Научно-исследовательская работа по литературе" Литературное творчество писателя-земляка Г. Н

Жизнь - это море!

Плыть желаешь?

Построй корабль из добрых дел...

Чингиз Торекулович Айтматов - замечательный современный писатель. Работая в литературе более сорока лет, он сумел ярко и правдиво отразить сложные и героические моменты нашей истории. Писатель и сейчас полон творческих планов, работает над очередным романом.

Родился Айтматов в 1928 году в далеком кишлаке Шекер в Киргизии. В 1937 году его отец, крупный партийный работник, был незаконно репрессирован. Именно тогда Айтматов получил урок чести: “На вопрос „чей ты сын?" надо, не опуская головы, прямо глядя в глаза людям, называть имя отца своего. Таков был приказ бабушки, матери отца”. Давний урок чести стал принципом жизни и позже - творчества.

После окончания шести классов Айтматов был секретарем сельсовета, налоговым агентом, учетчиком, выполнял и другие работы в колхозе.

После окончания Джамбульского зоотехникума поступил в Киргизский сельхозинститут. Именно в это время в республиканской печати начинают появляться короткие заметки, очерки, корреспонденции, написанные будущим писателем. Ведет Айтматов в студенческие годы и филологические изыскания, о чем свидетельствуют статьи “Переводы, далекие от оригинала”, “О терминологии киргизского языка”. В этой работе ему помогает одинаково свободное владение как родным, так и русским языком. Отработав три года по специальности в опытном животноводческом хозяйстве, Айтматов поступает на двухгодичные высшие литературные курсы в Москве. Первые шаги на писательском поприще Айтматов делает в пятидесятые годы. В 1958 году вышла на русском языке его первая книга “Лицом к лицу”. Перевод с киригизского осуществлял А. Дроздов. Эта небольшая по объему, но яркая по содержанию повесть рассказывает о драматическом периоде нашей истории - Великой Отечественной войне. Она докатилась слезами боли и потерь до далекого киргизского аула. Обожгла Сеиде, главную героиню повести, страшным и позорным словом: “дезертир”.

Всесоюзную, а вслед за тем и европейскую известность принесла Айтматову повесть “Джамиля”, опубликованная в журнале “Новый мир” в 1958 году и названная Луи Арагоном самой трогательной современной повестью о любви.

После учебы в Москве Айтматов работает в республиканской печати, а затем - в течение пяти лет - собственным корреспондентом газеты “Правда” в Киргизии.

В 60-е годы писателем написаны повести “Верблюжий глаз”, “Первый учитель”, “Тополек в красной косынке”, “Материнское поле”. Они рассказывают о трудном становлении Киргизии, о преодолении косности и предрассудков, о победе человеческого духа.

В 70-е годы Айтматов продолжает работать в жанре повести. Появляются “Ранние журавли”, рассказывающие о трудном военном времени, когда подростки, минуя юность, шагнули сразу во взрослую жизнь. Это во многом автобиографическая повесть. Айтматов тоже из этого поколения. “Белый пароход” - трагическая повесть о детстве, разрушенном жестокостью взрослых. Это одна из лучших повестей автора, написанная в 1970 году.

Философская повесть “Пегий пес, бегущий краем моря” затронула самые актуальные вопросы современности. В 80-е годы Айтматов переходит к жанру романа. Им написаны “И дольше века длится день” и “Плаха” - произведения, предостерегающие людей от самоуничтожения. В них ярко и бескомпромиссно поставлены самые “трудные” вопросы современности: о наркомании, бездуховности, экологии души.

В 90-е годы писателем опубликованы: повесть “Белое облако Чингисхана” к роману “Буранный полустанок”, романы “Богородица в снегах” и “Тавро Кассандры”. “Одна, но маленькая страсть” одухотворяет все, написанное Ч. Айтматовым,- любовь. В любви для его героев - все: и жизнь, и судьба, и надежды на счастье. А значит - и поле, и космос, и буря, и синяя ночь, и утоление жажды приключений, и встреча-общение с другом на языке мечты и свободы. Именно такие нравственные уроки дает Ч. Айтматов. Каков же необходимый урок? Полюби - и станешь больше человеком. Но не спрашивай: а как полюбить? Слушай свое сердце. Оно, обновленное чувством восхищения, сострадания и верой в счастье,- а это во многом дается благодаря влиянию прекрасных книг,- даст самый лучший ответ.

Чингиз Торекулович Айтматов не только профессиональный писатель, но и общественный деятель. Он ведет огромную работу по сохранению уникального озера Иссык-Куль и его инфраструктуры, а в последние годы является полномочным рослом Киргизии в Бельгии.

Он полон творческих планов, заканчивает работу над очередным романом, и если первые произведения были написаны на киргизском языке и переведены на русский Дроздовым, то, начиная с повести “После сказки”, Айтматов пишет по-русски, затем переводит на киргизский язык.

Абсолютное владение русским языком принесло Ч. Айтматову не только широкую читательскую аудиторию и заслуженную любовь миллионов людей, оно поставило его в ряд русских классиков, позволило занять достойное место в ряду современных писателей.

И ван Тургенев был одним из самых значимых русских писателей XIX века. Созданная им художественная система изменила поэтику романа как в России, так и за рубежом. Его произведения восхваляли и жестко критиковали, а Тургенев всю жизнь искал в них путь, который привел бы Россию к благополучию и процветанию.

«Поэт, талант, аристократ, красавец»

Семья Ивана Тургенева происходила из старинного рода тульских дворян. Его отец, Сергей Тургенев, служил в кавалергардском полку и вел весьма расточительный образ жизни. Для поправки финансового положения он вынужден был жениться на немолодой (по меркам того времени), но очень состоятельной помещице Варваре Лутовиновой. Брак стал для них обоих несчастливым, их отношения не складывались. Их второй сын, Иван, родился спустя два года после свадьбы, в 1818 году, в Орле. Мать записала в своем дневнике: «…в понедельник родился сын Иван, ростом 12 вершков [примерно 53 сантиметра]» . Всего детей в семье Тургеневых было трое: Николай, Иван и Сергей.

До девяти лет Тургенев жил в имении Спасское-Лутовиново в Орловской области. У его матери был непростой и противоречивый характер: ее искренняя и сердечная забота о детях сочеталась с суровым деспотизмом, Варвара Тургенева нередко била сыновей. Однако она приглашала к детям лучших французских и немецких гувернеров, говорила с сыновьями исключительно по-французски, но при этом оставалась поклонницей русской литературы и читала Николая Карамзина , Василия Жуковского, Александра Пушкина и Николая Гоголя .

В 1827 году Тургеневы переехали в Москву, чтобы дети смогли получить лучшее образование. Спустя три года Сергей Тургенев ушел из семьи.

Когда Ивану Тургеневу было 15 лет, он поступил на словесный факультет Московского университета . Тогда же будущий писатель впервые влюбился в княжну Екатерину Шаховскую. Шаховская обменивалась с ним письмами, но ответила взаимностью отцу Тургенева и тем самым разбила его сердце. Позже эта история стала основой повести Тургенева «Первая любовь».

Через год Сергей Тургенев скончался, и Варвара с детьми переехала в Петербург, где Тургенев поступил в Петербургский университет на философский факультет. Тогда он серьезно увлекся лирикой и написал первое произведение - драматическую поэму «Стенo». Тургенев отзывался о ней так: «Совершенно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду» . Всего за годы учебы Тургенев написал около сотни стихотворений и несколько поэм. Некоторые его стихи опубликовал журнал «Современник» .

После учебы 20-летний Тургенев отправился в Европу, чтобы продолжить образование. Он изучал античных классиков, римскую и греческую литературу, путешествовал по Франции, Голландии, Италии. Европейский уклад жизни поразил Тургенева: он пришел к выводу, что Россия должна избавиться от некультурности, лени, невежества, следуя за западными странами.

Неизвестный художник. Иван Тургенев в возрасте 12 лет. 1830. Государственный литературный музей

Эжен Луи Лами. Портрет Ивана Тургенева. 1844. Государственный литературный музей

Кирилл Горбунков. Иван Тургенев в молодости. 1838. Государственный литературный музей

В 1840-х годах Тургенев вернулся на родину, получил степень магистра греческой и латинской филологии в Петербургском университете, даже написал диссертацию - однако защищать ее не стал. Интерес к научной деятельности вытеснило желание писать. Именно в это время Тургенев познакомился с Николаем Гоголем, Сергеем Аксаковым, Алексеем Хомяковым, Федором Достоевским , Афанасием Фетом и многими другими литераторами.

«На днях возвратился из Парижа поэт Тургенев. Что за человек! Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет, - я не знаю, в чем природа отказала ему?»

Федор Достоевский, из письма к брату

Когда Тургенев вернулся в Спасское-Лутовиново, у него случился роман с крестьянкой Авдотьей Ивановой, который закончился беременностью девушки. Тургенев хотел жениться, но его мать со скандалом выслала Авдотью в Москву, где та родила дочь Пелагею. Родители Авдотьи Ивановой поспешно выдали ее замуж, а Пелагею Тургенев признал только через несколько лет.

В 1843 году под инициалами Т. Л. (Тургенез-Лутовинов) вышла поэма Тургенева «Параша». Ее очень высоко оценил Виссарион Белинский, и с этого момента их знакомство переросло в крепкую дружбу - Тургенев даже стал крестным сына критика.

«Этот человек необыкновенно умный... Отрадно встретить человека, самобытное и характерное мнение которого, сшибаясь с твоим, извлекает искры».

Виссарион Белинский

В том же году Тургенев познакомился с Полиной Виардо. Об истинном характере их отношений до сих пор спорят исследователи творчества Тургенева. Они познакомились в Санкт-Петербурге, когда певица приехала в город с гастролями. Тургенев часто путешествовал вместе с Полиной и ее мужем, искусствоведом Луи Виардо, по Европе, гостил в их парижском доме. В семье Виардо воспитывалась его внебрачная дочь Пелагея.

Беллетрист и драматург

В конце 1840-х годов Тургенев много писал для театра. Его пьесы «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне» и «Провинциалка» были весьма популярны у публики и тепло принимались критиками.

В 1847 году в журнале «Современник» вышел рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч», созданный под впечатлением от охотничьих путешествий писателя. Немного позже там же были опубликованы рассказы из сборника «Записки охотника» . Сам сборник вышел в свет в 1852 году. Тургенев называл его своей «Аннибаловой клятвой» - обещанием бороться до конца с врагом, которого он ненавидел с детства - с крепостным правом.

«Записки охотника» отмечены такой мощью таланта, которая благотворно действует на меня; понимание природы часто представляется вам как откровение».

Федор Тютчев

Это было одно из первых произведений, открыто говоривших о бедах и вреде крепостничества. Цензора, допустившего «Записки охотника» к печати, по личному распоряжению Николая I уволили со службы с лишением пенсии, а сам сборник запретили переиздавать. Цензоры объяснили это тем, что Тургенев хоть и поэтизировал крепостных, преступно преувеличил их страдания от помещичьего гнета.

В 1856 году в печать вышел первый крупный роман писателя - «Рудин», написанный всего за семь недель. Имя героя романа стало нарицательным для людей, у которых слово не согласуется с делом. Спустя три года Тургенев опубликовал роман «Дворянское гнездо» , который оказался невероятно популярен в России: каждый образованный человек считал своим долгом его прочитать.

«Знание русской жизни, и притом знание не книжное, а опытное, вынесенное из действительности, очищенное и осмысленное силою таланта и размышления, оказывается во всех произведениях Тургенева…»

Дмитрий Писарев

С 1860 по 1861 год в «Русском вестнике» публиковались отрывки романа «Отцы и дети» . Роман был написан на «злобу дня» и исследовал общественные настроения того времени - в основном взгляды нигилистически настроенной молодежи. Русский философ и публицист Николай Страхов писал о нем: «В «Отцах и детях» он показал явственнее, чем во всех других случаях, что поэзия, оставаясь поэзиею... может деятельно служить обществу...»

Роман был отлично принят критиками, впрочем, не получив поддержки либералов. В это время осложнились отношения Тургенева со многими друзьями. Например, с Александром Герценом : Тургенев сотрудничал с его газетой «Колокол». Герцен видел будущее России в крестьянском социализме, считая, что буржуазная Европа изжила себя, а Тургенев отстаивал идею об усилении культурных связей России и Запада.

Острая критика обрушилась на Тургенева после выхода его романа «Дым». Это был роман-памфлет, который одинаково остро высмеивал и консервативную российскую аристократию, и революционно настроенных либералов. По словам автора, его ругали все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку - особенно сбоку».

От «Дыма» к «Стихам в прозе»

Алексей Никитин. Портрет Ивана Тургенева. 1859. Государственный литературный музей

Осип Браз. Портрет Марии Савиной. 1900. Государственный литературный музей

Тимофей Нефф. Портрет Полины Виардо. 1842. Государственный литературный музей

После 1871 года Тургенев жил в Париже, изредка возвращаясь в Россию. Он активно участвовал в культурной жизни Западной Европы, пропагандировал русскую литературу за рубежом. Тургенев общался и переписывался с Чарльзом Диккенсом, Жорж Санд, Виктором Гюго, Проспером Мериме, Ги де Мопассаном, Гюставом Флобером.

Во второй половине 1870-х годов Тургенев опубликовал свой самый масштабный роман «Новь», в котором резко сатирически и критически изобразил членов революционного движения 1870-х годов.

«Оба романа [«Дым» и «Новь»] только выявили его все возрастающее отчуждение от России, первый своей бессильной горечью, второй - недостаточной информированностью и отсутствием всякого чувства реальности в изображении могучего движения семидесятых годов».

Дмитрий Святополк-Мирский

Этот роман, как и «Дым», не был принят коллегами Тургенева. Например, Михаил Салтыков-Щедрин писал, что «Новь» была услугой самодержавию. При этом популярность ранних повестей и романов Тургенева не уменьшилась.

Последние годы жизни писателя стали его триумфом как в России, так и за рубежом. Тогда появился цикл лирических миниатюр «Стихотворения в прозе» . Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал ее «Русский язык» - знаменитый гимн о вере в великое предназначение своей страны: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Этот сборник стал прощанием Тургенева с жизнью и искусством.

В это же время Тургенев встретил свою последнюю любовь - актрису Александринского театра Марию Савину. Ей было 25 лет, когда она сыграла роль Верочки в пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Увидев ее на сцене, Тургенев был поражен и открыто признался девушке в чувствах. Мария считала Тургенева скорее другом и наставником, и их брак так и не состоялся.

В последние годы Тургенев тяжело болел. Парижские врачи ставили ему диагноз грудная жаба и межреберная невралгия. Скончался Тургенев 3 сентября 1883 года в Буживале под Парижем, где прошли пышные прощания. Похоронили писателя в Петербурге на Волковском кладбище. Смерть писателя стала потрясением для его поклонников - и процессия из людей, пришедших проститься с Тургеневым, протянулась на несколько километров.


КЛЮЕВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ Ресурс проверен

(1884-1937), русский поэт. Художественно-поэтическая система Клюева, опирающаяся на язык и формы богослужебной обрядности, древнерусскую книжность и фольклор, в послеоктябрьский период уснащалась злободневной политической лексикой, приводящей к стилевому и содержательному эклектизму. Оказал влияние на творчество С.Есенина. Среди произведений поэта - поэмы "Деревня", "Соловки", "Погорельщики" и др.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

ГУДЗЕНКО, СЕМЕН ПЕТРОВИЧ Ресурс проверен

Русский поэт. Родился в 1922. В поэтических сборниках Гудзенко, навеянных многочисленными поездками по стране - "Закарпатские стихи", 1948; цикл "Поездка в Туву", 1949; "Новые кра"я, 1953; поэма "Дальний гарнизон" и др, как и в опубликованных в 1962 его дневниковых "Армейских записных книжках", высвечивается траектория жизненного пути поэта.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

КУШНЕР, АЛЕКСАНДР СЕМЕНОВИЧ Ресурс проверен

(р. 1936), русский поэт, эссеист. Выпустил стихотворные сборники Первое впечатление (1963), Ночной дозор (1966), Приметы (1969), Письмо (1974), Прямая речь (1975), Голос (1978), Таврический сад (1984), Дневные сны, (1985), Живая изгородь (1988), Флейтист (1990), Ночная музыка (1991), На сумрачной звезде. Кушнер - мастер поэтического перевода, точностью и тонкостью интерпретации выделяются его переводы стихов одного из ведущих английских поэтов послевоенного поколения Ф.Ларкина. Автор стихов для детей.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

СЛУЧЕВСКИЙ, КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Ресурс проверен

(1837–1904), русский поэт и прозаик. Ему присущ широкий жанрово-тематический диапазон творчества - он публицист (Явления русской жизни под критикою эстетики), прозаик (роман "От поцелуя к поцелую", сборники повестей и рассказов "Виртуозы", "Застрельщики", "Тридцать три рассказа", "Исторические картинки" и др.) и поэт "Сочинения К.К.Случевского в шести томах".

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

САКУЛИН, ПАВЕЛ НИКИТИЧ Ресурс проверен

(1868–1930), русский филолог, литературовед, историк русской мысли. Автор книг о жизни и творчестве многих деятелей русской культуры – Ломоносове, Тургеневе, Жуковском, Некрасове и др.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

БИАНКИ, ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ Ресурс проверен

Русский писатель. Родился в 1894, создатель "Лесной газеты на каждый год", а также "Детского клуба Колумбов" посвятил ребятам немало сочинений. Среди которых – повесть "Одинец", главный герой которой – могучий лось – умудряется перехитрить команду опытных охотников.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

ИЛЬИНА, НАТАЛИЯ ИОСИФОВНА Ресурс проверен

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

БАБАЕВСКИЙ, СЕМЕН ПЕТРОВИЧ Ресурс проверен

Русский писатель. Родился в 1909. Настоящая слава пришла к Бабаевскому с дилогией "Кавалер Золотой Звезды " и "Свет над землей", официально признанной лучшим произведением о фронтовике, организующем подъем в послевоенном селе. Романы дилогии переведены на множество языков страны и мира; "Кавалер Золотой Звезды" экранизирован и инсценирован, по его мотивам создана опера.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

ОГАРЕВ, НИКОЛАЙ ПЛАТОНОВИЧ Ресурс проверен

(1813–1877), русский поэт, публицист, революционный деятель. Поэтическое и публицистическое творчество Огарева составляет существенную часть истории отечественной литературы 19 в. Автор трактата "Profession de foi" ("Исповедание веры"), социально-экономические изыскания конца 1840-х годов (Замечания на статью..., 1847, и др.), обличительные статьи и прокламации, концептуальные статьи, посвященные критике теории «искусства для искусства» и др. Он - автор стихотворных циклов "Воспоминания детства", "Настоящее и думы", сатирических стихов и эпиграмм, переводов из Г.Гейне, Фр.Шлегеля, незавершенных драматических сцен "Исповедь лишнего человека" и др.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

ВАСИЛЬЕВ, БОРИС ЛЬВОВИЧ Ресурс проверен

Русский писатель. Родился в 1924. Печатается с 1954 (пьеса о послевоенной армии "Танкисты" и др.) Проблемы «смутного времени» (исторического «тупика» и поиски выхода из него) – центральные в исторических романах "Вещий Олег" и "Князь Ярослав и его сыновья". Сходные вопросы поднимает писатель и в своих многочисленных публицистических статьях.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

ВОЛЬПИН, МИХАИЛ ДАВЫДОВИЧ Ресурс проверен

(1902–1988), русский сценарист, поэт. Опубликовал в периодике много сатирических стихотворений, писал комедии, скетчи. Сценарии Вольпина и Эрдмана, по которым были сняты полнометражные художественные либо мультипликационные фильмы, составили целую эпоху в кинематографе.

Бюджетное образовательное учреждение

Чувашской Республики среднего профессионального образования

"Чебоксарский электромеханический колледж"

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Дисциплина: Физика

Жизнь и творчество писателя Андрея Битова

Введение

Биография

Творчество

Библиография

Заключение

Введение

Прозаик - писатель, сочиняющий литературные произведения в прозе.

Эссеист - писатель, который пишет эссеистические произведения.

Биография

Андрей Георгиевич Битов родился 27 мая в Ленинграде, на Петроградской стороне. Отец, Г.Л. Битов, - архитектор, мать, О.А. Кедрова, - юрист. Брат Олег - известный советский журналист - международник.

В 1954 году окончил среднюю школу № 213 (тогда она располагалась на набережной Фонтанки) - первую в Ленинграде школу с преподаванием ряда предметов на английском языке. В 1957 году поступил в Ленинградский горный институт, где участвовал в работе литобъединения под руководством Глеба Семёнова. Русский поэт, руководитель литературных объединений молодых писателей. Там работали такие известные ныне поэты, как А. Кушнер, А. Городницкий, В. Британишский, Г. Горбовский и др. В 1957-1958 служил в стройбате на Севере. В 1957 году сборник литобъединения, в который вошли и первые произведения А. Битова, был сожжен во дворе института в связи с событиями в Венгрии. Тогда же Битов был исключен из института и попал в армию, в стройбат на Севере. В 1958 году ему удалось демобилизоваться, восстановиться в институте, который он окончил в 1962 году. В 1958 г. восстановился в институте, окончил геологоразведочный факультет в 1962. В 1965-1967 годах он учился на Высших сценарных курсах при Госкино в Москве. Его сокурсниками были Р. Габриадзе, В. Маканин, Р. Ибрагимбеков, Г. Матевосян. 1973-1974 годы были годами учебы в аспирантуре Института мировой литературы (ИМЛИ). Диссертация, написанная им по специальности "теория литературы", была представлена к защите, но защищать ее он не стал.

Творчество

Писать начал в 1956 году. В первые 1-2 года своей литературной жизни Битов сошелся с Л. Агеевым, В. Британишским, С. Вольфом, Я. Виньковецким, Л. Гладкой, А. Городницким, Э. Кутыревым, А. Кушнером, Е. Кумпан и др. тогдашними молодыми авторами. Писал стихи, подражая Виктору Голявкину начал писать короткие абсурдистские рассказы, впервые опубликованные в 1990-х гг. Часто в интервью называл себя непрофессиональным писателем. Особенностью рассказов писателя Голявкина является их краткость вместе с остроумным доброжелательным юмором. Это нечасто встречающаяся в литературе особенность - краткость. Такой ёмкий краткий стиль требует особого писательского мастерства, которым Голявкин владел, как никто другой. Герои его рассказов всегда хоть и смешные, но деятельные и обаятельные. В первые 1-2 года своей литературной жизни Битов сошелся с Л. Агеевым, В. Британишским, С. Вольфом, Я. Виньковецким, Л. Гладкой, А. Городницким, Э. Кутыревым, А. Кушнером, Е. Кумпан и др. тогдашними молодыми авторами.

В 1960 он - участник конференции молодых писателей Ленинграда (вместе с Р. Грачевым, Я. Длуголенским, Б. Сергуненковым и др.). Особенную роль в формировании внутреннего мира Битова сыграли его первая жена Инга Петкевич, вулканолог Генрих Штейнберг, поэт Глеб Горбовский, прозаики Виктор Голявкин, Рид Грачев, Генрих Шеф. Много помогло сравнительно удачной литературной судьбе Битова и то обстоятельство, что в его даровании изначально были уверены самые авторитетные среди молодежи ленинградские писатели старшего поколения: Л.Я. Гинзбург, Г.С. Гор, В.Ф. Панова, Л.Н. Рахманов, М.Л. Слонимский. В частности, последний руководил ЛИТО при издательстве "Советский писатель", которое Битов посещал в начале 1960-х.

Проработав после института меньше года буровым мастером Невской геологической партии на Карельском перешейке, Битов в 25 лет вступает на путь профессионального литератора. В 1965 он принят в СП, в 1965-66 учится на Высших сценарных курсах в Москве и с тех пор делит свою жизнь между двумя столицами.

Первые рассказы Битов напечатаны в альманахе "Молодой Ленинград" (1960) - "Бабушкина пиала", "Иностранный язык", "Фиг". Первый сборник рассказов "Большой шар" издан в 1963.

Утвердила авторитет Битов в глазах читателей, как это и бывало в поздние советские годы, ругательная, официальная критика. Рассказ "Жены нет дома" из сборника "Большой шар" включен был партийными идеологами в один негативный перечень с "Вологодской свадьбой" А. Яшина и "Матрениным двором" А. Солженицына. Битов, вместе с Голявкиным, уличались в "чрезмерной приниженности и растерянности изображаемых ими героев".

В первую очередь Битов вернул отечественной прозе придушенного в советские годы, приравненного к "обывателю" и "мещанину" "маленького человека" как магистрального литературного героя. Причем не в облике Акакия Акакиевича, а в облике пушкинского бунтующего Евгения из "Медного всадника". Больше того, в прозе Битова "на коне" оказывается не властелин, а сам Евгений. Ни в будущем, ни в прошлом нет для писателя тайны значительнее той, что скрыта в бытии простого современного человека среди обыденных увлечений и забот. Душа этого человека - это душа современного искусства. И если литература почитается совестью общества, то писателю следует быть максимально совестливым по отношению к своему герою, а не к обществу. Недоступная цель искусства осознается Битовым так:". совершенно совпасть с настоящим временем героя, чтобы исчезло докучное и неудавшееся, свое" ("Ахиллес и черепаха").

Рассказ "Пенелопа" (1962, опубликованный в 1965) - вариация той же психологической коллизии, что отражена в рассказе "Жены нет дома". Неизбывный мотив помощи (или ее ужасного отсутствия)"маленькому человеку" Битов выворачивает наизнанку, толкует его как лживый. Из объекта чужого воздействия герой прозы Битова превращается в субъект, воздействующий на свою и чужую жизнь. Априорную ценность представляет заложенное в герое сознание, его рефлексия, а не бытие. В "маленьком человеке" Битов распознал большого индивидуалиста, "перл творения".

Этот "маленький человек" страдает. Но исключительно потому, что обладает развитым чувством самоуязвляемого достоинства. Да, он герой трагедии - миру не нужной и невидимой. Делать ее чьим-либо достоянием не в его природе и не в его правилах. Насмешливая корректность самоидентификации персонажей - своего рода тавро прозы Битов, как и всей молодой ленинградской прозы. Но именно Битов написал в повести "Сад" (опубл. 1967) прямо: ""Господи! Какие мы все маленькие!" - воскликнул странный автор. "Это так! Это так!" - радовался Алексей". Подобная радость, пожалуй, никому, кроме как герою Битова, в русской литературе ведома не была. Разгадка в том, что именно такой человек создан "по образу и подобию" Божию. Все остальные - мутанты "исторического прогресса".

Укладывающиеся в рамки обычной реалистической прозы сюжеты рассказов и небольших повестей Битова срастаются в неканонические художественные образования. Художественная интуиция писателя преодолевает жанр, предвосхищая идеи постмодернизма. Вместо "жанра" структурообразующей единицей прозы выделяется "текст". Написанные вроде бы в строго реалистической тональности повести "Жизнь в ветреную погоду", "Сад" осмысляются как целое то внутри "складня" "Дачная местность" (с кинематографическим подзаголовком "Дубль"), то внутри "романа-пунктира" "Улетающий Монахов". Степень рефлексии по поводу собственного текста у Битов становится такой, что произведение само стремится к авторскому комм., не может без него существовать. Рассказанный "случай из жизни" у Битова лишь имитировал привычную для традиционного реалистического рассказа фабулу. Дух поэтического осмысления жизни, дух эссеизма становится у Битова довлеющим себе творческим методом.

В книгах второй половины 1960-х - "Такое долгое детство" (1965), "Дачная местность" (1967), "Путешествие к другу детства" (1968), "Аптекарский остров" (1968) - герои странствуют по направлению к самим себе, и их неосязаемый опыт стоит соблазна встать "твердой ногой на твердое основание" "большого мира". Битовский герой, как пишет Т.А. Сотникова, "не может идентифицировать себя с действительностью, но по причинам не идеологическим, а экзистенциальным. Этим он отличается от литературных героев большинства авторов-шестидесятников".

Серьезными, экзистенциально пережитыми, оказались встречи с Арменией и Грузией - уже не только (или не столько) с людьми, но - с отечеством "неземным", с храмами, вписанными в природу и "не заслоненными человеком и делами рук его" ("Уроки Армении"), встречи с умозрением о "божественной норме", завершившиеся принятием символа веры. Здесь утвердилась и лит. точка отсчета - Пушкин. Пушкин как априорная, "божественная" данность, порождающая "текст": "За Пушкинским перевалом, где библейский пейзаж Армении начинает уступать теплому и влажному дыханию Грузии и все так плавно и стремительно становится другим." ("Грузинский альбом"). Пушкин - это и "Ворота в мир", и "Врата мира". И он же символ национальной самоидентификации. "Ничего более русского, чем язык, - пишет В., - у нас нет".

Между "Уроками Армении" (1967-69) и "Грузинским альбомом" (1970-73) явился "Пушкинский дом", фрагментами печатавшийся в периодике, но изданный сначала в США (издательство "Ардис", 1978). На родине роман напечатан в 1987 (Новый мир. №10-12), а в каноническом полном объеме лишь в 1999 (СПб.: издательство Ивана Лимбаха). "И русская литература, и Петербург (Ленинград), и Россия, - все это так или иначе Пушкинский дом без его курчавого постояльца", - говорит автор. Разделы произведения - "Отцы и дети", "Герой нашего времени", "Бедный всадник" - плюс пролог, озаглавленный "Что делать?", свидетельствуют как о "величии замысла", так и о пародии на это "величие". Роман вообще вырос из анекдота, из услышанной автором истории про одного почтенного сотрудника, учинившего лихую вечеринку в стенах известнейшего во всем культурном мире академического учреждения. Сам автор в Пушкинском доме не бывал, но застолье как специфически русскую, "деконструктивную" форму культуры представлял хорошо. Собственно, и сам был этой культуры заметным носителем. Тема безудержного пьянства - тема вообще для нашей прозы философская. Знаменательно, что "Пушкинский дом" писался в то же время, что и другое важнейшее произведение на эту тему - "Москва-Петушки" (1969) Венедикта Ерофеева. Фактическая пьянка в Пушкинском доме - это и есть тот единственный день-ночь, который явлен в романе. Подобным образом Джойс в "Улиссе" описал всего один день из жизни Дублина. Что это за день у Битова - сюжетная тайна романа, не названная критикой в виду ее уж слишком "нахальной" очевидности: в указанной на первой же странице романа дате - "8 ноября 196. года" - пропущена цифра "7". То есть действие происходит в 50-ю годовщину большевистской революции. Точно так же, как в романе описан всего один день, в романе реален лишь один герой - его автор. Потому что говорится в романе о ценностях внутреннего бытия, о том, о чем пишутся стихи - от первого лица. Хотя физически автор сидит в романе в "затененном углу" и куда более рельефны и колоритны, чем он сам, любые другие персонажи - разных поколений, разной степени привлекательности и значимости. Их реальность - это реальность зеркальных отражений, направленных в сторону автора. Из этой системы неправильных, кривых зеркал состоит весь роман. Построен он на взаимном отражении антиномичных сущностей. Начиная с самой высокой - есть Бог или нет Бога. Есть отец или нет отца. Есть любовь или нет любви. Есть друг или нет друга. Подчинен человек истории или не подчинен. Все эти системы отражений создают полупрозрачную, с натуры не списанную, характерно петербургскую конструкцию, которая вместе с тем совершенно реальна. Потому что свободна.

Сразу после "Пушкинского дома" написана повесть-эссе "Птицы, или Новые сведения о человеке" (1971). Она стала зачином самого крупного создания Битова дальнейших лет - "романа-странствия" "Оглашенные". Повесть написана о двоящейся сущности человеческого бытия. Мысль, наглядно закрепленная фабулой и образами этой вещи: "Мы живем на границе двух сред. Это принципиально. Мы не то и не другое. Только птицы и рыбы знают, что такое среда. Они об этом, конечно, не знают, а - принадлежат. Вряд ли и человек стал бы задумываться, если бы летал или плавал. Чтобы задуматься, необходимо противоречие. "

В 1979 Битов участвует как автор ("Последний медведь", "Глухая улица", "Похороны доктора") и составитель (с В. Аксеновым, В. Ерофеевым, Ф. Искандером и Е. Поповым) в московском литературном альманахе "Метрополь", бывшем, по словам Ерофеева, "попыткой борьбы с застоем в условиях застоя". В СССР альманах не напечатали, зато он тут же вышел в США по-русски и переведен на английский и французский. На родине Битова отлучили от печатного станка до 1985. Что тут же "компенсировалось" изданием в Европе и США.

В эти годы Битов пишет повесть "Человек в пейзаже" (1983), ставшую второй частью "Оглашенных". Название влечет за собой истолкование в духе Анджея Вайды: "Человек в пейзаже после битвы". Битвы цивилизации и природы. Битов описывает ее с кинематографической выразительностью. Идеальное место в его повести найдено и занято - художником. Ответ дан. Видно ему отсюда далеко, "во все концы света". Но не видно, кем он сюда поставлен. Зато ясно, зачем и почему: осознать трагичность своего положения. Чем оно идеальнее, тем безнадежнее: выразить, "что есть Истина", очутившись перед Ее лицом, в средостении мира, художник не в состоянии. Вопросы он может задавать, исходя из данности, из готовых ответов. Из главного ответа на жизнь, заключенного в феномене смерти: "Культура, природа. бурьян, поваленные кресты. Испитое лицо. Тяжко вообразить, как здесь было каких-нибудь три-четыре века назад, когда строитель пришел сюда впервые. Как тут было плавно, законченно и точно. <. > Культура, природа. Кто же это все развалил? Время? История?. <. > Кто же это все не любит, когда мы все это любим? Кто же это так не любит нас?"

Персонажи двух первых повестей "Оглашенных" - рассказчик, доктор ДД, художник ПП - сошлись в третьей, названной "Ожидание обезьян" (1993). Накаленные дискуссии в неформальной обстановке растянулись и приблизились в "Ожидании обезьян" к еще одной раскаленной точке нашего исторического пейзажа - 1984 году. Подтекст обогащается и антиутопией Оруэлла, и вопросом Андрея Амальрика "Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?", и общими рассуждениями обо всех наших безобразиях, об их "творцах". А также об ответственности за сотворенное. Роман даже был расценен как "повесть о крушении империи, тайный сдавленный плач о ней" (Лев Аннинский // Литературная газета. 1993.27 окт.) и вообще как признание в "имперскости".

Не скрытый замысел "Оглашенных" состоит в том, чтобы увидеть в бытии "маленького человека" - творца, не совладавшего с творением, но все же гениального. Вот проложенный в "Оглашенных" путь осознания человеком себя:". неужто. а может быть. а вдруг мы еще ранние христиане?., а почему бы и нет?., безумствуем как оглашенные. Повергли идолов - идолизировали Христа. повергли Христа - идолизировали человека. Пришла пора и себя опровергнуть." "Оглашенные", "идолопоклонники", крещение приняли, в храм введены. Но и дел - безумных и неправедных - понатворили. Такую антиномию диктует писателю сам русский язык.

Если в тоталитарном обществе Битову удавалось сводить концы с концами вольным трудом, то в свободные времена концы оказались на привязи у работодателей: "Пожалуй, до 1985 года я никогда не писал по заказу, чем было принято гордиться. Впрочем, не так уж трудно было беречь эту честь смолоду: никто и не просил" ("Робинзон и Гулливер"). Так что тяжесть нового ярма Битов не преувеличивает. Захотелось, например, издать отдельной книжкой свои стихи, и он это тут же делает-в двух вариантах: сборники "Дерево" (1997) и "В четверг после дождя" (1997). Эти же стихи (часть) можно смешать с эссеистикой и получить еще одну книжку - еще одно "Дерево" (1998). Можно и астрологией заняться и утвердить "Начатки астрологии русской литературы" (1994). И свою "первую" книгу выпустить, через 40 лет после написания: "Первая книга автора (Аптекарский проспект,

)" (1996). Размышлениям о Пушкине посвящены книги "Предположение жить.1836" (1999), "Вычитание зайца.1825" (2001). И т.д.

творчество писатель битов

Библиография

1960 - три рассказа в альманахе "Молодой Ленинград"

- "Большой шар"

- "Такое долгое детство"

- "Дачная местность"

1969 - "Уроки Армении"

- "Аптекарский остров", "Путешествие к другу детства"

- "Образ жизни"

- "Семь путешествий", "Дни человека"

- "В четверг и больше никогда" (КИНОСЦЕНАРИЙ)

- "Пушкинский дом"

- "Грузинский альбом"

- "Статьи из романа", "Книга путешествий"

- "Человек в пейзаже", "Последняя повесть"

- "Повести и рассказы", "Пушкинский дом"

- "Улетающий Монахов"

- "Мы проснулись в незнакомой стране", "Жизнь в ветреную погоду"

- "Ожидание обезьян", "Вычитание зайца"

- "Оглашенные"

- "Новый Гулливер", "В четверг после дождя", "Записки новичка"

- "Обоснованная ревность", "Неизбежность ненаписанного", "Дерево"

- "Похороны Доктора"

- "Преподаватель симметрии"

НАГРАДЫ

1984 - Орден "Знак Почёта"

Пушкинская премия фонда А. Тепфера (Германия)

Премия за лучшую иностранную книгу года (Франция), за роман "Пушкинский дом" и премия Андрея Белого (Санкт-Петербург)

Государственная премия Российской Федерации за роман "Улетающий Монахов"

Орден "За заслуги в искусстве и литературе" (Франция)

Государственная премия Российской Федерации и премия "Северная Пальмира" за роман "Оглашенные"

Царскосельская художественная премия, медаль Мовсеса Хоренаци (Армения)

Лауреат премий журналов "Дружба народов", "Новый мир", "Иностранная литература", "Звезда", "Огонёк" и др.

С 1997 года - Почётный доктор Ереванского государственного университета и Почетный гражданин города Еревана.

Почётный член Российской академии художеств

Заключение

Книг выпущено в последнее десятилетие XX в. и в начале XXI несравнимо больше, чем в советское время. На всех языках мира. Силою вещей - и в то же время силою от этих вещей не зависимого характера - Битов стал одной из центральных фигур русской литературы, ее посланником в любых регионах планеты. Помимо различных литературных премий и занятых постов (президент русского ПЕН-центра, вице-президент международной ассоциации "Мир культуры", лауреат Государственной премии РФ, кавалер Ордена искусства и литературы Франции и т.п.), о его заслугах и авторитете можно судить хотя бы по установленному его стараниями памятнику Мандельштаму во Владивостоке.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Книга, прочитаная в правильное время, может оказать ошеломительное влияние на жизнь человека. И этому есть немало примеров.

сайт собрал для вас несколько удивительных историй о том, как книги повлияли на жизни знаменитых личностей. А это в свою очередь изменило науку, культуру и экономику всего мира. Мы еще раз убеждаемся, что слово - великая сила!

Прочитав книгу Кафки «Превращение», Маркес понял, что обязательно должен стать писателем. Обычно он читал, чтобы уснуть, но не в этот раз. Произведение его настолько потрясло, что он почти не мог спать, а утром сразу бросился писать.

Сам он очень хорошо рассказывал об этом: «Метаморфозы» Франца Кафки с первой же строки определили мой новый жизненный путь. Новый день застал меня за машинкой, которую мне одолжили, чтобы попытаться создать что-нибудь похожее на бедного бюрократа из книги Кафки, превратившегося в огромного жука. Все последующие дни я не ходил в университет, опасаясь, что волшебство рассеется, зависть, выражавшаяся в каплях пота, покрывала мое лицо".

Джейн Остин - любимый писатель Джоан Роулинг, а «Эмма» - самый любимый роман. Огромное впечатление на Роулинг произвело мастерство, с каким Остин описала тайну вокруг отношений Фрэнка и Джейн, которая томит читателя протяжении всей книги. Джоан признавалась, что всю жизнь старается, но создать такую же интригу, как у Остин, у нее не получается. Думаем, что отчасти ей это удалось в «Случайной вакансии» .

«Трактат о человеческой природе» состоит из трех книг: «О познании», «Об аффектах», «О морали». В первой книге Юм, знаменитый английский философ, рассуждает об относительности таких понятий, как пространство, время, знание, а также о вероятности, включая понятия причины и следствия.

Эйнштейн не раз говорил о том, какое большое значение «Трактат» сыграл в его жизни и как он подтолкнул его к созданию Теории относительности. Он помог ему отступить от привычных понятий пространства и времени и сформулировать главные постулаты его работы. «Вполне вероятно, что без чтения этих философских трудов я бы никогда не пришел к своим выводам», - признавался он.

У американского физика и нобелевского лауреата Ричарда Фейнмана было много необычных увлечений - от музыки до взламывания сейфов. А кроме того, он был отличным писателем и юмористом - его автобиографическая книга, полная юмора и забавных историй, стала настоящим бестселлером.

Брина более всего впечатлило то, насколько Фейнман был открыт новому и как он стремился стать Леонардо да Винчи своего времени. Сергей осознал, насколько важно быть творческой и развивающейся личностью. Это, во-многом, определило успех Google.

Многие были впечатлены «Парфюмером», но редкий человек может сказать, что любит книгу. Курт Кобейн - один из этих немногих, он постоянно носил книгу с собой и часто перечитывал. При этом книга, похоже, повлияла на него не очень хорошо. «Я прочитал „Парфюмера“ по крайней мере раз десять, и все не могу остановиться. Она просто не отпускает меня. Я ипохондрик, и потому она так сильно на меня влияет - просто выворачивает меня наизнанку», - говорил он в интервью за несколько месяцев до смерти.

Отверженный и одиночка Жан-Батист Гренуй ни в ком не встречает участия и любви, но делает духи, равных которым нет на всей земле. Многие готовы видеть тут параллель с жизнью самого Кобейна. Кстати, сюжет книги он использовал в песне «Scentless Apprentice» из альбома In Utero.

Цукерберг прочитал «Энеиду», когда изучал латынь в школе. Поэма рассказывает историю Энея, легендарного троянского героя, который переселился в Италию с остатками своего народа и основал город Лавиний. Марк признавался, что его больше всего впечатляло желание героя построить город не знающий «границ во времени и великолепии» и это место в книге повлияло на его отношение к жизни и к тому, как нужно ставить цели.

Прежний партнер Цукерберга Шон Паркер подтверждает: «Он мечтал о величии, были в нем имперские амбиции - и в 20 лет, и сейчас. Он вылитый герой одной из этих греческих одиссей».

Фотографию, на которой Мэрилин Монро читает «Улисса», считают одной из самых интересных и знаменитых фото секс-символа всех времен. «Она сказала, что хранит „Улисса“ в своей машине и довольно давно его читает, - вспоминала фотограф Ева Арнольд. - Она сказала, что ей нравится его звучание и она бы читала его вслух самой себе».

Книгу забытого сегодня Фурмана о молодом Петре I постоянно читали в доме Булгаковых, и в списке любимых книг писателя она стоит на особом месте. «Плотник» был больше, чем книга - в сложной жизни писателя он стала символом детства и дома, мира безмятежного и «беспечального».

«Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамский плотник», - напишет Булгаков в «Белой гвардии». И в другом месте, как часть утерянного счастья: «Все же, когда Турбиных и Тальберга не будет на свете, (...) в ложах будет пахнуть духами, и дома будут играть аккомпанемент женщины, окрашенные светом, потому что (...) Саардамский Плотник, - совершенно бессмертен».

С тех пор Оден стал светочем и маяком, главным автором в жизни Иосифа Бродского. А «Памяти Йейтса» стало его любимейшим стихотворением и он называл его своим ежедневным карманным руководством. В 1965 году Бродский написал знаменитое произведение «Стихи на смерть Т. С. Элиота», повторяющее по форме и частично по содержанию стихотворение Одена. Первое, что он сделал, эмигрировав из СССР, - поехал в гости к своему кумиру.

«Памяти Йейтса» в переводе И.Бродского

На Хемингуэя из всех писателей (а он перечитал горы книг) больше всего повлиял Лев Толстой, он очень любил «Войну и мир». Русский реалист поразил Хемингуэя своей откровенностью и остротой в раскрытии темы социального зла. В своих романах писатель также поднимал вопросы морали и поиска смысла жизни.

Хэм, который сравнивал литературу с боксом, так говорил о величии Толстого: «Я начал очень скромно и побил господина Тургенева, - говорил он. - Затем - это стоило большого труда, - я побил господина де Мопассана. С господином Стендалем у меня дважды была ничья, но, кажется, в последнем раунде я выиграл по очкам. Но ничего не заставит меня выйти на ринг против господина Толстого ».