Анализ стихотворения Блока «Русь. «Русь» А

Стихотворение “Родине” Андрея Белого интересно тем, что Россия в нем представлена практически без приукрашивания. Краткий анализ “Родине” по плану поможет ученикам 7 класса понять, какой поэт видел свою страну. Материал можно использовать на уроке литературы как основной или дополнительный.

Краткий анализ

История создания – 1908 год ознаменовался волной русского патриотизма, которая подхватила и Андрея Белого. Именно тогда было написано стихотворение. В том же году оно было напечатано. В 1901 году был опубликован сборник “Пепел”, куда вошло это произведение.

Тема стихотворения – любовь к родине, несмотря на ее недостатки.

Композиция – односложная, стихотворение от первой до последней строфы развивает последовательный замысел автора.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест.

Эпитеты “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.

Метафоры “шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.

История создания

В 1908 году, когда Россия находилась между двумя революциями, многие поэты обратились к патриотической теме. Не остался в стороне и Андрей Белый, но он, в отличие от многих собратьев по перу, он написал не хвалебную оду, а реалистичное, даже немного жестокое произведение. Напечатали стихотворение “Родине” в том же году, немногим позже оно вошло в сборник “Пепел”, который вышел в 1910 году.

Белый действительно переживал о судьбе России, это выстраданное произведение.

Тема

Стих посвящен теме Родины, России. Поэт любит ее, но видит ее недостатки – она обращается со своими детьми не как мать, но как мачеха. В стране стоит голод, умирают в страданиях люди. Он смотрит вокруг достаточно пессимистично и видит не красивые дворцы и памятники, а нищету.

Композиция

Стихотворение одночастное – с первой же строфы Белый развивает тему народных несчастий. Он описывает страну, в которой царит смерть, где много плачут и много жалуются. В конце он задает России риторический вопрос о том, кто же ее проклял, подразумевая, что жить в стране, где каждый человек – как нелюбимый ребенок, невозможно.

Поэт не приукрашивает свою родину, ему очевидно, что ей жизненно необходимы перемены. Он не только видит проблемы, но и смело заявляет о них, показывает Россию с неприглядной точки зрения, в непривычном для читателя ключе.

Жанр

Это гражданская лирика с философскими элементами – раздумья о судьбе родины, которая глубоко небезразлична автору. Он пишет о ней резко, но это критика, вызванная искреннем сопереживанием, болью за свою страну и свой народ. Из года в год ничего не меняется – поэт видит это и мучается от этого. Он не может молчать.

Стихотворение написано трехстопным анапестом – таким образом Белый одновременно отдает дань Некрасову и делает отсылку к его гражданской лирике.. Всего получено оценок: 299.

Поля моей скудной земли
Вон там преисполнены скорби.
Холмами пространства вдали
Изгорби, равнина, изгорби!

Косматый, далекий дымок.
Косматые в далях деревни.
Туманов косматый поток.
Просторы голодных губерний.

Просторов простертая рать:
В пространствах таятся пространства.
Россия, куда мне бежать
От голода, мора и пьянства?

От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы.
Покойников ждали и ждут
Пологие скорбные склоны.

Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни,
В поля моей скудной земли,
В просторы голодных губерний.

Анализ стихотворения «Русь» Андрея Белого

Разочарованием в окружающей действительности проникнуто произведение Андрея Белого «Русь».

Стихотворение написано в 1908 году. Его автору в этот момент исполнилось 28 лет, он уже решительно выбрал литературу призванием своей жизни. Сближение с семьей А. Блока чуть не разрушило брак последнего. А. Белый отправляется в усадьбу Серебряный Колодезь, которую его родительница выставила на продажу. По жанру – гражданская лирика, по размеру – амфибрахий с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Лирический герой – сам автор. Композиция кольцевая. Интонация почти некрасовская. В самом названии – намек, что описанное в стихотворение происходит веками. В первых строках особенно заметна отсылка к стихотворению . Символизм остался только в извивах формы, содержание же вполне в традиционном, народническом духе. Известно, что еще со времен первой революции поэт заинтересовался марксистским учением, его можно было встретить на митингах. В 1917 году от обеих революций он ждал уничтожения стабильности, похожей, по его мнению, на стоячее болото, предчувствовал рождение эпохи новых титанов, появления духовной культуры, которая, наконец, могла бы удовлетворить его беспокойный ум. Более того, он с головой окунется в кипучую деятельность деятелей пролетарского искусства, будет страдать, увидев себя вскоре отверженным ими. Поля видятся ему скорбными, он просит равнину вздыбиться холмами («изгорби», это еще и неологизм), чтобы подчеркнуть, сколь горек хлеб «голодных губерний». Перекручиваются повторы слов («просторов простертая»), только во 2 строфе трижды употребляется эпитет «косматые». Сейчас поэту не до поэзии – он пытается сказать о том, что его растревожило. Действительно, эти годы были неурожайными – то из-за засухи, то из-за суровой зимы, отодвинувшей весну на более поздний срок. Впрочем, были губернии и с неплохим урожаем. Такая картина, кстати, наблюдалась и в Европе в целом. Правительство принимало меры, впрочем, возможно, не всегда эффективные. «Куда мне бежать от голода, мора, пьянства?» Поэт исчисляет жертв голода миллионами. Смерть у него с прописной буквы, одушевлена. Рай на земле, вера в человека и его безраздельные силы, соблазн обещанного марксистами светлого будущего влечет А. Белого. Множество повторов, рефренов – подчеркивающих тоску автора, обессмысливающих все, происходящее в России. Инверсия: мрут (просторечие) миллионы.

В стихотворении «Русь» А. Белый подхватывает некрасовскую ноту в описании народной доли.

Философская лирика Блока написана присущими символизму образами, которые значат не то, что кажется. Нельзя воспринимать их буквально, ведь от этого стихотворение потеряет смысловое богатство. Именно поэтому «Русь» необходимо перечитывать с годами: чем старше становится читатель, тем лучше он понимает суть произведения. Так же осознать прочитанное поможет анализ текста.

На протяжении своего творческого пути Блок искал ответы на все актуальные вопросы своего времени, поэтому не удивительно, что он часто размышлял о патриотизме. Общая тема стихотворения определяется уже самим названием «Русь». Это одно из первых непосредственных обращений Блока к теме России как самостоятельной. Почему Русь? Если подбирать определения, то первое – «древняя». Блок как бы с космической высоты обозревает обширные пространства родины, жизнь народа, традиции, складывающиеся веками. С главным образом переплетаются темы природы, исторической памяти, нравственности, духовного роста, сакральной любви, непостижимого творческого процесса. Все они связаны друг с другом и образуют единый смысловой пласт произведения.

Образ Родины

Русь славилась богатейшей историей, сочетающей различные культуры, традиции, которые нашли приют в этой загадочной стране. Образ родины -загадочный, таинственный, его трудно уложить в определённые рамки, придать чёткую форму. Лирический герой видит её как бы в полусне, в «дремоте», пытаясь разгадать «тайну». Сменяли друг друга столетия – менялся и облик России. В стихотворении разворачивается образ сказочной земли с колдунами, ворожеями, ведунами. С криками журавлей – символом верности, любви, памяти об ушедших в иное измерение. Русь «опоясана» реками, густыми лесами, непролазными чащами, непроходимыми болотами.

Суровые зимы, лютые морозы, снежные круговерти – символ нелёгкой судьбы народа, на долю которого выпало множество испытаний, создаваемых междоусобицами, войнами, болезнями. Взору читателя открывается «нищая» страна с «утлым» жильём, бездорожьем. Но в радости и горе звучит над раздольным простором песня.

Образ родины представлен двойственным: с одной стороны, непростая, драматическая судьба, с другой – веселое песенное начало.

Жанр и размер стихотворения

Стихотворение можно отнести к философской лирике или «лирике прямого высказывания». Оно построено в форме обращения поэта к Руси, поэтому это и похвальное слово, и признание в любви.

Размер, которым написано стихотворение, – четырёхстопный ямб. В каждой строфе по четыре строки (катрен) с перекрёстной рифмовкой. Лёгкость и воздушность стихотворению придаёт пиррихий (двусложная безударная стопа), встречающаяся в каждой строке. Спондей (утяжелённая стопа из двух ударных слогов) служит для дополнительного выделения слова. Выделяя слова «ты» и «Русь» в начале первой и второй строфы, поэт подчёркивает доверительно-уважительное, личностное отношение к родине. Использование повторяющегося слова «где» в начале строф с третьей по седьмую включительно (анафора) позволяет акцентировать внимание читателей на картинах, создающих точный и яркий образ Руси. Напряжённость душевной жизни лирического героя требовала соответствующих ритмов. Блок часто обращался к дольнику, то есть разбивал лирическое произведение на доли с одним ударным и несколькими безударными звуками. Размер стихотворения «Русь» — трёхдольник.

Композиция

Композиционно можно выделить две части: во-первых, дана широкая панорама жизни Руси с живописной природой и бедностью населяющих её народов, и, во-вторых, представлен лирический герой с его чувствами, драматическими переживаниями о судьбе родины и своём месте в этом мире. Блок чётко «обозначил» границу между двумя частями лирического текста, употребив в начале седьмой строфы наречие ТАК. Данный приём в поэтическом тексте называется уподоблением, то есть, предыдущий текст является образным сравнением к тому, что будет сказано дальше. В целом, композицию стихотворения Русь можно назвать классической: в конце произведения повторяются строки начала. Круг замыкается. Такое построение называется кольцевым.

Нарочитые повторы наводят на мысль: поэт в нескольких словах хочет нарисовать масштабную картину Руси, чтобы понять, где и в чём кроется её «тайна». Если сначала ритм от повторяющегося «где» постоянно убыстряется, то после шестой строфы происходит перелом интонации: ритм замедляется, формируя как бы «условия» для раздумий лирического героя. Создаётся впечатление, что автор успокоился, душа его приобрела точку опоры. Стихотворение динамично, но внешнее движение – отражение напряжённой внутренней жизни поэта.

Средства художественной выразительности

Блок – мастер живописного и музыкального начал в творчестве. Он создаёт «картины жизни», используя контрастные цвета для отображения разных настроений, чувств, условий жизни. Цвета белый, золотистый, голубой, лазурный (любимые!) — и чёрная, серая краска. Цвет в слове может чувствоваться внутренне, ассоциативно: «ночь», «вихрь», «нищета», «вьюга», «лохмотья» — тёмная сторона жизни, мрачное мироощущение и восприятие окружающего. Светлые чувства надежды на лучшую долю, уверенность в себе «звучат» в словах: «необычайный», «страстный», «хороводы», «песни».

Важное место принадлежит символике. «Путь», «распутье» у Блока – не только бездорожье, трудности перемещения «с клюкой», паломничество. Это символ выбора дороги, по которой пойдёт развитие страны. Дороги нелёгкой, часто пересекаемой распутьями. Это и символ выбора своей судьбы лирического героя, да и каждого человека.

Почему лирический герой «протоптал» «печальную» «ночную» тропу до кладбища? Символ «ночи» важен не только с точки зрения опосредованного синонима «тёмной» стороны жизни. Ночью время течёт по-особому, оно словно останавливается, пространство как бы расширяется, создавая человеку интимную обстановку для собственных раздумий «о судьбах … родины», не позволяя кривить душой перед прахом усопших.

Обращаясь к родине, Блок использует высокую торжественную лексику и устаревшую, с оттенком почтительности: «ты почиешь» (а не просто «спишь»), «чаруют» злаки на полях (то есть, «производят неотразимое впечатление»).

Для создания образов используются яркие метафоры: Русь «опоясана реками», «твоей одежды не коснусь». Перенос значения слов в данных примерах необычайно расширяет пространство, перед нами открывается вся страна. Или: «все пути и все распутья живой клюкой измождены». Как можно точнее живописать непростую судьбу родины!

Немногочисленные тропы: эпитеты (взор «мутный», народы «разноликие», заметает «буйно»), олицетворение (вихрь «свистящий поёт»), перифраз («в лоскутах её лохмотий») – позволяют читателю приблизиться к пониманию заветных мыслей автора и сопереживать его чувствам.

Каждое стихотворение как песня имеет своё звучание. Поэт «пользуется» приёмом ассонанса для передачи «живой» картины: И девУшка на злОгО дрУга // ПОд снегОм тОчит лезвиЁ.

Главная идея

Каждый человек прекрасно понимает, что его судьба тесно переплетается с судьбой родины. Это самые крепкие и надёжные нити, позволяющие людям правильно строить свою жизнь. Пусть судьба человека не всегда складывается гладко (да и вряд ли такое возможно!), но к судьбе родины относиться равнодушно невозможно: рвутся самые надёжные скрепы, пустеет душа, наступает крах. Родина безраздельно завладевает душой Блока, вытесняя из неё все горести и печали. Какие бы испытания ни выпали на долю страны, Русь хранит свою нравственную чистоту и нежную душу. Это и есть те истоки, которые придают силы, позволяют сердцу сохранять нравственность, веру в будущее и приобрести уверенность в настоящем.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

У многих русских поэтов есть стихи, посвященные родине. Однако далеко не все они могут похвастаться объективностью и тем, что отражают обратную сторону медали. Поэт Андрей Белый, по праву считающийся одним из ярчайших русских символистов, в своих произведениях очень огромное внимание уделял реальному отображению действительности. Видимо, по этой причине даже лирические стихи этого автора носили декадентский оттенок и были пронизаны либо мрачным юмором, либо сарказмом.

В 1908 году Андрей Белый на волне русского патриотизма опубликовал стихотворение «Родина», Однако выдержано оно было совсем не в том ключе, к которому привыкла общественность. Вместо хвалебной оды поэт попытался представить свою страну если и не объективно, то хотя бы без ложного приукрашивания. Действительно, трудно обвинить автора в намеренном желании исказить реальность, если наряду с восхищением Россией он позволяет себе открыто заявить о том, что ее основными достопримечательностями являются «холодеющий шелест поляны, голодающий, бедный народ».

Отчасти подобные фразы были связаны с событиями 1905 года, когда стало ясно, что настоящая революция уже не за горами. Под впечатлением попытки государственного переворота в то время оказались многие русские поэты, и Андрей белый в этом отношении не являлся исключением. Однако если Александр Блок кардинально изменил свои взгляды на революцию, убедившись, что кроме голода, разрухи и гибели людей она ничего не способна дать России, то Андрей Белый придерживался диаметрально противоположной точки зрения. Он был убежден, что в стране нужно кардинально все изменит. Правда, автор не задумывался о том, какой ценой это придется делать.

Пока же для Андрея Белого «и в раздолье, на воле – неволя», он видит окружающий мир в довольно пессимистичном свете и сочувствует тем, кто устал прозябать в нищете. Философия Андрея Белого такова, что лично сам он готов умереть за свободу, чем коротать свои дни в ожидании, что скоро «ненасытные стаи смертей» заберут и его жизнь.

Обращаясь к своей родине, которая уже успела стать для него чужой и непонятной, поэт отмечает: «Роковая страна, ледяная». На самом деле, он чувствует мощь русской державы, однако не может понять, почему из года в год ничего вокруг не меняется. «Мать Россия, о родина злая, кто же так подшутил над тобой?», - вопрошает поэт, не догадываясь о том, что этим же вопросом задается каждое новое поколение его соплеменников.

«Веселье на Руси» Андрей Белый

Как несли за флягой флягу -
Пили огненную влагу.

Д’накачался -
Я.
Д’наплясался -
Я.

Дьякон, писарь, поп, дьячок
Повалили на лужок.

Эх -
Людям грех!
Эх - курам смех!

Трепаком-паком размашисто пошли:-
Трепаком, душа, ходи-валяй-вали:

Трепака да на лугах,
Да на межах, да во лесах -

Да обрабатывай!

По дороге ноги-ноженьки туды-сюды пошли,
Да по дороженьке вали-вали-вали -

Да притоптывай!

Что там думать, что там ждать:
Дунуть, плюнуть, наплевать:
Наплевать да растоптать:
Веселиться, пить да жрать.

Гомилетика, каноника -
Раздувай-дува-дувай, моя гармоника!

Дьякон пляшет -

Дьякон, дьякон -

Рясой машет -

Дьякон, дьякон -

Что такое, дьякон, смерть?

-«Что такое? То и это:
Носом - в лужу, пяткой - в твердь…»

……………………………….

Раскидалась в ветре, - пляшет -
Полевая жердь:-

Веткой хлюпающей машет
Прямо в твердь.

Бирюзовою волною
Нежит твердь.

Над страной моей родною
Встала Смерть.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Веселье на Руси»

Поэт Андрей Белый является одним из ярких представителей русского символизма, творчество которого носит ярко выраженный народный характер. Стихи этого поэта очень тонко имитируют русскую речь, изобилуя словами разговорного жанра. Таким образом, по признанию самого Андрея белого, он хотел донести свои произведения до простых людей, рассчитывая, что они будут им более понятны, если использовать не «высокий штиль», а слова из повседневного обихода.
К таким произведениям относится и стихотворение «Веселье на Руси», написанное в 1906 году. Следует отметить, что события 1905 году поэт воспринял с воодушевлением, так как считал, что русское государство прогнило от основания до самой верхушки. Но при этом Белый открыто высказывал сомнения по поводу того, что простой мужик, далекий от политики, сможет построить новый мир, в котором будут царить равенство и братство.

Одной из причин, по которой подобная идиллия невозможна, поэт считал самый страшный народный порок – пьянство. Причем, он искренне недоумевал, почему распитие спиртных напитков у людей ассоциируется с праздником и неким душевным подъемом. Ведь «огненная влага» не щадит никого, и после так называемых народных гуляний ее жертвой становятся все без исключения. «Дьякон, писарь, поп; дьячок повалили на лужок», - отмечает поэт, подчеркивая тем самым, что пьянство на Руси процветает не только среди простого люда, но и среди духовенства – так называемой белой касты, которая должна бороться за спасение человеческих душ.

Однако когда на Руси идет веселье, о морали забывают и стар, и млад. Девиз гуляющих, по мнению поэта, весьма прост и примитивен в своей откровенности: «Наплевать да растоптать: веселиться, пить да жрать». При этом никто не испытывает раскаяния из-за пьяных гульбищ, драк, публичного сквернословия и массового психоза, которым подвержены люди, принимающие участия в народных гуляньях. В этом стихотворении поэт очень ярко выводит образ духовного лица, которое после возлияний на публике пускается в пляс, «носом – в лужу, пяткой – в твердь». Автор подчеркивает, что с такими ставленниками божьими народу не остается ничего другого, как заливать свою тоску водкой и дожидаться окончания земного века, чтобы найти утешение в могиле. Именно поэтому белый заканчивает свое стихотворение на весьма пессимистичной ноте, утверждая: «Над страной моей родною встала Смерть».