Государственное бюджетное образовательное учреждение. Развитие сестринского дела в современной россии Современные тенденции в сестринском деле

  1. Изменения в системе образования, т.е. подготовке и переподготовке:
    • внедрение нового образовательного стандарта;
    • переход на многоуровневое сестринское образование;
    • обучение новым технологиям с позиции новой философии С.Д.
  2. Изменения в трудовой сфере:
    • повышение престижа профессии - возможность профессионального роста;
    • мотивация медсестёр к самостоятельной научно – исследовательской работе;
    • пересмотр обязанностей, тарифных сеток, нагрузок, перечня должностей;
    • внедрение стандартов сестринской деятельности.
  3. Создание нормативно-правовой базы сестринского дела.

В 1994 году создана Общероссийская общественная организация "Ассоциация медицинских сестер России" . Президент - Саркисова Валентина Антоновна. Омская ассоциация представлена более чем 10 000 представителями - одна из самых многочисленных в стране. Президент – Зорина Татьяна Александровна.

Задачи ассоциации:

  • активное участие в Государственной политике в здравоохранении;
  • поддержка научных исследований в сестринском деле;
  • разработка и издание методической литературы;
  • управление внедрением новых сестринских технологий;
  • осуществление юридической защиты медицинских сестёр;
  • отстаивание профессиональных интересов медсестер в системе здравоохранения;
  • улучшение условий труда и повышение заработной платы;
  • расширение информационного пространства в сестринском деле;
  • возрождение традиций сестринского милосердия;
  • международное сотрудничество.

Ассоциация медицинских сестер России в течение 10 лет является членом Европейского форума сестринских, акушерских ассоциаций и ВОЗ, а в 2005 году была принята в Международный Совет медицинских сестер. С этого момента Ассоциация принимает активное участие как в формировании глобальной, мировой политики в области сестринского дела, так и реализует стратегические планы политики здравоохранения в России.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА.

Предпосылки, сущность и основные направления

реформы сестринского дела в России.

Сестринское дело является важнейшей составной частью системы здравоохранения. областью деятельности, направленной на решение проблем индивидуального и общественного здоровья населения н меняющихся условиях окружающей среды.

Известно, что роль и задачи медсестры определяются историческими, социальными и культурными факторами, а также общим уровнем состояния здоровья того или иного общества. Как наука сестринское дело опирается на знания, проверенные на практике.

На протяжении нескольких десятилетий в России вопросам сестринского дела не уделялось должного внимания. Развитие сестринских технологий с учетом современной науки а развитых странах привело к резкому отставанию сестринского дела в России.

Предпосылками реформы сестринского дела, его развития являются: негативные медико-демографические процессы. в особенности - снижение рождаемости и старение населения; ухудшение состоянии здоровья населения; хронизация патологических процессов в организме; распространение новых заболеваний. таких как ВИЧ; увеличение стоимости медицинских услуг. Постепенно снижается обеспеченность лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) сестринским персоналом. двухступенчатый метод обслуживания больных (врач, медицинская сестра) привел к снижению профессиональной компетенции медицинских сестер. выполнению не свойственных им функций. Снижается обеспеченность ЛПУ лекарственными средствами, предметами ухода, инструментарием. Увеличивается дисбаланс в соотношении между врачами и медицинскими сестрами. как следствие - ухудшение качества оказываемой помощи н ухода (считается. что оптимальное соотношение между врачами и медицинскими сестрами равно 1:4).

Реформа сестринского дела в России началась в 1993 роду. На международной конференции «Новые сестры для новой России» было принята философия сестринского дела, положившая начало этому процессу. Постановлением Правительства РФ от 05.11.97 г. № 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в РФ» предусмотрено осуществление реформы. направленной на повышение качества. доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формировании рыночных отношений.



Сущность реформы сестринского дела заключается в осуществлении необходимых изменении в кадровой политике на основе научно обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров; обеспечении рационального соотношении и партнерства между врачами и сестринским персоналом; возрождении категории младшего медицинского персонала; организации новых видов помощи, связанных не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранении и поддержании индивидуального и общественного здоровья. В настоящее время в России изучается международный опыт. проводятся его глубокий анализ, коррекция и адаптация к социально-экономическим условиям с учетом национальных традиций.

Приказом Министерства здравоохранения РФ № 4 от 9 января 2001 года утверждена отраслевая программа развития сестринского дела в РФ, отражающая сущность реформы сестринского дела. Сестринское дело располагает значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями. Сегодня в России около полутора миллионов средних медицинских работников. Это самая массовая медицинская профессия.

Основными целями и задачами реформы сестринского дела являются:

1. Формирование оптимальных условий для повышения эффективности н усилении роли средних медицинских работников, совершенствование системы управления.

2. Создание новой концептуальной российской модели сестринского дела. В каждой модели признаются основные принципы первичной медико-социальной помощи (ПМСП). Сегодня еще действует медицинская (традиционная) модель, автором которой является Ф. Найтингейл. В данной модели одним из составляющих элементов является роль медсестры как помощника врача с крайне ограниченной профессиональной самостоятельностью.

3. Внедрение новых технологий в сестринском деле. биоэтических профессиональных подходов, способных удовлетворить потребность населения в доступной медицинской помощи.

4. Усиление профилактической направленности здравоохранения.

5. Проведение системных преобразований в сестринском деле - в области о6разования, научных исследований. практическом здравоохранении, содействие и развитие сестринских ассоциаций.

6. Повышение статуса сестринского персонала как профессионального, так и социального. Обеспечение социальной защищенности специалистов сестринского дела и многое другое.

Основными направлениями реформы сестринского дела, реализации отраслевой программы являются:

1. Нормативно-правовое обеспечение сестринской деятельности, охрана труда в учреждениях здравоохранения.

2. Создание стандартов (протоколов профессиональной сестринской деятельности), их апробации и дальнейшее внедрение в практику.

5. Пересмотр методики оплаты труда специальности «сестринское дело» в зависимости от качества объема выполняемой работы и уровня образовании на основе новых технологий сестринского дела.

Уровни подготовки медицинских сестер а России. Сестринские периодические издания

К 1994 полу в России сформировалась трехуровневая система сестринского образования. Каждому уровню подготовки специалистов соответствует свой Государственный образовательный стандарт (требования к минимуму содержания подготовки по специальности). Дисциплины определит основные исправления

3-й уровень

Высшее сестринское образование (вуз)

2-й уровень (колледж)

1-й уровень (медицинское училище)

Среднее медицинское профессиональное образование

Уровни подготовки медицинских сестер а России

подготовки выпускников. Такая система образования дает возможность среднему медицинскому работнику реализовать себя в различных сферах профессиональной деятельности. Выполняя функции от исполнителей до руководителей. Появление новых должностей дает возможность экономить затраты рабочего времени, например, введение должности «сестры-координатора» позволяет экономить затраты рабочего времени не только палатной старшей медсестры, но и заведующего отделением. Приказом Минздрава России от 26.02.02. №е 65 введена должность главного специалиста по сестринскому делу. Первый выпуск специалистов с высшим сестринским образованием состоялся в 1995 году. К 2002 году число российских вузов, в которых открыты факультеты высшего сестринского образовании. составило 34, а общее количество выпускников - свыше 2,5 тысячи менеджеров в области сестринского дела.

Инициатором создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова является ГМ. Перфильева, профессор, декан факультета высшего сестринского образования.

В настоящее время в Российской Федерации выходят новые периодические издания для преподавателей учебных медицинских заведений, практических врачей, медицинских сестер, фельдшеров, акушерок, организаторов и других работников здравоохранения. Это способствует накоплению бесценного опыта по реформированию сестринского дела, изучению и внедрению в практическое здравоохранение инноваций, восполняется существующий дефицит информации.

Периодические издания для средних медицинских работников становятся все более популярными – это:

Научно-практический журнал «Медицинская помощь», выходит с 1998 года;

Журнал «Сестринское дело» вышел в 1995 году;

Журнал «Медицинская сестра», издается с 1999 рода;

Журнал «Сестра милосердия», издается с 2001 года

И другие периодические издания.

Таким образом, создание многоуровневой системы профессионального образования способствует карьерному росту сестринских кадров. повышению престижа профессии,

и является предпосылкой для быстрого развития сестринского дела. профессиональных общественных объединений.

Роль, цели и задачи

Министерство здравоохранения Российской Федерации
КОЛЛЕГИЯ

Развитие сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения


Коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации отмечает, что в отрасли проводится и постоянно совершенствуется работа по реализации задач, определенных Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, в части развития сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения.

В период с 1994 по 2001 год вопросы подготовки и использования специалистов сестринского дела обсуждались на 6 коллегиях Минздрава России, на 1-м Всероссийском съезде средних медицинских работников и 1-м Всероссийском съезде акушерок, заседаниях Совета по кадровой политике при министре здравоохранения Российской Федерации и Совета Минздрава России по сестринскому делу. Утверждены Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации, Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации. Проведенная работа позволила повысить качество подготовки специалистов сестринского дела на всех этапах профессионального образования и наиболее эффективно использовать их в практическом здравоохранении.

Коллегия отмечает возрастающую роль сестринского персонала как самой многочисленной категории работников здравоохранения в деле обеспечения доступной и квалифицированной медицинской и медико-социальной помощи населению Российской Федерации, усиления профилактической направленности.

Минздрав России обеспечивает организационно-методическое руководство 450 средних медицинских и фармацевтических учебных заведений, в которых обучается свыше 230 тыс.студентов.

В целях регламентации образовательной деятельности и обеспечения качества подготовки медицинских кадров Минздравом России совместно с Всероссийским учебно-научно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию разработаны и утверждены Минобразованием России Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования нового поколения по всем 10 специальностям, закрепленным за отраслью "здравоохранение". Внедрение стандартов во всех средних медицинских и фармацевтических учебных заведениях Российской Федерации предусмотрено с 1 сентября 2002 года.

Для реализации требований Государственного стандарт творческими коллективами образовательных учреждений разработаны и утверждены Минздравом России учебные программы, обеспечивающие образовательный процесс 1-го года обучения по новым ГОС. Утверждены рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса. В настоящее время активно продолжается разработка новых учебных программ на последующие курсы по всем специальностям подготовки. Организована работа по созданию авторских коллективов для подготовки и издания учебников, учебно-методической литературы, пособий.

За последнее десятилетие Минздравом России совместно с территориальными органами управления здравоохранением проведена большая работа по подготовке и использованию в практическом здравоохранении медицинских сестер с высшим медицинским образованием. Органы управления здравоохранением всех субъектов Российской Федерации считают крайне важной и необходимой эту практику.

На сегодняшний день в высших учебных заведениях системы Минздрава России функционирует 30 факультетов, где обучаются около 7 тыс.студентов, из них по заочной форме более 4,5 тыс. Заочная форма подготовки медицинских сестер с высшим образованием по инициативе Минздрава России утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.97 и активно внедряется в вузах России, что позволяет использовать эту форму обучения стажированным медицинским сестрам, акушеркам и фельдшерам.

Совершенствование системы кадрового обеспечения отрасли, трудоустройство выпускников образовательных учреждений в зависимости от уровня полученного образования и закрепления их на рабочих местах в настоящее время является одной из главных задач в реформировании отрасли.

Все образовательные учреждения системы Минздрава России сохранили систему трудоустройства выпускников. В средних медицинских и фармацевтических учебных заведениях созданы отделы по содействию в трудоустройстве выпускников. В большинстве регионов органами управления здравоохранением совместно с профсоюзами работников здравоохранения разработаны и утверждены отраслевые программы содействия занятости медицинских и фармацевтических работников.

Важнейшим направлением программы развития сестринского дела является совершенствование всех форм последипломного образования.

Разработаны и утверждены стандарты последипломной подготовки по направлениям согласно утвержденной номенклатуре специальностей средних медицинских работников.

Продолжает развиваться и совершенствоваться высшее сестринское образование, которое позволит создать потенциал для научных исследований и модернизации сестринской помощи, обеспечит отрасль высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами.

За последнее время отмечена активная деятельность регионов по выполнению задач, направленных на реформирование сестринского дела.

В 60 территориях разработаны и утверждены региональные программы развития сестринского дела, созданы проблемные комиссии или Советы по сестринскому делу, проведены заседания коллегий. Для управления сестринской деятельностью в 73 органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации введены должности главных специалистов по сестринскому делу.

Для пересмотра действующих нормативов по сестринскому персоналу в 11 территориях проводится работа по изучению дифференцированной нагрузки на сестринский персонал лечебно-профилактических учреждений с учетом реформирования сестринской деятельности.

Работают Центры медицинской профилактики, развивается сеть медико-социальных отделений, домов сестринского ухода для лечения и реабилитации пожилых, инвалидов, в т.ч. на дому.

Расширяется экспериментальная работа по внедрению сестринского процесса в ЛПУ.

Разработаны программы взаимодействия образовательного и лечебно-профилактического учреждений.

Структурные преобразования здравоохранения предусматривают развитие первичной медико-санитарной помощи населению, во многих территориях проводится подготовка фельдшеров и медицинских сестер для общей врачебной практики.

Минздравом России разработан и представлен для обсуждения проект модели сестринского обеспечения системы здравоохранения Российской Федерации.

С целью формирования системы управления деятельностью специалистов сестринского дела введена должность главного специалиста по сестринскому делу (приказ Минздрава России от 26.02.2002 N 65) .

В развитии сестринского дела существует и ряд нерешенных проблем: недостаточное нормативно-правовое обеспечение и несовершенство системы управления деятельностью сестринского персонала, малоэффективное использование сестринских кадров в практическом здравоохранении, выполнение ими несвойственных функций младшего медицинского персонала, неравномерность в обеспечении населения специалистами сестринского дела, дисбаланс в соотношении врач/медицинская сестра. Требуют решения вопросы, связанные с низким социальным и профессиональным статусом сестринского персонала. Практически отсутствуют научные исследования в области сестринского дела, а также научные разработки по нормированию труда медицинской сестры. Острейшей проблемой является трудоустройство выпускников факультетов высшего сестринского образования.

К сожалению, в настоящее время в практическом здравоохранении не сформирована среда для деятельности медицинской сестры новой формации. Руководители лечебно-профилактических учреждений не используют в полной мере потенциал сестринского персонала с учетом его профессиональной компетенции. Прежде всего это касается введения современной системы сестринского ухода в работу медицинской сестры по профилактике заболеваний, укреплению здоровья, реабилитации, помощи и уходу на дому, оказанию паллиативной помощи.

Следует отметить, что сегодня темпы развития и внедрения в практическое здравоохранение современных сестринских технологий недостаточны, что требует разработки особой модели деятельности специалистов сестринского дела с учетом реформирования отрасли, реструктуризации стационарной помощи, организации отделений сестринского ухода, расширения амбулаторно-поликлинической помощи и перераспределения существующих медицинских услуг.

В настоящее время требуют безотлагательного решения следующие проблемы:

- разработка системы планирования и прогнозирования подготовки специалистов сестринского дела, их трудоустройства в соответствии с потребностью учреждений здравоохранения;

- совершенствование нормативно-правовой базы и системы управления деятельностью сестринского персонала;

- подготовка профессиональных стандартов/протоколов сестринской деятельности;

- внедрение Государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования и издание учебно-методической литературы, учебников, наглядных пособий;

- научное обеспечение проблем развития сестринского дела.

В целях дальнейшего совершенствования и развития сестринского дела в Российской Федерации в условиях реформирования здравоохранения

Коллегия

решает:

1. Считать стратегической целью развития сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения в Российской Федерации - повышение эффективности деятельности и усиление роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению.

2. Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.):

2.1. Обеспечить контроль за внедрением Государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования нового поколения.

2.2. К 1 января 2003 года проанализировать деятельность служб содействия в трудоустройстве специалистов сестринского дела при образовательных учреждениях и подготовить методические рекомендации с целью повышения эффективности их работы.

2.3. К 1 августа 2002 года подготовить проект приказа по введению в Номенклатуру специальностей учреждений здравоохранения специальности "Управление сестринской деятельностью".

3. К 1 ноября 2003 года Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.), Всероссийскому учебно-научно-методическому Центру по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения Российской Федерации (Душенков П.А.) разработать и утвердить учебные программы для образовательных реализации Государственных стандартов нового поколения.

4. Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.), Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Хальфин Р.А.):

4.1. К 1 февраля 2003 года представить к утверждению модель сестринского обеспечения системы здравоохранения Российской Федерации.

4.2. К 1 декабря 2002 года разработать Положение о Всероссийском конкурсе на лучшую медицинскую сестру.

5. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Хальфин Р.А.), Управлению медицинских проблем материнства и детства (Корсунский А.А.), Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (Путин М.Е.), Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.):

5.1. К 1 декабря 2002 года представить предложения по созданию стандартов/протоколов профессиональной сестринской деятельности в лечебно-профилактических учреждениях.

5.2. К 1 декабря 2002 года доработать и представить на утверждение методические рекомендации по изучению дифференцированной нагрузки на сестринский персонал в лечебно-профилактических учреждениях.

6. Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (Путин М.Е.), Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Хальфин Р.А.), Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.):

6.1. К 1 ноября 2002 года рассмотреть вопрос об уточнении наименования должностей, вводимых в учреждения здравоохранения, применительно к специальности "Управление сестринской деятельностью" и разработать тарифно-квалификационные характеристики по ним с последующим представлением в Минтруд России.

6.2. К 1 октября 2003 года рассмотреть вопрос и представить предложения по пересмотру действующих нормативов по сестринскому персоналу.

7. До 1 января 2003 года Управлению научно-исследовательских медицинских учреждений (Ткаченко С.Б.), Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.), ректорам высших медицинских учебных заведений, директорам научно-исследовательских медицинских учреждений разработать перспективный план проведения научных исследований по проблемам развития сестринского дела.

8.1. Обеспечить условия для реализации Государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования в подведомственных образовательных учреждениях.

8.2. Постоянно совершенствовать работу по формированию контингента и трудоустройству выпускников учреждений среднего профессионального образования.

8.3. До 1 января 2003 года принять меры по укомплектованию органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации главными специалистами по сестринскому делу.

8.4. К 1 января 2003 года разработать перспективный план подготовки специалистов сестринского дела с высшим и повышенным уровнем образования с целью укомплектования должностей главных и старших медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений.

8.5. До 1 января 2004 года разработать план мероприятий по внедрению современных сестринских технологий в лечебно-профилактических учреждениях и осуществлять контроль за ходом его реализации.

Председатель Коллегии
первый заместитель
министра здравоохранения
Российской Федерации
А.И.Вялков

Секретарь коллегии
И.В.Плешков

Изучив эту тему , вы узнаете:

  • причины, направления и события эпохи реформирования сестринского дела в России;
  • периодические печатные издания для сестринского персонала в России;
  • основные направления деятельности сестринского персонала в медицинских организациях;
  • предпосылки, сущность и основные направления реформы сестринского дела в России;
  • решения международной научно-практической конференции по реформе сестринского дела в России (Голицыно, 1993);
  • содержание резолюций I и II Всероссийских съездов средних медицинских работников;
  • уровень подготовки медицинских сестер в России;
  • роль и задачи Российской Ассоциации медицинских сестер (РАМС);
  • значение проведения научных изысканий в сестринском деле;
  • дальнейшие перспективы развития сестринского дела в России.

Основные понятия: система подготовки сестринского персонала, ФВСО,

направления деятельности сестринского персонала, школы для больных с хроническими заболеваниями, хоспис, паллиативная помощь, РАМС, МСМ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОБЫТИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ

К причинам, породившим необходимость реформирования, можно отнести низкий уровень качества медицинской помощи населению, низкий престиж профессии, низкий социальный статус медицинских сестер, отсутствие перспективы профессионального роста, несоответствие уровня сестринского образования требованиям времени, дефицит сестринских педагогических кадров, отсутствие научных исследований в области сестринского дела и незнание зарубежного опыта.

Реформа сестринского дела в российском здравоохранении развернулась в нескольких направлениях:

  • сестринского образования;
  • практической деятельности;
  • проведения научных исследований в сестринском деле;
  • самоуправления и консолидации сестринской профессии;
  • развития международного сотрудничества.

Выделим основные события реформирования сестринского дела в России (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Основные события эпохи реформирования сестринского дела в России

Основополагающие события

Открытие в Москве первого в стране училища повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием

Конференция по сестринскому делу в Туле

Национальный сестринский семинар в Ростове-на-Дону

Появление в номенклатуре образовательных специальностей в сфере здравоохранения специальности «сестринское дело» вместо «медсестринская»

Конференция по сестринскому делу в Звенигороде

I Европейская конференция по сестринскому делу (Вена)

Всесоюзное совещание специалистов со средним медицинским образованием (Тула)

Открытие первого хосписа в России (С.-Петербург)

Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 28.06.91 № 313 «Об открытии специальности «сестринское дело» (в высшей школе)

Открытие первых колледжей и первых факультетов ВСО (ММА им. И.И. Сеченова, Самарский государственный медицинский университет, Курский государственный медицинский университет...). Первые шаги по созданию многоуровневой системы подготовки сестринского персонала (базовый - повышенный - высший)

Образование инициативной группы по созданию Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России

Открытие Свято-Димитриевского училища сестер милосердия (Москва)

Открытие факультета повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием при РМАПО

Прекращение издания журнала «Медицинская сестра»

Конференция по сестринскому делу в рамках международного проекта «Новые сестры для новой России» в Голицыне

Основание журнала «Медицинская помощь»

Принятие «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»

Создание первого в стране экспериментального отделения сестринского ухода (мини-госпиталя) на базе Санкт-Петербургского медицинского центра им Л. Соколова (при ЦМСЧ-122)

Регистрация Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России (МАМС)

Основополагающие события

Защита диссертации на соискание степени доктора медицинских наук Г.М. Перфильевой «Сестринское дело в России (социально-гигиенический анализ и прогноз)»

Создание сотрудничающего с ВОЗ Центра по сестринскому делу и акушерству на базе факультета высшего сестринского образования Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (директор - проф. Г.М. Перфильева)

Выход первого номера журнала «Сестринское дело»

Начало занятий по очно-заочной форме обучения стажированных медсестер на ФВСО (С.-Петербург, Самара, Оренбург)

Всероссийская конференция по сестринскому делу «Проблемы и перспективы развития сестринского дела» (27-28 июня, С.-Петербург). На конференции принят в первом чтении разработанный МАМС «Этический кодекс медсестры России»

Издание пакета учебных материалов по сестринскому делу в рамках проекта ВОЗ «LEMON» (Leaning Materials On Nursing )

  • 1996-

Введение в действие Государственных образовательных стандартов по 10 медицинским специальностям

Всероссийская конференция по сестринскому делу (26-28 мая, С.-Петербург). Принятие Этического кодекса медицинской сестры России. Создание постоянно действующего Комитета по этике при МАМС (председатель А.Я. Иванюшкин)

Участие в XXI конгрессе МСМ (Ванкувер, Канада) двух российских медсестер в качестве гостей. Президентом МСМ избрана датская медсестра Кирстен Стал- кнехт

Приказ Минздрава России от 24.07.97 г. № 217 «0 совершенствовании послевузовской подготовки медицинских и фармацевтических кадров в интернатуре»

Открытие стационарного отделения Первого московского хосписа (18 сентября). С 1994 г. функционирует выездная служба

Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. № 1387 «0 мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации»

Открытие Центра медсестринских исследований на базе училища повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием при ЦМСЧ-122 (С.-Петербург, ноябрь)

Приказ Минздрава России от 31.12.97 № 390 «0 мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации»

Принятие мировым сообществом программы «Здоровье для всех в XXI столетии»

Всероссийская конференция по сестринскому делу (июнь, С.-Петербург)

I Всероссийский съезд средних медицинских работников (3-5 ноября, С.-Петербург). Одобрен в основном проект Государственной программы развития сестринского дела в РФ

Возобновление издания журнала «Медицинская сестра»

Основополагающие события

Создание Американским Международным союзом здравоохранения Института лидерства для подготовки медсестер из стран СНГ и Центральной и Восточной Европы к роли международных лидеров

Участие российских сестер в качестве гостей в международной конференции, посвященной 100-летию Международного Совета сестер

Утверждение Доктрины среднего медицинского и фармацевтического образования в РФ

Создание Совета по сестринскому делу при Минздраве России. Появление в Минздраве РФ должности главного специалиста по сестринскому делу

Приказ Минздрава РФ от 09.01.2001 № 4 «Об отраслевой Программе развития сестринского дела в России»

Создание Межрегиональной общественной организации операционных медицинских сестер. Основная деятельность организации направлена на проведение межрегиональных и международных конференций, посвященных общим и отдельным проблемам деятельности операционных медицинских сестер

Зарегистрирована общественная организация медицинских сестер республики Татарстан, которая на данный момент объединяет уже около 11 тысяч членов

Принятие российских медсестер в члены Международного совета медсестер

III Всероссийский съезд средних медицинских работников (15-16 октября, г. Екатеринбург). На нем была утвержден проект Программы развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы.

Последний массовый набор студентов по специальности «Сестринское дело» в вузах России

Создание Некоммерческого Партнерства «Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием» (НП «АСВСО»),

Министерство образования и науки РФ утвердило и ввело в действие Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГ0С ВП0) по направлению подготовки 060500 Сестринское дело (квалификация (степень) «бакалавр»)

Открытие в 1979 г. первого в стране училища повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием, проведение в 1986-1988 гг. семинаров и конференций, начавшуюся с 1987 г. аттестацию средних медицинских работников можно считать отправными точками последующих изменений в сестринском деле и в сознании врачей и медсестер.

В 1988 г. в Вене была созвана I Европейская конференция по сестринскому делу, в итоговых документах которой отмечалась необходимость изменений в подготовке, практике и управлении сестринским обслуживанием.

В рамках принятых в Вене практических рекомендаций на 1988- 2000 гг. Европейское бюро ВОЗ выдвинуло и реализовало следующие приоритетные задачи: разработка учебных материалов по СПИДу для медсестер; создание, перевод, адаптация к местным условиям и распространение пакета учебных материалов по сестринскому делу (LEMON); развитие лидерства в сестринском деле; подготовка преподавателей и менеджеров; содействие созданию национальных планов развития сестринского дела и т.д.

В 1989 г Всесоюзное совещание специалистов со средним медицинским образованием обсудило место сестринского персонала в отечественной системе здравоохранения и приняло рекомендации по выполнению решений Венской конференции. Это положило начало процессу, который продолжается, несмотря на социально-политические катаклизмы.

Одним из самых значительных периодов в реформировании сестринского дела в России (см. табл. 7.1) можно считать 1993 г Летом 1993 г. в подмосковном Голицыне была проведена конференция по теории сестринского дела в рамках Международного проекта «Новые сестры для новой России», осуществляемого Межрегиональной ассоциацией медсестер России и « World Vision International» при финансовой поддержке Агентства Международного развития США (USAID).

На конференции была предпринята попытка понять смысл сестринского дела как профессии, его ценности, и дать определение таким категориям, как пациент, здоровье, окружающая среда и само сестринское дело. В обязательный минимум содержания профессиональных программ по специальностям среднего медицинского и фармацевтического персонала понятие философии сестринского дела было включено в 1997 г.

Философия сестринского дела в России определяет пациента как человека (индивида), который нуждается в сестринском уходе и получает его . В конце 1993 г. право пациента на получение сестринского ухода было законодательно закреплено Конституцией РФ, ст. 41-42 которой гарантируют гражданину охрану здоровья и медицинскую помощь.

Исходя из нее приняты «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», которые определяют принципы охраны здоровья граждан, задачи законодательства, права граждан при оказании медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, порядок производства медицинской экспертизы, ответственность за причинение вреда здоровью граждан при оказании медицинской помощи.

В 1997 г. был принят Этический кодекс медицинской сестры России, определяющий важнейшие задачи профессиональной деятельности сестры, взаимоотношения сестры с пациентами, с коллегами, обществом. Впервые появился документ, касающийся непосредственно деятельности сестринского персонала. Впервые в документе, выделившем деятельность сестры из совокупной деятельности других специалистов государственной системы здравоохранения, появляется категория «права пациента», определяющая тем самым качественно новый субъект-субъектный уровень взаимоотношений в системе «медсестра-пациент». Подчеркивая «гуманистический человекоцентризм» профессии, Кодекс определяет этические нормы поведения медсестры как профессионально важные качества.

В принятой в том же 1997 г. «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» нет, к сожалению, прямых указаний для сестринских служб, что говорит по-прежнему о недооценке возможностей сестринского персонала в реформировании отрасли, хотя состояние здравоохранения характеризуется как приближающееся ктой черте, «за которой следует распад всей системы здравоохранения» .

Однако уже Приказ Минздрава РФ от 31.12.97 №390 «О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации» одну из ведущих ролей в реформе здравоохранения, обеспечении качества, доступности и эффективности системы здравоохранения, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводит специалистам со средним медицинским образованием. Поэтому с целью дальнейшего развития сестринского дела в России, упорядочения обязанностей, ответственности и функций специалистов со средним медицинским образованием было решено разработать Государственную программу развития сестринского дела в России. Также приказом утверждено «Положение о главном специалисте по сестринскому делу органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации» .

В 1998 г. состоялся Первый Всероссийский съезд средних медицинских работников, который одобрил проект Государственной программы развития сестринского дела в РФ. Основные задачи программы:

  • создание оптимальных условий для развития сестринского дела;
  • развитие новых организационных форм и технологий сестринской
  • обеспечение качества сестринской помощи населению;
  • повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии;
  • обеспечение социальной защищенности персонала;
  • совершенствование системы управления сестринскими службами;
  • содействие в развитии профессиональных ассоциаций и привлечение их к реализации государственной политики в области развития сестринского дела в России .

В октябре 2004 г. состоялся Второй Всероссийский съезд средних медицинских работников «Качество сестринской помощи - стратегия здравоохранения XXI века», основной задачей которого явилось формирование конструктивных предложений по развитию сестринского дела, определению места и роли сестринского персонала в реформировании российского здравоохранения. В Постановлении съезда отмечена необходимость создания Концептуальной модели сестринского дела России, которая должна четко определить место медицинской сестры в системе здравоохранения.

Более подробно ознакомиться с деятельностью сестринского персонала можно на страницах журналов, выпускаемых в нашей стране: «Медицинская сестра», «Сестринское дело», «Вестник Ассоциации медсестер России», «Главная медицинская сестра», «Медицинская помощь», «Сестра милосердия», «Фельдшер и акушерка».

Приказом Минздрава РФ от 09.01.01 № 4 отраслевая Программа развития сестринского дела в РФ утверждена.

Сестринская помощь все это время рассматривалась в рам­ках «ухода за больными». Сестринское дело (СД) вошло в про­фессиональный лексикон совсем недавно. На протяжении многих десятилетий в нашей стране медсестру готовили толь­ко для «выполнения разных вспомогательных функций, на­значаемых врачом». Отсутствие научных принципов и подхо­дов к системе подготовки и использования сестринского пер­сонала, неясные перспективы профессионального роста, тя­желые условия труда и низкая оплата труда привели к тому, что в России профессия медсестры становилась все менее пре­стижной, и социальный статус ее неуклонно снижался.

В 1991 году организован факультет высшего сестринского образования в Москве (государственная медицинская акаде­мия им. Сеченова, возглавила Перфильева Г.М.) и Самаре.

В 1992 году создана Московская ассоциация медицинских сестер - первая ассоциация в России.

В 1993 году в Голицыно был проведен Международный семинар по реформе сестринского образования и сестринской практики «Новые сестры для новой России». Цели и задачи семинара:

■ сформировать новое видение СД в России через миро­вой опыт изучения предмета и создание учебных моду­лей по сестринскому образованию;

■ ознакомить российских медсестер с международным опы­том СД;

обсудить роль сестринского персонала в системе здра­воохранения России и необходимость реформы образо­вания и СД для совершенствования сестринской прак­тики.

Основные направления реформы сестринского дела в России:

    создать нормативно-правовую базу сест­ринского дела;

    определить философию сестринского дела;

    создать многоуровневую систему подго­товки специалистов сестринского дела;

    внедрить сестринский процесс в сестрин­скую практику.

Сегодня сестринское дело определяют как «обеспечение отдельных лиц, семей или групп населения медицинским ухо­дом, связанным с восстановлением или сохранением здоро­вья». К сожалению, в нашей стране в центре сестринского дела и врачевания находится не человек с его потребностями, а его болезнь, т.е. до сих пор у медиков формируется уста­новка на лечение болезни без учета личности человека.

В 1994 году создана Межрегиональная ассоциация меди­цинских сестер России.

Задачи организации:

■ повышение роли медсестры в системе здравоохранения, поднятие престижности профессии;

■ защита профессиональных прав;

■ повышение качества медпомощи;

■ улучшение условий труда и повышение зарплаты;

■ повышение уровня квалификации медсестер и их обра­зования;

■ возрождение традиций сестринского милосердия.

В 1995 году выходит в свет журнал «Сестринское дело».

В 1997 году Ассоциация медицинских сестер создает Эти­ческий кодекс медицинской сестры России.

В 1998 году прошел I Всероссийский съезд средних меди­цинских работников в Санкт-Петербурге. Одобрен проект Го­сударственной программы развития сестринского дела в Рос­сийской Федерации.

Внедрена многоуровневая подготовка специалистов сест­ринского дела - базовый уровень, повышенный уровень, высшее сестринское образование (ВСО):

В развитии СД условно выделяют 3 этапа:

1-й этап - сестра играет опекунскую роль (призрение, по­мощь инвалидам, психическим больным, умирающим, си­ротам). Основная функция сестры - гигиенический уход.

2-й этап - связан с Крымской кампанией. Роль сестры - зависимый исполнитель врача.

3-й этап - конец 90-х годов XX в. - начало XXI в. - сестра выполняет роль независимого специалиста в рамках своей компетенции.