Определение понятия профессиональное мастерство. Словарь

УДК 378 Л. А. ФЕДЬКО

МАСТЕРСТВО И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗРЕЛОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

Понятие «профессиональное мастерство» отражает не только высокую степень развития профессиональных умений, но и определенную организацию психических возможностей личности.

Три компонента: профессионализм знаний, общения, самосовершенствования обеспечивают полноценную и эффективную профессиональную деятельность, а следовательно, и мастерство. В статье представлены некоторые компоненты профессионального мастерства специалиста в области международных отношений.

Ключевые слова: мастерство, профессионализм, компетентность, знания, общение, саморазвитие, специалист, область международных отношений.

Mastership and professionalism as the principal indicators of the expert’s development. LUDMILA A. FED’KO (Far Eastern State Technical University, Vladivostok).

The idea of mastership reflects not only high degree of an expert’s professional skills but also a definite organization of a person’s mental abilities. The structure of mastership as a whole has three components: professionalism of knowledge, professionalism of communication and professionalism of self-development. The article presents some components of the mastership of an expert in the sphere of international relations.

Key words: mastership, professionalism, competence, knowledge, communication, self-development, mental abilities, person, expert, sphere of international relations.

Продуктивность трудовой деятельности зависит не только от личностных качеств научно-теоретической подготовки специалиста, но, главное, от его владения профессиональным мастерством. К мастерству надо стремиться в любой деятельности. По мнению И.П. Андриади, мастерство - это искусство, которое выражается в высоком уровне профессионализма, синтезе духовной и интеллектуальной культуры и профессиональной реализации знаний в практической деятельности, а мастер - это специалист, достигший высокого искусства в своем деле .

Исследователи Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Г.И. Ми-халевская и др. считают, что мастерство - это не просто сумма необходимых умений. Это умение решать проблемы способами и методами, подходящими к данным условиям и в данное время. Самое важное в творчестве мастера - то, что он в совершенстве может анализировать, обобщать, а главное - делать выводы из опыта своего и коллег. Мастер предугадывает трудности и стремится их предотвратить. Он видит профессиональные задачи в диалектическом единстве с другими и принимает решения с «дальним прицелом». Обогащает мастерство такт, интуиция, способность к экспромту. Мобильность знаний, гибкость в использовании профессиональных навыков и умений является основанием профессионального творчества .

По мнению Н.В. Кузьминой, можно творить, создавая нечто новое, генерировать идеи, но о творчестве возможно говорить и в том случае, если новое есть отражение новых связей и комбинаций уже известного. В творчестве выражаются ценностные приоритеты специалиста, индивидуальная особенность его интересов. Продуктом творчества являются решения текущих профессиональных задач, рационализаторские предложения, изобретения, служащие развитию как производства, так и самого человека .

Мастерство и профессионализм являются основными показателями зрелости специалиста. Одни исследователи отождествляют эти понятия, считают их синонимами. Другие полагают, что профессионализм - это определенный уровень сформированности мастерства. Третьи ставят его в один ряд с понятиями самообразование и самовоспитание.

Е.А. Климов отмечает, что идею профессионализма нельзя сводить только к представлению о высоком уровне умелости, это не просто некий уровень знаний, умений и результатов деятельности, но и определенная системная организация сознания психики человека, которая включает: свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности), практические и гностические умения, информативность, знания, культуру профессионала, психодинамику .

ФЕДЬКО Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Дальневосточного государственного технического университета, Владивосток.

© ФеДьКО Людмила Александровна, 2008.

Вопросам изучения сущности и особенностей профессионализма в целом посвящены исследования Б.Г. Ананьева, И. Д. Багаевой, А.А. Бодалева, К.М. Гуревича, С.И. Ивановой, Е.А. Климова, В. А. Кедрова, Н.В. Кузьминой, А.И. Крымской, А.К. Марковой, В.С. Мерлина, В. Д. Шадрикова и др.

В структуре профессионального мастерства исследователи выделяют три составляющих его компонента: профессионализм знаний - основание, базис формирования профессионализма в целом, профессионализм общения - готовность и умение использовать систему знаний на практике, установку на будущую деятельность, профессионализм самосовершенствования -компонент, обеспечивающий динамичность, развитие профессионализма будущего специалиста посредством самооценки и оперативного устранения обнаруживаемых личных недостатков и пробелов в знаниях.

Профессия (лат. рт^еББю) определяется как постоянная специальность: род деятельности, занятий, служащий источником существования. В современном обществе это род деятельности, требующий специальных знаний и умений, специального образования. По замечанию Н.В. Кузьминой, сложившаяся профессия - это объективная реальность, связанная с наличием в обществе квалифицированных людей, умеющих продуктивно решать какие-то особые классы задач, рассчитанные на удовлетворение потребностей общества .

Любой специалист действует в условиях профессиональных норм и правил, которые можно рассматривать как систему ограничений и предписаний. В связи с этим каждый специалист находится перед выбором: что в его деятельности главное, а что второстепенное

Соблюдение ли норм и правил, его ли собственная карьера, престиж в глазах начальства, коллег.

Профессиональные нормы (по И.П. Андриади)

Это исторически сложившиеся стандарты профессионального поведения и деятельности, но в то же время они в большей мере отражают историческую действительность, а любая объективная реальность имеет субъективное отражение в сознании конкретного специалиста . А.Н. Леонтьев подчеркивает, что субъект деятельности вполне может понимать объективное положение ситуации, но в его отношение к ней вклиниваются личностные смыслы, которые в конце концов и управляют его поведением (цит. по ).

В психологии термин «личность» обозначает человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности или устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности . Под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость .

Личность вносит свой вклад в развитие и функционирование общества прежде всего выполняя свою профессиональную роль, которую она выбирает самостоятельно, причем каждая профессия предъявляет

свои требования к личности и деятельности специалиста .

Готовность к труду определяется средствами ценностного отношением к нему, развитием способностей, умелостью (или основами профессионального мастерства), целенаправленностью развития .

Для определения уровня профессионализма исследователи предлагают следующие группы критериев.

1. Объективные - насколько человек соответствует требованиям профессии и какой вклад вносит в социальную политику.

2. Субъективные - насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям; удовлетворенность своим трудом.

3. Результативные - достигает ли человек результатов, необходимых сегодня обществу.

4. Профессиональные - использует ли человек социально приемлемые способы, приемы, технологии.

5. Нормативные - усвоил ли человек нормы, правила, эталоны профессии и умеет ли мастерски воспроизводить их на высоком уровне.

6. Индивидуально-вариативные - стремится ли человек индивидуализировать свой труд, реализовать в нем личные потребности, проявить самобытность, развить себя средствами профессии.

7. Наличного уровня - достиг ли человек достаточно высокого уровня профессионализма.

8. Прогностические - имеет и ищет ли человек перспективы роста, зону ближайшего профессионального развития.

9. Профессиональной обучаемости - готов ли человек к принятию опыта других людей, проявляет ли профессиональную открытость.

10. Творческие - стремится ли человек выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить профессию личным творческим вкладом.

11. Социальной активности и конкурентоспособности - умеет ли человек заинтересовать общество результатами своего труда, привлечь внимание к насущным потребностям профессии, сохраняя при этом внутренний контроль с поиском причин низкой эффективности внутри самой профессии и деятельности.

12. Профессиональной приверженности - умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее специфический неповторимый вклад в общество.

13. Качественные и количественные - для всякого специалиста важна оценка его профессионализма по обоим показателям для сопоставления, сравнения .

Мастерство как искусство создавать и воплощать результаты профессионального и жизненного опыта, преломленное через неповторимость творческой индивидуальности, отражается в профессионализме, основой которого является компетентность. Согласно словарю С. И. Ожегова, это понятие определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области» . Эти свойства позволяют личности продуктивно решать профессиональные задачи.

Рассматривая структуру профессионального мастерства, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова,

Мастерство и профессионализм как основные показатели.

Л.А. ФЕДЬКО

Г.И. Хозяинов и др. особое значение придают общим и профессиональным знаниям. Причем вторые, по их мнению, предполагают знания общие и специфические. Общие профессиональные знания, умения и навыки -это умения специалиста анализировать ситуацию, конструировать и организовывать свою деятельность. Однако по мнению Н.В. Кузьминой, способность к анализу, синтезу, абстракции, обобщению, переносу, т.е. профессиональному мышлению, нужны в любой деятельности

Профессиональной и непрофессиональной.

Профессиональное мышление состоит в умении применять специальные знания при решении профессиональной задачи в новой ситуации. Это невозможно без развитой коммуникативной компетентности, эрудированности и знания требований, предъявляемых к специалисту государством и обществом, знания цели своей деятельности, путей и средств ее достижения, методов исследования, технологии их применения.

Производственный процесс осуществляют люди, одновременно решающие многочисленные технические, технологические, организационные задачи. Поэтому совершенствовать их деятельность можно только обучая профессионализму мышления и антиципации.

Мышление и речь под влиянием овладения теорией профессиональной деятельности и применения ее на практике, при решении профессиональных задач приобретают профессиональную направленность .

В целостной системе деятельности современного специалиста существенную роль играет профессионализм общения, являющийся основой эффективного взаимодействия и достижения общей цели. Многие исследователи рассматривают общение как информационный процесс. Л.С. Выготский подчеркивает, что понимание речи человеком «есть нечто большее, чем выполнение реакции по звуковому сигналу и представляет собой не примитивную реакцию, а активную форму проявления личности» .

В субъект-субъектной схеме межличностного общения справедливо отмечается взаимная активность его участников. Но далеко не каждый субъект видит в другом партнера, а не объект, который можно «с пользой» применить для достижения своих целей .

Различные подходы к определению структуры общения выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны общения. Коммуникативная представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. Содержание, заключенное в сообщении, несет в себе не только ценности и эмоции, но и субъективизированные знания. Интерактивная состоит в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания .

Полноценная и эффективная профессиональная деятельность, а следовательно, профессиональное мастерство невозможны без взаимопонимания с окружающими, которое основывается на расположении,

своеобразной «повернутости» к людям. Искренность и доброжелательность - залог успешного общения, а техника и приемы взаимодействия позволяют быть лучше понятыми.

В настоящее время перед высшей школой России -важнейшим звеном системы народного образования -стоит актуальная задача совершенствования подготовки специалистов высшей квалификации, способных на высоком уровне реализовать поставленные перед ними профессиональные задачи и отвечать за результаты их решения. К их числу относят и специалистов в области международных отношений. Анализ специальной литературы позволяет отметить, что их деятельность полифункциональна и специфична: она осуществляется в иноязычной среде и предъявляет повышенные требования к личностным свойствам. Специалист в области международных отношений - это человек, обладающий совокупностью мировоззренческих свойств личности, интеллектуально-мыслительных и психологических знаний, которые определяются понятием «дипломатия» и отражаются в его профессиональной деятельности.

Дипломатия - это средство проведения внешней политики государства, представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач: официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций и международных конференций по осуществлению целей и задач внешней политики, защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей. С понятием «дипломатия» связывают искусство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, поиск компромиссов и взаимно приемлемых решений, а также расширение международного сотрудничества .

Личность специалиста в области международных отношений была и остается одной из важных переменных при анализе внешней политики. Дипломат должен обладать авторитетом, который дает силу, проистекающую из его личностных качеств. Влияние личности политика на принятие решений опосредуется рядом обстоятельств и оказывается более выраженным не в обыденной, а в экстраординарной или кризисной ситуации.

В структуре такой личности исследователи выделяют следующие группы свойств:

Мировоззренческие, к которым относятся отношения к общепризнанным социальным ценностям; правовое сознание, включая отношение к праву, закону, государству; этические и моральные нормативы, в том числе чувство верности, чести, собственного достоинства;

Интеллектуально-мыслительные - общие профессиональные знания, способность решать типовые и нестандартные мыслительные задачи, обучаемость, наблюдательность, умение сконцентрироваться на

предмете познания, воспринимать информацию в процессе коммуникации и т.д.;

Психологические: развитость воли, отношение комфортности и нонкомфортности, психологическая восприимчивость (эмпатия), коммуникативность, самооценка, терпение и т.д.

Разрабатывая модель современного специалиста,

A.Е. Жалинский, В. Л. Исраэлян и др. исследователи включают общие и специфические (специализированные) требования и показатели:

Политическая зрелость, принципиальность, правильное понимание своего общественного и государственного долга;

Высокая общая культура, всесторонняя духовная и интеллектуальная развитость;

Высокий, притом «специализированный», нравственный уровень - подчинение профессиональной деятельности ряду этических норм, таких как честность, уважительное отношение к людям, внимание к ним и т. д.;

Надлежащая общая профессиональная культура, развитое профессиональное мышление;

Глубокое знание международного права и практика его применения;

Общепрофессиональные практические навыки -умения (навыки исследования фактов, нахождения, толкования и составления нормативных документов, устных выступлений по профессиональным вопросам и т.д.);

Общекоммуникативные и организационные качества, навыки работы с людьми, знание их психологии;

Навыки научно-исследовательской работы;

Качества общественного деятеля, в частности, навыки публичных выступлений .

Специалист данного профиля, как подчеркивает

B. Л. Исраэлян, должен быть отличным психологом, который может просчитывать действия. Немаловажную роль играют его аналитические способности. Обладая гибким умом, каждую конкретную ситуацию специалист в области международных отношений должен пропустить через «сердце и душу», интуитивно предугадывать возможные результаты, находить подход ко всем людям, уметь их убеждать .

Я. Нергеш, В.И. Попов и др. отмечают, что иногда истоки конфликта лежат не в сфере реальности, а в восприятии его участников. Подозрения, основанные на традиционном недоверии и предубеждениях, заставляют участников конфликта воспринимать действия друг друга как угрозу, даже когда это не так. Часто случается, стороны неверно считают, что их цели несовместны. В такой ситуации путь к разрешению проблемы - разъяснение цели и намерений сторон. Стратегия разрешения конфликта направлена прежде всего на изменение политики конфликтующих сторон по отношению к друг другу и лежащего в ее основе восприятия . Именно поэтому в целостной системе профессионализма деятельности специалиста в области международных отношений существенную роль играет профессионализм общения.

Итак, понятия «мастерство» и «профессионализм» взаимосвязаны. Слагаемые мастерства - профессионализм знаний, общения, самосовершенствования. Профессиональное мастерство как свойство личности отражает ее духовно-нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению социально-культурных ценностей общества.

Профессиональное мастерство специалиста в области международных отношений - это совокупность мировоззренческих свойств личности, интеллектуально-мыслительных и психологических знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешность и оптимальный результат во внешнеполитической стратегии, тактике, соответствующих дипломатических актах, взаимном обмене информацией, подготовке и заключении договоров, мирном разрешении спорных вопросов и конфликтов, возникающих между государствами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М.: Академия, 1999. 160 с.

3. Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики: учеб. пособие / Н.А. Ломагин, В.Е. Кузнецов, А. В. Лисовский и др. СПб.: Сентябрь, 2001. 166 с.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблема психологического развития ребенка / под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. М.: АПН РСФСР, 1956. 519 с.

5. Жалинский А.Е. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность: учеб. пособие. М.: БЕК, 1997. 330 с.

6. Исраэлян В.Л. Дипломаты лицом к лицу. М., 1990. 351 с.

7. Климов Е.А. Психология профессионала. Москва: Инт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 400 с.

8. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк., 1989. 168 с.

9. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. 117 с.

10. Ломов В.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 443 с.

11. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

12. Методические и методологические проблемы. Вып. 5. СПб.: СПб. акмеологическая академия, 2000. 316 с.

13. Михалевская Г.И. Основы профессиональной педагогической грамотности. СПб.: ЭГО, 2001. 292 с.

14. Нергеш Я. Поле битвы - стол переговоров. М.: Между-нар. отношения, 1989. 264 с.

15. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1994. 907 с.

16. Попов В. И. Современная дипломатия: теория и практика: курс лекций. Ч. 1. Дипломатия - наука и искусство / ДА МИД РФ. М.: Науч. книга, 2000. 576 с.

17. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Б. Мещерякова. М.: Педагогика, 1999. 440 с.

18. Психология, акмеология, педагогика - образовательной практике / под ред. А.А. Крылова, В. А. Якунина. СПб.: Изд-во СПб. ун-та. 2001. 264 с.

КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»

педагогов ДО

Шемонаихинского района

Подготовила

завуч по УМР

Росина Е.А.

01.11.2016

Шемонаиха

Профессиональное мастерство учителя и его роль в формировании конкурентоспособной личности

Доклад на районном семинаре-практикуме

педагогов ДО

Шемонаихинского района

подготовила завуч по УМР

Росина Е.А.

Профессиональное мастерство – это высокая и постоянно совершенствуемая степень овладения определенным видом профессиональной деятельности; характеризуется качеством выполнения работы, высокой производительностью труда, профессиональной самостоятельностью, культурой труда и творческим отношением к труду.

На современном этапе развития общества, в частности, системы образования, проблема педагогического мастерства является наиболее актуальной. Сегодня педагогу необходимо быть мобильным, уметь подстраиваться под постоянно меняющиеся условия профессионально-педагогической деятельности в рамках реформирования образования. В этом случае уместно говорить о мастерстве педагога в решении основных профессионально-педагогических задач. Педагогическое мастерство - достаточно сложное понятие. Оно включает в себя множество компонентов. Русский психолог А. А. Бодалев определяет педагогическое мастерство через такое понятие, как «педагогическое воображение». Оно, по мнению ученого, заключается в умении учителя поставить себя на место ученика и в соответствии с этим строить свою работу.

По мнению А.С. Макаренко, педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства. Он утверждал, что сами воспитанники ценят учителя и считают его мастером своего дела, если видят и чувствуют, что он уверенно использует свои разнообразные знания и умения.

Овладение профессиональным мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Профессиональное педагогическое мастерство - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя. Учителя-мастера выгодно отличает от других прежде всего характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив. Так, при разработке урока по конкретной теме мастера имеют в виду всю систему знаний ученика и тот результат, который они хотят получить через несколько лет. Многие учителя наибольшие трудности испытывают в организаторской и коммуникативной деятельности, но эти трудности как бы запрограммированы неумением предвидеть возможные затруднения и предотвратить их системой мер. Конечная цель у такого учителя обычно теряется в суматохе повседневности, поэтому проектирование осуществляется с учетом только ближайших перспектив. Итак, получается, что главная причина трудностей в осуществлении организаторской и коммуникативной деятельности - недостатки в развитии конструктивных умений, в частности прогностических. Коренным отличием в структуре знаний рядовых учителей и мастеров является постоянно совершенствующееся знание психологии детей и умелое применение методики благодаря этому знанию. В.А.Сухомлинский писал: "Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы".

В XXI веке возникает необходимость подготовки конкурентоспособной личности, то есть человека, обладающего универсальными знаниями, которые помогут ему самостоятельно критически и творчески мыслить, вырабатывать убеждения и защищать их, независимо от избранной им профессии, уверенно вступать в социальные отнашения, грамотно вести хозяйство, добиваясь высоких результатов при минимальных затратах времени и средств, способного к самосовершенствованию, самоизменению, активной адаптации на рынке труда.

Конкуренция как качество личности – склонность соперничать, бороться с кем-либо за достижение лучших результатов, большей выгоды, преимуществ.

Однажды две лягушки попали в кувшин с молоком. Одна склеила лапки и потонула, а другая барахтлась и сбила кусочек масла. И не стала утопать, а села на него и выпрыгнула. Потом всё в тот же самый несчастливый кувшин опять упали лягушки. Эта пара лягушек, правда, друг друга терпеть не могла. До такой степени, что, оказавшись в кувшине, они тут же начали толкаться, а потом сцепились по-настоящему. И тем самым довольно быстро сбили здоровенный кусок масла. Правда, по ходу дела утонуло несколько мелких лягушат, случайно оказавшихся в том же кувшине – но кто их считает? А те две лягушки, вылезши на масло, продолжали потасовку, и в конце концов одна вышвырнула другую из кувшина, а потом и сама выпрыгнула, чтобы окончательно расправиться с мерзавкой. Кувшин от таких потрясений упал на бок и разбился. Тут лягушки, посмотрев на блестящее масло и прикинув все обстоятельства, решили отложить разборку до лучших времён. Взяли масло, утащили, и продали по хорошей цене.

Так лягушки разбогатели, вышли в Жабы и накупили себе бриллиантовых бородавок. Когда же их спрашивали, как это они так поднялись, обе Жабы говорили – “Конкуренция! О, эта живительная конкуренция!” Злые языки, разумеется, говорили о “сговоре”, “взаимном пиаре” и так далее. Чего только не говорили злые языки. Но жабы только ухмылялись – они-то знали правду. Что никакого сговора не было, взаимного пиара тоже, а только одна чистая злость. Ну и жадность, которая её вовремя победила. И только оставшись наедине, зыркали друг на друга с ненавистью в очах и каждая думала про другую: “Всё это, конечно, хорошо… Но как жаль, что я тогда не утопила эту гадину…”

Есть многочисленный отряд людей, которые не могут жить без конкуренции. Бетт Дэвис рассказывает: «Я всегда хотела выигрывать. Даже когда пекла печенье. Мое печенье обязательно должно было стать лучшим из когда-либо приготовленных».

Когда конкуренция становится проявленным качеством личности, это означает, что человек всецело находится под влиянием энергии страсти, а в тяжелых случаях – энергии невежества и деградации. Конкуренция – объективная реальность общества, живущего по законам страсти. Никто её не в силах отменить, да и не нужно это делать. От духа конкуренции, её огня не спрятаться, не скрыться. И не нужно от него бежать, как черт от ладана. Но и не нужно совать в него голову, не нужно культивировать в себе конкуренцию. Том Питерс писал: «Не надо участвовать в забеге с конкурентами. Надо ставить свой забег и бежать в одиночку». Конкурируй только с собой!

Весомым показателем эффективности процесса воспитания является уровень личностного и профессионального саморазвития педагога, его уровень конкурентоспособности, так как только конкурентоспособный учитель может воспитать конкурентоспособного ученика. С моей точки зрения необходимы:

    Саморазвитие педагога как воспитателя-исследователя,

    Построение общения с детьми на гуманистических принципах.

    Конструктивное самоизменение на личностном уровне (развитие культурного, нравственного, творческого, психологического потенциалов педагога)

    Совершенствование профессионального мастерства

    Освоение современных образовательных технологий и т.д.

    Повышение воспитывающего потенциала уроков и всех видов внеурочной деятельности как средства развития конкурентоспособности учащегося.

В рамках решения этих проблем в нашей школе искусств второй год идет изучение метапредметной технологии обучения, организуются проектные и исследовательские работы уч-ся, были проведены педагогический совет и открытые уроки, совершенствуется анализ урока, выявлены современные приоритеты в работе (в частности с этого года мы ввели такую форму принятия к/у как собеседование).

Работать надо не 12 часов, а головой.

Инновационная деятельность учителя - социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выход за пределы нормативной деятельности.

Акмеология - наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.

На современном этапе развития общества, в частности, системы образования, проблема педагогического мастерства является наиболее актуальной. Сегодня педагогу необходимо быть мобильным, уметь подстраиваться под постоянно меняющиеся условия профессионально-педагогической деятельности в рамках реформирования образования. В этом случае уместно говорить о мастерстве педагога в решении основных профессионально-педагогических задач. Педагогическое мастерство - достаточно сложное понятие. Оно включает в себя множество компонентов. Русский психолог А. А. Бодалев определяет педагогическое мастерство через такое понятие, как «педагогическое воображение». Оно, по мнению ученого, заключается в умении учителя поставить себя на место ученика и в соответствии с этим строить свою работу . В педагогической науке большое внимание уделяется научной основе мастерства учителя. Так, ученые-педагоги А. С. Макаренко, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин видят основу педагогического мастерства в умении учителя применять научные теоретические знания в своей практической деятельности, иными словами, - способность использовать свои знания в решении педагогических задач. Исходя из этого, можно утверждать, что в список требований к учителю-мастеру входят не только его практические умения, но и достаточно объемный запас специальных знаний. Следовательно, чтобы умело соединить научную теорию с практикой, педагогу необходимо в совершенстве владеть навыками теоретического мышления. Известный советский педагог А. С. Макаренко основу педагогического мастерства видел в знании педагогом своего дела. Он утверждал, что сами воспитанники ценят учителя и считают его мастером своего дела, если видят и чувствуют, что он уверенно использует свои разнообразные знания и умения. А. С. Макаренко был уверен, что учитель, не владеющий основами педагогического мастерства, не способен решить педагогические задачи: «Я на опыте пришёл к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации» . Педагогическое мастерство представляет собой гармоничное сочетание знаний и умений учителя. В педагогике есть несколько точек зрения, рассматривающих мастерство педагога с данной позиции. Автор большого количества работ в области педагогики В. А. Сластенин классифицирует умения педагога, связанные, прежде всего, с синтезом теории и практической деятельности, следующим образом: - Умение соотносить теоретическое содержание учебного процесса с конкретными педагогическими задачами, которые необходимо решить педагогу в процессе своей профессиональной деятельности. - Умение применять на практике имеющиеся знания, приводя тем самым в последовательное движение весь педагогический процесс. - Умение понимать сложные взаимосвязи компонентов педагогического процесса . Таким образом, в процессе решения профессиональных задач проявляются ключевые, базовые и специальные компетенции педагога, которые в своей совокупности составляют профессиональную компетентность, под которой принято понимать «специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия» . Рассматривая вопросы профессионального мастерства в педагогической деятельности, ученые-педагоги предложили такое понятие, как «педагогическая техника», которое определяется как совокупность знаний, умений и навыков учителя, с помощью которых он организует комплексную работу с детьми. В понятие «педагогическая техника» входит не только теоретическая база современного учителя и его опыт практической работы, но и движения, жесты, мимика, а также интонация. По мнению ученых, педагогическая техника, позволяет учителю дать учащимся образец социального поведения, дисциплинирует. Например, доктор педагогических наук Ю. П. Азаров отмечал успешность реализации педагогической техники именно во взаимодействии с воспитанниками. Он считал такой путь работы с детьми экономным (с точки зрения времени) и наиболее эффективным . Кроме того, педагогическое мастерство зависит и от гражданской позиции учителя, его личностных и деловых качеств, сформированности профессионального самосознания и профессионально-ценностного отношения к себе как представителю педагогической профессии. Профессионально-ценностное самоотношение педагога определяет его отношение к себе в профессиональной деятельности, а именно к процессу своего профессионального становления и самореализации в пространстве и во времени профессиональной деятельности, воссоздающей путем интеграции различных аспектов своего «Я» в профессии (Я-действующее, Я-взаимодействующее, Я-живой организм, Я-существующее, Я-осуществляющееся), переходящих в целостный образ «Я-профессиональное» .

Таким образом, можно определить основные компоненты мастерства педагога, необходимые ему для решения профессионально-педагогических задач:

1. Профессионально-педагогическая компетентность педагога.

2. Владение педагогической техникой.

3. Высокий уровень общей и педагогической культуры.

4. Гуманистическая направленность деятельности (идеалы, интересы, ценности, гуманистические отношения).

5. Профессиональные качества (любовь к детям, интеллигентность, ответственность и т. д.).

6. Сформированность профессионального самосознания и самоотношения. 7. Творческие педагогические способности.

В настоящее время в педагогической практике большое внимание уделяется последнему компоненту педагогического мастерства, так как именно он помогает учителю применять свои умения в постоянно меняющихся условиях. Творческая деятельность педагога предполагает гибкость мышления, способность к прогнозированию, генерированию идей, рефлексии, стремление к совершенствованию. В основе своей деятельность педагога эвристична, направлена на решение профессионально-педагогических задач. По мнению ученых В. А. Кан-Калика и Н. Д. Никандрова, в творческом процессе педагога одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи. Прежде всего, это должна быть общая педагогическая задача всей деятельности учителя, которая, в конечном счете, определяет и все детали творческого процесса, выступая как его общая концепция. Затем должна осмысливаться этапная педагогическая задача, связанная с конкретным этапом педагогической деятельности в учебной или воспитательной сфере. Наконец, в каждом микроэлементе педагогического процесса должны осмысливаться постоянно возникающие ситуативные (частные) педагогические задачи . Вопросы педагогического мастерства в решении педагогических задач рассматривали в своих трудах такие известные педагоги, как В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, О. К. Тихомиров, А. Н. Леонтьев и др. Исследователь общепедагогических умений учителя Л. Ф. Спирин считает понятия «педагогическое мастерство» и «педагогическая задача» неразделимыми. Исследователь утверждает, что «…дорога к профессиональному мастерству решения педагогических задач - непростая. Чем выше ступеньки умений, тем больше в личной умелости каждого учителя научного знания, на основе которого находятся оптимальные (или близкие к ним) решения» . Педагогическая задача - это неотъемлемая часть, фундамент, двигатель всего педагогического процесса. Исследуя педагогическое мастерство в решении педагогических задач, мы использовали следующее определение задачи Б. Ф. Спирина и М. Л. Фрумкина: задача - это «…результат осознания субъектом деятельности, цели деятельности, условий деятельности и проблемы деятельности (проблемы задачи)» . В трудах В. А. Сластенина мы находим следующее определение педагогической задачи: «Под педагогической задачей… следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в неё целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности» . Таким образом, педагогическое мастерство заключается в поиске наиболее эффективного решения среди существующих, рациональном анализе и отборе решений. Ещё одним важнейшим аспектом педагогического мастерства является способность учителя привлечь к решению задачи самих воспитанников. Советский психолог С. Г. Костюк, например, оценивал успешность решения педагогических задач во многом с позиций активного участия учеников в деятельности, руководимой учителем . Следовательно, решение педагогической задачи осуществляется не только учителем, но и его подопечными (организующая роль учителя и определяет его мастерство). В педагогике существует несколько классификаций педагогических задач. Нас интересует классификация, основанная на педагогических целях. В соответствии с этим, педагогические задачи делятся на: - стратегические (достаточно стандартные задачи, решаемые большинством педагогов ежедневно); - тактические (вытекают из стратегических, представляют собой часть решения стратегических задач); - оперативные (возникают внезапно, в определенный, отдельно взятый, момент деятельности учителя). Эффективность деятельности педагога определяется, прежде всего, тем, каким образом у него получается соотнести решения разных типов задач в комплексе. Особый интерес здесь вызывают оперативные педагогические задачи, так как они чаще всего носят внезапный характер и требуют от педагога высокого уровня развития теоретического и творческого мышления, сообразительности, быстрой реакции, а также немедленного принятия мер. Как правило, при высоком уровне профессионализма педагог может иметь в своем арсенале набор способов решения задач и уметь применить его к соответствующей педагогической ситуации. Важно заметить, что для одной и той же педагогической задачи всегда может быть найдено не одно, а множество решений (нормативных способов) в зависимости от личной и профессиональной «Я-концепции» педагога. Мастерство в решении разнообразных педагогических задач разного класса и уровня сложности зависит и от понимания и учета учителем индивидуальных психологических и возрастных особенностей детей. Если начинающий и неопытный учитель, как правило, при решении педагогической задачи намечает много способов ее решения, то достаточно опытный педагог, мастер не перебирает готовые варианты, а намечает реальную программу действий каждый раз заново, исходя из конкретных условий. Таким образом, профессиональное мастерство учителя, главным образом, состоит в его умении максимально использовать свои творческие и теоретические возможности для наиболее успешного воспитания и образования учащихся. Оценить уровень педагогического мастерства можно по результатам, представляющим собой изменения, произошедшие не только с самими воспитанниками, но и в отношениях между ними.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Первухина Е. В. Мастерство педагога в решении профессионально-педагогических задач // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 562-564.

Осуществление педагогической деятельности на низком или среднем уровне при наличии основ педагогического мастерства явление нередкое. Показатели ПМ должны отражать уровень осуществления педагогической деятельности и ее результаты, а не то, что является исходным для этого уровня, его основы.

Основы ПМ, реализуемые в деятельности, это уже проявление профессионализма. Но судить о его уровне можно по тому, как решаются педагогические задачи и в конечном счете какие результаты будут достигнуты.

Каким же образом можно определить уровень профессионального мастерства?

Определение уровня педагогического мастерства продолжает оставаться недостаточно разработанной проблемой, хотя и появились довольно интересные подходы к ее разработке.

В зависимости от результатов можно выделить четыре уровня мастерства:

1) репродуктивный (педагог умеет пересказать другим то, что знает сам, и так, как знает сам);

2) адаптивный (педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело);

3) локально моделирующий (педагог умеет не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам);

4) системно моделирующий знания (педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующую систему знаний по своему предмету).

Определение уровня педагогического мастерства невозможно без установления его показателей и формулировки критериев.

По показателям педагогического мастерства можно судить об его уровне. Не разработанность многих вопросов приводит к тому, что преподаватели включают в показатели педагогического мастерства все, что каким-то образом связано с ним и оказывает влияние на повышение эффективности обучения, на его результативность и положительное воздействие на обучающихся. И сюда попадают и собственно показатели педагогического мастерства, и его основы и критерии, и условия успешности обучения и т. д.

Критерии педагогического мастерства – это такие отличительные его признаки, которые могут быть использованы как мерило оценки педагогического мастерства.

С чем должны быть связаны критерии обучающей деятельности педагога? Видимо, с самыми главными компонентами учебного процесса, т. е. с компонентами дидактического базиса.

Задача заключается в том, чтобы выделить наиболее существенное, что отражается в обучающей деятельности педагога в связи с каждым компонентом дидактического базиса. Это существенное и будет тем отличительным признаком, который можно использовать как одно из мерил оценки мастерства педагога. Очень важно, что в совокупности эти критерии позволяют осуществить всестороннюю оценку обучающей деятельности педагога.

Таким образом, перечисленные критерии являются необходимыми и в то же время достаточными, чтобы определить уровень обучающей деятельности педагога.

В предлагаемой системе выделяется пять критериев обучающей деятельности педагога. Оценка по 10-балльной шкале каждого из них дает пять показателей, которые могут быть объединены в обобщенный функциональный показатель педагогического мастерства.

Комплексный показатель мастерства педагога в обучении охватывает обобщенный функциональный показатель и обобщенный результативно-личностный показатель.

Обобщенный функциональный показатель представляет собой сумму баллов по пяти критериям: владение содержанием и дидактическая его организация; организация и осуществление деятельности педагога; организация деятельности учащихся; стимулирование и мотивация личности учащегося; структурно-композиционное построение учебного занятия.

Оценка по каждому критерию производится по 10-балльной шкале. Раскроем названные критерии через первичные признаки.

I. Владение содержанием и дидактическая его организация:

1. Владение содержанием образования (знание содержания и применение его на практике).

2. Научность содержания, его новизна и использование результатов своих исследований.

3. Доступность содержания.

4. Развивающий и воспитывающий характер содержания.

5. Отбор оптимального по объему содержания и выделение в нем главного, существенного.

6. Опора на известное (актуализация прежних знаний), связь нового материала с ранее изученным.

7. Установление внутрипредметных и межпредметных связей.

8. Сочетание абстрактного и конкретного в содержании.

9. Разнообразие средств передачи содержания.

10. Ориентация содержания на формирование системы знаний, умений, навыков.

11. Организация и осуществление обучающей деятельности педагога:

1. Владение всеми видами обучающей деятельности и их сочетание.

2. Ориентация обучающей деятельности педагога на организацию познавательной деятельности обучаемых.

3. Проявление конструктивных, гностических, организационных и коммуникативных умений.

4. Педагогическая техника (речь, жесты, установление контакта с аудиторией, форма и структура предъявления информации, техника применения средств обучения, умение рассредоточить внимание на всю аудиторию, внимание к отвечающему, умение выслушать и т. д.).

5. Научная организация педагогического труда.

6. Выбор оптимальных форм, методов, средств обучения и характера руководства учебной работой обучающихся на каждом этапе учебного занятия.

7. Педагогический такт. Умение владеть собой, своим настроением.

8. Умение осуществлять перестройку своей деятельности. Импровизация.

9. Творческое отношение к деятельности. Творческое использование опыта преподавателей. Собственные педагогические находки.

10. Использование в педагогической деятельности личностных качеств и возможностей. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

III. Организация учебной деятельности обучаемых:

1. Четкая формулировка цели, постановка задач и доведение их до обучаемых.

2. Построение обучения как системы организации учебной деятельности обучаемых на разных этапах учебного занятия. Выбор наиболее рациональных видов деятельности обучаемых по овладению учебным материалом.

3. Выбор методов учения в соответствии с поставленными задачами, содержанием и возможностями обучаемых.

4. Система организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, формирование познавательной самостоятельности.

5. Учет индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых. Индивидуализация и дифференциация в организации учебной деятельности.

6. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности обучающихся.

7. Обучение приемам познавательной деятельности. Воспитание культуры труда обучающихся.

8. Разнообразие средств организации учебной деятельности.

9. Учет трудностей, встречающихся при усвоении содержания, и дидактическая подготовленность к их преодолению.

10. Оперативная корректировка учебной деятельности.

IV. Педагогическое стимулирование и мотивация учебной деятельности обучаемых:

1. Использование возможностей педагогического воздействия на личность обучаемого компонентов учебного процесса (личности педагога, содержания образования, форм, методов, средств обучения).

2. Формирование мотивов учения.

3. Применение методов стимулирования учебной деятельности (педагогическое требование, поощрение, наказание, соревнование, общественное мнение).

4. Формирование познавательного интереса.

5. Сочетание контроля и самоконтроля в процессе обучения как стимулирующего воздействия.

6. Сочетание требовательности и уважения к личности обучаемого. Опора на положительные качества и особенности обучаемого.

7. Микроклимат. Взаимоотношения педагога с обучаемыми, стиль общения и руководства в процессе обучения.

8. Формирование долга и ответственности в учении.

9. Воспитание творческого отношения к учебному труду.

10. Профессиональная ориентация и формирование профессиональной направленности личности в обучении.

V. Структурно-композиционное построение учебного занятия: 1. Выполнение основных функций педагогом в процессе обучения (комплексное решение задач образования, воспитания и развития).

8. Выбор наиболее целесообразной структуры учебного занятия в соответствии с решаемыми задачами и особенностями учебного материала.

3. Целенаправленная взаимосвязь и взаимодействие основных компонентов учебного процесса (педагог – обучаемые – содержание).

4. Выбор средств осуществления педагогической коммуникации (формы, методы, средства обучения, методы педагогического стимулирования и мотивации). Целесообразность их использования в соответствии с поставленной целью и содержанием учебного занятия.

5. Четкость, логичность перехода от этапа к этапу, соединение звеньев учебного процесса между собой.

6. Рациональное распределение времени между этапами учебного занятия. Выбор подходящего темпа обучения, устранение непроизводительных затрат времени.

7. Оперативная корректировка учебного занятия.

8. Повышение информативности обучения (увеличение объема знаний, усваиваемых за одно и то же время).

9. Создание оптимальных условий для обучения.

10. Подведение итогов учебного занятия и ориентация на осуществление самостоятельной работы.

Критерии обучающей деятельности позволяют оценить функциональный аспект деятельности педагога в обучении.

Обобщенный результативно-личностный показатель связан с результатами профессиональной деятельности, относящимися как к учащимся, так и к педагогу. Он охватывает успешность обучения; комплексное решение задач образования, воспитания и развития учащихся; степень перевода обучаемого с уровня «объект обучения и воспитания» на уровень «субъект обучения и воспитания»; совершенствование своей профессиональной деятельности; профессионально-педагогическую и социальную значимость личности педагога.

Подробное раскрытие этих критериев через первичные показатели и их оценка приводятся ниже:

1. Успешность обучения:

формирует у учащихся интерес к своему предмету; добивается прочных и глубоких знаний; формирует прочные навыки и умения; учит применять знания, навыки, умения; формирует систему знания, навыков, умений.

2. Комплексное решение задач образования, воспитания развития обучаемых:

учит преодолевать трудности, проявлять настойчивость и волевые усилия в решении задач образования, воспитания, развития;

формирует научное мировоззрение;

формирует коллектив и личностные качества обучаемых;

развивает способности и воспитывает творческое отношение к учебному труду;

формирует ответственность за результаты учебной деятельности и поведение.

3. Степень перевода обучаемого с уровня «объект обучения и воспитания» на уровень «субъект обучения и воспитания»:

обучает приемам учебной деятельности;

формирует познавательную самостоятельность;

формирует мотивы обучения;

прививает умения и навыки самообразования и самовоспитания;

формирует активную жизненную позицию и потребность в самовоспитании и самообразовании.

4. Совершенствование профессиональной деятельности: постоянно совершенствует знания, навыки, умения; постоянно ведет поиск нового в работе, проявляет творчество; изучает опыт других педагогов;

анализирует и обобщает личный опыт работы; ответственно относится к деятельности и ее результатам.

5. Профессионально-педагогическая и социальная значимость личности педагога:

сформированность профессионально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций и отношений;

активно участвует в общественной работе;

опыт данного педагога используется другими.

При оценке результатов профессиональной деятельности педагога могут быть использованы такие баллы: 2 – выражено ярко, 1 – имеет место, 0 – отсутствует.

Результативно-личностные показатели также связаны с основными компонентами учебного процесса. С обучаемыми, их учебной деятельностью и системно-структурным объединением компонентов связаны: успешность обучения, комплексное решение задач образования, воспитания, развития обучаемых, степень перевода обучаемого с уровня «объект обучения и воспитания» на уровень «субъект обучения и воспитания».

Таким образом, эти результативно-личностные показатели охватывают все компоненты дидактического базиса, а через них может быть и прослежена взаимосвязь со всеми компонентами дидактической надстройки. Они являются отражением влияния всех компонентов учебного процесса на конечный результат профессиональной деятельности педагога.

Гностические и рефлексивные.

Уровни педагогического мастерства

Уровни педагогического мастерства являются продолжением уровней работы учителя.

2. Адаптивный (низкий).

3. Локально-моделирующий (средний, достаточный). Этот уровень характеризуется высоким качеством в отдельных направлениях учебно-воспитательной работа с обучающимися.

4. Системно-моделирующие (высший). Это проявление творческого отношения ко всем видам деятельности, осуществление научного поиска путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Компоненты педагогического мастерства отражают взгляд на профессиональную деятельность с точки зрения умений, необходимых для исполнения профессиональных функций.

Исследователи под умением понимают возможность эффективно выполнять систему действий в соответствии с целями и условиями ее осуществления.

Выделяются следующие группы умений, которые образуют компоненты педагогического мастерства :

1. Проектировочные;

2. Конструктивный;

3. Организаторские;

4. Коммуникативные;

Можно выделить несколько уровней владения мастерством. Задача педагогического вуза — помочь студенту овладеть основами мастерства как начальным уровнем его профессиональной подготовки: сформировать направленность, дать знание, развить способности, вооружить техникой.

Критериями мастерства педагога могут выступать:

  • целесообразность (по направленности);
  • продуктивность (по результату — уровню знаний, воспитанности учащихся);
  • оптимальность (в выборе средств);
  • творчество (по содержанию деятельности).

Структура педагогического мастерства — способности к педагогической деятельности. Они указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности. Анализ педагогических способностей отражен в целом ряде исследований.

Нам важно отобрать ведущие способности, без которых учитель как мастер своего дела не состоится. Если говорить о генеральной способности, объединяющей все ведущие, то она, с нашей точки зрения, наиболее точно определена Н.В. Кузьминой: это чувствительность к объекту — растущему человеку, формируемой личности. Опираясь на исследования названных авторов и других, можно вычленить следующие шесть ведущих способностей личности к педагогической деятельности:

  • коммуникативность, включающая расположенность к людям, доброжелательность, общительность;
  • перцептивные способности — профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;
  • динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению;
  • эмоциональная устойчивость — способность владеть собой;
  • перевод технических текстов;
  • оптимистическое прогнозирование;
  • креативность — способность к творчеству.

Способности к педагогической деятельности, как и к другой, можно обнаружить в том, как быстро идет профессиональное обучение, насколько глубоко и прочно будущий педагог овладевает приемами и способами педагогической деятельности. По-видимому, проверку своих способностей следует начать с коммуникативности, т.е. способности общаться. Вообще такой способностью обладает каждый человек, Но выражена она по-разному. Для учителя низкий уровень коммуникативности разрушает среду профессиональной деятельности, создает барьеры, препятствующие взаимодействию с учащимися. Итак, следует проанализировать, испытываете ли вы желание находиться в обществе, среди других людей (желание социального родства, т.е. есть ли расположенность к людям).


Общительность включает в себя не только желание и потребность в общении, но и способность испытывать удовлетворение от процесса коммуникации. Доброжелательность и ощущение удовлетворения от работы с учащимися, с людьми вообще сохраняет работоспособность, создает подпитку творческому самочувствию.

Общительности помогают развитые перцептивные способности , среди них — профессиональная зоркость, наблюдательность. Как может учитель принять целесообразное решение, если он не умеет быстро и верно фиксировать внутреннее состояние учащихся по мельчайшим внешним проявлениям, отличать подлинную внимательность от симуляций внимания, понимать мотивы поступков. Способность наблюдать — сложное качество. Она проявляется не только в умении видеть, слышать, но и в наличии интереса к тому, на что направлено наше внимание, а также в интенсивной работе ума по переработке информации. Как развивается наблюдательность? Мы видим то, что хотим увидеть, — отсюда начало в искренней заинтересованности. Наблюдение — это и анализ, — отсюда постоянные вопросы к себе для осмысления воспринимаемых явлений.

Быть мастером — значит предугадывать ход педагогического процесса, возможные осложнения, как бы овладеть педагогическим чутьем. Ничего мистического в этом нет. Такая способность может быть развита, хотя формирование ее очень сложно. Для педагога очень важно анализировать, предугадывать, опираясь не только на логические построения, но и на эмпатию — способность педагога идентифицировать (условно отождествлять) себя с учеником, встать на его позицию, разделять его интересы и заботы, радости и огорчения.

Способность к пониманию человека у педагога-мастера взаимосвязана со способностью к активному воздействию на него — то, что можно было бы назвать динамизмом личности. Динамизм — это способность к убеждению и внушению, это внутренняя энергия, гибкость и инициатива в разнообразии воздействий. Яркими иллюстрациями владения этими способностями является деятельность педагогов-новаторов. Их уроки энергичны, их позиция инициативна, их слово способно проникать в глубины сознания и подсознания. Рассмотрение содержания этой способности уже является подсказкой для поиска путей развития данных свойств личности.

Динамизм связан с эмоциональной устойчивостью, т.е. сфера влияния, поле притяжения хорошего педагога, как правило, распространяется прежде всего на себя. Самообладание, способность к саморегуляции создают эмоциональную устойчивость личности, возможность владеть ситуацией и собой в ситуации.

Выделяя оптимистическое прогнозирование как ведущую профессионально-педагогическую способность, мы тем самым подчеркиваем связь комплекса способностей с направленностью личности учителя, опирающегося на положительное в становлении личности каждого человека.

Профессиональное мастерство и его структура. Деятельность по укреплению законности и правопорядка предъявляет высокие требования к профессиональному мастерству персонала юридических органов, и они непрерывно возрастают. Формирование профессионального мастерства - одна из важнейших задач в подготовке специалиста, а ее решение определяет основное содержание и методы его профессионального обучения.

Всякая деятельность в психологическом плане характеризуется не только видимыми движениями, но и теми психологическими и психофизиологическими феноменами, которые выполняют по отношению к ним программирующую, контролирующую и регулирующую роль. Понимание их, учет закономерностей их формирования и функционирования выступают важной стороной научно-эффективного подхода к обучению.

Профессиональное мастерство, как специфическая сторона подготовленности специалиста-личности к профессиональной деятельности, - это высокая степень его профессиональной обученности, позволяющая компетентно решать профессиональные задачи.

Юрист - это специалист в области юриспруденции, юридической работы и главного в ней - ведения юридических дел, т.е. жизненных случаев, выступающих в качестве обособленных, самостоятельных предметов юридического рассмотрения (преступлений, гражданских споров, конфликтов и других случаев, которые требуют оценки, рассмотрения и решения в соответствии с нормами права). Его мастерство как специалиста, как человека, профессионально искушенного в юридических делах, складывается из специально-юридической обученности и профессионально-психологической подготовленности (рис. 4.5). Последнее обусловлено тем, что его мастерство связано с искусством общения, работы с людьми, воздействий на них. Оно несводимо к безукоризненному выполнению юридически значимых действий по ведению юридических дел. Нельзя представлять юридические дела так, словно они состоят лишь в процедурно правильном совершении юридически значимых действий (вызов свидетеля, предъявление обвинения, осмотр места происшествия и пр.), составлении юридических документов, оформлении доказательств, проведении экспертиз, научных заключений и др. Из них невозможно изъять человека, игнорировать зависимость успешности их ведения от понимания и учета его психологии, индивидуальности, активности. Без этого они похожи на сухое дерево без листьев, лишенное жизни и превратившееся в вещество.

Рис. 4.5. Психологическая структура профессионального мастерства юриста

Специально-юридическая обученность юриста, его знания. Она связана с наличием у него, как специалиста, совокупности соответствующих профессиональных знаний, навыков и умений.

Профессиональные знания - это профессионально важная информация, ставшая достоянием сознания (в том числе памяти) специалиста. В психике они представлены в виде закрепленных в памяти образов предметов и явлений, терминов, понятий, категорий и их систем (теорий, научных учений, содержания учебных дисциплин, профессиональных концепций, сведений, документов, рекомендаций, инструкций и пр.). Опираясь на знания, профессионал разбирается в жизни, правовой сфере, обстановке, планирует решение стоящих перед ним задач, продумывает пути выполнения служебных функций, изучает возникающие проблемы, намечает цели и задачи их решения, готовит решения, выбирает способы действий, контролирует и оценивает свое поведение. Чем глубже и обстоятельнее он понимает все это, тем выше его профессионализм, тем успешнее его деятельность. В ситуациях конфронтации, борьбы с преступником специалист побеждает, если он больше знает, глубже понимает все аспекты и тонкости их.

Тенденции изменений в сфере правопорядка, расширение и усложнение задач, стоящих перед работниками юридических органов, повышенные требования к эффективности их деятельности при строгом соблюдении законности и уважении прав граждан повышают роль профессиональных знаний. Изменилась не только роль знаний, но и требования к их многогранности, обстоятельности, содержанию, глубине. Нужны знания фундаментальные, научные, комплексные, актуальные и практически значимые. Поэтому формирование знаний выступает исходной задачей в обучении специалиста и формировании его мастерства.

Юрист - человек, профессионально овладевший юридическими знаниями. Профессионально - значит, на строго научной основе, всесторонне, глубоко, осознанно, с убежденностью, прочно. Специалисту нужно овладение фундаментальными и специализированными, прикладными знаниями. Фундаменталъные знания - общие, системные, обстоятельные, глубокие знания в облети права, его основных закономерностей, механизмов, положений и в смежных областях. Они составляют основу профессионального образования, обеспечивают видение широких и дальних горизонтов своей профессиональной деятельности, способность исходить всегда не из узко профессиональных, \ из государственных интересов, осуществлять всесторонне взвешенный, Осмысленный, комплексный подход в решении задач.

Специализированные профессиональные знания имеют непосредственно прикладное значение. Это знания в конкретной области правоохранительной деятельности, обеспечивающие осмысленное выполнение профессиональных действий и решение задач.



Современные требования, содержащиеся в новых законах об образовании в России, обязывают гармонично сочетать формирование фундаментальных и специализированных знаний у слушателей, не допускать снижения первых ниже уровня, предусмотренного государственными образовательными стандартами, не сводить обучение к профессиональному натаскиванию, но не допускать и противоположной крайности - голой абстрактности обучения, его оторванности от жизни.

Профессиональные навыки. Как бы ни были важны знания, но профессионал - это прежде всего человек, умеющий профессионально действовать, получать практические результаты. Психологическими компонентами мастерства, обеспечивающими это, выступают профессиональные навыки и умения. Профессиональным навыком называется автоматизированный способ выполнения действия, обеспечивающий эффективность последнего. Свойства навыков: скорость, точность, экономичность (выполнение при минимально возможных усилиях и затратах энергии), машинальность (выполнение без концентрации внимания на технике действий), стереотипность (одинаковость выполнения при повторениях), консервативность (трудность изменения), надежность (противодействие разрушающим факторам - перерывам в выполнении, помехам, отрицательным психическим состояниям специалиста), успешность.

Навыки - автоматизированные компоненты сознательной деятельности. Они освобождают сознание специалиста от черновой работы, т.е. от припоминания разных сведений, приемов, рекомендаций того, что и как делать, от контроля за движениями рук и ног, от размышления над соблюдением простейших правил. Они позволяют автоматизированно выполнять действия, отработанные до навыка, и одновременно концентрировать внимание на чем-то другом, не менее важном: наблюдении за обстановкой, собеседником, их оценке, размышлении о способах преодоления трудностей, путях достижения более высокого результата и пр. Было бы, однако, неверным назвать навыки бессознательными. Они всегда выступают способами сознательно осуществляемой деятельности и всегда находятся на периферии сознания, держащего их под контролем. Убедительным подтверждением этого служит факт мгновенного активного подключения сознания, когда реализация навыка сталкивается с какой-то трудностью, нарушением его стереотипного выполнения. Навыки позволяют действовать успешно в трудной обстановке, когда нет времени для размышлений и надо выдержать ее испытания, экономить силы и сохранять высокую работоспособность.

Физиологическую основу навыков составляют упрочившиеся системы условно-рефлекторных нервных связей (функциональные системы, динамические стереотипы). Последние формируются в результате многократного повторения одних и тех же действий. При этом повторяются и ощущения, восприятия, процессы памяти, внимания, представлений, воображения, мышления, а не только мышечные, физиологические процессы. Постепенно упрощаются, облегчаются, сокращаются переходы от одного элемента действия к другому, процессы программирования, осмысления, контроля, оценки, регулирования действий. В результате складывается и психологическая культура навыка в виде многократно и хорошо, во всех деталях и вариантах, продуманной «мысленной картины» действия, состоящей из системы образов, представлений и речемыслительных, логических связей. В основе навыка лежат физиологическая и психологическая системности, связанные между собой. То, что мы наблюдаем в виде быстрых, точных и в то же время непринужденно выполняемых движений и действий опытного специалиста, - лишь внешнее выражение сложившейся «внутренней схемы навыка», которая выполняет программирующую, оценочную и регулирующую роль по отношению к развертывавшемуся вовне действию и составляет его внутреннее содержание.

Во «внутренней схеме» навыка выделяются компоненты и связи «входа» - сенсорные (ощущения и восприятия, обеспечивающие быстрое и тонкое улавливание важных для выполнения действия изменений в обстановке, используемой технике, работе других сотрудников, собственных рук, ног, тела и пр.), «центра» - умственные и «выхода» - двигательные. Удельный вес их в разных навыках не одинаков. В зависимости от преобладания какого-то типа связей различают навыки сенсорные (ощущений и восприятий), умственные и двигательные. Примером профессиональных сенсорных навыков сотрудника правоохранительных органов могут быть навыки наблюдения, проверки документов, осмотра; оценки расстояний, величин объектов; идентификации человека по фотороботу; обнаружения (зрением, слухом, обонянием и др.) малозаметных, но профессионально важных признаков; выявления и оценки психического состояния собеседника, различения интонаций его голоса и выражения глаз; своевременного обнаружения скрытых приготовлений задержанного к каким-то действиям и т.п. Жестикуляция регулировщика дорожного движения, уверенное выполнение приемов задержания преступника или самозащиты, манипуляция органами управления транспортным средством, обращение с оборудованием следственного чемодана, движение рук при обыске человека, быстрое выхватывание пистолета из кобуры и т. п. - профессиональные двигательные навыки. Навыки работы с документами, их оформления и заполнения по стандарту, чтения карты, быстрой оценки обстановки, интуитивных решений, быстрых расчетов, самоконтроля, соблюдения некоторых норм и положений инструкций (процессуальная последовательность допроса, осмотр места происшествия по определенной схеме - расходящейся или сходящейся спирали, справа налево или наоборот и пр.) - примеры профессиональных умственных действий. Нередки и комплексные профессиональные навыки, содержащие признаки сенсорных, двигательных и умственных навыков в разных пропорциях: речевые навыки, навыки общения, навыки реагирования на аварийно-опасную ситуацию при дорожном движении, навыки проверки документов, удостоверяющих личность граждан, стрельбы из пистолета, работы на персональном компьютере и др.

Качественные изменения профессиональных навыков в современных условиях выражаются в повышении удельного веса связей «входа» и особенно «цейтра». За внешне простыми и часто не требующими специального освоения движениями и действиями (нажатие кнопки, заполнение протокола, наблюдение за лицом собеседника, хождение по улице, осмотр места происше-ствия!, допрос и др.) скрывается сложная познавательная, волевая и эмоционально насыщенная внутренняя деятельность. Однако для отдельных специалистов (занимающихся борьбой с организованной преступностью, решающих задачи по нейтрализации террористов, вооруженных преступников и т.п.) резко возросли требования и к двигательным навыкам - разнообразным способам ведения силовой борьбы с преступниками, их подавления и задержания. Изменение психологических характеристик многих профессиональных навыков юристов, разных специалистов правоохранительных органов предъявило более высокие требования к методике их формирования и полноценной отработке всех свойств навыков.

По содержательно-функциональным особенностям навыки специалиста весьма разнообразны: навыки работы с документами, навыки работы со средствами связи, навыки использования оружия и специальных средств, навыки работы на компьютере, навыки выполнения профессиональных действий, навыки анализа обстановки и анализа результатов действий и пр. Навыки бывают простые и сложные. Отдельные автоматизированные движения - пример простых навыков. Сложные навыки включают в себя простые в качестве элементов более сложных структур. Так, даже навык стрельбы из пистолета в простейших условиях включает навык правильного держания пистолета, навык прицеливания, навык нажатия на спусковой крючок. Высокое профессиональное мастерство всегда характерно владением преимущественно сложными навыками.

Профессиональные умения. Профессиональное умение - это освоенный специалистом комплексный способ успешных профессиональных действий в нестандартных, необычных, сложных ситуациях. В основе его лежит психическое образование, объединяющее знания и навыки специалиста со специальной обученностыо использовать их при действиях в таких ситуациях. В умении есть элементы автоматизма, но в целом оно всегда осуществляется осознанно. 1 В отличие от навыка в умении отчетливо и активно представлено мышление. Если навыки обеспечивают уверенные и эффективные действия в стандартных, почти одинаковых, повторяющихся ситуациях, то умение - в нестандартных, заметно отличающихся друг от друга при повторениях. Они выражаются в обученности специалиста тому, чтобы он мог изучить и понять своеобразие ситуации, принять адекватное ей решение, видоизменить порядок и способы действий так, чтобы они отвечали реалиям обстановки; действовать осмысленно, контролируя себя и внося по необходимости коррективы в действия для наилучшего достижения цели. В умении всегда присутствует элемент творчества. Свойства умений: адекватность ситуации, осмысленность, гибкость, отвечающая обстановке скорость выполнения, надежность, успешность.

Различают простые и сложные умения. Если используемые знания нет нужды преобразовывать и из них прямо вытекает, что и как делать, то, поступая соответствующим образом, специалист проявляет простое умение. Нередко такие умения выступают начальным этапом формирования какого-то навыка и самостоятельного значения для мастерства не имеют.
Другое дело - сложные умения. Именно они несут в себе те признаки, которые выделены в определении умения, приведенном выше. Сложное умение включает в себя знания и навыки, но само никогда в навык не превратится. Например, (такие профессиональные действия, как осмотр места происшествия, допрос, задержание вооруженного преступника, личный сыск, разведывательный Допрос, патрулирование, раскрытие преступления по горячим следам, освобождение заложников, обучение подчиненного, профилактическая беседа и многие другие, сколько бы раз они ни выполнялись одним и тем же сотрудником правоохранительных органов, никогда не будут выполняться бездумно, машинально, автоматически. Каждый раз ему надо будет напряженно думать, искать, творить, проявлять самостоятельность.

Умения классифицируются и по другим признакам, например, по содержанию действий, по специальностям, по условиям действий. Различают еще умения юриста, умения организатора-управленца, умения работы с людьми и др.

Сложные профессиональные умения - венец специальной обученности и профессионального мастерства специалиста органов правоохраны. Неслучайно на Руси высококвалифицированных специалистов называли умельцами. Формирование профессиональных умений у юристов - важнейшая задача обучения их.

Обучая студентов юридических образовательных учреждений, совершенствуя мастерство практикой, занимаясь самообразованием и самообучением - всегда следует определять точный перечень знаний, навыков и умений, которые должны быть приобретены и усовершенствованы за время учебы и при изучении каждой учебной дисциплины, в данный период работы над собой и формировать их, учитывая их свойства, психологические характеристики и особенности формирования.

1 Некоторые теоретики даже определяют навык как автоматизированный компонент умения, обеспечивающий успешность и легкость его выполнения (см.: Казанский Н.Г., Назарова Т.О. Дидактика. - М., 1990. - С. 30).