Все сонорные согласные в русском языке. Русский язык

  • Звуковые средства языка
  • § 8. Звуковые (или фонетические) средства языка подразделяются на
  • Часть I. Субстанциональная фонетика Сегментная фонетика артикуляционный аспект фонетических описаний
  • Устройство речевого аппарата
  • § 12. Человеческие органы, используемые для образования звуков, называются произносительными органами и составляют речевой (или произносительный) аппарат человека (см. Рис. 1, 2).
  • Звук речи. Гласные и согласные
  • Основные компоненты речепроизводства
  • § 14. С точки зрения физиологии и аэродинамики в процессе речепроизводства выделяется три основных функциональных компонента:
  • Инициация
  • § 15. Инициация – это создание в речевом тракте воздушного потока в результате движения одного из речевых органов, вызывающего увеличение или уменьшение давления в одном из участков речевого тракта.
  • Артикуляция
  • § 16. Как уже говорилось выше (см. § 11), в процессе артикуляции принято выделять три этапа:
  • Место артикуляции
  • Типы согласных по положению кончика языка
  • § 18. В зависимости от того, какая часть языка принимает участие в артикуляции переднеязычных18 согласных, в фонетике принято разграничивать апикальные, ламинальные и ретрофлексные согласные.
  • Способ артикуляции
  • Сонорные согласные
  • Дополнительная артикуляция
  • Фонация
  • § 24. За счет движения черпаловидных хрящей по горизонтальной оси может меняться конфигурация голосового прохода:
  • Механизм образования голоса
  • § 25. При физиологическом дыхании и при образовании глухих звуков голосовые связки разведены.
  • Артикуляционная классификация звуков русского языка
  • § 26. Фонетические классификации подразделяются на:
  • Согласные
  • § 27. В русском языке для классификации согласных обычно используют четыре признака:
  • Гласные
  • § 28. Гласные – это класс звуков, выделяемых на основании следующих свойств:
  • § 29. В традиционной фонетике русского языка классификация гласных задается в виде таблицы, основанной на трех признаках – это ряд, подъем и лабиализация (см. Таблицу 5).
  • § 31. Изменения фонетических единиц, связанные с влиянием контекста, могут быть вызваны:
  • Транскрипция
  • § 33. Транскрипцией называется фиксация звучащей речи графическими средствами. Транскрипция может быть
  • Фонетическая транскрипция
  • § 34. Исходя из целей фонетической транскрипции и условий ее применения, можно сформулировать два самых общих правила ее построения:
  • Транскрипция и экспериментальная фонетика
  • Транскрипция и орфоэпия
  • Русская фонетическая транскрипция
  • § 37. Транскрипция, применяемая в современной русистике, строится на базе кириллического алфавита, принятого в русской орфографии, с добавлением некоторых букв из других алфавитов.
  • Знаки фонетической транскрипции
  • § 38. В транскрипции используются два вида знаков:
  • Обозначение гласных звуков
  • § 39. Хотя звук в речи, как правило, не изолирован, за основной звукотип принимается то его звучание, которое ближе всего к изолированному произнесению.
  • Диактрические знаки для гласных
  • Гласные ударного слога
  • Гласные первого предударного слога.
  • § 43. В 1-м предударном слогепосле твердых согласныхпроисходит мена следующих звукотипов гласных:
  • Обозначение согласных звуков
  • § 47. В транскрипции используются все согласные буквы русского алфавита, кромещ, и сверх тогобуквыjиγ.
  • Диакритические знаки для согласных
  • Акустический аспект фонетических описаний Предмет акустической фонетики
  • § 49. В акустической фонетике изучаются аэродинамическая и акустическая фазы речи:
  • Физическая природа звука
  • Виды колебаний. Периодические и непериодическиеколебания
  • Объективные свойства звуков и их субъективные корреляты
  • Распространение звуковых волн
  • Простой (чистый) тон гармоническое колебание
  • § 54. Речевые звуки представляют собой комплексные колебания, т.Е. Сложнейшие сочетания простых или чистых тонов и/или шумов.
  • Комплексные звуки. Спектральное разложение Фурье
  • Резонанс
  • Акустическая теория речепроизводства
  • Форманта.F-картина
  • Основные способы изучения акустических свойств речи
  • Образование гласных звуков
  • Соотношение артикуляционных и акустических характеристик гласных
  • Акустические свойства согласных
  • § 65. Сонорные согласные по своей спектральной картине очень близки гласным и иногда отличаются от них только меньшей интенсивностью.
  • § 66. Шумные согласные.
  • Сонорные согласные

    § 20. Для описания некоторых фонетических явлений выделяют сонорные согласные (сонанты). В русском языке – это звуки [л], [л"], [р], [р"], [м], [м"], [н], [н"], [j], [и] (остальные согласные называются шумными).

    Сонорные отличаются от шумных согласных не только по артикуляционным, но и по акустическим и фонологическим признакам (см. об этом ниже § 65, 157).

    С артикуляционной точки зрения сонорные согласные занимают промежуточное положение между гласными и шумными согласными. Это проявляется в том, что:

      при артикуляции носовых согласных в речевом тракте создается преграда для прохождения воздуха и одновременно условия, которые предотвращают возникновение шума: открывается проход в носовую полость;

      при артикуляции латеральных опускаются боковые края языка и создаются проходы, по которым воздух обходит преграду, созданную в центральной части речевого тракта;

      при артикуляции дрожащих преграда образуется на столь короткое время, что ее нарушение не вызывает образования шума;

      особый тип сонорных согласных образуется при создании в речевом тракте сужения аппроксимантного типа – например, [и] (такое же сужение создается в латеральной области при произнесении [л], [л’]) 23 .

    Согласные [р], [р"], [л], [л"] объединяются термином "плавные " (liquids).

    Дополнительная артикуляция

    § 21. Одновременно с основной артикуляцией звука может осуществляться дополнительная артикуляция. В русском языке дополнительные артикуляции свойственны преимущественно согласным звукам 24 . Дополнительная консонантная артикуляции отличается от основной степенью сужения в речевом тракте. В месте дополнительной артикуляции сужение меньше, чем в месте основной (обычно оно бывает таким же, как при артикуляции аппроксимантов или гласных). В русском языке представлены три типа дополнительных артикуляций:

      лабиализация – округление губ (этот тип артикуляции характеризует согласные в позиции перед гласными [у] и [о]);

      палатализация – смещение тела языка вперед и вверх в направлении твердого неба;

      веляризация – смещение тела языка назад и вверх в направлении мягкого неба (см. рис. 47,48 в Приложении А).

    В русском языке дополнительная артикуляция характеризует большинство согласных звуков. Все мягкие согласные, кроме [j] и [и], являются палатализованными, а все твердые, кроме велярных [к], [г], [х], – веляризованными. Согласный [j] не может быть палатализованным, так как место его основной артикуляции совпадает с местом дополнительной артикуляции палатализации, а согласные [к], [г], [х] не могут быть веляризованными, поскольку место их основной артикуляции совпадает с местом дополнительной артикуляции веляризации. Таким образом, с артикуляционной точки зрения не существует непарных по тведости/мягкости согласных 25 (кроме [j] и [и]).

    Непалатализованные и невеляризованные согласные возможны в русском языке в консонантных сочетаниях в положении перед мягким согласным (с нег , з мейка и т.п.). Такие согласные, а также согласные с незначительной степенью палатализации, называются полумягкими .

    Термины "твердый" и "мягкий" согласный не вполне идентичны артикуляционным терминам "веляризованный" и "палатализованный" – так, невеляризованнные [к], [г], [х] в СРЛЯ являются, тем не менее, твердыми согласными, а непалатализованный [j] – мягким.

    Степень палатализации и веляризации может быть различной как в разных языках, так и в одном языке. Например, палатализация у зубных согласных в русском языке выражена ярче, чем у губных, а наибольшей степенью веляризации характеризуются русские [л], [ш], и [ж].

    Наличие дополнительной артикуляции (особенно в месте, близком к основной) может приводить к изменению места и способа основной артикуляции. При образовании мягких [т"], [д"], [н"] и особенно [л"] артикуляционный фокус смещается назад по сравнению с соответствующими твердыми (так что [л"] в произношении большинства носителей СРЛЯ является, строго говоря, не зубным, а альвеолярным); при артикуляции , [з"], наоборот, артикуляционный фокус смещается вперед по сравнению с соответствующими твердыми. Наиболее значительно изменяется место образования у палатализованных [к’], [г’], [х’]: в отличие от задненебных [к], [г], [х], они являются средненебными, оставаясь при этом заднеязычными.

    Изменение способа образования при палатализации наиболее ярко проявляется у зубных согласных: мягкие [д"], [т"] так сильно аффрицируются (приобретают фрикативную фазу), что с артикуляционной точки зрения становятся аффрикатами [д з "], [т с "].

    В транскрипции дополнительные артикуляции обычно обозначаются диакритическими значками (мягкость [j] не обозначается, так как он никогда не бывает и не может быть твердым физиологически). В русской фонетической традиции веляризация согласных по традиции не обозначается 26 . Полумягкость согласного может быть обозначена точкой справа вверху у соответствующего символа: [с. н"е к].

    Дополнительные артикуляции чаще всего возникают в истории языка из явлений коартикуляции.

    Каждый первоклассник знает, что звук – это единица речи, которую мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем. Они в русском языке подразделяются на гласные и согласные. Из 33 букв русского алфавита 21 называются согласными. Их делят по звонкости и глухости, мягкости и твёрдости. Изучать классификацию букв начинают с 1 класса, но использовать её придётся ученику до окончания школы. При изучении фонетики каждый обучающейся должен научиться различать глухие звуки от звонких. Во время письма они обозначаются транскрипцией – [б]. Различать и запомнить парные согласные звуки поможет таблица.

    Парные согласные по звонкости-глухости

    Все согласные в русском языке образуют пары, звонкий согласный звук противопоставлен глухому. Всего парных букв 12, пар получается 6:

    Парные и непарные согласные необходимо знать, чтобы иметь успех в правописании. Многие орфограммы русского языка обосновываются на подборе однокоренных слов по данной классификации, например:

    • мягкий – мягок,
    • зуб-зубы.

    В первой паре содержится буква г, которая при произношении неотчётливо слышится и её правописание приносит трудность. Вторые слова являются проверочными, когда орфограмма произносится отчётливо. Младшие школьники часто совершают ошибки в данных работах.

    Можно заметить, что не все буквы алфавита образуют пары. Происходит это по причине того, что в фонетике имеются правила, которые необходимо запомнить. Они основаны на том, что звуки могут быть только звонкие или только глухие. Запомнить их легко, так как они имеют незначительное количество. Как правило, ученики к концу 1 класса знают их наизусть. К ним относятся р, н, л, м, й – сонорные, всегда звонкие, ц, ч, ш, х — всегда глухие.

    Парные согласные по мягкости-твёрдости

    Согласные принято делить на твёрдые и мягкие. В фонетике процесс смягчения происходит в нескольких ситуациях:

    • когда после согласной стоит гласная: ю, я, е, ё, и (метель, лютик);
    • либо стоит мягкий знак (вьюга, пью).

    Если после согласного идёт гласная, кроме е, ё, ю, я, и, то она не позволяет смягчаться. Например, в словах пион, земля после согласного идет гласный, который провоцирует процесс смягчения. В таких словах как лампа, вода, нет букв е, ё, ю, я, и, поэтому при произношении все звуки твёрдые.

    Существуют так же буквы, которые при их речевом воспроизведении будут всегда мягкими, либо твёрдыми. К ним относятся: щ, ч, й, ц, ш, ж. Классификацию букв и звуков необходимо знать каждому школьнику для успешного обучения.

    Запомнить парные звонкие и глухие поможет специальная таблица. По ней легко ориентироваться.

    Такую таблицу или подобную можно иногда встретить в кабинете начальных классов. Доказано, что у младших школьников развито больше наглядно-образное мышление, поэтому предоставлять новую информацию им необходимо в виде иллюстраций или картинок, тогда она будет эффективна.

    Каждый родитель может создать такую таблицу на рабочем столе первоклассника. Не стоит бояться, что эта подсказка приведёт к лени ученика. Наоборот, если он будет часто смотреть на изображение, то быстрее запомнит всё необходимое.

    Согласных звуков в русском языке больше, поэтому запомнить их классификацию сложнее. Если перечислить все глухие и звонкие, то получиться число 12. В расчёт не берутся буквы ч, ш, й, щ, ц, ж, р, н, л, м, они относятся к непарным.

    Есть подсказки для детей, как быстрее научится распознавать при разборе слова звонкий и глухой согласный. Для этого необходимо прижать ладонь к горлу и произнести отчётливо отдельный звук. Глухие и звонкие согласные будут произносится по-разному и, соответственно, различно отражаться в ладони. Если в руку отдаёт вибрация – это звонкий, если нет – глухой. Такой подсказкой пользуются многие ребята при изучении фонетики.

    Есть и другое упражнение, помогающее с точностью определять, какой перед учеником согласный. Для этого необходимо закрыть руками уши, но при этом желательно должна быть тишина. Произнести волнующую букву, прослушать её с закрытыми ушами. Если она не слышится, то это – глухой звук, если наоборот отчётливо – звонкий.

    Если постараться, сегодня любой родитель может найти много интересных, увлекательных и познавательных упражнений и правил, которые помогут малышу с лёгкостью осваивать новые знания. Это сделает процесс обучения более интересным и занятным, что повлияет в свою очередь на успеваемость.

    Откуда берется звук?

    Формирование любого звука, который может произнести человек, начинается в дыхательном аппарате: воздух попадает в легкие, а затем выходит из них по направлению к гортани - этот процесс называется инициация. Из легких воздух попадает в гортань, где находятся голосовые связки. В зависимости от того, будут или не будут связки колебаться, там происходит или не происходит процесс фонации. Связки колеблются - звук получается звонким (любой гласный или звонкий согласный), не колеблются - звук получается глухим (глухой согласный).

    Из гортани воздух попадает в ротовую полость, в которой происходит процесс, определяющий все остальные характеристики звука, кроме глухости/звонкости, - артикуляция, т. е. принятие органами речи (язык, губы, нёба, зубы, маленький язычок - увула) того положения, которое нужно для производства конкретного звука. Так, например, чтобы произнести звук [п], мы должны плотно сомкнуть губы, а для звука [к] надо задней частью языка коснуться заднего нёба.

    Гласные и согласные звуки

    Как и во всех остальных языках мира, в русском языке есть гласные и согласные звуки. Их общее количество немногим превышает сорок и является средним (не большим и не маленьким) по сравнению с другими языками мира. Согласных у нас в шесть раз больше, чем гласных, - русский язык консонантный (языки, в которых набор гласных больше и разнообразнее, называются вокалическими).

    Все мы с вами еще в начальной школе научились отличать гласные звуки от согласных: гласные - те, которые можно пропеть, согласные - те, которые пропеть нельзя. На самом же деле мы можем долго шипеть [ш], свистеть [c], а если очень постараться, то и мычать [м], тянуть [н] и т. д. Как это можно объяснить? Есть ли другие способы различения гласных и согласных звуков?

    Главное отличие гласного звука от согласного заключается в их способе образования, а именно - в наличии или отсутствии преграды в речевом тракте. Гласный звук - это тот, который мы образуем за счет вывода воздуха из легких через гортань и ротовую полость, не строя в речевом аппарате никаких преград, а просто меняя объем ротовой полости. Согласный - звук, который, чтобы выйти наружу, должен преодолеть какую-то преграду (сомкнутые губы, касание языком зубов или нёба). Но качество этой преграды (или по-другому сужения) и способа ее преодоления может быть разным, поэтому некоторые согласные звуки действительно можно «растянуть», например, как [ш], [c], [м] или [н].

    Классификация согласных звуков

    Место образования

    Так как для образования согласного звука необходима преграда, в области речевого тракта, где происходит это сужение, находится место образования согласного. Обычно оно называется по двум органам его образующим: активному и пассивному. К активным органам относят:

    · язык, а точнее его переднюю часть, т. е. кончик (тогда согласный переднеязычный), среднюю часть (среднеязычный), и заднюю, т. е. корень (согласный заднеязычный);

    · нижнюю губу (согласный губной).

    К пассивным:

    · нёбо, а именно: переднее нёбо - альвеолы (согласный передненёбный или альвеолярный), среднее - твердое нёбо (средненёбный) и заднее - мягкое нёбо (задненёбный);

    · верхние зубы (согласный зубной), т. к. нижние просто не участвуют в артикуляции;

    · верхнюю губу (согласный губной). Конечно, она тоже двигается во время артикуляции, но только вместе с нижней и значительно меньше. Нижняя губа может участвовать в образовании звуков без участия верхней, например, [в] или [ф].

    При сочетании какого-то активного и какого-то пассивного артикулирующих органов, мы получаем классификацию согласных звуков по месту образования:

    · губно-губные (билабиальные), например, [м], [п], [б];

    · губно-зубные (лабиодентальные), например, [в], [ф];

    · переднеязычные зубные (дентальные), например, [т], [д], [c], [н], [л];

    · переднеязычные передненёбные (альвеолярные), например, [ш], [ж], [р];

    · среднеязычные средненёбные (палатальные), например, [j];

    · заднеязычные средненёбные, например, [к’], [г‘], [х‘];

    · заднеязычные задненёбные (велярные), например, [к], [г], [х].

    Способ образования

    Мы уже немного поговорили о разнице между способами образования гласных и согласных звуков. Гласные образуются без преграды в речевом тракте, а потому при полном отсутствии шума. Для согласных, наоборот, преграда необходима. Типы этой преграды (или сужения) могут быть разными, как и способы ее преодоления.

    Наиболее близкими к гласным по способу образования являются согласные-аппроксиманты : степень сужения у них незначительная, а потому шум образуется только при отсутствии голоса (т. е. когда голосовые связки не колеблются). К аппроксимантам в русском языке относятся такие согласные, как [л], [л‘] и [и̯] («и неслоговой»).

    Существенное, но еще не полное сужение, т. е. щель, необходимо для образования щелевых , или фрикативных, согласных. По форме щели они делятся на плоскощелевые (например, [ш], [ж], [х], [j]) и круглощелевые (например, [c] и [з]). Переднеязычные плоскощелевые мы называем шипящими: [ш], [ш’], [ж], [ж‘], [ч], [ч‘], а переднеязычные круглощелевые - свистящими: [с], [с‘], [з], [з‘], [ц], [ц‘].

    Следующим уровнем сужения является полная смычка, т. е. плотное прикосновение активного артикулирующего органа к пассивному, которое приводит к запиранию воздушного потока. Согласные, образованные таким путем, называются смычными. В зависимости от того, как способом звук преодолевает получившуюся смычку, выделяются несколько типов смычных согласных:

    · взрывные - воздух упирается в смычку, создается избыточное давление, которое приводит к резкому размыканию органов, т. е. к так называемому взрыву (например, [т], [б], [к] и др.);

    Лайфхак! Взрывные звуки легко отличить от остальных согласных: это единственный тип согласных, которые нельзя протянуть, просвистеть, промычать и т. д. Попробуйте долго тянуть, например, звук [б]: у вас это не получится, даже несмотря на его звонкость. Вы можете только постепенно нагнетать давление на смычку, оттягивая момент взрыва.

    · аффрикаты - воздух упирается в смычку, которая под давлением не размыкается резко, а просто переходит в щель. Таким образом, аффрикаты, грубо говоря, состоят из двух звуков: смычного взрывного и щелевого (например, [ц] = [т͡с] и [ч’] = [т͡ш‘]);

    · носовые - смычка находится в ротовой полости, но воздух не замыкается, а проходит через носовую полость за счет поднятия маленького язычка - увулы (например, [м], [н]);

    Лайфхак! Если очень сложно запомнить, какой звук является носовым, можно при его произнесении прикладывать руку к носу. Чувствуется вибрация - носовой, не чувствуется - не носовой.

    · дрожащие - состоят из нескольких смычек с вокальными элементами между ними ([р]).

    Сонорные и шумные согласные

    Еще одна классификация, применимая к согласным звукам, - это деление их на сонорные и шумные согласные. К сонорным относятся следующие согласные русского языка: [м], [м‘], [н], [н‘], [р], [р‘], [л], [л‘], [j], [и̯]. Все остальные согласные звуки являются шумными. Можно заметить, в списке сонорных находятся те согласные звуки, которые, как мы привыкли считать, всегда звонкие, т. е. не имеют глухой пары. Попробуем выяснить, как так получилось.

    Дело в том, что сонорные согласные являются средним звеном между гласными и шумными согласными: несмотря на то, что при их произнесении тоже образуется преграда, она не препятствует прохождению воздуха. Так, при носовых согласных [м], [м‘], [н] и [н‘] воздух выходит через носовую полость. При образовании аппроксимантов [л] и [л‘] боковые края языка опускаются и воздух проходит по бокам ротовой полости (поэтому эти звуки называется боковыми аппроксимантами, а противопоставленный им аппроксимант [й] - срединным ). При дрожащих [p], преграда образуется на слишком короткое время, так что шум не успевает возникнуть.

    Кстати, было бы правильнее относить к сонорным еще и звуки [в] и [в‘], потому что при контакте с другими согласными они ведут себя именно как сонорные, а не как шумные. Например, когда за глухим шумным согласным в слове следует звонкий шумный, второй влияет на первый и глухой озвончается (например, отбор [адбо́р]). Если последующий согласный сонорный, то это не происходит (например, отрыв [атры́ф]). Заметим, что перед звонкими [в] и [в‘] глухие шумные тоже не озвончаются: обхват [апхва́т], ответ [атв’е́т].Получается, [в] и [в‘] тоже сонорные.

    Наша речь и речь окружающих нас людей состоит из слов, различающихся по смыслу. Слова, в свою очередь, состоят из звуков, которые мы произносим в процессе речи. Однако слова можно не только произносить, но и записывать, печатать. В тот момент, когда мы хотим зафиксировать произнесенное нами слово, мы обращаемся к буквам. Буквы – это условные знаки, которыми изображаются звуки речи. Непосредственным изучением звуков речи занимается фонетика.

    Фонетическая система современного русского языка отличается многообразием звуков. Она представлена двумя большими группами гласных и согласных звуков, каждая из которых имеет ряд особенностей. Принципиальным отличием данных групп является то, что гласные звуки образуются только с помощью голоса, то есть при их произношении воздух свободно проходит через полость рта, не встречая на своем пути никаких преград. В свою очередь, при образовании согласных звуков воздух, проходя через полость рта, наоборот, встречает какие-либо препятствия. Если гласных звуков в русском языке всего шесть ([а], [о], [ы], [и], [э], [у]), то состав согласных выглядит достаточно внушительно. Их в русском языке насчитывается тридцать шесть. В связи с большим количеством согласных звуков их принято разделять на две группы: шумные и сонорные. В образовании первой группы звуков участвует голос и шум, или только шум. Они делятся на звонкие, состоящие из голоса и шума ([б], [в], [г], [д], [ж], [з]), и глухие, образуемые только с помощью шума ([п], [ф], [к], [т], [ш], [щ], [с], [х], [чʼ]). Особую группы звуков в русском языке представляют сонорные согласные ([м], [н], [л], [р], [йʼ]). В лингвистике их также называют сонантами.

    Чтобы понять природу образования сонорных звуков, достаточно обратиться к самому термину. Так термин «сонорный» происходит от латинского слова «sonorus», что в переводе означает «звучный». Именно данное толкование, как нельзя лучше, указывает на природу образования подобных звуков, так как при их произношении ведущая роль отводится голосу, а не шуму. Главное отличие сонорных звуков заключается в том, что они не подвержены позиционным изменениям, то есть им не свойственно оглушение в середине слова и на его конце. В связи с этим сонорные согласные звуки не имеют пары по глухости, являясь всегда звонкими.

    Конечно, при образовании сонорных звуков шум тоже присутствует. Однако он настолько минимален, что многие лингвисты утверждают о близости сонорных звуков к гласным. Этот шум возникает в результате того, что воздушный поток, создающийся в процессе речи, встречает какую-либо преграду, которую на пути потока воздуха создают различные органы артикуляции. Все сонорные по способу образования бывают щелевыми ([йʼ]), дрожащими ([р]) и смычно-щелевыми (смычно-проходными), которые в русском языке представлены носовыми звуками [м] и [н] и боковым сонорным [л]. Так при произношении звуков [м], [н] органы артикуляции смыкаются, а воздух, минуя смычку, проходит через носовую полость, либо по бокам языка, что характерно для образования звука [л]. Таким образом, при произношении смычно-щелевых (смычно-проходных) сонорных согласных смычка и щель присутствуют одновременно. При образовании щелевого [йʼ] во время сближения органов произношения воздух в процессе речи с шумом проходит через узкую щель. Что же касается дрожащего сонорного звука [р], то он создается в результате того, что в процессе речи язык образует подвижную преграду, то есть дрожит (вибрирует) по отношению к переднему небу. В связи с эти данный звук еще называют вибрантом.

    В разговорной и поэтической речи, а также в диалектах русского языка сонорные согласные, обладающие звучностью, могут являться слогообразующими. Слоговыми они становятся чаще всего в определенных позициях слова, например, в начале слова перед шумным согласным [рта′], [лба′]. Однако эта особенность является позиционно обусловленной, неустойчивой и ненормативной. Общепринятым является и то, что сонорные звуки в русском языке все же не способны к формированию слога. Они не способны нести на себе словесное ударение, в отличие от гласных. Сонорные звуки между собой отличаются и по палатальности, то есть в определенных словах они могут быть как мягкими, так и твердыми. Исключением является только звук [йʼ], который в русском язык не имеет своей твердой пары.

    В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
    б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з], к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с], т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].

    Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

    Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

    Твёрдые и мягкие согласные звуки

    Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] - кон [кон], лук [лук] - люк [л’ук].

    Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

    Звонкие и глухие согласные звуки

    Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар - жар, кол - гол, дом - том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

    Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью - глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные - это пара из глухой и звонкой согласной.

    • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
    • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

    Сонорные, шумные и шипящие согласные

    Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
    Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:

    1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
    2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

    Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

    Парные и непарные согласные звуки

    Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:


    Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.

    Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать