Обучающие игры по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста. Экономические игры для детей: учим обращаться с деньгами Дидактическая игра с экономическим уклоном

Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести - также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление - экономическое воспитание. Педагог поможет создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.

Зачем и как заниматься с детьми экономикой

Экономические занятия проводятся в дошкольном учреждении (далее - ДОУ) в рамках образовательной деятельности по познанию окружающего мира (блок «Социализация»). Они преследуют следующие цели:

  1. Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним.
  2. Сформировать понимание значения труда в жизни человека.
  3. Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении.
  4. Познакомить с термином «реклама».
  5. Научить полезным бытовым привычкам.
  6. Способствовать развитию разумных потребностей.

Таким образом, экономическое воспитание в ДОУ включает в себя следующие основные блоки:

  • труд и его продукт;
  • деньги;
  • реклама;
  • экономика в быту.

Задачи и приёмы, актуальные для детей разного возраста

Экономические занятия в детском саду целесообразно начинать со средней группы:

  1. Четырёхлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах.
  2. Дети узнают, что каждый товар имеет свою цену.
  3. Расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям.
  4. Ребята знакомятся с понятием семейного бюджета, его составляющими:
    • зарплата родителей;
    • пенсия бабушки с дедушкой;
    • стипендия старшей сестры или брата.
  5. Вводится понятие «потребности человека».
  6. Дошкольники получают начальное представление о рекламе - способе донести информацию о товаре до потребителя.

На занятиях с детьми пятого года жизни будут эффективны следующие приёмы:

  1. Обязательное присутствие игрового компонента. Например, на каждое занятие к ребятам приходит один и тот же сказочный персонаж, к примеру, гномик Экономик или игрушечный мальчик Вася Экономкин.
  2. Работа по экономическому воспитанию будет проходить успешнее при подключении к ней родителей. Воспитатель должен донести до их понимания важность проблемы (например, если педагог говорит ребёнку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятий может идти речь?). Интересная идея - провести аукцион «товаров», которые малыши сделают дома со своими родителями. Другой вариант - обменяться ими с одногруппниками (вводится понятие «бартер»). Мама и папа должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.

На каждом занятии по экономике может фигурировать один и тот же сказочный герой, например, гном Эконом

В старшем дошкольном возрасте расширяется круг экономических понятий, с которыми знакомятся дети. Полученные ранее знания углубляются:

  1. Ребята знакомятся с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом: предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент.
  2. Педагог учит дошкольников правильно воспринимать рекламу, умению разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности.
  3. Усложняется понятие производства и потребления.
  4. Вводится понятие экономики в быту, ребята осваивают полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде, обуви и пр.).
  5. Воспитатель знакомит детей с понятием «валюта», они рассматривают альбом, где изображены купюры и монеты разных стран.

На занятиях с воспитанниками старшей и подготовительной группы актуально использование следующих приёмов:

  1. Индивидуальное заполнение таблички семейных расходов (дошкольник ставит плюсы в необходимых разделах: продукты, одежда, лекарства, крупные покупки, игрушки, транспортные расходы и т. д.). Это позволит ребёнку понять, из чего складываются расходы в семье, с пониманием воспринимать временное отсутствие денег.
  2. Поощрение детей за активную работу на занятии, правильные ответы (например, это могут быть изготовленные воспитателем медали).
  3. Обязательный анализ занятия, развитие у детей самооценки. Этот момент можно интересно обыграть. Например, на доске вывешиваются белая и голубая тучка. Если ребёнок считает, что получил полезные знания, которые ему пригодятся в жизни, то он приклеивает голубую каплю под голубую тучку. Если же что-то осталось непонятным или дошкольнику было неинтересно на занятии, то он помещает белую каплю под белую тучку.
  4. Продолжается работа с родителями. Можно заинтересовать их конкурсом презентации собственной «фирмы»: ребёнок совместно с членами своей семьи придумывает логотип, изучает рыночный спрос и предложение своего товара и продумывает рекламные ходы.
  5. В подготовительной группе можно практиковать экономические шарады и кроссворды.

Виды экономических занятий в ДОУ

Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента.

Игровое занятие

Игра - наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а педагог его незаметно направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» (в город Экономинск, по известным сказкам), викторины, соревнования.

Сюжетно-ролевые игры

Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе малыши с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, - примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятие. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги - разноцветные бумажки.

Усвоение новой информации успешно проходит в виде сюжетно-ролевой игры

В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк», «Аукцион». Традиционная игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям будет интересно поиграть и в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №18 "Светлячок" городского округа города Кумертау Республики Башкортостан

Обучающие игры по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста

Подготовила воспитатель

Халиуллина О.В.

2017 г.

«Кафе «Вкусно и полезно»

Цель: расширить знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

Материал: меню с изображением продуктов питания.

Воспитатель «приглашает» детей в кафе. У каждого на столике лежит меню с изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых вкусных и полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в пищу, а какие редко и почему.

«Туристический поход»

Цель: уточнить знания дошкольников об основных потребностях человека.

Материал: карточки с изображением разных вещей.

Дети делятся на три команды, каждая из которых готовится в поход на юг, на север, в пустыню. Команды могут взять только те вещи, которые будут необходимы им в тех условиях, в которые они попадут.

Вещи, изображенные на картинках, размещаются по всей групповой комнате, участники команд выбирают то, что, на их взгляд, им нужнее всего. В конце игры команды проверяют друг друга и объясняют свой выбор.

«Предприятия нашего города»

Цель: закрепить знания детей о профессиях, научить устанавливать зависимость между результатом трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним.

Материал: фотографии с изображением цехов различных предприятий.

Детям раздаются фотографии с изображением цехов предприятий города. Им необходимо назвать предприятие, профессий людей, работающих на нем, и продукцию, которую они производят.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, денег.

Воспитатель предлагает детям разделиться на три семьи. Каждому необходимо вытянуть карточку с изображением членов семьи, результатом их труда. Сумма денежного вознаграждения за труд на карточке не указана, дети ее определяют сами. Каждая семья должна определить свой бюджет и в конце игры сравнить, у кого он больше. Варианты семейного бюджета могут быть разные. Например, вариант 1: папа — юрист, зарплата…, мама — продавец, зарплата…, сын — студент, стипендия…; вариант 2: папа — водитель, зарплата…, мама — учитель, зарплата…, дочь — ученица 2-го класса и т.д.

«Товарный склад»

Цель: продолжать учить детей различать товары по их принадлежности к определенной группе (мебель, одежда, обувь, бытовая техника, продукты питания и т.д.).

Материал: карточки с изображением товаров, фургоны с названием магазинов, куда будет развозиться товар: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель».

Воспитатель предлагает детям выступить в роли водителей-экспедиторов и развести товар с помощью специальных фургонов по соответствующим магазинам: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель». Каждый водитель-экспедитор находит карточки с товаром для своего магазина. Выигрывает тот, кто правильно подобрал товар.

«Советы покупателю»

Цель: учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

Воспитатель приводит детям различные экономические ситуации и просит их разрешить. За каждое правильное решение дается фишка, выигрывает тот, кто набрал максимальное количество фишек.

Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?

Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?

Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине они стоили 3 тысячи, а на рынке — 2 тысячи. Где Миша купит бананы? Почему?

Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него?

Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему?

Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на поезд?

О. Прокофьева

Сюжетно-ролевая игра по экономике “Магазин доброй Феи”

Цель: дать детям возможность приобрести желаемое посредством покупки (путем игрового действия); учить выбирать покупку, придумывая необходимость ее для себя; воспитывать умение выбирать покупку в соответствии с качеством ее изготовления; воспитывать внимательность, бережливость, умение экономно подходить к выбору товара, приобретению покупки; продолжать вводить в активный словарь слова продажа, покупка.

Оборудование : кукла в голубом платье, билеты для покупки товара, товар в виде игрушек-самоделок.

Предварительная работа: экскурсия в магазин цветов.

Ход сюжетно-ролевой игры

В. Ребята, мы с вами совсем недавно были в цветочном магазине и покупали там семена цветов. Ну, а помнит ли кто из вас сказку «Цветик-семицветик»? Да, там было много чудес! А хотели бы вы оказаться вновь в какой-нибудь сказке? Я так и думала, что вы захотите опять побывать в сказке. Сегодня ваше желание исполнится. Добрая, замечательная Фея приглашает вас в свой волшебный магазин.

Воспитатель показывает куклу, одетую в красивое голубое платье, и ведет детей к месту, где расположен магазин Феи. Через аудиозапись Фея обращается к детям: «Здравствуйте, друзья, я очень рада приветствовать вас в моем магазине. Посмотрите внимательно, что в нем продается?». (Дети ходят и внимательно рассматривают товар.)

В. Ребята, поскольку магазин Феи волшебный, то и покупку здесь можно произвести только за специальные билеты, которые для вас Фея и приготовила. Но вот неожиданность! Вас, ребята, оказалось гораздо больше, чем билетов на покупку. И поэтому каждому из вас Фея вынуждена выделить только по пять билетов.

Следовательно, вы должны выбрать такие покупки, которые вам очень необходимы. На один билет вы можете приобрести только одну покупку. А сколько всего вы можете приобрести покупок? Да, правильно, всего только пять. Вот и подумайте теперь, выбирая покупку, что вам нужно купить, а что купите в другой раз.

Воспитатель с куклой Феей становится у столика, где производится распределение билетов на покупку. (В магазине лежат и некачественные товары: сумочка с оторванной ручкой, порванная салфетка и т. д.) Воспитатель следит за тем, как дети выбирают покупки.

В процессе игры воспитатель предлагает детям посоветоваться между собой в выборе покупки.

После того, как дети определились в выборе товаров, они вместе с воспитателем оценивают его. Воспитатель уточняет, довольны ли дети покупкой. Далее все благодарят Фею за покупки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть бракованные товары. Уточняет, почему эти товары никто не купил.

Фея отмечает, что эти товары будут возвращены на фабрики для устранения брака.

После того, как дети обнаружили некачественную продукцию, Фея объясняет им, что этот товар она специально попросила привезти незаконченным, чтобы научить детей быть внимательными во время покупки, уметь оценивать товар по качеству его изготовления.

Экономическая игра для детей «Магазин» Цель экономической игры:

расширять представление детей о том, что такое магазин;

дать новое понятие «товар»,

продовольственные и промышленные товары,

цена;

разновидности магазинов;

закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги;

воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

Ход экономической игры для детей

В. Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.

Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».

В. А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.

Отгадайте загадку:

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто… (Товар.)

Назовите продовольственные товары, т.е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)

А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей.)

Значит, товары у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)

Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.

Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?

Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)

Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?

Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.

Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.

Одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.

Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой , из качественных материалов ее качество гарантировано.

Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.)

Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.

В. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров.)

Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)

В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми в сфере экономического воспитания являются экономические игры.

Они способствуют закреплению и расширению знаний об экономических сферах деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков в сфере экономических отношений.

Кроме задач общей целевой направленности, эти игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности к привлечению к экономической сфере деятельности.

ИГРА «РАЗЛОЖИТЕ ТОВАР»

Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.

Ход игры

Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.

Задание 1

Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением.

Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.

Задание 2

Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо - молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.

ИГРА «УМЕЛЫЕ РУКИ»

Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.

Ход игры

Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении.

После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.

ИГРА «НЕ ОШИБИТЕСЬ»

Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Ход игры

Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.

Задание 1

Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.

Задание 2

Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.

ИГРА «ОЦЕНИ ПОСТУПОК»

Цель: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и другим материальным ценностям; на основе логического мышления учить делать самостоятельные выводы.

Ход игры

Ведущий предлагает детям послушать рассказ, который предусматривает ошибку объективно неоправданную для любого героя.

Задачи:

а) найти ошибку в действиях;

б) обосновать свой ответ;

в) дать оценку действиям.

Ориентировочные рассказы ведущего

Рано утром заглянуло солнышко в окошко Вовиной комнаты. Проснулся мальчик, сладко зевнул, потянулся, включил свет и начал делать гимнастику.

Решила Маша постирать платье своей куклы. Выбрала она самую большую чашку, налила в нее воды доверху, взяла мыло и начала стирать. Очень старалась Машенька, и платьице стало чистым и красивым.

ИГРА «ЧТО ВАЖНЕЕ?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

Ход игры

В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.

Задание 1

Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши.

Задание 2

Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.

Задание 3

Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми.

С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание - закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.

ИГРА «МЫ-ХУДОЖНИКИ»

Ход игры

Каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3), дается задание - сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.

Вариант 1

Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).

Вариант 2

Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.

ИГРА «ЧЕЙ ТРУД ВАЖНЕЕ?»

Цель: закрепить знания детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленности.

Ход игры

Ребенку предлагается несколько картинок с изображением различных действий взрослых людей: муж спит; врач слушает больного; продавец обслуживает покупателя; женщина стирает белье; мужчина копает яму для посадки дерева.

Задание 1

Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия, которые объясняются как общественно полезный труд и оплачиваются (врач слушает пациента, продавец отпускает товар покупателю).

Задание 2

Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия человека, которые имеют двойную функцию. Например, женщина стирает белье - это может быть и мама, и сотрудница прачечной; человек копает землю - это может быть и папа, и садовник.

Сюжетно-дидактические игры с экономическим содержанием.

Поиск оптимальных путей решения проблемы экономического воспитания дошкольников привел к использованию игровых технологий.

Среди разных видов игр особую значимость приобретают сюжетно-дидактические игры экономической направленности. Для экономического воспитания особенно важно развивающее воздействие сюжетно-дидактических игр: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, сопереживания, умения планировать, брать роль, сотрудничать, оценивать ситуацию, быть терпеливым, находчивым, настойчивым. Сюжетно-дидактическая игра помогает постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполняя все правила действия в соответствующей обстановке. Этого можно достигнуть при соблюдении следующих условий организации сюжетно-дидактических игр:

1. Отбор знаний для игр;

2. Ознакомление с доступной деятельностью взрослых через наглядность;

3. Отображение экономического содержания в сюжете и содержании игры;

4. Обогащение игры по тематике, сюжету, ролям, взаимоотношениям;

5. Совместное изготовление атрибутов для игр;

6. Участие воспитателя в игре;

7. Создание игровой проблемной ситуации.

Развитие сюжетно-дидактической игры идет поэтапно:

1 этап - Сюжетно-дидактическая игра - воспитатель в ведущей роли.

2 этап - Сюжетно-дидактическая игра - воспитатель во второстепенной роли.

3 этап - Самодеятельная сюжетно-дидактическая игра. Воспитатель-наблюдатель.

Система сюжетно-дидактических игр позволяет заложить основы базиса личностной культуры дошкольников с приоритетом экономического развития через интегрирование разных видов деятельности.

Качество игры детей во многом определяется их информированностью о сфере жизни, отражаемой в игре. В связи с этим важно большое внимание уделять средствам обогащения сюжета при разработке игровых технологий.

Практика работы показывает, что наиболее целесообразной является следующая структура технологической карты сюжетно-дидактической игры:

1. Тема, задачи игры.

3. Средства обогащения сюжета.

3.1. Занятия, дидактические игры.

3.2. Литература, беседы.

3.3. Наблюдение, демонстрация.

3.4. Предметно-игровая среда.

Так сюжетно-дидактическая игра помогает сделать экономику понятной через моделирование реальных жизненных ситуаций: купля-продажа, производство и сбыт продукции и др.

Соответственно, данную методическую систему можно внедрять в любых ДОУ общеобразовательного типа и использовать в семье.

Методика экономического воспитания старших дошкольников

с использованием элементов ТРИЗ на примере игры "МУЗЕЙ

Цель: Закрепить знания о возникновении металлических денег, о валютах разных стран, с помощью системного оператора узнать, что служило деньгами для древних людей, стимулировать активность детей.

1. Организация: Дети вокруг воспитателя.

Идет обсуждение -- что такое музей, для чего он нужен, что в нем хранится? Переход в музей.

2. Организация: Дети подходят к выставке вместе с воспитателем.

На столах лежат разные деньги -- бумажные, металлические, разных стран и достоинств. Рассматривание экспонатов.

А теперь немного порассуждаем.

Возьмем 1 рубль. Какие еще деньги есть в обращении, из чего состоит рубль?

(копейки)

Рублями пользуются в нашей стране, а в других странах какие деньги? (доллар, марка, франк)

Как называются деньги других стран? (валюта)

Теперь поиграем.

3. Организация: дети в кругу

Игра. Кому передам денежку, тот называет какую-нибудь валюту (доллар, рубль, франк, марка, йена, гривна, юань, фунт стерлингов, лира...)

4. Организация: дети садятся на стульчики

А раньше деньги были такими же, как сегодня, или нет? Для того, чтобы узнать, мы должны слетать в прошлое, к первобытным людям. Пристегнули ремни. Полетели. 5, 4, 3, 2, 1. Пуск. А пока мы летим, закроем глаза и расслабимся. Мы приземлились около пещеры первобытного человека..

Организация: мозговой штурм

У первобытных людей был металл или бумага, чтобы изготавливать деньги? А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но это было неудобно. Ведь, если мне нужна шкура -- сколько яиц я должна за нее отдать? 5, 10 или 100? Хозяин шкуры хочет больше, а я хочу меньше. Кто прав? Вот так спорили каждый раз. Даже ругались. И пришли к выводу, что нужны деньги. У одних деньгами сначала были животные -- у кого больше овец, коров, коз, тот и богаче. Другие стали расплачиваться шкурками зверьков (белок, зайцев, кротов, куниц). Те, кто жили около моря, расплачивались бусинками-жемчужинами или ракушками. Кто жил в горах -- расплачивался камушками или стеклышками. И только в десятом веке появились металлические деньги.

Организация: дети встают и рассматривают экспонаты музея.

доллар марка франк

животные

жемчужинки рубль

камушки копейки

Организация: дети садятся на стульчики

А теперь нам пора возвращаться назад. Пристегнули ремни. 5, 4, 3, 2, 1. Пуск. Полетели.

Физпауза "Моя семья"

5. Современные деньги всегда удобны? А в будущем деньги сохранятся или их чем-нибудь заменятся? (чековые книжки, карточки, СТБ-кард)

Вопрос: характеры у денег разные или одинаковые?

6. Организация: каждый ребенок выступает перед другими

Задание: каждый вытаскивает листочек, на котором написано название валюты. Изобрази валюту.

7. Организация: взаимопроверка за столами

Два человека работают у доски (соедини стрелками валюту и страну). В это время дети работают в парах (решают примеры). Друг другу говорят ответ. Потом проверяют задание у доски.

8. Организация: продуктивная деятельность

Много было предложено денег будущего. Попробуйте нарисовать их.

Обычно дети знают, что родители уходят на работу, чтобы зарабатывать деньги. Чтобы в будущем из вашего маленького человечка вырос человек со здоровым отношением к деньгам и работе, очень важно с детства привить ему основы экономической грамотности, объяснить, откуда берутся деньги и как их тратить. В этом нам помогут игры.

Игры в магазине

Поход в магазин можно превратить в увлекательное развивающее занятие. Именно в магазине или на рынке лучше всего осваивать азы математики и экономики. Нужно лишь подключить к этому мероприятию чуть-чуть фантазии…

3–4 года: Что откуда?

Прогуливаясь с тележ­кой вдоль полок супермаркета, самое время поговорить с малышом о том, как те или иные товары попадают на эти самые полки, где растут овощи, а где фрукты, почему некоторые продукты называют молочными, а масло растительным, из чего делают шоколад и как пшеничное зернышко превращается в сладкую булочку и т. п. Не забудьте поговорить и о профессиях людей, которые производят для нас самые разные товары.

Составляем список покупок. Попробуйте до похода в магазин составить вместе с малышом список продуктов, которые необходимо купить. Обсудите с ребенком, что, в каком количестве и для чего вам нужно приобрести. Затем соберите рекламные каталоги, которые обычно раскладывают в почтовые ящики, и вырежьте из них картинки с нужными товарами. Затем наклейте картинки в блокнотик. Теперь по этой шпаргалке малыш будет помогать вам искать нужный товар на полках супермаркета и складывать его в корзинку. Такая нехитрая забава поможет крохе усвоить, что покупки необходимо тщательно планировать.

5–6 лет: Какие бывают магазины?

Поговорите с ребенком о том, какие бывают магазины и что в них продают. Что такое булочная, бакалея, галантерея, аптека, универмаг, что лежит на прилавках в мясном, рыбном, молочном, овощном, кондитерском, обувном, промтоварном магазине. Как называют того, кто продает? А того, кто покупает? И другие профессии вспомните, которые в магазине можно встретить: кассир, консультант, грузчик, охранник, повар, фасовщик, уборщица. Чем занимаются эти люди?

Изучаем ценники . Займите малыша чтением ценников. Пусть он сравнит, что стоит дороже – скажем, баночка обычных рыбных консервов или икры. А почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле? Поговорите с ребенком на эту тему.

Делаем покупки самостоятельно . Давайте крохе возможность самому покупать, например, хлеб в булочной или мороженое. Малыш так быстрее освоится с деньгами.

Планируем бюджет. Попробуйте вместе с ребенком записывать в течение недели, сколько денег на что тратится. Предложите сначала ребенку подумать, на что идут деньги. Потом расчертите на листе таблицу и схематически, картинками обозначьте категории расходов: еда, одежда, транспорт, здоровье, хозяйство, подарки, развлечения. Пусть малыш постарается определить, какие траты к какой категории относятся. Расскажите, какие еще бывают расходы (плата за квартиру, за детский сад, пожертвования и т. п.). В конце недели подсчитайте расходы по категориям и обозначьте каждый расход в виде столбика. Так ребенку будет понятно, на что вы потратили денег больше всего, на что – меньше.

Много поводов для экономических бесед с ребенком можно отыскать в детских сказках и рассказах. Во время чтения обращайте внимание малыша на профессии людей, которые встречаются на страницах книг. Например, много самых разных профессий показано в сказке Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Постарайтесь донести до ребенка, что каждый человек, вырастая, выбирает себе профессию по душе.
Кроме этого, можно обсудить и то, что герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие нередко стремятся неблаговидными делами получить разные блага для себя. Здесь уместно вспомнить Золушку, Буратино, старуху из сказки о Золотой Рыбке, трудолюбивого поросенка Наф-Нафа и его ленивых братьев, двух сестер из сказки «Госпожа Метелица» и др. Кому из них малыш симпатизирует, а кому – нет?

Игра в магазин

Пожалуй, самая полезная экономическая игра для дошкольников – сюжетно-ролевая игра в магазин. Благодаря ей можно объяснить ребенку многие вещи: что такое деньги и зачем они нужны, откуда деньги берутся, как грамотно их тратить и т. п. Сейчас продается множество аксессуаров для такой игры: бумажные «деньги» (кстати, их могут заменить желуди, листочки и др.), кассовые аппараты, весы, тележки, наборы «товаров». А теперь поиграем.

3–4 года: Малышовый магазин

Чтобы малыш разобрался, как играть, пусть продавцом сначала побудет взрослый. А малыш – покупателем. Он приходит в магазин с «деньгами», например, в виде каштанов, и просит продать ему «вот этого щеночка» или «вон ту конфетку». Продавец называет цену: «Два каштана» (можно и больше, если малыш уже умеет считать до 5 или 10). Ребенок отсчитывает нужное количество «денег» и получает свой товар. Если вы играете с двумя малышами, можно ввести в игру кассира, у которого нужно получить чек в обмен на деньги. Когда малыш освоится с ролью покупателя, пусть попробует быть продавцом. Такая нехитрая игра учит правильно вести себя в разных житейских ситуациях.

Ценники. Прежде чем начать играть, попросите ребенка оценить каждый товар в магазине. Ведь без ценников на товарах невозможна продажа. Используйте в качестве ценников цветные листочки-стикеры. Если ваш маленький математик уже неплохо умеет считать, можно усложнить задачу, ограничив общую сумму, скажем, 50 игровыми рублями. То есть все товары в магазине вместе должны стоить 50 рублей. И, распределяя цены, нужно в эти 50 руб­лей уложиться. Интересно, какие вещи и как ребенок оценит?

Полезные игры для детей

По большому счету, для того чтобы ваш малыш вырос экономически грамотным, вам просто нужно больше с ним разговаривать, рассказывать, пояснять, обсуждать.

Копилка. Обсудите с ребенком, где следует хранить деньги, почему нельзя класть большие суммы в карман и хранить все деньги дома. Расскажите, для чего нужны банковские сбережения. А чтобы понять это на практике, заведите с ребенком копилку. Объясните, что точно так же, как он складывает в нее монетку к монетке, взрослые копят деньги на крупные покупки, будь то бытовая техника или дом. Непременно обсудите с ребенком, на что именно он хочет накопить деньги. Только в этом случае детская копилка имеет смысл: накопил – и потратил, на что хотел. Ребенок должен понимать, что ценность денег не в самих деньгах, а в том, что мы можем за них получить.

Монополия и компания. Сейчас в магазинах можно отыскать немало настольных экономических игр . Самая известная из них – «Монополия». Упрощенная версия вполне подойдет для детей от 5 лет. Играйте всей семьей! В процессе игры у ребенка будет формироваться стратегическое мышление. Полезны и другие игры: «Колонизаторы», «Каркассон», «Поселенцы» и т. п. А с ребятишками помладше можно поиграть в игру «Суперфермер».

Итак, вырастить ребенка экономически грамотным совсем не сложно. Делайте вместе с ним покупки, планируйте семейный бюджет, объясняйте, когда и почему необходимо экономить, обсуждайте те или иные профессии, одним словом, впустите его в свою жизнь. Удачи вам!