, прекрасно ориентирующиеся в лабиринтах онлайн-пространства. Их тоска не видна никому. Потому что она из другого мира.

Тоска по чему-то, что ни увидеть, ни потрогать. Но зато ощутить ее, пережить чудовищную душевную тяжесть выпадает на долю только таких лунатиков-одиночек. Они каждый день ищут потерянные, сломанные крылья, спотыкаясь в земных потемках и набивая шишки о непонятные, чуждые им земные дела и ценности. Люди со встроенным внутри навигатором, ведущим их к поиску высшего замысла, смысла жизни. Им кажется, что душевная тоска не имеет конца.

Ищущие смысл должны его найти. А иначе избавиться от тоски невозможно. Отправная точка этого поиска находится в знаниях, которые дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. «Лунатики» обладают абстрактным интеллектом, способным рождать гениальные идеи, если конечно человек развивался и рос в благоприятных условиях.

Разоблачение тоски

Крики, грубые слова, оскорбления, подзатыльники сделают из гения шизофреника, суицидника, наркомана, массового убийцу. Ведь ухо – его главный сенсор. Нереализованность огромной мощности интеллекта превращается в яд замедленного действия, который начинает ощущаться однажды как тоска. Всего лишь тоска, приступы которой накатывают все чаще и чаще, пока не утопят в черной бездне бесконечного бессилия.

Чувство тоски, отравляя изнутри, разъедает огромную душевную дыру. Они рождаются для открытий, способных изменить мир, но битые громким и горьким словом, проживают всю жизнь, убиваемые изнутри депрессией, состояниями тоски и страхом сойти с ума. И все это происходит незаметно для окружающих, ведь они страдают молча. В системно-векторной психологии такие люди определяются, как обладатели звукового вектора.

Справиться с чувством тоски поможет осознание собственной природы, понимание законов человеческой психики, распознавание скрытого бессознательного в каждом встречном. Невероятно, но факт: крылья можно обрести заново, выходя из своих мыслей наружу, сосредотачиваясь на других.

С помощью системно-векторной психологии приходит понимание, как это делать и зачем. Тоска уходит, остается смысл жизни.

Моя любимая душевная тоска

Кроме звуковых «лунатиков», встречаются среди нас очаровательные, бескрайней душевной широты экстраверты – люди праздника, эмоций и чувств. Тяга к красоте и искусству, богатое воображение, душевная открытость и, самое главное, любовь – их особые приметы. Тоска им неведома, когда весь мир сияет яркими красками.

Но и эти люди испытывают эмоцию тоски. Хотя в отличие от звуковой, их тоска находит выход наружу через слезы, разговоры по душам. В системно-векторной психологии таких людей называют обладателями зрительного вектора. Образный интеллект дает невероятный простор фантазии и творчеству, возможность парить на седьмом небе от счастья, летать на крыльях любви. Для них нет ничего ужаснее, чем состояние тоски.

Зрительники любят погрустить иногда под красивую музыку, с бокалом вина, сидя на подоконнике и задумчиво глядя в окно. Но долго испытывать состояние тоски они не могут.

Как правильно любить

Эмоциональные связи таким людям нужны, как воздух! И зрительник начинает их искать в новых знакомствах, отношениях, затягивая в свою душевную дыру первого встречного, обманывая себя иллюзией, что это и есть любовь. Но тоска все равно покажет свое унылое лицо.

Не только отсутствие реализации является причиной тоски у зрительника. Это самые чуткие люди на земле. Утрату близкого человека они переносят тяжелее других. Тоска по человеку, которого нет, скорбь от потери накрывают мир черной пеленой.

Испытывая сильнейшую душевную боль, по разным причинам, зрительники подвержены фобиям, паническим атакам. Приступы страха, предчувствия чего-то ужасного впереди толкают их обращаться к экстрасенсам, гадалкам, целителям и прочим любителям поживиться на чужих проблемах. А выход находится совсем в другом месте. Унять душевную тоску зрительнику поможет реализация его природной способности – любить.

Именно обладатели зрительного вектора положили начало культурному развитию человечества. Избавиться от тоски поможет сосредоточение на чужой боли, способность отдать от себя душевное тепло и сострадание, ведь его так много заложено природой. И все эти богатства даны, чтобы их отдавать другим, а это и значит – реализовывать себя.

Что делать с тоской

Тоска – не повод опускать руки. Наоборот, она, как и телесная боль, всего лишь индикатор душевных неполадок. Так просто избавиться от тоски, когда ты выполняешь то, зачем пришел на эту землю!

Звуковые «лунатики» перестают существовать между небом и землей, открывая невидимые причинно-следственные связи между людьми. У них получается жить на земле и ощущать смысл происходящего.

Из всего многообразия состояний человеческой психики, одним из самых опасных и разрушительных является именно тоска . Это щемящее чувство, постепенно, исподволь, словно коррозия разъедающее психику личности. Это дуновение сырого, промозглого сквозняка, сковывающего мышцы болезненной судорогой, накручивающего суставы на раскаленный вертел. Это ядовитая плесень, разъедающая нервную систему, посылающая отравленные импульсы во все жизненно важные органы.

И если с другими психологическими состояниями души и разума можно, каким-то образом находить точки соприкосновения, использовать их в своих целях, себе на пользу. То с таким понятием, как тоска «разговор» должен быть максимально коротким и однозначным. На компромиссы не идти. Пленных не брать.

Что такое тоска?

Понятие «Тоска», имеет, как минимум два определения, две разновидности.

  1. Состояния тоски, вызванной и питаемой персонажами, событиями, окружением, находящимися в настоящем пространственно — временном моменте.
  2. Тоска, по тем, кто остался в прошлом, кто был навсегда потерян. Тоска по общественно – политическому строю, сообществу, территориям, безвозвратно канувшим в небытие.

Тоскуем о здесь и сейчас.

Это самый сложный, тяжелее всего поддающийся искоренению вариант тоски. Это тоска об отвергнувшем тебя либо отвергнутым тобой человеке, который живет в соседнем доме, на соседней улице, в одном городе…. Да собственно говоря, какая разница, где живет. Одно лишь осознание того, что он есть, но не доступен, сжимает мертвой хваткой горло, перекрывает доступ кислорода в легкие, стискивает, и заставляет замереть и вновь, бешено забиться сердце.

Это тоска об утраченной, упущенной возможности. Она, эта возможность вроде бы, как и есть. И где-то, совсем рядом. Но ты уже осознаешь, что она потеряна раз и навсегда. И вновь защемило в груди, противно — тягуче заныло под лопаткой.

Тоска может так же парализовать, в момент понимания бесперспективности, безысходности бытия вообще, либо в отдельно взятой стране в частности, в момент осознания бесплодности предпринимаемых попыток вырваться из порочного круга, изменить вектор движения, направление развития…

Какие предпринять действия в первом варианте?

Очень важно, четко уяснить, никаких компромиссов. Никакого сотрудничества. Безжалостное и беспощадное уничтожение любых проявлений тоски в вышеописанных, либо подобных вариантах.

Проанализируйте личность, обстоятельства, материальные составляющие причин и следствий, позволивших тоске укорениться и расцвести в вашем .

Можете даже не увлекаться беспристрастностью. Наоборот, проведите анализ с пристрастием. Активно пролоббируйте свои интересы. Да, в конце, концов, вылейте ушат грязи на предмет и причину вашей тоски.

Задайте себе вопрос. Если вы будете придаваться тоске и унынию, произойдут ли в лучшую сторону? Наметятся пути решения проблемы? Думаю, что ответ вы уже сами знаете. Нет! Нет! И нет!!!

Поэтому сотрите вашу тоску в порошок. Визуализируйте этот процесс, представьте его во всей красе, со всеми подробностями. Растерзайте ее, испепелите и развейте прах в межгалактическом пространстве. Разозлитесь на тоску. Впадите в бешенство, в неистовство. Уничтожьте ее любым доступным и приятным способом.

И запомните еще раз. Никаких компромиссов!

Тоска по прошлому — его не вернуть.

Если причина тоски – потеря близкого вам человека, близкого существа, потоскуйте какое-то время, но смотрите чтобы это чувство не переросло в . В этом случае тоску к конструктивному чувству, конечно, не отнесешь, но что-то светлое в ней все же есть.

Нужно понимать, что тоску о потерянных людях, домашних животных, безвозвратно ушедших временах, вам не победить окончательно, раз и навсегда. Это чувство будет то уменьшаться, затихать, то вспыхивать пожаром с новой силой. Непревзойденное понимание сути такого процесса воплотил автор «Бахчисарайского фонтана».

Просто сохраните в памяти только положительные, светлые черты, моменты, особенности. Пусть возвращающаяся тоска подобного толка, будет сродни умиротворению, испытываемому в пору «Золотой осени». Грустная, но светлая. Прекрасная, как краски осени. Краски, символизирующие отмирание и неотвратимое возрождение одновременно.

Не вините себя ни в чем. Твердо усвойте одну, известную каждому истину: «Время лечит».

Заключение.

Не существует универсальных рецептов, как побороть тоску. Каждому суждено пройти свой, уникальный путь.

Однако хотелось бы еще раз напомнить несколько непреложных правил, помогающих как минимум уменьшить, либо полностью ликвидировать негативное воздействие тоски на .

Утром тревога, вечером тоска. Каждый день одно и то же. Что со мной? В чем причина тревожного состояния? Как избавиться от этих навязчивых и постоянных чувств?

Тоска и тревога не дают радоваться жизни

На консультации молодая женщина рассказывает:

«По утрам меня мучает тревога. Вечером накрывает тоска. Ничего не хочется, кроме одного - уснуть и ничего не чувствовать. Радости нет, только беспросветная тоска и тревога. Несмотря на то, что внешне моя жизнь выглядит благополучно. Правда иногда, в момент, когда тяжелое чувство внезапно накатывает, мне страшно потерять работу, боюсь недееспособности. Хочется бежать от мужа. Чувство тоски - состояние ужасного безвыходного горя, когда я лежу, уставив взгляд в одну точку. Думаю о бренности бытия.

Я запуталась и не знаю, что делать. Мой психотерапевт сказал, что я не больна, это состояние - просто расстройство, которое возникло под воздействием стресса. Я принимала антидепрессанты, но они не помогают. Тоска и тревога так же, как и раньше, разъедают душу. Справиться с тяжелыми предчувствиями самостоятельно не получается. Хотя всегда считала себя оптимистом.

На форумах и психотерапевтических сайтах даются советы: изменить свое отношение к проблеме - и все будет хорошо. А если я не знаю даже, в чем проблема? Состояние тревоги дополняет дикая тоска, словно все мое нутро переживает какую-то значимую потерю, тоскует о ком-то, но отчего, я не знаю. Безысходность и беспросветная тоска - что делать, как справиться с этой болью? Как избавиться от тоски и тревоги?»

Тоска - гнетущее состояние одиночества

Что же скажет на этот счет Системно-векторная психология Юрия Бурлана? Поможет ли это направление в психологии избавиться от тоски и беспричинной, постоянной тревоги, прикрытой депрессией, которая в полной мере не проявляет себя?

Обратимся к Системно-векторной психологии Юрия Бурлана и узнаем причины возникновения эмоции тоски, тревоги, депрессии.

Вначале дадим точное определение состояниям, которые испытывает женщина, обратившаяся к психологу.

Тревога - предчувствие приближающейся опасности, неудачи, неприятного события. Душевное волнение, возникающее на фоне общего благополучия. Чувство безотчетного и немотивированного страха.

Тоска - тяжелое чувство, ощущение, что находишься под гнетом страха одиночества. Острое ощущение потери чего-то или кого-то важного, безвозвратно ушедшего. Тоска по человеку. Близкими по смыслу чувствами являются апатия, уныние, тревога, депрессия.

Чувство тревоги может ощущаться человеком как предвестник внутренней паники, которая никак не наступит. Предчувствие, что случится что-то страшное, какая-то потеря, хотя реальных предпосылок для этого нет.

Тревога может сопровождаться тремором рук, мельтешением, суетой, когда человек совершает много разных бессмысленных действий - например, ходит по комнате туда-сюда или другие. Или оцепенением, ступором, полным обездвижением. В этом случае человек не может ни думать, ни что-либо делать. Преодолеть это состояние он не может.

Чувство тоски - ощущение, приходящее в моменты одиночества, когда никого нет рядом, - как отголосок потери, расставания, разрыва эмоциональной связи с кем-то очень близким и значимым. Приступ тоски по человеку накрывает после развода, расставания с детьми, родителями, в случае смерти близкого человека. И хотя любое событие имеет срок давности, неосознанное и не прожитое ранее чувство тоски в момент одиночества может так же остро ощущаться, как будто трагедия произошла только что.

Тоска, тревога - состояния разные, причина одна

Чувство тоски - это нижняя граница эмоциональной амплитуды зрительного вектора. Характеризуется сниженным настроением и общим ухудшением самочувствия, полным отсутствием положительных эмоций и даже кратковременных приятных впечатлений, что для человека со зрительным вектором смерти подобно.

Страх смерти за свою жизнь испытывают обладатели зрительного вектора. Этот страх врожденный и является первой самой яркой эмоцией. Зрительный человек не может жить без эмоций, без любви, без переживаний. Огромный эмоциональный диапазон его чувств: от ощущения эйфории до состояния - тоска. Чувство тоски может появиться в случае, если день прошел без эмоций, серо, буднично. Не было яркого, эмоционального общения с другими людьми, что очень важно для зрительника. Приходишь домой, и там ничего интересного — смертная тоска, а не жизнь!

Но если вдруг в момент состояния тоски, безрадостного существования в жизнь врывается какой-то человек... Позвонил, попросил о помощи, рассказал интересную историю. Поток эмоций ожил, забурлил внутри, разразился вихрем невероятных переживаний, взбудоражил, взорвал мозг. Куда пропала тоска? Она была поглощена положительными эмоциями. Самыми сильными эмоциями, сжигающими страх, тревогу, тоску, являются чувство сострадания, сочувствие и любовь к людям. Забота о других - тех, кто болеет, ограничен в своих возможностях, - помогает трансформировать чувство страха в любовь.

Часто состояние тоски и тревоги сопровождается депрессией, ощущением внутренней пустоты, безысходности, глухой душевной болью, унять которую невозможно ни медикаментозно, ни усилием воли.

Эта адская смесь из приступов тревоги, тоски и скорби, накрытая отсутствием желания жить. В такие моменты человек может впасть в отчаяние. Хочется бежать от мужа, становится неинтересным общение с детьми, а мир кажется серым и безвкусным. Преодолеть это состояние можно, только осознавая причину.

Депрессия в звуке может выражаться нежеланием вставать утром, идти на работу и встречаться с людьми, которые относятся к тебе не так, как хотелось бы. Нежелание решать проблемы может вызывать чувство тревоги. Тоска и тревога - предвестники депрессии, нежелание жить так, как живется.

Причина депрессии кроется в звуковом векторе. Иногда это состояние путают с неудовлетворенными желаниями зрительного вектора, которые ощущаются как страх, чувство тоски, тревоги. Но если удовлетворить зрительные желания настоящей чувственной связью с другими людьми, то мир снова заиграет яркими красками, а унынию не будет места в душе. Настоящую депрессию не вылечить зрительной любовью. Избавиться от тоски при отсутствии депрессивного расстройства гораздо легче.

Звуковой вектор имеет желания, которые не касаются материального мира. Звуковик - единственный, кто разделяет тело и душу, и если душа страдает, то желания тела отходят на второй план. Человек может забыть поесть, помыться. Он не хочет ходить на работу, заботиться о семье, как это делают все остальные люди.

Проваливается в пустоту непонимания этой жизни, не видит в ней смысла. И это состояние может сопровождаться чувством глухой тоски и страха.

Некий внутренний конфликт не дает жить спокойно, чувствовать радость и наслаждаться жизнью. Человек словно зажат между двумя жерновами, где звуковой вектор заставляет отгородиться от людей и быть в одиночестве, а зрительный не дает жить без людей и эмоциональных связей. Именно эту задачу - избавление от внутреннего конфликта - решает мозг и не может решить.

Желания звукового вектора доминантные. Если человек испытывает душевную боль, желания других векторов подавлены под гнетом депрессии. Поэтому при депрессии человек не может жить чувствами, создавать эмоциональные связи с другими людьми - желания зрительного вектора остаются погребенными под гнетом бессмысленности бытия. Тоска и тревога являются спутниками человека до тех пор, пока не появится желание жить.

Первые признаки депрессии - ощущение, что ничего не хочется, апатия. Постоянные думы о бренности бытия. Желание все время спать, сбежать от этого мира и никого не слышать, ни с кем не общаться. Когда у человека есть звуко-зрительная связка векторов, то депрессия может сопровождаться эмоцией тоски, страха, беспричинной тревоги.

Справиться с этим можно только одним способом - удовлетворить звуковые желания. Звук - это слово, смысл, скрытый за словами, желание раскрыть скрытое, увидеть и распутать цепочку причинно-следственных связей, происходящих с людьми событий.

Лечить или учить? Что поможет избавиться от тоски и тревоги

Лечить эти состояния с помощью медикаментов бесполезно. Антидепрессанты только подавляют чувства, но не лечат. После отмены препаратов состояние тоски возвращается, если не найдены настоящие причины. Преодолеть постоянные приступы болезненных эмоций, избавиться от тоски, тревоги и депрессии можно, только удовлетворив свои природные желания. В первую очередь - это наполнение желаний звукового вектора через реализацию свойств.

При первых признаках наполнения звукового вектора, когда депрессию, казалось бы, уже удалось преодолеть, на поверхность может всплыть чувство тоски, обостриться тревожность. Этого не нужно пугаться, важно понимать, что так организм начинает ощущать желания зрительного вектора. Желание одно - любить. А тоска, одиночество, тревога, страх говорят об этой нехватке. Самый лучший способ удовлетворить желания и избавиться от тоски и тревоги - это реализация своих свойств на благо общества.

Системный психоанализ - полная проработка причин и указание на пути выхода из различных тяжелых эмоциональных состояний. Как избавиться от тоски и звенящей тревоги - учит Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Многочисленные отзывы , оставленные людьми на главном портале, тому подтверждение.

«… У меня вдобавок был неосознанный страх. То есть не было страха темноты или что-то в этом роде. Просто было какое-то тревожное состояние, неосознанное беспокойство. До тренинга мне помогали немного выйти из этих состояний всевозможные эзотерики, мантры, йога и т. д. Это давало облегчение, но временное. После первых лекций 1 уровня, уже начались изменения. Но они проходили незаметно, так что осознать полностью, что же произошло, я смогла значительно позже…»

«… Всю сознательную жизнь ощущала тревожность и внутреннее напряжение. В детстве я боялась свою властную маму и учителей, потом начальника... Я как будто все время должна была оправдываться в своих поступках... Все это привело к паническим атакам и неврозам. Лечилась у психиатра, принимала антидепрессанты и проходила психотерапию. Острые состояния снялись, но тяжелый тревожный фон так и оставался...»

Хотите понять, в чем причина тоски, справиться с плохими предчувствиями, тревожными ожиданиями, депрессией - регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Корректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: