Михаил юрьевич лермонтов. Биография — Лермонтов Михаил Юрьевич Рождение и детство

Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 (15) октября 1814 года. 11 (23) октября был крещен. Его бабушка, Елизавета Алексеевна, была его крестной мамой. По настоянию Елизаветы Алексеевны, бабушки, мальчика назвали Михаилом, в честь деда, Михаила Арсеньева. Бабушка Михаила Юрьевича, по преданию, основала село в честь внука- Михайловское.

Детство и семья Михаила Юрьевича Лермонтова

Родители Михаила Юрьевича умерли, когда он был совсем маленьким. Его семьей была его бабушка по линии матери, которая растила его. Она старалась отдать внуку все, на что мог претендовать продолжитель рода Лермонтовых. Михаил Юрьевич провел детство в поместье бабушки. Он рос в любви и заботе. Маленький Лермонтов часто болел. Больше всего Золотухой. Вследствие своих болезней, Лермонтов был лишен многих детских забав. Он искал эти забавы в самом себе. Он мечтал. Лермонтов влюбился, когда ему было 10 лет.

Воспитание и образование Лермонтова

В 1825 году Лермонтов начал учиться. Выбор учителей был неудачным. Поэтому, имея страсть к чтению, Лермонтов занялся самообразованием. Изучил несколько языков. В возрасте 15 лет он сожалел о том, что не слышал в детстве русских народных сказок. Ему нравились персонажи и герои. Своим воспитанием и образованием он обязан своей бабушке, Елизавете Алексеевне. В Москве она готовила его в Университетский благородный пансион. Притом, что сразу в четвертый класс! Там, будущий поэт, обучился математике и грамотности. В результате- изучил четыре языка и играл на четырех музыкальных имнструментах. Он умел рукодельничать и увлекался живописью. Михаил Лермонтов был в этом пансионе почти два года. Его образованием занимались Мерзляков и Зиновьев. Там развивался его интерес к литературе. Он любил читать. Но был настолько одинок, что «ушел из внешнего мира», и создал в своем разуме свой собственный мир.

Елизавета Алексеевна — бабушка М. Ю. Лермонтова

Первые юношеские увлечения Михаила Юрьевича Лермонтова

Шестнадцатилетний Лермонтов был не особо интересен для юных барышень, и на свои чувства он не получал того же в ответ. К его соседке, Вареньке Лопухиной, он питал глубокие чувства до конца жизни. Первые юношеские увлечения Михаила Юрьевича Лермонтова начались летом, 1830 года, когда он акцентировался на личности Байрона. Ему нравилась его поэзия. Он находил себя схожим с ним. Немного позже, поэт знакомится с Ивановой Натальей Федоровной. Для нее он посвящал стихи. От нее Лермонтов впервые почувствовал ответные чувства. Но, спустя немного времени, Иванова предпочла состоятельного соперника. Михаила Лермонтова терзали негативные чувства от измен и неверности. Он писал стихи о том, насколько мучительными для него были эти переживания.
У Лермонтова было много противоречий. Он не мог определиться между любовью и поэзией. Одно другому создавало препятствия.

Учеба Лермонтова в Московском университете

В 1830 году Михаил Юрьевич становится студентом Московского университета.
За его стенами развивалась умственная жизнь. Михаил Лермонтов проявлял больше интереса к светскому обществу, чем к беседам товарищей. Он наблюдает за жизнью, какой она является в действительности. У поэта прошли чувства доверия, дружбы и симпатии.
Лермонтов уважал университет больше, чем своих товарищей. Он учился среди восторженной молодежи. А его склад ума был иным. Время в университете дало Лермонтову большой толчок для его поэзии. Он становился более талантливым. Михаилу нравилось посещать балы и маскарады. Там он мог радоваться. В поэзии Лермонтова отражалась точность его настроений. Он словно «одевает маску» безразличия и презрения как самозащиту от душевных травм.

Учеба Лермонтова в Московском университете прошла всего год с лишним. Он был вынужден уйти из-за нехорошей истории с одним из профессоров. В университете у Лермонтова произошли некоторые разногласия: где-то он был сверхначитан, а где-то не знал лексиконного материала. И после пререканий с экзаменаторами ему поставили пометку: «Посоветовано уйти».

Гвардейское время

После школы Лермонтов также, как и прежде, жил увлечениями, но с упреками совести. Об этом он писал своей подруге и старался, чтобы никто не узнал. Знающие Лермонтова люди, всегда считали его добрым и любящим. Но для него самого это казалось унизительным. Он старался выглядеть беспощадным, словно женских сердец, тираном. Лермонтов мстил. Он помнил старые обиды. Спустя время, отомстил и Екатерине Сушковой. Да так, что даже расстроил ее брак с Лопухиным. Позже он показал удивление о произошедшем. А потом объяснился, что не любит. Михаил Лермонтов был равнодушен к службе.
Он был болен, когда узнал о смерти Пушкина. Каждый рассказывал ему свою версию произошедшего.

Но только врач Лермонтова правдиво рассказал ему о дуэли и смерти поэта Александра Пушкина. Лермонтов был очень огорчен этим событием. Он написал произведение «Смерть Поэта». Это стихотворение вызвало похвалу Дантесу. Один из родственников Лермонтова стал упрекать его в этом. Тогда поэт разгневался и выгнал гостя. Он написал последние 16 строк… Результатом было судебное разбирательство и арест. За Лермонтова вступились друзья Пушкина и бабушка, у которой были связи. Через время Лермонтов был переведен прапорщиком, как и прежде, на Кавказе. Поэт был в изгнании. Ему было много внимания, а также сочувствие и вражда.

Лермонтов. Ссылка на Кавказ

Первый раз Михаил Юрьевич был в ссылке на Кавказе всего несколько месяцев, благодаря его бабушке. Несмотря на то, что Лермонтов служил весьма недолго на Кавказе, он изменился нравственно. Основной темой его произведений был кавказский фольклор. И ему очень нравилась кавказская местность. Но здесь его почти не ценили и мало понимали. В нем были злость и горечь.

Возвращаясь в Петербургское общество, за Михаилом Лермонтовым начинают ухаживать любительницы знаменитостей. Поэт акцентирует образ, нравившийся ему еще в юности.
На Северном Кавказе Лермонтов писал о том, что ему присуще. То, что он переживал и чувствовал. Это все отражалось в его произведениях.

Первая и последняя дуэль Лермонтова

После первой ссылки у Лермонтова накопилось достаточно произведений.
Он стал популярным писателем России и начал общаться с друзьями Пушкина.
В 1840 году Михаил Лермонтов был приглашен на бал к одной графине. Там он вступил в спор с сыном французского посла, где тот вызвал Лермонтова на дуэль. 18 февраля (1 марта) они вдвоем бились на шпагах, но у Михаила Юрьевича Лермонтова переломился клинок. Пришлось перейти на пистолеты. Барант стрелял первым и промахнулся. А Лермонтов разрядил пистолет и выстрелил с сторону. Участники разъехались. За то, что не было сообщено о дуэли, Лермонтова арестовали. Соперник привлечен к суду не был.
По многим расследованиям, Лермонтов был переведен обратно на Кавказ.
Вторая ссылка значительно отличалась от первой, где он мог жить спокойно. Сейчас же ему полагалось участвовать в военных действиях.

Приехав в Пятигорск, Лермонтов поссорился с майором в отставке, Николаем Мартыновым.
Одна из причин дуэли Лермонтова- неуместные и обидные шутки в его сторону.
В «Записках декабриста» Н. И. Лорер писал, что Лермонтов неуместно и обидно шутил в присутствии дам и насмехался над Мартыновым. И тогда, вышедший из терпения, Мартынов, сказал, что знает, как заставить Лермонтова замолчать. Лермонтов же заявлял, что ничьих угроз не боится. Мартынов много прощал поэту обидные шутки, разговаривал с ним об этом, но Лермонтов все равно шутил. Своим поведением и своими словами он спровоцировал с ним дуэль.

Присутствовавший на дуэли секундант сказал, что для своих друзей и близких Михаил Юрьевич Лермонтов был простым и добродушным. Но для остальных- задирой.
Несмотря на хлопоты друзей, после смерти, Лермонтова не похоронили по церковным обрядам. Многие из высшего общества говорили, что туда ему и дорога.
Николай I сказал: «Собаке- собачья смерть». Также, как говорила когда-то бабушка Лермонтова о своем муже. Позже Николай I сообщил, что убит тот, кто мог бы заменить Пушкина. Многие пришли проводить поэта в последний путь. После гибели на дуэли его гроб несли те, у кого он служил.

Михаил Юрьевич Лермонтов - русский прозаик и поэт. Он родился 15 октября 1814 года в Москве. Он известен на весь мир своими произведениями, а также тем влиянием, которое его творчество оказало на живопись и кинематограф того времени. Он стал одним из немногих авторов, произведения которых повлияли на формирование писателей XIX и XX веков. Он умело сочетал в них личные и философские идеи, а также вопросы, которые волновали общество.

По неподтверждённым данным род Лермонтовых уходит корнями в Шотландию, что неоднократно отражалось в произведениях Михаила Юрьевича. Кроме этого, в подростковом возрасте он утверждал, что его род произошёл от итальянского деятеля - Франсиско Лермы. Подобные фантазии позже были отображены в произведении "Итальянцы".

Интересные факты из биографии М. Ю. Лермонтова

Жизнь семьи Лермонтовых постоянно была наполнена скандалами и интригами. Дед Михаила Лермонтова часто изменял своей жене с соседкой, муж которой длительное время находился в другой стране по работе. Жизнь деда закончилась трагически: он выпил яд, когда узнал о возвращении супруга своей любовницы домой. После чего имением и крепостными, которых на тот момент было уже более 600 человек, начала управлять бабушка будущего поэта - Елизавета Алексеевна из рода Столыпиных.

Отец Михаила жил в соседнем посёлке, который находился рядом с поместьем Лермонтовых. Именно так он и познакомился с Марией Арсеньевой (мамой поэта). Семейное счастье длилось очень мало, поскольку начались частые измены и недопонимания. В результате постоянных стрессов мама Лермонтова умерла в возрасте 21 года (замуж девушка вышла ещё в 17 лет). После чего отец мальчика сбежал, оставив сына на воспитание Елизавете Алексеевне (бабушке).

Благодаря ясному уму и эрудированности бабушки, которая очень любила своего внука, Лермонтов получил отличное домашнее образование. Она старалась вложить всё, что могла в своего внука, его развитие и улучшить слабое от природы здоровье. При этом она полностью оборвала связь с отцом Михаила, который даже не пытался принять участие в воспитании. Все эти события подробно расписаны в произведении поэта под названием «Menschen und Leidenschaften», которое он написал ещё в юношеском возрасте.

Лермонтов был достаточно болезненным мальчиком, который постоянно боролся с различными серьёзными заболеваниями. Всё это отображено в повести в произведении «Повести», где в качестве главного героя выступает двойник самого автора. Здесь можно найти истории о его общении с отцом и бабушкой, воспоминания о детских годах. Также значится, что для лечения и присмотра для постоянно болеющим мальчиком бабушка наняла французского врача, который и занимался восстановлением здоровья юного Лермонтова.

Детские годы будущего поэта

Бабушка очень серьёзно взялась за обучение внука, пригласив лучших преподавателей по изучению иностранных языков, литературы и точных наук. К сожалению, сам мальчик не имел детства, поскольку всё его время было занято обучением. Именно это и привело к недоверию к окружающему миру и сильной разочарованности в нём, став основным "вдохновителем" для написания многочисленных произведений.

Лермонтов очень любил природу и горы, он был мечтательным и романтичным мальчиком, который постоянно старался убежать из реального мира в своё придуманный. Также с раннего возраста он приобщился к литературе. Мальчик мог часами читать книги известных авторов, которые были собраны в огромной библиотеке в Тарханах.

Дальнейшее обучение Лермонтова проходило в Благородном университетском пансионе, куда мальчик поступил сразу в 4-й класс. Именно здесь ему привили вкус к литературе и научили правильно излагать свои переживания с помощью письма. В результате, уже в 1829 году появляются первый очерки "Демона" и большое количество стихотворений.

Через год, заинтересовавшись произведениями Байрона, поэт пишет стихотворение «Предсказание», в котором сравнивает себя с английским писателем. В это время он также знакомится с прекрасной Наталией, которой позже посвятит более 30 стихов. Но их отношения вскоре прекращаются по причине измены девушки, что также отражается в стихах, большинство которых рассказывают о боли и душевных переживаниях поэта.

После поступления в Московский университет, Лермонтов начинает посещать тематические кружки и активно писать новые произведения. Здесь он пишет студенческую драму «Странный человек», главный герой которой является воплощением самого автора. Конечно, это была не единственная драма, написанная Лермонтовым во время обучения, поскольку в этот период его талант начал активно зреть. Но после двух лет обучения ему приходится оставить обучение в университете и переехать в Санкт-Петербург.

Взрослая жизнь Лермонтова

После переезда в Санкт-Петербург, Лермонтов снова хочет поступить в университет. Но ему отказываются засчитывать 2 года обучения в Москве и поступить снова на 1-й курс. Под давлением родственников и бабушки молодому поэтому приходится пойти в Кавалерийское училище. Время, проведённое здесь, он позже назовёт "злополучными годами", выразив свои переживания в тексте «Юнкерских молитв» и романе «Вадим». Одновременно с этим Лермонтов начинает интересоваться драмой, в результате чего появились многочисленные произведения в данном жанре.

После окончания училища Михаил Юрьевич, стал корнетом в Гусарском полку. В то время ему понравилось играть роль тирана женских сердец, что привело к мысли отомстить девушке, которая отвергла и жестоко поступила с влюблённым Лермонтовым ещё во время проживания с бабушкой. Юноша разбивает семью своей бывшей возлюбленной, после чего бросает её и выставляет их роман на публику.

В это время впервые выходят в печать произведения автора - «Хаджи Абрек». Но дебют был неудачным и Лермонтов только через несколько лет согласился на публикацию своих произведений. «Герой нашего времени» - роман, который был опубликован следующим. И уже в 1840 году выходит его единственное прижизненное издание, состоящее из 26 стихов и нескольких поэм.

В следующем году, 15 июля, Лермонтов погиб во время дуэли с Николаем Мартыновым. Основной причиной вызова на дуэль Мартынов указал "частые колкости и насмешки в его сторону", которые при каждой встрече произносил Лермонтов. Поэт был похоронен на территории старого пятигорского кладбища 17 июля 1841 года.

Лермонтов Михаил Юрьевич, биография которого до сих пор полностью неизвестна, ознаменовал своим творчеством совершенно новый этап развития русской литературы. В его произведениях гармонично сочетались личные, философские и гражданские мотивы, которые на тот момент как нельзя лучше отвечали духовным потребностям общества.

Творчество Лермонтова оказало огромное влияние на следующие поколения поэтов и прозаиков. Многие его произведения были экранизированы, сыграны в театре, отображены в живописи, а стихи стали романсами.

М. Ю. Лермонтов. Краткая биография: детство

Родился будущий писатель в октябре 1814 года. Еще до нового года все семейство из Москвы вернулось в Тарханы - имение бабушки в Пензенской области. Миша остался без матери, когда ему не было и трех лет. Отец хотел забрать сына с собой, но бабушка составила завещание таким образом, что все останется внуку только в том случае, если он будет жить с ней до совершеннолетия.

М. Ю. Лермонтов. Краткая биография: учеба

В 14 лет Михаил стал воспитанником Благородного пансиона, действующего при Московском университете. В это же время он увлекся поэзией и сам начал писать. Первым его учителем в этом деле был С. Е. Раич. Михаил проучился 2 года, и пансион закрыли. Осенью Лермонтов в этом же университете поступил на нравственно-политический факультет. Ни к какому кружку Михаил не примыкал и вообще держался в стороне от всех студентов.

Осенью следующего года, когда Лермонтов перешел на словесный факультет, умер его отец. Лекций на новом отделении Михаил почти не посещал и на испытания в конце года не явился.

М. Ю. Лермонтов. Краткая биография: переезд в Петербург

В августе 1832 года Михаил стал учеником Школы гвардейских юнкеров, которая была учреждена для молодых дворян, поступающих в гвардию без какой-либо военной подготовки и образования. С этим событием и был связан его переезд в Петербург. Проучившись в Школе 2 года, он получил первичное офицерское звание. В этот период Михаил не прекращал заниматься литературой.

М. Ю. Лермонтов. Краткая биография: арест и ссылка

В январе 1837 года страну потрясло известие о гибели Пушкина. На это событие Михаил Лермонтов ответил стихотворением «Смерть поэта». Так как стих имел политический характер, поэт был арестован и сослан на Кавказ. С этого дня он прожил всего 4 года. И за этот короткий срок Лермонтов создал те произведения, которые затем стали считать лучшим его поэтическим наследием.

Это «Мцыри», «Демон» и множество живописных, музыкальных, разнообразных по воплощению стихотворений, доказывающих безграничную мощь его таланта. В 1839 году Лермонтов закончил работу над романом "Герой нашего времени".

М. Лермонтов. Краткая биография: дуэль

Поэт мечтал в конце концов оставить военную службу и полностью предаться литературе, начать издавать собственный журнал. Но ему позволили лишь некоторое время побыть в Петербурге. И то это стало возможным благодаря прошению влиятельных лиц и Е. А. Арсеньевой, его бабушки. После побывки поэт отправился в последнюю свою поездку на Кавказ, а по существу - в ссылку. Он был полон мрачных предчувствий. Повод к ссоре, приведшей к роковой дуэли, был ничтожным. Сам поэт был почти уверен, что поединок не состоится. Однако Мартынов отказываться от него не собирался. Он нанес М. Ю. Лермонтову смертельную рану во время этой злополучной дуэли в Пятигорске. Произошло это летом 1841 года, а следующей весной прах поэта был отправлен в Тарханы, родовое имение.

Я очень рада, что моя Сашенька выбрала для реферата именно этого, моего любимого, писателя! Реферат готовила Сашулька, а я "слизала" у нее, чтобы разместить у себя в дневнике. Вдруг пригодится кому-нибудь. Да и лишний раз почитаь про Лермонтова мне было приятно...

Михаи́л Ю́рьевич Лермонтов-( Родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 г. - 15 июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер.

БИОГРАФИЯ

В поколениях, ближайших ко времени поэта, род Лермонтовых считался уже захудалым; отец его, Юрий Петрович, был пехотный капитан в отставке. По словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Поместье его - Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии - находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичный лоск Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой, нервную и романтически-настроенную Марию Михайловну. Несмотря на протесты своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого "армейского офицера". Семейное их счастье продолжалось, по-видимому, очень недолго. Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною 1817 г., оставив в воспоминаниях сына много смутных, но дорогих ему образов. "В слезах угасла моя мать",- говорил Лермонтов и помнил, как она певала над ним колыбельные песни.

Воспитание.

Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, страстно любила внука, который в детстве не отличался сильным здоровьем, но тем хуже стала относиться к зятю; распри между ними пр иняли такой обостренный характер, что уже на 9-й день после смерти жены Юрий Петро вич вынуж ден был покинуть сына и уехать в свое поме стье. Он лишь изредка появлялся в доме А рсеньевой, каждый раз пугая ее своим намерением забрать сына к себе. До самой смерти его дл илась эта взаимная вражда, и ребенку она причинила очень много страданий. . Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. Лермонтов сознавал всю неестественность своего положения, и все время мучился в колебаниях между отцом и бабушкой. Он в юношеских произведениях весьма полно и точно воспроизводил события и действующих лиц своей личной жизни. Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла его к себе с уговором воспитывать его до 16 лет и во всём советоваться с отцом. Последнее условие не выполнялось; даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой. Ребёнок с самого начала должен был сознавать противоестественность этого положения. Его детство протекало в поместье бабушки, Тарханах, Пензенской губернии; его окружали любовью и заботами — но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было.

В 1828 г. Лермонтов в Московский университетский Благородный пансион и пробыл в нем около двух лет. Здесь процветал вкус к литературе; как и раньше, учениками составлялись рукописные журналы; в одном из них - "Утренней Заре" - Лермонтов был главным сотрудником и поместил свою первую поэму - "Индианка". Из русских писателей на него влияет сильнее всего , пред которым он преклонялся всю свою жизнь, а из иностранных - Шиллером, особенно своими первыми трагедиями. У них обоих поэт находит образы, нужные ему для выражения своего собственного, по-прежнему, тяжелого состояния. Его гнетет печальное одиночество; он готов окончательно порвать с внешней жизнью, создать "в уме своем мир иной, и образов иных существование". Грезы его "удручены ношею обманов"; он живет, "не веря ничему и ничего не признавая". В этих излияниях, конечно, не мало преувеличений, но в их основе несомненно лежит духовный разлад с окружающей жизнью. К 1829 г. относятся первый очерк "Демона" и стихотворение "Монолог"; в обоих вылилось очень ярко это тяжелое настроение. В первом поэт отказывается от "нежных и веселых песней", сравнивает свою жизнь со "скучным осенним днем", рисует измученную душу демона, живущего без веры, без упований, ко всему на свете относящегося с равнодушием и презрением. В "Монологе" мрачными красками изображаются захудалые "дети севера", их душевная тоска, пасмурная жизнь без любви и дружбы сладкой.

Весною 1810 г. Благородный пансион преобразовывается в гимназию, и Лермонтов оставляет его. Лето он проводит в Середникове, подмосковном имении брата бабушки, Столыпина. Недалеко от Середникова жили его московские знакомые барышни, А. Верещагина и ее подруга Е. Сушкова, "черноокая" красавица, в которую Лермонтов возмечтал себя серьезно влюбленным. В записках Сушковой Лермонтов рисуется невзрачным, неуклюжим, косолапым мальчиком, с красными, но умными выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбой. Кокетничая с Лермонтовым, Сушкова в то же время беспощадно над ним издевалась. В ответ на его чувства ему предлагали "волан или веревочку, угощали булочками с начинкой из опилок". Когда они встретились вновь при совершенно иной обстановке, Лермонтов отомстил Сушковой очень зло и жестоко.

В это же лето возникает серьезный интерес Лермонтова к личности и поэзии "огромного" Байрона, которого поэт всю жизнь свою "достигнуть бы хотел". Ему отрадно думать, что у них "одна душа, одни и те же муки"; ему страстно хочется, чтобы и "одинаков был удел". С самого начала здесь скорее ощущение родственности двух мятежных душ, чем то, что разумеют обыкновенно под влиянием. Об этом говорят те многочисленные параллели и аналогии, общие мотивы, образы и драматические положения, которые можно найти у Лермонтова и в самый зрелый период, когда о подражании не может быть и речи.

Осенью 1830 г. Лермонтов поступает в Московский университет на "нравственно-политическое отделение". Университетское преподавание того времени мало способствовало умственному развитию молодежи. "Ученость, деятельность и ум, по выражению Пушкина, чужды были тогда Московскому университету". Профессора читали лекции по чужим руководствам, находя, что "умнее не сделаешься, хотя и напишешь свое собственное". Начиналась серьезная умственная жизнь в студенческих кружках, но Лермонтов со студентами не сходится; он больше тяготеет к светскому обществу. Впрочем, кое-что из надежд и идеалов тогдашней лучшей молодежи находит, однако, отражение и у него в драме "Странный человек" (1831), главный герой которой, Владимир,- воплощение самого поэта. Он тоже переживает семейную драму, тоже раздираем внутренними противоречиями; он знает эгоизм и ничтожество людей и все-таки стремится к ним; когда "он один, то ему кажется, что никто его не любит, никто не заботится о нем - и это так тяжело!" Это - душевное состояние самого Лермонтова. И тем ценнее та сцена, когда мужик рассказывает Владимиру о жестокостях помещицы и о других крестьянских печалях, и он приходит в ярость, и у него вырывается крик: "О, мое отечество! мое отечество!" Все же это только случайный мотив, стороной задевающий душу поэта; главными, основными остаются по-прежнему разлад между мечтой и действительностью, трагическое столкновение противоположных начал, чистого и порочного, глубокая ненависть к людям, к тому самому "свету", в котором он так охотно бывал.

В Московском университете Лермонтов пробыл менее двух лет. Профессора, помня его дерзкие выходки, срезали его на публичных экзаменах. Он не захотел остаться на второй год на том же курсе и переехал в Петербург, вместе с бабушкой. Незадолго до этого умер его отец; впоследствии, в часы горестных воспоминаний, поэт оплакал его в стихотворении: "Ужасная судьба отца и сына". В Петербургский университет Лермонтов не попал: ему не зачли двухлетнего пребывания в Москве и предложили держать вступительный экзамен на первый курс.

По совету своего друга Столыпина он решил поступить в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, куда и был зачислен приказом от 10 ноября 1832 г., "сначала унтер-офицером, потом юнкером". Почти в одно время с ним поступил в школу и его будущий убийца, Н.С. Мартынов, в биографических записках которого поэт-юнкер рисуется как юноша, "настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно. Он поступил в школу, по словам Мартынова, уже человеком, много читал, много передумал; другие еще вглядывались в жизнь, он уже изучил ее со всех сторон. Годами он был не старше других, но опытом и воззрением на людей далеко оставлял их за собою".

Лермонтов пробыл в школе "два страшных года", как он сам выражается. Земная стихия его натуры одержала на время полную победу над другой, лучшей частью его души, и он с головой окунулся в царивший в школе "разгул". Об этом времени его родственник Шан-Гирей пишет следующее: "Способности свои к рисованию и поэтический талант Лермонтов обратил на карикатуры, эпиграммы и разные неудобные в печати произведения, вроде "Уланши", "Петергофского праздника", помещавшиеся в издаваемом в школе рукописном иллюстрированном журнале, а некоторые из них ходили по рукам и отдельными выпусками". Ему грозила полная нравственная гибель, но он сумел и здесь сберечь свои творческие силы. В часы раздумья, скрывая свои серьезные литературные замыслы даже от друзей, поэт "уходил в отдаленные классные комнаты, по вечерам пустые, и там один просиживал долго и писал до поздней ночи". В письмах к своему другу, М. Лопухиной, он изредка открывает эту лучшую часть своей души, и тогда слышится горькое чувство сожаления о былых оскверненных мечтаниях.

По выходе из школы (22 ноября 1834 г.) корнетом лейб-гвардии гусарского полка, Лермонтов поселяется со своим другом А.А. Столыпиным в Царском Селе, продолжая вести прежний образ жизни. Он делается "душою общества молодых людей высшего круга, запевалой в беседах, в кружках, бывает в свете, где забавляется тем, что сводит с ума женщин, расстраивает партии", для чего "разыгрывает из себя влюбленного в продолжение нескольких дней". К этому-то времени и относится развязка давнишнего романа Лермонтова с Е. Сушковой. Он прикинулся вновь влюбленным, на этот раз добившись ее взаимности; обращался с нею публично, "как если бы она была ему близка", и когда заметил, "что дальнейший шаг его погубит, быстро начал отступление". Как ни сильны, однако, его увлечения "светом" и его желание создать себе в нем "пьедестал" - все это лишь одна сторона его жизни: сказывается все та же двойственность его натуры, его искусство скрывать под маской веселости свои интимные чувства и настроения. Прежние мрачные мотивы осложняются теперь чувством глубокого раскаяния и усталости. Оно звучит в его автобиографической повести "Сашка", в драме "Два брата", в его лирике; оно отражается также в его письмах к М. Лопухиной и Верещагиной.

В конце 1835 г. до него дошли слухи, что Варвара Лопухина, которую он издавна любил и не переставал любить до конца жизни, выходит замуж за Н.И. Бахметьева. Шан-Гирей рассказывает, как Лермонтова поразило известие о ее замужестве. К 1835 г. относится и первое появление Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов был известен, как поэт, лишь в офицерских и светских кругах. Один из его товарищей, без его ведома, забрал у него повесть "Хаджи-Абрек" и отдал ее в "Библиотеку для Чтения". Лермонтов остался этим очень недоволен. Повесть имела успех, но Лермонтов долго еще не хотел печатать своих стихов.

Смерть Пушкина показала Лермонтова русскому обществу во всей мощи его гениального таланта. Лермонтов был болен, когда разнеслась по городу весть об этом страшном событии. До него доходили различные толки; некоторые, "особенно дамы, оправдывали противника Пушкина", находя, что "Пушкин не имел права требовать любви от жены своей, потому что был ревнив, дурен собою". Негодование охватило поэта, и он излил его на бумагу. Сначала стихотворение оканчивалось словами: "И на устах его печать". В таком виде оно быстро распространилось в списках, вызвало бурю восторгов, а в высшем обществе возбудило негодование. Когда Столыпин стал при Лермонтове порицать Пушкина, доказывая, что Дантес иначе поступить и не мог, Лермонтов моментально прервал разговор и в порыве гнева написал страстный вызов "надменным потомкам" (последние 16 стихов). Стихотворение было понято как "воззвание к революции"; началось дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Лермонтов отправлялся в изгнание, сопровождаемый общими сочувствиями; на него смотрели как на жертву, невинно пострадавшую.

Кавказ возродил Лермонтова, дал ему успокоиться, на время прийти в довольно устойчивое равновесие. Начинают яснее намечаться проблески какой-то новой тенденции в его творчестве, которая проявилась с такой красотой и силой в его "Песне про царя Ивана Васильевича Грозного", на Кавказе законченной, и в таких стихотворениях, как "Я, матерь Божия..." и "Когда волнуется желтеющая нива". Благодаря связям бабушки, 11 октября 1837 г. последовал приказ о переводе Лермонтова в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, стоявший тогда в Новгороде. Неохотно расставался Лермонтов с Кавказом и подумывал даже об отставке. Он медлил отъездом и конец года провел в Ставрополе, где перезнакомился с бывшими там декабристами, в том числе с князем Александром Ивановичем , с которым близко сошелся.

В начале января 1838 г. поэт приехал в Петербург и пробыл здесь до половины февраля, после этого поехал в полк, но там прослужил меньше двух месяцев: 9 апреля он был переведен в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк. Лермонтов возвращается в "большой свет", снова играет в нем роль "льва"; за ним ухаживают все салонные дамы: "любительницы знаменитостей и героев". Но он уже не прежний и очень скоро начинает тяготиться этой жизнью; его не удовлетворяют ни военная служба, ни светские и литературные кружки, и он то просится в отпуск, то мечтает о возвращении на Кавказ. "Какой он взбалмошный, вспыльчивый человек,- пишет о нем А.Ф. Смирнова,- наверно кончит катастрофой... Он отличается невозможной дерзостью. Он погибает от скуки, возмущается собственным легкомыслием, но в то же время не обладает достаточно характером, чтобы вырваться из этой среды. Это - странная натура".

Под Новый год 1840 г. Лермонтов был на маскарадном балу в Благородном собрании. Присутствовавший там наблюдал, как поэту "не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, и он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось,- говорит Тургенев,- что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества". Как известно, этим маскарадом и навеяно его полное горечи и тоски стихотворение "Первое января".

На балу у графини Лаваль (16 февраля) произошло у него столкновение с сыном французского посланника, Барантом. В результате - дуэль, на этот раз окончившаяся благополучно, но повлекшая для Лермонтова арест на гауптвахте, а затем перевод (приказом 9 апреля) в Тенгинский пехотный полк на Кавказе. Во время ареста Лермонтова посетил Белинский. Они познакомились еще летом 1837 г. в Пятигорске, в доме товарища Лермонтова по университетскому пансиону Н. Сатина, но тогда у Белинского осталось о Лермонтове самое неблагоприятное впечатление, как о человеке крайне пустом и пошлом. На этот раз Белинский пришел в восторг "и от личности и от художественных воззрений поэта". Лермонтов снял свою маску, показался самим собою, и в словах его почувствовалось "столько истины, глубины и простоты". В этот период петербургской жизни Лермонтова он написал последний, пятый, очерк "Демона" (первые четыре - 1829, 1830, 1831 и 1833 года), "Мцыри", "Сказку для детей", "Герой нашего времени"; стихотворения "Дума", "В минуту жизни трудную", "Три пальмы", "Дары Терека" и др. В день отъезда из Санкт-Петербурга Лермонтов был у Карамзиных; стоя у окна и любуясь тучами, плывшими над Летним садом и Невою, он набросал свое знаменитое стихотворение "Тучки небесные, вечные странники". Когда он кончил читать его, передает очевидец, "глаза его были влажны от слез".


По дороге на Кавказ Лермонтов остановился в Москве и прожил там около месяца. 9 мая он вместе с Тургеневым, Загоскиным и другими присутствовал на именинном обеде у Гоголя в доме Погодина и там читал своего "Мцыри". 10 июня Лермонтов уже был в Ставрополе, где находилась тогда главная квартира командующего войсками Кавказской линии. В двух походах - в Малую и Большую Чечни - Лермонтов обратил на себя внимание начальника отряда "расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством" и был представлен к награде золотою саблею с надписью: "за храбрость".

В половине января 1841 г. Лермонтов получил отпуск и уехал в Санкт-Петербург. На другой же день по приезде он отправился на бал к графине Воронцовой-Дашковой. "Появление опального офицера на балу, где были Высочайшие Особы", сочли "неприличным и дерзким"; его враги использовали этот случай как доказательство его неисправимости. По окончании отпуска друзья Лермонтова начали хлопотать об отсрочке, и ему разрешено было остаться в Санкт-Петербурге еще на некоторое время. Надеясь получить полную отставку, поэт пропустил и этот срок и уехал лишь после энергичного приказания дежурного генерала Клейнмихеля оставить столицу в 48 часов. Говорили, что этого требовал Бенкендорф, которого тяготило присутствие в Петербурге такого беспокойного человека, как Лермонтов. На этот раз Лермонтов уехал из Петербурга с очень тяжелыми предчувствиями, оставив родине на прощание свои изумительные по силе стихи: "Прощай немытая Россия".

В Пятигорске, куда он приехал, жила большая компания веселой молодежи - все давнишние знакомые Лермонтова. "Публика - вспоминает князь А.И. Васильчиков,- жила дружно, весело и несколько разгульно... Время проходило в шумных пикниках, кавалькадах, вечеринках с музыкой и танцами. Особенным успехом среди молодежи пользовались Эмилия Александровна Верзилина, прозванная "розой Кавказа". В этой компании находился и отставной майор Мартынов, любивший пооригинальничать, порисоваться, обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко вышучивал его за "напускной байронизм", за "страшные" позы. Между ними произошла роковая ссора, закончившаяся "вечно печальной" дуэлью. Поэт пал жертвой своей двойственности. Нежный, отзывчивый для небольшого круга избранных, он по отношению ко всем прочим знакомым держался всегда заносчиво и задорно. Недалекий Мартынов принадлежал к последним и не понял "в сей миг кровавый, на что он руку поднимал". Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному обряду. Официальное сообщение об его смерти гласило: "15 июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов". По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: "туда ему и дорога".



Весною 1842 г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы. В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.

ТВОРЧЕСТВО Лермонтова

По сложности и богатству своих мотивов поэзия Лермонтова занимает исключительное место в русской литературе. "В ней,- по выражению Белинского,- все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия: несокрушимая мощь духа, смирение жалоб, благоухание молитвы, пламенное, бурное одушевление, тихая грусть, кроткая задумчивость, вопли гордого страдания, стоны отчаяния, таинственная нежность чувства, неукротимые порывы дерзких желаний, целомудренная чистота, недуги современного общества, картины мировой жизни, укоры совести, умилительное раскаяние, рыдание страсти и тихие слезы, льющиеся в полноте умиренного бурею жизни сердца, упоения любви, трепет разлуки, радость свидания, презрение к прозе жизни, безумная жажда восторгов, пламенная вера, мука душевной пустоты, стон отвращающегося от самого себя чувства замершей жизни, яд отрицания, холод сомнения, борьба полноты чувства с разрушающею силою рефлексии, падший дух неба, гордый демон и невинный младенец, буйная вакханка и чистая дева - все, все в этой поэзии: и небо, и земля, и рай, и ад". Но в этой расточительной роскоши, в изумительном богатстве мотивов, идей и образов можно, однако, заметить основную тенденцию его творческого процесса, тот психологический стержень, вокруг которого они все вращаются. С этой точки зрения творчество Лермонтова может быть разделено на два периода: первый тянется приблизительно до середины 30-х годов, второй - до конца его кратковременной жизни. В первом периоде он весь во власти своей необузданной фантазии; он пишет исключительно на основании своего внутреннего опыта, страшно болезненно чувствует и переживает всю непримиримость двух противоположных начал, двух стихий своей души: небесного и земного, и в ней видит основную причину трагедии своей жизни. Во втором периоде он уже ближе к действительности, опыт его расширяется в сторону изучения окружающих людей, б ыта и общества, а если не окончательно отрешается от своей антитезы, то, безусловно, ее смягчает. Он начинает как дуалист, резко ощущающий двусторонность своей психики, как человек, обреченный на постоянное пребывание "между двух жизней в страшном промежутке". Ему ясна причина всех его мучительных переживаний, ясно, почему он одержим таким неодолимым желанием быть как можно дальше от низкой и грязной земли. Существует вечн ый антагонизм между небесной душой и "невольным" обременительно тяжким, "спутником жизни" - телом; как бы они ни были связаны между собою в краткий положенный им срок совместного существования, они тяготеют в разные стороны. Его влечет к себе ночь, небо, звезды и луна. В тихую лунную ночь расцветают его сады, пробуждается мир его чарующих грез, и легкокрылая фантазия совершает свой горний полет, уносит в "далекие небеса". Слабый луч далекой звезды "несет мечты душе его больной; и ему тогда свободно и легко". Звезды на чистом вечернем небе ясны, как счастье ребенка; но иногда, когда он смотрит на них, душа его наполняется завистью. Он чувствует себя несчастным оттого, что "звезды и небо - звезды и небо, а он человек". Людям он не завидует, а только "звездам прекрасным: только их место занять бы хотел". Есть чудная "птичка Надежда". Днем она не станет петь, но только что "земля уснет, одета мглой в ночной тиши", она "на ветке уж поет так сладко, сладко для души, что поневоле тягость мук забудешь внемля песне той". И его душа, родственная небесам, стремится ввысь; она хотела бы и физически оторваться от грешной земли, расстаться со своим "невольным спутником жизни", со своим телом. Оттого Лермонтов так и приветствует синие горы Кавказа, что они "престолы Господни", к небу его приучили, ибо кто хоть "раз на вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает", тот никогда не забудет открывшегося ему неба. Вот крест деревянный чернеет над высокой скалой в теснине Кавказа: "его каждая кверху подъята рука, как будто он хочет схватить облака". И снова рождается неземное желание: "о если б взойти удалось мне туда, как я бы молился и плакал тогда... И после я сбросил бы цепь бытия, и с бурею братом назвался бы я". В эти часы возвышенных мечтаний он однажды увидел, как "по небу полуночи ангел летел", и как "месяц и звезды и тучи толпой внимали той песне святой", которую ангел пел перед разлукой душе, спускаемой в "мир печали и слез". Он знает, что между миром людей и миром ангелов существовало некогда близкое сообщение, они жили как две родные семьи, и даже ангел смерти был нестрашен, и "встречи с ним казал ись - сладостный удел". В поэме: "Ангел смерти" проводится мысль, что только по вине человека "последний миг" стал для людей не "награждением, а наказанием: люди коварны и жестоки, их добродетели - пороки", и они уже больше не заслуживают того сострадания, которое раньше было к ним в душе ангела смерти.

Лермонтов томится как в темнице; ему "скучны песни земли", и вся жизнь со всеми ее радостями, светлыми надеждами и мечтами - не что иное, как "тетрадь с давно известными стихами". Человек не больше как "земной червь", "земля - гнездо разврата, безумства и печали". Ему так тяжело на ней, и так глубоко он ее ненавидит, что даже в самые высокие минуты, когда ему удается мечтой уловить блаженство нездешних миров, его преследуют зловещие тени земные, и он страшится поглядеть назад, чтобы "не вспомнить этот свет, где носит все печать проклятия, где полны ядом все объятия, где счастья без обмана нет". Эти мотивы его будущей "Думы" внушают ему поразительно глубокую идею о рае и аде, ту самую идею, которую потом Достоевский, несколько изменив, вложил в уста старика Зосимы. Он видит, "что пышный свет не для людей был сотворен... их прах лишь землю умягчить другим чистейшим существам". Эти существа будут свободны от грехов земных, и будут "течь их дни невинные, как дни детей; к ним станут (как всегда могли) слетаться ангелы. А люди увидят этот рай земли, окованы под бездной тьмы. Укоры зависти, тоска и вечность с целию одной"... такова будет их "казнь за целые века злодейств, кипевших под лун ой!" ("Отрывок", 1830). Но обладает ли эта лучезарная стихия окончательной победительной силой? В радостях, которые она сулит, чересчур много спокойствия и очень мало жизни. Это годится еще для натуры созерцательной, вроде ; у Лермонтова для этого слишком деятельная, слишком энергичная натура, с ненасытной жаждой бытия. Он знает, что прежде всего "ему нужно действовать, он каждый день бессмертным сделать хочет, как тень великого героя, и понять не может он, что значит отдыхать". Оттого и пугают его те "сумерки души, когда предмет желаний мрачен, меж радостью и горем полусвет; когда жизнь ненавистна, и смерть страшна".

И с первых же годов творчества, одновременно и параллельно с этими небесными звуками, звучат звуки страстные, земные, грешные, и в них чувствуется гораздо больше глубины, силы напряжения. Поэт горячо любит Кавказ вовсе не за одну близость его к небу; он видит на нем следы своих страстей, знаки своей мяте жности: ведь "с ранних лет кипит в его крови жар и бурь порыв мятежный".

Морская стихия пленяет его пылкое воображение своей волнующейся силой, и у нее он ищет образов для выражения состояния своей души. То он похож на волну, "когда она, гонима бурей роковой, шипит и мчится с пеною своей", то на парус одинокий, белеющий в тумане моря голубом; "под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой... А он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой". В тако м состоянии мир и тишина небесной радости кажутся ему абсолютно неприемлемыми, и он сознается, что любит мучения земли: "они ему милей небесных благ, он к ним привык и не оставит их". Слишком тесен путь спасения и слишком много жертв требует он от него; необходимо для этого, чтобы сердце преобразилось в камень, чтобы душа освободилась от страшной жажды песнопения, а это равносильно смерти ("Молитва", 1829). И он отказывается от этого телесного пути спасения.

Земная мощь является основной чертой всех героев его юношеских повестей и драм: и в "Джулио", и в "Литвинке", и в "Исповеди", в "Измаиль-Бее", "Вадиме", "Испанцах", "Menschen u. Liedendschaften", "Странном человеке". Во всех этих байронических образах черкесов, корсаров, разбойников, восставших рабов, "сынов вольности" кипят эти страсти земные; все они во власти земного начала, и Лермонтов их любит, им сочувствует и почти никого не доводит до раскаяния. Местом действия у него очень час то является монастырь - воплощение аскетизма, законов духа, в корне отвергающих грешную землю. Против монастырской святости, против небесного начала направлены горячие протесты любимых детей его фантазии, в защиту иных законов - законов сердца, они же законы человеческой крови и плоти. Кощунственные речи раздаются в "Исповеди"; они же перенесены в точности, целиком, и в "Боярина Оршу", и в "Любовь Мертвеца" и явственно еще слышатся потом и в "Мцыри", правда - в более смягченном виде. То же отрицательное отношение к монастырю и во всех очерках "Демона", не исключая даже последних: в стенах святой обители заставляет он демона соблазнить свою возлюбленную.

Михаил Юрьевич Лермонтов – классик русской литературы, мыслитель, основоположник отечественного психологического романа, духовный преемник Александра Пушкина, умноживший и обогативший его наследие, один из самых мистических русских писателей, в 16 лет предсказавший революцию, Гражданскую войну и собственную смерть, ярко проявивший себя также как художник.

За свою короткую жизнь он написал множество бессмертных творений – «Герой нашего времени», «Смерть Поэта», «Мцыри», «Тамара», «Бородино», «Пророк», «Кавказский пленник», «Парус».

Его творчество, сочетавшее глубокую идейность, силу чувств и высокого мастерства, оказало огромное влияние на поэтов, писателей, музыкантов и послужило вдохновением для других художников, создавших фильм-балет «Маскарад», оперу «Демон», кинофильмы «Княжна Мери», «День ярости», «Фаталист», «Ашик-Кериб» и пр.

Детство

Будущий гениальный литератор появился на свет 15 октября 1814 года в Москве, в семействе отставного красавца-капитана Юрия Петровича и Марии Михайловны, дочери Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (до замужества Столыпиной). По семейному преданию, со стороны отца он являлся потомком древнего шотландского рода Лермóнтов.


Мать – добрая, музыкально одаренная, хрупкая и болезненная женщина – умерла от чахотки, не дожив до 22 лет. Трехлетний Миша согласно завещанию остался на попечении бабушки (ее муж умер еще до рождения внука). Елизавета Арсеньева была умной, деятельной и энергичной особой, безмерно любящей, но властной и строгой. В истории она осталась как «самая известная бабушка русской литературы».


Рос Мишель, как звали его близкие, в бабушкином имении в Пензенской губернии, в разлуке с отцом, которого теща недолюбливала. Мальчик не отличался ни веселым нравом, ни крепким здоровьем, был одиноким и угрюмым ребенком. Усилиями бабушки он получил дома великолепное начальное образование: играл на пианино, флейте и скрипке, владел тремя языками, отлично рисовал, был силен в шахматах и математике. Для укрепления здоровья внука Елизавета возила его на кавказские Минеральные Воды. Свои чувства и восторг от этих поездок поэт позже выразил в стихах «Утес», «Кавказ», «Песнь Казбича», «Кинжал», «Черкесы» и пр.

В Белокаменной

В 1827-м бабушка вместе с 13-летним Мишей перебралась в Москву с целью подготовки внука к поступлению в Университетский пансион. С сентября следующего года он начал учиться в этом заведении – одном из самых лучших в стране. Уже осознавая свое творческое призвание, подросток, кроме стихов, сочинил несколько поэм, включая начальную редакцию «Демона», «Корсар», «Два брата». По мнению критиков, в них прослеживалось влияние его кумира Байрона. Кроме английского романтика воображение Лермонтова в тот период волновали Шекспир и немецкий драматург Шиллер – он читал их в подлиннике.


В 16 лет юный поэт стал студентом Московского Университета, вначале учился на нравственно-политическом отделении, затем перевёлся на словесное. Этот период жизни стал вершиной раннего творчества Лермонтова. Он освоил множество литературных жанров, создавая элегии, песни, посвящения, драмы, включая известное произведение антикрепостнической направленности «Странный человек», а также мрачное и пророческое «Предсказание».

Юноша обладал поражающими окружающих способностями. Его сокурсник Виссарион Белинский восхищенно отмечал, что Михаил знал наизусть почти всего Байрона и Гете. Позже литературный критик писал:

«На горизонте нашей поэзии взошло новое яркое светило и тотчас оказалось звездою первой величины».

В университетские годы Михаил абсолютно не был склонен к общению – ни с кем не дружил, дискуссии игнорировал, в общества и кружки не вступал, а профессорам дерзил. В конце второго года обучения он вызвал очередное недовольство преподавателей пренебрежением к лекционному материалу при вольнодумии и знаниях сверх утвержденной программы и в итоге ушел из вуза.

В городе на Неве

В 1832-м молодой человек прибыл в Петербург, рассчитывая продолжить занятия в столичном университете. Однако там отказались принять его на 3-й курс (с учетом двух лет обучения в Москве). Он оскорбился и кардинально поменял планы – пошел в Школу гвардейских прапорщиков.

Гуляя у Финского залива, Лермонтов создал свое знаменитое произведение изящной словесности, ставшее его поэтическим кредо – «Парус». Но вместо воспетой «бури, побега и счастья» в учебном заведении его ожидали два «злополучных», по его словам, года казарменной муштры и запрета на чтение художественной литературы. В учебе он был среди лучших студентов, держался вызывающе и независимо, продолжал творить, но пережил момент спада творческой активности.

Михаил Лермонтов – «Парус»

В 1834-м 20-летний выпускник Школы начал службу в гвардейском Гусарском полку, располагавшемся в Царском Селе. Наконец ощутив себя свободным, он окунулся в светскую жизнь столицы, работал над «Маскарадом», «Боярином Оршей», над романом «Вадим». Дебютом поэта в печати оказалось стихотворная повесть «Хаджи-Абрек». В 1835-м ее передал в издание «Библиотека для чтения» Николай Юрьев.


В 1837-м молодого литератора потрясло сообщение о гибели Александра Пушкина . Он создал сделавшее его знаменитым в 23 года сочинение «Смерть поэта», выразив скорбь и гнев прогрессивного русского общества и прямо указав на убийц. Его политическая острота и широкое распространение вызвало беспокойство властей. Автора, написавшего к тому времени более 300 стихов, несколько пьес, поэм и показавшего себя зрелым мастером, мыслителем и патриотом, взяли под арест. Сидя в камере, он написал сажей на оберточной бумаге: «Узника», «Молитву», «Желанье».

Михаил Лермонтов – «Смерть поэта» (читает Олег Даль)

В ссылке

После суда, проходившего при участии Николая I, благодаря Жуковскому и светским связям бабушки молодой человек был избавлен от участи заключенного и отправлен в драгунский Нижегородский полк, охранявший Лезгинскую кордонную линию. На пути к месту назначения он остановился в Москве, готовящейся к празднованию 25-летнего юбилея Бородинской битвы, и создал «Бородино» (переработав текст своего юношеского стиха «Поле Бородино»).

Михаил Лермонтов – «Бородино»

На Кавказе он познакомился с декабристами, включая Александра Одоевского, посещал Пятигорск, Тифлис. Кавказские мотивы нашли отображение во многих его литературных произведениях, включая «Героя нашего времени», а также в картинах и зарисовках. Однако Лермонтова все чаще одолевали чувства скептицизма и рефлексии.


Стараниями Жуковского и Елизаветы Алексеевны в 1838-м он вернулся в Петербург, где вошел в число литературной элиты, включавшей Петра Андреевича Вяземского, Николая Михайловича Карамзина, Ивана Сергеевича Тургенева. Он часто посещал поэтические собрания, бывал в театре и у своего покровителя Василия Андреевича, печатал новые стихи в «Современнике» и в журнале «Отечественные записки».


В 1840-м после ссоры с атташе французского посольства Эрнестом де Барантом и последовавшей дуэли стихотворец снова оказался на Кавказе. Новое назначение Михаил воспринял как должное: с отвагой участвовал во многих сражениях, включая битву на речке Валерик, посвятив событию одноименное стихотворение. В том же году был выпущен единственный прижизненный сборник его сочинений, содержавший две поэмы из 36 написанных и 26 стихов из существовавших более четырех сотен.

Михаил Лермонтов - «Валерик» (читает Сергей Безруков)

Спустя год в феврале Михаил получил отпуск и приехал в Северную Пальмиру. Он занимался подготовкой к публикации «Демона», планировал издание собственного журнала, мечтал уйти в отставку. Однако его прошение, как и представление командования к награде, было отклонено. Вместо этого в апреле ему вручили высочайшее предписание покинуть Петербург и следовать в свой полк на Кавказ.

Личная жизнь Михаила Лермонтова

Поэт женат не был, но трижды был безнадежно влюблен. Первый раз безответное чувство он испытал в 16 лет. Предметом его воздыханий была очаровательная Екатерина Сушкова, соседка по имению брата его бабушки Столыпина, которую в светском обществе называли на английский манер «Miss Black-Eyes» – за выразительные черные очи.


Первая встреча Михаила и Екатерины произошла в 1830 году в доме баронессы Хюгель. Девушка была старше поэта на 2 года. В своих дневниках она описывала первое впечатление о Лермонтове так:

«Неуклюжий косолапый мальчик с красными, но умными выразительными глазами, вздёрнутым носом, язвительной улыбкой».

Юношу, не являвшегося образцом классической физической красоты, очень ранило нежелание девушки оценить по достоинству его богатый духовный мир. Осенью 1830 года они расстались и не виделись до 1934, когда от влюбленности поэта не осталось и следа. Лермонтов отомстил бессердечной кокетке в духе героев своего кумира Байрона – влюбил в себя, притворившись вновь страстно любящим, и расстроил ее свадьбу со своим университетским приятелем.


Следующей избранницей юного поэта стала Варвара Лопухина, с семьей которой он соседствовал в Москве. Девушка, первая встреча с которой состоялась в 1831 году, ответила поэту взаимностью, но её родители не дали согласия на брак, и судьбы молодых людей на время разошлись.

Затем у него были романтические отношения с Натальей, дочерью драматурга Федора Иванова. Возлюбленная, вначале ответившая на его чувства, вскоре предпочла ему другого, более богатого и опытного соперника. Он мучительно пережил их разрыв, посвятив своему «бесчувственному, холодному божеству» цикл из тридцати стихов, ключевой темой которых была проблема неверности.


В 1835 году Варенька Лопухина стала женой старшего ее на 17 лет, но богатого помещика Николая Бахметева. Известие об этом браке, явно заключенным по расчету, Михаил Лермонтов встретил, по рассказам очевидцев, изменившись в лице и побледнев.

Смерть

В мае 1841 года по пути к месту службы Лермонтов прибыл в Пятигорск, заболел и пробыл там на лечении два месяца, не прекращая писать – «Спор», «Утес», «Листок». В свободное время он общался с друзьями, включая отставного майора, давнего приятеля и партнера по фехтованию в Школе юнкеров Николая Мартынова. Находясь в крайне язвительном настроении, Михаил часто отпускал в его адрес ядовитые шутки.


На одном из вечеров в доме Верзилина произошла их последняя роковая стычка. Не выдержав насмешек, Николай вызвал его на дуэль. Всерьез их ссору никто не воспринял, как и сам Михаил – он выстрелил вверх. Но обиженный противник не проявил ответное великодушие.


В правом кармане у поэта лежала золотая заколка, которую он на счастье взял у кузины перед дуэлью. Вещица отклонила траекторию пули в невыгодное для Михаила направление. Грудная клетка Лермонтова оказалась пробита насквозь. Михаил Юрьевич скончался от кровопотери в тот же день, 27 июля (15 июля по старому стилю) у подножия горы Машук. Могила литератора находилась на Пятигорском кладбище, пока его бабушка не добилась разрешения на перезахоронение в семейном склепе в Тарханах. На месте гибели поэта установлен памятник.