Как быстрее выучить даты по истории. Как запомнить даты по истории


Память в повседневной жизни

В этом разделе книги вы больше не будете знакомиться с новыми методами эффективного запоминания. Она целиком посвящена их использованию для запоминания различной информации, с которой вы можете столкнуться в повседневной жизни. То есть вы на деле узнаете, как применять различные способы запоминания, как их комбинировать в соответствии со стоящими перед вами задачами, а также сможете отработать большинство методов на фактическом материале.

Конечно, и этот раздел охватывает далеко не все области применения тех способов и приемов эффективного запоминания, о которых вы узнали выше, охватить все просто невозможно. Но я думаю, для вас не составит труда (особенно после прочтения этого раздела) придумать, основываясь на знании техник и вариантов их комбинирования, конкретный путь запоминания необходимого для вас материала, не включенного в эту книгу.

> Запоминание исторических дат

Первый способ.
Запоминание исторических дат с применением цифро-буквенного кода.

Прежде всего я надеюсь на то, что таблицу ЦБК вы знаете так же, как таблицу умножения, или чуточку лучше. Если это не так, то вернитесь к главе, в которой она приводится, и восстановите ее в памяти, она пригодится нам еще не раз. Итак, для того, чтобы запомнить дату этим способом, надо перевести цифры, из которых она состоит, в слова согласно ЦБК, а из слов составить фразу, связанную каким-то образом с запоминаемой датой.

Поясню на примерах. Начнем с запоминания простых дат (тех, в которых нужно запомнить лишь год). В этом случае у нас есть четырехзначное число, например, 1608 год - изобретение телескопа. Для начала решите сами для себя, будете ли вы запоминать это четырехзначное число как два двузначных или же как одно трехзначное (обозначение тысячелетия - цифру "1 " - в данном случае можно отбросить, поскольку понятно, что это изобретение произошло в нашем тысячелетии).

Если вы остановились на первом варианте, то вам надо придумать два слова, соответствующих числам 16 и 08. Таким образом, в первом слове первая согласная должна быть "Г " или "Ж ", а вторая - "Ш " или "Л " (см. цифро-буквенный код ). Остальные согласные в слове, если они есть, в данном случае значения не имеют. Вы должны твердо помнить, что в "игре" участвуют только первые две согласные ключевых слов, это важно, чтобы ничего не перепутать при воспроизведении. Этим требованиям удовлетворяют слова "гол", "гольф", "жулик", "глаз", "желток" "галка", "галактика", "гаишник" и многие другие. Во втором слове первой согласной должна быть "М " или "Н ", а второй "В " или "Ф ". Несложно подобрать слова "новость", "невод", "мафия", "муфта", "навоз" и др.

Теперь составляем небольшой сюжет из трех слов: двух ключевых и любого третьего, непосредственно связанного с датой, в данном случае - это, естественно, слово "телескоп". Конечно, сюжет по возможности должен быть веселым, необычным, таким, который легко вспомнить. Слова для перекодировки даты лучше выбирать наглядные, вызывающие яркие образы и избегать абстрактных понятий и глаголов. Для выбранной даты - года изобретения телескопа - я бы остановилась на сюжете: "В телескоп наблюдали, как в гольф играла космическая мафия".

Или на таком: "Жулик для мафии украл только что изобретенный телескоп". Или на таком: "Гаишник неводом вытащил телескоп". Конечно, после того, как вы подберете слова и составите сюжет, надо не пожалеть еще несколько секунд для того, чтобы "оживить" его, постараться представить его как можно ярче. Как вы знаете, эта несложная операция способствует значительно более длительному хранению сюжета в памяти.

Если вы решите запомнить дату как трехзначное число, то достаточно будет придумать только одно слово для ее запоминания, в котором первые три согласные буквы будут соответствовать цифрам запоминаемой даты. Это слово в дальнейшем вам надо будет объединить в сюжет с любым словом, связанным непосредственно с датой (событием). Однако, во-первых, если вы решите применять этот способ, то вы должны будете твердо запомнить, что в подобранном слове значимы три, а не две согласные буквы. Во-вторых, как вы знаете, к некоторым трехзначным числам подобрать нужные слова довольно сложно, например к числу 771 или 891 и на поиск такого слова тратится много времени, часто найденное слово недостаточно яркое.

И все же у этого способа есть большое преимущество - краткость сюжета, поэтому часто возникает соблазн использовать именно его. Лично я поступаю следующим образом. Сначала ставлю перед собой задачу подобрать "трехзначное" слово, но если в течение 15-30 секунд (!), яркое слово, удовлетворяющее требованиям, не приходит в голову, то перехожу к запоминанию даты при помощи двух вспомогательных слов или (что чаще) запоминаю историческую дату любым другим методом, что и вам советую.

Вернемся к примеру с изобретением телескопа. Числу 608 соответствуют по цифро-буквенному коду слова "лимфа", "шумовка". Это, конечно, не самые яркие слова, но и они вполне подойдут для составления сюжета. Например: "Через телескоп рассматривали лимфу других планет" или "Через дырочки шумовки можно смотреть, как через телескоп". Еще один вариант запоминания даты как трехзначного числа.

При применении этого способа вам так же, как и в первом случае, потребуется два ключевых слова, соответствующих дате. Однако часто действительно необязательно запоминать первую цифру, и, соответственно, первое из ключевых слов можно специально каждый раз не придумывать, а пользоваться всегда одними и теми же словами, соответствующими в словесно-числовом списке первым десяти однозначным числам.

Напомню - в этих словах всего одна согласная буква и она соответствует цифрам (от 0 до 9 ) по ЦБК. Нот эти слова: 1 - ёж (уж, йог), 2 - яд (йод), 3 -ухо (уха, як), 4 - щи, 5 - боа (обои), 6 - шея (ель), 7 - усы (оса), 8 - Ева (Ява), 9 - ария (рай, рой), 0 - Ной, иней. Как вы уже догадались, эти слова, включенные в сюжет, будут обозначать порядковый номер столетия. Например, для запоминания все той же даты изобретения телескопа составляем сюжет из слов: телескоп, шея (ель) и любого слова, соответствующего числу 08 (см. выше). "Телескопом по шее ударил мафиози" или "В телескоп увидел спящего под елью мафиози".

Напомню, что слова, соответствующие цифре, обозначающей столетие, надо заучить так же хорошо, как таблицу умножения, чтобы не тратить время на вспоминание (хотя те из вас, кто пользуется для запоминания словесно-числовым списком из 100 слов, наверняка отлично помнят первые десять). Итак, для того, чтобы применить этот способ, вам нужно будет придумать только одно ("двузначное") слово для последних двух цифр даты.

Ну и, пожалуй, последний (и, на мой взгляд, наименее удачный) метод запоминания исторических дат, основанный на знании цифро-буквенного кода, состоит в том, что можно придумывать по слову для каждой цифры даты. Эти слова должны начинаться с букв, соответствующих этим цифрам по ЦБК. Эти слова, как обычно, нужно объединить в сюжет.

Например, для того, чтобы запомнить дату изобретения телескопа, нужно придумать три слова, начинающихся соответственно с букв "Ш"("л") , "М"("н") , "В"("ф") и последовательно объединить их в сюжет вместе со словом "телескоп". Один из самых больших недостатков этого метода - это то, что слов, удовлетворяющих требованию начинаться на какую-то определенную букву так много, что трудно выбрать, и на осуществление окончательного выбора затрачивается много времени. Но если слова по каким-либо причинам отыскиваются сразу (например, вы замечаете, что буквы представляют из себя хорошо знакомую аббревиатуру, инициалы или лозунг), и фраза рождается тоже быстро, то этот метод тоже весьма эффективен.

Обратите внимание, что при использовании любого из описанных выше методов запоминания исторических дат, вы можете включить в сюжет и любую другую информацию, имеющую отношение к дате. Например, запоминая дату изобретения телескопа, вы можете включить в сюжет и автора изобретения, а именно Галилея. В этом случае сюжет приобретет следующий вид: "Галилей телескопом по шее ударил мафиози".

Если же для вас представляет трудность запоминание того факта, что именно Галилей изобрел телескоп и опасаетесь, что можете перепутать его с Коперником, например, то обратите внимание на главу, посвященную тому, как запомнить знаменитых людей и то, благодаря чему они знамениты. (Замечу, что в данном случае по случайному совпадению для первых двух цифр даты - 1 и 6 согласно ЦБК подходит сама фамилия Галилей, значит, сюжет может быть таким: "Галилей неводом выловил телескоп".

Рассмотрите еще несколько подробных примеров запоминания исторических дат с использованием цифро-буквенного кода. 1791 год - Лувр был открыт как художественный музей (до этого был королевским дворцом). Я буду запоминать только три цифры, так как понятно, что это случилось в Нашем тысячелетии. "7 " - это усы, для числа "91 " надо придумать слово, в котором первой согласной будет "Р " или "Ц ", а второй согласной будет "Г " или "Ж ". Этим требованиям удовлетворяют, например, слова "рога", "ружье", "рожица". Я выбираю слово "рожица", Осталось составить по возможности оригинальный сюжет из слов "Лувр", "усы", "рожица".

Я представляю, как захожу в Лувр и вижу там очень странную картину: огромные, длиннющие усы, а за ними чуть видна маленькая смешная рожица. Для того, чтобы лучше запомнить свой сюжет, я представляю себе здание Лувра, вижу, как открываю дверь и буквально наступаю на эти усы, потому что они как аппликация приклеены к картине и очень-очень длинные (здесь, как вы догадались я использую еще и элементы метода соощущений). Впрочем, для числа "791 " можно подобрать и "трехзначное" слово - С еР еЖ ки, соответствующий сюжет вы без труда сможете составить сами.

1 8 0 3 год

Были созданы первые паровозы (в Великобритании).

в н к
ф м х

Я подписываю под цифрами соответствующие им по ЦБК буквы и пытаюсь составить из них слово. У меня легко получилось одно слово для всех трех цифр. Итак, подходит слово "веник" или "венок" (а также "финик", "функция", "финка"). Сюжет может быть таким: паровоз чистят (огромным) веником.

Повторюсь еще раз, но мне кажется этот вариант запоминания исторических дат с применением ЦБК наиболее удачным из всех. Скажу больше. Если вы решите заняться всерьез изучением исторических дат, я бы посоветовала условно разделить все даты на две группы: те, для которых удалось подобрать одно слово для трех цифр (поверьте моему опыту, их будет большинство) и те, где вы вынуждены были применить другой метод.

Следующую дату я для примера запомню, перекодируя цифры в слова с только одной значимой согласной - первой буквой слов: 1866 год - открыта Московская консерватория. Первое слово должно начинаться с "В " или "Ф ", а два остальных с "Ш " или "Л " (единицу не запоминаем). При составлении сюжета стараемся использовать как можно меньше лишних слов (в этой разновидности применения ЦБК это особенно важно!). Сюжет: "Московская консерватория - Великая и Лучшая из Лучших". (При использовании этой разновидности метода лучше составлять сюжеты, похожие на лозунги, утверждения, правила и т.п., они запоминаются лучше всего.)

1 6 8 7 год

Исаак Ньютон открыл свои знаменитые законы.

ш в с
л ф з

Цифру "1 " запоминать необязательно, а число "687 " я запомню как "6 " и "87 ". Для "6 " выбираю слово "ель", а для "87 " отлично подойдет слово "физик". Сюжет: "Под елью физик свои законы бы не открыл (ведь на ней не растут яблоки)". К этой дате можно подобрать и трехзначное слово "шефство", сюжет, если хотите, придумайте сами.

А вот пример посложнее. Надо запомнить сразу четыре даты в одном сюжете. Дату рождения и смерти великого русского композитора и годы написания им своих самых известных произведений.

Глинка М.И. 1804-1857 гг. Опера "Иван Сусанин - 1836 год, опера "Руслан и Людмила" - 1842 год. Сначала выписываем все числа и составляем из них слова.

1 8 0 4 5 7
в н ч

ива+ночь

п с

бес (босой, песок и т.д.)

ф м щ

или венчик, фенечка и т.д.

б з

Конкретное слово выберу при составлении сюжета.

3 6 4 2
к ш

кошка, колесо (тоже много вариантов, выберу потом)

ч д


чудо, щит и др.

х л щ т

Еще для мало разбирающихся в музыке хорошо бы запомнить, что это именно Глинка, а не какой-то другой композитор, поэтому я включу в сюжет слово "глина", являющееся звуковой ассоциацией к фамилии Глинка. Я представляю человека, сидящего под иВ ой глубокой Н оЧ ью, у него Б оС ые ноги испачканы ГЛИН ой, об них трется К оШ ка (можно также представить, что ее хозяин - Иван Сусанин). Кошка мурлычет композитору: "Ваша опера Руслан и Людмила - это Ч уД о!"

04.07.1776 г. -
Декларация независимости.
США начало самостоятельное существование.

Составляем ключевые слова для всех чисел.
04 - первая согласная - "Н " или "М ", вторая - "Ч " или "Щ ": ночь, меч, мяч, мщение и т.д.
07 - первая согласная - "Н " или "М ", вторая - "С " или "3 ": нос, мост, мясо, мусор и т.д.

1776 можно запомнить как 776 (то, что это было в нашем тысячелетии и так ясно) и попробовать придумать одно слово для сразу трех цифр, с тремя значимыми согласными - С(3), С(3), Ш(Я), например, подойдут слова "сосулька", "сосалка", "заслонка" и др. Сюжет: Ночью на мост упала сосулька, завернутая в новую декларацию. (А можно разбить число "1776 " на два "17 " и "76 " и придумать два слова с двумя значимыми согласными. 17 - гусь, газ, жасмин; 76 - слон, соль, осел и др.

Теперь осталось составить общий сюжет и связать его с темой. Например: "Ночью по мосту шел гусь и встретил слона, который и рассказал ему о Декларации независимости США". Или: "С мечами по мосту шли гуси, а за ними плелся осел, все они шли отстаивать независимость США".) Как видите, вариантов сюжета может быть множество. Все зависит от вашего желания, фантазии, а также знания особенностей своей памяти, только вы сами сможете понять или почувствовать, какой сюжет запомнится вами лучше. Но в любом случае его затем необходимо как можно ярче представить, сделать "фотографию на память" или увидеть как фрагмент фильма.

Потренируйтесь сами и вы поймете, что запоминать исторические даты при помощи ЦБК и составления сюжета намного легче, чем их механически зазубривать. Не забывайте применять метод оживления и соощущения после того, как составите сюжет. На следующий день попытайтесь вспомнить запоминавшиеся накануне даты. Если возникнут трудности, повторите их снова, проработайте получше сюжеты, привнесите в них свое эмоциональное к ним отношение, расставьте акценты на ключевых словах и т.д.

В этом случае повторение будет являться рациональным и принесет пользу. Повторяйте именно сюжеты, а не числа, так, как если бы вам нужно было запомнить текст, относящийся к дате. Числа же вы в любое время сможете восстановить, перекодировав их из слов при помощи ЦБК. Как правило, даты, заученные только путем повторения или даже зубрежки, хранятся в памяти лишь небольшое время (до экзамена) или же то время, пока они вам интересны или нужны, а если вы перестаете к ним обращаться, они благополучно забываются.

Наверняка в школе вы заучивали годы жизни Достоевского или Некрасова, но сейчас вряд ли сможете их вспомнить (если, конечно, их творчество не было темой вашего диплома или диссертации). Ведь вам не за что зацепиться. В отличие от этого, даты, заученные при помощи составления сюжета и рационального его повторения (при необходимости), будут храниться в вашей памяти значительно дольше в независимости от того, будете ли вы часто обращаться к ним.

Перед тем как дать вам вволю поупражняться в запоминании исторических дат вышеописанным методом, скажу еще несколько слов о такой разновидности исторических дат, как даты жизни выдающихся людей. Принцип действия здесь такой же. Сначала составляете при помощи ЦБК ключевые слова для запоминания даты жизни и если необходимо даты смерти. Затем для того, чтобы запомнить, что это даты жизни именно этого человека в зависимости от знания вами его творчества или заслуг (или внешности) вы можете поступить двумя разными способами.

Если личность вам хорошо знакома, то у вас хватит ассоциаций для связывания ключевых слов с конкретной личностью. Если же запоминаемая личность вам мало знакома, вы слабо представляете, о ком идет речь, или же боитесь перепутать с кем-то другим, то имеет смысл включить в сюжет звуковую ассоциацию для фамилии, чтобы знать, кому именно принадлежат те или иные годы жизни (или другая цифровая информация).

Так, например, музыканту в выше приведенном примере с композитором Глинкой совершенно не нужна ассоциации для фамилии, он определит, чьи это годы жизни по включенным в сюжет произведениям или (если даты их создания не включать) свяжет ключевые слова со внешностью человека, составит сюжет с использованием любого из персонажей автора, любой известной ему деталью.

Человеку же, далекому от музыки, но которому по каким-то причинам необходимо заучить годы жизни, например, Глинки и Мусоргского (и который большой разницы между ними не видит), лучше связать их годы жизни со звуковыми ассоциациями к их фамилиям, чтобы в дальнейшем не перепутать. А вот если бы мы запоминали даты жизни Ньютона, то нам совсем не надо было бы придумывать ассоциацию к его фамилии: ведь достаточно упоминания падающего на голову яблока, и уже понятно, что это даты жизни именно этого ученого.

*** Упражнение 53.

Запомните следующие даты, придумывая сюжет из слов, составленных при помощи цифро-буквенного кода. Используйте любою из вышеперечисленных разновидностей перекодировки исторических дат при помощи ЦБК. Выясните, какой вам больше нравится.

1735 год - отлит Царь-колокол (мастерами Моториными).
1725 год - открытие русской Академии наук.
1820 год - открытие Антарктиды.
1876 год - изобретение телефонного аппарата А.Г. Беллом (США).
1672-1725 годы - годы жизни Петра I.
1419-1437 годы - Гуситские войны.
1821-1881 годы - годы жизни Ф. М. Достоевского.
14.07.1789 год - взятие Бастилии (начало Великой французской буржуазной революции).
24.08.1572 год - Варфоломеевская ночь (католики напали на гугенотов).

Проверьте себя, закрывая сначала правую, а затем левую часть задания в Упражнении №53. Обязательно попробуйте воспроизвести эти даты на следующий день. Разберите ошибки. Если по каким-то причинам вам было трудно выполнить это упражнение, посмотрите, какие ключевые слова можно было бы подобрать к датам, используя ЦБК. Навык при подборе ключевых слов приходит с опытом и занимает считанные секунды.

Сюжеты из этих слов составьте сами. (Практически ко всем числам приведено несколько вариантов слов, при этом в некоторых случаях вы можете выбрать и то, какой именно способ перекодировки числа вы будете использовать - разбивать четырехзначное число на два двузначных, запоминать как трехзначное число (с тремя значимыми согласными в слове) или разбивать число на однозначное и двузначное числа. Вы также можете использовать метод с только одной (первой) значимой буквой.)

1 7 3 5 год

Отлит Царь-колокол.

г с к п
ж з ж б

735 - скоба, закопать
17 - гусь, гость, государство
35 - капля, копейка, кепка

1 7 2 5 год

Открыта русская Академия наук.

г с д п
ж з т б

725 - степь, ступа, ступень, степень
17 - гусь, газ, газон, государство
25 - диплом, дуб, депо, тапки

1 8 2 0 год

Открытие Антарктиды.

г в д н
ж ф т м

820 - водный, Водяной, видно
18 - гвоздь, гвоздика, Гвидон, живот
20 - дно, день, дом, тонна

1 8 7 6 год

Изобретение телефонного аппарата.

г в с ш
ж ф з л

876 - веселье, вселенная, фасоль, взлет
18 - см. выше
76 - слон, слива, соль, сало

1 6 7 2 - 1 7 2 5 годы

Годы жизни Петра I.

ш с д с д п
л з т з т б

672 - ласты, ласточка, шустрый
725 - сдоба, степь, ступа

1 4 1 9 - 1 4 3 7 годы

Гуситские войны.

ч г р к с
ш ж ц х з

4 - щи, очи (14 - гуща, жучок)
19 - гора, гиря, жара
37 - коса, коза, кисть

1 8 2 1 - 1 8 8 1 годы

Годы жизни Ф.М. Достоевского.

г в д г в г
ж ф т ж ф ж

821 - вытяжка
18 - см. выше
21 - дог, деготь
81 - вагон, фагот, фужер

1 4. 0 7. 1 7 8 9 года

Взятие Бастилии.

г ч н с г с в р
ж щ м з ж з ф ц

14 - гуща, жучок
07 - нос, мост, музыка
17 - гусь, гость
89 - вор, фары, фейерверк
789 - свора, заварка, север, сверток
д

ч н в г п с д
т щ м ф ж б з т

24 - туча, дочка, дичь
08 - мафия, новость
15 - жаба, губа, гепард
72 - сад, седло, стадо
572 - беседа, постель, паста, пустырь

Вы можете поупражняться в запоминании исторических дат еще. В Приложении вы найдете еще много дат.

Второй способ.
Графический метод запоминания исторических дат

Этот метод состоит в том, что дату надо нарисовать. Как вы помните, цифры по форме могут напоминать различные предметы. С другой стороны, если проявить фантазию и изобретательность, то почти в любом предмете можно найти требуемую цифру, изменив его тем или иным образом, в итоге для каждой цифры можно найти гораздо больше образов в окружающем нас мире, чем это кажется на первый взгляд. При запоминании исторических дат целесообразно искать предметы, похожие на цифры как бы в теме, в событии, которое описывает дата.

Другими словами, представьте, что вам надо нарисовать открытку, изображающую содержание даты, но нарисовать так, чтобы в этой открытке можно было легко увидеть соответствующие дате цифры. Конечно, лучше, если картинка будет нарисована с юмором. Цифры, закодированные в рисунке, надо располагать слева направо или сверху вниз (чтобы в дальнейшем не перепутать их последовательность).

Для того, чтобы впоследствии воспроизвести дату, нужно всего лишь вспомнить рисунок, который вы придумали к ней. В отличие от цифр, которые, как вы знаете, являются материалом абстрактным, вспомнить картинку, а тем более ту, которую вы нарисовали сами, значительно легче.

Рассмотрите пример: 1586 год - была отлита Царь-пушка. Я буду запоминать только последние три цифры, так как тысячелетие я не перепутаю. Я рисую пушку так, чтобы она напоминала по форме цифру "5 ". На цифру "8 " могут быть похожи два ядра, лежащие рядом. А цифра "6 " - это пузатый царь, в страхе убегающий от нее.

Цифра "6 " всегда ассоциируется у меня с пузатым человеком, а царя я ввела в свой рисунок еще и для того, чтобы запомнить, что это именно Царь-пушка, а не какая-нибудь другая, и дата относится именно к ней, а не к какому-нибудь сражению. Художественные способности для применения этого способа запоминания исторических дат совершенно не важны, как не так важна реальная похожесть, скажем, пушки и цифры "5 ".

Главное, чтобы это сходство видели именно вы и при вспоминании картинки правильно воспроизвели цифру. Этот способ удобно применять прежде всего тогда, когда Цифр для запоминания не очень много, и тема, с которой связана дата, может стать темой рисунка. Иногда этим способом запомнить дату даже легче, чем применять цифро-буквенный код.

Потому что, как вы, наверное, заметили, сюжет при использовании ЦБК иногда получается достаточно неуклюжий, и слова друг с другом ну никак не стыкуются. В каждом конкретном случае выбор метода за вами, результат же в любом случае будет лучше, чем при зазубривании, а главное - вы экономите время. Рассмотрите еще несколько примеров запоминания исторических дат с помощью графического метода.

1807 год - был построен первый пароход. Сначала я нарисовала восьмерку и подумала, на что же связанное с пароходом она может быть похожа. Мне пришло в голову, что это могут быть две стоящие рядом трубы, если на них смотреть сверху. Я пошла по этому пути, то есть стала смотреть на пароход сверху. Образ для нуля нашелся сразу - это корпус парохода (при взгляде сверху). А цифра "7 " напоминает рисунок волн, которые расходятся у носа парохода при его движении.

Несомненно, запоминание будет эффективнее, если вы будете применять методы оживления и соощущений по отношению к готовому рисунку. Например, вы можете представить, как вы дотрагиваетесь до Царь-пушки, чувствуете шероховатость ее поверхности, температуру металла. Представьте, что вы пытаетесь поднять ядра, ощутите их тяжесть, внимательнее рассмотрите лицо царя. Во втором случае можно представить, что вы действительно пролетаете над этим пароходом, увидеть людей на нем, услышать, как он трубит, или музыку, которая доносится с него, или крик чаек, почувствовать брызги волн, запах воды.

1669 год - открыта "Гранд Опера", знаменитый оперный театр в Париже. Выбор темы рисунка зависит от того, что ассоциируется у вас с темой запоминаемой даты. У меня, например, оперный театр ассоциируется с оперной певицей. Поэтому для запоминания этой даты я рисую оперную певицу, готовящуюся к выступлению. Две шестерки - это кудри ее парика, а цифра "9 " - это зеркальце с ручкой, в которое она смотрится.

Чтобы запомнить, что это именно Парижский оперный театр, я дорисовываю окно, из которого видна Эйфелева башня (символ Парижа). Другим вариантом рисунка для запоминания той же самой даты может быть изображение сцены театра. Две шестерки - это оркестранты, а девятка - раскланивающийся исполнитель. На заднем плане опять же может быть изображен какой-либо символ Парижа.

Итак, вы можете рисовать все, что угодно. Главное, чтобы ваш рисунок смог напомнить вам изучаемую дату. Кстати, иногда, когда требуется вспомнить дату, запоминавшуюся с применением графического метода, люди вспоминают не окончательный рисунок, а процесс его придумывания или исполнения, то есть вспоминают свою работу над материалом (здесь к вспоминанию подключается также и моторная память).

*** Упражнение 54.

В этом упражнении попробуйте запомнить исторические даты, придумывая к ним рисунки. Не забывайте, что предметы, изображающие цифры, надо располагать слева направо и сверху вниз. После того, как рисунок будет готов, примените методы оживления и соощущений. Затем, глядя на рисунки, воспроизведите даты, закодированные в них.

1853 год - в Москве был построен первый стационарный деревянный цирк.
1832 год - первая телеграфная связь в России.
1957 год - был запущен первый искусственный спутник Земли.
988 год - принятие Христианства на Руси.
1895 год - изобретение радио Поповым.
1519 год - первое кругосветное плавание Магеллана.
1773 год - крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
1675 год - казнь Степана Разина.
27.01.1944 года - окончательное снятие блокады Ленинграда.
07.1942 года - начало Сталинградской битвы.

Проверьте себя, вспоминая по памяти свои рисунки. (Для этого выпишите события, даты которых вы запоминали в этом упражнении, на отдельный лист и напишите напротив них соответствующие им даты.) Повторите проверку на следующий день и проработайте ошибки. Возможно, вам потребуется заменить некоторые рисунки на более запоминающиеся, проявить побольше фантазии и чувства юмора. Вы можете потренироваться еще, запомнив графическим методой некоторые из дат, данных в Приложении .

Замечание, адресованное специально школьникам и студентам, в руки которых попала эта книга. Ваши рисунки к датам, могут стать отличными шпаргалками для вас, если вы до сих пор не уверены, что вспомните даты на контрольной или экзамене, (Многие ведь изготавливают и берут с собой шпаргалки исключительно для собственного успокоения, помня материал и без них.) Будучи найденными, ваши рисунки-шпаргалки вряд ли вызовут подозрение у преподавателя, но я все же думаю, что, запоминая даты таким образом, вы сможете обойтись без них. (Кстати говоря, и фразы, составленные для дат на основе ЦБК, тоже вряд ли вызовут подозрение у преподавателя.)

Существует еще одна разновидность графического метода. Заключается она в том, что надо не рисовать картинки к историческим датам и кодировать в них цифры, а в том, что цифры даты нужно находить в уже данных картинках (иллюстрациях). Подходит этот способ, естественно, только для тех дат, к которым в учебнике дана иллюстрация, фотография. Зато этот способ просто незаменим для запоминания дат написания знаменитых картин.

В отличие от предыдущего метода, здесь вам не надо ничего придумывать, фантазировать. Надо начать внимательно рассмотреть иллюстрацию (картину, фотографию) и последовательно найти в ней цифры запоминаемой даты. Иллюстрации к датам очень часто встречаются в учебниках и книгах по истории. Конечно, поиск надо осуществлять строго слева направо и сверху вниз, чтобы впоследствии ничего не перепутать. Вся сложность состоит в том, что предметы уже даны и их невозможно изменить.

Поэтому нередко приходится использовать сходство с цифрой только одной какой-то части предмета. Теперь предположим, что вы нашли последовательно все интересующие вас цифры. Что теперь надо сделать, чтобы их не забыть? Ну во-первых, надо поподробнее на них остановиться, мысленно как бы обвести их контур найденных цифр (иногда есть возможность и реально обвести). Часто уже этого хватает для запоминания исторической даты, к которой дана иллюстрация (или даты написания картины, создания скульптурной группы).

Всю остальную работу выполняет ваша природная память без каких бы то ни было мнемотехнических средств. И при вспоминании иллюстрации (картины) вы легко вспомните относящуюся к ней дату. Попробуйте запомнить таким образом пару-тройку дат. Если же вашей природной памяти оказалось недостаточно - помогите ей, создав небольшой мнемотехнический сюжет из ключевых моментов картины (то есть тех ее частей, в которых закодированы цифры). Потренируйтесь сами. Попробуйте запомнить годы создания 8-10 картин, репродукции которых имеются у вас дома или 8-10 исторических дат, к которым в учебнике даны иллюстрации.

Комбинированный метод запоминания исторических дат

Три описанных выше метода запоминания исторических дат можно комбинировать между собой для достижения еще лучших результатов. Например, вы можете в имеющейся иллюстрации (третий метод) "разместить" ключевые слова для даты, созданные при помощи ЦБК. Их можно реально врисовать в картинку или же представить мысленно. Еще один вариант - это скомбинировать второй и третий методы.

То есть в иллюстрацию к запоминаемой дате вы можете дорисовать предметы, похожие по форме на цифры. Иногда, если позволяет время, можно попробовать запомнить дату и графическим методом, и методом с использованием ЦБК. Одним словом, чем больше творчества и фантазии вы проявите при запоминании дат - тем лучше будет результат. Ваша память отблагодарит вас за помощь себе. И благодарность ее в первую очередь будет заключаться в прочности хранения необходимой вам информации.

На предыдущую |

Таких методов очень много и основаны они не столько на образах, сколько на глубоком понимании предмета. Аналитические методы хорошо помогают понять порядок следования событий, но в точности уступают ассоциациям.

Первый подход - причинно-следственный . Например, вам известны отдельные события: голод, война, смерть короля, поражение в войне. Очень часто легко выстраивается причинная связь: неурядицы в стране – король занят внутренними проблемами – этим пользуются враги, чтобы начать войну – в войне погибает король – войска деморализованы, что означает поражение. Так вы никогда не перепутаете даты, а в голове можно будет расположить их в правильном порядке.

Еще один подход немного сложнее – метод смысловых блоков . Вы разбиваете определенный отрезок времени на крупные периоды (например: гражданская война, НЭП, коллективизация, Великая Отечественная война) и для каждого периода выделяете 6 или 7 сфер (политика, культура, военное дело, экономика). Каждая сфера имеет свою цикличность. Так, например, многие события в истории СССР связаны с окончанием или началом нового пятилетнего плана, а новый курс страны может быть связан с истечением срока правления генсека. Такое разбиение существенно упрощает запоминание, а также позволяет «вытаскивать» из памяти даже самые трудные для запоминания даты.

Если история – ваш профильный предмет, то вам эта информация ой как пригодится. Впрочем, если и нет, то все равно пригодится, потому что даты и события придется запоминать при подготовке к любому экзамену. Ведь любая наука как-то развивалась, а значит, вам нужно будет знать все основные вехи.

Вот здесь мы уже рассматривали . Теперь же давайте изучим другие методики.

Зачем нужно учиться запоминать даты?

Умение быстро запоминать даты пригодится не только в учебе на факультете истории, но и в реальной жизни. Список покупок, дни рождения друзей и родственников, номера автобусов – все это и многое другое часто встречается в нашей повседневной жизни.

Оказывается, что многим людям довольно тяжело запоминать даты и последовательность цифр. Но если регулярно тренироваться, можно удержать в голове даже самое неудержимое. И вот вам в помощь несколько действенных способов запоминания дат.

Метод ассоциаций

Некоторым людям гораздо легче запоминать даты и другую информацию, связав их с яркими образами.

Например, как можно связать год рождения Вашингтона и дату 1732?

  1. Представить мальчика с прической Вашингтона (или в парике), рубящего вишневое дерево и кричащего «Я не могу лгать!».
  2. Представить человека в парике Вашингтона, бросающего в воздух пачку из 1732 купюр с портретом самого Вашингтона.

Вы удивитесь, но в методе ассоциаций лучшим помощником часто выступает ваше собственное тело. Быстрее усвоить сложную информацию помогают:

  • ритмичные шаги или покачивания,
  • жестикуляция,
  • пение с использованием знакомых мелодий.

Помните цифровые стишки? Здесь принцип тот же, только вместо обычных цифр нужно использовать даты.

Метод систематизации

Эта методика запоминания дат основана на умении структурировать. Если вы выстроите все даты в верной последовательности и нужном порядке, у вас не возникнет проблем с их запоминанием.

Запомнить случайные даты – та еще мука. Чтобы не потерять время впустую, постарайтесь разбить всю имеющуюся информацию на группы по каким-то общим признакам.

Метод «цифра-картинка»

Суть этой методики запоминания дат по истории заключается в создании детальной картинки, всплывающей у вас в голове при упоминании нужного события.

Представьте себе каждого персонажа, все мелочи. Далее всю дату разложите на отдельные числа, привязав к каждому числу один из сложившихся в голове образов.

Например, цифра 8 может ассоциироваться с женской фигурой, а цифра 9 – с надвигающейся волной. Тогда запоминание даты первого крещения на Руси (988 год) легко запомнить, привязав ее к картине с киевлянами на Днепре.

Кстати , на работы по этой и другой теме у нас сейчас действуют вкусные скидки.

Буквенный метод

Тут тоже ничего сложного. Любую цифру привязывает к букве по принципу внешнего сходства. Вот пример создания ассоциаций, но вы, конечно же, можете сделать и разбивку по своим признакам:

Можно использовать забавные ассоциации для запоминания. Например, сложно дается дата битвы на Курской дуге (1943 год). По вышеприведенной таблице отобразим дату в буквенном виде – ТДЧЗ. На эти буквы можно придумать фразу, которая наведет на мысль о нужной дате. Например, танки, дым и черная земля – достаточно красочный колорит, описывающий происходящее на Курской дуге в то время.

Другой способ использования этого метода – мысленно привязать к каждой цифре даты первую букву главных действующих лиц. Например, дату 1812 года можно перевести в буквы (и цифры) ТВ1Б, где они означают имена главнокомандующих (Тормазов, Витгенштейн, Александр I, Багратион).

Этот метод особенно хорош тем, что кроме самой даты вы автоматически запоминаете еще и имена главных действующих лиц или основное событие.

Метод фона

Данная методика предназначена для более быстрого запоминания конкретного числа или месяцев.

Для этого достаточно вспомнить, какие личные события происходили в вашей жизни в день, который вам нужно запомнить. Или можно привязать дату к какому-то явлению природы.

Например, 21 марта 1917 года была арестована семья Романовых. Но в эту дату может быть ваш день рождения (или ваших близких). Также этот день легко запомнить как конец первого месяца весны, начало таяния снегов и потепления.

Смысловой метод

Совершенно не обязательно придумывать далекие ассоциации. Можно просто внимательнее подойти к рассмотрению цифр и связать их непосредственно с запоминаемым событием.

Например, в 1961 году Гагарин первым полетел на орбиту Земли. Запомните две единицы – одна означает первый полет в космос в СССР, вторая – первый полет во всем мире. Цифру 96, что между единиц, свяжите с южным и северным полюсами, где полет также произошел впервые. Как ни поверни эти два числа остаются на месте.

Аналитические методы

Здесь может быть очень много способов запоминания дат, в основе которых лежит не только создание определенных образов, но и глубокое понимание предмета. Здесь главное запомнить не саму дату, а осознать последовательность хода событий.

Рассмотрим два основных подхода:

  1. Причинно-следственный подход . Допустим, вам известны основные события – голод, война, смерть короля, война проиграна. Здесь легко выстроить причинную связь: в стране беспорядок, который пытается разрешить король, но враги пользуются этим для развязки войны, и в ее ходе король в итоге погибает, а войска падают духом, что приводит к поражению. Понимая это, вы никогда не перепутаете даты, а в голове все события будут разложены по полочкам и в правильном порядке.
  2. Метод смысловых блоков . Среди других способов запоминания исторических дат этот один из самых сложных. Но если получится, то дата запомнится навсегда. Определенный период времени разбивается на крупные события и периоды (например, 20 век можно разделить на следующие периоды – Первая Мировая война, НЭП, коллективизация, Великая Отечественная война, развал СССР). Зная цикличность и особенности протекания каждого из этих периодов, вам будет легко привязать нужную дату к этой части столетия. Разбивка крупного периода на более мелкие позволяет намного легче запомнить даты и выудить из памяти определенное событие даже по прошествии многих лет.

Метод тренировки памяти

Это не столько методика, сколько стиль жизни, придерживаясь которого, вам никогда не будет сложно запомнить ту или иную дату.

В ходе тренировок чрезвычайно важно уметь концентрироваться, так как именно эта способность позволит запоминать на 20-60% больше обычного.

А вот и несколько эффективных способов это сделать:

  • уберите все, что может вас отвлекать, начинайте учиться в расслабляющей и спокойной атмосфере;
  • сосредоточьтесь на изучаемой дате, сканируйте ее взглядом, не отрывая от нее глаз;
  • постоянно помните, что нужно удержать в голове именно эту дату, напишите ее несколько раз на листочке;
  • при каждой новой встрече указанной даты записывайте ее или представьте, что записываете.

Не забывайте и о магической силе повторения. Чем чаще вы повторяете все даты, тем глубже они западают в память.

Регулярные повторения важных дат помогут натренировать память. А если нужно выучить большое количество информации, добавляйте по одной важной дате в день.

Тренировку памяти можно выполнять и в форме игры. Для этого сделайте тренировочные карточки. Важно правильно их сделать:

  • для составления карточек можно использовать специальные компьютерные программы. На одной стороне должна быть записана дата, на обратной – событие;
  • карточки нужно все время перемешивать, потому как человеческий мозг быстро запоминает последовательность и соотносит с произнесенными ранее ответами. Важно вспомнить, что произошло в этот день, а не последовательность карточек;
  • посмотрите на дату и до последнего пытайтесь вспомнить событие, глядя в сторону. Подсматривайте только в том случае, если не удается воспроизвести в памяти;
  • те карточки, которые вы уже хорошо выучили и освоили, откладывайте в сторонку. С остальными занимайтесь до такого же уровня;
  • тренировки с карточками проводите регулярно, после очередного чтения. Чередуйте с другими видами учебы (чтением конспекта, просмотром исторических фильмов и т.д.).

Самое главное в легком запоминании дат – пользоваться ими как можно чаще. При частом повторении выученного оно плотно и надолго осядет в вашей памяти. Не стесняйтесь рассказывать выученное родным и друзьям, постоянно вспоминайте в течение всего дня, перед сном.

Выученные события помогут не только хорошо сдать экзамен, но и блеснуть эрудицией в обществе. А со всеми остальными видами работ и предметами будет проще справиться с помощью специальных

История входит в список предметов, обязательных для изучения в школе. С ее помощью можно без машины времени переместиться в любую эпоху, «понаблюдать» за ее главными действующими лицами. Информации по этому предмету очень много, систематизировать и запомнить ее сложно. Как быстро выучить историю? Как запомнить даты, события и героев? Советы, приведенные ниже, помогут в этом.

Кому-то этот предмет дается легко, кто-то же сталкивается с определенными трудностями в процессе его изучения. Что нужно знать для того, чтобы облегчить себе задачу?

  • Откажитесь от зубрежки. Как выучить историю быстро и легко? Тексты не стоит пытаться заучивать слово в слово. Залог успеха - понимание прочитанного материала. Иногда достаточно одного неясного термина, чтобы нарушить всю систему.
  • Разбейте параграф на блоки. Текст стоит разделить на смысловые блоки. Для запоминания также полезно придумать название для каждого отрывка в соответствии с его основной идеей. Затем нужно пересказать каждый блок своими словами.
  • Стимулируйте себя. Каждый человек остается ребенком в душе. Он нуждается в поощрении за хорошо проделанную работу. Как быстро выучить историю и полюбить этот предмет? Нужно придумать себе награду за каждое новое достижение. Также можно разработать систему наказаний.

Таблицы и карты

Как быстро выучить историю той или иной страны? Бесценным помощником в этом деле станет таблица дат, где они распределены в хронологическом порядке. К такой таблице стоит обращаться при изучении каждой темы. Чем чаще ею пользоваться, тем прочнее даты закрепятся в памяти.

Также историю нелегко выучить без исторических карт, на которых изображены движения в военном процессе. Помимо этого, они помогут понять разделение земли в разные периоды.

Исторические заметки

Как можно быстро выучить историю? Для запоминания большого объема информации полезно завести специальную тетрадь. Она предназначена для краткого конспектирования изученного материала. В тетради можно рисовать рукописные схемы, которые позволяют наглядно представить себе связи между событиями. Графические заметки помогают сократить крупные тексты, способствуют запоминанию. Также можно сделать рисунок, посвященный тому или иному событию.

Исторические заметки желательно делать по каждой отдельной эпохе. Какому-то событию можно уделять больше внимания, какому-то посвящать меньше времени.

Игры разума

«Игры разума» — методика, которая хорошо зарекомендовала себя при изучении гуманитарных предметов. Суть ее - создание устойчивых образов и картин в своей голове, посвященных изучаемому материалу. Иначе говоря, методика предлагает человеку пофантазировать на заданную тему.

Как выучить историю России быстро? К примеру, человек пытается запомнить ключевые моменты в блокаде Ленинграда. В своем воображении он может занять место рядового воина, которого окружают враги. Ему стоит попытаться пережить эмоции, которые может испытывать солдат в этот ужасный момент. Также можно представить себе распоряжения, которые дает герою командование, его возможные подвиги. Методика позволяет привязать собственные ложные воспоминания к реальным числам и датам.

Визуализация

К сожалению, воображение в достаточной степени развито не у всех людей. Как быстро выучить историю Украины? К примеру, человек изучает правление княгини Ольги, ставшей первой правительницей, которая приняла христианство византийского обряда. Ему необходимо найти документальные фильмы и рисунки, посвященные этой теме.

Фантазии, которые уже существуют в реальном мире, помогут людям, у которых не развито воображение. Практически по любой теме сейчас можно найти документальные картины, рисунки, архивные фото и прочее.

Помимо этого

История - предмет сложный. Успешность ее изучения во многом зависит от того, регулярно ли занимается ученик. Нужно взять за правило обращаться к учебнику ежедневно, изучать новый материал не менее 30 минут в день. Однако не стоит заниматься по несколько часов, так как у мозга просто не останется возможности для полноценной обработки информации.

Как заставить себя учить историю, если совсем нет желания этого делать? Вовсе не обязательно начинать с древнейших времен. Можно выбрать для себя наиболее интересный исторический отрезок и приступить к его изучению. Обязательно возникнет желание узнать больше о событиях, которые имеют к нему прямое или косвенное отношение.

Один из самых сложных материалов для запоминания - это исторические даты. Большинству людей сложно заучивать последовательности цифр, которые не имеют никакой привязки к текущим событиям. Более того, у многих есть проблемы с запоминанием дней рождения родственников и годовщины собственной свадьбы. Что уж говорить о событиях, которые произошли много веков назад? Но существуют способы научиться запоминать даты, при этом вы можете выбрать метод, который лучше всего подойдет именно вам.

Способ 1. Определение причинно-следственной связи между историческими событиями

Для того, чтобы пользоваться этим методом, нужно неплохо знать основные исторические события соответствующего периода. Например, вы знаете, что в государстве была война, во время нее случилась битва, в которой погибла какая-либо историческая личность.

Предположим, нужно запомнить даты жизни этого человека. Вы уже знаете время, когда происходила война, и в результате легко запоминаете дату смерти. Далее необходимо подсчитать, за какое время до начала войны родился этот человек, получив представление о том, в каком возрасте он участвовал в битве. Таким образом можно прочно запомнить дату его рождения.

Также при помощи этого способа можно опираться на время правления королей, царей и других коронованных особ. Для этого вам нужно будет один раз выучить последовательность смены правящих лиц династии, после чего все исторические события можно будет привязывать к этим временным отрезкам, а также соединять между собой с помощью причинно-следственного механизма.

Для примера, выучите годы жизни и правления царей и императоров из династии Романовых:

Имя правителя

Годы жизни

Годы правления

Царь Михаил Федорович

Царь Алексей Михайлович

Царь Федор Алексеевич

Царь Иван V Алексеевич

Царевна Софья Алексеевна

Царь и император Петр I

Императрица Екатерина I

Император Петр II

Императрица Анна Иоанновна

Император Иван VI

Императрица Елизавета Петровна

Император Петр III

Императрица Екатерина II

Император Павел I

Император Александр I

Император Николай I

Император Александр II

Император Александр III

Император Николай II

Способ 2. Проекция на ХХ век

Большинство современных людей лучше всего знакомы с событиями, которые произошли в ХХ веке. Среди них революция 1917 года, две Мировые войны, перестройка. Также на это время приходится рождение родителей, бабушек и дедушек, события собственной биографии.

Можно запоминать исторические даты, проецируя их на знакомые события и создавая ассоциации с ХХ веком. Например, Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли в 1841 году. Каким образом можно легко запомнить эту дату? Сто лет спустя началась Великая Отечественная Война.

В 1860 году родился Антон Павлович Чехов. Возможно, в 1960-е годы родился кто-то из ваших родителей.

С помощью этого метода легко создавать прочные ассоциации, которые запомнятся навсегда.

Способ 3. Визуализация исторической даты

Этот метод подойдёт людям с хорошо развитым воображением. Предположим, вам необходимо запомнить дату какой-либо битвы. Закройте глаза и представьте себе эту битву, оружие воинов, доспехи, способы ведения боя. Так можно запомнить, что битва произошла в 16 веке, поскольку подобное вооружение уже не применялось в более позднее время. Теперь первые две цифры этой даты вам заучивать не нужно, достаточно запомнить две последние. Визуализируйте эти цифры на фоне битвы и постарайтесь закрепить в памяти всю картинку целиком.

Способ 4. Использование карточек с датами

Если другие способы не подходят, можно сделать специальные карточки, которые помогут вызубрить даты. На одной стороне такой карточки пишется название события, на другой стороне - дата. Нужно стараться самостоятельно называть даты, глядя на лицевую сторону карточки, и только в крайнем случае подглядывать правильный ответ.

Способ 5. Формирование списка в хронологическом порядке

Если вам нужно выучить большое количество дат, можно составить их список в хронологическом порядке. С левой стороны в этом списке должна быть указана дата, а с правой - событие, которое необходимо запомнить. Список нужно повесить на видном месте и регулярно обращаться к нему. При этом рекомендуется запоминать даты, учитывая хронологический порядок их расположения. В этом случае будет проще выучить новые данные, ориентируясь на те события, которые вы уже хорошо запомнили.

Заключение

Каждый из перечисленных способов позволяет эффективно запоминать исторические даты. Разница заключается в том, что при механической зубрежке информация быстро забывается, в то время как методы осознанного запоминания позволяют сохранить материал в памяти на длительное время.