Интернационализация высшего образования. Фундаментальные исследования Интеграции и интернационализации современного образования способствует

Мир стремительно развивается, и в рамках каждой отдельной страны уже не умещает свои растущие потребности. Жизнь требует объединить опыт, силы и возможности для продвижения к новым горизонтам. Данное явление наблюдается также и в современном образовании. Интернационализация образования - это следствие глобализации всего современного мира. Новый подход к образованию влечет за собой интеграцию общественной, экономической жизни, сближает разные национальности и культуры. В конечном итоге мир от этого выигрывает по всем направлениям.

Взаимовыгодное сотрудничество

В мире существует огромная конкуренция за право быть лидерами в той или иной области. И в этой конкурирующей ситуации находится также образование. В современном обществе происходит интернационализация образования, обеспечивающая международное образовательное сотрудничество. В выигрышной ситуации оказываются те образовательные учреждения, которые интересны студентам из разных стран.

Они предоставляют возможности для получения того уровня знаний и тех профессий, которые востребованы всюду. Переход к сотрудничеству значительно повышает шансы выиграть в конкурентной борьбе за право быть лидерами в образовании. Интеграционные процессы происходят как в Европе, так и в странах Азиатско-Тихоокеанского образовательного пространства, а также в таких объединениях как БРИКС, ШОС, СНГ. Таким образом, интернационализация образования - это один из факторов международного образовательного сотрудничества. А сотрудничество важнее борьбы за лидерство. Тем не менее, в лидерах оказываются те, кто быстрее и успешнее интегрируется в мировое общеобразовательное пространство.

Интеграция во всем

Интегрирование образования охватывает весь спектр преподавательской деятельности. Касается это образовательных программ и стандартов, системы аттестаций и контроля над качеством обучения, обучающих технологий и менеджмента. Интернационализация рассматривается ведущими государствами как одно из основных направлений развития самой образовательной политики. И при ее разработке учитывают очень широкий перечень внешних и внутренних факторов: национальные интересы, мировой рынок труда с анализом на перспективу, а также реальные потребности и возможности собственной системы образования. Таким образом, интернационализация процесса образования объединяет все виды и формы деятельности конкретно взятых стран и их учебных заведений, при этом предусматривая международное взаимодействие на уровне систем образования, учебных заведений и преподавателей. Популярность интернационализации образования привела к появлению множества форм интеграции и к возможности их структурировать.

Объединение с учетом особенностей

Перенимая опыт зарубежных стран, конкретно взятое учебное заведение должно учитывать собственные материальные возможности, наличие необходимой учебной базы, и ни в коем случае не забывать традиции и достижения собственной системы образования. Критерием целесообразности вносимых изменений служит показатель качества обучения, не ниже того, что дается в аналогичных зарубежных образовательных учреждениях. Также уровень подготовки будущих специалистов должен соответствовать требованиям рынка труда данной страны.

К примеру, российские образовательные учреждения должны учитывать, в первую очередь, потребности отечественного рынка в тех или иных специалистах. Интернационализация образования предполагает также мобильность внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю - это, когда не выходя за рамки границ своей страны, учебные заведения разрабатывают специальные программы международного уровня, формируются стандарты качества обучения. Внешняя мобильность - это обмен студентами и преподавателями. Пожалуй, это основной по масштабам показатель интеграции высшего образования.

Мобильность учебных программ

Есть и другие не менее важные показатели. Разработаны и успешно практикуются несколько форм интернационализации современного образования, посредством которых происходит мобильность учебных программ. Среди них:

  • двойной диплом (совместный), который по соглашению сторон котируется в других странах, имеет ту же силу;
  • франшиза, это когда провайдеры стран договариваются о поставках образовательных услуг, но право аттестации остается за страной, которая эти услуги предоставила;
  • сотрудничество провайдеров двух стран на производство образовательной программы на территории страны приема программы, при этом право выдавать дипломы остается за страной-производителем программы.

Разные уровни и формы

Глобализация и интернационализация образования выражается на 4 уровнях:

  • глобальном;
  • региональном;
  • национальном;
  • институционном.

И на каждом уровне существуют свои формы реализации. Глобальный уровень (государственный) должен опираться на возможности и потенциал собственных учебных заведений, особенности культуры и традиций страны, материальную базу. В этом случае использование зарубежного опыта приносит желаемый результат.

Национальный уровень предполагает осуществлять интернационализацию образования посредством программ национального уровня, утвержденных законодательно и исполнительной властью страны. Региональный уровень несет задачу не только развивать «на местах» инфраструктуру для динамичного развития учебных заведений и связанных с ними организаций, но и создать максимально комфортные условия иностранным студентам. Примером интернационализации образования регионального уровня может служить Болонский процесс, включающий в себя 48 стран. Это добровольное объединение стран, которые совместно управляют интеграционными процессами и привлекают талантливую молодежь со всего мира. При этом преследуются интересы мирового уровня для достижения глобальных задач в науке, в промышленности, в политике, во всех сферах жизни. Наиболее четко управление интеграционными учебными процессами происходит в стенах вузов. То есть, это - внутриобразовательные связи и взаимоотношения, внешние связи образовательных систем, интеграция науки и образования.

Болонская декларация

Интернационализация процесса образования, естественно, затронула в том числе и Россию, которая должна была войти в общую европейскую систему образования. В 1999 году 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию, которая обязала всех участников перейти в течение десяти лет на общие для всех правила.

Среди них: сокращение сроков обучения и переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавр/магистр), отмена двухуровневой структуры научных степеней, информатизация обучения и переход на дистанционное обучение и так далее. Россия вошла официально в Болонский процесс в 2003 году, выполнив все необходимые требования и отказавшись от национальных программ обучения. Интернационализация высшего образования в России привела к появлению вузов международного уровня. Это - МГИМО МИД России, РГГУ, РЭУ им. Г.В.Плеханова, РГСУ, РУДН, МГУ им. Ломоносова и Финуниверситет.

Болонское объединение имело целью значительно повысить конкурентоспособность европейских высших учебных заведений, максимально расширить возможности для студентов при выборе места обучения и сделать более легким дальнейший процесс поиска работы после окончания обучения в любой европейской стране. Россия пока что занимает небольшое место в рассматриваемом европейском образовательном пространстве. Но, необходимо отметить, что начало новому пути положено и определенные результаты уже достигнуты.

Положительные моменты

Интернационализация образования - это процесс включения различных международных аспектов в исследовательскую, преподаватель-скую и административную деятельность образовательных учреждений различных уровней. И от адекватного внедрения в процесс образования аспектов глобализации зависит в итоге уровень квалификации рабочих ресурсов. Для России этот процесс крайне важен. Он предоставляет:

  • шанс повысить конкурентоспособность отечественных вузов и внедрить отечественные стандарты и программы на рынке образовательных услуг;
  • участие в Болонском процессе позволило многим российским студентам избрать тот вуз, который им по душе, независимо от страны, где он расположен;
  • программа обмена студентами также способствует повышению уровня знаний и открывает перспективы для практики в зарубежных странах с тем, чтобы потом использовать знания на благо собственной страны.

Одним словом, когда в современном обществе происходит интернационализация образования, выигрывают от этого все. Но нельзя забывать о другом моменте - каждая страна старается удержать у себя наиболее талантливую молодежь, предлагая более выгодные условия обучения, гарантированное трудоустройство и достойную оплату труда после окончания вуза.

Проблемы вхождения

Вхождение России в международное образовательное пространство сопровождается определенными трудностями. Россия имеет собственные традиции в обучении, наше образование всегда отличалось от европейского. Если в ряде других стран зачастую не придается особого значения расписанию, учебные программы носят неопределенный характер, то в России всегда существовали Государственные стандарты обучения, программы четко структурированы, а расписание стабильное. Российское образование также базируется на национальных, культурных и педагогических ценностях, имеет глубокие исторические формы и основывается на российском менталитете.

Интернационализация системы образования в России столкнулась также с проблемой языкового барьера. В западных странах почти все студенты свободно говорят на английском, российским студентам требуется перевод всех программ. Еще одна проблема - система кредитов (зачетных учебных единиц), которая у нас пока не разработана. В странах запада студенты имеют единую систему образования, могут свободно перемещаться из университета в университет по разным странам, обучаться нескольким специальностям. И еще одно препятствие - отсутствие должной мобильности студентов и преподавателей. У нас еще не создана необходимая инфраструктура для иностранных студентов и преподавательский состав не готов обучать студентов из других стран, так как нет должной языковой подготовки.

Использовать то, в чем сильны

Безусловно, Россия в некоторых науках имеет неоспоримые преимущества (физика, математика, информатика, биология и т.д.), и с этим надо уверенно и более активно выходить на международный рынок образовательных услуг. Стоит активнее привлекать иностранных студентов к изучению этих наук. Но, к сожалению, затраты на подготовку таких специалистов в российских вузах значительно ниже, чем в европейских странах. Необходимо содействие в интернационализации высшего образования по таким направлениям, как:

  • более детальное изучение иностранных языков, в первую очередь - английского;
  • активизация университетского обмена студентами и преподавателями;
  • увеличение количества студентов, проходящих за рубежом отдельные курсы, периоды обучения или полные программы;
  • более активное привлечение иностранных студентов в российские вузы;
  • укрепление связей с международным образовательным сообществом;
  • упрощение признания иностранных квалификаций студентам, прошедшим обучение или отдельные курсы за рубежом.

Что привлекает студентов

География и масштабы мобильных потоков студентов меняется вместе с мировой экономикой. Все больше фокус смещается на Восток. Интересны для студентов Австралия, Новая Зеландия, а также университеты в странах Юго-Восточной Азии. И хотя по-прежнему основными центрами притяжения мобильных студентов остаются страны Европы и США, тенденция интернационализации образования в Юго-Восточных странах набирает темпы. Одним из важных факторов при выборе вуза для студентов является языковой.

Чаще всего молодые люди выбирают англо-, франко-, германоязычные страны, а также русско- и испаноговорящие государства. Чтобы не отставать в конкурентной борьбе за талантливую молодежь, многие вузы предлагают англоязычное обучение. Потому что английский язык наиболее распространен в мире. Также на выбор страны обучения влияет качество программ, иммиграционная перспектива, финансовая поддержка студентов. И, конечно же, важнейшим фактором выбора места обучения является стоимость образовательных услуг.

Не останавливаться на достигнутом

Одним из ярких примеров вхождения России в общемировую образовательную систему является Российский университет дружбы народов. Углубление и расширение процессов интернационализации в этом вузе продиктовано самой жизнью и усиливающейся конкуренции на рынке образовательных услуг. И всем вузам, желающим интегрировать в мировое образовательное пространство, следует приложить максимум усилий и понести значительные затраты.

Дополнительные средства требуются на улучшение собственного образовательного продукта, а также на маркетинговые исследования рынка образовательных услуг. И на многие другие необходимые вещи, без которых немыслима качественная подготовка будущих специалистов, востребованных во всех развитых странах. Интернационализация образования - это гарант будущего любого уважающего себя университета.

В мировом высшем образовании резко возросли интернациональные связи. Интернационализацию высшего образования (ИВО) питает расширение контактов представителей и учреждений образования в целях диалога и сотрудничества. На рубеже XX–XXI вв. за пределами своих стран обучалось более 1 млн студентов. Лидером интернационализации являются американские вузы. По данным на 2000 г., в США обучалось свыше 500 тыс. иностранных студентов.

Интернационализация – объективное следствие глобализации и одновременно крупный ресурс усилий по устранению национальной обособленности систем высшего образования, прогресса общественной и экономической жизни. Вузы стоят перед задачами подготовки к деятельности в условиях интегрированных рынков труда и образования. Рыночно ориентированная высшая школа нуждается в изменениях учебных программ, сокращении объема универсального гуманитарного образования, усилении профессионального, специализированного обучения.

До середины прошлого века международная кооперация в сфере высшего образования базировалась почти исключительно на двусторонних соглашениях и индивидуальных контактах. Мобильность студентов ограничивалась потоками между Северной Америкой и Западной Европой, а также бывшим СССР и его союзниками. В дальнейшем усиливается поток студентов из стран "третьего мира" в высшие учебные заведения ведущих государств. Растут обмены студентов США и Европы. Расширяются географические рамки рынков высшего образования. Разрабатываются и осуществляются все более разнообразные международные образовательные программы.

Факторы и цели ИВО можно распределить по четырем основным группам: экономические, политические, культурные, педагогические. Экономические стимулы тесно связаны с прямыми финансовыми выгодами, например платой за обучение иностранных студентов. Гораздо важнее, однако, косвенные экономические интересы. Качественно новая квалификация выпускников высшей школы оказывается одним из условий экономического прогресса. Политические факторы порождены геополитическими интересами каждой страны. Культурные факторы обусловлены стремлениями популяризации национальной культуры и приобщения к иноязычным культурам. И наконец, педагогические факторы связаны с потребностями модернизации высшего образования.

Факторы ИВО эволюционируют. Вначале они были связаны с задачами укрепления культурного взаимопонимания, стремлениями усилить политическое влияние. Далее более важными становятся экономические приоритеты. Экономическим интересам подчинены политические, педагогические и культурные цели ИВО, которые вытекают из намерений совершенствовать подготовку человеческого капитала. Экономическая подоплека проявляется все сильнее. Интеграция высшего образования оказывается средством укрепления экономической конкурентоспособности стран на мировом рынке.

Главные направления интернационализации высшего образования ориентированы на международное сотрудничество, объединение педагогических усилий и ресурсов, совершенствование образования за счет международного опыта, обеспечение занятости специалистов на рынке труда, формирование у выпускников качеств и знаний, необходимых за пределами собственной страны.

Западная Европа – регион, где особенно эффективно происходит интеграция высшего образования. В Западной Европе ИВО прошла несколько этапов. Первый – 1950– 1975 гг. К его началу международная кооперация в сфере высшего образования базировалась почти исключительно на двусторонних соглашениях и индивидуальных контактах. Инициатором первых европейских программ сотрудничества в сфере высшего образования была ЮНЕСКО. Эта международная организация координирует подготовку педагогов к пожизненному образованию, популяризирует идеи параллельного обучения, прежде всего на материалах средств массовой информации. ЮНЕСКО в ряде случаев поручает исполнение своих программ модернизации высшего образования Европейскому центру по высшему образованию. Был дан старт политике "открытых дверей" – свободы передвижения студентов и преподавателей. В резолюции министров образования Евросоюза (1974) предусматривалось усилить связи европейских вузов, улучшить возможности признания дипломов обучения, поощрять свободу передвижения студентов, преподавателей и ученых.

Второй этап – 1975–1986 гг. В его начале основан Европейский центр по развитию профессиональной подготовки. Усилен курс "открытых дверей". Налажена европейская система документации и информации в области образования (программа ЕВРИДИС). Сняты некоторые финансовые, административные и иные препятствия для поступления в вузы иностранцев. Профинансированы и реализованы около 400 межуниверситетских проектов с участием более 500 вузов, в результате чего разработаны совместные учебные курсы, программы, пособия.

Третий этап открылся запуском первых европрограмм по высшему образованию (1987). Инициативы Евросоюза осуществлялись в нескольких международных программах: ЭРАЗМУС (мобильность ученых, преподавателей и студентов), ЛЕОНАРД (профессиональная подготовка), ПЕТРА (стандарты профессиональной подготовки), ИРИС (развитие женского образования), КОМЕТТ (сотрудничество университетов и промышленников) и др. Достоинством программ является детальная проработка и материальное обеспечение запланированных мер и действий. Программы поощряли расширение масштабов изучения иностранных языков и культур, сближение учебных программ и дипломов, поездки за рубеж студентов и преподавателей, Встречи и поездки студентов и преподавателей дополняются или заменяются виртуальной мобильностью – контактами с помощью новейших технических средств. Коммуникативные технологии позволяют сделать международное сотрудничество университетов более информативным и интенсивным.

Меморандум Европейской комиссии по образованию (1992), принятый участниками Евросоюза, положил начало современному этапу ИБО, который получил наименование Болонского процесса. Содержание Болонского процесса сформулировано еще в нескольких соглашениях: Зона европейского высшего образования (1997), Болонская декларация о расширении общего пространства в области высшего образования" (1999), Создание общеевропейского пространства высшего образования" (2003).

Идеи Болонского процесса представлены в виде 10 основных направлений, которые планировалось осуществить до 2010 г.: принятие системы обеспечения прозрачности и сопоставимости университетских степеней; принятие системы двухуровневого высшего образования; внедрение кредитов при оценке обучения; повышение мобильности студентов, преподавателей, научных работников; расширение европейской зоны высшего образования; расширение европейского сотрудничества по гарантированию качества образования; содействие пожизненному образованию; автономия и ответственность учебных заведений за обучение студентов; повышение привлекательности европейского пространства высшего образования; развитие европейского пространства высшего образования и научных исследований. Ключевым условием интеграции названо превращение в повседневность свободного перемещения студентов и преподавателей па европейском континенте. Евросоюз приступил к созданию новых программ, инициирующих обмен преподавателями и студентами с учетом потребностей рынка образовательных услуг. С 1995 г. "ЭРАЗМУС" включен в новую программу "СОКРАТ", которая охватывает все типы и уровни образования.

Координатором ИВО служит расположенное в Брюсселе Объединение академического сотрудничества. Организания собирает информацию, участвует в управлении, экспертизе европейских программ по образованию, содействует контактам между национальными министерствами и службами. Для поощрения интернационализации высшего образования предпринимаются особые финансовые меры. Фондирование в основном персонализировано: на индивидуальные гранты студентам, преподавателям, ученым и пр.

Высшее образование в отдельных европейских странах заметно трансформируется. Это происходит с учетом специфики социального устройства, экономики, политики, педагогических традиций. Сохраняя особенности, национальные системы высшего образования приобретают все больше сходства. Происходит унификация нормативной базы, согласование приоритетов, что не может не содействовать ускорению интернационализации.

В Великобритании до конца 1980-х гг. образовательный рынок ориентировался на государства Британского Содружества. В настоящее время – на партнеров по Евросоюзу. Великобритания – одна из главных участников европейских образовательных программ.

В Германии Основной акт о высшем образовании (1976) предписывает: "Учреждения высшего образования должны содействовать интернационализации, в частности европейской кооперации в сфере высшего образования и обмену студентами и преподавателями между германскими и зарубежными заведениями высшего образования; они должны удовлетворять специфические запросы иностранных студентов". ИВО координируется федеральной Академической службой обмена, а также властями земель и администрацией учебных заведений. Каждый государственный вуз резервирует места для иностранных студентов. Свидетельства об образовании, полученные в других странах ЕС и дающие право поступления в вуз, признаются достаточными. Абитуриентам из Зарубежья следует выдержать экзамен на знание немецкого языка. Повсеместно работают иностранные преподаватели. Часть немецкой профессуры работает за рубежом. Бо́льшая часть иностранных студентов прибывает из Западной Европы, в первую очередь Великобритании и Франции. В университетских городках построены гостевые дома для иностранных студентов и преподавателей.

Приоритеты немецких студентов за рубежом и иностранных студентов в Германии заметно различаются.

Немцы предпочитают изучать иностранные языки и гуманитарные дисциплины, Иностранцы занимаются в первую очередь по инженерно-техническим программам. Усилия по интернационализации становятся более разнообразными. Действует франко-германский колледж высшего образования. Идет подготовка на базе университета в Карлсруэ инженеров по общеевропейской программе в трех вузах – во Франции, Британии и ФРГ. Лейпцигский университет апробирует в экспериментальном порядке систему бакалавриата и магистратуры. Расширяется преподавание иностранных языков в краткосрочных учреждениях специального высшего образования.

Вузы Германии остаются, тем не менее, во многом закрытыми для иностранцев. Это происходит ввиду сравнительно сложного порядка получения дипломов, языкового барьера, длительных сроков фактического обучения, несопоставимости дипломов с дипломами других стран, недостаточной академической и социальной поддержки иностранцев, барьеров при легализации пребывания в стране. Существуют препятствия и для пребывания немецких студентов за границей. Одно из заметных – неудовлетворительное преподавание иностранных языков. Хотя в вузах предусмотрено преподавание множества иностранных языков, обязательное их изучение в университетах – довольно редкий случай.

Активный участник интеграции высшего образования – Франция. Во французском Контексте интернационализации (1995) приоритетами определены: преимущественный обмен студентами со странами Евросоюза, гарантии взаимного признания дипломов о высшем образовании, создание международных учебных программ, состыковка программ третьего (заключительного) цикла университета и модели бакалавр – магистр – доктор.

Франция лидирует при осуществлении проектов Евросоюза по высшему образованию. Приоритетом остается обмен студентами. Почти четверть французов, обучающихся за рубежом, учится в ФРГ. Еще 25% обучается в США. Остальные – студенты в первую очередь вузов других стран Западной Европы. Что касается иностранных студентов, то здесь тенденции иные. Доля партнеров по Евросоюзу остается незначительной. Наиболее представлены студенты из Германии. В целом главные предпочтения традиционно отдаются приему студентов из стран Магриба.

Иностранные студенты обязаны выполнить определенные процедуры, в частности выдержать тестирование на знание французского языка. Требования к иностранным абитуриентам самостоятельно разрабатывают отдельные университеты. Университеты дают заключение относительно образовательного уровня абитуриента на основании рекомендаций особых комиссий. Для граждан Европейского Сообщества требования при поступлении в вуз облегчены. Они должны предъявить диплом бакалавра или эквивалентный диплом о среднем образовании. Признаны дипломы о среднем образовании, выданные в странах ЕС либо подтвержденные европейскими международными экспертами. При поступлении в университеты с ограниченным приемом и некоторые высшие школы требуется пройти собеседование или специальный экзамен. Для поступления иностранцев в большие школы требуется диплом по программе первого цикла университета.

Все активнее участвуют в интернационализации высшего образования ведущие страны Азии. Так, в Японии число иностранных студентов с 1981 по 1995 г. увеличилось в семь раз: с 7 до 53 тыс. Пятую часть из них спонсирует национальное правительство и правительства других стран. В начале XXI столетия планируется довести число иностранных студентов до 100 тыс. Для поощрения мобильности студентов создаются центры японского языка для иностранцев в университетах, учреждаются краткосрочные программы обучения на иностранных языках, снижается плата за проживание для иностранных студентов, строятся особые дома для приема студентов из-за рубежа. ИВО – своеобразное зеркало японских геополитических интересов. Основная часть иностранных учащихся – выходцы из Китая и Южной Кореи. Следующие за ними группы – студенты из США, Европы, остальных регионов и стран. ИВО – инструмент культурного влияния и популяризации национальных духовных ценностей. Абсолютное большинство иностранных студентов изучает язык, искусство и культуру Японии.

В Китае поездки учащихся для учебы за пределами страны – часть политики открытости. В течение 1978– 2003 гг. за рубеж было отправлено более 700 тыс. студентов, преподавателей, ученых. Абсолютное большинство их отъезжали на собственные средства. Специальности, по которым обучаются за рубежом китайские студенты, охватывают едва ли не весь спектр современных научных дисциплин. Китай также предоставляет иностранцам образовательные услуги. В КНР в 2003 г. получали образование около 80 тыс. иностранных студентов. Новое явление для Китая – совместные с иностранными партнерами высшие учебные заведения. Их насчитывалось в 2003 г. более 270. Основные партнеры: вузы США, Австралии, Канады, Японии, Сингапура, Великобритании, Франции, Германии. В совместных высших учебных заведениях представлены в первую очередь специальности, востребованные в сфере промышленности, торговли, управления, иностранных языков.

Интернационализация позволяет предвидеть будущее высшего образования. Облегчается прогнозирование изменений систем высшего образования, корректировка их управления, принципов финансирования и пр. Интернационализация – зримая черта усиления мировой взаимозависимости в сфере образования. Высшая школа является одним из главных инструментов развития подобной взаимозависимости. Перспективами являются координация усилий правительственных, негосударственных и международных организаций, расширение прямого участия учреждений высшего образования в многонациональных программах, поощрение двусторонних и многосторонних проектов отдельных университетов. Интернационализация расширяет горизонты выпускников высших школ. Для них открываются двери во многие секторы международного рынка труда.

Процесс интернационализации высшей школы сложен и противоречив. Отсутствует должный баланс между экономическими и культурно-образовательными целями. Есть потребность усилить интернациональную составляющую программ образования. Приток в университеты иностранных студентов порождает проблему налаживания межкультурного диалога. Нарастает потребность внедрения новейших коммуникационных технологий, которые, в отличие от традиционных международных контактов, нс имеют четко ограниченных пределов и резко расширяют возможности сотрудничества. Остро стоит проблема конвертируемости дипломов о высшем образовании.

Страница 1

Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников. В то же время, процесс перехода к общеевропейским стандартам в системе российского образования не означает тождества, простого копирования опыта западных моделей образования. Мы должны, сохраняя все лучшее, что было накоплено за многие десятилетия в отечественной системе образования, модернизировать ее на основе современного мирового опыта.

Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться инновационные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании.

А также, появилась возможность развития государственного и негосударственного образования, основанных на новых информационных технологиях, это требует разработки нового подхода к системе образования, с переосмыслением его целей и сущности как социального института.

К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества.

Переход на новые методы и технологии в образовательной деятельности в современных условиях возможен лишь на основе инноваций и использования инновационных технологий. Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России. Важнейшими направлениями информатизации образования являются:

Формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения;

Системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;

Построение и развитие единого образовательного информационного пространства;

Постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической информации;

Создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами.

Открытое образование ориентировано на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности. Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование. Развитие системы дистанционного обучения в России только начинается, но, несмотря на это, количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного обучения на территории РФ растет с каждым годом.

В системе российского образования использование информационно-коммуникационных технологий чаще встречается в нетрадиционной (негосударственной) системе образования. Однако многие российские университеты активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного обучения. В результате этого более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет к тому, что будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными формами обучения, что и является характерной чертой системы открытого образования.

Модель социального управления в сфере социально-педагогической работы
социальный педагогический управление централизация Любая наука, в том числе и управление, базируется на использовании исторического опыта. Анализируя исторический опыт можно избежать противоречий и ошибок, встречавшихся на ранних этапах развития науки. Наука управления, в этом отношении мало отлича...

Идея личностно-деятельностного подхода
Рассмотрим основные характеристики личностно-деятельностного подхода. Первая характеристика заключается в приоритетности личностно-смысловой сферы школьника, учителя в образовательном процессе. Иначе, на первое место выдвигается личностно-смысловая сфера ребенка, механизмы образования личностного о...

Педагогическая значимость праздников и досугов
Однако истоки праздничного действа связаны с противопоставлением праздника обычным дням - будням. В.Н. Топоров отмечал, что целью праздника было достижение оптимального состояния его участников от полноты мира и (или) Богоощущения до восстановления некоторого среднего, нейтрального обыденного уровн...

В последние десятилетия ведущим трендом, подчёркивающим развитие глобализационных процессов, стала интернационализация высшего образования. В неё включились не только отдельные университеты или организации, но и целые государства. Это и не удивительно, поскольку интернационализация системы образования может принести значительные плоды. И не только в виде притока иностранных студентов. Этот процесс даёт серьёзный толчок к развитию как системы высшего образования целого государства, так и отдельно взятого высшего учебного заведения, которое желает быть конкурентоспособным.

Понятие интернационализации образования

Возникло оно сравнительно недавно - в конце прошлого века, но достаточно быстро стало главной характеристикой происходящих в этой сфере. В его основу были положены разнообразные идеи международного сотрудничества в сфере образования, большинство из которых уже получило реализацию в качестве разного рода программ.

Можно сказать, что интернационализация образования - это процесс, суть которого заключается в активном введении международного компонента во все функциональные сферы вуза. То есть он затрагивает не только учебную деятельность, но и исследовательскую, и даже административную. Авторы статей об интернационализации подчёркивают её связь со всеми функциями образовательного процесса и отмечают наличие комплексного характера этого влияния.

Формы сотрудничества

Следует отметить, что интернационализация образования представляет собой процесс, который включает разнообразные форматы международного взаимодействия:

  • мобильность с образовательной целью: сюда входит не только студенчество и преподавательский состав, но также и представители вузовской администрации;
  • внедрение таких типов мобильности, как институциональный и программный, на основе различных обучающих инструментов;
  • составление обновлённых образовательных стандартов на основе образцов международного уровня и включение их в учебные программы вузов;
  • создание различных форм долгосрочного партнерства в институциональной сфере образования.

Рассматривая все эти виды международного сотрудничества, нужно обратить внимание на то, что интернационализация образования - это процесс, который охватывает не только внешние формы в виде обучения за рубежом. Это еще и сложная внутренняя трансформация. Она охватывает все высших учебных заведений и направляет их в сторону международного взаимодействия.

Стратегии реализации

На сегодня мировой практикой выработаны различные стратегии, которые развиваются на основе такой тенденции, как интернационализация процесса образования. В зависимости от мотивов реализации их можно сформировать в четыре группы.

  1. Стратегия согласованного подхода - опирается на долгосрочное международное сотрудничество. Оно реализуется посредством повышения мобильности как студентов, так и преподавателей, программ обмена, партнерских соглашений. Фундаментальным положением этой стратегии является не конкуренция, а налаживание сотрудничества.
  2. Стратегия, поддерживающая миграцию ведущих иностранных специалистов и одарённых студентов. Принимающая страна, стремясь повысить свою конкурентоспособность, создаёт ряд условий для них: академические стипендии, упрощённый визовый режим и иммиграционные нормы.
  3. Доходная стратегия. Она также основывается на привлечении квалифицированных специалистов с той лишь разницей, что отсутствуют какие-либо льготы, а образование предоставляется на платной основе. Приток иностранных студентов позволяет организовывать университетам предпринимательскую деятельность.
  4. Стратегия расширенных возможностей. Призвана поощрять получение образования за рубежом или в отечественных вузах, которые поставляют такие услуги. Рычагами реализации здесь служат мероприятия, направленные на поддержку мобильности как студентов, так и учёных, преподавателей и

Уровни управления интернационализацией

Сегодня очевидным становится тот факт, что даже глобальные процессы нуждаются в регулировании, и то, что в него включены не только конкретные предприятия или организации, но и само государство.

Сказанное в полной мере относится и к тем явлениям, которые отражает современная тенденция интернационализации образования. Здесь можно выделить три основных уровня управления:

  • государственный;
  • региональный;
  • вузовский.

На каждом реализуется собственная стратегия и инструменты управления. Государство, формируя стратегию развития этого процесса, должно учитывать не только тенденции сложившегося зарубежного опыта, но и специфику своей культурной среды, потенциал высших учебных заведений, их материальную базу. На этом уровне создаются инструменты и нормы, позволяющие вузам эффективно развиваться в направлении интернационализации.

Региональный уровень призван формировать, так сказать, «на месте» те условия и инфраструктуру, которая не только позволит динамично развиваться учебным заведениям и другим связанным с ними институтам, но и создаст комфортные условия для иностранных студентов.

Наиболее чётко инструменты интернационализации в образовании могут быть отражены именно на уровне учебного заведения.

Инструменты управления

Они могут разрабатываться в комплексе или же внедряться на разных отдельно.

  1. Приглашение к сотрудничеству международных экспертов. Направление их деятельности может быть различным: в качестве эксперта образовательных программ или участие в разработке стратегии развития заведения.
  2. Развитие такого элемента, как международные компетенции. Относится этот инструмент не только к преподавательскому составу, но и ко всем, кто так или иначе будет задействован в образовательном процессе.
  3. Формирование институционального партнерства с передовыми иностранными образовательными центрами.
  4. Включение в ассоциации или сети для продвижения учебного заведения на международном образовательном рынке.
  5. Участие вуза в международных рейтингах.
  6. Развитие совместно с другими учебными заведения страны и зарубежья различных образовательных проектов.
  7. Развитие и реализация исследовательских программ с зарубежными партнёрами.
  8. Проведение международной аккредитации. Сертификация качества образования на основе мировых стандартов.

Представленный список можно продолжать, поскольку интернационализация образования - это процесс развития, который постоянно открывает новые разнообразные формы сотрудничества.

Факторы эффективности управления

Здесь играют роль две группы факторов: внутренние и внешние. Первая включает потенциал высшего учебного заведения: материально-техническое оснащение, уровень развития преподавательского состава и т. д.

Вторая реализуется на уровне государства. Она охватывает политические и социально-экономические условия. В первом случае определяющую роль играет политика, реализуемая в сфере образования. Сегодня она приобретает более чёткую направленность и предлагает новые результативные инструменты реализации интернационализации.

Учёт социально-экономических условий опирается на демографические, географические и экономические данные, которые также необходимо учитывать при разработке и реализации стратегии развития образования.

Внутренние ресурсы развития

На уровне вуза успех интернационализации определяется такими его возможностями:

  • наличием качественных профильных программ, которые позволят вузу найти свою сферу и предлагать там образовательные услуги;
  • сотрудничеством с зарубежными высшими учебными заведениями;
  • наличием опыта международной деятельности.

Важное место здесь занимает наличие адекватной стратегии развития и желания ей следовать.

Роль в развитии мировых процессов

Современные тенденции, отражающие направленность развития современного мира, побуждают обратить внимание на соотношение таких процессов, как глобализация и интернационализация образования. Оба они некоторым образом связаны между собой. Яркая и неоднозначная тенденция, характеризующая современные трансформации, глобализация затрагивает практически все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и образование.

Само по себе это понятие используется некоторыми исследователями для характеристики глобализации, которую представляют как процесс интернационализации различных областей жизни: экономической, технологической, культурной, торговой и т. д.

Это позволяет определить глобализацию как первопричину и фундамент трансформации систем обучения. Поэтому интернационализация образования — это важная составляющая развития глобальных процессов, которая включает в процесс не только различные учебные заведения, но и целые государства.

Интернационализация как фактор развития

Именно с таких позиций предлагается рассматривать этот процесс, поскольку так он может быть представлен как действенный инструмент, стимулирующий к достижению таких целей:

  • рост уровня преподавания;
  • развитие разнообразных форм исследовательской работы;
  • возможность выбора и использования лучших образцов международного опыта;
  • рост числа конкурентных преимуществ вуза как на внутреннем рынке, так и на внешнем — международном.

Это общие направления развития учебного заведения, которое желает найти своё место в глобальном образовательном процессе.

Они должны конкретизироваться и отображаться в стратегических направлениях развития вуза, которые определяются на основании потенциала. Здесь также нужно конкретизировать своё представление о месте в глобальной системе, установить, что это будет: мировой уровень, отраслевой или, возможно, региональный.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Чупина Валентина Александровна 1 , Плешакова Анастасия Юрьевна 2
1 Уральский государственный экономический университет, доктор пед. наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления
2 Уральский государственный экономический университет, доцент кафедры государственного и муниципального управления


Аннотация
Автор связывает понятие интернационализации образования в связи с процессами глобализации и регионализации. Рассматривает интернационализацию как процесс внедрения международных образовательных стандартов в деятельность университетов на основе деятельностного подхода (использование активных и интерактивных технологий в целях повышения качества преподавания и научных исследований), компетентностного подхода (результат высшего профессионального образования, представленный комплексом компетенций), этического подхода (осуществление межкультурных коммуникаций на основе традиций и инноваций, создание адаптационных условий, снижающих риски интернационализации), стратегического подхода (развитие интернационализации в сфере менеджмента и управления образованием, внедрение международных стандартов измерения его качества).
Также рассматриваются Болонский процесс и результаты его внедрения в российское профессиональное образование (международные образовательные стандарты (бакалавр, магистр, PhD), требования к уровню студента и преподавателя (академическая мобильность), специфика методов и форм обучения (интерактивность, современные педтехнологии), формы контроля (система кредитов и зачетных единиц), специфика межкультурных коммуникаций (религиозно-этнические, ментальные отличия, специфика образовательной среды), ресурсы (социально-экономические условия). Затруднения, проявляющиеся в процессе развития мобильности, в переходе на двухуровневую подготовку, сопоставлении образовательных программ с помощью кредитной системы, в измерении качества образования и его контроле, в сопоставимости научных степеней и признании дипломов. Сделан вывод, что особого внимания требует социально-культурная составляющая процесса, определяющая комфортную, толерантную среду для всех его участников.

INTERNATIONALIZATION OF HIGH EDUCATION PROCESS: PROBLEMS AND WAYS OF DEVELOPMENT

Chupina Valentina Aleksandrovna 1 , Pleshakova Anastasia Urevna 2
1 Ural State University of Economics, doctor of pedagogical science, professor of the State and Municipal Administration Chamber
2 Ural State University of Economics, associate professor of the State and Municipal Administration Chamber


Abstract
The author associates the concept of internationalization of education in connection with the processes of globalization and regionalization. Considering internationalization as the process of introducing international educational standards in the activities of universities on the basis of the activity approach (the use of active and interactive technologies in order to improve the quality of teaching and research), competence-based approach (the result of higher professional education, presents a set of competencies) ethical approach (implementation of intercultural communications on the basis of traditions and innovation, the creation of adaptation conditions that reduce the risks of internationalization), strategic approach (development of internationalization in the field of management and education management, introduction of international standards of measurement quality).
Also discusses the Bologna process and the results of its implementation in Russian vocational education (international educational standards (bachelor, master, PhD), requirements to the level of the student and instructor (academic mobility), specific methods and forms of learning (interactivity, modern beltehnologiya), forms of control (system of loans and credits), the specificity of intercultural communication (ethno-religious, mental differences, specifics of the educational environment), resources (socio-economic conditions). Difficulties, manifested in the development of mobility in the transition to a two-level training, matching educational programs with the help of the credit system, in the measurement of education quality and its control, the comparability of degrees and recognition of diplomas. It is concluded that special attention should be paid to the socio-cultural component of the process that defines relaxed, tolerant environment for all its participants.

Библиографическая ссылка на статью:
Чупина В.А., Плешакова А.Ю. Интернационализация процесса высшего профессионального образования: проблемы и векторы развития // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]..03.2019).

Характеризуя глобальные вызовы, стоящие перед современным образованием, следует выделить один из них, связанный с глобализацией и международной конкуренцией в сфере науки и экономики и побуждающий к изменениям существующих систем образования. Новые политические и экономические процессы как в Европе, так и в мире в целом, а также особенности социально-экономической и демографической ситуации побуждают университеты идти на изменения в области образования. Глобализация и возникновение экономики глобального знания оказывают значительное влияние на стратегии развития университетов, меняют содержание их программ, диктуют новую политику взаимодействия со студентами из других стран. Интеграция образования и науки, потребность в специалисте, соответствующего новым стандартам требуемых компетенций, делают образование инструментом реализации геополитических и внешнеэкономических интересов любой страны.

Будущее высшей профессиональной школы характеризуется ростом значения информационно-коммуникационных технологий, высокой конкурентностью выпускников университетов на рынке труда, способных и готовых найти свою нишу в глобализирующемся мире. По словам американского социолога П.Скотта, «система высшего образования является создателем, переводчиком и страдальцем процессов глобализации» . Очевидно, что в современных реалиях международное сотрудничество является не только необходимым условием поддержки высокого уровня образования, но и проблемой, нуждающейся в основательном теоретическом и практическом осмыслении, опирающимся, с одной стороны, на лучший опыт мирового образования, с другой – на традиции высшей школы и достижения образования в отдельных странах.

Обсуждая понятие интернационализации, следует заметить, что термину «интернационализация высшего образования» еще нет и двух десятилетий. До 1990-х годов использовался собирательный термин «зарубежное образование», обозначавший различные виды деятельности международных отделов университетов, такие как обучение студентов за рубежом, академические обмены, привлечение иностранных экспертов. Однако эта деятельность не была концептуализирована . Термин «зарубежное образование» ненадолго сменялся понятием «глобальное образование» и постепенно закрепился термин «интернационализация образования», означавший начало создания концептуального подхода к процессу интернационализации.

Анализ отечественных исследований показывает, что российский подход к процессу интернационализации и его определения как понятия связан с выходом российского образования за национальные рамки, с международной интеграцией университетов, с подготовкой российских студентов к международному сотрудничеству и конкуренции . Так, С.Ф. Сутырин, опираясь на экономический подход, под интернационализацией понимает «процесс выхода «штатного» образовательного процесса за национальные границы, осуществляемый в значимых размерах» .

Е.Г. Леонтьева отмечает: «Человечество связывает надежду на преодоление кризиса культуры с возможностями образования как важнейшего социального института. На рубеже XX – XXI веков вопрос о статусе университетского образования и потенциальных возможностях не потерял своей актуальности. Важно сформировать модель образования, адекватную потребностям нового века, – ту модель, которая подготовит переход к новому типу социального развития и по сути придаст этому развитию новый импульс» . Противоречие сложившейся ситуации, по ее мнению, состоит в том, что классическая образовательная модель не вполне способна ответить на вызов современным требованиям, а идущие по пути коммерциализации университеты выхолащивают ценности высшего образования, в первую очередь, духовные. «Необходимы новые подходы к практике университетского образования, – подчеркивает Е.Г. Леонтьева,- ориентированные как на сущностные параметры, доминантные характеристики университетского образования, важнейшими из которых являются фундаментализация, гуманизация и экологизация образовательной системы, так и на интернационализацию университетского образования» . Автор в логике философского подхода связывает интернационализацию с широкой интеграцией в области организации образования и подготовки профессиональных кадров: «Под интернационализацией университетского образования мы понимаем процесс международной интеграции университетского образования, ориентированный на согласованность учебных программ университетов с целью обеспечения равноценности дипломов. Целью интернационализации университетского образования является подготовка студентов и специалистов к международному сотрудничеству и конкуренции, которые будут доминировать в новом тысячелетии во всех сферах жизнедеятельности общества» – пишет Е.Г.Леонтьева .

Такое понимание интернационализации, с нашей точки зрения, закономерно и исторически обусловлено, ведь само явление развивалось поэтапно вместе с развитием университетов. Начальный этап развития европейских университетов – эпоха средних веков и возрождения – характеризуется возрастающей мобильностью студентов и преподавателей благодаря латинскому языку, на котором велось преподавание в большинстве университетов. Второй этап – период между XVIII в. и второй мировой войной – заявляет о себе ориентацией на экспорт образования и характеризуется своеобразной модой на заграничное образование. Характерной чертой и результатом такого экспорта явилось то, что в системах высшего образования, к примеру, Индии и ряда африканских стран до сих пор можно обнаружить элементы британской системы образования, а на Карибских островах и в латиноамериканских странах – французской.

В научных исследованиях есть попытки классифицировать подходы к определению понятия интернационализации. А.Д. Гладуш, Г.Н. Трофимова и В.М. Филиппов выделяют четыре подхода к интернационализации образования: на основании деятельности, на базе компетенций, на основе культурного подхода и подхода процессуального, или стратегического . «Первый ориентирован на расширение мобильности студентов, профессорско-преподавательского состава, совместную исследовательскую деятельность, изменение учебных планов. Второй предполагает новые «приращения» у человека как профессионала и личности. Третий направлен на создание интернациональной культуры в университетах. Четвертый сочетает элементы всех предшествующих подходов с тем, чтобы учебное заведение достигло международного уровня» .

Зарубежные исследователи, в отличие от российских, руководствуются иным подходом в определении понятия интернационализации. Как подчеркивает исполнительный директор Европейской ассоциации по международному образованию Х. Келлен, интерпретация изменялась в зависимости от трактовки основных причин интернационализации, от действий, выполнение которых она предполагала, и различий в политических и экономических условиях, в которых она проходила .

Активные исследования в области изучения процесса интернационализации начались в 1970-х годах. В настоящее время в зарубежных исследованиях существует несколько подходов к анализу понятия интернационализации. Так, представитель Университета прикладных наук KYAMK Минна Сьедерквист формулирует понятие интернационализации как «процесс превращения национального вуза в интернациональный вуз, ведущий к включению международного аспекта во все компоненты комплексного управления с целью повышения качества преподавания, исследования и достижения требуемых компетенций ». Представитель Центра исследований политики в области высшего образования Университета Твенте в Амстердаме Марийк ван дер Венде дает такое определение интернационализации: «Интернационализация в сфере высшего образования – это любое систематическое усилие, направленное на то, чтобы сделать высшее образование адекватным требованиям и вызовам, связанным с глобализацией общества, экономики и рынка труда» . Почетный генеральный секретарь международной ассоциации ректоров университетов, один из первых исследователей в области интернационализации высшего образования Морис Харари характеризует интернационализацию наличием международного компонента в учебных планах и программах, международной мобильностью студентов и профессорско-преподавательского состава и наличием программ технического сотрудничества и взаимопонимания . В 1972г. М. Харари выделил три основных элемента интернационализации:

Наличие международного компонента в учебных планах и программах;

Международная мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава;

Наличие программ технического сотрудничества и взаимопонимания .

В середине 90-х гг. была разработана ставшая теперь уже классической формулировка понятия интернационализации. Она принадлежит профессору университета Торонто в Канаде Джейн Найт, которая определяет интернационализацию как «процесс внедрения международного измерения таких функций деятельности университета, как преподавание, исследование и оказание услуг для повышения их качества» . Дж. Найт считает интернационализацию инновацией в сфере образования, способствующей повышению качества образовательных услуг. Автор разработала свою типологию подходов к пониманию процесса интернационализации:

Деятельностный подход (развитие совместных образовательных программ по обмену студентами и профессорско-преподавательским составом и т.п.);

Компетентностный подход (подготовка кадров «мирового» уровня, изменения в наборе компетенций профессионала: навыки, интересы, знания, ценности и т.д.);

Этический подход (развитие культуры образования и создание уникального климата, которые облегчает процесс интернационализации);

Стратегический подход (развитие аспектов интернационализации не только в академической сфере, но также в сфере управления и организации образовательного процесса) .

Изучив подходы к пониманию процесса интернационализации высшего образования российских и зарубежных ученых, мы основываемся на подходе Дж. Найт, совмещающим экономическую, культурную и педагогическую составляющие. Но уточняя его, мы предлагаем процесс интернационализации образования связывать с интеграцией нескольких подходов в процессе внедрения международных образовательных стандартов. Принципиально, что процесс интеграции происходит на основе:

  • деятельностного подхода, предполагающего использование активных и интерактивных методов в целях повышения качества преподавания и научных исследований,
  • компетентностного подхода, ориентированного на результат образования, измеряемого в терминах компетенций,
  • аксиологического подхода, основанного на сочетании традиций и инноваций, национальной самобытности и ментальности народа, создание адаптационного климата при освоении культуры другой страны;
  • стратегического подхода, связанного с развитием процесса интернационализации не только в сфере образования, но и в сфере управления им.

В итоге при анализе процесса интернационализации, слишком сконцентрированном на количественном подходе «на основе цифр», мало внимания уделяется нормам, ценностям или этике интернационализации. Имеющий место прагматический подход строится без учета возможных рисков и недооценивает будущие культурно-этические издержки. Думается, что важным пунктом дискуссии об интернационализации должно стать понимание того, что она связана не только с отношениями между народами, но в большей степени – с коммуникацией между культурами и этическими ценностями как порождением этих культур.

На процесс интернационализации влияли и влияют многие факторы. Так, директор Центра интернационализации высшего образования Католического университета Святого Сердца в Милане Ханс де Вита утверждает: «Несколько таких факторов, как падение железного занавеса, процесс объединения европейских государств, а также развитие глобализации экономик и обществ стран Европы, сыграли свою роль в этом переходе от разрозненного «международного образования» к более целостной, «всеобъемлющей» концепции интернационализации».

Другие зарубежные исследователи указывают на такие факторы интернационализации, как глобализация, введение международного компонента содержания образования, повышение и измерение его качества, академическая мобильность. В некоторых работах зарубежных авторов понятия интернационализации и глобализации отождествляются, с чем мы не можем согласится, так как считаем, что глобализация – это фактор, влияющий на процесс интернационализации. Мы солидарны со П. Скоттом, утверждающим: «Глобализация и интернационализация – разные понятия, университет всегда являлся институтом интернациональным, и глобализация оказывает на него разностороннее влияние” . Интернационализация образования – процесс, который способствует развитию университетского образования и введению таких инструментов оценки, благодаря которым расширяется международное сотрудничество и развивается академическая мобильность студентов и преподавателей, осуществляется признание дипломов, степеней и учебных программ . Вместе с тем, результаты интернационализации университетского образования могут быть поучить неоднозначную оценку: с одной стороны, наблюдается определенная унификация содержания образования, профессиональных стандартов, академических степеней, что, безусловно, способствует росту мобильности студентов, соискателей и профессорско-преподавательского состава, с другой - возникает риск утраты самобытных традиций образования, растворения национальных систем образования в глобальной образовательной системе. Что касается процесса интернационализации в российских университетах, то он реализуется в следующих основных направлениях:

Интернационализация образования – процесс, который способствует развитию университетского образования и введению таких инструментов оценки, благодаря которым расширяется международное сотрудничество и развивается академическая мобильность студентов и преподавателей, осуществляется признание дипломов, степеней и учебных программ . Вместе с тем, результаты интернационализации университетского образования могут быть поучить неоднозначную оценку: с одной стороны, наблюдается определенная унификация содержания образования, профессиональных стандартов, академических степеней, что, безусловно, способствует росту мобильности студентов, соискателей и профессорско-преподавательского состава, с другой - возникает риск утраты самобытных традиций образования, растворения национальных систем образования в глобальной образовательной системе. Что касается процесса интернационализации в российских университетах, то он реализуется в следующих основных направлениях:

  • создание и ведение учебных программ на иностранном языке;
  • привлечение иностранных студентов на обучение в российских университетах;
  • организация академического обмена и импорт образовательных услуг;
  • международная аккредитация учебных планов и программ.

Заметим, что в процессе интернационализации российское образование пытается сохранить свои традиционные черты и поэтому носит интегративный характер. Интеграция российских университетов в мировое образовательное пространство имеет, на наш взгляд, на три главные черты: политика укрепления репутации высшего профессионального образования России за рубежом, привлечение лучших образцов мирового опыта в целях совершенствования российской системы образования, инвестирование в университетское образование России.

Анализируя процесс интернационализации высшего профессионального образования в России, следует подчеркнуть, что особого внимания и изучения требуют вопросы разработки механизмов обеспечения качества академических и образовательных программ, финансового обеспечения и привлечения зарубежных капиталов; участия в образовательных проектах отечественных и зарубежных фондов; привлечения работодателей и правительственных структур для интенсификации процессов, а также коммерциализации деятельности университетов. Особого внимания требует социально-культурная составляющая процесса интернационализации, поскольку именно она определяет комфортную, толерантную среду для всех его участников. Эти вопросы приобрели особую актуальность в рамках Болонского процесса.

В эпоху глобализации ведущие мировые державы и Россия пытаются откликнуться на меняющиеся геополитические и социально-экономические условия и таким образом активизировать и обогатить диалог, который рассматривается его сторонами как важнейший фактор более тесного сближения между народами и содействия росту взаимопонимания между ними.

С Европейским Союзом Россию связывает сотрудничество в области образования, начавшееся более 20 лет назад и давшее первые плоды. В этом смысле Болонская декларация является источником согласования имеющихся различий между странами и народами и нахождения эффективных способов их преодоления через построение единого образовательного пространства . Болонский процесс с самого начала имел целью укрепление репутации и конкурентоспособности европейской системы высшего образования, поэтому создание единого образовательного пространства – стратегическая задача Европы. Главными чертами создаваемого образовательного пространства являются качество, мобильность, многообразие и гибкость, открытость и доступность. Качество высшего образования предполагает его содержание, основанное на фундаментальности, универсализации, оптимальных условиях реализации образовательных программ, выводящие на соответствующий уровень профессиональной подготовленности выпускников. Что касается мобильности студентов и преподавателей в едином образовательном пространстве, то оно предполагает готовность к деятельности в любом его сегменте, возможность и готовность к свободному перемещению. Многообразие содержания, вариативность технологий реализации совместных программ Европы и России должно осуществляться на основе сложившихся традиций обеих систем, возможности автономии и свободы выбора участниками вузов и программ. Принципы доступности и открытости образования обеспечиваются совокупностью академической мобильности, возможностью обмена и открытием филиалов вузов в различных странах, а также внедрением технологий дистанционного обучения.

Формирование единого образовательного пространства в рамках Болонского процесса осуществляется на выработанных временем и приемлемых для различных систем образования фундаментальных правилах функционирования высшего образования:

  • введение двухуровнего обучения в подготовке выпускника;
  • осуществление кредитной системы как основы мониторинга;
  • разработка системы менеджмента качества образования;
  • создание условий для академической мобильности;
  • содействие трудоустройству выпускников;
  • обеспечение надежной репутации европейской системы образования.

Проведенный анализ деятельности консорциумов вузов ЕС и РФ убеждает в том, что воплощение в жизнь основных принципов Болонского процесса по формированию общеевропейского образовательного пространства остается далеко не завершенным. Это связано с недостаточным соответствием имеющихся условий и выдвинутых Россий обязательств реалиям социально-экономического положения страны, неготовностью системы образования к интернационализации и недостаточной проработкой самого понятия интернационализации. Вхождение России в Болонский процесс потребовал от нее шагов по кардинальным изменениям в отечественном высшем профессиональном образовании. Не случайно «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривала необходимость повышения конкурентоспособности российской системы образования, переход к обществу знаний и значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия. В Концепции подчеркивалось, что сложившаяся в России система образования является важным фактором конкурентоспособности ее выпускников в различных странах мира, укрепляет ее международный престиж как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Однако присоединение к Болонскому процессу делало необходимым разработку таких вариантов образовательных программ, которые были бы приемлемы не только для России. Акцент при этом ставился на критическую и всестороннюю оценку зарубежного опыта и взвешенного применения его результатов, с одной стороны, в интересах сохранения традиций сложившейся и имеющей признание российской системы образования и, с другой, для понимания направлений ее модернизации. При этом важно было сохранить ценности российского образования, обусловленные его культурными традициями, ментальными особенностями нации, достижениями российской педагогики.

Сегодня анализ опыта реализации «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», проведенный методом экспертных оценок , показывает, что, несмотря на явную потребность России и Европы в культурном диалоге, декларирование с обеих сторон намерений к сближению, наличие имеющихся преимуществ в образовании как у России, так и у Европы, динамичность процесса внедрения болонских принципов в российское образование оставляет желать лучшего. Одна из причин этого заключается в том, что процесс европейской интеграции часто входит в противоречие со сложившимися традициями русской педагогики, а также многовекторными связями с другими системами образования, которые в совокупности оказали и продолжают оказывать влияние на российское образовательное пространство.

«Образовательная среда является частью культурной среды в целом. Причем, она во многом выступает идеалообразующей стороной последней. Однако в процессе стандартизации образования все очевиднее выявляются проблемы, связанные с поликультурными особенностями и регионально-этническими характеристиками социальной среды всего обучающего и формирующего пространства. Следует признать, что процесс формирования общеевропейского образовательного пространства входит в острые противоречия с попытками сохранить уникальность национальных форм социализации и инкультурации», – отмечает В.Л.Бенин .

  • Бенин В. Л. Культурные традиции и современные проблемы взаи-модействия образовательных сред Европы и России / В. Л. Бенин, Е. Д. Жукова // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. − 2009. − №7. − С. 67−80.
  • Болонский процесс в России − «расстрел» фундаментального рос-сийского образования? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // info.tatcenter.ru/article/26328.
  • Гладуш А. Д. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России: учеб. пособие / А. Д Гладуш, Г. Н. Трофимова, В. М. Филиппов. – М.: РУДН, 2008. − 146 с.
  • Коллективная стратегия Европейского Союза по отношению к Рос-сии / Европ. Совет, Генер. Секретариат. − Кельн: [б. и.], 1999. − 32 с.
  • Леонтьева Е. Г. Интернационализация университетского образова-ния: социально-философский анализ: автореф дис. на соискание ученой степени канд. философ. наук: 09.00.11 − социальная философия, Томск: [Б.и].,2002.−27с.
  • Московский Центр Карнеги. [Электронный ресурс]. − Режим досту-па: http//www.carnegie.ru.
  • Пецольдт К. Конкурентоспособность ВУЗа в условиях интернацио-нализации высшего образования [Электронный ресурс] / К. Пецольдт, С. Ф. Сутырин, А. С. Елкина // Проблемы современной экономики − 2007. − № 1. − Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1276 .
  • Подготовка специалистов в области международных и внешнеэко-номических связей для субъектов Российской Федерации: материалы между-нар. конф., 1−2 дек. 2004 г. – М.: Дип. Академия МИД РФ, 2005. − 124 с.
  • Радаев В.В.Пять принципов построения нового университета / В. Радаев // Pro et Contra. Реформа образования: проекты и перспективы / под. ред. М. Липман. – М.: РОССПЭН, 2011. – 70 с.
  • Российское и общеевропейское образовательное пространство: ор-ганизационно-экономические проблемы интеграции // Университетское управ-ление: практика и анализ. −2004. – № 5−6(33). С. 12−52.
  • Carroll B. Why Internationalize? Why Now? / В. Carroll // Internation-al Educator − 1993. − Vol. 3, N 1. − P. 15−16, 46.
  • De Wit H. Trends, Issues and Challenges in Internationalisation of Higher Education / H. De Wit; Centre for Applied Research on Economics & Man-agement, School of Economics and Management of the Hogeschool van Amster-dam.−Amsterdam, 2011. − 125 p.
  • De Wit H. On the definition of international education // European As-sociation for International Education Newsletter. − 1993. − N 11. − Р. 7−10.
  • Harari M. Internationalization of Higher Education: Effecting Institutional Change in the Curriculum and Campus / M. Harari // Long Beach. − California: Center for International Education, California State University,1989. − 138 p.
  • Knight J. Internationalisation Remodelled-Definition, approaches and rationales / L. Knight // Journal of Studies in Interntaional Education. − 2004. − Vol. 8, N 1. − P. 5−31.
  • Knight J. Five Truths about Internationalisation / J. Knight // Interna-tional Higher Education. − 2012. − N 69. − P. 4−5.
  • Laureys G. Mobility Has Come to Stay: Management Strategies to Meet the Demands of Internationalisation in Higher Education / G. Laureys // Higher Ed-ucation Management. − 1992. − Vol. 4, N 1. − P. 108−120.
  • Lee J. J. The False Halo of Internationalization / J. J. Lee // International Higher Education. − 2013. − N 72. − P. 6−7.
  • Soderqvist M. Internationalisation and its management at Higher Edu-cation Institutions. Applying сonceptual, content and discourse analysis / M. Soderqvist // Helsinki School of Economics: HSE Print, 2007. − 271 p.
  • Seidel H. Internationalisation: A New Challenge for Universities / H. Seidel // Higher Education. − 1991. − N 21. − P. 289−296.
  • Количество просмотров публикации: Please wait