Паустовский теплый хлеб анализ произведения. Чему учит сказка К.Г

Сказку «Теплый хлеб» К. Паустовский создал в 1954 г. Всего 9 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны, поэтому в произведении реализовались военные мотивы. Впервые «Теплый хлеб» напечатали в детском журнале «Мурзилка», а спустя 19 лет после написания сказки появился одноименный короткометражный мультфильм.

В произведении можно выделить узкую тему – большое горе, вызванное Филькиным поступком и широкую – добро и зло. К. Паустовский показывает, что любой несправедливый, жестокий поступок наказуем. В то же время, писатель утверждает, что ошибку всегда можно исправить, если захотеть этого; человеку, который хочет искупить вину, нужно давать шанс.

Сюжет сказки «Теплый хлеб» раскрывается последовательно. Уже с первых строк можно догадаться, что события, описанные в произведении, происходили в военное время. В сюжете тесно переплетаются реальное и фантастическое.

В экспозиции К. Паустовский рассказывает о раненом коне, знакомит читателя с загадочным мельником Панкратом и с Филькой. Завязка – эпизод, в котором Филька обижает коня. Развитие событий – рассказ о том, как на Бережки спустились вьюга и крепкие морозы, разговор Фильки с бабушкой, рассказ о том, как мальчишка исправляет свою глупую ошибку. Кульминация произведения отдалена от развязки. Больше всего читатель волнуется, когда вместе с Филькой узнает, что люди могут погибнуть. Развязка – теплый ветер помогает людям пробить лед, женщины пекут хлеб, а Филька мирится с конем.

Для раскрытия темы и развития сюжета писатель создал оригинальную систему образов. Главные герои – и старый мельник Панкрат, второстепенные – конь, бабушка, сорока, ребята и старики, которые пробивали лед. Отдельным образом можно считать природу, так как она влияет на жизнь людей, имеет свой характер. Автор акцентирует внимание на поведении героев, их внешность описана схематично. В лаконичных характеристиках подчеркиваются детали, которые играют важную роль в реализации идеи.

Образ Фильки динамичный, ведь на его примере автор показывает, насколько может поменяться человек, если сам этого захочет. В начале произведения перед нами грубый мальчишка, которому тяжело найти общий язык с окружающими, в конце он становится ответственным, добрым и дружелюбным. Мельник Панкрат и бабушка Фильки – воплощение народной мудрости. На примере Панкрата писатель также показывает, что внешность может быть обманчивой. Образы коня и природы помогают автору раскрыть сюжет.

В сказке «Теплый хлеб» важную роль играют художественные средства. При помощи эпитетов, метафор, сравнений созданы портреты и пейзажные зарисовки: «сердитый старик», «Филька был молчаливый, недоверчивый», «пронзительный ветер», «к ночи небо зазеленело, как лёд», «от охлаждения сердца». Тем не менее, текст не изобилует тропами, что приближает его к фольклорным произведениям.

«Теплый хлеб» К. Паустовского – оригинальная интерпретация вечной темы добра и зла, впечатляюща читателя сюжетом и образами.

Тема: Главная проблема произведения Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб» - проблема доброты.

Цели:

Метапредметные:

Развивать личностные УУД : осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.

Развивать коммуникативные УУД : умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её; строить общение с классом, учителем, умения работать в группе.

Формировать познавательные УУД : уметь отбирать материал для работы из художественного текста; делать выводы из услышанного, прочитанного.

Формировать регулятивные УУД : уметь ставить цель, формулировать её, оценивать результаты своей учебной деятельности, рефлексировать.

Предметные цели:

Совершенствовать навыки анализа художественного текста с точки зрения использования средств речевой выразительности;

Совершенствовать навыки выразительного чтения;

Расширить знания о реальном и фантастическом (вымышленном) в художественном тексте.

Тип урока: изучение нового материала и закрепление знаний.

Оборудование : учебник В. Я.Коровиной, В. П. Журавлёва, В.И. Коровина. Литература 5 класс в двух частях, мультимедийный проектор, использование ИКТ, компьютерная презентация.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная.

У: На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией писателя Константина Георгиевича Паустовского и работали над его произведением «Тёплый хлеб».Сегодня мы продолжим с вами эту работу.

Для начала давайте вспомним содержание этого произведения

Чтобы вспомнить, ответьте на вопросы теста

А) Его ранили.

Б) Так захотел Панкрат.

А) «Ничего не знаю».

Б) «Да ну тебя!».

В) «Все вы умные».

3) Какую историю рассказала бабушка Фильке ?

А) О том, как она обидела когда-то солдата.

Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

В) О том, как закончилась война.

А) Началась метель.

Б) Было наводнение.

В) Случилось землетрясение.

А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

А) О том, что она разбудила летний ветер.

Б) О том, что Филька – плохой человек. В) О том, что она самая умная.

А) Вечером.

Б) Она сломалась навсегда.

В) Летом, когда потеплело.

? А) Попросил у него прощения

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой.

Проверка. Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7А, 8Б,

У.Посмотрите на тему сегодняшнего урока. О чём мы сегодня будем говорить?Обратите на каждое слово, которое является ключевым.(Главная проблема произведения -) Говорить будем о главной проблеме произведения и о жанре произведения. Начнём с жанра.

Чем является по жанру?

Какой сказкой является это произведение?

По этому вопросу провела небольшую исследовательскую работу…(Выступление обучающегося Автором является конкретное лицо –, писатель Произведение существует в письменной форме У сказки только один вариант)

Переходим к следующему ключевому слову. Будем говорить о главной проблеме сказки. Но сначала определим её. Прежде чем вы дадите ответ, прослушайте внимательно песню. (Песня «Дорога добра»)

Так какая же главная проблема сказки «Тёплый хлеб» (Проблема доброты)

Учитель: А давайте, ребята, вспомним типы сказок.(Волшебная сказка, сказка о животных, социально-бытовая сказка).

Учитель: К какому типу относится сказка «Теплый хлеб»?(Социально-бытовая сказка)

Учитель: Хорошо. Типы сказок вспомнили. Раз это сказка социально-бытовая, то главные герои такой сказки люди. На поступках какого героя в этом произведении раскрывается проблема доброты?(Филька) Именно какие герои помогают раскрыть её глубже. Составить на доске кластер (Филька, конь, бабушка, Панкрат, жители Бережков)

С чего начинается основное действие, где завязка конфликта?(Ф. обидел коня)Продолжите

Грехи Фильки. Продолжи предложения:
1) обзывал (коня) «дьяволом», «христарадником»;
2) ударил по губам;
3) кинул хлеб на землю;
4) не поделился с голодным и нуждающимся

Как вы оцениваете поступок Фильки?

(Филька все сделал не задумываясь, потому что был неласковым, равнодушным к окружающим, недаром прозвали «Ну тебя», у него было холодное сердце).

Что последовало за его злобным поступком?

(За людскую злобу природа наказала жителей деревни: наслала лютый мороз, грозя неминуемой смертью от холода и голода)

Именно с этого момента начинается трудный путь Фильки к добру.

Можно ли изменить зло? (Когда поймёшь свои ошибки и захочешь их исправить).

Когда же Филька понял, что он злой, жестокий? (Когда он слушал рассказ бабушки о злом мужике).

Давайте вспомним, о чём поведала бабушка.(Один ученик рассказывает бабушкину притчу).

Ребята, как вы думаете, о чём думал Филька, слушая бабушку? (Он себя сравнил со злым мужиком).

А как мальчик вёл себя? (Он ёжился в тулуп, хотя был дома. Ему стало холодно, страшно. Филька понял, что он сильно обидел коня и должен искупить вину).

Почему умер злой мужик? (от охлаждения сердца)

А у какого сказочного героя ещё было ледяное сердце? Но Кая спасла Герда.

У Фильки бы тоже «замерзло сердце», если бы он…. Не понял свою ошибку, не осознал свою вину.

Что произошло с Филькой после рассказа бабушки?

(Он задумался, заплакал, просил совета).

Паустовский показывает, если осознать свою вину, можно каким-то образом ее исправить.

Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату? (Он старый, мудрый, может дать Фильке правильный совет. Да у него и конь живёт, а Фильке надо попросить прощения у коня).

А почему бабушка не остановила внука, ведь выла метель, он мог заблудиться?

(Она сказала: «…надеяться надо». Значит, и бабушка поверила внуку, она надеется, что он исправит свою вину, а самое главное – поймёт: только добрые поступки могут искупить зло.

Как же это делает Филька?(Рассказ о посещении Ф. Панкрата и его дальнейшие действия)

РАБОТА НАД ФИНАЛОМ СКАЗКИ.

1.Выразительное чтение отрывка.(4 человека)

- - Ребята, тяжело просить прощение, прощать?

- Легко Фильке было это сделать?

Простил Фильку конь?

У Л.Н.Толстого есть выражение «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». Теплота согревает сердца, вот и холодное сердце Фильки оттаяло. Главное – Филька понял, что только добро делает человека счастливым.

Но для этого Фильке пришлось пройти трудный и большой путь.

---- Изменился ли Филька?

!!! (Да, он стал добрее, ответственнее, научился переживать за всех жителей деревни, жить с ними в мире).

Перед вами лежат заготовленные части таблиц, которые нам нужно будет сейчас заполнить на доске. Прикрепите свою заготовку в нужный столбик.(Да ну тебя –Филька, невежа, злой, вредный, : любовь, чуткость, доброта, сердечность, отзывчивость, милосердие, забота, помощь, человечность,жестокий,.. молчаливый. Недоверчивый, деятельный,)

Как хорошо, что Филька понял, что натворила его грубость, и был готов исправить совершенное им зло. Нелегкое ему предсто­яло дело - изобрести спасение от стужи, однако мальчик спра­вился с ним.

Филька нашел спасение, помирился с конем, и зло отступило. Как ни трудна была борьба мальчика с самим собой, он правильно понял, что корни зла всегда сидят внутри человека и руководят его словами и действиями. Я думаю, конь преподал маль­чику хороший урок, и Филька теперь будет гораздо добрее и вни­мательнее к себе и к другим

Итак, ребята, что победило в сказке: добро или зло?

Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому

Нужно быть добрыми, отзывчивыми.

: Не причинять другим вреда, обиды.

: Отвечать за свои поступки, слова.

: Не бояться просить прощения, прощать

детское сердце не должно становиться холодным,

Надо всё делать сообща,

Совершать добрые поступки,

Надо быть милосердными, добрыми.

Народная мудрость давно предупреждает нас о последствиях таких поступков. У нас много пословиц, которые мы могли бы соотнести с поступками героев этой сказки. Выберите те, которые, по вашему мнению, относятся к теме сегодняшнего урока.

    Что посеешь, то и пожнёшь.

    Делу-время, потехе- час.

    Встречают по одёжке, проважают по уму

    Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

    Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.

6. Нет ничего отважнее, чем победа над собой

. В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?
.

Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.

--Перед вами карточки и цветные карандаши, дайте цветовую характеристику героям.Звучит песня кота Леопольда

Да ну тебя

Заполните карты самоконтроля.

Фамилия, имя

Мои ответы

Я ставлю себе за работу

Тема урока понятна/ непонятна

Почему же сказка о Фильке и о коне называется "Тёплый хлеб"? (Хлеб примирил Фильку и коня).

Работа над лексическим значением слова «теплый». На доске записано несколько лексических значений данного слова (всего их 7).

Нагретый, дающий или содержащий тепло.

Не знающий морозов, южный.

Хорошо защищающий тело от холода.

Имеющий отопление.

Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу,

В каком значении употреблено слово "тёплый" в названии сказки?

ВЫВОД: Тёплый хлеб - это не только тот подарок, который делает “исправившийся” Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми.

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе.

А скажут лишь доброе слово –

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, всё же

Мы вслух произносим его.

VI .Домашнее задание.

    Сочинение-миниатюра «О чём заставила меня задуматься сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

    Разгадывание кроссворда

Вопросы

    (Филька).

    За что бабка часто выговаривала Фильке? (Неласковость).

    Какой окрик был у Фильки, когда он забросил хлеб далеко в рыхлый снег? (Злорадный)

    (Жестокость)

    (Страх)

    (Совет)

    (Помощь)

    (Тепло)

    (Дружба)

    (Доброта)

Вопросы

    Как в сказке “Тёплый хлеб” звали главного героя?

    Какая черта характера преобладала у мальчика в начале сказки?

    Когда бабка рассказала Фильке историю, происшедшую 100 лет назад, что испытал мальчик?

    Что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью?

    Что получил мальчик за свою решимость признать ошибку от сельчан?

    Что ощущаешь на сердце от сделанного доброго дела?

    Что принёс Филька коню вместе с тёплым хлебом?

    Что поселилось в Филькином сердце в конце сказки?

Фамилия, имя

Мои ответы

Я ставлю себе за работу

Тема урока понятна/ непонятна

Урок для меня полезен / бесполезен

Я понял, что___________________________________________________

______________

Фамилия, имя

Мои ответы

Я ставлю себе за работу

Тема урока понятна/ непонятна

Урок для меня полезен / бесполезен

Я понял, что___________________________________________________

_____

Фамилия, имя

Мои ответы

Я ставлю себе за работу

Тема урока понятна/ непонятна

Урок для меня полезен / бесполезен

Я понял, что___________________________________________________

Фамилия, имя

Да ну тебя

___________________________________________________________

Фамилия, имя

Цветовая характеристика героев

Да ну тебя

_________________________________________________________________

Фамилия, имя

Цветовая характеристика героев

Да ну тебя

_____________________________________________________________

Фамилия, имя

Цветовая характеристика героев

Да ну тебя

.

(Обведите кружком номер правильного ответа.)

______________________________________________________________

. В каком из предложений содержится главная мысль сказки

К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

(Обведите кружком номер правильного ответа.)
1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.

2…Человек становится добрым только среди добрых людей.

3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.

4. Злой человек вредит прежде всего самому себе

______________________________________________________________

. В каком из предложений содержится главная мысль сказки

К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

(Обведите кружком номер правильного ответа.)
1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.

2…Человек становится добрым только среди добрых людей.

3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.

4. Злой человек вредит прежде всего самому себе

______________________________________________________________

. В каком из предложений содержится главная мысль сказки

К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

(Обведите кружком номер правильного ответа.)
1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.

2…Человек становится добрым только среди добрых людей.

3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.

4. Злой человек вредит прежде всего самому себе

______________________________________________________________

. В каком из предложений содержится главная мысль сказки

К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

(Обведите кружком номер правильного ответа.)
1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.

2…Человек становится добрым только среди добрых людей.

3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.

4. Злой человек вредит прежде всего самому себе

______________________________________________________________вредный

Любовь

Чуткость

доброта

сердечность

отзывчивость

милосердие

забота

помощь

человечность

жестокий

молчаливый

Недоверчивый

Да ну тебя

Филька

Невежа

Злой

Какой сказкой является это произведение? Доказать.

Пересказать бабушкину притчу

(Рассказ о посещении Фильки Панкрата и о его дальнейших действиях)

Виды сказок

Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату?

Изменился ли Филька в конце сказки?Как?

Чему нас учит это произведение?

Просмотр содержимого документа
«приложение»

Вопросы

    Как в сказке “Тёплый хлеб” звали главного героя?

    За что бабка часто выговаривала Фильке? .

    Какой окрик был у Фильки, когда он забросил хлеб далеко в рыхлый снег?)

    Какая черта характера преобладала у мальчика в начале сказки?

    Когда бабка рассказала Фильке историю, происшедшую 100 лет назад, что испытал мальчик?

    Что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью?

    Что получил мальчик за свою решимость признать ошибку от сельчан?

    Что ощущаешь на сердце от сделанного доброго дела?

    Что принёс Филька коню вместе с тёплым хлебом?

    Что поселилось в Филькином сердце в конце сказки?

Фамилия, имя

Мои ответы

Я ставлю себе за работу

Тема урока понятна/ непонятна

Урок для меня полезен / бесполезен

Я понял, что___________________________________________________

Цветовая характеристика героев

Да ну тебя

___________________________________________________________

. В каком из предложений содержится главная мысль сказки

К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

(Обведите кружком номер правильного ответа.)
1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.

2…Человек становится добрым только среди добрых людей.

3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.

4. Злой человек вредит прежде всего самому себе

______________________________________________________________

вредный

Любовь

Чуткость

доброта

сердечность

отзывчивость

милосердие забота помощь человечность жестокий молчаливый

Недоверчивый Да ну тебя

Филька

Невежа Злой

Просмотр содержимого презентации
«конспект»


Константин Георгиевич Паустовский


  • 1) Почему конь остался в деревне?

А) Его ранили.

  • Б) Так захотел Панкрат.
  • В)Конь не захотел идти дальше.

  • 2) Какая кличка была у Фильки?

А) «Ничего не знаю».

  • Б) «Да ну тебя!».
  • В) «Все вы умные».

  • 3 ) Какую историю рассказала бабушка Фильке ?
  • А) О том, как она обидела когда-то солдата.
  • Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.
  • В) О том, как закончилась война.

  • 4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

А) Началась метель.

Б) Было наводнение.

В) Случилось землетрясение .


  • 5) Как Филька искупал свою вину? А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы .


  • 6) О чем рассказывала сорока над плотиной? А) О том, что она разбудила летний ветер.

Б) О том, что Филька – плохой человек. В) О том, что она самая умная.


  • 7) Когда заработала мельница? А) Вечером.

Б) Она сломалась навсегда.

В) Летом, когда потеплело .


  • 8) Как Филька помирился с конем ? А) Он принёс ему сена.

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой .


Тема урока

Главная проблема произведения

проблема …..


Тема урока

Главная проблема произведения


Тема урока

Главная проблема произведения Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб» - проблема …..


Тема урока

Главная проблема произведения Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб» - проблема доброты .


Доброта – отзывчивость, душевное расположение ко всему живому, стремление делать добро другим.

Словарь Ожегова


Конь Мальчик

Жители Бережков

бабка

Панкрат

Филька



Грехи Фильки. Продолжи предложения

1) обзывал (коня) 2) ударил 3) кинул хлеб 4) не поделился с


Грехи Фильки.

1) обзывал (коня)

«дьяволом», «христарадником»;

2) ударил

по губам

3) кинул хлеб

в снег,т.е. на землю ;

4) не поделился

с голодным и нуждающимся






  • - Можно ли изменить зло?
  • - Когда же Филька понял, что он злой, жестокий?


  • - Как вы думаете, о чём думал Филька, слушая бабушку?
  • - А как мальчик вёл себя?
  • Почему умер злой мужик?
  • Что произошло с Филькой после рассказа бабушки?



Совершить зло очень легко, а раскаяться, искупить вину могут лишь немногие.

Как же это делает Филька?









«Чтобы поверить в добро , надо начать его делать.»

Л.Н.Толстой


Изменился ли Филька?

«Да ну тебя» «Филька»


Вечная борьба добра и зла .


Чему учит сказка К.Г.Паустовского

Теплый хлеб”?


1. Что посеешь, то и пожнёшь.

2. Делу-время, потехе- час.

3 .Встречают по одёжке, провожают по уму

4 .

5

6 .


. Что посеешь, то и пожнёшь.

. Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

. Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.

. Нет ничего отважнее, чем победа над собой


  • Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла .
  • Человек становится добрым только среди добрых людей.
  • Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.
  • Злой человек вредит прежде всего самому себе

Надо уметь прощать ошибки, ведь ошибиться может каждый

Надо с добром относиться к людям. И тогда жить станет легче, интереснее. Надо делать добро, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку.


.

  • Конь
  • Да ну тебя
  • Филька
  • Панкрат

Перед вами карточки и цветные карандаши, дайте цветовую характеристику героям .

  • Конь
  • Да ну тебя
  • Филька
  • Панкрат

Домашнее задание

1.Сочинение – миниатюра

« О чём заставила меня задуматься сказка

К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб ».

2.Кроссворд



Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло…


Значение слова тёплый по словарю :

А) дающий или содержащий тепло;

Б) защищающий тело от холода (тёплый свитер);

В) хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната)

Г) отличающийся внутренней теплотой,

согревающий душу, ласковый, приветливый .



Итоговая диагностическая работа по литературному чтению (работа с текстом). 4 класс.

Цель: определить уровень сформированности навыка осознанного чтения; выяснить уровень понимания содержания литературного текста; скорость умения читать текст «про себя»; умение ориентироваться в тексте; выражать собственное отношение и отношение автора к персонажам и событиям в тексте.

Работа выполняется в индивидуальном порядке одновременно всеми учащимися класса по вариантам.

На тест и замер чтения «про себя» отводится один урок.

Проверка чтения «про себя»: по сигналу учителя дети начинают читать текст с заглавия в течение 1 минуты, по истечению времени учитель даёт сигнал «Стоп!» и учащиеся ставят галочку в тексте на месте остановки, после чего продолжают чтение текста до конца.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Замер чтения «про себя»:

менее 90 слов оценка «2»;

от 100 до 110 слов оценка «3»;

от 110 до120 слов оценка «4»;

от 120 и более слов оценка «5».

Тест

задания

Максимальное кол-во баллов

Кол-во баллов

1 - 6

1 - 2

Кол-во баллов

1 - 6

1 - 2

Каждый верный ответ - 1 балл.

Задание №11 в 1 варианте и №7 во2 варианте: 1 балл за каждый верный ответ. Максимальное кол-во баллов - 6.

Задание №13: 1 балл - ответ представлен не в полном объёме. 2 балла -

18-19 баллов оценка «5»;

11-17 баллов оценка «4»;

6 - 10 баллов оценка «3»;

менее 6 баллов оценка «2».

Примечание: наличие орфографических ошибок не влияет на оценку работы.

Инструкция по проверке

задания

Ответы

1 вариант

С.Т. Аксаков

«Река Белая»

2 вариант

В.В. Путилина

«Тёплый хлеб»

рассказ

рассказ

о ледоходе, произведение о природе

перепёлка

весной

Между Колокольцами и Верхними Колокольцами

На реке начнёт таять и ломаться лёд.

Здешний хлеб не был похож на городской. Не маленькими твёрдыми кирпичиками. А круглый, румяный, пышный.

на реке

маленькая, но рослая

желанный день и час

летом

корове

Песня перепёлки.

Дорога в Верхние Колокольцы.

Встреча со стариком.

Свежий хлеб.

Воспоминания о войне.

Запах тёплого хлеба.

3 1 4 2 6 5

разливом

Человек должен помнить добро (вариант ответа)

Лёд всё ещё шёл крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою. …Лёд трескался, ломался...

запах тёплого хлеба

почти до верхушек деревьев

Мы - односельчане (вариант ответа)

Потоки весенней воды.

«Белая тронулась!»

Корова на льду.

Две собаки.

Ледоход.

Разлив.

5 3 1 2 4 6

Нужно любит и уважать людей (вариант ответа)

«Белая тронулась!»

Б Г

Не великое дело - великая помощь.

Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Свободные ответы детей.

Ответ содержит интересные мысли и оформлены полными предложениями, приведены аргументы или доказательства, иллюстрирующие выбор читателя.

Свободные ответы детей.

Ответ представлен не в полном объёме.

Ответ содержит интересные мысли и оформлены полными предложениями, приведены аргументы или доказательства, иллюстрирующие выбор читателя. С помощью света и тени передавал Леонардо на картине всё многообразие реального мира.

Ученик __________________________________________________________

1 вариант

С.Т.Аксаков

Река Белая

Великим моим удовольствием было смотреть, как бегут по косогору мутные и шумные потоки

весенней воды мимо нашего высокого крыльца, а еще большим наслаждением, которое мне не

часто дозволялось, прочищать палочкой весенние ручейки. С крыльца нашего была видна река

Белая, и я с нетерпением ожидал, когда она вскроется. На все мои вопросы отцу и Евсеичу: "Когда

же мы поедем в Сергеевку?" обыкновенно отвечали: "А вот как река пройдет".

И наконец пришел этот желанный день и час! Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно-радостным голосом сказал: "Белая тронулась!" Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, темного, а иногда и желтого льда. Далеко уже уплыла поперечная дорога, и какая-то несчастная черная корова бегала по ней как безумная от одного берега до другого. Стоявшие около меня женщины и девушки сопровождали жалобными восклицаниями каждое неудачное движение бегающего животного, которого рев долетал до ушей моих, и мне стало очень его жалко. Река на повороте загибалась за крутой утес, и скрылись за ним дорога и бегающая по ней черная корова.

Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут, а перепрыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и, позабыв бедную корову, сам смеялся вместе с другими. Собаки не замедлили оправдать общее ожидание и скоро перебрались на берег.

Лед всё еще шел крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою. Евсеич, опасаясь сильного и холодного ветра, сказал мне: "Пойдем, соколик, в горницу, река еще не скоро взломается, а ты прозябнешь. Лучше я тебе скажу, когда лед начнет трескаться". Я очень неохотно послушался, но зато мать была очень довольна и похвалила Евсеича и меня. В самом деле, не ближе как через час Евсеич пришел сказать мне, что лед на реке ломается. Мать опять отпустила меня на короткое время, и, одевшись еще теплее, я вышел и увидел новую, тоже не виданную мною картину: лед трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду. Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон, явственно долетал до наших ушей.

С этого дня Белая сделалась постоянным предметом моих наблюдений. Река начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. Каждый день картина изменялась; и наконец разлив воды, простиравшийся с лишком на восемь верст, слился с облаками. Налево виднелась необозримая водяная поверхность, чистая и гладкая, как стекло, а прямо против нашего дома вся она была точно усеяна иногда верхушками дерев, а иногда до половины затопленными огромными дубами, вязами и осокорями, вышина которых только тогда вполне обозначалась; они были похожи на маленькие, как будто плавающие островки.

1 вариант

Прочитай текст «Река Белая». Выполни задания.

А рассказ

Д легенда

О чём зто произведение? Запиши ответ.

_____________________________________________________________________________________________

3. Когда происходили описанные события?

4. Как ты понимаешь слова река вскроется ? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Где происходили описанные события?

А на поле

В на огороде

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какому животному сочувствовали люди?

8. Чем сменился ледоход?

Б разливом

В снегопадом

9. Найди в тексте описание ледохода. Запиши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. На какую высоту поднялась вода? Найди ответ в тексте. Запиши.

___________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1 - начало истории.

Ледоход.

Корова на льду.

1 Потоки весенней воды.

__ «Белая тронулась!»

Две собаки.

Разлив.

12. Какой заголовок может подойти к этому рассказу?

__ «Желанный день»

__ «Весенний ледоход»

__ «Белая тронулась!»

Ученик ___________________________________________________________________

2 вариант

В.В.Путилина

ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ

Под окошком звонко и настойчиво звали: «Пить-пойдем! Пить-пойдем! Пить!» Я спросила свою

хозяйку Марусю про птицу. Маруся ответила:

Да как же вы не знаете? Это перепёлка приглашала вас чай пить, - и засмеялась.

А Марусина дочка Оля строго посмотрела на меня. Взгляд у Оли пристальный и внимательный. Я ни разу не видела, чтобы Оля улыбнулась за всю неделю, что живу у них в Колокольцах. Маруся снова засмеялась:

Приглашала вас перепёлка чай пить. Приглашала, да не знала: хлеба-то у нас нет. А как же без хлеба за стол садиться?

И послала Олю в магазин в Верхние Колокольцы. Я тоже пошла с Олей за хлебом. Мы долго шли с Олей по лугу. И вдруг дорога оборвалась. С одной стороны речка, с другой - длинный и глубокий ров.

Надо прыгать, - сказала Оля. Лет Оле хотя и немного, но она рослая. И ноги у неё длинные, послушные. Мигом перенесли её через ров и крепко поставили на землю. Я перепрыгнула вслед за ней. Навстречу нам шёл старик. Высокий, чуть сгорбленный. На голове соломенная шляпа с огромными полями от солнца. Шёл он медленно, опираясь на палку.

Здравствуйте! - сказали мы с Олей старику, когда поравнялись с ним.

Моё почтение! - ответил он. Снял шляпу и раскланялся с нами.

Скоро мы с Олей добрались до Верхних Колокольцев и купили хлеба. Здешний хлеб не был похож на городской. Не маленькими твёрдыми кирпичиками, а круглый, румяный, пышный. Я несла его в закрытой сумке, а тёплый хлебный запах вырывался наружу.

Ух, как пахнет! - радовалась Оля. И отщипнула кусочек.

Ей захотелось есть. Да и мне тоже. И мы пошли быстрей, хотя было жарко. Мы перепрыгнули через ров. За высоким земляным валом мы увидели нашего знакомого старика. Он сидел у стёжки, опустив голову.

Отдыхаете, дедушка? - спросила я.

А, - махнул он огорчённо рукой. - Забыл хлеба купить. Теперь возвращаться надо.

Вот беда, - посочувствовала я вслух и пошла следом за Олей. Она торопилась домой. Там ждёт нас затенённый двор, где не палит солнце.

Погоди, Оля, - остановила я её. - Давай вернёмся. Отдадим старику свой хлеб. А себе сходим ещё купим.

Отдадим? - испугалась Оля. - Это же наш хлеб. А дедушка - чужой. Разве чужим отдают своё?

Отдают, - сказала я. - В войну меня чужие люди кормили. Я тогда была такой маленькой, как ты.

А когда жалеешь человека, он уже не чужой.

Возьмите, дедушка, - вдруг проговорила она. - Вы не чужой, вы свой.

И она улыбнулась неожиданно, как-то неумело.

Старик взял круглый хлеб, полюбовался им и сказал:

Тёплый хлебушка. Спасибо вам, люди добрые!

Ешьте на здоровье, - сказала я.

На здоровье, - повторила и Оля.

А по лугу разносился запах тёплого хлеба. Самый драгоценный запах на земле.

2 вариант

Школа __________________________________________________________________

Дата ___________________________________________________________________

Фамилия _______________________________ Имя _________________________

Прочитай текст «Тёплый хлеб». Выполни задания.

Определи жанр этого произведения и обведи букву рядом с выбранным ответом.

А рассказ

Д легенда

2. Кто звонко запел: «Пить - пойдём! Пить!»?

А хозяйка

В перепёлка

Д жаворонок

3. Где происходила описанная история?

А в Колокольцах

Б в Верхних Колокольцах

В между Колокольцами и Верхними Колокольцами

4. Какой был хлеб? Найди описание и запиши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.. Какой была девочка Оля? Как о ней говорится в рассказе?

А маленькая и весёлая

Б маленькая, но рослая

В маленькая и грустная

6. Когда происходили описанные события?

7. Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1 - начало истории.

Встреча со стариком.

1 Песня перепёлки.

Свежий хлеб.

Дорога в Верхние Колокольцы.

Запах тёплого хлеба.

Воспоминания о войне.

_______________________________________________________________________________________________________

9. Какой самый драгоценный запах на земле?

А запах цветов

Б запах мёда

В запах тёплого хлеба

Г запах дорогих духов

10. Объясни слова Оли: «Вы не чужой, вы свой». Запиши.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Какая главная мысль этого рассказа? Запиши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Прочитай. Какие пословицы подходят к этому рассказу?

А Хлеб - всему голова.

Б Не великое дело - великая помощь.

В Великое слово: спасибо.

Г Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Д Всякий хлопочет, себе добра хочет.

13. Понравился ли тебе текст? Объясни почему.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Существует немало рассказов, в которых говорится о том, как правильно жить, каких поступков избегать, что по-настоящему ценить. Обычно об этих непростых истинах повествует в форме поучительного рассказа автор. Паустовский - признанный мастер небольшой новеллы. В его сочинениях всегда присутствует мотив высоких гражданских помыслов и верности своему долгу. Кроме того, в его творениях живой рассказ сочетается с проникновенным описанием природы. «Теплый хлеб» - замечательный образец художественного мастерства писателя. Об этом произведении мы и поговорим в данной статье.

Поучительный рассказ

За свою жизнь сочинил немало выдающихся произведений Константин Паустовский. "Теплый хлеб" - это рассказ для детей, в котором автор учит маленьких читателей не совершать дурных поступков и никогда не обижать беззащитных людей и животных. Это произведение больше похоже на сказку, даже на притчу, где в простой и доступной форме доносятся до детей христианские заповеди о душевном тепле и любви к ближнему.

Название произведения

Дал многозначительное название своему рассказу Константин Паустовский. "Теплый хлеб" - это символ жизненной силы и душевной щедрости. Хлеб на Руси доставался крестьянам тяжелым трудом, поэтому и отношение к нему было бережное, трепетное. А свежая выпечка долгие годы была лучшим лакомством на столе в каждом доме. Аромат хлеба в рассказе Паустовского обладает чудодейственной силой, он делает людей добрее и чище.

Начало произведения

Недолгим вступлением начинает свой рассказ Паустовский. "Теплый хлеб" повествует о том, что однажды, во время войны, через деревню Бережки шел боевой кавалеристский отряд. В это время на окраине взорвался снаряд и ранил вороного коня в ногу. Животное не могло идти дальше, и его взял к себе старый мельник Панкрат. Это был вечно хмурый, но очень скорый на работу человек, которого местные ребятишки втайне считали колдуном. Старик вылечил коня и стал возить на нем все, что было необходимо для обустройства мельницы.

Далее рассказ Паустовского "Теплый хлеб" повествует о том, что время, описанное в произведении, было очень тяжелым для простых людей. Многим не хватало пищи, вот и Панкрат не мог прокормить лошадь в одиночку. Тогда животное стало ходить по дворам и просить еду. Ему выносили черствый хлеб, свекольную ботву, даже морковку, потому что считали, что конь "общественный" и пострадал за правое дело.

Мальчик Филька

В своем произведении описал изменения, которые под влиянием обстоятельств произошли в душе ребенка, Константин Паустовский. "Теплый хлеб" - рассказ о мальчике по имени Филька. Он жил вместе с бабушкой в деревне Бережки и был грубым и недоверчивым. На все упреки герой отвечал одной и той же фразой: "Да ну тебя!" Однажды Филька сидел дома один и ел вкусный хлеб, посыпанный солью. В это время во двор зашел конь и попросил пищи. Мальчик ударил животное по губам и кинул хлеб в рыхлый снег со словами: "На вас, на христорадников, не напасешься!"

Эти злые слова стали сигналом для начала необыкновенных событий. Из глаз коня скатилась слеза, он обиженно заржал, взмахнул хвостом, и в этот миг на деревню обрушился лютый мороз. Взметнувшийся снег тут же запорошил Фильке горло. Он бросился в дом и запер за собой дверь с любимой присказкой: "Да ну тебя!" Однако прислушался к шуму за окном и понял, что метель свистит точь-в-точь как хвост бьющего себя по бокам рассерженного коня.

Лютый холод

Удивительные дела описывает в своем рассказе Паустовский. "Теплый хлеб" рассказывает о лютом холоде, который опустился на землю после грубых Филькиных слов. Зима в тот год выдалась теплая, вода возле мельницы не застывала, а тут грянул такой мороз, что все колодцы в Бережках заледенели до самого дна, и река покрылась толстой коркой льда. Теперь всех людей в деревне ждала неминуемая голодная смерть, ведь Панкрат не мог намолоть муки на своей мельнице.

Старая легенда

Далее повествует о старой легенде Константин Паустовский. "Теплый хлеб" устами старой Филькиной бабушки описывает события, которые приключились в деревне сто лет назад. Тогда покалеченный солдат постучался в дверь зажиточного крестьянина и попросил пищи. Заспанный и сердитый хозяин в ответ швырнул на пол кусок черствого хлеба и велел ветерану самому поднимать брошенное "угощение". Солдат подобрал хлеб и увидел, что он сплошь покрыт зеленой плесенью, и есть его нельзя. Тогда обиженный человек вышел во двор, свистнул, и на землю обрушился ледяной холод, а жадный мужик умер "от охлаждения сердца".

Осознание поступка

Поучительную притчу придумал Паустовский. "Теплый хлеб" описывает страшное смятенье, которое произошло в душе испуганного мальчика. Он осознал свой промах и спросил у своей бабушки, есть ли у него и остальных людей надежда на спасение. Старушка ответила, что все обойдется, если человек, содеявший зло, раскается. Мальчик понял, что ему необходимо помириться с обиженным конем, и ночью, когда бабушка уснула, побежал к мельнику.

Путь к покаянию

"Путь Фильки был нелегким", - пишет Паустовский. Писатель рассказывает о том, что мальчику пришлось преодолевать лютый холод, такой, что даже воздух казался застывшим, и дышать не было сил. У дома мельника Филька уже бежать не мог и только тяжело переваливался через наметенные сугробы. Почуяв мальчика, в сарае заржал раненый конь. Филька испугался, присел, но тут Панкрат открыл дверь, увидел ребенка, втащил его за шиворот в избу и посадил у печки. Со слезами Филька все поведал мельнику. Тот обозвал мальчика "бессмысленным гражданином" и велел ему за час с четвертью придумать выход из создавшегося положения.

Придуманный способ

Далее погружает своего героя в глубокие размышления Паустовский Константин Георгиевич. В конце концов мальчик решил поутру собрать всех деревенских ребятишек на реке и начать рубить вместе с ними лед возле мельницы. Тогда потечет вода, кольцо можно будет повернуть, устройство разогреется и начнет молоть муку. Так в деревне опять появятся и мука, и вода. Мельник засомневался, что ребята захотят расплачиваться за Филькину дурь своим горбом, но пообещал, что поговорит с местными стариками, чтобы и они вышли на лед.

Избавление от стужи

Замечательную картину совместного труда рисует в своем произведении К. Г. Паустовский (рассказы этого автора отличаются особенной выразительностью). Он повествует о том, как все дети и старики вышли на реку и стали рубить лед. Вокруг запылали костры, застучали топоры, и всеобщими усилиями люди победили холод. Правда, помог и теплый летний ветер, который внезапно подул с юга. Болтливая сорока, которая слышала разговор между Филькой и мельником, а потом улетела в неизвестном направлении, раскланивалась перед всеми и рассказывала, что именно ей удалось спасти деревню. Она будто бы полетела в горы, нашла там теплый ветер, разбудила его и привела с собой. Однако никто, кроме ворон, сороку не понимал, поэтому ее заслуги людям так и остались неизвестны.

Примирение с конем

Рассказ Паустовского "Теплый хлеб" - замечательный образец прозы для детей. В нем писатель поведал о том, как маленький грубиян научился делать добрые дела и следить за своими словами. После того как на реке вновь появилась вода, кольцо мельницы повернулось, и в мешки потекла свежемолотая мука. Из нее женщины замесили сладкое тугое тесто и испекли из него ароматный хлеб. Запах от румяной выпечки с пригоревшими ко дну листьями капусты стоял такой, что даже лисицы вылезли из своих нор в надежде полакомиться ею. А провинившийся Филька вместе с ребятами пришел к Панкрату мириться с раненым конем. Он держал в руках каравай свежего хлеба, а крошечный мальчик Николка нес вслед за ним большую деревянную емкость с солью. Конь сначала попятился и не захотел принимать дар, но Филька так отчаянно заплакал, что животное смилостивилось и взяло из рук мальчика ароматный хлеб. Когда раненый конь поел, то положил свою голову на плечо Фильки и закрыл глаза от удовольствия и сытости. Мир был восстановлен, и в деревню вновь пришла весна.

Символ хлеба

Одним из своих любимых сочинений называл Паустовский "Теплый хлеб". Жанр произведения можно определить как притчу об основных христианских ценностях. Символ хлеба играет в ней ключевую роль. Если черную людскую неблагодарность можно сравнить с черствой коркой заплесневелого хлеба, то доброту и душевную щедрость - со сладким и свежим караваем. Мальчик, который беспечно кинул в снег отрезанный ломоть, совершил очень дурной поступок. Он не только обидел раненого коня, но и пренебрег продуктом, созданным тяжелым трудом. За это и был наказан Филька. Только угроза голодной смерти помогла ему понять, что даже к черствому кусочку хлеба нужно относиться с уважением.

Коллективная ответственность

Школьники изучают в пятом классе рассказ "Теплый хлеб" (Паустовский). Анализируя это произведение, дети часто задаются вопросом о том, почему за дурной поступок одного мальчика должна была ответить вся деревня. Ответ содержится в самом рассказе. Дело в том, что Филька страдал крайним эгоцентризмом и никого вокруг не замечал. Он был неласков с бабушкой и пренебрежителен с друзьями. И только угроза, нависшая над всеми жителями деревни, помогла мальчику почувствовать ответственность за судьбу других людей. Когда ребята пришли на помощь угрюмому и недоверчивому Фильке, они растопили не только реку, но и его ледяное сердце. Поэтому летний ветер задул над Бережками еще до того, как мальчик помирился с конем.

Роль природы в произведении

В рассказе "Теплый хлеб" (Паустовский), анализ которого представлен в данной статье, большую роль играют могучие силы природы. В самом начале произведения рассказывается о том, что зима в деревне была теплая, снег таял, не долетая до земли, а река возле мельницы не замерзала. Теплая погода стояла в Бережках до тех пор, пока там кормили и жалели раненого коня. Однако жестокие слова Фильки и его скверное поведение вызвали у природы великий гнев. Мгновенно наступил лютый холод, который сковал реку и лишил людей надежды на пропитание. Мальчику пришлось преодолеть сначала стужу в своей душе, потом холод на улице, чтобы искупить свою вину. И только когда люди все вместе вышли на лед спасать деревню, подул свежий летний ветерок как символ духовного возрождения Фильки.

Сила слова

Настоящим христианином был К. Г. Паустовский. Рассказы писателя пронизаны добротой и любовью к людям. В произведении "Теплый хлеб" он показал, как важно следить не только за своими поступками, но и за словами. Жестокая фраза Фильки, прозвеневшая в воздухе, заставила все вокруг заледенеть, потому что мальчик, сам того не понимая, совершил страшное зло. Ведь именно от человеческой черствости и равнодушия возникают самые тяжкие преступления, которые при другом отношении можно было бы предотвратить. Чтобы извиниться перед обиженным конем, Фильке не понадобились слова, он на деле доказал, что раскаялся в собственном поступке. А искренние слезы мальчика окончательно искупили его вину - теперь он никогда не посмеет быть жестоким и равнодушным.

Реальное и сказочное

Паустовский Константин Георгиевич умело сочетал в своих творениях сказочные и реальные мотивы. Например, в "Теплом хлебе" присутствуют обыкновенные герои: Панкрат, Филька, его бабушка, остальные жители деревни. И придуманные: сорока, силы природы. События, которые происходят в произведении, тоже можно разделить на реальные и сказочные. Например, в том, что Филька обидел коня, спросил у Панкрата о том, как исправить содеянное, вместе с ребятами колол лед на реке и помирился с животным, нет ничего необычного. Зато сорока, которая приводит за собой летний ветер, и стужа, постигнувшая деревню по зову рассерженной лошади, явно выбиваются за рамки обычной жизни. Все события в произведении органично переплетаются между собой, создавая единую картину. Благодаря этому "Теплый хлеб" можно назвать и сказкой, и поучительным рассказом одновременно.

Старинные слова

Фольклорные мотивы активно использует в своем творчестве Паустовский. «Теплый хлеб», содержание которого насыщено старинными словами и выражениями, подтверждает это. Значение многих архаизмов современным детям не знакомо. Например, христорадниками на Руси называли людей, выпрашивающих милостыню. Это слово оскорбительным никогда не считалось, каждый подавал нуждающимся столько, сколько мог. Однако в рассказе оно приобретает негативный оттенок, ведь Филька обидел раненого коня, фактически обозвав его попрошайкой.

В рассказе часто используются и другие архаизмы: "картуз", "баталия", "пожухли", "нашкодил", "треух", "яр", "осокори" и другие. Они придают произведению особый колорит, приближают его к народным сказочным мотивам.

Грех и покаяние

За скверные поступки нужно нести ответственность. Об этом говорит в своем рассказе Паустовский. «Теплый хлеб», герои которого сумели победить стужу, свидетельствует, что справились они и с холодом, царившим в душе маленького мальчика. Сначала Филька просто испугался, но не осознал глубину своей вины. Бабушка мальчика наверняка догадалась о произошедшем, но не стала его ругать, а рассказала ему поучительную сказку, ведь ребенок должен был сам осознать свой промах. Панкрат преподал Фильке еще один урок - заставил его самостоятельно придумать выход из сложившейся ситуации. Только искренним покаянием и тяжелым трудом мальчик сумел завоевать прощение высших сил. Добро вновь победило зло, а оттаявшая душа ребенка согрела своим теплом краюху свежего хлеба.

Заключение

Мировая литература знает немало историй с увлекательным сюжетом и поучительным концом. Одну из них придумал Паустовский («Теплый хлеб»). Отзывы об этом произведении свидетельствуют о том, что Константину Георгиевичу удалось тронуть сердца своих маленьких читателей и донести до них важные понятия о милосердии, любви к ближнему и ответственности. В доступной форме писатель описал последствия, к которым могут привести необдуманные действия и обидные слова. Ведь главный герой рассказа никому не хотел причинить вреда, однако совершил серьезный промах. В самом конце повествования говорится о том, что Филька - мальчик не злой, и искренне раскаивается в своем поступке. А умение признавать свои ошибки и нести за них ответственность - одно из самых важных человеческих качеств.

Существует немало рассказов, в которых говорится о том, как правильно жить, каких поступков избегать, что по-настоящему ценить. Обычно об этих непростых истинах повествует в форме поучительного рассказа автор. Паустовский - признанный мастер небольшой новеллы. В его сочинениях всегда присутствует мотив высоких гражданских помыслов и верности своему долгу. Кроме того, в его творениях живой рассказ сочетается с проникновенным описанием природы. «Теплый хлеб» - замечательный образец художественного мастерства писателя. Об этом произведении мы и поговорим в данной статье.

Поучительный рассказ

За свою жизнь сочинил немало выдающихся произведений Константин Паустовский. "Теплый хлеб" - это рассказ для детей, в котором автор учит маленьких читателей не совершать дурных поступков и никогда не обижать беззащитных людей и животных. Это произведение больше похоже на сказку, даже на притчу, где в простой и доступной форме доносятся до детей христианские заповеди о душевном тепле и любви к ближнему.

Название произведения

Дал многозначительное название своему рассказу Константин Паустовский. "Теплый хлеб" - это символ жизненной силы и душевной щедрости. Хлеб на Руси доставался крестьянам тяжелым трудом, поэтому и отношение к нему было бережное, трепетное. А свежая выпечка долгие годы была лучшим лакомством на столе в каждом доме. Аромат хлеба в рассказе Паустовского обладает чудодейственной силой, он делает людей добрее и чище.

Начало произведения

Недолгим вступлением начинает свой рассказ Паустовский. "Теплый хлеб" повествует о том, что однажды, во время войны, через деревню Бережки шел боевой кавалеристский отряд. В это время на окраине взорвался снаряд и ранил вороного коня в ногу. Животное не могло идти дальше, и его взял к себе старый мельник Панкрат. Это был вечно хмурый, но очень скорый на работу человек, которого местные ребятишки втайне считали колдуном. Старик вылечил коня и стал возить на нем все, что было необходимо для обустройства мельницы.

Далее рассказ Паустовского "Теплый хлеб" повествует о том, что время, описанное в произведении, было очень тяжелым для простых людей. Многим не хватало пищи, вот и Панкрат не мог прокормить лошадь в одиночку. Тогда животное стало ходить по дворам и просить еду. Ему выносили черствый хлеб, свекольную ботву, даже морковку, потому что считали, что конь "общественный" и пострадал за правое дело.

Мальчик Филька

В своем произведении описал изменения, которые под влиянием обстоятельств произошли в душе ребенка, Константин Паустовский. "Теплый хлеб" - рассказ о мальчике по имени Филька. Он жил вместе с бабушкой в деревне Бережки и был грубым и недоверчивым. На все упреки герой отвечал одной и той же фразой: "Да ну тебя!" Однажды Филька сидел дома один и ел вкусный хлеб, посыпанный солью. В это время во двор зашел конь и попросил пищи. Мальчик ударил животное по губам и кинул хлеб в рыхлый снег со словами: "На вас, на христорадников, не напасешься!"

Эти злые слова стали сигналом для начала необыкновенных событий. Из глаз коня скатилась слеза, он обиженно заржал, взмахнул хвостом, и в этот миг на деревню обрушился лютый мороз. Взметнувшийся снег тут же запорошил Фильке горло. Он бросился в дом и запер за собой дверь с любимой присказкой: "Да ну тебя!" Однако прислушался к шуму за окном и понял, что метель свистит точь-в-точь как хвост бьющего себя по бокам рассерженного коня.

Лютый холод

Удивительные дела описывает в своем рассказе Паустовский. "Теплый хлеб" рассказывает о лютом холоде, который опустился на землю после грубых Филькиных слов. Зима в тот год выдалась теплая, вода возле мельницы не застывала, а тут грянул такой мороз, что все колодцы в Бережках заледенели до самого дна, и река покрылась толстой коркой льда. Теперь всех людей в деревне ждала неминуемая голодная смерть, ведь Панкрат не мог намолоть муки на своей мельнице.

Старая легенда

Далее повествует о старой легенде Константин Паустовский. "Теплый хлеб" устами старой Филькиной бабушки описывает события, которые приключились в деревне сто лет назад. Тогда покалеченный солдат постучался в дверь зажиточного крестьянина и попросил пищи. Заспанный и сердитый хозяин в ответ швырнул на пол кусок черствого хлеба и велел ветерану самому поднимать брошенное "угощение". Солдат подобрал хлеб и увидел, что он сплошь покрыт зеленой плесенью, и есть его нельзя. Тогда обиженный человек вышел во двор, свистнул, и на землю обрушился ледяной холод, а жадный мужик умер "от охлаждения сердца".

Осознание поступка

Поучительную притчу придумал Паустовский. "Теплый хлеб" описывает страшное смятенье, которое произошло в душе испуганного мальчика. Он осознал свой промах и спросил у своей бабушки, есть ли у него и остальных людей надежда на спасение. Старушка ответила, что все обойдется, если человек, содеявший зло, раскается. Мальчик понял, что ему необходимо помириться с обиженным конем, и ночью, когда бабушка уснула, побежал к мельнику.

Путь к покаянию

"Путь Фильки был нелегким", - пишет Паустовский. Писатель рассказывает о том, что мальчику пришлось преодолевать лютый холод, такой, что даже воздух казался застывшим, и дышать не было сил. У дома мельника Филька уже бежать не мог и только тяжело переваливался через наметенные сугробы. Почуяв мальчика, в сарае заржал раненый конь. Филька испугался, присел, но тут Панкрат открыл дверь, увидел ребенка, втащил его за шиворот в избу и посадил у печки. Со слезами Филька все поведал мельнику. Тот обозвал мальчика "бессмысленным гражданином" и велел ему за час с четвертью придумать выход из создавшегося положения.

Придуманный способ

Далее погружает своего героя в глубокие размышления Паустовский Константин Георгиевич. В конце концов мальчик решил поутру собрать всех деревенских ребятишек на реке и начать рубить вместе с ними лед возле мельницы. Тогда потечет вода, кольцо можно будет повернуть, устройство разогреется и начнет молоть муку. Так в деревне опять появятся и мука, и вода. Мельник засомневался, что ребята захотят расплачиваться за Филькину дурь своим горбом, но пообещал, что поговорит с местными стариками, чтобы и они вышли на лед.

Избавление от стужи

Замечательную картину совместного труда рисует в своем произведении К. Г. Паустовский (рассказы этого автора отличаются особенной выразительностью). Он повествует о том, как все дети и старики вышли на реку и стали рубить лед. Вокруг запылали костры, застучали топоры, и всеобщими усилиями люди победили холод. Правда, помог и теплый летний ветер, который внезапно подул с юга. Болтливая сорока, которая слышала разговор между Филькой и мельником, а потом улетела в неизвестном направлении, раскланивалась перед всеми и рассказывала, что именно ей удалось спасти деревню. Она будто бы полетела в горы, нашла там теплый ветер, разбудила его и привела с собой. Однако никто, кроме ворон, сороку не понимал, поэтому ее заслуги людям так и остались неизвестны.

Примирение с конем

Рассказ Паустовского "Теплый хлеб" - замечательный образец прозы для детей. В нем писатель поведал о том, как маленький грубиян научился делать добрые дела и следить за своими словами. После того как на реке вновь появилась вода, кольцо мельницы повернулось, и в мешки потекла свежемолотая мука. Из нее женщины замесили сладкое тугое тесто и испекли из него ароматный хлеб. Запах от румяной выпечки с пригоревшими ко дну листьями капусты стоял такой, что даже лисицы вылезли из своих нор в надежде полакомиться ею. А провинившийся Филька вместе с ребятами пришел к Панкрату мириться с раненым конем. Он держал в руках каравай свежего хлеба, а крошечный мальчик Николка нес вслед за ним большую деревянную емкость с солью. Конь сначала попятился и не захотел принимать дар, но Филька так отчаянно заплакал, что животное смилостивилось и взяло из рук мальчика ароматный хлеб. Когда раненый конь поел, то положил свою голову на плечо Фильки и закрыл глаза от удовольствия и сытости. Мир был восстановлен, и в деревню вновь пришла весна.

Символ хлеба

Одним из своих любимых сочинений называл Паустовский "Теплый хлеб". Жанр произведения можно определить как притчу об основных христианских ценностях. Символ хлеба играет в ней ключевую роль. Если черную людскую неблагодарность можно сравнить с черствой коркой заплесневелого хлеба, то доброту и душевную щедрость - со сладким и свежим караваем. Мальчик, который беспечно кинул в снег отрезанный ломоть, совершил очень дурной поступок. Он не только обидел раненого коня, но и пренебрег продуктом, созданным тяжелым трудом. За это и был наказан Филька. Только угроза голодной смерти помогла ему понять, что даже к черствому кусочку хлеба нужно относиться с уважением.

Коллективная ответственность

Школьники изучают в пятом классе рассказ "Теплый хлеб" (Паустовский). Анализируя это произведение, дети часто задаются вопросом о том, почему за дурной поступок одного мальчика должна была ответить вся деревня. Ответ содержится в самом рассказе. Дело в том, что Филька страдал крайним эгоцентризмом и никого вокруг не замечал. Он был неласков с бабушкой и пренебрежителен с друзьями. И только угроза, нависшая над всеми жителями деревни, помогла мальчику почувствовать ответственность за судьбу других людей. Когда ребята пришли на помощь угрюмому и недоверчивому Фильке, они растопили не только реку, но и его ледяное сердце. Поэтому летний ветер задул над Бережками еще до того, как мальчик помирился с конем.

Роль природы в произведении

В рассказе "Теплый хлеб" (Паустовский), анализ которого представлен в данной статье, большую роль играют могучие силы природы. В самом начале произведения рассказывается о том, что зима в деревне была теплая, снег таял, не долетая до земли, а река возле мельницы не замерзала. Теплая погода стояла в Бережках до тех пор, пока там кормили и жалели раненого коня. Однако жестокие слова Фильки и его скверное поведение вызвали у природы великий гнев. Мгновенно наступил лютый холод, который сковал реку и лишил людей надежды на пропитание. Мальчику пришлось преодолеть сначала стужу в своей душе, потом холод на улице, чтобы искупить свою вину. И только когда люди все вместе вышли на лед спасать деревню, подул свежий летний ветерок как символ духовного возрождения Фильки.

Сила слова

Настоящим христианином был К. Г. Паустовский. Рассказы писателя пронизаны добротой и любовью к людям. В произведении "Теплый хлеб" он показал, как важно следить не только за своими поступками, но и за словами. Жестокая фраза Фильки, прозвеневшая в воздухе, заставила все вокруг заледенеть, потому что мальчик, сам того не понимая, совершил страшное зло. Ведь именно от человеческой черствости и равнодушия возникают самые тяжкие преступления, которые при другом отношении можно было бы предотвратить. Чтобы извиниться перед обиженным конем, Фильке не понадобились слова, он на деле доказал, что раскаялся в собственном поступке. А искренние слезы мальчика окончательно искупили его вину - теперь он никогда не посмеет быть жестоким и равнодушным.

Реальное и сказочное

Паустовский Константин Георгиевич умело сочетал в своих творениях сказочные и реальные мотивы. Например, в "Теплом хлебе" присутствуют обыкновенные герои: Панкрат, Филька, его бабушка, остальные жители деревни. И придуманные: сорока, силы природы. События, которые происходят в произведении, тоже можно разделить на реальные и сказочные. Например, в том, что Филька обидел коня, спросил у Панкрата о том, как исправить содеянное, вместе с ребятами колол лед на реке и помирился с животным, нет ничего необычного. Зато сорока, которая приводит за собой летний ветер, и стужа, постигнувшая деревню по зову рассерженной лошади, явно выбиваются за рамки обычной жизни. Все события в произведении органично переплетаются между собой, создавая единую картину. Благодаря этому "Теплый хлеб" можно назвать и сказкой, и поучительным рассказом одновременно.

Старинные слова

Фольклорные мотивы активно использует в своем творчестве Паустовский. «Теплый хлеб», содержание которого насыщено старинными словами и выражениями, подтверждает это. Значение многих архаизмов современным детям не знакомо. Например, христорадниками на Руси называли людей, выпрашивающих милостыню. Это слово оскорбительным никогда не считалось, каждый подавал нуждающимся столько, сколько мог. Однако в рассказе оно приобретает негативный оттенок, ведь Филька обидел раненого коня, фактически обозвав его попрошайкой.

В рассказе часто используются и другие архаизмы: "картуз", "баталия", "пожухли", "нашкодил", "треух", "яр", "осокори" и другие. Они придают произведению особый колорит, приближают его к народным сказочным мотивам.

Грех и покаяние

За скверные поступки нужно нести ответственность. Об этом говорит в своем рассказе Паустовский. «Теплый хлеб», герои которого сумели победить стужу, свидетельствует, что справились они и с холодом, царившим в душе маленького мальчика. Сначала Филька просто испугался, но не осознал глубину своей вины. Бабушка мальчика наверняка догадалась о произошедшем, но не стала его ругать, а рассказала ему поучительную сказку, ведь ребенок должен был сам осознать свой промах. Панкрат преподал Фильке еще один урок - заставил его самостоятельно придумать выход из сложившейся ситуации. Только искренним покаянием и тяжелым трудом мальчик сумел завоевать прощение высших сил. Добро вновь победило зло, а оттаявшая душа ребенка согрела своим теплом краюху свежего хлеба.

Заключение

Мировая литература знает немало историй с увлекательным сюжетом и поучительным концом. Одну из них придумал Паустовский («Теплый хлеб»). Отзывы об этом произведении свидетельствуют о том, что Константину Георгиевичу удалось тронуть сердца своих маленьких читателей и донести до них важные понятия о милосердии, любви к ближнему и ответственности. В доступной форме писатель описал последствия, к которым могут привести необдуманные действия и обидные слова. Ведь главный герой рассказа никому не хотел причинить вреда, однако совершил серьезный промах. В самом конце повествования говорится о том, что Филька - мальчик не злой, и искренне раскаивается в своем поступке. А умение признавать свои ошибки и нести за них ответственность - одно из самых важных человеческих качеств.