Реалистические и романтические произведения горького. Сочинение «Романтизм и реализм в рассказах Горького

Первым из рассказов М. Горького был опубликован «Макар Чудра» (1892). В конце того же года написан рассказ «Емельян Пеляй». В этих произведениях наметились две основные тенденции раннего творчества Горького: романтическая и реалистическая. Романтическая связана с поисками героического образа, а реалистическая – со стремлением показать «свинцовые мерзости» жизни. В начале 1890-х годов написан целый ряд произведений, в которых романтическое начало преобладает: «Макар Чудра», «Девушка и

смерть», «О чиже, который лгал…», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Для них характерна возвышенная лексика, патетичность изображение героя в экзотической обстановке, гиперболизированная образность, богатство метафор, напряженность действия. В центре – героические личности, смысл своей жизни они видят в

освобождении и утверждении человеческого достоинства. В 1890-е годы Горький создавал и реалистические произведения. Их центральный герой – босяк (нищий, человек, принадлежащий к низшим слоям общества), в котором Горький стремился увидеть живую человеческую душу. Можно сказать, что Горький поэтизирует босяка, потому что видит в нем свободную личность. В рассказе «Челкаш» (1895) противопоставлены две психологии. Челкаш – босяк, зарабатывает, занимаясь контрабандой. Он – свободный человек, что символизирует и морская стихия, которой он не боится. Гаврила – крестьянин, он приехал заработать денег, и в его понимании свобода – это прежде всего свобода финансовая. Горький с презрением относится к крестьянину, и Челкаш в его рассказе оказывается нравственно выше Гаврилы.

В дальнейшем Горький начинает понимать, что босячество – далеко не идеал («В степи», «Бывшие люди», «Проходимец»). Тематика его произведений становится более разнообразной. Создаются рассказы о несчастном детстве («Нищенка», «Дед Архип и Лёнька», «Убежал», «Сирота» и др.), появляется тема рабочего класса, причём Горького интересуют не просто «угнетённые» рабочие, а «задумавшиеся» о своей жизни («Озорник», «Супруги Орловы»), в рассказах о деревне Горький создаёт негативные образы крестьян,

воспринимая их не как труженников, а как жестоких собственников («Емельян Пеляй», очерк «Вывод»). Присутствует в рассказах Горького и тема интеллигенции, отношение к которой неоднозначно . Горький одобрительно относится к революционной интеллигенции («Маленькая»), но часто изображает интеллигентов как людей трусливых, пошлых, трясущихся над деньгами («Варенька Алёсова», «О чёрте»).

«Фома Гордеев» (1899) – это реалистическая повесть о становлении и развитии русской буржуазии и о различных путях, которыми пойдут её представители. Русский капитализм существовал недолго (с конца 1870-х). Его представляли два поколения. Первое – «накопители». Это, как правило, люди из народа, которые пробились благодаря своему уму, смекалке, жестокости. Состояние многих из них построено на крови. В повести несколько типов таких накопителей. 1) Игнат Гордеев ; он был простым бурлаком, а стал владельцем нескольких барж. Это душа страстная, мятущаяся, одарённая, но не находящая достойного применения. 2) Яков Маякин – хитрый и прагматичный. Его хозяйствование основано на психологии подавления других людей («Или ты всех грызи, или лежи в грязи»). Фома Гордеев относится ко второму поколению. Но он отщепенец купеческого рода. Горький подробно и психологически обоснованно воссоздаёт историю жизни Фомы. Фома предстаёт как человек неразвитый, живущий преимущественно инстинктами. После смерти отца он рано становится хозяином, но психологически не готов к этому. В нём зреет презрение к людям и недоумение перед их жадностью. Фома не находит себе места среди людей своего класса и бунтует. Его помещают в психиатрическую лечебницу, а Яков Маякин прибирает к рукам его имущество. Таким образом, бунт души неразвитой оборачивается полной духовной деградацией, на которую, по мнению Горького, обречено всё русское купечество. Если цель первого поколения русских капиталистов – заработать деньги, то их дети стремятся получить власть. Тарас Маякин, сын Якова, – студент Петербургского университета, сослан за участие в студенческих волнениях. Раскаявшись, он возвращается к отцу и становится купцом. Одноклассник Фомы Африкан Смолин, получив образование в Англии, возвращается с желанием наладить производство на западный манер. В борьбе второго поколения русских купцов за политическую власть Горький видел истоки будущей революции и одновременно предвидел несостоятельность этих начинаний. В повести «Фома Гордеев» он прослеживает проявления непостоянства русского национального характера, его неразвитость, трудности становления новых капиталистических отношений и демократизации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Романтизм и реализм в творчестве М. Горького

Максим Горький вошёл в русскую литературу как провозвестник обновления жизни. Несмотря на то, что раннее творчество Горького относится к периоду, когда в русской литературе уже сформировался реализм как творческий метод, его первые рассказы можно смело назвать романтическими и по стилю, и по характеру героев, и по ситуации, воспроизводимой в этих произведениях.

Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, вступающей в борьбу с миром один на один, подходящей к действительности с позиции своего идеала, предъявляющей окружающему исключительные требование. Романтический герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается. Этим обусловлено столь типичное для романтика одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, прибрежных скал. Таковы герои и ранних рассказов Горького: Данко, Ларра, Радда и другие.

Большую роль в романтических произведениях играет пейзаж- лишённый полутонов, основанный на ярких красках, выражающий самую неукротимую сущность стихии и её красоту и исключительность. Именно через пейзаж выражается неординарность характера героя (вспомним неповторимые пейзажные зарисовки, например, в «Старухе Изергиль», в романтическом пейзаже предстает перед читателем и старый цыган Макар Чудра: его окружает «мгла осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева - безграничную степь, слева - бесконечное море»). Однако одиночество романтического героя может трактоваться и как отверженность его идеала людьми, и как драма непонятости и непризнанности. Но и в этом случае попытки сближения с миром реальным чаще всего бесперспективны: реальность не принимает романтического идеала героя в силу его исключительности. Свидетельством этому является то, что главная черта романтического художественного мира - принцип романтического двоемирия. Романтический, а поэтому идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далёкому от романтического идеала. Именно такими, противостоящими действительности, мы видим героев ранних рассказов Горького. Исключительный индивидуализм Ларры, например, обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Тем не менее, люди видели, «что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Гордость и презрение к другим - вот два начала, которые несёт в себе Ларра. Естественно, это обрекает его на одиночество, но это желанное одиночество для романтика, вытекающее из невозможности найти на земле кого-то хоть в чём-то равного себе. Герой в гордом одиночестве противостоит людям и не боится их суда, так как не понимает его и презирает судей. Его хотели приговорить к смерти, а приговаривают к бессмертию, потому что, убив его, они лишь подтвердили бы его исключительность, его право повелевать и говорить с ними как с рабами - и своё бессилие и страх перед ним. Об обусловленности характера Данко просто не приходится говорить - он таков изначально, по сути своей.

Композиция повествования в романтических рассказах целиком подчинена одной цели: возможно более полному воссозданию образа главного героя. Рассказывая легенды своего народа, герои дают автору представления о своей системе ценностей, об идеальном и антиидеальном в человеческом характере, как они сами его понимают, показывают, какие черты личности достойны уважения или презрения. Иными словами, они таким образом как бы создают систему координат, исходя из которой могут быть судимы сами.

Романтическая легенда является важнейшим средством создания образа главного героя. Макар Чудра совершенно уверен, что гордость и любовь, два прекрасных чувства, доведённых романтиками до высшего своего выражения, не могут примириться, ибо компромисс вообще немыслим для романтического сознания. Конфликт между чувством любви и чувством гордости, который переживает Рада и Лойко Зобар, может разрешиться только смертью обоих: романтик не может поступиться ни любовью, не знающей границ, ни абсолютной гордостью. Но любовь предполагает смирение и взаимную способность покориться любимому. Этого-то и не могут сделать ни Лойко, ни Рада. Но самое интересное то, как оценивает такую позицию Макар Чудра. Он полагает, что именно так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, достойный подражания, и что только в такой жизненной позиции можно сохранить собственную свободу. Знаменателен вывод, который он давно сделал из истории Рады и Лойко: «Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты её запомни и, как запомнишь, - век свой будешь свободной птицей». Иными словами, истинно свободный человек только так и мог реализовать себя в любви, как сделали это герои «были».

Особыми в ранних рассказах Горького являются и способы выражения авторской позиции: для ранних романтических рассказов Горького характерно наличие образа повествователя. В самом деле, это один из самых незаметных образов, он почти не проявляет себя прямо, но взгляд именно этого человека очень важен для писателя. Горький называет повествователя не прохожим, а проходящим, подчёркивая его неравнодушное отношение ко всему, попадающему в сферу его восприятия и осмысления. В судьбе и мировоззрении этого «проходящего» проявляются черты самого Горького, в судьбе его героя во многом отразилась судьба писателя, в юности в своих странствиях познавшего Россию. Это даёт многим исследователям права говорить о повествователе Горького в этих рассказах как об автобиографическом герое.

Макар Чудра лишь скептически выслушивает возражение автобиографического героя - в чём именно их несогласие, остаётся как бы за кадром повествования. Но конец рассказа, где повествователь глядя во тьму, видит, как красавец-цыган Лойко Зобар и Рада, дочь старого солдата Данилы, «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Радой», проявляет его позицию. В этих словах - восхищение их красотой и бескомпромиссностью, силой и непреодолимостью их чувств, понимание невозможности для романтического сознания иного разрешения конфликта - но и осознание бесплодности такой позиции: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой Радой.

Более сложно выражена позиция автобиографического героя в «Старухе Изергиль». Создавая образ главной героини композиционными средствами, Горький даёт ей возможность представить романтический идеал, выражающий высшую степень любви к людям (Данко), и романтический антиидеал, воплотивший доведённый до апогея индивидуализм и презрение и нелюбовь к людям (Ларра). Идеал и антиидеал, два романтических полюса повествования, выраженные в легендах, задают систему координат, в рамки которой хочет поставить себя сама старуха Изергиль. Композиция рассказа такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о её собственной жизни, которое и составляет идеологический центр повествования. Несмотря на уверенность Изергиль, что она всю жизнь стремилась, скорее, к полюсу Данко, читатель сразу обращает внимание на то, с какой лёгкостью забывала она свою прежнюю любовь ради новой, как просто оставляла она некогда любимых людей. Во всём - в портрете, в авторских комментариях - мы видим иную точку зрения на героиню. О прекрасной чувственной любви должна была бы рассказывать юная девушка или молодая, полная сил женщина; перед нами же глубокая старуха, «время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Изергиль уверена, что её жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь индивидуалиста Ларры. Но всё в образе Изергиль напоминает читателю о его - в первую очередь её индивидуализме, сближающимся с индивидуализмом Ларры, её нервность, её рассказы о людях, давным-давно прошедших свой круг жизнь: «И все они - только тени».

Принципиальная дистанция между позицией героини и повествователя формирует идеологический центр рассказа и определяет его проблематику. Романтическая позиция при всей её красоте и возвышенности отрицается автобиографическим героем. В самом деле, автобиографический герой - единственный реалистический образ в ранних романтический рассказах Горького.

Но только ли с романтизмом связано творчество Горького? Когда писатель принёс Короленко рассказ «Старуха Изергиль», тот сказал: «Странная какая-то вещь. Это - романтизм, а он давно скончался. Очень сомневаюсь, что сей Лазарь достоин воскресения. Мне кажется, вы поёте не своим голосом. Реалист вы, а не романтик, реалист!» Но после рассказа «Челкаш» Короленко вынужден был признать в молодом авторе и реалиста, и романтика.

Если для реализма XIX века главным было объяснить характер теми жизненными обстоятельствами социального, бытового, этического, эстетического плана, которые на него воздействуют, то в новом типе реализма, появление которого связано именно с именем Горького, принципы типизации изменяются. Влияние становится как бы двунаправленным: теперь не только характер испытывает на себе влияние среды, но утверждается также возможность и даже необходимость воздействия личности на среду. Формируется новая концепция личности: человек не рефлексирующий, но созидающий, реализующий себя не в сфере частной интриги, но на общественном поприще. В литературе этого периода проявилось доверие художника к своему герою.

Герои Горького, благодаря магической силе реалистического творчества, оказываются как бы наделёнными собственной волей, поэтому они способны вести спор с автором - и побеждать в этом споре. Вообще реалистическая литература знает удивительные факты спора литературного героя со своим творцом. О способности героини поступить как бы вопреки авторской воле рассказывал ещё Пушкин: его Татьяна без ведома автора и неожиданно для него вышла замуж. В этой известной шутке Пушкина сформирован закон реалистической литературы: художественный мир становится реальным миром, герои оживают и диктуют автору свою волю, часто противоположную его замыслу, не соглашаются с ним, оказываются способны на спор и противодействие авторскому диктату, нарушающему логику характера. Это противодействие часто испытывал Горький, может быть, даже не замечая его.

Революция породила проблематику, связанную с соотношением и взаимодействием личности и историческим временем. Момент коренного переустройства бытия поставил каждого человека в прямые отношения с историей, разворачивавшейся в буквальном смысле у всех на глазах, и потребовал активного действия в отношении к ней. Масштаб исторического и частного времени оказался принципиально соотносим, что и проявилось ярче всего в творчестве Горького.

Горький намечает два возможных типа взаимоотношений личности и исторического времени: контакт с ним и отчуждение от него. Эти полярные позиции, представленные в творчестве писателя, как бы формируют между собой поле огромного идеологического напряжения. С одной стороны, мы видим осмысление жизни под углом позитивного, созидающего сознания (Алёша Пешков в автобиографической трилогии, повествователь в цикле рассказов «По Руси»); с другой стороны, в качестве предмета изображения возникает сознание негативное, как бы разрушающее реальность («Жизнь Матвея Кожемякина», «Жизнь Клима Самгина»). В последнем случае герой отчуждён от времени, враждебен ему, в первом - преодолевает отчуждение, становится вровень со временем. Писатель в своих романах как бы создал два полюса, два гигантских разнозаряженных магнита, между которыми и формируется горьковская концепция человеческой личности, во многом определяющая те представления о человеке, что были предложены русским реалистическим романом XX века.

В «Жизни Клина Самгина», главной книге Горького, ставшей его завещанием, есть два предмета изображения: историческое время и негативное, отрицающее сознание, стремящееся отгородиться от его «тлетворных влияний». Таким образом, в романе создаётся глубокое эстетическое противоречие: между историческим временем и временем героя. В самом деле, перед нами сорок лет русской истории, вместившей в себя несколько эпох, две революции, Ходынское поле, взлёт русского капитализма, 9 января… Хроникальное изображение времени, непрерывность его течения, отсутствие ретроспекций есть способ передать с максимальной полнотой объективность исторического времени, его неподвластность воли человека, который хотел бы замедлить его ход, остаться вне его течения. Противоречие между объективным характером исторического времени и его субъективным восприятием Климом Самгиным определяет конфликт романа - конфликт между героем и его эпохой.

Традиционные пропорции взаимоотношений человека и времени в горьковском романе смещены. Теперь любому человеку, даже такому, как Самгин, тесно в узких рамках среды, и он выходит один на один со своей эпохой, хочет он того или нет. Поэтому в сознании героя возникает неразрешимый внутренний конфликт: с одной стороны, он желает уклониться от прямого контакта, с другой - ощущает невозможность сделать это. Неведомая до сей поры сила втягивает героя в свой оборот: «События, точно людины во время ледохода, громоздясь друг на друга. Не только требовали объяснения, но и заставляли Самгина принимать физическое участие в ходе их». Физическое, действенное участие акцентирует реальную и безграничную власть этой силы, которая против желания заставляет его вступать в контакт с собой. Иногда эта сила выступает как нечто иррациональное, чуть ли не как рок, давлеющий над Самгиным: «Всю жизнь ему мешала найти себя эта проклятая, фантастическая действительность, всасываясь в него, заставляя думать о ней, но не позволяя встать над нею человеком, свободным от её насилий». Самгину доступно понять и очень точно охарактеризовать причины внутренней драмы, постигшей его: «Истина с теми, - рассуждает он, - кто утверждает, что действительность обезличивает человека, насилует его. Есть что-то… недопустимое в моей связи с действительностью. Связь предполагает взаимодействие, но как я могу… вернее: хочу ли я воздействовать на окружающее иначе, как в целях самообороны против его ограничительных и тлетворных влияний?»

Предметом изображения в драме Горького «На дне» оказывается не только и не столько социальные противоречия действительности или возможные пути их решения; для писателя гораздо больший интерес представляет сознание ночлежников, людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, происходящих в русском обществе на рубеже веков, на дно жизни, сознание во всей его противоречивости. Философская проблематика заставляет автора трансформировать традиционные формы драмы: сюжет проявляется не в действиях героев, а в их диалогах. В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим трагическим положением на дне жизни. Все, за исключением Клеща, и не думают о возможности выбраться отсюда, но заняты лишь мыслями о сегодняшнем дне или же, подобно Барону, обращены к ностальгическим воспоминаниям о прошлом. Завязкой конфликта становится появление Луки, который не хочет видеть в ночлежниках жуликов: «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все - чёрненькие, все - прыгают», - так говорит он, обосновывая своё право называть своих новых соседей «честным народом» и отвергая возражение Бубнова: «Был честной, да позапрошлой весной». Истоки такой позиции - в наивном антропологизме Луки, который полагает, что человек изначально хорош и лишь социальные обстоятельства делают его плохим и несовершенным. Позиция Луки предстаёт в драме очень сложной, и авторское отношение к нему выглядит неоднозначным. С одной стороны, Лука абсолютно бескорыстен в своей проповеди и в желании пробудить в людях лучшие скрытые до поры стороны их натуры, о которых они даже и не подозревали, - столь разительно контрастируют они с их положением на дне общества. Он искренне желает своим собеседникам добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. И под воздействием его слов герои действительно переживают метаморфозу. Но его истинную позицию обнажает спор о том, что такое правда, возникший у него с Бубновым и Бароном, когда тот безжалостно разоблачает беспочвенные мечты Нати о Рауле: «Вот… ты говоришь - правда… Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…». Иными словами, утверждает живительность для человека утешительной лжи.

В отечественном литературоведении долго господствовала концепция, согласно которой Горький однозначно отвергает утешительную проповедь Луки. Но взгляд писателя на эту проблему сложнее. Авторская позиция выражается в первую очередь в развитии сюжета. После ухода Луки всё происходит совсем не так, как рассчитывали герои и в чём убеждал их Лука. Васька Пепел действительно поедет в Сибирь, но не как вольный поселенец, а как каторжник, обвинённый в убийстве Костылева. Актёр, потерявший веру в свои силы, в точности повторит судьбу героя притчи о праведной земле, рассказанной Лукой. Доверяя герою рассказать этот сюжет, Горький и сам в четвёртом акте обыграет его, сделав прямо противоположные выводы. Лука, рассказав притчу о человеке, который, разуверившись в существовании праведной земли, удавился, полагает, что человека нельзя лишать надежды, пусть иллюзорной. Горький же, показывая судьбу Актёра, уверяет читателя и зрителя в том, что именно ложная надежда может привести человека к петле, полемизируя с Лукой. В драме «На дне» Горький пытается определить, каковы те социальные обстоятельства, которые воздействовали на характеры героев. Для этого он показывает предысторию героев, которая становится ясна зрителю из диалогов персонажей. Но важнее для него воссоздать те социальные условия, обстоятельства «дна», в которых оказались герои теперь. Именно это их положение уравнивает бывшего аристократа Барона с шулером Бубновым и вором Васькой Пеплом и формирует общие для всех черты сознания: неприятие действительности и в то же время пассивное отношение к ней. Внутри русского реализма 40-х годов XIX века, с возникновением натуральной школы и гоголевского направления в литературе, выявляется направление, которое характеризует пафос социального критицизма в отношении к действительности. Именно это направление, которое представлено именами Гоголя, Некрасова, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, получило название критического реализма. Горький в драме «На дне» продолжает эти традиции, что проявляется в его критическом отношении к социальным сторонам жизни и во многом к героям, в эту жизнь погружённым и ею сформированным.

Сложность произведений творчества Горького с точки зрения метода и стиля обусловлена сложностью самого времени и мировоззренческой позицией автора, связанной с перипетиями его творческой судьбы.

Подобные документы

    Краткий очерк жизненного и творческого пути известного российского писателя Максима Горького, анализ его самых ярких произведений. Анализ духа романтизма в рассказах Горького. Трансформация романтической традиции в творчестве различных мастеров.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2010

    Знакомство учащихся с романтизмом в творчестве М. Горького. Характеристика образов героев в произведениях "Старуха Изергиль", "Челкаш", "На дне". Отображение нравственных и социальных проблем в повести А. Куприна "Поединок", анализ причин гибели Ромашова.

    конспект урока , добавлен 26.06.2011

    Художественная концепция детства в отечественной литературе. Проблема воспитания и ее связь с общественно-политическими вопросами в творчестве Максима Горького. Воспитательная роль героико-возвышенных образов художественной литературы в жизни ребенка.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2011

    Свобода и воля в понимании героев М. Горького. Художественное пространство как категория. Свобода в философском понимании. Ранние рассказы Горького как романтические произведения писателя. Характеристика героев повестей "Челкаш" и "Супруги Орловы".

    курсовая работа , добавлен 22.05.2009

    Влияние опыта мировой классики и современности на творчество Максима Горького. Ранние романтические произведения Горького. «Макар Чудра» - идеал личной свободы. Сказка «О маленькой фее и молодом чабане». Рассказ «Старуха Изергиль». «Песнь о Соколе».

    контрольная работа , добавлен 11.10.2007

    Изучение русской реалистической литературы конца XIX-начала XX в. Значение творчества писателя, публициста и общественного деятеля М. Горького в литературе эпохи реализма. Определение особенностей проблематики и жанрового своеобразия пьесы "На дне".

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

    Новая эпоха в русской литературе в XIX-XX вв. "Босяцкая" тема в творчестве М. Горького, которую он выводит за рамки этнографизма и бытописательства. Борьба писателя с декадентством и отображение этого в его творчестве. Борьба Горького с "утешительством".

    контрольная работа , добавлен 10.03.2009

    Современная интерпретация творческого наследия М. Горького. Начало литературной деятельности писателя. Традиции и новаторство Горького-драматурга. Традиции и новаторство поэтических произведений Горького. Анализ "Песни о Соколе" и "Песни о Буревестнике".

    курсовая работа , добавлен 16.12.2012

    Основные этапы жизненного и творческого пути Максима Горького. Особенность и новаторство его романтического наследия. Рассказ "Старуха Изергиль" как апофеоз горьковского романтизма, анализ структуры произведения и его роль литературе того времени.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2011

    Анализ идейных, нравственных исканий писателя, оценка сложности его пути. Философский сюжет в драме "На дне". Герои романа "Мать". Тема человеческой свободы или несвободы в творчестве Горького. "Маленький человек" Горького в рассказах "о босяках".


Мурманский филиал НОУ ВПО
«Санкт-Петербургский

Гуманитарный университет Профсоюзов»

Заочный факультет

Контрольная работа

По дисциплине: литература
Тема: Ранние реалистические рассказы А.М. Горького:идейно – тематическое содержание. Образы. Поэтика. Романтические тенденции.
(«Челкаш», «Супруги Орловы», «Коновалов» и др.)

Выполнила:
Студентка 3 курса
Факультета СКД
Группа СКД-6-09
Ковалева Ирина Владимировна
8-9217247513
Проверил:
Иванова Людмила Михайловна

Мурманск 2012.


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.
Введение 3
1. А.М. Горький. Поэтика его творчества..……………………………...…….. ..5
2. Ранние реалистические произведения. Образы. .8
Заключение..…20
Список используемых источников 23


ВВЕДЕНИЕ.
Реали?зм в литературе - правдивое изображение реальной действительности.
Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный - воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный - нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами).
Отсюда два противоположных направления в теории; одно - реализм - ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое - идеализм - видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.
Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: Реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В расхожем употреблении термин «Реализм» означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних 1 .
Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой служит предпочтение протокола - роману и фотографии - картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением её служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать ещё один мир, совершенно тождественный с существующим.
Алексей Максимович Горький считается основоположником социалистического реализма. Творчество молодого Горького было проникнуто высокой идейностью, насыщено принципиальной и острой социальной проблематикой, в которой сочетались и гневное обличение, и страстный призыв к героическим подвигам. Горький создал образы, исполненные силы и мужества, страстного негодования и большой самоотверженной любви, жажды борьбы и гордого призыва к свободе.
Копирование внешнего мира само по себе даже самой резкой реалистической теории никогда не представлялось целью искусства. В возможно верном воспроизведении действительности усматривался лишь залог творческой самобытности художника. В теории реализму противополагается идеализм, но на практике ему противостоит рутина, традиция, академический канон, обязательное подражание классикам - другими словами, гибель самостоятельного творчества. Начинается искусство с действительного воспроизведения природы; но, раз даны популярные образцы художественного мышления, появляется творчество из вторых рук, работа по шаблону.

    1. А.М. Горький. Поэтика его творчества.
Макси?м Го?рький, также известный как Алексе?й Макси?мович Го?рький (при рождении Алексе?й Макси?мович Пешко?в; 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород.
Русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам, находившийся в оппозиции царскому режиму, Горький быстро получил мировую известность.
Рано осиротев, Горький провёл детские годы в доме своего деда Каширина. С 11 лет вынужден был идти «в люди»: работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской и др.
В юности попытался поступить в Казанский университет. Познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой.
Первоначально Горький скептически отнёсся к Октябрьской революции. Однако, после нескольких лет культурной работы в Советской России (в Петрограде руководил издательством « Всемирная литература», ходатайствовал перед большевиками за арестованных) и жизни за рубежом в 1920-е годы (Мариенбад, Сорренто), вернулся в СССР, где последние годы жизни был окружён официальным признанием как «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализма.
«Горького многие не считают поэтом, и совершенно зря. Например, „Валашская легенда“ (она же - „Легенда о Марко“). Мне довелось как-то слышать современную песню, написанную на это стихотворение. Мне сразу стало интересно, будет последняя строфа или нет. Как я и предполагал, её не было. За строкой „От Марко хоть песня осталась“ пошёл вокализ (явно имелась в виду упомянутая песня). А ведь ради этой последней, ницшеанской строфы Горький и писал свою основанную на довольно типичном фольклорном сюжете балладу» 2 .
Вступление в литературу и вместе в революционную борьбу художника пролетариата, основоположника социалистической литературы Горького совпало с началом третьего, пролетарского периода освободительного движения в России, периода «движения самих масс», с началом деятельности гениального вождя пролетариата и создателя его партии В. И. Ленина.
Творчество молодого Горького было проникнуто высокой идейностью, насыщено принципиальной и острой социальной проблематикой, в которой сочетались и гневное обличение, и страстный призыв к героическим подвигам. Горький создал образы, исполненные силы и мужества, страстного негодования и большой самоотверженной любви, жажды борьбы и гордого призыва к свободе.
Горький начал свою литературную деятельность как поэт.
О боевой, оптимистической, гражданской направленности ранней поэзии Горького говорит одно из немногих дошедших до нас стихотворений, в котором писатель декларирует свою позицию:
Не браните вы музу мою,
Я другой и не знал, и не знаю,
Не минувшему песнь я слагаю,
А грядущему гимны пою 3 .
В ранней поэзии Горького звучали порой нотки горечи и разочарования. Однако они не имели ничего общего с бескрылой поэзией 80-х годов, поэзией безволия и пессимизма; они возникали вследствие действенной непримиримости юноши-поэта с окружавшими его ложью и злом, вследствие вражды его с буржуазно-мещанской средой.
Программные заявления поэта: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться», «Я грядущему гимны пою» - получили свое идейное и художественное развитие в его творчестве первой половины 90-х годов 4 .

2.Ранние реалистические произведения. Образы.
Ранние произведения - «Девушка и Смерть», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» - идейно близки друг другу. Каждое из них является гимном героическому настоящему и светлому грядущему. Все они проникнуты идеей утверждения жизни, достойной человека, наполнены призывом к действенной, мужественной борьбе за нее. Эти произведения - манифесты истинного гуманизма и демократизма.
«Девушка и Смерть» была отослана Горьким в 1892 году в казанскую газету «Волжский вестник», но редактор газеты Рейнгардт, боясь цензуры, отказался напечатать поэму 5 .
Горький опубликовал это произведение лишь в 1917 году, незадолго до Великой Октябрьской социалистической революции. Он предполагал, что «Девушка и Смерть» вызовет отклики критики, но буржуазная критика предпочла обойти молчанием поэму, утверждающую победу жизни над смертью.
Идея поэмы раскрыта И. В. Сталиным. 11 октября 1931 года он написал на тексте книги Горького: «Эта штука сильнее, чем „Фауст“ Гете (Любовь побеждает смерть)» 6
В поэме «Девушка и Смерть» отчетливо обозначился горьковский подход к освоению богатств русского народного творчества. Горький развивает передовые традиции русской литературы XIX века - Пушкина, Лермонтова, Некрасова, - решительно выступая и против фольклорной экзотики - распространенного в реакционной литературе эстетского любования фольклором, и против этнографизма, т. е. использования фольклора с целью придать произведению местный колорит. Творчески перерабатывая фольклор, Горький усиливает и обогащает народнопоэтические мотивы и образы, заостряя их против враждебных народу социальных форм жизни, против реакционной эстетики. Борясь с реакционной фольклорной романтикой, Горький совершенно по-новому дает образ Смерти - он снижает, опрощает традиционный образ, переводя его в бытовой, житейский план 7 . Горький изображает Смерть в виде ворчливой, грубоватой старухи, одетой в лапти и простую деревенскую одежду; старуха-смерть любит подремать, грея на солнце старые кости. Рассказ о Каине и Иуде, вставленный в сказку в виде сна Смерти, представляет собою вариант духовного стиха, апокрифического сказания-легенды, близкого к тем сказам горьковской бабушки Акулины Ивановны про Иону, Ивана-воина, дьякона Евстигнея 8 , которые в творчески переработанном виде введены в повесть «Детство».
В поэме «Девушка и Смерть» ярко выразился основной принцип всего горьковского творчества: воспевание смелых и сильных духом борцов во имя жизни и разоблачение тех, кто исковеркал жизнь, поработил человека и продолжает убивать его физическую и духовную силу.
Совершенствовался художественный талант Горького. В таких произведениях, как «Коновалов», «Супруги Орловы», «Бывшие люди», «Скуки ради», «Кирилка», поставлены и разрешены большие общественно- политические темы, созданы поистине классические образы, составившие в русской литературе новую галерею социальных типов. Герои произведений Горького являются выходцами из разных социальных групп: это крестьяне, ремесленники, интеллигенты. Образ каждого героя, раскрывая общие, типические для данной социальной группы черты, в то же время индивидуален.
В Коновалове и Григории Орлове много общего, свойственного им как рабочим людям, любящим труд, но каждый из героев резко индивидуален и в этой своей индивидуальности в то же время типичен. В неуспокоенности, неудовлетворенности Коновалова, в его скитаниях, в стихийном протесте отчетливо чувствуются отзвуки народного гнева, социальной ненависти. У Коновалова органичнее связь с народными массами, чем у Григория Орлова. В анархическом стихийном протесте Орлова неизмеримо больше мещанского индивидуализма.
В ранних произведениях Горького образы природы проникнуты острой социальной тенденцией, чаще всего они содержат в себе символику революционной борьбы, говорят о назревающей революции. Таковы образы бури и грозы в валашской сказке «О маленькой фее и молодом чабане», весенней природы в рассказе «О чиже, который лгал...», моря в «Песне о Соколе» и «Коновалове», туч в «Бывших людях», ледохода в «Кирилке», весеннего солнца, побеждающего темные, холодные тучи в рассказе «На плотах».
Молодой Горький и своими рассказами, и своими статьями призывал литературу и общество к борьбе с буржуазным искусством, щеголявшим своей мнимой «свободой», с искусством, оторванным от жизни, от интересов народа. Он выступал за искусство действенное, вторгающееся в жизнь, перестраивающее ее, за искусство, разоблачающее эксплуататоров, - искусство реалистическое, доступное массам.
Горький поставил перед собой и перед всей передовой литературой задачу: бороться за принципы воинствующего истинного демократизма, за пропаганду идей гуманности, за воспитание в человеке ненависти ко всяческому насилию, угнетению, к пошлости и подлости в жизни.
Начало литературной деятельности Горького относится к 1892 г. По паспорту "подмастерье малярного цеха", по временному занятию рабочий железнодорожных мастерских, Горький в то время был в Тифлисе 9 . Он снес в редакцию "Кавказа" полусказочный очерк из знакомой ему по бессарабским странствованиям цыганской жизни "Макар Чудра", который и был напечатан в № от 12 сентября. Рассказ имел успех. Вернувшись в Нижний, Горький поместил несколько очерков в казанских и нижегородских газетах, а рассказ "Емельян Пыляй" был принят в "Русские Ведомости". В 1895 г. в "Русском Богатстве" помещен рассказ Горького "Челкаш"; затем в течение 1895, 1896 и 1897 годов появились рассказы: "Ошибка" и "Супруги Орловы" - в "Русской Мысли"; "Тоска", "Коновал", "Бывшие люди" - в "Новом Слове"; "Мальва" и "Озорник" - в "Северном Вестнике". В 1895 г. Горький напечатал в "Самарской Газете" ряд рассказов под заглавием "Теневые Картинки". В этой же газете появились рассказы Горького "Старуха Изергиль", "На плотах", "Скуки ради", "Однажды осенью" и "Песня о Соколе", ряд рассказов, не вошедших в собрание его сочинений ("На соли", "Сказка", "О маленькой Фее и молодом Чабане" и др.) и стихотворений.
Успех заслужен им вполне законно. Он обусловлен прежде всего тем, что у Горького яркое, истинно-художественное дарование, которого не решаются отрицать самые злые ненавистники его. Основные свойства его таланта: замечательная наблюдательность и колоритность, заражающая читателя свежесть восприятия, высокое развитие чувства природы, первостепенная меткость афоризма 10 . Наблюдательность Горького особого рода: он никогда не тонет в реалистических мелочах, схватывая немного, но зато самые основные черты.
Общим для ранних произведений Горького («Девушка и Смерть», «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «О чиже, который лгал, и о дятле - любителе истины», «О маленькой фее и молодом чабане») является воспевание сильной воли и страстного стремления к свободе, противопоставленных обывательской морали, рабьей «философии» мещанства, с его инертностью, пошлостью, трусостью, боязнью нового. В «Макаре Чудре» и «Валашской сказке» воспроизведен один и тот же пейзаж - бескрайняя степь и необъятный купол неба, показаны сильные волей, крепкие духом, бесстрашные свободолюбивые люди - Лойко, Радда, Чабан. В настроении Чабана, во всем его поведении в бурю и в самом характере изображенной бури-грозы есть нечто созвучное героическим Соколу и Буревестнику.
Жизнеутверждающей идеей, пафосом борьбы света с тьмой, передового, свободолюбивого с инертным, реакционным проникнута песня Чижа в произведении «О чиже, который лгал...». Чиж зовет птиц лететь «туда - и страну счастья!.. Туда - в это чудное „вперед“!», где «вечный неиссякаемый свет», где жизнь исполнена достойных человека деяний 11 . В этом произведении Горький использует традицию сатирических сказок Салтыкова-Щедрина.
В рассказе «Старуха Изергиль», содержащем в себе знаменитую легенду о мужественном Данко, и в «Песне о Соколе» Горький наиболее ярко выразил в начальный период своей деятельности свои революционные настроения, свои не вполне еще осознанные предчувствия революции. Писатель противопоставил в них революционно- гуманистические идеи культу крайнего индивидуализма и антигуманизма в буржуазной литературе и философии, одним из представителей которой был Ф. Ницше.
В «Старухе Изергиль» 12 противопоставлены друг другу две сильные личности: Ларра и Данко. Ларра - это и есть «сверхчеловек» Ницше, эгоист, деспот, насильник; он проклят людьми, наказан вечным одиночеством, отчуждением. Данко - натура героическая, бесстрашная, самоотверженная. Он не пожалел своей жизни для спасения людей, вырвал свое сердце и, освещая им, как горящим факелом, дорогу, вывел людей из мрака лесной трущобы к свету, к свободе.
В «Песне о Соколе», как и в легендах-рассказах старухи Изергиль, Горький использовал принцип идейного контраста: гордый, мужественный, самоотверженный Сокол противопоставлен низменно эгоистическому и малодушному Ужу. Горький сочетает здесь сатиру с гимном мужеству и бесстрашию.
«Песня о Соколе» проникнута страстным революционным пафосом борьбы с врагом, она - пламенный призыв к свободе, к свету, к героическим подвигам.
Для программных, революционных произведений Горького 90-х годов характерен аллегоризм, иносказательность. Аллегорию Горький считал наиболее сильным средством поэтического обобщения революционных дум
и настроений, действенной формой пропаганды их. Недаром «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике» распространялись как прокламации.
В статье «О том, как я учился писать» (1928) Горький заметил: «...на вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня „томительно бедной жизни“ и потому, что у меня было так много впечатлений, что „не писать я не мог“. Первая причина заставила меня попытаться внести в „бедную“ жизнь такие вымыслы, „выдумки“, как „Сказка о соколе и уже“, „Легенда о горящем сердце“, „Буревестник“, а по силе второй причины я стал писать рассказы „реалистического“ характера - „Двадцать шесть и одна“, „Супруги Орловы“, „Озорник“» 13 .
Раннее творчество красноречиво свидетельствует о богатстве жизненных впечатлений молодого Горького.
Создав героические образы Девушки, Данко, Сокола, Горький в своих рассказах, повестях, очерках и фельетонах коснулся также множества других, социальных тем. Он писал о рабочих людях и об их эксплуатации в условиях капитализма, о жертвах капитализма - босяках, об интеллигенции, мещанстве и т. д.
Главный герой большинства рассказов Горького - это человек из народа, представитель трудовых слоев города и деревни.
Горький хорошо знал русский народ, любил его за высокие духовные, моральные качества, восхищался его изумительной талантливостью, предсказывал ему великое и светлое будущее и неустанно боролся за это будущее.
Со всей суровой правдивостью Горький пишет о том, как собственничество заражает своим ядом людей из народа, разобщает их, порождает эгоизм, индивидуализм, как они становятся рабами собственничества. Жаждой накопления одержим босяк Емельян Пиляй. Мечта Емельяна - добыть денег и стать кабатчиком и тем самым «независимым». Для достижения этой цели Пиляй оправдывает даже такое средство, как убийство. Из-за денег готов убить Челкаша крестьянин-бедняк Гаврила.
Рассказ «Челкаш» свидетельствует о том, как правильно и глубоко оценивал молодой Горький всю враждебность, губительность для человечества капиталистической системы, в условиях которой рабочий народ, создающий все материальные и духовные ценности, сам лишен их; больше того, эти ценности, например машины, в руках капиталистов являются средством еще большего порабощения народа. В картине порта, которой начинается рассказ, Горький показывает, с одной стороны, гиганты-пароходы, могучие машины, созданные человеком, а с другой, - отупевших от усталости, оборванных, потных, грязных рабочих. «В этом сопоставлении, - пишет Горький, - была целая поэма жестокой иронии» 14 .
Внешне эта картина не связана с идущим вслед за ней повествованием «о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми», но она является ключом к пониманию идейного смысла происходящего, того, что описано далее. Картина порта говорит о капитализме и его волчьих законах, о порабощении одних другими во имя собственности. Эти волчьи законы выбросили Челкаша и Гаврилу из мирной трудовой жизни и поставили их во враждебные отношения друг к другу. Знаменательные слова автора: «...и все кругом - казалось напряженным, теряющим терпение, готовым разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом, за которым в освеженном им воздухе будет дышаться свободно и легко» 15 - ярко говорят о предчувствии им надвигающегося революционного взрыва. Следует отметить, однако, что Горький в ту пору еще не представлял себе, как произойдет революционный переворот.
Большое место в ранних рассказах Горького занимает изображение буржуазной интеллигенции. В разработке этой темы у Горького много точек соприкосновения с Чеховым. В горьковских рассказах мы встречаем того же ничтожного, пошлого человека с его скукой, духовной опустошенностью, мелким развратом, пошлыми семейными ссорами («Несколько испорченных минут», «Свободные дни», «Открытие», «Свадьба»). Неоднократно встречаемся в рассказах Горького этих лет и с типом одинокого человека, не заметившего, как прошла его жизнь, и только в старости увидевшего, что прошла она бесцельно, бесполезно («Одинокий», «За бортом» и др.).
Типичная для рассказов Чехова тема скуки, бездельной и бесцельной жизни, заполняемой глупыми и грубыми, пошлыми развлечениями, получает в горьковском рассказе «Скуки ради» (1898) острое драматическое развитие, трагическую развязку. Так называемые образованные люди, пошляки-обыватели, развлекаясь от скуки, довели работницу Арину до самоубийства - убили человека. Рассказ вызывает в читателе протест, негодование против бездушного отношения «образованных» людей к простому народу.
Люди труда, выходцы из трудового народа, обездоленные, босяки находятся в центре внимания Горького. Писатель подчеркивает, что в характере этих людей самое основное - человечность: уважение к человеку, сердечное, доброе без оскорбительной жалости отношение. Если и жалеют эти люди, то просто, задушевно, дружески. Как большой, доброй души человек, показана нищая бабушка Акулина в рассказе того же названия. «Филантропка Задней Мокрой улицы», она была матерью для бродяг, босяков; собирала милостыню и кормила их 16 . Поистине самоотверженным можно назвать поступок бабушки Акулины, когда она, умирая, отдает своим «деткам», обитателям ночлежки, последние три рубля, приготовленные ею на свои похороны.
О самоотверженности, благородстве, высокой человечности человека из народа говорит Горький и в рассказе «Как поймали Семагу». Босяк Семага жертвует своей свободой ради младенца-подкидыша, которого он подобрал зимней ночью на улице. О большом, добром сердце простого человека, способного на подвиг, повествуется в рассказах «Ма-аленькая!..», «Трубочист», «Ванька Мазин» 17 и др.
В раннем творчестве Горького уделено много внимания детям улицы, детям городской бедноты, брошенным на произвол судьбы, рано познавшим жестокую, полную «свинцовых мерзостей» жизнь.
Грубовато, с солидностью взрослого поучает Мишка свою товарку Катьку, как ей вести себя, чтобы меньше получать побоев от тетки Анфисы; покровительственно, как старший и «взрослый», он угощает Катьку в трактире («О мальчике и девочке, которые не замерзли»). Мальчик-горбун, нищий, сирота, нещадно избиваемый своей «теткой» за то, что мало приносит ей денег, отдал половину собранной милостыни несчастному бродяге, пожалел его («Дележ»).
В 1897-1899 годах Горький в значительной мере обобщает и углубляет основные социальные темы своих ранних произведений.
Босяки ранних рассказов Горького - вольные, смелые люди, неугомонные перелетные птицы, зараженные удалью, поисками опасных дел. Они действуют на просторе вольной, свободной природы - в море, в степи; «бывшие люди» - в ночлежке, на грязной окраине, среди отбросов и нечистот.
Горький в своих ранних рассказах никогда не идеализировал босяка, не романтизировал его, как пыталась усердно доказать это буржуазная критика. Если Горький показывал такие черты босяка, как желание быть независимым, свободным, пренебрежение к собственности и собственникам, презрение к буржуазным порядкам и буржуазной морали, то это было лишь правдивым изображением людей, выбитых капиталистическими порядками из колеи жизни и стихийно протестующих против общественного строя. Но Горький убедительно показал, что протест босяков не является сколько-нибудь серьезной угрозой для буржуазии и самодержавия, что это анархический и потому бессильный бунт.
В Челкаше, Маслове («Два босяка») и в других образах босяков со всей убедительностью показано, что эти жертвы капиталистического строя вместе с тем являются носителями буржуазного индивидуализма.
Уже в ранних рассказах «Емельян Пиляй» и «Два босяка» Горький убедительно говорил о босячестве как о явлении капиталистического бщества и подчеркивал в своих героях анархический протест, бунт против этого порядка, указывая одновременно и на всю бесплодность таких стихийных, индивидуалистических выступлений.
Ярким обобщением размышлений Горького о судьбах талантливого русского рабочего народа, поставленного капитализмом в невыносимые условия, являются повести «Коновалов» и «Супруги Орловы» 18 . Они рассказывают о большой человеческой трагедии, о мучительных и бесполезных исканиях недюжинными натурами достойного места на земле, надлежащего применения своих творческих сил, способностей.
Коновалов - человек большого душевного благородства, высоких гуманных чувств, одаренный тонким художественным вкусом и пытливым умом. Его подлинная гуманность ярко раскрывается в его отношении к женщине (Капитолине). Его тонкая художественная натура сказывается в любви к природе, в понимании ее красоты и силы. Его пытливый ум и большое, исполненное любви к человеку сердце со всей полнотой проявляются и интересе к литературе. Неграмотный Коновалов очень ценил литературу и по-своему разбирался в ней; например, он высоко оценил «Подлиповцев» Решетникова, «Тараса Бульбу» Гоголя и забраковал «Бедных людей» Достоевского. «Телячий Макар», «не жалостно и не смешно», - так отзывался он об этой повести. Рабочий человек, он был художником, артистом в труде и с восторгом любовался трудами своих рук. Выделяя эту черту в Коновалове как истинно народную, Горький с особенной резкостью показывает и вторую, бывшую всегда органической в народе, - гнев, протест против социального гнета. Духовное состояние Коновалова в тот момент, когда он слушал чтение о Степане Разине, страстно выражало могучую протестующую силу; образ Коновалова символизировал надвигающуюся революционную грозу. «Нечто львиное, огневое, - пишет Горький, - было в его сжатой в ком мускулов фигуре... Казалось, что какие-то узы крови, неразрывные, не остывшие за три столетия, до сей поры связывают этого босяка со Стенькой и босяк со всей силой живого, крепкого тела, со всей страстью тоскующего без „точки“ духа чувствует боль и гнев пойманного триста лет тому назад вольного сокола» 19 .
«Коновалов» заканчивается «широкой картиной труда», описанием постройки мола на берегу Черного моря. Напрашивается сравнение этой картины с описанием порта в рассказе «Челкаш». В обеих картинах рабочие люди - рабы, но есть существенная разница в их характеристике, в определении их роли. В «Челкаше» рабочие подчеркнуто жалки, ничтожны, беспомощны и только, в «Коновалове» о них сказано иначе: «Они тоже стихия, и вот почему море не гневно, а ласково смотрит на их труд, от которого им нет пользы. Эти серые маленькие черви, так источившие гору, - то же самое, что и его капли, которые первыми идут на неприступные и холодные скалы берегов в вечном стремлении моря расширить свои пределы и первыми гибнут, разбиваясь о них. В массе эти капли тоже родственные ему, тогда они совсем как море, - так же мощны и так же склонны к разрушению, чуть только веяние бури пронесется над ними» 20 .
В «Челкаше» упомянуто о возможном взрыве, в «Коновалове» указание на взрыв как на революцию сделано более определенно. Коновалов не босяк, хотя Горький и называет его этим именем. С босяками ранних рассказов его роднит главным образом одна черта - тяга к перемене мест. В этой страсти к бродяжничеству у Коновалова отчетливо выражен протест против проклятых условий жизни.
Против этих условий бунтует и Григорий Орлов («Супруги Орловы»). Он смутно чувствует, что его одаренной натуре нужно какое-то другое применение, ему нужно подвиги совершать, а он сапоги шьет. Мы видим, как преображается Григорий, став санитаром во время эпидемии холеры и получив возможность с пользой для народа употребить свои силы. Он не хвастает, когда говорит, что мог бы вступить в поединок с самой смертью. Но бунт Орлова еще более стихийный, чем у Коновалова; это типичный мелкобуржуазный бунт, анархический, слепой. Орлов не видит подлинных своих врагов, гнев он обращает на своих друзей - на доктора, на жену.
и т.д.................

Горький основоположник социалистического реализма.

Горький вошел в историю русской и мировой литературы как основоположник нового художественного метода, который получил наименование социалистического реализма.

Необычный подход к изображению русской жизни и героический пафос романтических произведений писателя привели критику еще в начале 1900-х годов к утверждению: горьковское творчество выходит за рамки реализма XIX века. Овладение марксистским взглядом на мир содействовало углублению художественных открытий Горького.

Новаторские черты горьковского творчества наиболее ярко проявились в романе «Мать» и в пьесе «Враги» , которые обычно называют первыми произведениями социалистического реализма . Их идейно- художественные особенности характерны и для социалистического реализма.

Изменился взгляд на роль народа в историческом процессе. Народ для Горького – активный деятель истории. Пролетариат рассматривается им как основная сила в современной революционной борьбе. Литература XIX века знакомила главным образом с тем, как жизнь ломает, губит человека. Изображая мрачную жизнь царской России, Горький и в раннем, и в более позднем творчестве стремится показать, как человек сопротивляется житейским обстоятельствам, как выражает протест против социального гнета и несправедливости.

Наблюдая за ростом народной активности, писатель выдвинул перед современной литературой задачу возвестить о рождении «нового психологического типа, идущего создать новую жизнь». Сам он не только заговорил о появлении новых людей, но и изобразил их (Нил – «Мещане» , Павел и Ниловна – «Мать» , Синцов, Греков – «Враги» ). «Рабы перерождаются в людей – вот новый смысл жизни!»- утверждал Горький.

В произведениях Горького изменилось познание «трех действительностей»- прошлого, настоящего, будущего. Раскрытие связей настоящего с прошлым, которое его подготовило, и с будущим, в которое оно неизбежно устремлено, было издавна присуще классической литературе. И все же представители реалистической литературы XIX века сосредоточивали свое преимущественное внимание на критике прошлой и современной жизни (отсюда известное наименование «критический реализм» ).

Особое значение в творчестве Горького приобрело соотнесение отдельной человеческой судьбы с поступательным ходом истории, с основными тенденциями развития общественной жизни. У предшественников писателя веяния нового времени связывались обычно с судьбами интеллигентов. С ее лучшими представителями. У Горького в соответствии с самой действительностью XIX века веяния нового отражаются на судьбе обычных, рядовых людей – трудящейся массы. Роман «Мать» показал, как развивались и закалялись воля и разум простого человека. Горький любил изображать «потревоженных» временемлюдей («Жизнь Матвея Кожемякина» , «Лето» ). Он видел, что ветер революции 1905 года проник даже в самые отдаленные, глухие уголки страны. Разбудив и город. И деревню. Литература критического реализма напоминала о творческих силах и возможностях, таящихся в народе; литература социалистического реализма утверждала, что наступает пора, когда духовное богатство народа начинает проявляться в полную силу.

В творчестве Горького изменилось само изображение характера человека. Он продолжал традицию классиков, раскрывавших в своих произведениях социальную обусловленность психологии, внутреннего мира людей («Обломов» и др.). Но, овладевая одним из величайших завоеваний реализма - психологизмом, Горький внес нечто новое в его социальное обоснование. Художник- марксист обратил особое внимание на классовую сущность изображаемых характеров. В его творчестве многообразно подчеркнута классовая обусловленность психологии людей, которая проявлялась в их мышлении, нравственных представлениях, поведении и порой в речи.

Реализм социалистический внес в литературу новое, марксистское понимание исторического процесса, более глубокое постижение социальных мотивов поведения человека. Это был реализм, окрыленный устремлением в будущее, проникнутый социально – историческим оптимизмом.

Вопросы к экзамену по русской литературе

реалистические рассказы Горького.

В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой - босяк, человек, отвергнутый обществом, изгой, судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в реалистических рассказах М. Горького. Художник рисует образ босяка неоднозначно, он пытается выявить причину, по которой герой опустился на дно общества. Писателя интересует внутренний мир, чувства, переживания босяка, влияние социального положения на его мироощущение. Горький рассматривает и исследует состояние несогласия героя с самим собой, причину его определенного поведения.

Одним из ранних реалистических произведений М. Горького является рассказ “Коновалов”, в котором повествуется о судьбе босяка Александра Ивановича Коновалова. Главный герой был прекрасным пекарем, действительно талантливым в своем деле, но в силу одной особенной черты своего характера, а именно меланхолии, чувства тоски, да такой, что “невозможно в ту пору жить ”, и “ все на свете... опротивеет ”, а герой “ сам себе становится в тягость”, он бросает все и уходит бродяжничать. Позже Коновалов возвращается, и здесь происходит его первая встреча с повествователем, которым является “подручный” пекаря. Автор неоднозначно изображает своего героя, начиная с портретной характеристики и кончая размышлениями и поступками персонала.

“По костюму это был типичный босяк, по лицу - славянин” - таким предстает перед нами Коновалов впервые. Горький сравнивает его с богатырем и в то же время пишет о том, что Коновалов все еще оставался ребенком в своем восприятии мира.

“Ребенок ты, Саша; не понимаешь ты ничего”, - говорила герою Вера, “.. .большой человек с ясными глазами ребенка” - таким его видел повествователь, то есть он сохранил искренность, доверчивость, способность видеть хорошее во всем, веру в добро, в людей и в их нравственность.

Коновалов - босяк, и, казалось бы, должен чувствовать себя обиженным, обделенным, должен обвинять во всех своих несчастьях, а потому быть враждебно настроенным к обществу, изгнавшему его, но этого не происходит, напротив, главный герой, к величайшему удивлению повествователя, “с таким легким духом выделяет себя из жизни в разряд людей, для нее не нужных и потому подлежащих искоренению”, считал, что “во всей неурядице личной жизни был виноват только он сам”. Подобные размышления свидетельствуют о способности героя к самоанализу, что выделяет его из общей массы босяков “под отдельную статью”. Коновалова также характеризует отличное от мнения многих других представителей его социального класса отношение к природе, женщинам, просвещению (образованию). Так, например, герой рассказывал о купчихе, с которой расстался: “..,босяк рассказывает о женщине в скептическом тоне, с массой подробностей, которые унижают ее, ...но печальный и мягкий тон (Коновалова) при воспоминании о “купчихе” - тон исключительный”.

Герой рассказа Горького питает огромный интерес к книгам, часто просит повествователя почитать ему. Коновалов искренне верит в происходящие в книге события, порой даже чувствуя себя их участником.

На протяжении всего рассказа повествователь и главный герой рассуждают на многие темы, связанные с босячеством, тем самым выявляя свои точки зрения относительно их. Таким образом, мы можем говорить о том, что Коновалов способен на философские размышления. Персонаж рассказа не ограничен и может видеть истинную причину определенного поведения босяка и формирования его особого мышления. Коновалов говорит о происхождении склонности босяка ко лжи, обману, выдумыванию различных историй, к преувеличению каких-либо событий, происходивших с ним. Дело в том, что так проще жить, “если у человека в жизни не было ничего хорошего, - он ведь никому не повредит, коли сам для себя выдумает какую-то сказку, да и станет рассказывать ее за быль. Рассказывает... и сам себе верит, ...ну ему и приятно”.

Казалось бы, перед нами действительно хороший человек, заслуживающий лучшей участи (доли), однако в чем причина неустроенности его жизни, где искать истоки его меланхолии и тоски, которые в конечном итоге привели его к самоубийству? “Не нашел я точки моей... Ищу, тоскую, - не нахожу...” - таков итог размышлений Коновалова, таков ответ на заданный выше вопрос. .

В этом заключается новаторство Горького. Однако данное единство не является признаком гармонии и взаимопонимания между людьми, оно выявляет безликость, ограниченность пекарей, отсутствие индивидуальности у каждого из них. В рассказе изображается картина неправильно устроенной жизни, из-за которой в человеке теряется духовное начало. Подобная ситуация рассматривается и в рассказе “Супруги Орловы”. Здесь также в силу ужасных условий жизни, в силу ее неустроенности рушатся взаимоотношения между супругами Орловыми, происходит разлад в их семейной жизни. Григорий и Матрена Орловы любили и гордились друг другом, ...но им было скучно жить, у них не было впечатлений и интересов, которые... удовлетворяли бы естественную человеческую потребность человека - волноваться, думать, - вообще жить. Они были слишком погружены в работу, в решение проблем, связанных с повседневной жизнью, что стали “нищими духом” людьми, как, впрочем, и все их соседи.

Влияние внешних обстоятельств на личную жизнь героев подтверждается еще и тем фактом, что после того как супруги Орловы устроились на работу в лазарет (госпиталь), в их жизни произошли значительные изменения. Григорий перестал бить свою жену, бросил пить, но, как мы узнаем чуть позже, ненадолго.

Для каждого периода времени характерен свой тип героя, и литература, призванная отражать все явления реальности (повседневной жизни человека), исследует особенности характера нового человека.

2. Проблематика, образ, тема и центральная идея рассказа «Макар Чудра»

“Макар Чудра” - первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете “Кавказ” в 1892 году и было подписано псевдонимом, которому суждено было вскоре стать известным всему миру, - Максим Горький. Изданию первого рассказа предшествовали годы скитаний автора по Руси, на которые его толкало неуемное стремление узнать Россию, разгадать тайну огромной обездоленной страны, понять причину страданий ее народа. В котомке будущего писателя не всегда был ломоть хлеба, но всегда лежала толстая тетрадь с записями об интересных событиях и людях, встретившихся ему на пути. Позднее эти записки вылились в стихи и рассказы, многие из которых не дошли до нас.

В своих ранних произведениях, в том числе и в “Макаре Чудре”, Горький предстает перед нами как писатель-романтик. Главный герой - старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни - личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Он считает, что крестьянин - раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую он рассказывает. Молодая, красивая цыганская пара - Лойко Зобар и Радда - любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.

Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда - идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим. Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Зобар и Радда “кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”, проявляется его позиция. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.

Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только “влажный, холодный ветер” разносит “по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов”. Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. “О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает”.

Это первое произведение молодого Горького актуальной проблематикой, яркостью образов и языка сразу обратило на себя внимание и возвестило о рождении нового, незаурядного писателя.

Герой уже первого горьковского рассказа «Макар Чудра» упрекает людей за их рабскую психологию. Людям-рабам противопоставлены в этом романтическом повествовании вольнолюбивые натуры Лойко Зобара и красавицы Рады. Жажда личной свободы для них так сильна, что даже на любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Лойко и Рада своей духовной красотой и силой страсти превосходят всех окружающих, что и приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся гибелью героев. В рассказе «Макар Чудра» утверждается идеал личной свободы.