Гобелен из Байё: история завоевания. Гобелен из Байё(Tapisserie de Bayeux) Изображения на ковре из Байё

Во время большого французского путешествия нам удалось познакомиться с двумя необыкновенными произведениями старинного ткачества и вышивки. Первое – это в Анже, второе – гобелен в Байё. В этот город следует приехать только за тем, чтобы своими глазами увидеть грандиозное творение вышивальщиц (или вышивальщиков?), которому без малого уже 1000 лет! Конечно, ни один интернет-источник не заменит впечатление от настоящей вещи. Но может дать представление о грандиозной работе древних мастеров. А заодно, освежит в памяти важнейший эпизод Средневековой истории Англии – её покорение Вильгельмом (Гийомом) Завоевателем в 1066 году.
С краткой исторической справки и начнём – так понятнее будет разбираться в событиях гобелена.
1051 год. На землях англо-саксов правит король Эдуард Исповедник – племянник нормандского герцога Ричарда II . Детей ему Господь не дал (есть легенда, что свою жену он не любил и оставался девственником), он провозгласил своим наследником молодого нормандского герцога Гийома (в Англии его называют Вильгельмом) – своего двоюродного брата.
1064-1065 годы. Другой претендент на престол – Гарольд был братом королевы Эдиты, супруги Эдуарда Исповедника. В 1064-1065 годах Гарольд оказался в плену у Ги I де Понтье. Вильгельм Завоеватель выкупил его из плена и Гарольд был вынужден признать спасителя наследником престола, поклялся в верности и обещал ему свою поддержку.
1066 год. Смерть короля Эдуарда Исповедника. Английский совет «Витенгамот» признал королём Гарольда. Вильгельм не был им нужен, ведь чужестранец начнёт притеснять местную знать, отбирать у них земли, звания и одаривать своих приближённых-норманнов. Гарольд вступил на престол. Вильгельм здесь же обвинил его в клятвопреступлении, собрал эскадру, разгромил английские войска при Гастингсе и воцарился на английском престоле. Гарольд погиб во время битвы.

Технические и исторические подробности приведём ниже, когда будем рассматривать многочисленные сцены гобелена. “Гобелен” в данном случае назван так условно. В действительности он выполнен в технике вышивки шерстяными нитями по льняной ткани. Снимки взяты с официального сайта музея гобелена в Байё.

Изображённые на гобелене события 1064-1066 годов составляют независимый взгляд на события, который несколько отличается от сохранившихся письменных источников. И если описания главных событий, в целом совпадают с письменными источниками, то в деталях часто противоречат им. Лаконичная природа текста гобелена не объясняет причину несовпадений.

Следует заметить, что о некоторых событиях намеренно рассказано не вполне ясно. Например, о миссии, которую доверил Гарольду Эдуард Исповедник в начале повествования или о содержании завещания короля Эдуарда. Автор, несомненно, знал о разных толкованиях событий по обе стороны Ла-Манша.

ПУТЕШЕСТВИЕ В НОРМАНДИЮ
Сцена 1. В самом начале ковёр был сильно повреждён, но его тщательно реставрировали. Король Англии с 1042 года Эдуард Исповедник разговаривает со своим зятем графом Уэссекса Гарольдом, вероятно, в Вестминстерском дворце. Гарольд в то время был самым могущественным аристократом страны и претендентом на престол. Затем Гарольд (справа) с ястребом в руке отправляется на южное побережье в свои владения Бошем в Сассексе (Bosham in Sussex) со свитой и охотничьими собаками.

Сцена 2. Гарольд со своим спутником входят в храм в Бошеме чтобы помолиться о безопасном плавании. Они пируют в одном из многочисленных дворцов поместья Гарольда в Бошеме (обратите внимание на рог для питья, такая посуда была чрезвычайно распространена в скандинавских кругах) и отправляются в мирный поход – никто из свиты не вооружён. Почему – историкам ничего не известно. Гарольд входит на корабль и отправляется в плаванье. В руках он по прежнему держит ястреба.

Сцена 3. Попутный ветер несёт корабли и Гарольд пересекает Ла-Манш. С мачты сквозь туман следят за берегом. Это Понтье, земли могущественного герцога Ги I де Понтье. Гарольд показан здесь дважды. Слева он стоит на корабле, готовый ступить на берег. Как только его ноги коснулись земли, его схватили люди герцога, который руководит ими, сидя на коне справа.

ПЛЕНЁННЫЙ
Сцена 1. Хоть Гарольд теперь и узник, но к нему относятся с уважением. В центре сцены он изображён на коне со своим ястребом, он скачет в Борен (Beaurain). Справа Ги I де Понтье на троне беседует с Гарольдом.


Сцена 2. В следующих трёх частях последовательность событий показана в обратном порядке. От повелителя Вильгельма Нормандского к герцогу де Ги прибывают два посланника и требуют освобождения Гарольда. Известно, что на этой сцене изображён Турольд – племянник епископа Одо из Байё. Турольд – либо маленький человечек левее центра сцены, либо один из двух посланников справа. Передано, с какой яростью скачут эти всадники – посланники Вильгельма – их волосы развеваются на ветру, они полны серьёзного намерения огласить де Ги волю его повелителя.

Сцена 3. На самом деле эта сцена должна быть первой из трёх. Вильгельм получает весть, что герцог Ги захватил Гарольда. Ги подчиняется приказу и приводит Гарольда на встречу с Вильгельмом. Ги на голубом коне, он указывает на Гарольда, едущего за ним, оба держат в руках ястребов.

НЕЗНАКОМКА

Сцена 1. Вильгельм и Гарольд в сопровождении солдат скачут во дворец Вильгельма в Руане. (Теперь нормандец изображён с ястребом!) Вильгельм сидит, когда Гарольд говорит с ним. Здесь же изображён загадочный эпизод. На гобелене появляются две фигуры: дама, её зовут Элфгива (Aelfgyva), (определённо, она англичанка) и духовное лицо. Кажется, они не имеют отношения к происходящему, но должно быть, это событие было хорошо известно в XI веке. Скорее всего, сцена связана с любовным скандалом. В нижнем регистре изображён нагой человек.

БРАТЬЯ ПО ОРУЖИЮ
Сцена 1. Гарольд сопровождает Вильгельма и нормандских солдат в походе на герцога Бретани Конана (Conan of Brittany). Они проезжают гору Сен-Мишель – границу Нормандии и Бретани.

Чтобы добраться до Бретани нужно переправиться через реку и армия едва уносит ноги от плывуна. Воины поднимают щиты над головой, чтобы они не намокли. Несколько солдат попадают в зыбучие пески и Гарольд спасает сразу двоих!

Сцена 2. Нормандская армия атакует Дол и герцог Конан сбегает, спустившись по верёвке из замка – в центре изображён маленький человечек, спускающийся по верёвке из башни. Преследуя Конана норманны достигают Ренна (Rennes), столицы Бретани.

Сцена 3. Норманны настигли Конана в Динане. В битве всадники бросают копья, солдаты пытаются поджечь оборонительные укрепления. Конан сдаётся. На острие копья он отдаёт Вильгельму ключи от Динана. Кампания закончена. За верную службу Вильгельм награждает Гарольда оружием и посвящает его в рыцари. Этот ритуал хорошо был известен во Франции, но в Англии в это время такой традиции не существовало. Также эта сцена означает признание Гарольдом Вильгельма, как своего сюзерена. С норманнской точки зрения эта сцена чрезвычайно важна.


КЛЯТВА
Сцена 1. Вильгельм с Гарольдом возвращаются в Нормандию и приезжают в Байё. В этом эпизоде есть иллюстрация замка в Байё, его построили в X веке и разрушили в XVIII-ом.

Это кульминационная сцена, на святых реликвиях Гарольд даёт клятву верности Вильгельму (изображение в центре). В присутствие нормандского герцога Гарольд кладёт руки на две реликвии и присягает сюзерену на верность. Текст присяги не известен, но, скорее всего, Гарольд дал слово в случае смерти короля Эдуарда не препятствовать Вильгельму занять освободившийся английский престол. Но действительно ли Гарольд обещал поддержку Вильгельму? Эта сцена является ключевой всей разворачивающейся драмы гобелена – за ней последует смерть Гарольда и крах всей его семьи. Но, по крайней мере, английский граф свободен и возвращается в Англию.

ВОЗВРАЩЕНИЕ
Сцена 1. Гарольд беседует с королём Эдуардом Исповедником и рассказывает ему о своих приключениях. Король изображён старым, слабым и больным. Однако на самом деле в это время он был вполне здоров, хоть в это время ему уже было 62 года.

СМЕРТЬ КОРОЛЯ
Сцена 1. События следующего года оставлены автором гобелена без внимания. Рассказ продолжается событиями 5 января 1066 года, когда умер король Англии Эдуард Исповедник. Здесь хронология повествования нарушена. В гобелене показана сначала сцена погребения, а затем смерти. Слева мы видим похоронную процессию к большой новой церкви Вестминстерского Аббатства. Эдуард был очень болен и не присутствовал на освящении нового храма 28 декабря 1065 года. Хотя храм – это его детище, он строил собор с размахом, доселе невиданным на северной стороне Ла-Манша. В центре изображён дворец. В верхней палате мы видим короля Эдуарда в постели, он говорит со своими верными подданными, включая Гарольда и свою супругу, королеву Эдит. Назвал он Гарольда или Вильгельма своим приемником на смертном одре – неизвестно, каждый исследователь предлагает свою версию. В нижней палате дворца король показан мёртвым, рядом с ним стоит священник. Справа два знатных царедворца протягивают Гарольду корону и топор, символы царской власти. Гарольд принимает регалии.


ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ!
Сцена 1. Утром 6 января 1066 года похоронили короля, а днём проходит коронационная церемония Гарольда, Новый король сидит на троне, по его левую руку стоят приближённые, по правую – архиепископ Кентерберийский Стиганд (Archbishop Stigand). Англо-саксонскую знать, присутствующую на коронации, легко узнать по их оружию: они вооружены большими боевыми топорами. На заднем плане народ приветствует нового короля. Появляется “звезда с волосами” – это комета Галлея. Более раннего её изображения, чем на гобелене из Байё, пока не найдено.


Комета Галлея в верхнем ряду справа над трёхкупольным зданием

Народ в ужасе – появление небесного тела воспринимается как зловещий знак. Сцена слева – Гарольду докладывают о комете и новоиспечённый король со страхом принимает весть. В нижнем регистре изображёно несколько призрачных кораблей, это указание на грядущее вторжение норманнов.



ЗАДУМЫВАЯ ВТОРЖЕНИЕ
Сцена 1. До герцога Нормандии Вильгельма через Ла-Манш дошли вести о смерти Эдуарда и воцарении Гарольда: мы видим, как отплывает английское судно, чтобы предупредить его о случившимся. Герцог в ярости – он уже видел себя английским королём и посчитал Гарольда узурпатором. Он решает идти на Англию войной и собирает флот кораблей. Слева от него изображён епископ Байё Одо, его единоутробный брат по матери. В этой сцене Одо появляется впервые.


Сцена 2. Люди Вильгельма готовят вторжение и строят флот. Лесорубы рубят деревья и делают из них доски. Из досок строят корабли и спускают их на море. Эти сцены гобелена самые знаменитые и очень яркие и живые. Мы видим плотников с топорами, подгонку досок и появление судна, в носовой части оно украшенно драконом. Мы знаем, что Вильгельм также реквизировал все имеющиеся у норманнских вельмож корабли, но на шпалере это никак не отражено.


Сцена 3. На корабли на руках и на тележках доставляют еду и питьё. Также подносят оружие – кольчуги, шлемы, мечи и копья. Подносят вино в сосудах из звериных шкур, в бочках, в мешках и другой самой разнообразной таре.

ПЕРЕПРАВА
Сцена 1. Вильгельм ведёт своё войско для посадки на корабли и они отправляются. Автор гобелена пропустил многое из событий начала похода – долгое ожидание попутного ветра в Див-сюр-мер (Dives-Sur-mer), блуждания вдоль берега в поисках удобной пристани в Сент-Валери-сюр-Сомме (Sent-Valery-sur-Somme). Показано лишь пересечение Ла-Манша напрямик – создатель показывает начало марша Нормандии к победе.


Но ещё лучше на гобелене представлены лодки норманнов – украшенные резными драконьими головами, они устремляются вперёд, подгоняемые попутным ветром. Хорошо видны разноцветные паруса и щиты, вставленные в отверстия для вёсел кораблей, которые везут воинов и, наконец, судно с лошадьми на борту.

Сцена 2. На море множество кораблей, корабли полны солдат и лошадей. Вильгельм плывёт на корабле Мора, подаренным его женой Матильдой. Его корабль легко отличить от других – маленький человечек трубит в трубу, над мачтой виден флаг с крестом – без сомнения, это “штандарт Святого Петра”, вручённый Папой Александром II который благословил герцога на его предприятие.


БЕРЕГОВОЙ ПЛАЦДАРМ
Сцена 1. 28 сентября армия Вильгельма высадилась на Английском берегу, в Певенси (Pevense), сейчас это место находится в нескольких милях от моря. Корабли вытащены и сушатся высоко на берегу. Воины скачут по направлению к Гастингсу и запасаются провизией, отнимая скот у земледельцев.

Сцена 2. 29 сентября 1066 года операция начинается. На берегу добывается необходимая провизия и на открытом воздухе готовится небывалый пир – цыплята на шпажках, на открытом огне тушится мясо, блюда вынимаются из печи. Здесь есть возможность оценить, каким образом в то время готовили еду.

Епископ Байё Одо благословляет еду и вино. Справа изображён Вильгельм, он восседает за столом, пируя со своими двумя единоутробными братьями, с достоинством сидящими по обе стороны от герцога. Слуги нагружают еду на щиты и подносят её для банкета. Вадард (Wadard), приближённый Одо, изображён слева за столом.


Сцена 3. Герцог Вильгельм вступает в спор со своими единоутробными братьями епископом Одо и Робертом, графом Мортена (Count of Mortain).

Епископ Одо, Роберт, граф Мортена

Чтобы укрепить базу норманнов в Гастингсе возведён мотт – постройка наподобие замка. Посыльный приносит весть о прибытии Гарольда и его войска. Вильгельм расчищает поле битвы – он приказывает сжечь несколько домов. Справа женщина с ребёнком спасаются из горящего дома.


ВИЛЬГЕЛЬМ СКАЧЕТ НА ВОЙНУ
Сцена 1. Изображено утро битвы, 14 октября 1066 года. Вильгельм покидает Гастингс и в полном снаряжении собирается вскочить на коня. Норманнская конница Вильгельма скачет навстречу английском войску Гарольда. Встреча произошла примерно в 8 милях от нынешнего берега где позже было построено аббатство.

Сцена 2. Здесь Вильгельм изображён дважды: сначала на тёмном коне во главе своего войска. Затем сразу справа, он спрашивает одного из приближённых Одо Виталя (Vital), заметил ли уже тот армию врага.


Сцена 3. Теперь изображена английская сторона. Стражник предупреждает Гарольда о приближении войска норманнов. И снова показаны норманны: Вильгельм с булавой в руке произносит речь, чтобы подбодрить своих воинов, он призывает их быть смелыми и мужественными.


БИТВА ПРИ ГАСТИНГСЕ
Сцена 1. Норманны атакуют и начинается битва при Гастингсе. Быстрый ход французской кавалерии защищают пешие лучники


Сцена 2. Воздух наполняется стрелами и пиками, воины падают замертво. Английская сторона пешая, солдаты вооружены боевыми топорами и пиками, они защищают себя стеной щитов. С обеих сторон наступают норманны. Нижний регистр ковра заполнен картинами тел погибших и раненых воинов.

Сцена 3. Насилие продолжается, люди до смерти рубят и колют друг друга. Оба брата Гарольда погибли в этой битве.


Гибель братьев Гарольда.

Сцена 4. Битва показана в самом разгаре: люди и лошади падают замертво на землю, нижний ряд усеян убитыми воинами и лошадьми.

С булавой в руке появляется епископ Одо, он машет оружием и подбадривает своих последователей. Обратите внимание, что у священнослужителя не меч, а булава, его сан запрещает проливать людскую кровь.

Сцена 5. Вильгельм упал с лошади. Но чтобы показать, что он жив, герцог поднял забрало шлема и открыл лицо. Его воины должны это увидеть, он побуждает солдат продолжать сражение. Граф Юстас (Count Eustace) несёт изукрашенное знамя, вполне возможно, что это та самая хоругвь, которую Папа вручил Вильгельму как знак поддержки его намерения вторгнуться в пределы Англии.

Сцена 6. Кажется, норманны берут верх в битве, но она ещё продолжается. Много воинов полегло, одному отрубили голову. Справа изображена самая известная сцена: норманны убивают короля Гарольда. Но как в самом деле он был убит? Кажется, что на этой сцене его изобразили дважды: сначала он вытаскивает стрелу из глаза, во второй раз он повержен норманнским рыцарем. В этой части очень ковёр трудно поддаётся расшифровке, но исследователи сходятся во мнении, что показана сцена гибели Гарольда.

Сцена 7. Битва заканчивается с гибелью короля. Победители преследуют оставшихся в живых англо-саксов.

Заключительная сцена ковра не сохранилась. Была ли на ней была изображена церемония коронации Вильгельма Завоевателя королём Англии в Венстминстере? Ответить на это вряд ли возможно, но эта сцена отлично подходила к началу повествования – коронации короля Эдуарда Исповедника, который утвердился на троне всего за два года до описываемых событий.

Финальные сцены гобелена были восстановлены в XIX веке и весьма грубо.

  • ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОБЕЛЕНЕ В БАЙЁ

Ковёр Байе – это не только удивительное произведение искусства, это и бесценный исторический документ. Историки находят в нём множество важных деталей. Даже после двухсотлетнего исследования значение многих элементов не ясно и учёным ещё предстоит потрудиться над расшифровкой их истинного смысла.

В любом учебнике по истории Средних веков обязательно есть иллюстрации какой-то части ковра из Байё. В английских, американских, скандинавских книгах их даже больше, чем во французских. Знаменитый гобелен привлекает не сотни, а тысячи туристов ежегодно, о нём написано множество книг и бессчётное количество статей, но он так и не изучен до конца.

О гобелене заговорили в сравнительно недавних источниках. Впервые он был упомянут в 1476 году среди ценностей собора Байё и до начала XVIII века о нём ничего не было известно. Поэтому точная дата его изготовления весьма спорна. Скорее всего, его выткали вскоре после завоевания Англии Вильгельмом Нормандским в 1066 году. Возможно, шпалера появилась между 1070 и 1080 годами. Есть основания полагать, что гобелен расшили для торжественного освещения вновь построенного собора в Байё.

Определённо, что работу выполнили английские мастера, возможно из графства Кент (County of Kent). Сейчас уже никто не скажет, женщины или мужчины занимались его вышиванием. Но нет сомнения в том, что эти люди имели отношение к храмам Кентеберри. Есть все основания полагать, что работу заказал и оплатил епископ Байё Одо, единоутробный брат Вильгельма Завовевателя, когда он был первым графом Кентским. В средние века и до самой французской революции ковёр регулярно вывешивали в соборе в первых числах июля, в ознаменование событий, которые на нём изображены.

Во время Революции отцам города удалось сохранить бесценную шпалеру. Указом Наполеона её объявили национальным достоянием и Байё обязали хранить и заботиться о нём. В XIX веке гобелен несколько раз реставрировали. В 1982 году тщательные исследования установили, что несколько последних сцен ковра утеряны. С 1983 года его выставляют в здании бывшей главной епархиальной семинарии. Осмотр гобелена организован очень грамотно – туристам выдают аудиогиды на разных языках, в том числе на русском. Русский текст составлен великолепно – диктор живо и интересно повествует о событиях, обращает внимание на детали, которые пронумерованы. Туристы движутся в одном направлении, не мешая друг другу. Фото и видеосъёмка запрещены, поэтому никто не стоит перед вами с фотоаппаратом и не мешает изучать ковёр.

  • ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОБЕЛЕНА БАЙЁ

Ещё раз подчеркнём, что хотя это произведение и зовётся гобеленом, но выполнили его отнюдь не ткачи, а вышивальщики. Ковёр состоит из восьми широких льняных полос неодинаковой длины. Сцены вышиты шерстяными нитями. Длина ковра – около 70 метров, ширина – около 50 см. Позже вся работа была пришита на другое льняное полотно, грубее по качеству. Это дало возможность пронумеровать все сцены, что почти наверняка сделали в XVIII веке.

Все сцены вышиты пряжей восьми разных цветов. Они довольно высоко выступают над фоном бисквитного цвета. Контуры фигур подчёркнуты стебельчатым стежком, они контрастируют с ровными участками шва гладью. Несмотря на то, что гобелену уже более 900 лет, нити сохранили первоначальный цвет! Всего несколько нитей выдернули из гобелена, может быть в Средние века, может быть позже, но швы и стежки видны настолько ясно, что можно проследить всю технику работы. Единственные сцены, которые больше всего пострадали от времени – это сцены после смерти Гарольда. Они не подлежат реставрации. Да и сцены отступления английских войск считаются довольно грубой подделкой. Никто сейчас уже не может сказать, что было изображено на финальных картинах, но совершенно ясно, что утеряно совсем не много.

Почти по всей своей длине гобелен разделён сверху донизу на три сегмента: верхняя и нижняя части отделены от главной центральной композиции почти непрерывной линией. На них изображены фигуры, которые не имеют отношения к главному повествованию. До сих пор является загадкой, зачем их поместили на ковёр. Там изображены главным образом фантастические животные, что упоминаются в романском искусстве (львы с поднятыми хвостами, грифоны и пр.), лиственный орнамент, различные завитки. В первой половине ковра нижняя полоса занята живыми сценами, частично взятыми из сюжетов древних сказаний, но чаще всего без какого-то определённого значения.

Есть ли в этих изображениях какие-то параллели с главным действием? По сей день это не удалось выяснить. Когда сцены главного повествования становятся напряжённее, фигуры в верхней и нижней полосах дополняют рассказ, особенно это заметно во второй части истории: лучники, окружающие кавалерию, разбросанные тела убитых, мародёры, снимающие с мёртвых оружие и амуницию. В верхней части центральной полосы помещён комментарий на латыни. Повествование вышито заглавными буквами, названы некоторые главные персонажи. Это краткое описание событий не представляет никакого литературного интереса, но является одним из главных источников истории завоевания и событий, ему предшествующих. Написание имён и названий – например, король Эдуард, мистическая Элфгива (Aelfgyva), города Байё, Певенси и Гастингс и, наконец, имена братьев Гарольда, доказывают, что текст составил англичанин.

Последовательность событий показана довольно современными способами – действие развивается от одной сцены к другой. Движение передаётся несколькими изображением почти одинаковых фигур – когда скачет или атакует кавалерия, когда флот пересекает Ла-Манш. На протяжении всей шпалеры на заднем плане нет ни единого изображения пейзажа, исключение составляет только гора Сен-Мишель. Но контрастные цвета, например между ног лошадей подчёркивает идею перспективы.

  • АВТОРЫ ГОБЕЛЕНА БАЙЁ

С точки зрения авторства гобелена следует назвать три, или даже четыре уровня исполнителей.
1.Человеком, который заказал эту работу, был, вероятно, епископ Байё Одо или Едо Контевиль (1045-1096), единоутробный брат (брат по матери) Вильгельма Завоевателя. На самой шпалере он показан как минимум трижды: благословляющим пищу, когда норманны высадились на английском берегу, когда французы строят лагерь и, в последний раз, во время кульминации битвы. Вполне вероятно, что его также изобразили, хотя не назвали, в сцене, где Вильгельм получает весть о коронации Гарольда. Известно, что Одо был очень сильной личностью, обладал острым умом, ценил искусство. Его больше привлекала политика, чем служение церкви.
2. Автор рисунков гобелена без тени сомнения был англичанином. Он был знаком с ранними работами в этой же технике, а также с древними манускриптами начала XI века, хранившимися в Кентербери. Разные подходы к изображению этих событий давали ему полную свободу и он не преминул ими воспользоваться.
3.Был ли автор рисунков также и автором текста – неизвестно, но почти наверняка он тоже был англичанином. Этот человек явно получил отличное образование. Некоторые из его образных выражений удивительны и несут литературный аспект, например, речь Вильгельма Завоевателя во время битвы.
4.И, наконец, выполнившие работу вышивальщики или вышивальщицы. Они провели долгие месяцы за доверенной им скрупулёзной работой. Артель древних мастеров иглы работала настолько слаженно, что невозможно отличить участки, выполненные разными руками, кажется, что фигуры вышиты одним человеком, что невозможно даже предположить.

Следует добавить, что в XVIII веке появилась легенда о причастности супруги Вильгельма Завоевателя, королевы Матильды, к выполнению шпалеры. Легенда не имеет под собой основания, королева Матильда не имеет ни малейшего отношения к выдающемуся произведению древних мастеров.

  • ТЕМА ГОБЕЛЕНА ИЗ БАЙЁ

С первого взгляда, основной темой шпалеры стала битва при Гастингсе и гибель английского короля Гарольда. Этот сюжет назван главным и в конце XV века, когда обнаружили гобелен. Но ведь такая сцена абсолютно неприемлема для храма и её никогда не стали бы ни хранить, ни выставлять в соборе! И если бы главным сюжетом композиции действительно была бы победа норманнов, то зачем начинать повествование с 1064 года?

На самом деле главная идея повествования имеет глубокий религиозный смысл – это наказание за клятвопреступление, за то, что человек не сдержал слово, данное на святых реликвиях и неизбежное наказание виновного за обман, показанное в последовательности событий.

Именно поэтому, непременно нужно было показать клятву, данную Гарольдом на святых реликвиях. Повествование завершается смертью клятвопреступника, наказание показывает могущество Вседержителя. Следовательно, моральный аспект изображения превалирует над военным и политическим. Все необходимые сцены, которые помогают вникнуть в причины вторжения и детали самой битвы оставлены без внимания. Мы не видим ни причин, по которым Вильгельм имеет право претендовать на английский трон, ни интриги младшего брата Гарольда Тостига, ни коронации в Венстминстере 25 декабря 1066 года. Всё это известно по другим источникам и не отражено ни в одной из сцен гобелена.

Но нет основания говорить о том, что гобелен не прославляет победу норманнов при Гастингсе и их предводителей – самого Вильгельма Завоевателя и его единоутробных братьев – епископа Одо и графа Роберта. Но в то же время это сделано удивительно сдержанно: ни в тексте, ни в иллюстрациях, англичане не унижаются ни единым словом, ни единым действием. Вина в Господнем наказании полностью лежит на Гарольде и это ни в коем случае не отражается на их человеческих качествах, ни паче чаяния военной доблести в битве, которая поставлена на один уровень со смелостью норманнов. “Здесь англичане и французы вместе гибнут в битве” – говорится в 53 сцене гобелена. Удивительно, что победителей называют “французы”, а не “норманы”, как всегда говорили к северу от Ла-Манша, и не “норманны”, как писали все авторы герцогства.

  • ГОБЕЛЕН ИЗ БАЙЁ, КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Небывалое богатство выражено, прежде всего, множеством сцен – 626 фигуры, 202 коня, 41 корабль, 37 зданий, можно посчитать и другие детали. Здесь же удивительное количество подробностей всех аспектов жизни в XI веке – оружие, одежда, конская упряжь, строительство кораблей, сцены охоты и приготовления блюд. Все детали невозможно даже перечислить, остановимся на наиболее важных.

В первую очередь, в большинстве случаев художественные идеи ковра взяты с точки зрения английской стороны Ла-Манша, где работал его создатель. За исключением некоторых сцен, автора не интересовала разница между англичанами и норманнами. На поле битвы воины обеих сторон одеты в одинаковые кольчуги (с брюками, очень удобными для английской пехоты и совершенно бесполезными для норманнских кавалеристов), на головах одинаковые шлемы, они воюют одинаковыми мечами и копьями. На море английские и норманнские корабли невозможно отличить. Однако, по крайней мере в ранних сценах, англичане изображены с длинными волосами и усами, а норманны бриты, их волосы подстрижены до уровня шеи. В бою норманны, в основном, лучники, а англо-датская гвардия Гарольда вооружена знаменитыми боевыми топорами викингов.

Следует отметить, что автор, скорее всего, был очевидцем происходящего. Профессиональные кавалеристы и коневоды, во всяком случае, принимают его за своего: он был любителем лошадей и не оставил без внимание ни одно возможное движение коня. Также, создатель шпалеры настолько хорошо разбирался в кораблях и мореплавании, какое ещё не наблюдалось со времён древних греков. Он также знал толк в реликвариях, в которых хранились святые мощи: одно из них показано в сцене присяги Гарольда, этот мощевик удивительно напоминает единственную скандинавскую реликвию того времени. Кроме того, автору гобелена знакомы рыцарские традиции и королевский церемониал погребения. Из этого мы выводим, что он был человеком широких интересов и обладал несомненным талантом в передаче несколькими штрихами (возможности вышивки ограничены) сути сюжета, который он показал столь ярко.

Многие сцены гобелена, даже те, что не имеют прямого отношения к действию, очень тщательно изучили. Гарольд отправляется в плавание в Понтье после того, как он посетил церковь в Бошеме. Этот храм изображён с высокой и узкой аркой.

Это точная форма арок саксонских церквей, такие арки до сих пор разделяют неф и хоры храмов. Гарольд покидает корабль с ястребом на руке – из источников XII века известно, что он владел книгой о повадках и разведении ястребов. Во время осады Дола беглец спускается со сторожевой башни на верёвке.

Беглец спускается со сторожевой башни на верёвке

Тот же самый способ описан летописцем (хронистом) Ордериком Виталем (Orbderic Vital) вскоре после осады Антиохии (Antioch). При сдаче Динана герцог Конан передаёт норманнам ключи от города, они кажутся огромными.

Датские археологи обнаружили подобные ключи. То здесь то там, появляются здания с арочными крышами и здания, похожие на перевёрнутый корпус корабля – существование таких домов подтверждено находками норвежских и английских археологов.

Передавал ли автор события с хронологической точностью? Хотелось бы у него попросить разъяснений по поводу очевидного факта – король Эдуард Исповедник сначала показан на смертном одре, а на следующей сцене он показан дающим указания приближённым. Здесь автор применил инверсию, зачем – не известно. Однако, временные отношения переданы с разной интенсивностью: в некоторых сценах время идёт медленно, действие показано подробно, в других – наоборот, создатель перескакивает от одного временного события к другому очень быстро, например, совсем не показано, что происходило в 1065 году. Многие современные исследователи объявили автора гобелена виновным из виновных в вопиющем нарушении последовательности событий. Но более тщательные исследования показали, что они не правы.

  • ГОБЕЛЕН БАЙЁ И ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

До наших дней дошли лишь несколько документов, представляющих столь живые картины такой широкомасштабной военной операции, включающей и оружие и тактику ведения боя.

На ковре показаны три вида амуниции: кольчуги, шлемы и щиты. Около двухсот всадников, как английских, так и норманнских одеты в одинаковые кольчуги. Они защищают тело, руки до локтя или немного ниже, ноги закрывают что-то вроде кольчужных брюк (хотя, на самом деле, всадники такие штаны вряд ли носили). На груди очень часто показана съёмная пластина. В время боя на воинов надет так называемый “кольчужный колпак” – сетка, которая защищает шею. Во времена, когда каждое кольцо и каждое соединение выковывалось вручную, можно себе представить, сколько стоило полное вооружение.

Все шлемы были коническими с пластиной, защищающей нос, но на шлеме отсутствовала защита шеи. Большинство щитов овальной или миндалевидной формы с остриём вниз. Щиты, скорее всего деревянные, обтянуты кожей. Щиты имеют разную окраску. Те, что принадлежат командирам, имеют отличительные знаки. Несколько английских пехотинцев изображены с круглыми щитами.

Из оружия на гобелене показан меч – длинный и обоюдоострый; пика, её вкладывают под руку и таким образом всадник может ею пользоваться при фронтальной атаке (одно из самых ранних упоминаний такого применения пики на гобелене Байё) или, когда рука поднята, как дротик; также изображен боевой топор викингов, телохранители Гарольда раскачивают его обеими руками.

Лучники вооружены довольно короткими луками и это единственное их оружие. Колчан закреплён либо на плече, либо на поясе. Несколько человек из знати показаны с дубинами или булавами, например епископ Байё Одо, как упоминалось выше, священнослужитель не может проливать кровь, и герцог Вильгельм.

Представляет интерес и конская упряжь. На лошадях надеты тяжёлые сёдла, всадник в них сидит прочно и надёжно, тело зафиксировано как спереди, так и сзади: с седла спускаются стремена, они были новым изобретением запада. В таком положении всадник мог выдержать удар пики противника, при этом не слишком подвергаясь риску быть опрокинутым с седла. В те времена все носили шпоры.

Англичане, обычно, сражались пешими, даже если сам Гарольд был конным. Главный удар норманны наносили тяжёлой кавалерией. Но тактику начала битвы вряд ли можно назвать скандинавской: сначала выступил отряд лучников, который отошёл назад сразу после того, как вступили основные силы. В сражении командиров можно узнать по их штандартом, которые держит окружающая его свита. Несомненно, стяг Вильгельма имеет изображение креста, потому что он получил благословение Папы. На штандарте Гарольда нарисован зверь, подобный дракону, вероятно вырезанный из листа бронзы, точно такие же обнаруживаются в Норвегии и используются как флюгеры на крышах церквей.

Стоит отметить, что гобелен также служит основным источником истории фортификаций некоторых областей и городов: Бретани, Байё и Гастингса. Замки построены из дерева и расположены на насыпных курганах: они являются основополагающими для норманнов в XI столетии, но вряд ли существовали в Англии во времена Эдуарда Исповедника.

  • ГОБЕЛЕН БАЙЁ И ИСТОРИЯ ФЛОТА

С этой точки зрения гобелен изучили наиболее тщательно. Без этого многие стороны конструкции и использования нефов (esnèques) остались бы неизвестными. Esnèque – (от скандинавского snekkja) – в XI – XII веках в Нормандии так называли ладьи, на которых ходили викинги. До сих пор ни одного зверя, подобного дракону, украшающего носы этих кораблей, археологи не обнаружили. И хотя во многих источниках упоминаются подобные украшения, увидеть их можно лишь на гобелене Байё. Точно также, иллюстрации парусов и другой оснастки кораблей обнаружены лишь на нечётких изображениях на колоннах на Шведских остравах Готланда и датируются VIII-IX веками.

Все корабли на гобелене имеют одинаковый скандинавский тип, за исключением некоторых вариаций. Они происходят от того же типа кораблей викингов, которые обнаружены в королевских захоронениях Норвегии или найдены во время археологических раскопок в Датских фьордах. Такой тип кораблей доминировал во всей северной Европе с VIII по XII столетие. Их приспосабливали для военных нужд, либо для перевозки людей и товаров. Делали их их дерева, доски подгоняли не “встык”, а с нахлёстом, киль был порожним. Корабли отличались довольно низким фальшбортом с отверстиями для вёсел, последние вёсла можно было снять. На таких ладьях не было ни палубы, ни трюма. Осадка у них была достаточно мелкая, таким кораблям не нужна была гавань: экипаж просто подтаскивал судно к берегу, мачту снимали. Корабли были достаточно большими, передвигались за счёт парусов. Парус был один, по форме больше треугольный, чем прямоугольный, внизу прикреплялся к центральной мачте. Эти ладьи могли также передвигаться с помощью гребцов, но на гобелене сцены гребли отсутствуют.

Эти корабли были достаточно надёжными и долго служили, они отличались манёвренностью, но были чрезвычайно неудобны. Гобелен Байё не даёт ответа на вопрос, сколько людей мог вмещать такой корабль, но скандинавские источники говорят, что на обыкновенном судне могли сидеть 30-40 человек. Поэтому можно себе представить, что в походе 1066 года весь флот состоял из нескольких сотен кораблей.

Лошадей, по видимому грузили по широким сходням из брёвен, это можно видеть на гобелене, такую технологию знали ещё викинги. Её усовершенствовали в Нормандии во время похода на Сицилию в 1060 году и она стала одной из решающих причин успеха Вильгельма Завоевателя.

В заключении прилагаем видеозапись анимации гобелена. Некоторые сцены гобелена пропущены, но видео даёт великолепное представление о событиях, изображённых на шпалере.

Обычно, музей открыт ежедневно, но иногда его закрывают на реставрацию.
В 2014 году он не работает с 6 по 31 января. Он также закрыт с 24 по 26 декабря 2014 года.
Ежегодно музей закрывается в 12.30 31 декабря и открывается в 14 часов 2 января.
В остальные дни он открыт:
С 15 марта по 15 ноября – 9 до 17.45, с мая по август – до 18.15.

С 16 ноября до 14 марта музей работает с 9.30 до 11.45 и с 14 до 17.15.
Ссылка на страницу расписания работы музея .

Авторы статьи путешествовали по Франции на автомобиле, в навигатор установили пункт назначения – центр города Байё. Адрес: Musée de la Tapisserie de Bayeux Centre Guillaume le Conquérant 13 bis rue Nesmond.
Прилагаем ссылку на Гугл-карту музея .

На нашем сайте можно познакомиться с ещё одним необыкновенным произведением ткачества – Ковром Апокалипсиса

«Соборы Московского Кремля» - Иконы собора писал замечательный русский иконописец Андрей Рублёв. Почему исторические памятники являются национальными святынями Отечества? Фасад палаты облицован белым гранёным камнем, отсюда и название палаты. Архангельский собор Московского Кремля Архитектор: Алевиз Новый. Благовещенский собор Московского Кремля.

«Церкви храмы и соборы» - Храм Христа Спасителя в Москве. Храм состоит из 9 церквей на одном фундаменте. Свято-Успенский собор. Какой архитектурный ансамбль является чудом русского деревянного зодчества? Гениальный архитектор крепостной Яков Бухвостов был неграмотным. Благовещенский собор Московского Кремля. Центральный – Покровский.

«Собор» - Собор. Строительство началось в 1386, закончилось в 1856. Обилие килевидных закомар и кокошников напоминает каменное кружево. А. Амадео, К. Солари, П. Тибальди и другие. Собор Парижской Богоматери. В городе бывает несколько соборов. Павла в Лондоне, Софийские соборы в Киеве и Новгороде). Земский собор.

«Софийский собор» - Фрески писались водяными красками, хорошо впитывавшими в сырую поверхность грунтовки. Наличие хоров во многих храмах Древнерусского государства было характерным явлением. С принятием христианства начинается сооружение храмов и монастырей. Софийский собор имел так называемое «позакомарное» покрытие. Памятники древнерусской архитектуры свидетельствуют о высоком развитии строительного дела в государстве.

«Успенский собор во Владимире» - Здесь в то время находились мясные, сапожные, красильные ряды. Музей заповедник. Плато делится поперечными оврагами на три части. Успенский собор стал еще более величественным. Ведущую роль всегда играла центральная часть, или кремль. В знаменном гербовнике 1730г. впервые голова льва повёрнута в фас.

«Воскресенский собор» - Собор с трёх сторон окружен двухъярусными галереями. В который раз гляжу я на собор, Не в силах скрыть восторг и изумленье. Воскресенский собор (1652-1675). Подобье кружева – цветной узор Заворожил искусным исполненьем. Весь храм как белокаменное диво! К.Конюшев. Венчает собор мощное пятиглавие с простыми стройными восьмиконечными крестами.

С утра мы направились в то место, которое мне очень хотелось увидеть, но о котором я почти ничего не знала - в музей ковра, находящийся в маленьком городке Байё.

Немного истории города. Байё появился как римский лагерь для защиты от нападений германцев в I в. до н.э. под именем Аугустодурум. Хотя укрепления между морем и рекой Ор существовали и ранее, но доказательств существования кельтского города не найдено. В галло-римскую эпоху это был важный центр на дороге между нынешними Лизье и Валонь у брода через Ор, который пересекает город с юга на север. Так как поселение находилось на территории галльского племени байокассов (так их называл Плиний), в IV в. оно упоминается уже как Байокассиум.

Сначала поселение ремесленников и торговцев развивалось на западном берегу реки. Недалеко находилась гора Фаунус, где еще кельтские друиды проводили свои ритуальные обряды. Эта гора была связана и с первыми мучениками новой религии - христианства. Все это, видимо, способствовало превращению в дальнейшем поселения в религиозный центр. К концу Римской империи оно становится епископским центром, одним из самых старых.

Город римских времен имел четкую прямоугольную планировку, которая сохранялась и в средневековом городе, долгое время не выходившем за пределы стен: на севере жили ремесленники, на юго-западе - знать, на юго-востоке были владения церкви. Причем церковные владения становятся все более важными и обширными, а существовавший когда-то норманнский замок исчезает совсем (нынешняя площадь Де Голля).

Епископство Байё является одним из самых старых в Нормандии. Первые епископы происходили из галло-римской знати, близкой к королям. Епископская власть усилилась после падения Римской империи. После образования в X в. герцогства епископы были из норманнского герцогского рода. При Вильгельме Завоевателе религиозная власть в городе процветает. Недалеко от Байё находился Кан, во времена Вильгельма бывший главным городом герцогства. Герцог назначает епископом Одона, своего сводного брата. Именно при нем начато строительство нынешнего собора. И именно Одон помещает на века в этот собор знаменитый ковер.

Во время войны за трон между сыновьями Вильгельма Байё подвергся сильным разрушениям и переживал упадок. В XIII в. он в составе Нормандии переходит под власть французского короля. Но религиозная власть клириков остается в городе очень сильной, потому что, владея огромными богатствами, они смогли купить льготы у короля. Только после Столетней войны в городе появляется сильная светская власть, которая сопротивляется религиозной. Религиозные войны ослабили церковь, раскололи жителей и тем самым снова затормозили развитие города. Епископская власть усилилась в XVII в., когда город выходит за пределы городских стен, проходивших примерно по границе еще римского лагеря. Появляется ряд монастырей разных орденов вокруг центра. Революция положила конец религиозной власти в городе.

Байё находится в 12 км от пляжей, на которых высадились союзники в июне 1944 г. В ходе операции «Оверлорд» город был освобожден первым, поэтому избежал разрушений. Здесь обосновалось первое французское правительство на освобожденной территории. Для подготовки операции по освобождению Кана союзники даже построили объездную дорогу (сейчас окружной бульвар), чтобы вибрация тяжелой техники не разрушила старинный город и его собор. На окружной дороге в настоящее время находится кладбище погибших при освобождении Нормандии союзников и посвященный этому музей.

Так как Байё являлся долгое время епископским центром, нужно рассказать о главном соборе города. Собор Богоматери Байё строился с XI по XV век, он был главным собором епископства, существовавшего здесь с IV по XIX век. Строительство начал епископ Уго из Эври, но закончен и освящен собор был при Одоне. Одон участвовал в завоевании Англии, получил значительные финансовые средства и после этого смог быстро завершить строительство. Храм был освящен в присутствии Вильгельма и Матильды. Но он уже использовался и этого, потому что на ковре королевы Матильды Гарольд дает клятву верности на реликвиях этого собора.

Собор Богоматери Байё

Вокруг собора образовался квартал духовенства: дома клириков (XIV-XVIII веков), епископский дворец, библиотека капитула, дом каноника.

Самыми старыми частями собора являются крипта (с элементами декора XI века и росписями XV века) и основания башен западного фасада. Только крипта сохранилась после войны за наследство сыновей Вильгельма Завоевателя, когда собор выгорел почти полностью. Потом собор еще раз горел в конце XII в. Почти полтора века крипта была замурована. Когда решили перестроить собор, романский стиль уже уступил место готическому. Поэтому перестраивать его стали уже в новом стиле. Так собор оказался одной из первых построек этого стиля. Это был едва ли не первый пример постройки высокого центрального нефа в архитектуре, что дало возможность лучше осветить храм.


Крипта собора

Снаружи собор представляет собой здание, которое практически полностью можно отнести к XIII веку. Романские башни надстроили готическими стрельчатыми завершениями.

Западный портал собора снаружи

Западный фасад имеет три портала. Скульптуры были утеряны во время религиозных войн. Тимпан левого портала посвящен страстям Христа, правого - последнему суду. Во время Столетней войны северная из башен служила дозорной.


Западный портал собора изнутри; витраж XIII века

Самый непривычным является южный фасад. На тимпане портала каноника изображены сцены из жизни английского святого Томаса Бекета. Этот святой был популярен во Франции в XIII веке. Описания его жизни были переведены, и их читали. Он посетил Байё во время своего изгнания из Англии. Так сцены из его жизни оказались на французском соборе. Там же сохранилась не разбитая вандалами скульптура, надписи на стене, посвященные умершей сестре одного из епископов.

Северный портал прежде не существовал. Его пробили только в XIX веке. С этой стороны к собору примыкает библиотека капитула, где переписывали и хранили документы и книги. С этой же стороны хорошо видна обратная сторона башен западного портала.

Высокую центральную башню, характерную для построек норманнского стиля, начали строить только в XIV веке. Строилась она долго, была разрушена пожарами, изменена «реставрациями», закончена только в XIX веке уже в стиле нео-готики.

Интерьер собора сохранил несколько интересных мест. Нижняя часть собора романская. Декор содержит элементы норманнского стиля. В южной части можно увидеть на барельефах, в том числе, и так называемых любовников из Байё, и повтор с ковра клятвы Гарольда. На потолке хора в медальонах изображены первые епископы.


Любовники из Байё

На стене у южного портала (каноника) помещены Благовещение, Троица, Распятие и сцены из жизни Св. Николая - все XIII в., мученичество святого Томаса Бекета (XIX в.).

Троица - наверху и Благовещение - внизу (XIII век)

Из жизни Св. Николая (XIII век) - внизу, Убийство Томаса Бекета (XIX век) - наверху

У северной стены находится сокровищница (вход только с группой), где хранился веками ковер, а сейчас находятся предметы XII-XIII веков (риза св. Регноберта, ларец арабской работы, шкаф со средневековыми росписями). Рядом у входа витраж XIII века (еще один - на западном портале, где орган). За северной башней находится проход в зал капитула (только с группой), где сохранился лабиринт. Капеллы этой стороны связаны с библиотекой, епископским дворцом.

Если выйти из собора через западный портал, повернуть налево и идти по улице вдоль южного фасада и далее, пересечь Ор, то выходишь к находящемуся в бывшей семинарии Центру Вильгельма Завоевателя . Гобелен из Байё или ковер королевы Матильды сегодня находится там. По всему городу стоят указатели на Музей ковра. Музей занимает 2 этажа. Верхний - история создания ковра, а внизу, в полутьме, под стеклом находится это чудо, о котором ниже. На входе дают аудиогиды на 14 языках, в т.ч. на русском языке. Экскурсия вдоль ковра занимает примерно 1 час. Максимальная стоимость визита сейчас - 9 евро, студенты и школьники старше 10 лет - 4 евро.

Река Ор

Некоторые называют этот объект «ковром», некоторые «гобеленом», но на самом деле это вышивка. В голове не укладываются некоторые детали: как удалось сохранять этот ковер-гобелен почти 1000 лет, сколько человек вышивали его (а его длина поражает), почему это чудо оказалось в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО только в 2007 году?

Ковер (будем его так называть, т.к. его называют tapisserie) вышивали сразу после битвы при Гастингсе. Есть два предполагаемых заказчика (т.к. во все времена подобные работы выполнялись по заказу): герцогиня-королева Матильда, жена Вильгельма Завоевателя, и епископ Одон, его единоутробный брат. Вторая версия многим представляется более реальной по многим причинам. Епископ Одон сам был участником битвы при Гастингсе. После завоевания он получил во владение земли в Кенте, а стиль вышивки, который долго изучали, является юго-восточным англо-саксонским. На ковре изображены три приближенных епископа. Он долго стоял во главе епископства Байё (с 1049 по 1097), по его приказу начали строить собор Богоматери. На ковре изображена сцена клятвы на реликвиях из собора в Байё. Ковер долгие века хранился в соборе Богоматери этого городка, откуда его выносили «на всеобщее обозрение» один раз в год в июле по случаю праздника реликвий (т.е. это был рассказ в картинках о завоевании Англии Вильгельмом для неграмотных прихожан).

Епископ Одон участвует в битве при Гастингсе

Теперь изложу цифры, имеющие отношение к вышивке. Ковер вышит на льне, использованы нитки 8 цветов. Ширина - около 50 см, длина - около 70 м. Ковер включает 58 сцен. Предполагают, что за почти 1000 лет утеряно 2 сцены (возможно, въезд Вильгельма в Лондон, его коронация в Вестминстере, строительство Тауэра). На ковре изображены во всех подробностях события, произошедшие с 1064 по 1066 год. Вышиты больше 600 людей, 200 лошадей, 50 собак, 30 зданий, 40 кораблей, общее число сюжетов - более 1500. После изучения вышивки пришли к выводу, что ковер изготовлен двумя (!) вышивальщицами за 2 года. Сверху кратко изложены на латыни вышитые события. На вышивке показаны орудия труда, прически, одежда XI века, реальные события (появление кометы Галлея), мифологические существа из известных в то время историй (басен, античных мифов). Об исторических событиях, изображенных на ковре, рассказывали современники (Гийом из Пуатье и Гийом из Жюмьежа), веком позднее они были дополнены еще двумя авторами, т.е. вышивка документально верна.

Во время коронации Гарольда была видна комета Галлея

Кем бы и где бы ни был вышит ковер, он был сделан для того, чтобы доказать легитимность завоевания Англии Вильгельмом. Он является рассказом о торжестве добра над злом, потому что Гарольд сначала дал клятву верности Вильгельму как своему сюзерену, а потом ее нарушил, за что и был наказан, погибнув во время битвы при Гастингсе.

Несколько слов о персонажах на ковре и событиях, произошедших до тех, что на нем вышиты. О Вильгельме я рассказала в предыдущей части. Эдуард Исповедник был сыном одной из нормандских герцогинь (его мать Эмма приходилась сестрой деду Вильгельма). После убийства ее первого англо-саксонского мужа, она вышла замуж за его убийцу - датчанина Кнута. После чего Эдуард долгие годы скрывался у родственников в Нормандии. Гарольд был шурином английского короля Эдуарда Исповедника (тот был женат на его сестре), выходцем из богатой англо-саксонской семьи Уэссекса. Таким образом, Вильгельм являлся наследником по крови английского короля. Гарольда же поддерживала англо-саксонская знать, которая его и избрала после смерти Эдуарда королем.

Эдуард Исповедник

Повествование начинается в 1064 г., когда Гарольд направляется к Вильгельму, чтобы передать желание Эдуарда Исповедника сделать того наследником английского престола. Есть версия, что он ехал в Нормандию выкупать брата, взятого в заложники. Во время шторма он попадает не туда, куда планировал. Его берут в плен. Вильгельм выкупает Гарольда из плена. Тот живет в Нормандии, участвует в походах Вильгельма на Бретань. Затем следует сцена вассальной клятвы на реликвиях собора в Байё.

Гарольд дает клятву на реликвиях собора Богоматери

Потом Гарольд возвращается в Англию. Два года спустя умирает бездетный Эдуард. Гарольда коронуют. О событиях в Англии становится известно Вильгельму. Он снаряжает флот, плывет в Англию, чтобы получить свое наследство. Так как в те времена клятвопреступление являлось тяжелым грехом, его поддерживает Папа римский, в войско вступает множество европейских наемников.

Во время битвы при Гастингсе Вильгельма сочли убитым. Он открывает забрало, чтобы показать, что жив

Далее следует рассказ о битве при Гастингсе, когда Гарольд погибает. Долгое время считалось, что он умер от попавшей в правый глаз стрелы. Но есть версия, что от стрелы умер его брат, а Гарольда убили мечом. Все это, как в комиксе, рассказывается на ковре. И этот комикс можно рассматривать бесконечно - не надоедает.

Гарольд убит стрелой

Первое письменное упоминание о ковре относится к XV в. Во время религиозных войн его прятали. Ученых ковер заинтересовал лишь в XVII веке. До XVIII века он хранился в сокровищнице собора Богоматери в Байё. Во время революции, когда церкви закрыли, ковер чуть было не порезали на части для упаковки вывозимых ценностей. К счастью, вмешался адвокат Ламбер-Лефорестье. Потом Наполеон вывез ковер в Париж, где он стал средством пропаганды его идеи по второму завоеванию Британских островов. Ковер тогда выставлялся для публики в Лувре. Когда завоевание не случилось, ковер вернули обратно. В XIX в. с него делают копию для Англии. Во время Второй мировой войны ковер находится в одном из замков, где его изучают немецкие ученые. Потом его перевозят в Лувр на выставку примитивного искусства, откуда предполагают вывезти в Германию, но не успевают. Ковер возвращается в Байё в 1945 году, где и находится до сегодняшнего дня.

В городе можно также посмотреть художественный музей барона Жерара (в части бывшего епископского дворца, остальная часть занята мэрией); рядом на пл. Свободы растет Дерево Свободы, посаженное во время революции; военное британское кладбище, музей-мемориал битвы за Нормандию и мемориал, посвященный погибшим с 1944 года журналистам (на окружном бульваре). Самые старые церкви посвящены первым епископам: Св. Экзуперия (на востоке города, здесь хоронили епископов), Св. Вигора, Св. Патрика. В городе сохранились фахверковые дома XIV-XVI и особняки XVII-XIX веков.

Дерево Свободы

В Байё получили развитие искусство кружевоплетения на коклюшках и фарфоровое производство.

Каждый год в первый июльский выходной в городке проходит средневековый фестиваль.

Ковер из Байе (Байенский гобелен) – это шедевр нормандского искусства, находящийся в музее французского города Байе. Историков и туристов гобелен привлекает своим огромным размером (70 метров в длину и 50 метров в высоту) и красочным сюжетом. Этот шедевр за 1000 лет великолепно сохранился, что можно считать настоящим чудом. Идеальная гармония, свежесть цветов, тонкое мастерство и сама историческая идея делают просмотр вышивки чрезвычайно увлекательным занятием.

На гобелене изображено историческое событие – завоевание Англии норманнами под предводительством Вильгельма-Завоевателя. Дата изготовления гобелена до сих пор точно не определена, примерно - это вторая половина XI века.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ.

У Байенского гобелена насыщенная и интересная история. Она напрямую связана с историей Франции и с Мировой Историей. Изначально Гобелен провисел 400 лет в Байенском Соборе, о чем свидетельствуют ведущиеся церковные записи. В 1750 году к ковру стали проявлять неподдельный интерес англичане и даже забрали его изучать на два года.

Потом к власти пришел Наполеон и привез произведение искусства в Париж с целью пропаганды вторжения в Англию. Когда Наполеон потерпел поражение, гобелен увезли на родину в Байе и спрятали в хранилища. Как известно, далее история развивалась стремительно, было много разных исторических событий, прошла Вторая Мировая Война.

Гобелен находился на территории Франции в различных хранилищах. После капитуляции Германии французы вывесили Гобелен в Лувре в знак победы над нацистами. Затем гобелен прошел серьезную реставрацию и выставлен в «Центре Гийома Завоевателя» в Байе.

Французы оказались надежными хранителями своего шедевра, благодаря этому он по сей день имеет большую ценность и радует взгляд как местных жителей, так и многочисленных туристов.

Три версии изготовления Байенского Гобелена

Большинство историков придерживаются официальной точки зрения относительно изготовления легендарного ковра. Она гласит, что вышить Ковер приказала супруга Вильгельма-Завоевателя королева Матильда. Ее указ исполнили ткачи при дворе. Во Франции ковер называют «Ковер королевы Матильды».

Другая версия была выдвинута историками в ХХ веке. Возможно, что заказчиком ковра был Одо, родной брат близкого друга Вильгельма-Завоевателя. В то время он занимал пост байенского епископа. На ковре есть сцены, подтверждающие это:

На гобелене вышиты силуэты людей, которые служили епископу. Их имена также есть в английской Книге Страшного суда.
Изначально ковер находился в Байенском Соборе, который был построен при жизни Одо. Вероятно, что ковер создавался параллельно со строительством Собора. Его предназначением было украшать здание изнутри.

Если же ковер был сшит по заказу Одо, то изготовили ковер, вероятнее всего, английские ткачи. Большинство епископских земель находились в английском графстве Кент. Подтверждению этой гипотезы служат использованные при изготовлении гобелена красители, они были очень распространены именно в Англии. Также любознательный человек может обнаружить на гобелене некоторые латинские названия, которые изначально произошли от англосаксонских.

Сторонники третьей версии предполагают, что изготовили гобелен монахи из монастыря Святого Августина в английском юго-восточном городке Кентербери.
Намного более интересный вопрос – кто был автором задумки и придумал план создания столь осмысленной картины завоевания.

Ковер целиком и полностью посвящен норманнскому завоеванию и создавался он с целью прославления этой великой победы. Скорее всего, автором был мужчина, который сам участвовал в историческом событии. Если вы посмотрите на гобелен в целом, то у вас создастся впечатление, что вы как бы перенеслись в гущу событий исторической схватки. Навряд ли женщина могла знать столько подробностей и тонкостей, которые изображены на ковре.

ИЗОБРАЖЕНИЯ НА КОВРЕ БАЙЕ.

Изображения, вышитые на ковре, рассказывают историю нормандского завоевания Англии. События разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами: отправка Гарольда королём Эдуардом Исповедником в Нормандию; его пленение людьми Ги, графа Понтье, и освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы, предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш; и, наконец, битва при Гастингсе и гибель Гарольда.

Причём сцены вышиты в хронологической последовательности. Основное полотно сшито из 9 полотен длиной от 3 до 14 метров. Места соединений замаскированы вышивкой. Между первым и вторым полотном границы несколько не совпадают, но затем технику улучшили, и последующие места соединений практически незаметны.

На полотне вышито 626 человеческих фигур, 202 лошадиные фигуры, 55 собак, 505 других различных животных, 41 корабль, 37 домов и 49 деревьев. Начинается вышивка с отъезда наследника престола Гарольда в Нормандию. Затем изображены другие исторические перипетии, включающие в себя коронацию Гарольда, появление на небе кометы, указывающей на грядущие несчастья, вторжение флота Вильгельма в Англию. Изображена также битва при Гастингсе и гибель короля Гарольда. Последняя часть гобелена (предположительно более 6 метров в длину) не сохранилась. На ней, скорее всего, была вышита коронация Вильгельма Завоевателя.

Благодаря вышивке, историки составили представление о доспехах и вооружении воинов того далёкого времени. Так большую часть воинов Вильгельма составляют всадники, одетые в кольчуги и шлемы с наносниками. Другие доспехи – простёганная броня по типу халата-ватника, расшитого разноцветными матерчатыми треугольниками.

Пешие англосаксы рубят головы лошадей топорами с длинными ручками и мечут копья во всадников. Некоторые всадники соскакивают с сёдел, чтобы принять участие в рукопашной битве. Кольчуги у воинов длинные и имеют по бокам разрезы. Некоторые кольчуги имеют особую прорезь для ножен меча. Из прорези видна лишь рукоять, а сами ножны скрыты под кольчугой. Так носили мечи в XI веке. Однако впоследствии рыцари начали вешать кинжалы и мечи поверх доспехов.

Всадники и пехотинцы имеют одинаковые по форме каплевидные щиты. Долгое время щиты такой формы называли норманнскими. Но применяли их не только европейцы, а также и мусульмане. Вот только роспись на них была другая, а нижняя часть щита была не заостренной а тупой. На таких щитах воины в то далёкое время ели. Они крепили их на козлах и раскладывали съестные припасы.

На полотне вышито 29 воинов с луками. Но лишь 6 из них изображены на основном поле. Остальные находятся на кайме. Это указывает на более низкий статус лучников по-сравнению с всадниками. А вот конный лучник только один. Изображён он позади скачущих нормандцев, преследующих англосаксов.

Что касается лошадей, то никакие защитные доспехи на них не изображены. Поэтому можно допустить, что животные очень сильно страдали от вражеских стрел. Впрочем, средневековые рыцари стрелами и луками в сражениях никогда не пользовались. Лук они применяли лишь на охоте. А вот с коней всегда стреляли восточные воины, но данная военная тактика в Европе не получила массового распространения.

Из всего сказанного видно, что ковёр из Байе представляет для историков уникальную находку. Он рассказывает не только об исторических событиях, но и даёт полное представление об униформе западноевропейских воинов. Это длинная кольчуга, шлем конической формы с наносником, щит каплеобразной формы. Также длинный прямой меч, созданный специально для рубящего удара, секира с широким лезвием и копьё.

В средние века ковер ежегодно выставлялся на всеобщее обозрение в кафедральном соборе. Сейчас же для него построен специальный музей, в котором ковер является единственным экспонатом. Действительно, ценность этого предмета для истории сложно переоценить. Ведь в письменных источниках того времени практически нет описаний жизни, внешнего облика людей, традиций. На основании изображений на ковре сделаны многие выводы об одежде, вооружении и обычаях людей того времени

Несмотря на то, что Ковру довольно много лет, поражает качество и яркость красок. Также очень четко и красиво вышиты детали – особенно вас поразят благородные кони и детали оружия.

Обычно в экскурсиях Байе всегда идет вкупе с Каном – не только, потому что они расположены в 50 км друг от друга. (Мы их так и называли: Каё-Байё). Основные события в жизни этих городов происходили в одно время – в эпоху Вильгельма Завоевателя. И в данном контексте Байе служит дополнением к Кану, так как является хранителем уникальной реликвии эпохи Вильгельма Бастарда, превратившегося в Вильгельма Завоевателя.

Эта реликвия, так называемый ковер Байе, — 1070 года создания. Так называемый – потому что на самом деле это не ковер или гобелен в обычном понимании. Это узкое длинное полотно шириной в полметра и длиной под 70 метров, которое я бы его определила как первую киноленту, фильм, созданный возможными для того времени средствами.

В этом «фильме» грубыми шерстяными нитками по льняному полотну подробно и тщательно, с множеством сцен и персонажей, вышита история завоевания нормандцами Англии.

А интрига всех этих событий как раз и завязывалась в Байё. Здесь Гарольд, посланник английского короля Эдуарда Исповедника, был вынужден на святых мощах поклясться в верности Вильгельму, но клятву преступил, сам занял королевское место после смерти Эдуарда, чем вызвал вторжение возмущенных нормандцев в Англию и свою собственную гибель в битве при Гастингсе.

Заказ этого полотна сначала приписывали жене Вильгельма, Матильде Фландрской. Потом более вероятным заказчиком посчитали сводного брата Вильгельма, Одо, епископа Байе, который как раз в момент создания полотна выстроил в Байе кафедральный собор. Вышитая лента событий ежегодно стала выставляться в стенах собора, чтобы в горожанах не ослабевала память о тех героических событиях.

Несколько раз ленте грозило уничтожение. В годы Французской революции ее хотели использовать просто в качестве добротной льняной тряпицы. А потом Наполеон перевез ее в Париж. Прошли годы, ковер возвратился в Байе, только в соборе его уже не выставляют. Специально для него был построен трехэтажный музей.

Вот в него-то и попадает первый делом всякий прибывший в город добропорядочный турист.

На первом этаже музея и развернута уникальная лента – ковер Байе. На входе каждому дают аудиогид (есть на русском), который и разъясняет вам «кадр за кадром» по мере продвижения вдоль полотна. События изложены скрупулезно: вышиты здания, корабли, многочисленные персонажи, животные, детали одежды, еда. Изображен даже цыпленок на вертеле, загружаемый в качестве провианта на корабль. По краям полотна, сверху и снизу, вышит орнамент: иллюстрации к басням Эзопа.

Фрагменты

Орнамент

Пройдя 70 метров вдоль этого полотна, невольно проникаешься – даже не значимостью изображенных событий – а вот именно что уникальностью того, что только что проплыло перед твоими глазами. Других подобных аналогов в мире не существует.

Второй и третий этаж музея – для закрепления материала. На втором этаже можно в замедленном режиме на экране просмотреть каждую картину. Также там представлены вещи и макеты времен Вильгельма Завоевателя.

На третьем этаже демонстрируется 20-минутный фильм: то на английском, то на французском языках.

Кафедральный собор Нотр-Дам

Всё пересмотрев в музее, турист перемещается во вторую достопримечательность Байё – кафедральный собор Нотр-Дам, в стенах которого ковер когда-то и демонстрировался. На освящении собора присутствовал Вильгельм Завоеватель.

На собор не поскупились – роскошный. Правда, от 11-го века сохранилось немногое. Все это готическое великолепие возникло позднее.

Кафедральный собор Нотр-Дам

Крипта 11-го века

К счастью, от Второй мировой войны Байё практически не пострадал. Если за соседний Кан бились долго и ожесточенно, то Байё перешел в руки союзников уже на другой день после высадки.

В самом городе сохранилось много симпатичных местечек.

Мельницы на реке Орн