Характеристика платова из сказа левша кратко. Характеристика Платова из рассказа «Левша

Одним из важнейших персонажей рассказа «Левша» Н.С. Лескова является казак Платов. В течение нескольких первых глав у читателя складывается впечатление, что он и есть главный герой. Такую роль характеристике Платова из рассказа «Левша» автор отводит намеренно, чтобы подчеркнуть, насколько важен персонаж не только в сюжетном, но и в идейном содержании произведения.

Служба у императора Александра

Он бывалый и смелый вояка, оказавшийся на службе у царя Александра Павловича, а также простой русский человек, который не любил кривить душой и подстраиваться под других – таково описание Платова из «Левши».

Император считал: «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся», поэтому почти все время проводил за границей, восторгаясь чужими умениями, а казак Платов был вынужден сопровождать его в поездках. Он не восхищался достижениями англичан, говоря, что русские мастера могут создавать изобретения не хуже, но император постоянно осаждал его, повторяя: «Не порть мне политики». Царь просто слепо приходил в восхищение от всего иностранного, из-за чего казак сильно расстраивался. Ведь вера в русского человека – одно из важнейших качеств Платова.

Боль и обида от отношения царя к своему народу

Показательной стала ситуация, когда царь, посещая одну за другой английские кунсткамеры, пришел в настоящий восторг от ружья тончайшей работы. Англичанам было лестно и приятно. Но когда Платов вскрыл изделие и увидел там пометку, что его создал русский оружейник, он несказанно обрадовался. Русский воин надеялся, что царь будет также рад и горд. Однако императору стало очень стыдно и неудобно перед англичанами, потому что из-за его подчиненного они оказались в неудобном положении.

Платов остро и болезненно реагировал на подобное поведение царя. Образ Платова в рассказе «Левша» олицетворяет человека с высокими патриотическими чувствами. Н.С. Лесков показал, насколько важно было подданному повлиять на мнение царя о своей стране, от которого зависит и ее будущее.

Возможность доказать силу народного мастерства

Вернувшись домой, Платов вышел в отставку. Однако когда новый царь Николай Павлович взошел на престол и пытался понять, что это за английский подарок в виде танцующей блохи, Платов тут же прибыл ко двору и рассказал все, как было. Видя веру Платова в силу и ум русского человека, император поручил именно ему поехать в Тулу, показать там местным умельцам английское изобретение и попросить их создать нечто подобное.

Оправданная жестокость

Некую жестокость проявил Платов, когда требовал от тульских мастеров показать их изобретение. Довольно резко обращался он и с Левшой, когда привез его в Петербург, едва не вырвав ему оставшиеся волосы. Однако даже такая характеристика Платова из сказа «Левша» очередной раз доказывает его преданность Отечеству и новому государю Николаю Павловичу, который был так уверен в высоких способностях русского человека в отличие от своего предшественника. Поэтому Платов и боялся его разочаровать. Но, осознав свою ошибку, переменил отношение к великому народному умельцу Левше и извинился перед ним.

Мастер оружейного дела Левша – главный персонаж рассказа Н.Лескова. Интересный сказ, ставший сюжетом мультипликационных и художественных фильмов, театральных постановок, передает суть жизни русского таланта.

Образ и характеристика Левши в рассказе «Левша» помогают проникнуться событиями истории Руси, понять, как и чем жил простой тульский оружейник.

Внешность Левши

Мастер оружейник Левша остался для всех известным только по прозвищу. Никто не знает его настоящего имени. Прозвище дано за умелое владение левой рукой. Даже креститься мастеру удобней левой. Эта способность удивила англичан. Заморские инженеры даже не представляли себе, что можно стать искусным мастером, владея не правой рукой.

Левша страдает от косоглазия. Эта характеристика еще больше поражает. Как сумел косой человек выковать мельчайшие детали для миниатюрной блохи? Какова острота его зрения, что он работает без всяких микроскопов и сложных увеличительных приборов? Причем выполняет самую тонкую часть изделия.

Другие особые приметы:

  • пятнышко на лице;
  • отсутствие на висках «волосьев».

"...один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны..."

Драл за космы паренька учитель, значит, умудрился парень быть не особо старательным и прилежным учеником.

Одевается крестьянин из-за бедности скромно:

  • обувь крестьянина (опорочки) стоптанная;
  • казакин на крючках.

Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.

Паренек не стесняется своего внешнего вида. Привык к нему. В рассказе не присутствует ощущение неудобства, когда паренька переодевают, то есть одежда для него ничего не значит. Страшно читать страницы, где его раздевают в больнице и оставляют практически нагишом на холодном полу. Кому-то его новый костюм очень понравился.

Образ таланта из глубинки

Левша живет в городе Тула в маленьком домике. Тесная хоромина – так характеризует его рассказчик. Приехавшие с Платовым курьеры попытались проникнуть в избушку, но не сумели. Двери были настолько прочными, что остались стоять, выдержав многочисленные удары богатырской силы. Крышу дома сняли быстрее, по бревну. Теснота доказывается спертостью воздуха, которая, когда крыша была снята, так поднялась над домом, что всем вокруг не хватило воздуха. Бедный крестьянин любит своих родителей. Когда его просят остаться в Англии первая причина, почему он отказывается от новых условий жизни, – старенькие родители. Отца он ласково называет тятенькой, мать – старушкой. У Левши еще нет своей семьи, он не женат.

Я еще в холостом звании.

Характер героя из народа

Левша – один из трех самых искусных умельцев города оружейников Тулы. Это значит, что среди всех оружейников старинного города выбрали только тех, кто очень талантлив. Даже представить сложно, сколько настоящих мастеровых живет в городе оружейного производства. На Левшу и его друзей, по мнению рассказчика, надеется вся русская нация. Задача, которая стоит перед мастерами, – доказать, что русские искусники могут делать все лучше других, в данном рассказе, лучше англичан.

Мастера трудолюбивы и упорны. Работу они не отдали раньше завершения, не боясь гнева атамана, довели все до конца.

Особые качества личности

У главного героя много своих индивидуальных характеристик, но в то же время его качества личности делают Левшу символом всего русского народа, доброго и талантливого.

Образованность. Оружейник не обучен грамоте, не образован, как практически все крестьянство на Руси в те годы. Его школа состояла из двух учебников: «Псалтирь» и «Полусонник». Талант живет в мастере от природы. Он сумел его раскрыть.

Хитрость. Простой умелец не выдает задумок, которые возникли у трех оружейников насчет английской поделки. Молчит в Англии, не доверяя свои мысли заморским инженерам. Хитрит по-доброму, без зла и умысла.

Вера в Бога. К делу мастера не приступили без благословения высших божественных сил. Они отправились к иконе Николая чудотворца. Оружейники надеются на себя и на помощь свыше.



Решительность и смелость. Мастер не боится встречаться с русским императором. Не смущают рваные одежды. Он знает, что вместе с друзьями выполнил его приказ, готов ответить за работу. Смело говорит царю, что выгравировали на подковках свои имена, в чем заключалась его работа.

Надо взяться подумавши и с Божьим благословением.

Преданный русскому народу, косой умелец Левша не остался за границей, не стал искать выгоды для себя, даже умирая, думал о том, как помочь Родине. Патриотизм простого крестьянина поражает.

Одним из важнейших персонажей рассказа «Левша» Н.С. Лескова является казак Платов. В течение нескольких первых глав у читателя складывается впечатление, что он и есть главный герой. Такую роль характеристике Платова из рассказа «Левша» автор отводит намеренно, чтобы подчеркнуть, насколько важен персонаж не только в сюжетном, но и в идейном содержании произведения.

Он бывалый и смелый вояка, оказавшийся на службе у царя Александра Павловича, а также простой русский человек, который не любил кривить душой и подстраиваться под других – таково описание Платова из «Левши».

Император считал: «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся», поэтому почти все время проводил за границей, восторгаясь чужими умениями, а казак Платов был вынужден сопровождать его в поездках. Он не восхищался достижениями англичан, говоря, что русские мастера могут создавать изобретения не хуже, но император постоянно осаждал его, повторяя: «Не порть мне политики». Царь просто слепо приходил в восхищение от всего иностранного, из-за чего казак сильно расстраивался.

Ведь вера в русского человека – одно из важнейших качеств Платова.

Показательной стала ситуация, когда царь, посещая одну за другой английские кунсткамеры, пришел в настоящий восторг от ружья тончайшей работы. Англичанам было лестно и приятно. Но когда Платов вскрыл изделие и увидел там пометку, что его создал русский оружейник, он несказанно обрадовался. Русский воин надеялся, что царь будет также рад и горд. Однако императору стало очень стыдно и неудобно перед англичанами, потому что из-за его подчиненного они оказались в неудобном положении.

Платов остро и болезненно реагировал на подобное поведение царя. Образ Платова в рассказе «Левша» олицетворяет человека с высокими патриотическими чувствами. Н.С. Лесков показал, насколько важно было подданному повлиять на мнение царя о своей стране, от которого зависит и ее будущее.

Возможность доказать силу народного мастерства
Вернувшись домой, Платов вышел в отставку. Однако когда новый царь Николай Павлович взошел на престол и пытался понять, что это за английский подарок в виде танцующей блохи, Платов тут же прибыл ко двору и рассказал все, как было. Видя веру Платова в силу и ум русского человека, император поручил именно ему поехать в Тулу, показать там местным умельцам английское изобретение и попросить их создать нечто подобное.

Некую жестокость проявил Платов, когда требовал от тульских мастеров показать их изобретение. Довольно резко обращался он и с Левшой, когда привез его в Петербург, едва не вырвав ему оставшиеся волосы. Однако даже такая характеристика Платова из сказа «Левша» очередной раз доказывает его преданность Отечеству и новому государю Николаю Павловичу, который был так уверен в высоких способностях русского человека в отличие от своего предшественника.

Поэтому Платов и боялся его разочаровать. Но, осознав свою ошибку, переменил отношение к великому народному умельцу Левше и извинился перед ним.

Делом жизни для Платова было истинное служение русскому народу. Будучи участником многих сражений, он доказал он свою преданность Отечеству. Участие его в истории с английской блохой особенно подчеркнуло искренность его любви к народу и государству. Ведь он исполнил не только свой профессиональный долг перед страной, но и болел за нее всем сердцем.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения 6 класс

    • 6 класс. Мой любимый уголок природы (180)

      С самого детства мои родители водили меня в лес. Мне всегда нравилось гулять в лесу, придумывать сказочных героев или воображать уже существующих героев. Я читала в книге, что в...

    • Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова (299)

      План1. История создания2. О чем данное произведение?3. Жанр произведения4. Главная идея произведения5. Способ стихосложения, рифмыИстория созданияНачиная анализ стихотворения...

    • Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» (279)

      План 1. История создания2. Композиционное строение3. Образные средстваСтихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи» представляет собой один из шедевров поэтического творчества автора. Анализ стихотворения...

    • Благородный разбойник Дубровский сочинение 6 класс (291)

      Главный герой романа А.С. Пушкина «Дубровский» – Владимир Андреевич Дубровский. Сын отставного поручика гвардии, рано лишившийся матери, Дубровский на восьмом году жизни был...

    • Васильев. Болото в лесу. Осень сочинение (256)

      «Болото в лесу. Осень» явилась прощальным приветом родине. Живя в Ялте, художник неистово творит. Он воссоздает дорогие образы северной природы.Поистине прав был Иван Николаевич...

    • Великий летописец Нестор (217)

      Самыми ранними древнерусскими произведениями были ле­тописи, в которых записывались события по годам, или, как говорили в старину, по летам. На протяжении семи веков, с XI по...

6-й класс. Урок литературы с использованием регионального компонента.

Тема «Образ атамана М.И.Платова в произведениях УНТ, Донских писателей и сказе «Левша» Н.С.Лескова».

Смолянинова Ольга Леонидовна,

учитель русского языка и литературы.

Цели урока:

1) углубление и расширение знаний учащихся о произведениях, отображающих жизнь атамана Платова; установление связи фольклора с авторскими произведениями; совершенствование умений анализировать, сравнивать и обобщать;

2) развитие познавательного интереса и приобщение к культуре донского казачества; развитие интереса учащихся к урокам литературы через разнообразные формы урока;

3) формирование у учащихся чувства патриотизма и сопричастности к героическому прошлому русскою народа и донского казачества.

Тип урока: обобщающий урок с использованием технологии моделирующего обучения (урок-игра).

Оборудование: учебник, портрет М.И.Платова, костюмы судьи, прокурора.

Ход урока:

Слово учителя: На предыдущих уроках мы познакомились с произведением Н.С.Лескова «Левша», в котором наряду с собирательным образом русского народа - левшой представлены реальные исторические лица. Одним из них является М.И.Платов.

Вспомните, что вы узнали об этом легендарном человеке на уроках истории и истории казачества?

Сообщение учащегося: М.И.Платов родился в августе 1751 года в Старочеркасской станице. Отец его был заслуженный войсковой старшина. Юному М.Платову минуло всего 13 лет, когда отец зачислил его на действительную службу урядником. В 1774 году молодой полковник Платов был впервые отмечен А.В.Суворовым в битве на Кубани. Доблестной и честной службой дошел внук простого казака до высокого звания атамана Войска Донского. Вместе со своими казаками принимал участие в освобождении России от французов в Отечественной войне 1812 года.

Слово учителя: М.И.Платова славили поэты, изображали прозаики и живописцы, в своих песнях, легендах и преданиях воспевал народ. Именно в исторических песнях атаман Платов предстает лихим казаком.

Чтение исторической песни учеником.

Не пыль во поле пылит,

Не дубровушка шумит -

Француз с армией палит,

Генералам говорит:

«Генералы, генералы,

Я возьму вашу Москву,

Я со ваших со церквей

Кресты, главы пособью!»

Уж как стал француз палить,

Только дым-сажа валит,

Во том ли во чаду

Красна солнца не видать.

Граф Платов-генерал

Разъезжает на коне,

На своем добром коне,

По крутой по горе;

Подъезжает граф Платов

Ко силушке своей,

Ко донским казакам:

«Ох вы братцы молодцы,

Вы донские казаки!

Нельзя ли вам, ребяты,

Караулы крепки скрасть?»

«Не велика эта страсть-

Караулы крепки скрасть».

Караулы покрадали,

За Дунай-реку метали.

Граф Платов-генерал

Усю силушку побил,

Он которую побил,

Которую потопил,

Остальную его силушку

Он у плен забрал,

Во Сибирь-город сослал.

Слово учителя: О донском «вихре-атамане» писали и наши земляки: А.Ф.Короленко в повести «Атаман Платов» (см.приложение 1) и П.Н.Краснов в очерке «Станицы былого тихого Дона» (см. приложение 2)(чтение отрывков из этих произведений учителем или подготовленным заранее учеником).

Вопросы:

1. Познакомившись с донским казачьим преданием о Платове и историческим свидетельством П.Н.Краснова, ответьте на вопрос: «Чем похожи и чем отличаются Платов легендарный и Платов исторический?»

2. Какому из них ближе Платов из лесковского «Левши»?

Слово учителя: Поскольку мы имеем дело с «народным эпосом», то черты эпических героев носят практически все персонажи произведения Н.С.Лескова, но из числа реальных исторических фигур в первую очередь это относится к образу атамана Платова.

Проверка задания, подготовленного дома.

1. «Платов ехал очень спешно и с церемонией: сам он сидел в коляске, а на козлах два свистовые казака с нагайками по обе стороны ямщика садились и так его и поливали без милосердия, чтобы скакал. А если какой казак задремлет, Платов его сам из коляски ногою ткнёт, и еще злее понесутся. Эти меры побуждения действовали до того успешно, что нигде лошадей ни у одной станции нельзя было удержать, а всегда сто скачков мимо остановочного места перескакивали. Тогда опять казак над ямщиком обратно сдействует, и к подъезду возворотятся. Так они и в Тулу прикатили...» (глава 8,стр.учебн. 157).

В этом отрывке дано описание необычайной, сверхъестественной быстроты передвижения. Это одна из форм гиперболы, которая всегда сопровождает фигуру былинного богатыря.

2. «Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил, а пришел в свою квартиру, велел денщику подать из погреба фляжку кавказской водки-кислярки, дерябнул хороший стакан... буркой укрылся и захрапел так, что во всем доме англичанам никому спать нельзя было» (глава 1, стр. 145).

«Платов ещё больший стакан кислярки выдушил и спал крепким казачьим сном» (глава 2, стр. учебн. 147).

Упоминание о выпиваемой Платовым кислярке и о его крепком сне служит, как в ситуациях с богатырями, демонстрацией телесной мощи героя.

3. «...закурит свою корешковскую трубку, в которую сразу целый фунт Жукова табаку входило...» (глава З, стр. 151).

Слово учителя: Богатырская сила и мощь не единственные достоинства Платова. Он не только лихой казак и храбрый воин, но и истинный патриот своего отечества.

Докажите словами текста, что атаман Платов является примером патриотизма, верности своей родине.

1. «И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома своё не хуже есть, - и чем-нибудь отведёт» (глава 1, стр.144).

2. «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может...

Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России...

Платов достал ружейную отвертку, открыл замок и на собачке прочел русскую надпись: «Иван Москвин во граде Туле» (глава 2, стр.146).

Данные отрывки характеризуют Платова как патриота своего отечества.

Слово учителя: В эпизоде возвращения Платова в Петербург храбрость и патриотизм его оказываются дискредитированными в глазах читателя. Чёрствость и жестокосердие, равнодушие и пассивность атамана приводят к гибели тульского умельца левши. Учитывая, что М.И.Платов своим безразличием к судьбе мастера нарушил такие казачьи заповеди, как милосердие и готовность прийти на помощь нуждающимся в ней, должен быть осужден. Передаю дело в суд.

Судебный секретарь: Встать, суд идет.

Судья: Приняв к сведению заявление, объявляю судебное разбирательство открытым. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Почему мы считаем атамана Платова виновным в смерти левши? Да потому, что за ним числится ряд поступков, приведших к столь трагическому исходу, а именно:

1. Платов не дал времени сбегать левше за «тугаментом», без которого ему нельзя было следовать назад, схватил и кинул его в коляску в ноги вроде «пубеля» и приказал там сидеть до самого Петербурга.

2. Когда левшу не приняли без «тугомента» в больнице, Платов не заступился за мастера, сославшись на «поплекцию» (паралич).

Считаю, что атаман Платов заслуживает сурового наказания, перевода его в ранг отрицательных литературных героев.

Судья: Слово защите.

Адвокат: Господа судьи, господа присяжные заседатели. Мы выслушали обвинительную речь прокурора, но я прошу глубже разобраться в причинах случившегося. На суд приглашаются свидетели.

Свидетель первый: М.И.Платов - человек военный, находился на государственной службе у императоров и исправно выполнял все приказы.

Свидетель второй: М.И.Платов с тринадцати лет участвовал в военных походах, сражался под руководством А.В.Суворова, выполняя самые трудные поручения, храбро защищал родину в Отечественной войне 1812 г.

Свидетель третий: М.И.Платов, став атаманом, отличался от царедворцев не только вкусом и наружностью, но и демократическими взглядами, был очень уверен в русских людях и «никакому иностранному уступать не любил».

Четвертый свидетель (эксперт-историк): Если мы обратимся к истории, то узнаем, что нового царя Николая I, пришедшего на смену Александру I, боялись все за жестокость и произвол, и даже «мужественный старик» Платов не был исключением. Когда с левшой случилось несчастье, Платов уже «отслужился» и не имел влияния при дворе. «Меня больше не уважают», - объяснил своё бездействие.

Адвокат: Всё вышесказанное и привело к трагическим последствиям. На основании показаний свидетелей прошу быть к М.И.Платову снисходительными и вынести положительный вердикт.

Судья: Что скажут присяжные?

Присяжные: Мы достаточно разобрались в этой ситуации, которая раскрылась перед нами. От имени присяжных хочу обратить ваше внимание на подсудимого (обращается к портрету Платова). Перед вами герой Отечественной войны 1812г., представитель армии и народа в борьбе с французами, искусный полководец, воспетый в легендах, преданиях, песнях. Человек демократического происхождения, который был по духу близок и понятен народу. В сказе «Левша» писатель Лесков создал не прикрашенный образ человека из народа, сознание, которого искалечено вековым рабством, существовавшим в России. Смелый в бою перед лицом опасности, «мужественный старик» боится императора. Именно губительное воздействие крепостного права привело атамана к предательству. Поэтому надо судить не Платова, а общественно-политический строй государства. Заслуги же генерала перед отечеством велики. Мы решили оставить его в литературных произведениях как положительного героя для дальнейшего изучения будущих поколений, как образец смелости, храбрости, мужества и патриотизма.

Домашнее задание: Написать сочинение «Моё отношение к атаману Платову».

Приложение 1.

А.Ф. корольченко

АТАМАН ПЛАТОВ

(ОТРЫВОК)

Двадцать пять лет служил казак Матвей Платов денщиком у генерала Суворова. Во всех походах с ним бывал и самые трудные поручения выполнял. Он и за советчика, он и за разведчика был.

После войны с турками послал царь Суворова в Англию. Король гостей чин-чином принял, с Суворовым государственные разговоры повел. А казак Платов по дворцу ходит и богатству короля удивляется. Вдруг дверь раскрылась, и выходит принцесса. Платов не растерялся, каблуками пристукнул и честь отдал. А принцесса, видать, в капризе была, как закричит:

Кто смел во дворец мужика пускать? Прочь отсюда!

Платов по-хорошему с ней: дескать, нельзя уйтить, потому что при службе. А она и слушать не желает... Тут Матвей Иванович не стерпел, пугнул принцессу крепким казачьим словцом, она аж на задние копытца присела и как завизжит. Поднялся переполох. Дело дошло до короля, а тот передал все русскому царю. А царь недолго думая приказал выпороть казака Платова да выслать на Дон, чтоб дюже умные денщики политику не портили.

На третий год подошла новая война. Французский император на Москву полки повел. Да так смело, что ни один русский генерал супротив него выстоять не может. Ищет царь по всей стране героя, какой бы Россию от врага спас, - нету никого. Шлет он тогда слуг за Суворовым, а тот отвечает:

Не до войны мне... Ушла моя сила, смерть за плечами стоит. Пусть поставит Кутузова командовать войсками, а тому помощником казака Платова. Он всю военную науку от меня перенял.

Вернулись слуги к царю, доложили. А царь уже забыл денщика, спрашивает, кто такой Платов. Слуги не знают. Спросили у генералов - и они ответить не умеют. Спасибо, князь Кутузов вспомнил.

Царя в голову и шибануло, припомнил строптивого денщика.

Что, - говорит, - мне Суворов голову морочит. Генералы перед Наполеоном устоять не могут, а что может сделать простой казак?

Поживешь на веку, поклонишься и мужику: и он уму-разуму научит, - отвечал Кутузов, да и уехал к полкам.

А французы прут. Скоро царю и бежать некуда будет. Посылает он слуг за Платовым. Привели его во дворец, царь спрашивает:

Можешь ли ты, простой казак, кавалерией командовать?

Могу, - отвечает Платов.

А можешь ли ты, казак, спасти Россию от французов?

Могу, - отвечает донец.

Ну, коли можешь, - говорит, - так я тебя пожалую офицером.

А Платов не из простаков был, отвечает:

Этого чина мне, ваше величество, мало.

Так полковником, - говорит царь.

И этого мало.

Ну, генералом...

Мало.

Кем же ты хочешь быть, простой казак?

Атаманом казачьего войска, какое я в бой поведу, - отвечает Платов.

Будь атаманом. Вот тебе мой царский знак, скачи в главный штаб к Кутузову, принимай казачьи полки.

Приехал атаман Платов в главный штаб, ждет, когда к нему Кутузов выйдет. А горница богато убрана, мягкими коврами устлана. Жмурится он, осматривается, видит - у окна столик узорчатый, а на нем чудная макитра (горшок). Вся в синих и красных цветах, дорогой работы. И не заметил, как в горницу вошел Кутузов.

Здравствуй, донской атаман, - говорит главнокомандующий.

Тут Платов заторопился, хотел ответ дать по всем правилам, да не вышло. Зацепился шпорой за мохнатый ковер, споткнулся и столик толкнул. Упала

макитра на пол и на мелкие черепки разлетелась.

Кутузов лоб нахмурил:

Что же ты, казак, наделал? Мою самую дорогую китайскую вазу разбил.

А Платов не растерялся, отвечает:

А у нас, ваше сиятельство, на Дону исстари повелось: бить - так вдребезги.

Просветлел от этих слов князь:

Молодец, казак, что нашелся в ответе. И слова твои правильные... Так ты оправдай их на деле: разбей французов. Даю под твою команду сорок казачьих полков.

Вихрем вылетел Платов от Кутузова, вскочил на коня, вытянул его через лоб плетью. Не успела стриженая девка косы заплести, а он уже в лагерь прискакал и приказ дал поход трубить. Перед выступлением собрал полковников и рассказал, что делать надо; тридцать полков приготовить к удару, шесть в засаду, а четырем полкам целый день друг за другом ездить через курган, какой издали французам виден. Пусть думают, что мы силы собираем там.

Приготовились казаки к бою. В условный час загудела земля от конских копыт, засверкали пики и шашки на солнце. Раздался гром от орудий. Ударил Платов с той стороны, откуда не ждали французы, смешал их полки, пошел враг на отступ. Но тут им наперерез шесть полков из засады выскочили. Смяли казаки вражеское войско, разбили вдребезги. Сам Наполеон чуть в плен не попался. Выскочил он, как волк из западни, и без оглядки до самой своей столицы бежал.

Приложение 2.

П.Н. краснов

АТАМАН ПЛАТОВ

(отрывок из очерка истории донского казачества «Страницы былого тихого Дона»)

Родители Матвея Ивановича были люди небогатые. И потому Платова могли научить только читать и писать. Но недостаток образования своего сына отец и мать Матвея Ивановича старались восполнить воспитанием. Они наставили его в твердой православной вере, научили повиноваться и почитать начальников, вдохнули в него горячую любовь и преданность к государям, страстное обожание Родины - России и тихого Дона...

Ему минуло всего тринадцать лет, когда отец зачислил его на действительную службу урядником. «Смотри, Матвей, - сказал ему отец, -служи государю и тихому Дону примерно. Помни меня. Из простых казаков дошел я до чина войскового старшины - храбростью и примерной службой. Береги отцовские обычаи: будь казаком!».

Незадолго до первой турецкой войны отец его был отправлен в Петербург и все свои рыболовные заве дения поручил сыну. Но едва началась война - Платов не выдержал, сдал все отцовское дело на попечение приказчиков, а сам помчался в Крым, к армии, где явился к главнокомандующему князю Долгорукову. Платову было 19 лет. Это был молодец-офицер, полный отваги и силы. Князь оставил его при себе и вскоре произвел в есаулы, назначил командиром состоявшей при нем сотни казаков. Платов так хорошо командовал, что был пожалован чином войскового старшины и назначен командиром палка.

В 1774 году 23-летний полковник Платов попал на Кубань и здесь, в битве на реке Калалах, показал и мужество, и стойкость, и распорядительность. С Кубани был назначен в отряд Суворова... Здесь начал Платов учиться науке побеждать, начал понимать, в чем состоит обязанность полководца. Начало второй турецкой войны Платов провел с Потемкиным, а потом, в 1790 году, командовал казаками, шедшими на штурм Измаила. С этого времени имя Платова уже становится известным всему Дону.

И вот молва о молодом донском генерале дошла и до Петербурга. Императрица Екатерина Великая пожелала повидать Матвея Ивановича Платова. Императрица ласково приняла Платова, долго беседовала с ним о казаках, о Войске Донском и отличила его перед другими генералами.

Доблестной и честной службой дослужился сын войскового старшины и внук простого казака до высокого звания атамана Войска Донского. Но и атаманом Платов был особенным. Атаман жил просто. Часто, глядя на роскошные палаты, которыми обзаводились казаки, Платов приговаривал: «Мы не рождены ходить по паркетам да сидеть на бархатных подушках... Наше дело по полю, по болотам, да сидеть в шалашах или, еще лучше, под открытым небом, чтобы и зной солнечный, и всякая погода не были нам в тягость... »

Умом Господь Бог не обидел донского казака; пригодились Платову и те книжки, которые прочитал он в свободные часы. Платов, щеголявший простотой речи, нарочно вместо «Варшава», говоривший «Аршава», оказался высокодаровитым начальником конницы. Лава* была и раньше у казаков, но Платов первый применил ее так широко. Он замотал и замучил ею лучшую конницу Наполеона, он так прославил себя, что о нем заговорили не только в России, но и за границей. В Париже и Лондоне, куда по приглашению ездил Платов, все с обожанием смотрели на донского героя. Его портреты рисовали на фарфоровых тарелках и чашках, ткали на платках, изображали на хрустальных чарках. Англичане поднесли ему дорогую, украшенную бриллиантами саблю.

Одаренный от Господа Бога светлым умом, Платов остался прост и своеобразен. Вдовствующая императрица Мария Федоровна, супруга императора Павла, особенно любила донского атамана за его простые и смелые речи.

Платову, выросшему в станице и детство свое проведшему в походах и войнах, пришлось попасть во дворцы, разговаривать с императорами, бывать за царским столом. Здесь ум и находчивость Платова не раз выручали его. После обеда, когда в одной из парадных зал Платов откланивался императрице, он нечаянно задел своею саблею фарфоровую вазу

и опрокинул ее на пол. Атаман отскочил в сторону, но зацепился шпорами и упал бы, если государыня не поддержала бы его. Платов не смутился. «Государыня, - сказал он, - и падение мое меня возвышает, потому что я имею счастье еще раз поцеловать ручку моей монархине, премилосердной матери». А потом, обратившись к придворным, сказал им: «Вот пословица-то на деле сбылась: что если чего казак не возьмет, так разобьет... ».


*Лава, вентерь – тактика ведения боя.

« …Скачет она на врага ровно вытянутой цепочкой, и вдруг по приказу командира, когда меньше всего ожидает этого враг, фланги, словно крылья большой хищной птицы, начинают загибаться, охватывая противника с двух сторон, так, что он оказывается как бы в котле. А если врагу удаётся-таки разорвать это кольцо, всадники с криком, свистом и гиканьем стремительно перестраиваются и обрушиваются на слабое звено в его боевом порядке, всё сметая на своём скаку. Ни один чужеземный полководец не мог разгадать, по каким законам это управляется, как и для чего командир, этим повелевающий, меняет свист и гиканье, по которым совершаются перестроения…» Семенихин Г. С Дона выдачи нет.


Тема патриотизма часто поднималась в произведениях русской литературы конца XIX века. Но только в рассказе «Левша» она связана с мыслью о необходимости бережного отношения к талантам, облагораживающим лицо России в глазах других стран.

История создания

Рассказ «Левша» впервые начал публиковаться в журнале «Русь» №№ 49, 50 и 51 с октября 1881 года под названием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Идеей для создания Лесковым произведения послужила известная в народе прибаутка о том, что англичане блоху сделали, а русские ее «подковали, да назад отослали». По свидетельствам сына писателя, его отец проводил лето 1878 года в Сестрорецке, в гостях у оружейного мастера. Там он в разговоре с полковником Н. Е. Болониным, одним из служащих местного оружейного завода, выяснял происхождение прибаутки.

В предисловии автор написал, что он только пересказывает известную среди оружейников легенду. Этот известный прием, использованный когда-то Гоголем и Пушкиным для придания особой достоверности повествованию, в данном случае сослужил Лескову плохую службу. Критики и читающая публика буквально приняли слова писателя, и впоследствии ему пришлось особо объяснять, что он все-таки является автором, а не пересказчиком произведения.

Описание произведения

Рассказ Лескова жанрово наиболее точно было бы назвать повестью: в нем представлен большой временной пласт повествования, есть развитие сюжета, его завязка и завершение. Рассказом писатель назвал свое произведение видимо для того, чтобы подчеркнуть особую «сказительную» форму повествования, использованную в нем.

(Император с трудом и интересом рассматривает подкованную блоху )

Действие рассказа начинается в 1815 году с поездки императора Александра I с генералом Платовым в Англию. Там русскому царю вручают подарок от местных мастеров - миниатюрной работы стальную блоху, которая умеет «усиками водить» и «ножками перебирать». Подарок предназначен был показать превосходство английских мастеров над русскими. После смерти Александра I подарком заинтересовался его преемник Николай I и потребовал найти мастеров, которые бы были «никого не хуже», Так в Туле Платовым были призваны три мастера, среди них Левша, которые сумели подковать блоху и на каждой подкове имя мастера выставить. Левша же свое имя не оставил, потому что гвоздики выковывал, а «там уже никакой мелкоскоп взять не может».

(А вот ружья при дворе чистили всё по-старинке )

Левша был отправлен в Англию с «подкованной нимфозорией», чтобы там поняли, что «нам это не удивительно». Англичане были поражены ювелирной работой и пригласили мастера остаться, показали ему все, чему научены. Все Левша и сам умел делать. Поразило его только состояние ружейных стволов - их не чистили толченым кирпичем, поэтому точность стрельбы из таких ружей была высокой. Левша стал собираться домой, ему надо было срочно рассказать о ружьях Государю, а то «храни бог войны, они стрелять не годятся». От тоски Левша всю дорогу пил с английским другом «полшкипером», заболел и по приезде в Россию оказался при смерти. Но до последней минуты жизни пытался донести до генералов секрет чистки ружей. А если бы довели слова Левши до Государя, то, как пишет

Главные герои

Среди героев рассказа есть вымышленные и есть реально существовавшие в истории личности, среди которых: два российских императора, Александр I и Николай I, атаман Войска Донского М. И. Платов, князь, агент русской разведки А.И. Чернышев, доктор медицины М. Д. Сольский (в рассказе - Мартын-Сольский), граф К. В. Нессельроде (в рассказе - Кисельвроде).

(Левша "безымянный" мастер за работой )

Главный герой - оружейных дел мастер, левша. Имени у него нет, только мастеровая особенность - работал он левой рукой. У лесковского Левши был прототип - Алексей Михайлович Сурнин, работавший оружейником, бывший на учебе в Англии и передавший после возвращения секреты дела русским мастерам. Не случайно автор не дал герою собственное имя, оставив нарицательное- Левша один из изображенных в разных произведениях тип праведника, с их самоотреченностью и жертвенностью. Личность героя имеет ярко выраженные национальные черты, но типаж выведен общечеловеческим, интернациональным.

Недаром единственный друг героя, о котором рассказано - представитель другой национальности. Это моряк с английского судна Полшкипер, сослуживший своему «камраду» Левше плохую службу. Чтобы рассеять тоску русского друга по родине Полшкипер заключил с ним пари, что перепьет Левшу. Большое количество выпитой водки и стало причиной болезни, а затем и смерти тоскующего героя.

Патриотизм Левши противопоставлен ложной приверженности интересам Отечества других героев рассказа. Император Александр I конфузится перед англичанами, когда Платов указывает ему, что и русские мастера могут делать вещи не хуже. У Николая I чувство патриотизма замешано на личном тщеславии. Да и самый яркий «патриот» в рассказе Платов таковым является только за границей, а приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником. Русским мастерам он не доверяет и боится, как бы они работу английскую не испортили и бриллиант не подменили.

Анализ произведения

(Блоха, подкованная Левшой )

Произведение отличается жанровым и повествовательным своеобразием. Оно напоминает по жанру русский сказ, основанный на легенде. В нем много фантазии и сказочности. К сюжетам русских сказкок есть и прямые отсылки. Так, император прячет подарок сначала в орешек, который кладет затем в золотую табакерку, а последнюю, в свою очередь, прячет в дорожную шкатулку, почти так же, как прячет сказочный Кащей иглу. В русских сказках цари традиционно описаны с иронией, как и в рассказе Лескова представлены оба императора.

Идеей рассказа становится судьба и место в государстве талантливого мастера. Все произведение пронизано мыслью, что талант в России беззащитен и не востребован. В интересах государства поддерживать его, оно же грубо губит талант, как будто это никому не нужный, повсеместно распространенный сорняк.

Другой идейной темой произведения стало противопоставление настоящего патриотизма народного героя тщеславию персонажей из высших слоев общества и самих правителей страны. Левша любит свое отечество самоотверженно и горячо. Представители знати ищут повод гордиться, но не дают себе труда сделать жизнь страны лучше. Это потребительское отношение и приводит к тому, что в конце произведения государство теряет еще один талант, который был брошен в жертву тщеславию сначала генерала, потом императора.

Рассказ «Левша» дал литературе образ еще одного праведника, теперь уже на мученическом пути служения русскому государству. Своеобразие языка произведения, его афористичность, яркость и точность формулировок позволили разобрать рассказ на цитаты, которые разошлись в народе.