«Урок развития речи «Описание памятника архитектуры. Урок развития речи "Описание памятника архитектуры" (8 класс) Описание памятника архитектуры урок

Хрущева Алевтина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: пгт Уренгой Пуровского района
Наименование материала: Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 8 классе
Тема: "Описание памятника архитектуры"
Дата публикации: 04.12.2015

Текстовая часть публикации

Технологическая карта интегрированного урока

русского языка с МХК и историей

Тема урока: «Описание памятника архитектуры. Храм Покрова на Нерли»

Учитель Хрущева АИ

Класс 8 класс

Тип урока:
урок новых знаний, закрепления умений и навыков.
Форма урока:
исследование.
Цель:
достичь образовательных результатов: 
Предметный результат:
подготовка учащихся к к сочинению-описанию по теме «Описание памятника архитектуры», расширение знаний учащихся по теме «Архитектура Древней Руси» 
Метапредметный результат:
учить умению анализировать информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе полученной информации, устанавливать логические связи, обобщать способы действия. 
Личностный результат:
создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности, эстетическое развитие учащихся, воспитание патриотических чувств.
Задачи урока
через планируемые результаты: 
Познавательные:
осознавать познавательную задачу, слушать, извлекать необходимую информацию, понимать и интегрировать её в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач, учиться анализировать, обобщать, делать выводы и строить речевые высказывания. 
Регулятивные:
формировать умение самостоятельно формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты. 
Коммуникативные и личностные:
сохранять и развивать умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в паре и коллективе, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, формирование сознательного отношения к учебной деятельности.
Методы:
по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично- поисковый; по степени активности учащихся: продуктивные, творческие; по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование электронного носителя; стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные; интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала; контроля и самоконтроля: устный, письменный, программированный контроль; по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Оборудование:
Презентация, видеопроектор, электронная доска, раздаточный материал. 1

Краткая аннотация
. Уроку предшествовала самостоятельная поисковая работа учащихся по сбору материала, по созданию презентации по теме. Таким образом, в основе урока – представление творческими группами результатов своей работы. Урок интегрирован с историей, литературой (выполнение творческой работы) и живописью (рассматриваем картины русских художников).
Этапы урока

Ход урока

Примечание

Организационный

момент

Цель:
включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне Приветствие и проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок. Регулятивные УУД: самоконтроль. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II. Постановка

темы и целей

урока.

Цель:
мотивация учащихся. -Определите цели и задачи нашего сегодняшнего урока
Слайд №1
Регулятивные УУД целеполагания. КоммуникативныеУУД: умение выражать мысли
III. Ход урока
1. Слово «историкам» К началу 12 века Киевская Русь уже была достаточно благополучным и развитым государством: стремительно развивалось народное хозяйство, появилась четкая система землепользования, происходило постепенное освоение новых сельскохозяйственных культур. Несмотря на развитие экономики, в политической жизни государства назревал кризис. Прежде всего, это было связано с ослаблением власти Киева и ростом независимости отдельных княжеств – вместо единого центра начали появляться местные центры-города, объединяющие вокруг себя небольшие территории на разных концах государства. Попытки снова объединить Русь под властью Киева предпринимал Мстислав Владимрович– сын Владимира Мономаха – однако они не увенчались существенным успехом. В результате постоянного смещения власти в другие регионы Руси, уже к концу 12 века образовался новый политический центр – Владимиро-Суздальское княжество и город Владимир. Неуклонный рост важности г. Познавательные УУД: умение слушать, понимать, выполнять учебно-познавательные действия. 2
Владимира! 1157 г. - Начало княжения Андрея Боголюбского (1157 - 1174 гг.); 1164 - Поход Андрея Боголюбского на волжских булгар, Победа Новгорода над шведами; 1169 - Захват Киева Андреем Боголюбским; 1174 -Убийство боярами Андрея Боголюбского; Коммуникативные УУД: умение вести учебный диалог с учителем, отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения Личностные УУД: желание пополнять имеющиеся знания и совершенствовать учебные умения 2. Слово «искусствоведам»
Культура и быт Руси в 12 веке
Традиционная русская культура только начинает формироваться, появляются новые виды ремесел, развивается зодчество и изобразительное искусство. Большое влияние на быт и культуру оказывает религия – недавно принятое христианство и не до конца искорененное язычество. Храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году. Необыкновенное по красоте каменное здание поставлено в устье Нерли, на впадении ее в Клязьму, посреди широкого заливного луга. Это храм- памятник, возведенный по указу Андрея Боголюбского после победы владимирского войска над болгарами и в память о погибшем от ран, полученных в победном сражении сыне князя Андрея,
княжиче

Изяславе
. Храм был поставлен в версте от резиденции Андрея Боголюбского. Издалека храм кажется совсем небольшим на широких просторах пойменного луга, но, подойдя ближе, видишь, что он велик и грандиозен, и можно только представить, какое впечатление он производил на подплывавших к нему по реке путешественников и купцов. Храм был построен всего за одно лето, и это – еще один удивительный факт из жизни уникального памятника. Это единственный храм, стоящий на заливном лугу, на искусственном холме, высота которого составляет 6 м, а глубина фундамента 5 м 30 см. Сейчас большие разливы бывают раз в 10- 12 лет, а раньше случались почти каждый год. Но ни разу за столько столетий в Храм не попадала вода. Точный расчет строителей? Божественное вмешательство? Каждый имеет право верить в то, что хочет. Это было местом уединения для Боголюбского. Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела », т. е храм был возведен за один год. Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, понимать, выполнять учебно-познавательные действия, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: 3
Сюда он мог прийти и помолиться о сыне и его воинстве, о благополучии Руси. умение выражать мысли. 3. Слово «архитекторам» Хочется упомянуть про доказательства того, что сейчас перед нами не первоначальный вид храма. Всем известный советский археолог Н.Н.Воронин представил нам реконструкцию храма XII века. На его реконструкции видно, что храм был окружен галереями, по которым Андрей Боголюбский мог пройтись по всему периметру здания. Купол был не луковичный, как сейчас, а шлемовидный. Сейчас сохранилась внутренняя часть храма. Познавательные УУД: умение слушать, понимать учебную информацию 4. Учитель дополняет «архитекторов» (берёт на себя самую трудную часть рассказа). От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём - небольшой, почти квадратный в плане четверик (около 10×10 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) и глава. (запись в тетради, разбор терминов) Схема храма: Четверик + подкупольный квадрат + купол Характериистика храма: четырёхстолпный трёхапсидный одноглавый Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера. Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма - восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски. Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году). Познавательные УУД: умение слушать, понимать, выполнять учебно-познавательные 4
Не менее величественно и красиво внутреннее убранство церкви. Благодаря искусству зодчих, внутри храм кажется просторнее, чем он есть на самом деле. К сожалению, до наших дней не дошли старинные фрески – в 1877 году власти Боголюбовского монастыря реставрировали храм и сбили сохранившиеся росписи. Сейчас храм аскетично пуст, его украшают лишь отдельные иконы, а в остальном взгляду открыты свободные вертикали из белого камня, устремленные ввысь. действия. Коммуникативные УУД: умение вести учебный диалог с учителем, отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения Личностные УУД: желание совершенствовать имеющиеся знания и умения 5. Слово «экскурсоводам» Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко- ландшафтным комплексом регионального значения. Сама церковь Покрова на Нерли входит с 1992 года в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». В настоящее время храм находится в совместном ведении Русской православной церкви и музея г. Владимира. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция. Осуществляется экскурсионное обслуживание. Приглашаем посетить! Приглашаем посетить! Познавательные УУД: понимание информации, 6. Промежуточные итоги урока. Повторение теоретического материала. (Важен и уровень эмоционального восприятия) Слово учителю - Итак, ребята, что нового мы сегодня узнали? - Думаете, мы знаем всё об этом храме? Далеко не всё! Храм Покрова на Нерли вот уже много веков волнует души людей и хранит много тайн! -Попробуем разгадать! Попроси любого соотечественника назвать несколько православных храмов, что он ответит? Наверное, самым распространенным будет ответ – храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного и церковь Покрова на Нерли. Чем примечательны первые два храма, понятно. Храм Христа Спасителя воплощает 5
державность и мощь государства. Собор Василия Блаженного – широту русской души, размах и веселье. А вот почему такую всемирную известность и любовь снискала скромная и простая церковь Покрова на Нерли? Познавательные УУД: умение слушать, понимать, выполнять учебно-познавательные действия. Коммуникативные УУД: умение вести учебный диалог с учителем, отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения Личностные УУД: желание совершенствовать имеющиеся знания и умения
IV.
Творческая работа учащихся. Задание: дайте развёрнутый ответ на вопрос: Почему такую всемирную известность и любовь снискала скромная и простая церковь Покрова на Нерли? (работают в тетрадях) -Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось. Слушаем внимательно! Регулятивные УУД: планировать деятельность в учебной ситуации Коммуникативные УУД: умение письменно отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения Личностные УУД: развитие чувства прекрасного, умения сопереживать.
V. Знакомство с

картинами
С. В. Герасимова "Церковь Покрова на Нерли" картиной С. А. Баулина "Храм (слово учителя) -Вы правы, ребята, в этот храм невозможно не влюбиться. Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы или паруса. Мне он напоминает свечу, которую бережно держат зелёные ладони луга. Познавательные УУД: умение слушать, понимать, сравнивать объекты по заданным параметрам; Регулятивные УУД: умение выдвигать версии (чем похожи и чем отличаются 6
Покрова на Нерли" (слово «искусствоведам») - А теперь давайте посмотрим, каким увидели храм художники. (слово «искусствоведам») Картина «Церковь Покрова на Нерли»
написана С. В. Герасимовым
(1885-1964). Он в основном рисовал пейзажи, например, «После дождя». Но на картине «Церковь Покрова на Нерли» среди природы изображена церковь. Она одна из самых поэтических памятников древнерусского зодчества. На картине «Церковь Покрова на Нерли» хорошо показано, как среди светло-зелёной травы ярко выделяется синяя река, которая отражает белокурые, пушисто-белоснежные облака. Они очаровывают своей формой и беспорядочностью. Пушистые и могучие деревья, которые стоят возле церкви такие же высокие, как и она, что даже у неё увенчанный крест главка растворяется в воздухе и где-то высоко тает в небе. Церковь стоит на берегу холма, который окутывается рекой Нерль. Этот собор отлично выделяется в этой картине, поскольку церковь находится на середине картины и берёт всё внимание на себя. Храм белокаменный, с изящными формами и фиолетовыми куполами, но здесь они золотые, потому что отражают яркие лучи солнца.
Сергей Алексеевич Баулин
(1904 - 1976) известный русский художник, его по праву считают мастером архитектурного пейзажа. Живописец на своих полотнах мастерски изображал архитектурные стили различных времен. На картине "Храм Покрова на Нерли" церковь показана крупным планом. Мы можем разглядеть мельчайшие подробности, в частности удивительно красивую резьбу, украшающую здание. Пропорции храма таковы, что он выглядит утонченным, изысканным и каким-то воздушным. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Здание кажется живым и одухотворенным. Сама мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не может не восхищать наших современников. картины)
IV.Подведение

итогов.

Рефлексия

Цель:
осознание учащимися своей учебной Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А картины известных мастеров позволяют нам насладиться созерцанием храма, даже если Личностные УУД: самоопределение, мотивация учения, смыслообразования. Коммуникативные УУД: умение слушать, принятие решения и его реализация. 7
деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива воочию нам его увидеть не удается. Чем помог урок? Какую работу проводили? Есть ли трудности, на которые ещё надо обратить внимание? Что считаете наиболее важным для себя на прошедшем уроке? Оцените свою работу на уроке. Регулятивные УУД: оценка результатов своей работы.
VIII.Домашнее

задание (выбрать

любой вариант)
1. Подготовить сообщение о Храме Христа Спасителя 2. Подготовить сообщение о соборе Василия Блаженного
Литература
1. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия 9-19 вв. – М.: Издательский центр АЗ, 1997. 2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: megakm. – Загл. с экрана. 3. Любимов Л. Искусство древнего мира: Кн. для чтения. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 1980 4. Самин, Д.К. 100 великих художников / Д. К. Самин. – М.: Вече, 2004.- 480с. (100 великих) 5. Шедевры архитектуры / Авт.-сост. Плешаков С.А. – М.: Вече, 2001. 8

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 47 Г. ПЕНЗЫ

Интегрированный урок

русский язык + информатика

Развитие речи

8 класс

Разработала:

учитель русского языка и литературы

Тема урока: Описание памятника архитектуры

Тип урока: интегрированный

Образовательные цели:

    учить составлять тексты искусствоведческого характера;

    совершенствовать монологическую и диалогическую речь;

    формировать навыки творческой и поисковой работы;

    расширить кругозор учащихся, поддерживать их интерес к изучению истории русского искусства;

    отработать навыки редактирования и форматирования текста в текстовом процессоре Word;

    познакомить с дополнительными способами форматирования текста;

    отработать навыки выполнения операций с фрагментами изображения в графическом редакторе Paint;

    расширить представление учащихся об использовании информационных технологий в учебном процессе;

    способствовать развитию межпредметных связей.

Развивающие цели:

    развивать речь учащихся, совершенствуя ее образность и выразительность;

    развивать коммуникативную деятельность учащихся;

    развивать языковую компетенцию учащихся;

    развивать логический и алгоритмический стили мышления;

    развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные цели:

    воспитывать чувство патриотизма;

    воспитывать нравственные и эстетические начала;

    приобщить учащихся к основам аналитической деятельности;

    способствовать развитию у учащихся трудолюбия, чувства взаимопомощи;

    воспитывать потребность качественного выполнения задания.

Оборудование:

    компьютеры, проектор;

Программное обеспечение : Windows XP,Microsoft Word, Paint, Microsoft PowerPoint.

Продолжительность: 2 урока: 1-ый – с применением компьютера

2-ой - интегрированный

Ход урока

1 урок.

Вступительное слово учителя русского языка. Сегодняшняя наша встреча поможет нам прикоснуться к высокому, к тому великому, которое до сих пор является загадкой, ибо все великое никогда не познается до конца. Мы будем говорить о памятнике архитектуры – храме Василия Блаженного. Более того, нас ждет творческая работа: описание храма Василия Блаженного.

Разрешите представить вам ведущих нашей встречи: учителя русского языка, учителя информатики и творческую группу, в которую должны войти: архитектор, художник, историк и искусствовед.

Учащимся предлагается войти в состав творческой группы.

Вступительное слово учителя ИИКТ. Встреча с памятником архитектуры всегда познавательна и интересна.И, если при этом используется компьютер, к которому в современном обществе наблюдается повышенный интерес, то его помощь будет просто необходима. Поэтому сегодня уникальные возможности компьютера позволят достаточно быстро осмыслить, достичь понимания и запоминания программного материала.

Звучит песня О.Газманова «Мой храм». На экране Презентация 1 - виды храма.

Учитель русского языка. Судьбы храмов чем-то похожи на судьбы людей.

Ученик-историк. Я как историк знаком с судьбой храма и сейчас вам расскажу.

Собор Покрова, что на Рву, также называемый Храм Василия Блаженного - православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха. Покровский собор - одна из самых известных российских достопримечательностей.

Храм сохранился по особому Промыслу Божиему - не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв.

В XIX веке после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решетки с ее набережной сделали ограду Покровского храма.

После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. "А если бы его - р-раз!.." - и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: "Лазарь! Поставь на место!.."

Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П.Д.Барановского - мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило - решение о сносе было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения.

А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии.

Тогда в соборе Василия Блаженного решено было открыть музей. Несмотря на годы и века, прошедшие с момента возведения собора, он сохранился достаточно неплохо, и после реставрации открыл свои двери уже в новом качестве. Во время реставрации была обнаружена винтовая деревянная лестница, по которой и стали попадать внутрь посетители музея. Внутри собора сохранился ценный иконостас, а также росписи, сделанные выдающимися живописцами. Кроме того, в настоящее время в соборе собрана уникальная коллекция предметов, относящихся к эпохе Ивана Грозного, в частности коллекция оружия.

Учитель русского языка. А почему за храмом закрепилось название Храм Василия Блаженного?

Ученик-искусствовед. Я искусствовед исследовал этот вопрос.

Согласно легенде Василий Блаженный, самый чтимый на Руси юродивый, сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Василий родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, повествует житие, Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые прослужили бы несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что значит эта улыбка, Василий ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось.

Василий, шестнадцати лет от роду, оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, который совершал 72 года, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, которые и доныне лежат на его гробе. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.

С именем Василия Блаженного связано много легенд, историй и чудес. Например, однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему боярином, задумали обманом выманить ее у него. Один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл «мертвого» своею шубой, но, видя обман, сказал при этом: «буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся». Обманщик действительно умер.

Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией. Василий скончался 2 августа 1552 года.

Царь сам с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, там, где впоследствии построили Покровский собор.

С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, поэтому сначала народная молва и утвердила название храма, как храм Василия Блаженного.

Учитель русского языка. Смотрю я на храм и думаю, как же велико мастерство русского человека. Чаще всего великие мастера бывают неизвестны. А имя этих зодчих дошло до нас через века.

Ученик-архитектор. Я как архитектор, могу вам об этом рассказать.

Барма и Постник. Один или вдвоем?

Историки считают, что это был один человек - Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Легенда гласит, когда зодчий представил макет собора Ивану Грозному, тот был восхищен красотой здания, он спросил мастера: может ли он построить другой, подобный, или ещё более прекрасный храм? «Могу», - ответил архитектор. «Ты лжешь!» - вскричал Иван Грозный и велел ослепить его, чтобы Храм Василия Блаженного остался единственным в Русском царстве.

В других источниках указывается один архитектор - псковитянин Постник Яковлев по прозвищу Барма , и достоверно известно, что все тот же Постник Яковлев после постройки собора в Москве (и, видимо, став "придворным" архитектором) занимался строительством и в Свияжске и в самом казанском Кремле.

Учитель русского языка. А теперь давайте обратим внимание на внешний вид собора.

Ученик-архитектор.

На первый взгляд собор кажется необыкновенно сложным архитектурным сооружением. Композиция храма необычна: Покровский собор является связанной группой девяти отдельных храмов, причем формы этих храмов взяты с разных образцов ("различными образцы и многими переводы"). Центральный из них - шатровый, являющийся осью композиции. Восемь других расположены по сторонам света и выполнены в ярусно-башнеобразной форме, с большими, причудливо украшенными фигурными луковичными главами. В результате получилось исключительно оригинальное, обладающее неисчерпаемым обилием декоративных мотивов сооружение. Особенно выделяются разнообразные формы глав. Ни одна из них не похожа на другую. По многообразию своего архитектурного облика храм Василия Блаженного не знает себе равных ни в России, ни за ее пределами.

Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый - самый высокий - храм, увенчанный шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное важное событие казанских походов Ивана Грозного; центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери - именно в этот день Казань была взята приступом. Пределы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров.

Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16-19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16-19 веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16-19 веков. Среди особо ценных экспонатов - потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

В середине 20-х годов 20 века собор Василия Блаженного получил статус музея. С 1934 года он числится филиалом Государственного Исторического музея.

Интересен храм и своим цветовым оформлением. Об этом расскажет вам мой коллега.

Ученик-художник. Я как художник, постараюсь вам объяснить символику цвета.

Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:

    Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня

    Голубой - в честь Пресвятой Богородицы

    Красный - посвященный мученику (мученикам)

    Зелёный - преподобному

    Жёлтый - святителю

Учитель русского языка. Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая. Цвет куполов на храме символичен:

Красный цвет – символ любви.

Голубой (синий) цвет – символ неба, вечности, жизни вечной.

Зеленый цвет – символ жизни земной.

Белый цвет – символ чистоты.

Смысловая символика цветов храма:


Через жизнь земную

можно обрести

жизнь вечную (зеленый и синий ).

Обретение вечной жизни

возможно через чистоту

сердца (белый ),

которая есть любовь (красный ).

Учитель русского языка. Храм Василия Блаженного уникален еще и тем, что вызывает самые разнообразные ассоциации.

Учащиеся демонстрируют свои рисунки.

Ассоциации учащихся

Торт. Можно сравнить храм Василия Блаженного с праздничным тортом. Словно свечи, возвышаются его башенки. Его многоцветность напоминает кремовые розочки на торте.

Сказочный дворец. Храм выглядит нарядно и празднично и очень похож на сказочный дворец. Так и кажется, что сейчас из него выйдут любимые сказочные герои.

Кружево. На одной из девяти башен отчетливо виден орнамент, очень напоминающий кружева. Воздушное расположение орнамента удивительно сплетается в замысловатое кружево.

Рубашка. А вот что общего у храма с рубашкой? Ее раньше называли рубищем. Дело в том, что такую пеструю рубаху носил Василий Блаженный, именем которого назван храм. И как это напоминает об этом замечательном святом человеке.

Сообщение учащегося из рабочей группы.

Приключения «бродячей» мечети

Небезызвестный князь Андрей Курбский, еще задолго до того, как бежал от Грозного царя в Литву и вступил с ним оттуда в бесподобную перебранку «по почте», писал, что за стенами Казанского кремля возвышались «пять прекрасных мечетей». Воевода вполне успел рассмотреть их все, пока командовал осаждавшими татарскую столицу московитами. Однако точного местоположения самой знаменитой из них, носившей имя имама, поэта и солдата Кул-Шарифа, одного из руководителей обороны города, теперь установить нельзя. Рассерженный упорным сопротивлением казанцев, Иван IV велел снести ее тут же после удачного штурма города. Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Возможно, кстати, именно это документально не подтвержденное сообщение породило другой миф: якобы собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, несет в себе зашифрованный образ погибшей мечети. Восемь глав московского храма, дескать, повторяют восемь минаретов Кул-Шарифа, а девятый как символ победы господствует над ними. Возможно, доля истины здесь есть, во всяком случае, зодчий Постник Барма одновременно работал тогда и на Красной площади, и в Казани, где возводил новые стены кремля. Жил в вечной дороге между столицами…

Учитель русского языка.

2 урок.

Учитель русского языка. Ребята, ваши рассказы очень содержательны и интересны. Заметно, что вы умело пользуетесь и специальной лексикой. С ней нам сейчас и предстоит поработать. У вас под руками будет страничка из Толкового словаря, которая поможет вам в практической работе.

Учитель информатики. Для работы со словаремнеобходимо открытьфайл «Словарь». Прочитайте, пожалуйста, все слова. Если значение слова вам неизвестно, то воспользуйтесь подсказкой, наведя указатель мыши на это слово. Из предложенных слов, вы должны выбрать те, которые можно использовать для описания памятника. Выбранные слова следует выделить цветом.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель русского языка. (Cпрашивает какие слова выбрали)

Учитель русского языка. А сейчас мы поработаем с таблицей, в которую необходимо поместить рабочий материал для сочинения-описания.

Учитель информатики. Для работы с таблицейнеобходимо открытьфайл «Таблица». Обратите внимание, таблица состоит из 4-х разделов: «Экспрессивная лексика», «Специальная лексика», «Художественные средства языка» и «Средства грамматической связи частей текста». Раздел «Средства грамматической связи частей текста» уже заполнен. Вам следует заполнить остальные три.

Материал для таблицы следует выбирать из словаря.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель русского языка. Проверяет верностьзаполнения 3-х разделов таблицы. А для того, чтобы у нас получился текст-описание, необходимо вспомнить средства грамматической связи частей текста.

Учащиеся комментируют раздел таблицы «Средства грамматической связи частей текста».

Учитель информатики. Выкрасить слова в таблице цветом, согласно цвета заголовка, а средства грамматической связи подчеркнуть.

Учитель русского языка. А сейчас мы поработаем с текстом, который представляет собой один из вариантов описания храма. На примере данного текста можно научиться составлять текст-описание как однозначно оформленный, так и сопровождающийся различными элементами: элементами повествования и элементами рассуждения.

Учитель информатики. Для работы с текстом необходимо открытьфайл «Текст».

Учащийся вслух читает текст-описание.

Учитель русского языка. А теперь вновь обратимся к таблице для того, чтобы понять функцию данной лексики в тексте и увидеть средства грамматической связи его частей.

Учитель информатики. Работаем с двумя файлами: «Таблица» и «Текст». Переключение между ними осуществлять кнопками на панели задач. Выберите в тексте представленную в таблице лексику и выделите цветом, соответствующем цвету в таблице.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель русского языка. Задает вопросы.

    Какую функцию выполняет специальная лексика в тексте?

    Какова роль сравнения в тексте?

    Что помогает увидеть градация?

А теперь обратим внимание на средства грамматической связи в тексте и подчеркнем их.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель русского языка. Одной из особенностей текста является и его логическая последовательность. Большую услугу здесь оказывает план, который помогает последовательно выстроить текст.

Учитель информатики. Откройте файл «План». На экране представлены пункты плана в виде графических фрагментов. Их нужно расположить в той последовательности, в которой представлен текст.

Вспомните, пожалуйста, приемы работы с фрагментами изображения и приступайте к выполнению задания.

Учащиеся выполняют работу.

Учитель русского языка. Просит, чтобы учащиеся рассказали о результатах работы и прочитали готовый план.

Учащийся перечисляет пункты плана.

Учитель русского языка. Задает домашнее задание: написать сочинение-описание храма Василия Блаженного.

Учитель информатики. Ребята,этот урок дал возможность использовать знания, полученные на уроках информатики, для изучения программного материала русского языка, а также понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в дальнейшей учебной деятельности.

Учитель русского языка. Храм стоит и остается истинным символом Москвы и России. «Известный всему свету этот памятник, - говорит историк И. Е. Забелин, - по своей оригинальности занял свое место и в общей истории зодчества и вместе с тем служит как бы типической чертой самой Москвы, особенной чертой самобытности и своеобразия, какими Москва, как старый русский город, вообще отличается от городов Западной Европы. В своем роде это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол, царь-пушка. Западные путешественники и ученые исследователи истории зодчества, очень чуткие относительно всякой самобытности и оригинальности, давно уже оценили по достоинству этот замечательный памятник русского художества» («Черты самобытности в древнерусском зодчестве»).

Звучит колокольный звон.

Учитель русского языка. Читает стихотворение.

Когда возрождаются храмы,

Крепнет, значит, страна.

Значит, в Святой благодати

С Богом будет она.

Значит, пройдет лихолетье,

Вновь жизнь забурлит.

И через годы и столетья

Дух будет крепче отлит.

Использованная литература

    http://www.hramy.ru/regions/r77/cao/kitay/vasiliy.htm

    http://mag.org.ua/news/494.html

    http://www.rusarch.ru/sizov1.htm

    http://www.zavet.ru/kalendar/bm/pokr-002.htm

    http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?6_1545

    http://days.pravoslavie.ru/Hram/335.htm

ФИО учителя: Райш Ольга Александровна
Село, школа: С. Топчиха, МБОУ Топчихинская СОШ №2
Предмет: русский язык, развитие речи
Класс: 8
Тема урока: Подготовка к сочинению- описанию памятника архитектуры родного села.
Место урока в теме: обобщение, подготовка к написанию сочинения
Учебники: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков «Русский язык 8 класс» изд. «Просвещение» М. 2012
Цели урока.
1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подготовиться к написанию сочинения-описания памятника архитектуры.
2. Развивающий аспект: развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи архитектурных терминов
3. Воспитательный аспект: привитие эстетического вкуса учащихся, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к культурным ценностям родного села.
Формирование УУД:
Личностные:
- формирование желания выполнять и мотивировать учебные действия;
-применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения.
Познавательные:
- сравнивать различные виды работ;
- анализировать результаты своей работы;
- изменять, творчески переделывать;
- поиск и выделение нужной информации.
Регулятивные:
- анализировать собственную работу;
- находить ошибки, устанавливать их причину;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Коммуникативные:
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
- сравнивать и анализировать разные виды текста;
- создавать и редактировать собственные тексты;
-уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать поставленный вопрос.
Оборудование урока: раздаточный материал, проектор, компьютер.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Технологии, лежащие в основе конкретной разработки:
-технология развивающего обучения;
- личностно-ориентированного обучения.
Тип урока.
Интегрированный / урок развития речи/.
Эпиграф:
“Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников”. Аполлон Григорьев
Ход урока
Определение темы, целей.
А)Работа с эпиграфом.
Посмотрите внимательно на эпиграф к уроку:
Аполлон Григорьев, русский критик, поэт, сказал:
«Ничего не боялся я столько,
Как жить в городе без истории,
Преданий и памятников».
-Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева?
-Почему автор боялся жить в таком городе? А у нас в селе есть памятники?
Б)-Определите, пожалуйста, тему урока.
-Откройте тетрадь и запишите число, тему.
В)-Зная тему, поставим цели урока.
-А помогут вам в этом речевые конструкции: (записаны на доске)
1)Приготовиться (к чему?)
2)Собрать (что?)
3)Развить (что?)
4) Обогатить (что?)
5)Анализировать (что?)
(Совместная формулировка целей урока)
– Сегодня у нас с вами интересная работа. Мы должны научиться описывать памятник. Как вы понимаете значение этого слова?
Памятка 1
1. ПАМЯТНИК | Толковый словарь Ожегова
, -а, м. 1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-
чего-н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пуш-
кину. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого.Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи) * Памятник природы – природный объект, охраняе-
мый государством (например, уникальное дерево, водопад, гейзер).
Беседа по вопросам: 1мин
1.Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение).2. Что можно описывать?(природу, человека, действия, картину, помещение и др.)3. Что мы с вами уже описывали? (местность, действия, картину) Начнем с жанра. Мы можем выбрать с вами жанр классического описания, которое строится по строгому плану. Вспомним что такое описание (Описание – это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов и явлений окружающего мира; К тексту описание можно задать вопрос КАКОЙ?)
- Какова структура любого описания (общее впечатление, детальное описание, личное отношение). А если это памятник архитектуры? Конкретизируем план.
Описание памятника архитектуры родного села. 1мин
-На какие вопросы отвечать во вступлении? В основной части? В заключении? Дети читают план сочинения
Памятка 2
Вступление.
По какому поводу был воздвигнут памятник?
Краткие сведения об истории создания.
Основная часть.
– Каков общий вид памятника?– Как памятник вписывается в пространство местности? Где он расположен?
– Каков вид на памятник с разных точек обзора (прямо, сбоку, сзади)?– Из какого материала выполнена скульптура и пьедестал?– Каковы особенности скульптурного изображения?
Заключение.
-Что в нем особенного?
-Чем привлекает?
- Какие впечатления произвёл на вас памятник?
-Нравится ли вам этот памятник?
- О чем заставил задуматься?
Словарная работа.
Видео-диктант. (Презентация «Архитектурные термины»)
Архитектура, зодчество (син.) – искусство строительства, возведения зданий;
Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании его элементов;
Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема;
Барельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона менее чем на половину своего объема;
Монумент – большой памятник;
Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
Постамент – возвышение, служащее основанием памятника;
Пьедестал – подножие статуи;
Ландшафт – общий вид местности;
Апофеоз – прославление, возвеличивание кого- или чего – либо.
Достопримечательность – место или предмет, заслуживающие особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств.
Искусство –1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела.
Искусный – умелый, хорошо знающий свое дело.
Орфографическая работа, направленная на предупреждение орфографических ошибок.
Угадай-ка.
1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела. (искусство) 1вариант-глагольное словосочетание и выполнить разбор
умелый, хорошо знающий свое дело. (искусный)
2вариант-именное словосочетание и выполнить разбор
Конструирование предложений.
Устно составить предложения, используя данные слова: Искусство+ПГС
Искусный+СГС
Тест.
Задание: найдите слово, в котором пишется одна н
Белокаме…ый
Окруж…ый
Изображе…ый
Наклоне…ы
Лексическая работа.
Подберите синонимы к словам и запишите синонимические ряды:
1ряд -Скульптор - …(ваятель, зодчий, художник, автор, архитектор)
2 ряд -Возводить –… строить, сооружать.
3 ряд -Замысловатый –… сложный, затейливый, оригинальный.

Работа со словосочетаниями. (Они записаны на доске)
-Прочитайте. Запишите их по вариантам:
1вариант- словосочетания, где способ связи –управление
2вариант-словосочетания, где способ связи - согласование
Русская архитектура, возводить храм, автор скульптуры, замысловатые детали, памятник старины, современный памятник, хранят тайны, бронзовый горельеф, затейливый орнамент, сделать искусно, почувствовать атмосферу.
Какое словосочетание никто не выписал? Почему?
(сделать искусно- примыкание)
-Памятник - это символ гордости, славы.
Синтаксическая минутка.
Во всех уголках нашей страны есть свои памятники, языком искусства рассказывающие о подвигах на полях сражений и в мирном труде.(5)
-Кто бережёт памятники, тот бережёт память.
Вопрос: Являются ли слова памятник и память однокоренными?
(Да, эти слова являются однокоренными. Каждый памятник, кому бы он не был посвящён, своего рода узелок на память в бесконечной нити нашей общей истории и культуры.)
Слайд №1,№2,№3 Памятник В.И.Ленину
заочная экскурсия:
Памятка3.
Предварительная беседа о специфике памятника как скульптурного произведения.
-Как звали Ленина?
Памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличии от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг.
Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал (постамент).
Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя (ударение) связана с постаментом, а весь памятник– с пространством улицы, площади, окружающими зданиями.
Очень важен выбор материала. Обычно памятники превышают натуральную величину, стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза и т.п.
Устное описание памятника архитектуры родного села. Опирайтесь в его описании на следующие вопросы, используйте архитектурные термины:(Можно сократить вопросы)
Где он расположен?
Когда он был создан? Предположите.
Что в нем особенного?.Какие впечатления он производит на смотрящего?
Слайд №4,№5,№6 Водонапорная башня
История возникновения памятника архитектуры (сообщение учащегося Снегирёва Алексея)
Памятка 4.
Задание: В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
А) Она находится около железнодорожного вокзала и
сохранена почти в первозданном виде.
Б) Наше время характеризуется пристальным вниманием к памятникам архитектуры.
В) В 1914 году это сооружение служило для подачи воды паровозам.
Г) А сегодня башня великолепно вписывается в комплекс железнодорожной станции Топчиха.
Д) Одной из достопримечательностей нашего села является водонапорная башня. Ответ: б), д), а), в), г).
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения
Наклоны и повороты головы повышают эластичность стенок шейных кровеносных сосудов, раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
Вопрос: Народные памятники. Что это значит? (Это значит, что задуманы, спроектированы и построены они самими жителями района и на деньги жителей района, при поддержке районной и сельской администраций. Таких памятников в крае не так уж много. У нас это памятник воинам-землякам, погибшим в локальных войнах и конфликтах, а так же памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС.)
.Слайд 7. Памятник воинам-землякам, погибшим в локальных войнах и конфликтах
Отправляемся на поиск предложений. Найдите предложение,
соответствующее схеме (Схема с обратной стороны доски)
1)[– - =] устно прокомментируйте.
Слайд8. Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС
Работа с речевыми конструкциями.
А) Составьте предложения с обращениями, побуждающие наших односельчан к каким - либо действиям, по отношению к памятникам архитектуры родного села. Определите вид этих предложений по цели высказывания. (Работа в парах)
Предметные результаты: определять вид предложения по цели высказывания, ставить запятые при одиночном обращении, ставить знаки препинания в конце предложения.
Слайд 9.
Слайд 10. Памятный знак воинам-танкистам
-Говоря о памятниках, конечно, не могу обойти вниманием танк т-64, установленный в Топчихе на площади Героя России Михаила Валерьевича Григоревского. Это тоже не государственный памятник, а установленный по инициативе и силами Центральной базы танкового резерва в с. Топчиха. Данный танк когда-то охранял мирное небо на самых крайних западных рубежах, то есть в городе Берлине Германской Демократической Республике, в составе Западной группы войск СССР.
На доске предложение А.С. Пушкина. Преобразуйте его в предложение с прямой речью и запишите в тетрадь.
“Уважение к минувшему – вот черта, отделяющая образованность от дикости”. А.С. Пушкин
-Почему А.С.Пушкин считал, что уважение к минувшему – это черта, отделяющая образованность от дикости?
Слайд11, 12 Мемориал воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны
Ученик с обратной стороны доски выполняет задание, а весь класс работает с вопросом.
Памятка 5.
Вопрос: На стеле стального цвета изображён … – символ победы нашего народа над фашизмом. Что это? (Орден Победы)
Слайд 13.
Пунктуационный практикум С обратной стороны доски написаны предложения Приложение

2.Ноч..ю ударил моро.., и цв..ты к утру замерзли.
Вопрос: Какую роль выполняет союз И в 1 и во 2 предложении?
1) .
2) [– =], и [– = ]
Слайд14-16. Задание - Корректор.
Цель: предупреждение речевых и грамматических ошибок.
1.Плеоназм (употребление лишнего слова).
2.Тавтология (неоправданный повтор однокоренных слов).
3.Неправильное образование форм глаголов. Смешение форм времени и вида глагола.
Слайд 17-20. Аллея Славы.
Минутка поэзии. Стихотворение, посвящённое Аллее Славы
На Земле
безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую...
И однажды -
прекрасным утром -
постучалась к нему в окошко
небольшая,
казалось,
война...
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую -
по размерам -
шинель.
...А когда он упал -
некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле
не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня
в полный рост!
1969
Роберт Рождественский.
Слайд 21
А теперь Губина Катя расскажет о своём прадедушке, Герое Советского Союза, А.М. Губине.
Памятка 6.Задание: Выразительно прочитайте текст:Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны, и чувство Родины тесно связано с чувством истории.(Е.Осетров)Выполнить задания:- В каком предложении выражена основная мысль текста?- Как человек должен относиться к своей истории?
Итог.
– Давайте попробуем на основании собранного материала составить возможные варианты вступлений.
(Варианты вступлений.)
Работа над основной частью.
– О чем будем писать в основной части?
Работа над заключительной частью.
– О чем мы можем писать в заключении?
Образцы заключений.
– Человек не может жить только настоящим. Он стремится в будущее, при этом бережно хранит память о прошлом.– Памятник …произвел на меня огромное впечатление.
Еще раз обращаю внимание детей на план сочинения.
Учитель: Пройдут годы, и от нас с вами зависит, сможем ли мы не только рассказать, но и показать родную историю своим детям и внукам. Давайте же вместе сохранять, и приумножать памятники, что бы узелков на память не становилось меньше.
Памятка7.
Рефлексия.
Деятельность учителя
Предлагает продолжить фразы.
Деятельность ученика
Учащиеся продолжают предложения:
Сегодня я узнал(а)…
-Я научился(ась)…
-Мне захотелось…
- Я открыл(а) для себя ….
-У меня получилось…
-Теперь я могу…
Оценивание.
Памятка 8
Домашнее задание.
«ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ МОЖНО СКАЗАТЬ И ЯЗЫКОМ ЛИТЕРАТУРЫ, И ЯЗЫКОМ АРХИТЕКТУРЫ».
Вам предстоит сделать сегодня описать памятник архитектуры,
написать сочинение-описание по одной из предложенных тем:
1.Тайны водонапорной башни.
2.Описание памятника красному пекарю Сизову Ф. на ул. Сизова.
3.Я стою около памятника…
4.Описание памятника В.И. Ленину на центральной площади.
5.Вечная память и слава павшим воинам.
6.Описание памятника воинам, павшим во время Великой Отечественной войны
7. Описание памятника воинам-землякам, погибшим в локальных войнах и конфликтах
8.Пусть стоят памятники-обелиски всем героям! (Описание Аллеи Славы)
9.Описание памятника ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС.
Памятка 9
Советы.
Чего нужно добиваться в сочинении?
1)Соответствия речи литературным нормам и грамматическим правилам;2) Точного подбора слова для выражения мыслей;3) Простоты изложения, исключения примитивных выражений и словесных штампов;4) Выразительности и эмоциональности речи;5) Точности в изложении литературных и исторических фактов.

Запомни! Памятник (кому? чему? – Д. п.)
Портрет (кого? – Р. п.)
Приложение.
Задание: На месте пропусков вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания, определите количество грамматических основ и начертите схемы.
1.Со..нце с..дилось и к..сыми лучами осв..щало в..рхушки д..ревьев аллеи Славы.
2.Ноч..ю ударил моро.. и цв..ты к утру замерзли.
Вопрос: какую роль выполняет союз И в 1 и во 2 предложении?

Урок развития речи в 8 классе.

Подготовка к сочинению описанию памятника архитектуры.

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ с.Бердюжье, Тюменской области

Шукалович Екатерина Петровна

Цель: совершенствовать навыки устной речи; расширение словарного запаса учеников, обучение описанию памятника архитектуры.

Оборудование: м/м презентация.

Ход урока.

    Работа со словосочетаниями. Прочитайте. Определите значение выделенных слов. Где можно использовать данные словосочетания?

Русская архитектура, возводить храм, автор скульптур , замысловатые детали, памятник старины, современный памятник, колесница славы, бронзовый горельеф, затейливый орнамент, великий зодчий , древнерусское зодчество .

    Словарная работа. Прочитайте размещенные ниже слова

Архитектура – искусство строительства, возведения зданий.

Возводить – строить, сооружать.

Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.

Замысловатый – сложный, затейливый, оригинальный.

Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема, выпуклое настенное скульптурное изображение.

Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Зодчий – архитектор, строитель.

Зодчество – искусство архитектуры, строительства.

Апофеоз – прославление, возвеличивание кого- или чего – либо.

Аллегория – иносказание.

Монумент – большой памятник.

Монументальный – величественный, производящий впечатление величиной, мощностью.

Постамент – основа памятника, колонны, статуи.

Пьедестал – подножие статуи.

Достопримечательность – место или предмет, заслуживающие особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств.

Искусство – 1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела.

Искусный – умелый, хорошо знающий свое дело.

С 2-3 слова составить и записать предложения.

    Работа с текстом «Триумфальная арка». Прочитайте. Определите тему текста и соответствие между темой и заголовком . Определите тип речи в этом тексте. Какие предложения последнего абзаца связаны цепной связью? Выпишите их. Какие средства связи использованы в этих предложениях? Объясните значение слов галл, «двунадесять языков».

Триумфальная арка .

Кончается ряд высоких домов на Кутузовском проспекте, за поворотом неожиданно появляется широкая площадь, а в центре площади – Триумфальная арка…

Эта торжественно-величавая арка высотой в 28 метров была сооружена по проекту известного русского архитектора Осипа Бове в 1827-1834 годах в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Авторы скульптур – Иван Витали и Иван Тимофеев.

Создавая проект Триумфальных арок, Бове мечтал установить их у Поклонной горы, откуда Наполеон глядел на раскинувшийся перед ним город. Тогда император ещё не знал, что взятие Москвы – не апофеоз его славы, а начало полного разгрома его многотысячной армии…

Но «отцы города» решили установить арку не на старой Смоленской дороге, а у Тверской заставы, и там она простояла почти сто лет, все больше мешая уличному движению.

И вот в 1968 году прекрасное творение Осипа Бове было восстановлено и перенесено на Кутузовский проспект, на словно специально для него созданную площадь Победы, где была уже построена панорама «Бородинская битва».

Триумфальная арка открывается вашему взору неожиданно. На её вершине – чугунная колесница Славы, в которой гордо стоит богиня Победы. Фасады арки облицованы белым камнем, на его фоне эффектно выделяются 12-метровые чугунные колонны. По периметру карниза находятся 48 гербов российских губерний, население которых воевало с наполеоновской армией. Монумент украшают бронзовые горельефы «Изгнание галлов из Москвы», «Побитие «двунадесяти языков», «Освобожденная Москва». Между ними размещены фигуры суровых воинов в доспехах, аллегорические женские фигуры, символизирующие твёрдость, храбрость и славу. (По Я. Билецкому).

    Пересказ текста по плану, «по цепочке»: каждый ученик рассказывает по одному пункту плана.

План подробного пересказа.

    В каком районе Москвы стоит Триумфальная арка?

    В честь какого события она была сооружена?

    Где планировал разместить свое произведение автор и почему?

    Где первоначально была установлена арка?

    Что изображено на её вершине?

    Чем ещё украшен памятник?

    Устное описание иллюстрации.

    Пример описания Триумфальной арки по иллюстрации.

Триумфальная арка.

Триумфальная арка выглядит величественным сооружением, возвышающимся на площади Победы. Обширное пространство площади выделяет монумент, подчеркивает его грандиозность и величие. Арка производит впечатление торжественности и мощи. Вершину её украшает чугунная колесница Славы, в которую запряжена шестерка лошадей. Управляет колесницей богиня Победы, держащая на вытянутой руке лавровый венок, символизирующий победу. Белая каменная облицовка контрастирует с черными чугунными колоннами, находящимися в нишах скульптурами воинов и горельефами. Карниз украшен сорока восемью гербами российских губерний. Аллегорические женские фигуры символизируют мощь, силу, храбрость, славу русского оружия.

Триумфальная арка, несмотря на то что площадь Победы окаймляют высокие здания, не теряет своей величественности и доминирует в окружающем её пространстве.

    Комментарий к сравнению описания с текстом упражнения.

    Образцы описаний памятников архитектуры.

Прочитайте и устно ответьте на вопросы: 1) Где и когда был установлен памятник А.С.Пушкину в городе на Неве? 2) Кто его автор? 3) Как изображен поэт? 4) К какому стилю относится этот текст?

В 1935г. Великий город на Неве торжественно отмечал своё 250-летие. В канун праздника на площади искусств состоялось открытие памятника А.С.Пушкину.

Автор этого замечательного произведения известный русский архитектор М.К. Аникушин. Художник показал Пушкина увлечённо и страстно читающим свои стихи.Мы видим живой острый взгляд, высокий лоб, ясно очерченную линию губ. Стройность линий фигуры, слегка приподнятая голова, особенно жест правой руки, поворот кисти, пальцы - всё подчёркивает вдохновение поэта.

Скульптура установлена на постаменте из красного гранита. Памятник стоит в зелени, вокруг него расположены величественные здания пушкинской эпохи: Русский музей, Музей этнографии, Малый оперный театр, филармония.

(По Л. Симоненко.)

    Храм- памятник Василия Блаженного в Москве. Прочитайте текст. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи текста. Составьте план, отражая в каждом пункте микротемы.

В октябре 1552 года Москва стала свидетельницей невиданного до того всенародного торжества. Из-под стен взятой штурмом Казани вернулись войска во главе с Иваном Грозным. В ознаменовании этой великой победы царь решил построить в Москве храм-памятник. Через два года началось сооружение каменного собора Покрова. Позднее он был назван храмом Василия Блаженного, по имени погребённого у его стен юродивого.

Это удивительное сооружение поражает своей оригинальностью. Необыкновенный цветок его причудливых форм, объединённых центральным шатром, не только напоминает многоглавую группу кремлёвских соборов, но и парит над широко раскинувшимся простором площади. Собор состоит из девяти столпов, окружающих девятый. Столпы-храмы стоят на широком подклете сложного звёздчатого очертания. Это невиданно нарядное, праздничное сооружение похоже на гигантское растение или цветущий куст.

Центральный храм увенчан шатром, приделы, расположенные по сторонам света, башнеобразной формы, несколько напоминают колокольню Ивана Великого. При обходе храма перед зрителем то вырастает стройная грандиозная пирамида храма, увенчанная шатром, по граням которого бегут ввысь золочёные спирали, то отчётливее становятся его растущие вверх башнеобразные объёмы. Замысловатые детали придают храму нарядный и сказочный вид. Несомненно, в этом храме воплощены народные представления о великой поэтической красоте архитектуры.

Имена создателей Василия Блаженного со временем забылись, и только в конце 19 века были обнаружены старинные рукописи с рассказом о многих подробностях сооружения храма, в том числе о его строителях – Барме и Постнике, талантливых русских зодчих. Легенда гласит, что после окончания строительства Иван Грозный спросил зодчих, смогут ли они построить ещё один точно такой храм. Те ответили, что смогут. И тогда царь приказал ослепить их, чтобы не могло возникнуть соперника его храму.

    Прочитайте фрагмент стихотворения Д. Кедрина «Зодчие». Сравните два текста описания одного и того же памятника. Найдите в тексте слова, которые являются архитектурными терминами. Назовите синонимы к слову зодчий.


    Письменная работа. Описание памятника архитектуры родного села.

    Опирайтесь в его описании на следующие вопросы:

    По какому поводу был воздвигнут памятник?

    Где он расположен?

    Что в нем особенного? Чем привлекает?

    Какие впечатления он производит на смотрящего? Нравится ли вам этот памятник?

Конспект урока по русскому языку в 8 классе.

Тема: Подготовка к сочинению. Описание памятника культуры.

Тип урока: урок развития речи

Цель урока: поверить умение учащихся анализировать готовый текст и создавать собственный текст-описание (собрать материал к сочинению);

Совершенствовать написанное;

Добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи активизировать лексику учащихся;

Расширить кругозор

Воспитательная задача: воспитание любви к малой Родине, к её истории, к культурному наследию.

Оборудование к уроку:

Репродукция картин, компьютер, мультимедийное оборудование, учебник «Русский язык» 8 класс под редакцией Л.А. Тростенцовой, презентации, словари.

Ход урока:

1.Оргмомент.

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

2.Вступительное слово учителя:

Как вы понимаете значение слова памятник?

Сегодня на уроке я вас познакомлю со святыней Владимирской земли- с памятником храмом Покрова на Нерли.

3. Музыкальная презентация. (№1)

4.Определение темы, целей, задач:

Определите, пожалуйста, тему урока.

Откройте тетрадь и запишите число, месяц, тему.

А умети ли вы ставить цели урока, задачи, зная тему?

А помогут вам в этом речевые конструкции:

1)Приготовиться (к чему?)

2)Собрать (что?)

3)Развить (что?)

4) Обогатить (что?)

5)Анализировать (что?)

6)Приобщить (к чему?)

5.Работа с эпиграфом.

Посмотрите внимательно на эпиграф к уроку, запишите его в тетрадь.

Аполлон Григорьев, русский критик, поэт, сказал:

«Ничего не боялся я столько,

Как жить в городе без истории,

Преданий и памятников».

Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева?

Вывод: Памятник-это символ гордости, славы

У каждого города есть свои памятники.

Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде.

6.Проблемный вопрос.

Сегодня мы приступаем к новому для вас виду работы:

Сочинение-описание памятника культуры.

Наш урок будет посвящен подготовке к сочинению.

И у меня сразу возник вопрос:

Знаете ли вы памятник Покрова на Владимирской земле?

А умеет ли вы описывать памятник культуры?

У меня 2 варианта

Простой: могу вам дать готовый текст, и вы напишите все одинаково или

2 вариант (сложный, проблемный) готовлю вас на уроке, и вы дома создаете свой шедевр.

Что вам больше нравится?

Какой вариант выбираете?

Вывод: Решая проблемную ситуацию, человек находит новое, либо пытается отыскать неизвестное в известном.

Займемся поиском решения.

7.Построение связного текста. Задание №2 (файл)

Задание: В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А) Она выделяется своей ослепительной белизной.

Б) Наше время характеризуется пристальным вниманием к памятникам архитектуры.

В) Храм пленяет необыкновенным изяществом.

Г) Интерьер церкви необыкновенно легок и светел.

Д) Церковь Покрова на Нели (1165 г.) находится за городом.

Ответ: б), д), а), в), г).

Слово учителя:

Откройте учебник (вкладыш)

Перед вами две картины, на которых изображена церковь Покрова на Нерли. Одна картина художника С.А.Баулина, другая принадлежит кисти художника С.В. Герасимова.

8.Слово о художниках. Презентация №2 (индивидуальное задание.)

9.Работа по тексту (Упражнение 89)

А) Лексическая работа.

Объясните и запишите значение слов:

Барабан, пилястры, арочный фриз, уникальный

Подберите синонимы к словам и запишите:

Храм, художник, картина, изображено

Ответ: Храм; церковь, шедевр архитектуры, памятник культуры, собор

Художник; живописец, мастер кисти, пейзажист

Картина; плотно, репродукция

Изображено; показано, нарисовано, передано

Б) Орфографическая работа , направленная на предупреждение орфографических ошибок.

Тест.

Задание: найдите слово, в котором пишется одна н

  1. Белокаме…ый
  2. Запечатле…ый
  3. Изображе…ый
  4. Наклоне…ы

10.Физкультминутка

11.Беседа по картине.

Почитайте 2 абзац упр. 89

Вывод:

Каждый из памятников имеет свои достоинства. Оба памятника нужны, чтобы получить полное представление об этом уникальном произведении.

Вопросы:

Что привлекает ваше внимание на картине?

Рассмотрим памятник более внимательно.

На какие детали обратим внимание? (работа в парах)

Детали:

Храм, часовня, купол, барабан, резьба, окна, фриз

Небо, облака, деревья, березки, река, трава

Какое время года, суток?

Представьте, что вы внутри храма. Какие чувства испытываете?

Какие краски преобладают?

Белый цвет: символ долголетия, счастья, мира, чистоты, невинности

Зеленый: символ процветания, достатка, стабильности, весны, растительности, непрерывности и даже бессмертности, символ победы жизни над смертью; являясь смесью жёлтого и синего, он становится символом щедрости и возрождения души через благие деяния

Голубой: нежность

Краски: яркие

Вывод: Цвет в картине имеет большое значение. Художник помощью цвета создаёт образ, предает свое отношение.

Вопросы:

Какое впечатление произвели на вас эти картины?

Почему женщина с ребенком пришла гулять именно сюда, на берег реки?

12.Слово учителя:

Проанализируйте текст, ответьте на вопрос: « С чем можно сравнить этот храм?»

Ответ:

Поэты сравнивают с парусом, уносящим вдаль по безбрежным волнам.

Иногда уподобляется лучистой звезде, уплывающей в бесконечность.

Сравнивают и с белоснежным лебедем (лебедь-храм), со свечой, с поэмой, запечатленной в камне.

13.Знакомство с искусствоведческим текстом. (Презентация №3)

14.Месторасположение Храмов Покрова. (Презентация №4)

Вопрос: «Знает ли кто из вас, где, кроме Владимирской земли, есть Храмы Покрова?»

Слово учителя:
В Тверской области тоже есть такой храм (Селижаровский район)

Даже в Кесовогорском уезде,в деревнях Ширятино, Березовец были такие храмы. В настоящее время утрачены.

14.Поведение итогов. Вывод:

Вы сегодня на уроке познакомились со святыней Владимирской земли. Это то, что является особенно дорогим, хранимым. Это прекрасное творение человеческих рук, ума, такое, как памятник церковной архитектуры. Он был создан во имя Бога и на благо людей. Вы узнали, что и наш край знаменит своими святынями, которые дороги нам. Мы не будем ставить точку, а продолжим работать дальше: изучать памятники культуры.

15. Выставление оценок.

16. Рефлексия.

Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке?

Что вам понравилось?

Какие задания были для вас трудными?

Как вы оцениваете результаты своей работы?

17. Домашнее задание.

Предварительный просмотр:

План урока по теме:

«Подготовка к сочинению. Описание памятника культуры».

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя.

3.Музыкальная презентация.

4.Определение темы, целей и задач урока.

5.Работа с эпиграфом.

6.Проблемный вопрос.

7.Построение связного текста.

8.Работа по учебнику. Слово о художниках.

9.Работа по тематике картины:

а) лексическая работа

б) орфографическая работа

10. Физкультминутка.

11.Описание картины. Мини-исследование.

12.Искусствоведческий текст.

13.Храмы Покрова.

14.Подведение итогов.

15.Выставление оценок.

16.Рефлексия.

17.Домашнее задание. Памятка.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву поступать в Строгановское училище на декоративное отделение. Его полотна украшают крупнейшие музеи и картинные галереи России.

Художник Сергей Алексеевич Баулин – мастер архитектурного пейзажа. Он хорошо чувствовал архитектуру, как древнюю, так и современную.

Церковь Покрова расположена на заливных лугах неподалеку от слияния рек Нерли и Клязьмы.

Предварительный просмотр:

Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Белый легкий, устремленный ввысь -
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняя мыс,
И готов умчаться в поднебесье.
Церковь ту построил князь Андрей,
Праздник, чтя, не думая о славе;
Храм, пройдя века до наших дней,
Все грустит о юном Изяславе.
Матерь Богородица родная!
Русь возьми под свой святой Покров -
Пусть она живет, беды не зная,
И минует вражеских оков.

Храм Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества,вершиной творчества владимирских мастеров эпохи Владимиро-Суздальского княжества.Это маленькое,изящное здание поставлено на небольшом холме,там,где Нерль впадает в Клязьму.

Во всей русской архитектуре нет памятника более лирического,чем всемирно известная церковь Покрова на Нерли.Этот удивительно гармоничный белокаменный храм,органично сливающийся с окружающим пейзажем,называют поэмой,запечатлённой в камне.

Бывало,что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви,тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм,словно свеча,вырастающий над просторами лугов во всей ясности и красоте.

Издалека храм кажется совсем небольшим на широких просторах пойменного луга, но, подойдя ближе, видишь, что он велик и грандиозен, и можно только представить, какое впечатление он производил на подплывавших к нему по реке путешественников и купцов. Храм был построен всего за одно лето, и это – еще один удивительный факт из жизни уникального памятника.

Стены церкви украшены резным рельефом. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма - восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Три женские маски с волосами,заплетёнными в косы.

Такие же маски помещены и на боковых частях фасада-Храм как бы опоясывается ими.Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмов той эпохи.

Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Церковь Покрова на Нерли включена в Список Всемирного наследия.

Из книги Е. И. Осетрова "Живая Древняя Русь"


" Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания."

"Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года."

"Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат - покров, защитив город от врагов. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло."

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему «Храмы Покрова»

Храм Покрова на Нерли (Владимирская область)

Храм Покрова в Филях (Московская область)

Храм Покрова в Медведкове (Московская область)

Храм Покрова в Акулове (Калуж ская область)

Храм Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного в Москве)