Искусство в образовании – путь «вперед и верх. Проблемы художественного образования в россии Подготовка к поступлению в художественный вуз

ШКОЛЯР ЛЮДМИЛА ВАЛЕНТИНОВНА

Доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор ФГНУ «Институт
художественного образования» РАО; г. Москва

Аннотация:

В статье освещается современное состояние российского образования в области различных видов искусства, даётся общее представление о новом направлении гуманитарного знания – педагогике искусства, излагаются принципы художественной дидактики (ассоциативность, вариативность, образность, импровизационность). Автор выделяет общие черты педагогики искусства, последовательно раскрывает основные существующие подходы к образованию молодого поколения через искусство (монохудожественный, полихудожественный, универсальный и др.).

На Всемирной конференции по художественному образованию в Сеуле (май, 2010
год) были инициированы исследования в области образования через искусство. В
настоящее время в России, как и в некоторых других странах СНГ, подготовлены
Концепции образования через искусство, которые являются фундаментальной базой для
дальнейших исследований в этой области. Перспективным направлением в рамках
международного сотрудничества с Бюро ЮНЕСКО в Москве, странами Содружества
Независимых Государств, Московским государственным университетом культуры и
искусств является реализация долгосрочного проекта по созданию и развитию «Web-
обсерватории художественного образования в странах СНГ». Web-обсерватория
представляет собой web-портал, обеспечивающий в первую очередь доступ к
Национальным информационным базам данных по художественному образованию в
странах-участницах.
Web-обсерватория предполагает систематическое наблюдение за развитием
художественного образования в России, ближнем и дальнем зарубежье и будет
способствовать поддержке культурного разнообразия и культурного наследия, более
интенсивному включению искусства в образование детей и юношества на всех ступенях,
распространению инновационных подходов в образовании, и в итоге – повышению его
качества.
В «Дорожной карте художественного образования» ЮНЕСКО перечислен ряд
принципов построения образования в области искусства. Часто спрашивают, что означает
такое название – «дорожная карта»? Недавно я услышала термин из уст премьер-министра
РФ, это касалось экономической сферы. Для меня это план, стратегия замысла, действия
большой повседневной работы, которая приведет к результату, когда художественное
образование будет реально являться одним из важнейших механизмов трансляции всей
системы духовных ценностей, сохранения и воспроизводства культурных традиций.
В теории и практике современного российского художественного образования
сложилось новое направление гуманитарного знания – педагогика искусства. Под
«педагогикой искусства» понимается творчески развивающая педагогика, охватывающая
теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования. Педагогика
искусства как самостоятельная область формировалась на протяжении XX века усилиями
исследователей и художников, выдвигавших гуманистические идеи «воспитания через
искусство», «формирования культуры творческой личности», «пробуждения
человеческого в человеке», «приобщения к искусству как к культуре духовной» и др .
Не отрицая важности общей дидактики, регулирующей учебно-воспитательный
процесс, создатели педагогики искусства выдвинули следующие новые принципы,
принципы художественной дидактики:
- ассоциативность, исходящая из присущей искусству особенности порождать в
сознании человека явления, производные от воспринимаемых идей, образов, смыслов;
- импровизационность как неожиданная и творчески преобразующая сторона
организации процесса обучения;
- образность, помогающая раскрыть явления художественной действительности в
их глубине и целостности;
- вариативность как последовательное изменение замысла при воплощении
художественных образов.
Но хочу подчеркнуть, что новое направление, педагогика искусства, складывается
на основе развития ведущих научных школ: «Теория и практика художественного
воспитания и развития» (А. В. Бакушинский); «Интегрированное обучение и
полихудожественное воспитание» (Б. П. Юсов); «Искусство как часть духовной культуры
человечества» (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский); «Теория эстетического воспитания»
(А. И. Буров); «Театральное образование (Ю. И. Рубина, П. М. Ершов) и
кинообразование» (Ю. Н. Усов).
Наличие в научных школах представителей разных направлений, имеющих свой
индивидуальный творческий почерк, систему представлений и новаторских идей в связи с
проблемой формирования художественной культуры человека как части его духовной
культуры, позволяет глубже понять и осознать методологические предпосылки
становления школ, расширяет представления об исторических корнях тех или иных
явлений отечественной культуры и искусства. Выделены общие черты педагогики
искусства, которые получают развитие в исследованиях лабораторий Института: это
концептуальность, научность, художественность .
Концептуальность выражается, прежде всего, в подходе к художественному
образованию как неотъемлемой и абсолютно обязательной части духовной культуры
человека, когда взгляды человека на искусство не могут быть отделены от взглядов на
жизнь.
Научность заключается в первую очередь в способе рассмотрения художественных
и жизненных проблем методом, адекватным природе человеческого познания,
вытекающим из природы и закономерностей искусства. Отсюда следует необходимость
формирования у школьников философского уровня мышления.
Художественность проявляет себя как подход, продиктованный сущностью самого
исследуемого (познаваемого) предмета; как руководящий принцип отбора содержания и
методических основ его раскрытия; как организующее начало, проявляющееся в
органическом единстве содержания и форм художественного образования.
На современном этапе развития российского художественного образования
выделены его основные подходы.
Монохудожественный подход основывается на общем и углублённом изучении
отдельных видов искусства (музыки, изобразительного искусства, хореографии и др.) в
рамках обязательного учебного плана или во внеурочной художественной деятельности.
Данный подход реализуется в системе общего среднего образования, музыкальных,
художественных, хореографических школах, учреждениях среднего и высшего
профессионального образования.
Полихудожественный, то есть целостный, подход к преподаванию, когда в центре
процесса находится не предмет изучения (музыка, изобразительное искусств, слово
и т. п.), а сам ребенок, с присущей ему полихудожественной природой детства. Занятия в
рамках такого подхода предполагают гармоничное развитие растущего человека с
помощью разных видов детского творчества – музыкального, изобразительного,
театрального, хореографического и т. п. Это стимулирует развитие творческого
воображения детей, что является предпосылкой дальнейшей учебной деятельности. В
настоящее время этот подход наиболее широко применяется в учреждениях дошкольного
образования и в начальной школе .
Третий подход к художественному образованию, приобретающий всё большую
актуальность в настоящее время, основан на использовании искусства как метода
преподавания предметов гуманитарного, естественнонаучного и математического
направлений. Примером широкого применения этого подхода является восприятие
произведений музыкального и изобразительного искусства, обращение к страницам
биографий выдающихся отечественных и мировых ученых: физиков, биологов,
физиологов и др., искавших в искусстве поддержку и почву для новых размышлений,
идей и экспериментов.
При изучении родного и иностранных языков активно используется
интонационный метод, производный из интонационной теории. Эта теория берет свои
основы из музыки, искусства слова и искусства движения, ключом которых является
интонация как носитель образного смысла. Такой подход становится инновационным в
практике работы учителей-новаторов, учителей-исследователей.
Наиболее перспективным является четвертый подход к художественному
образованию, который можно представить как универсальный метод Школы Будущего.
Сущность подхода заключается в преподавании всех учебных предметов в едином
культурно-историческом контексте и на основе общих закономерностей и родства
научного и художественного познания.
В этом случае искусство не является иллюстративным рядом для учебных
дисциплин, не связанных с искусством, а становится процессом и результатом
постижения какого-либо явления культуры (духовного, материального) и природы этого
явления, породившего физический, химический, биологический и др. законы. И тогда у
молодого поколения формируется целостная картина мира во всём ее многообразии и
единстве. Данный метод находит свое претворение в практике работы отдельных
образовательных учебных заведений инновационного типа, связанных с активизацией
творческого потенциала и общей детской одаренности, где в процессе экспериментальной
деятельности подтверждается высокая эффективность идеи его применения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лазарев М.А. 2013. К вопросу о соотношении философского и образного познания мира. - Гуманитарное
пространство. Международный альманах. 2(4): 666-674.
2. Научные школы в педагогике искусства: моногр. Часть I. / под общ.ред. Л.Г. Савенковой. – М.: Издательский дом
РАО, 2008.
3. Гуманитаризация образования в практике работы образовательных учреждений. Сборник статей / Департамент
образования города Москвы; [ред.-сост. Е.А. Ермолинская, под ред. Л.Г. Савенковой]. – Москва: Интеллект-Центр,
2014.

В современных условиях развития общества мы определяем воспитательную, познавательную, развивающую, гедоническую, коммуникативную функции художественного образования.

Центральным элементом воспитательной функции художественного образования является процесс осознания индивидом себя как субъекта педагогического общения посредством искусства, где результатом является не задан норматив, а сам процесс общения с учетом возможностей реализации своего личностного потенциала, приобретением творческого опыта, который проявляется через функции эмпатии, рефлексии, креативности, самосовершенствование, художественного открытия. Воспитательная функция художественного образования предусматривает прежде всего формирование духовности личности как противодействия превалированию практицизма, меркантильности в ценностном сознании общества. Формирования духовности у детей на уроках искусства, определяется отношением человека к общечеловеческим ценностям, позволяет осуществить гуманно-творческую направленность его личности. И искусство играет в этом существенную роль путем воздействия на эмоциональное образный мир чувств и формирования высших человеческих ценностей. В связи с этим воспитательная функция художественного образования становится важнейшим инструментом духовно нравственного становления личности. Духовная культура человека определяется прежде всего его отношением к общечеловеческим ценностям, служит мерой их усвоения и присвоения, способностью реализовать эти ценности, раскрыть свои глубинные жизненные потенции, осуществить гуманно- творческую направленность своей личности. Существенная роль при этом отводится искусству вообще, как форме духовной культуры. Воспитательная функция художественного образования заключается в том, чтобы поднять душу человека, искусство имеет воспитательное назначения, которое определяется в эстетизации человеческой жизни, в активизации в ней эстетического начала. В объективной картине мира воспитательная функция художественного образования занимает свое уникальное место, создавая новый культурологический и эстетический пространство - художественную картину мира. Обладая собственной Концептосфера, искусство действует в данном эстетическом среде, воздействуя тем самым на культуру в целом и на каждого конкретного слушателя, зрителя художественного произведения. Искусство в большей степени влияет на внутренний эмоционально-образный мир чувств человека и формирует способность высшей человеческой ценности - любви-идентификации, что проявляется в различных формах сопереживания, соучастия, содружества, сотворчества. Всего этого невозможно добиться без художественного образования, которая служит средством передачи накопленного опыта и духовных ценностей не только от человека к человеку, но и от поколения к поколению.

По мнению ученого, важная функция искусства на этапе освещения европейской художественной культуры - воспитательная, так как педагогический потенциал искусства с ее уникальными возможностями воздействия на человека должно рассматриваться не только как процесс приобретения художественных знаний и умений, но и средство личностного развития школьников с выявлением индивидуальных способностей, эстетических потребностей и интересов, духовным устремлениям масс с утверждением новых идеалов в соответствии с эпохи. Благодаря воспитательной функции музыкального образования формируются чувства, мысли и действия людей. Если другие формы общественного сознания имеют частичный характер (мораль формирует моральные нормы, политика - политические взгляды, философия - мировоззрение, образование и наука готовят специалиста), то образование, особенно, начальная действует на личность комплексно, одновременно на ум, сердце и чувства, то есть существенно влияет на духовное состояние человека. Но утвержденные новые идеалы, разные категории эстетики, продумывались по новому закладывались на достижениях прошлого, обеспечивая таким образом историческую связь в развитии музыкального образования .

На воспитательные возможности искусства, его специфические качества в своих трудах постоянно обращал внимание педагог Б. Неменский: "Ничто, кроме искусства, не способное воспроизвести чувственный опыт многих поколений. Произведение искусства может передать унижения раба или боль старой одиночества и остаться при этом молодым человеком настоящего времени. Поэтому именно такое воздействие искусства формирует душу, обогащает человеческий личный опыт огромным опытом человечества ".

Реализуя воспитательную функцию художественного образования в школе, мы сможем решить сразу ряд проблем: традиции, духовности, национального сознания и др. Искренняя лиричность, интимность, непосредственность, огромные возможности эмоционального воздействия искусства приобретают в современных условиях исключительной значимости. Наблюдения дают основания оценить искусство как эффективный воспитательный средство, помогающее раскрепощению возможностей людей во всех сферах ее деятельности. Поэтому вполне естественно созрела потребность в освоении новых способов реализации образовательно-воспитательной функции искусства, инновационных методик ее использования в условиях педагогического процесса, поставила ряд первоочередных задач перед художественным образованием на современном этапе. Духовность играет существенную роль в воспитательном процессе путем воздействия на внутренний мир личности, ее эрудицию, интеллектуальные запросы, эмоционально-образный мир чувств. В связи с этим художественное образование должно стать не только средством подготовки, но и важнейшим инструментом духовного формирования личности. Как форма духовной культуры художественное образование имеет воспитательное назначение, которое определяется в эстетизации человеческой жизни, в активизации в ней эстетического начала.

В объективной картине мира воспитательная функция художественного образования создает новый культурологический и эстетический пространство - художественную картину мира. Воспитательная функция действует в данном эстетическом среде, воздействуя тем самым на культуру детей в целом и на каждого конкретного слушателя, зрителя художественного произведения.

Воспитательная функция художественного образования заключается в отображении важных внутренних аспектов жизни, в частности, через общественно важных и типичных человеческих переживаний, идей, чувств и т. Воспитательная функция является целостным процессом, в результате которого формируется сложное психическое образование личности, которое является самосознанием причастности к нации, во имя развития государства. С возрождением национального духовной жизни обращение художников к украинской народной песни, которая представляет видение Украинской прекрасного, отвратительного, высокого, низкого, трагического, комического, героического, уважения к родному искусства, духовных ценностей способствует пробуждению национального самосознания.

Большая сила воспитательного воздействия в том, что она наиболее тонко, проникновенно и ярко выражает переживания человека, их отношение, динамику, развитие. Художественное произведение только тогда благотворно влияет на человека, когда он способен адекватно его воспринимать, обладает навыками художественного восприятия, имеет определенный уровень эстетической реакции на развитые чувства. То есть для восприятия художественного произведения на художественном уровне на уроках искусства в школе нужен выход личности на принципиально более высокий уровень эстетического переживания. Искусство способно выразить не только настроения, но и мысли человека, рассуждения о жизни, отношение к миру. Познание эмоционального содержания, выражения своего эмоционального "я" при восприятии искусства делает особую эффективность воспитательного воздействия эмоционально-образных ассоциативных комплексов.

Воспитательная функция художественного образования предусматривает прежде всего формирование способности воплощать эмоциональный мир человека. Необыкновенная сила воздействия искусства создает возможности ее использования для воздействия на людей, пробуждая соответствующие чувства и настроения. Но эмоциональная насыщенность искусства не исключает ее богатых познавательных возможностей. Воспитательная функция художественного образования на новом этапе ее развития должна заключаться в сочетании эмоциональной увлеченности художественной деятельностью, творческой свободы, разнообразия процесса восприятия, обучения, творческого переосмысления, репродукции, сохранения украинского национального искусства, демократизации и гуманизации процесса обучения.

Современный учитель искусства школы имеет основательно владеть не только традиционным запасом знаний, но и углубленно знать произведения украинского национального искусства и творчески использовать приобретенные умения и навыки на практике, что помогало бы изучению украинской народной песни, уважительного отношения к родному искусства, связывая их с учебным процессом в школе.

Познавательная функция обновленной художественного образования школьников предусматривает побуждение детей к получению художественных знаний, к расширению собственного художественного кругозора, осведомленности в сфере искусства. Познавательная функция искусства на уроках в школе раскрывается в ее стремлении помочь людям познавать жизнь во всех ее разнообразных проявлениях, диалектике развития. Во все времена искусство помогало пониманию социальных классов и групп, отдельных исторических личностей. Искусство является богатым источником знаний на разные темы, охватывает социальную действительность и жизненную достоверность с воспроизведением благородной цели образования.

Познавательная функция художественного образования закладывает основы понимания психологии нации, отдельных исторических особенностей, является богатым источником знаний на разные темы, охватывает социальную действительность и жизненную достоверность с воспроизведением цели образования. Проблема познавательной деятельности является одной из важнейших в учебном процессе. ее главная функция имеет гностический характер и заключается в систематическом овладении знаниями, умениями и навыками; под ее влиянием развиваются процессы осознания, мышления. Искусство выступает одновременно и носителем высоких духовных ценностей, и средством развития творческих способностей младших школьников. Урок искусства в школе направлен на познание окружающего мира средствами искусства и понимания учащимися связей музыки с другими видами искусства, с природным и культурным средой жизнедеятельности человека.

Познавательная функция рассматривается как изменение психических процессов, вызываемых внутренними закономерностями художественных переживаний ребенка и внешними обстоятельствами его жизни и проявляется в способности воспринимать искусство, заниматься практической художественной деятельностью в совокупности художественных знаний, умений и навыков. Обновленная художественное образование предусматривает изменения в понимании художественного познания. В предыдущие годы больше обращали внимание на познание внешней художественной формы произведения и особенности ее воплощения средствами художественного языка в процессе анализа художественных произведений. Современная художественная образование трактует художественное познание как глубоко личностный процесс, в котором ребенку предоставляется сотворческое, активная роль. Ведь собственная деятельность является залогом глубоких переживаний, эстетического наслаждения, высоких художественных вкусов. Познание художественного произведения заключается не в поверхностном понимании, а в личностном отношении к искусству, и в соответствии с этим проникает в образный мир произведения, познает его сущность.

Познавательная функция обновленной художественного образования заключается в умении почувствовать эмоциональное содержание и характер художественных произведений разных жанров, распознании жизненного содержания искусства, представлении связи характера искусства и средств художественной выразительности. Важно, чтобы постижения художественного своеобразия художественных произведений происходило в единстве их содержания и формы. Следует учитывать уровень художественного и интеллектуального развития детей (предложенные задания должны быть посильными для них). Этот процесс детерминируется психологическими особенностями восприятия и требует привлечения личного внутреннего потенциала, опыта ребенка. Привлечение к мистецько- познавательной деятельности внутреннего мира личности, ее собственных переживаний, эмоциональных состояний требует от детей более глубокого понимания себя, своего "Я".

В процессе художественного познания ученики получат новые знания, овладеют умениями и навыками, приобретут опыт практической работы, если учитель правильно организует, четко продумает, систематизирует работу. С первых дней обучения нужно организовать в классе творческое, духовное коллективное жизни, в котором деятельность каждого ученика дарит ему радость активного познания. Поэтому задача учителя состоит в эффективном формировании мотивационной сферы ребенка, оказании поддержки, определенного толчка для развития творческих способностей школьника для возрождения украинской культуры. Современный учитель искусства, обладая ведущими положениями личностно ориентированного подхода, обеспечит развитие индивидуальных творческих возможностей учащихся художественно-познавательной деятельности, избежит прямолинейных аналогий, научит детей глубоко и тонко чувствовать настроение произведения, характер художественных образов. Современный учитель, опираясь на идеи личностно-ориентированного обучения, имеет трактовать художественно-познавательную деятельность как сознательный, активный, сотворческое, глубоко личностный процесс, как постижение глубинной сущности художественного произведения. Личностное восприятие искусства, основанный на идеях гуманизации, помогает раскрыть сущность понимания, постижения искусства как таковое, зависит от развития творческой самостоятельности ученика, его способности к личностному толкование художественных образов, нестандартного решения проблем художественного познания. Искусство сможет выполнить свою познавательную роль только тогда, когда ученики научатся по-настоящему рассуждать о нем. Нужно стремиться к тому, чтобы ученики чаще отвечали на вопросы, которые возникают на уроке, а не довольствовались усвоением главных знаний. Этому будут способствовать точное формирование учителем задания, его постепенное общее решение, самостоятельно сделанный учениками заключение. Учителю необходимо постоянно соотносить педагогические намерения с познавательно-творческими возможностями учащихся. Ведь то, что ими воспринято, не осмыслено, не услышан и не усвоено, ничего не добавляет к творческого развития детей и не приближает к искусству. Все формы художественных занятий со школьниками должны способствовать их духовному развитию, познанию мира, формированию мировоззрения, воспитанию морали. На решении этой задачи должно направляться творческая инициатива учителя, его знания и опыт.

Развивающее! функция художественного образования означает усиление внимания к выявлению и развитию творческих способностей учащихся, отсутствие которой по школьников может иметь непоправимые последствия в последующем обучении и жизни. Учет возрастных особенностей помогает установить, какие именно формы, средства и виды деятельности наиболее эффективные для художественного развития ребенка того или иного возраста. В эмоциональной и познавательной сфере появляется организация процесса, ученики избирательно относятся к некоторым оттенков чувств, различных настроений, выражают собственные предпочтения к отдельным сторонам художественного переживания и деятельности, то есть формируется художественный вкус.

В различных видах художественной деятельности (пение, движения, слушания, элементарная исполнительская деятельность, рисование) развитие идет от репродуктивных действий к попыткам переноса полученных знаний и навыков в самостоятельные воспроизведения, проявляя при этом творческую инициативу. Формирование художественных способностей детей происходит путем привлечения их к активной художественно-творческой деятельности, опоры на национальное и мировое искусство; развития художественно-образной воображения, организации разнообразной художественно-содержательной и эмоционально наполненной деятельности на уроке и сочетание в единый комплекс основных ее видов, активизирует моторику, эмоциональную сферу детей, способствует высвобождению фантазии и творческой энергии, художественно-творческого самоутверждения и самоутверждению.

В художественном образовании имеет усилиться внимание к целенаправленному познания искусства, развития эстетических вкусов человека, обогащение ее художественной культуры и способностей. Художественное переживание по своей сути является эмоциональным переживанием, потому что за эмоциональным путем содержание искусства постичь невозможно.

Также в художественном образовании внимание должно уделяться развитию эмоциональных и слуховых компонентов. Процесс восприятия художественного произведения связан с разнообразием чувств, эмоций, с пробуждением творческих возможностей слушателя. Художественные произведения в процессе восприятия подлежат личной интерпретации, в результате которой эстетический опыт субъекта связывается с процессом развития субъективного образа этого произведения. Личность имеет воспринимать искусства "приспосабливая" к своему духовному миру ее художественное содержание и вместе с тем внутренне изменяясь в процессе развития образов.

Развивающая функция художественного образования заключается в усвоении способов эстетической деятельности, всесторонне обогащает личность ребенка. В процессе передачи художественного опыта применяется система целенаправленных и организованных действий, назначение которых заключается в предоставлении знаний, вооружении способами действий и формировании личности ребенка. Художественное развитие рассматривается как качественные изменения психических процессов, вызываемых внутренними закономерностями художественных переживаний ребенка и внешними обстоятельствами его жизни и проявляется в способности воспринимать искусство, заниматься практической художественной деятельностью и в совокупности художественных знаний, умений и навыков.

Эффективность процесса формирования художественных способностей школьников на уроках искусства в школе обеспечивается в условиях информированности учителя о состоянии развития художественных способностей каждого ученика в том числе и класса в целом; целостного формирования эстетических способностей к художественной деятельности; привлечение учащихся к такой художественной деятельности на уроке, которая требует проявления указанных способностей в комплексе; индивидуального подхода к формированию художественных способностей детей. Чтобы ребенок открыл для себя источник прекрасных образов, мыслей, чувств, необходимо использовать каждую возможность прослушать высокохудожественную музыку, посмотреть высокохудожественные произведения изобразительного искусства, стараться больше узнать о них, чтобы лучше в них разобраться.

Обновленная художественное образование вызвала необходимость акцентуации внимания на сенсорном развитии ребенка. В учебно-воспитательном процессе внимание направляют на применение в обогащении чувственных впечатлений школьников широкого круга загальнодидактичних методов, среди средств обучения предпочтение отдается изобразительном, символическом иллюстрации. В противовес рациональному использованию разнообразия ресурсов формированию сенсорной сферы способствовало введение личностно ориентированной дидактической концепции, направленной на выявление и структурирование субъективного чувственного опыта ребенка, учета всех темпа усвоения учебного материала отдельными детьми или группой учащихся, стимулирования школьников к самостоятельной восприятия, исполнительской деятельности, применение дидактических методов контроля и самоконтроля и тому подобное.

Среди главных развивающих задач является привлечение ребенка к эстетической деятельности, развитие художественных способностей, обучение способам личностного воплощения эстетических представлений в творческую деятельность, предполагающая формирование музыкальной сенсорной грамотности. Идея комплексного использования различных видов искусства постепенно воплощалась в систему эстетического воспитания начальной музыкального образования как осознание необходимости распространять сферу прекрасного, усиливать стимулы, возбуждающие чувство красоты. Комплекс представлений, возникающих под влиянием различных видов искусства, образует синтетический художественный образ и потребность в активных чувственных проявлениях. Поэтому деятельность школьников, если она опирается на различные виды искусства в своеобразных, доступных для детей формах, становится художественной. Полна эстетических переживаний ребенок в своем желании воплотить, отразить их в собственной художественной деятельности не находит соответствующих умений, поэтому действует доступным ей путем: жестами, звукоподражанием, красками, движениями и т. Но эмоционально, эстетически окрашенное восприятие обогащает, направляет, стимулирует творческую деятельность детей, в то же время в процессе художественной деятельности происходит и обратный положительное влияние на развитие умений и навыков, прежде всего благодаря обогащению художественного, эмоционально-чувственного опыта. Чем глубже является переживание от воспринятого, тем значительнее будет влияние искусства на психику ребенка, тем сильнее оказывается толчок к ее активной творческой деятельности. Недостаточно только разобраться в структуре художественного произведения - стоит творчески пропустить воспринято через себя, чтобы пережить свои чувства и таким образом присвоить изображаемое. Художественные произведения не рожают прямой практического действия, они лишь подготавливают к этому действию. Художественное восприятие должно быть "мыслящим", оно содержит осознание идейного содержания, эстетическую оценку художественного произведения и последующий эстетический отклик. Именно такое глубокое проникновение является толчком к развитию фантазии, пробуждает творческий взлет мысли ребенка, связывая процессы восприятия и творческой художественной деятельности.

Поэтому ведущим принципом развивающей функции художественного образования является активизация сенсорного воспитания детей. В художественном развитии детей наблюдаются значительные различия в зависимости от индивидуальных особенностей. Но в процессе работы у детей заметными становятся проявления творческих способностей: вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения, определяют характер музыки, ее эмоциональное содержание, а благодаря присущей наблюдательности слышат отдельные детали музыкального языка, оттенки исполнения, переживают настроение произведения, овладения средствами художественного восприятия на уроках рисования.

Именно на начальном этапе постижения искусства важное значение приобретает развивающее функция в русле обеспечения культурологического фактора. Потенциал влияния искусства, разворачиваясь синхронно с развитием общественных формаций, признавался среди крупнейших, художественно наиболее целостных и информативным. Актуализация эстетики влияния искусства происходит благодаря критическому осмыслению предыдущих достижений мировой и отечественной эстетической мысли и учету приобретенного эстетико-культурологического и социологического опыта.

Массовая художественная культура воплощает социально-психологические установки больших социальных слоев. При всем разнообразии тенденций, сопровождающих потребления массового художественного продукта, нельзя не назвать ведущей из этих тенденций: массовая художественная культура соответствующие эстетические ожидания и эмоции и направляет их в определенное русло, обеспечивая таким образом подготовку следующих поколений своих потребителей и давая адекватные эстетические ответы на вопросы и вызовы времени. Поэтому они должны выражать те духовные и интеллектуальные устремления, которые реально позволяют людям почувствовать собственный вылил на общественные процессы, осознать ориентированность общества на удовлетворение их ожиданий. Это обеспечивает успех массовой культуры у детей, которые фактически получают то, что хотят.

Развивающее функция прямо и непосредственно апеллирует к художественно-творческой деятельности школьников. Развивающее функция художественного образования заключается в том, что закладывает основы художественной культуры школьника как части его духовной культуры, предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитания у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни. Особенностью развивающей функции художественного образования есть большие возможности для эмоционального развития личности, творческого и эстетического воспитания учащихся. Вместе с тем развивающая функция позволяет не только обогатить эмоциональную сторону жизни ребенка, а и достичь целостности всех составляющих личностного развития.

Художественный тезаурус как совокупность художественных знаний, которыми должны обладать школьники, имеет большой стимулирующее влияние не только на художественные способности детей, общую сенсорную восприимчивость учащихся, мышления, а и познавательные интересы школьников, является реальным основанием для творческого развития личности ребенка. Поэтому на уроках искусства в школе знания должны подаваться в интересных формах и методах художественной работы, побуждает детей к креативной интерпретации художественных знаний в различных видах духовно-практической деятельности, формированию познавательной сферы школьников, и соответствует современным требованиям художественного образования.

Развивающая функция художественного образования заключается в активизации творческой деятельности при решении творческих задач на основе усвоенных теоретических знаний и слуховой информации, анализе и переосмыслении в соответствии с конкретной задачи усвоении ранее понятия, художественные явления, музыкальные произведения и тому подобное. Творческое выполнения задач порождает в сознании ребенка полифонию смыслов, образов, эмоциональных состояний. То есть, процесс познания приобретает новое значение, возникает потребность в создании и новой информации, усиливает развивающие функции начального музыкального образования школьников. Постановка в ситуацию выполнения творческого задания завершается созданием своеобразного творческого продукта. Творческие задания, в отличие от репродуктивных, способны не только сформировать познавательный интерес, а и поднять школьников на более высокий уровень умственного и творческого развития, научить их самостоятельно решить художественно-творческие проблемы.

Учитель искусства в школе имеет направить все усилия на то, чтобы создать школьникам благоприятную атмосферу и особые возможности для формирования интересов, которые являются надежной основой для творческого развития личности, самостоятельного овладения музыкальными знаниями. Значимым в работе учителя по развитию творческого потенциала школьников на уроках музыки является способность понимать искусство глубже, творчески интерпретировать его. Поскольку, чем лучше знаешь искусство, тем больше потребность в общении с ним. В процессе творческой деятельности активизируется не только интеллектуальная, но и эмоциональная сфера школьников, развиваются музыкальные способности, учащиеся приобретают такие качества личности как экспрессивность, оригинальность, изобретательность в комбинировании художественных элементов, способность к жизненным способов реализации творческих идей.

Реализацию гедонистической функции художественного образования вызвано необходимостью значительно более внимательного, чем до сих пор, отношение к задачам психологической разрядки детей в процессе художественного обучения. Применение различных методов воздействия искусства на личность должна быть средством улучшения общего самочувствия, повышение работоспособности, снижение утомляемости, может способствовать созданию особого "регулируемого" коррекционно-развивающего, комфортного для психики ребенка среды. Именно музыка как вид искусства влияет на человека благодаря средствам музыкальной выразительности: мелодии, динамике, тембра, темпа, способа звукоизвлечения, артикуляции. Применение мелодий, которые несут гармонизируя вибрации высоких уровней поможет повысить творческую активность учащихся, сформировать у детей определенные эмоциональные состояния, чувства, образы и создавать новые. Детские музыкальные игры предусматривают акцентирование роли эстетического наслаждения в восприятии и создании искусства. Сначала дети получают эстетическое удовольствие от контакта со взрослыми, которые играют с ними в музыкальных играх. Когда дети подрастают, они уже сами поют разные детские игры-забавы, движущихся пританцовывают, получая при этом эстетическое наслаждение и большое желание самостоятельно демонстрировать собственные умения и навыки.

Сущность гедонистической функции художественного образования заключается в том, чтобы привлечь внимание детей к красоте окружающей действительности, сформировать у них эстетическое отношение к человеку и природе родного края, то есть заставить удивиться и захотеть изучать. Искусству принадлежит ли не самая важная роль в руководстве чувствами и настроениями ребенка, ведь именно оно составляет естественную потребность человека. Через искусство у детей выстраивается ценностное сознание человека, умение видеть ее сквозь призму образности, ощущение эстетической значимости мира, сформированности эстетических вкусов. Занятия искусством создают объективные условия для развития художественного восприятия, художественных способностей. Под влиянием системных занятий у учащихся формируются эстетический вкус к искусству, ценностные ориентации в мире, умение слушать и понимать художественные произведения, представление об их характере, построение, выразительные средства, повышается уровень эмоциональной чувствительности, развивается пробуждается творческий дух, творческое начало, желание и умение творить по законам красоты.

Особое внимание при подборе художественного материала следует уделять произведениям украинского искусства как важнейшей составляющей духовной культуры украинского народа. Благодаря знакомству с произведениями национального искусства у учащихся формируется любовь к Родине, понимание национальных обычаев, традиций. Атмосфера уроков искусства должно быть увлекательной, динамичной, интересной, способствовать новым открытиям как в эмоциональном так и в познавательном плане. Посещение таких уроков должно вызывать постоянный познавательный интерес к занятиям, радость от общения с искусством и активное сознательное желание овладения элементарными художественными знаниями и умениями. Эстетическое наслаждение связана с познавательной функцией и определяется эмоциональным, художественно-образным характером искусства, его способностью волновать ум и чувства.

Духовная эстетическое наслаждение от процесса переживания своей деятельности поднимает личность над действительностью, позволяет воспринимать окружающий мир с позиций мудрости, красоты, человечности и направлять свою творческую энергию на высшую цель - бескорыстный поиск красоты, создание новых ценностей культуры. Процесс эстетического переживания заключается в личной оценке художественного произведения в зависимости от индивидуальных качеств человека, склада мышления, опыта и степени художественно-эстетического анализа оценки произведения и многих психолого-педагогических характеристик. Искусство формирует эстетические идеалы, ориентирует на жизненные приоритеты, выражает интересы прогрессивных общественных сил.

Обычные человеческие чувства (радость, горе, восторг, негодование и т.п.) приобретают в процессе художественно-эстетического восприятия особого эстетического характера, их переживания всегда связаны с ощущением эстетического наслаждения, которая способна создавать художественные образы, ценные сами по себе. Без эстетического наслаждения искусство потеряет свое значение, поскольку чувственная сфера является основой художественного восприятия, возникает необходимость ее развития. Б. Теплов считал, что "художественное воспитание всегда включает в себя воспитание способности восприятия", причем, "художественно полноценное восприятие искусства - это" умение ", которому надо учиться» .

Но способность к восприятию искусства и познания его не дается человеку от природы, она формируется и развивается в процессе длительного системного воспитания. Выготский подчеркивал, что для восприятия искусства необходимо "творчески преодолеть свое личное чувство, найти его катарсис, и только тогда действие искусства проявится полностью" . А. Мелик-Пашаев считает, что художественное восприятие - это способность понять произведение искусства как зрительный образ неповторимого идейно-эмоционального содержания. По мнению Б. Юсова "восприятие и анализ художественных произведений объединяет способность к сопереживанию, то есть к эмоциональной отзывчивости, наличие определенного объема знаний и представлений об искусстве, способность понимать форму произведений; переносить оценки и художественные суждения на восприятие явлений действительности и других видов искусства ».

Эстетическое отношение человека к действительности и искусства - это не только процесс восприятия, это особое состояние человека - эмоционально эстетические переживания. Владеть эстетическим отношением к окружающему - это значит иметь развитую способность получать наслаждение от действительно прекрасного, развитую потребность воспринимать и создавать прекрасное, что придает психологической разрядки детям в процессе художественного обучения. Получение ощущение эстетического наслаждения на уроках искусства в школе формирует социально-творческую активность учащихся, непосредственно влияет на все формы общественного сознания. Забота о гедонистический эффект от занятий искусством - условие, вытекающее из самой сути художественного образования средствами исполнительской деятельности. Ведь "живое" общение с искусством создает объективные возможности для получения детьми эстетического наслаждения. Необходимым условием реализации гедонистической функции художественного образования должна стать выбор таких произведений, вызывающих эмоциональный отклик у детей. Учет требования устранения психологического перегрузки определяет и такой признак, как исполнительская доступность. При выборе художественного материала следует отказаться от сложных, технически непосильных для учеников произведений. Доступность художественного произведения исполнительным возможностям учащихся должно стать залогом эффективности художественно-педагогического воздействия, психологической разрядки детей в процессе художественного обучения. Самовыражения учителя искусства осуществляется прежде всего ежедневными действиями по формированию личностного эстетического образа поведения, целенаправленной работой по развитию эстетической культуры, эмоционального обогащения, поиска красоты, эстетических чувств, совершенствование своего духовного лица.

Коммуникативная функция в условиях осовременивание и обновление художественного образования направляется на формирование представлений школьников по красоте как регулятора человеческих отношений. Коммуникативная функция художественного образования заключается в том, что она является источником передачи информации, то есть существенным средством духовного общения как отдельных людей, так и поколений. Процесс обучения и воспитания, в котором общение играет значительную роль представляет собой определенную систему социально-психологического взаимодействия. Необходимым условием успешного протекания процесса общения является коммуникативная компетентность участников, развитие социально-психологических умений, неразрывность педагогического процесса с педагогическим общением, проектирование возможных эффективных способов подачи информации на, основе предвидения возможных последствий ее восприятия, проектирование собственной исполнительской деятельности, поощрения в закреплении продуктивных действий, обобщение эффективных воздействий на учащихся.

На уроках искусства при изучении любых произведений велика вероятность создавать благоприятные условия для формирования коммуникативной компетентности учащихся, в частности развивать их коммуникативные качества, художественные способности. На уроках искусства между учителем и детьми возникают субъект-субъектные отношения, целью которых является усвоение знаний по предмету и отработки коммуникативных умений и навыков. Индивидуальное общение учителя и учеников дает широкие возможности для нахождения индивидуального подхода к каждому школьнику, что позволяет более эффективно формировать коммуникативную компетентность как регулятор человеческих отношений. На уроках искусства ученику необходимо помогать поддерживать оживление в эмоциональных состояниях, а именно, переживания детьми настроений во время выполнения каждого упражнения с определенным эмоциональным оттенком.

При пении у детей наблюдается необходимое эмоциональное состояние и изменения в вокально-техническом воплощении - в тембре, динамике и др. При исполнении произведений степень эмоционального переживания не должен переходить определенных границ. Знакомить учащихся необходимо с различными эмоциональными состояниями, ведь это способствует переживанию ими тех эмоций, которые не входят в структуру их темперамента, и тем самым позволяет расширить и углубить их контакт с окружающим миром и с другими людьми. От развития внутренней способности генерировать в собственном психическом аппарате переживания зависит возможность ребенка выражать в музыкальном произведении большое разнообразие эмоциональных переживаний.

Коммуникативная функция должна направляться на формирование представлений о музыкальной форме как целостную организацию средств выразительности. При эмоционально-смысловом анализе музыкального произведения, основанном на рассмотрении мелодических, гармонических, композиционных особенностей изучаемого, следует, руководствоваться художественной идеей, в которой заключается основной смысл музыки. В раскрытии образно-эмоционального содержания исполняемого произведения, важное место принадлежит умению составлять словесно-эмоциональную программу. Это дает ученикам более осознанно относиться к собственной исполнительской концепции и вербального выражения прослушанной музыки, способствует эффективности коммуникативных влияний в музыкально-эстетическом обучении школьников. В основе эмоционального переживания музыкального произведения лежат образные представления детей. В данных представлениях будто заложен идейно-образное содержание произведения. Актуализировать эти представления возможно с помощью активизации ассоциативной воображения с участием аналитико синтетической деятельности сознания. При формировании коммуникативной компетенции в процессе вокальной работы полезно применять ассоциативную функцию, способствует созданию учеником образа, раскрытию эмоционального содержания произведения, наиболее полно соответствуют авторской идеи и замысла. Применение ассоциативной функции возбуждает фантазию учеников, создает определенный эмоциональный настрой, то есть вызывает соответствующий отклик, помогает осознать музыкальные явления и сформировать их коммуникативную компетентность.

Активизация толерантного отношения к окружающим должно пронизывать коллективные формы художественной деятельности учащихся. Воспитание толерантности предоставляет возможность познания культуры разных народов, создавая тем самым предпосылки взаимопонимания и уважения, позиции сотрудничества, что является залогом социальной межнациональной стабильности. Основу современного образовательного пространства должен составлять педагогика толерантности, которая предусматривает изменение системы человеческих отношений, построение их на взаимном уважении. Искусство открывает ученикам образцы терпимого отношения к другому человеку. В восприятии искусства и в процессе исполнительской деятельности происходит принятие автора или героя произведения, а также идеи сверстника При положительном ее оценке. Ученик имеет возможность выразить сочувствие автору, герою произведения или сверстнику, на основе чего возникает желание оказать помощь сверстнику в исполнительской деятельности. Перенос таких отношений в сферу реальных взаимоотношений воспитывает у школьников толерантности.

Важным вопросом обновленной художественного образования является социальный заказ на учителей, которые подготовлены к самостоятельному решению проблем коллективного культуротворення, с чувством причастности к своей стране, народа, человечества в целом. Именно учитель искусства должен осознавать свою миссию транслятора культурного потенциала Украины. Он призван последовательно воспитывать, лелеять духовный мир детей, строить храм их художественной культуры. С этой целью нужно совершенствовать уровень педагогической культуры учителей, в частности ее коммуникативную качество, ведь стержнем труда учителя является педагогическое общение. От современного учителя искусства требуется не только основательная профессиональная компетентность, но и высокий уровень культуры педагогического общения, способность с помощью коммуникативных средств регулировать межличностные отношения и совместную деятельность, организовывать плодотворное учебно-воспитательную взаимодействие с учениками. Коммуникативные умения учителя искусства представляют собой сформированные на основе усвоенных знаний, навыков и опыта способы и приемы общения, направленные на реализацию коммуникативной функции педагогической деятельности. Коммуникативные умения определяют способность учителя к общению с учениками средствами искусства, осуществление морально-этического воздействия на воспитанников, трансляцию им собственного опыта художественно-педагогического общения, способствует личностному развитию детей, формированию их потребностей, ценностных ориентаций, самосознания и эстетической культуры. От современного учителя зависит перспективность не только художественного образования и воспитания учащихся, а и осуществления их будущей общекультурной функции - привлечение школьников к национальным и мировым духовным ценностям, обогащение внутреннего мира школьников.

Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, эмоционально, чем в учебнике сообщить ученику информацию о художественной грамоты, средств художественной выразительности и т.д., а в том, чтобы помочь ребенку стать активным субъектом собственного становления, сформировать сознание вообще и коммуникативную компетентность в частности. Успех педагогической коммуникации зависит от того, умеет ли учитель наладить. контакт с аудиторией, от системности его изложения, аргументации, умение стимулировать учащихся к дальнейшей деятельности, поощрять, снимать эмоциональное напряжение в общении. Коммуникативные умения в сочетании со знаниями, навыками, психолого педагогическими качествами личности, выразительным и доходчивым объяснением, оценкой качественной передачи, ее полноты, содержания, формы. Хорошо развитые коммуникативные умения нужны учителю для создания оптимального педагогического климата.

Итак, определены функции художественного образования в современных условиях развития общества, которые вызывают необходимость ее модернизации. Воспитательная функция предполагает закладки фундаментов формирования духовности личности, ее национального самосознания, эстетической культуры; познавательная - поощрение детей к получению художественных знаний, активизации их стремление к познанию мира и себя в нем через призму художественных образов; развивающая - повышение внимания к развитию художественных способностей детей, их сенсорной сферы, склонности к творческому самовыражению в искусстве; гедонистическая - побуждение детей к получению эстетического наслаждения от художественных занятий; коммуникативная - формирование у школьников основ человеческой солидарности, толерантного отношения к художественной культуры разных народов.

УДК 7.072.2:378

Ю. И. Арутюнян

Искусство и искусствоведение в системе современного гуманитарного образования

Искусство и искусствоведение играют принципиально важную роль в системе современного гуманитарного образования. Обращение к практической составляющей обучения, расширение методологической базы, освоение принципов описания и анализа памятников на конкретном эмпирическом материале позволяют актуализировать полученные знания, вовлекая в сферу деятельности искусствоведа широкий спектр явлений современной художественной практики. Междисциплинарный подход к формированию учебных планов, разработка сетевых программ и разработка принципов интерактивного обучения и внедрение практических курсов воздействуют на активизацию работы студента, прежде всего в рамках творческих заданий и разработки проектов.

Ключевые слова: искусствоведение, система образования, гуманитарное образование, современные визуальные практики, интерактивные методы обучения, междисциплинарные программы

Julia I. Arutyunyan Art and art history in system of modern humanitarian education

An art and art history play a crucial role in the system of modern liberal education. Turning to the practical component of training, the expansion of the methodological framework, the development of principles of the description and analysis of monuments specific empirical material allow to update the knowledge, engaging in the field of art with a wide range of phenomena of contemporary artistic practice. An interdisciplinary approach to developing the curriculum, the formation of a network of programs and development of principles of interactive learning and implementation of practical courses affect the activation of the student"s work, especially within the creative tasks and development projects.

Key words: art history education, humanities, contemporary visual art practice, interactive teaching methods, interdisciplinary program

Искусствоведение, как и многие другие научные дисциплины, сформировавшиеся в конце XIX столетия и выработавшие основные методологические подходы в первой половине -середине ХХ в., столкнулись с рядом проблем исследовательского и педагогического толка в современном мире. Изменение вектора образовательной деятельности и перенос акцента с дисциплины и развернутого лекционного курса на студента и разработанное с учетом различных интерактивных методов работы практическое занятие трансформируют традиционные принципы подачи материала. «Перелом, вызванный в отечественной педагогической практике переходом на новые стандарты образования, совпал с прорывом в области информационных технологий, преобразившим мир и породившим трансформацию классической структуры лекционного курса»1. Реагируя на вызовы времени, современное гуманитарное образование выстраивает принципиально новые стратегии и по отношению к формированию и реализации образовательных стандартов, предлагает различные пути достижения цели, вырабатывает систему оценки результатов и схему соотношения теоретического и практического, индивидуального и всеобщего в решении поставленных

задач. Интегративный характер современного гуманитарного знания, основанного на синтезе различных подходов к анализу явлений, порождает новые возможности в разработке методик преподавания ряда предметов.

Традиции искусствоведческого образования с самых своих основ считали именно описание и анализ основополагающим методом обучения. Первые учебные планы, сформированные в 1936 г., предполагали широкое привлечение методов формального и сравнительного анализа при работе с памятниками многообразных регионов, периодов и стилей, различных видов и жанров искусства, включая произведения современных мастеров и студенческие работы2. Подобный образовательный метод предполагает решение проблемы объекта анализа, осознанный и обусловленный целями обучения принцип отбора материала, восприятие анализа и описания как последовательных этапов на пути к пониманию и интерпретации памятника. Безусловно, необходимо проникновение в сущность работы с предметом, «вещеведческий» подход, осознание уникальности и значимости подлинника. При разработке схемы анализа, привлекая интерактивные подходы и методики «проектной деятельности» в рамках творческого

задания, необходимо учесть не только жесткую систему критериев выполнения учебных работ на высоком научном уровне, но и возможность вовлечения в процесс работы всего коллектива, а главное - наличие возможности проявить индивидуальные креативные способности и достижения в изучаемой сфере.

Сфера применения подобного подхода, требующего от преподавателя и обучающегося ответственного понимания значения подлинника, стремления к расширению спектра научных подходов, самостоятельности в опоре на современные интерактивные технологии в образовании и междисциплинарные приемы анализа, охватывает явления, связанные и со сферой традиционного и народного искусства, занимающего ныне свою определенную нишу в системе высшего образования. Классическое искусство рассматривалось как база обучения и студента-теоретика, и художника с давних времен, но обращение в педагогической практике искусствоведения к научному освоению народного искусства - явление современное, требующего осмысления и разработки методологии. Народное искусство как дисциплина в учебном плане предполагает формирование определенной базы для освоения материала, постижения его основ, на первый план выдвигается проблема комплексного подхода и междисциплинарные методы исследования памятников подобного типа в рамках предлагаемого курса. Следует добавить, что понимание искусства как ремесла и «точной науки» со времен Леонардо да Винчи воспринимается как наиболее действенная альтернатива в процессе обучения и осмысления феномена художественного и теоретического образования, недаром идея: «Живопись - наука и законная дочь природы»3, - остается традиционным подходом в многочисленных академиях художеств, где развивалось декоративно-прикладное искусство и изучалось народное (прежде всего с точки зрения исторической достоверности костюма и утвари)4.

Трактовка влияний и цитирования «источника», требующая подуманных подходов к анализу принципов интерпретации, так же может быть затронута в рамках изучаемой проблемы, касающейся как работы с искусством классической эпохи, так и с народной традицией и актуальными художественными практиками5. В учебном плане необходимо уделить особое место курсам, посвященным как теоретическим аспектам исследования, приемам работы с материалом, принципам описания и анализа явлений, так и народному искусству. Особого внимания заслуживает вопрос о соотношении традиционных методов анализа, используемых

в искусствоведении, и характерных черт неклассического искусства, требующего решения определенных проблем, связанных с формированием комплекса подходов к интерпретации как отдельного произведения, так и группы памятников, актуальность в подобном контексте приобретают междисциплинарные принципы исследования.

Проблема «визуальное и виртуальное» находит свое отражение в закономерностях восприятия и интерпретации памятника, здесь остро актуальной становится работа преподавателя в рамках педагогической практики, где средства воспроизведения и возможности введения изобразительного ряда принципиально важны как для лекционных и интерактивных занятий, так и для самостоятельной работы обучающегося. Иллюзия «доступности» произведения искусства, учитывая современные средства связи и технические возможности воспроизведения, не должна повлиять на отношение к подлиннику, уникальному произведению, поэтому такое значение в данном контексте приобретает работа на экспозиции в музее или галерее. Проблема «памятника» и «подлинника» должна решаться на уровне организации учебного процесса, обучающийся должен осознавать ценность памятника, границу между реальным объектом и его изображением и т. д.6 Проблема «технической воспроизводимости»7 при организации образовательного процесса приобретает важное, если не определяющее значение, ведь опыт зрителя в музее отличается от работы с любым типом репродуцированных изображений. Опыт непосредственного изучения архитектуры может распространяться не только на сами памятники, но и на архитектурную графику, книжную иллюстрацию, архитектуру в сценографии, декоративно-прикладном искусстве и костюме; интересен и феномен «экранной архитектуры»8, в XXI в. сами сооружения нередко превращаются в экраны для проецирования, выступают как элемент инсталляции.

Современное образование ориентировано и на дистанционные методы обучения, где проблема соотношения теории и практики должна решаться за счет разработки практических заданий, интерактивных подходов и новых методов самостоятельной работы учащихся. Безусловно, дистанционное обучение расширяет возможности, однако требуется продуманная схема организации, весьма сложное техническое и методическое обеспечение. Творческие практические задания могут решаться в контексте проблем изучения стиля как в архитектуре, так и в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Анализ памятника должен

Ю. И.Арутюнян

рассматриваться как основа практической работы искусствоведа.

Проблема практической составляющей в современном гуманитарном образовании активно обсуждается последние годы, затрагивается в рамках конференций и публикаций, осваивается в рамках трансформации требований к результатам освоения курсов и приобретения определенных компетенций (ФГОС (3+)). Особенности образования искусствоведа в рамках трехступенчатой системы обучения состоят, прежде всего, в необходимости понимания конкретных требований к выпускнику каждого уровня обучения (бакалавр, магистр, выпускник аспирантуры). Сфера профессиональной деятельности искусствоведа в последние десятилетия существенно расширилась, однако усложнились и требования к профессионализму, владению целым спектром профессиональных навыков и к умению учиться и быстро приобретать необходимые знания. Практическое искусствоведение как выход на проблемы научно-исследовательской, педагогической, музейной работы и реставрации требует новых теоретико-методологических подходов. Перед современной системой образования встает вопрос расширения практической части курса в педагогической деятельности преподавателя, в организации процесса обучения, в проведении практик. В подобном контексте выделяются место и роль прикладного бакалавриата, необходимой становится разработка междисциплинарных программ, соблюдение принципа последовательности ступеней образования, поднимается вопрос взаимодействия академической и прикладной форм образования. Проблемой остается и то, что наличие в недавнем прошлом жесткого разграничения специальностей порождает вопрос о соотношении направления обучения (специальность по диплому, базовое образование) и места работы, что не учитывает в полной мере современную тенденцию в постнеклассической науке, ориентированной на синтез и междисциплинарные подходы. Трансформация требований к выпускнику неизбежно порождает и расширение практических умений студента, ориентация на научное освоение проблемы не только у обучающегося в аспирантуре, но и у бакалавра и магистра, изменение базы практических занятий, необходимость наличия прикладный навыков и общих умений (в документах они, как правило, формулируются как умение принимать решения в профессиональной сфере, обработка информации, анализ и систематизация материала).

Искусствоведение может выступать не только как конкретное направление обучения и как дисциплина, но и как своеобразный критерий образования, планка, общие знания, позволяющие ориентироваться в культуре прошлого и современности, принимать компетентные профессиональные решения, владеть информацией, понимать векторы развития общества, быть социально адаптированным и квалифицированным специалистом. Место искусства в системе современного гуманитарного образования, безусловно, может стать шире, вовлекая в орбиту своего воздействия студентов других направлений, «компетентность^ подход» не исчерпывает всей полноты требований к профессионально компетентному специалисту, который с легкостью сможет найти применение на рынке труда. Методы обучения, особенно, интерактивные технологии, принцип преемственности, характер и значение самостоятельной работы, организация практик и их место в учебном процессе, ознакомление с принципами профессиональной деятельности, - ставят искусствоведение на уровень общих дисциплин, освоение которых может способствовать профессиональному росту любого выпускника. История искусства может существовать и в системе дополнительного образования.

Искусствоведению отводится особая роль в системе междисциплинарных подходов, это -универсальный метод активизации работы студента, развивающий его эстетические воззрения, способности и интересы, творческий потенциал, активность в самостоятельную деятельность. Освоение подобных дисциплин, если материал будет продуманно организован и удачно представлен обучающимся, бесспорно, способствует развитию личности, формированию системы ценностей, художественных способностей, интереса к научно-исследовательской работы и стремление к освоению новых видов деятельности. Методологическими проблемами искусствоведческой педагогики остается необходимость обучения в диалоге, освоение интерактивных программ, обучение приемам непосредственной работы с памятником.

Искусствоведение как наука, как творчество, как универсальный метод гуманитарного знания расширяет горизонты обучения, способствует личностному росту обучающегося, повышает его профессионализм (а значит и конкурентоспособность), и это касается и непосредственно обучающихся по направлениям, связанным с искусством, и представителей творческих специальностей, и тех, кто стремится повысить культурный уровень, и студентов «нехудожественных профессий», ориентиро-

ванных на самостоятельность, активность, стремление к научной работе. Понятие «стиль» остается дискуссионным, что дает возможность интерактивного обучения внутри предмета, на основе феномена «студентоцентрической» модели: курс строится как схема, занятие превращается в творчество, уникальность обучающегося порождает уникальность каждого курса. Приемы работы с произведением искусства для будущих искусствоведов и представителей иных специальностей должны несколько различаться, однако указанные принципы могут быть реализованы, например, в рамках деятельности студенческого научного общества: научная работа должна стать продолжением образовательного процесса, необходимо сохранять единство научной проблематики, особое значение в образовательном процессе приобретают олимпиады и конкурсы, студенческая научная конференция становится итогом индивидуальной работы, обучающийся должен иметь возможность публикации своих научных разработок.

Таким образом, искусствоведческое образование в XXI в. с неизбежностью требует включения в сложную междисциплинарную структуру, только во взаимодействии с предметами социогуманитарной направленности, обращаясь к смежным дисциплинам (а, возможно, и к точным и естественным наукам), оно обретает современность и полноту понимания явления. Междисциплинарные подходы позволяют расширить методологическую базу, изменить угол зрения, расширить предмет и объект изучения, трансформировать принципы работы с произведением. В педагогической практике искусствоведения необходима активизация индивидуальной работы студента, использование соревновательного начала (олимпиады), система преемственности (от школы, где необходимо сохранить и расширить курс «Мировой художественной культуры» к вузу, от бакалавриата к магистратуре и аспирантуре). Следует уделять больше внимания работе с одаренными школьниками и студентами. В преподавании искусствоведения возможно расширение методологической базы предметов, привлечение более широких материалов, внедрение практических курсов, новых видов практик у обучающихся (а, возможно, и специальностей), модульный подход, введение различных форм второго высшего образования, в том числе и дополнительного (повышение квалификации), разработка дистанционных программ, расширение направлений и профилей (в том числе, возможно, по

прикладному бакалавриату). Безусловный учет специфики требований к профессионалу в области искусствоведения предполагает, кроме внедрения балльно-рейтинговой системы, введение проектного обучения, построенного на системе творческих заданий, учитывая требования ФГОС (3+), которые дают определенную свободу при формировании программ обучения.

Примечания

1 Арутюнян Ю. И. Методологические проблемы искусствоведения в контексте современного гуманитарного образования // Тр. СПбГУКИ. 2013. Т. 200. С. 176.

2 См. подробнее: Там же. С. 174-185.

3 Леонардо да Винчи: кн. о живописи мастера Леонардо да Винчи живописца и скульптора флорентийского / пер., авт. вступ. ст. А. Губер. М.: Огиз: Изогиз, 1934. С. 64.

4 См. подробнее: Арутюнян Ю. И. Отечественная война 1812 г. в программах Академии художеств и проблемы исторической концепции в живописи // Вестн. СПбГУКИ. 2013. № 1 (14). С. 90-98; Ее же. Конкурсы, награды и премии в педагогической практике Академии художеств // Там же. 2014. № 1 (18). С. 138-143.

5 См. подробнее: Ее же. Цитаты и аналогии: некоторые аспекты изучения влияний в искусстве прошлого и современности // Вестн. СПбГУКИ. 2011. № 2. С. 127-134; Ее же. Архитектурная графика: проблемы рецепции и интерпретации // Науч. тр.: вопр. теории культуры. 2014. Вып. 31, окт.-дек. С. 157-194.

6 См. подробнее: Ее же. Отчет о проведении региональной предметной олимпиады студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга 2013 г. по искусствоведению // Сборник материалов региональных предметных олимпиад студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга. СПб.: Технолит, 2013. С. 57-70; Ее же. Отчет о проведении региональной предметной олимпиады студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга 2014 г. по искусствоведению // Сборник материалов региональных предметных олимпиад студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга. СПб.: Технолит, 2014. С. 36-45; Ее же. Отчет о проведении региональной предметной олимпиады студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга 2015 г. по искусствоведению. // Сборник материалов региональных предметных олимпиад студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга. СПб.: Технолит, 2015. С. 37-43.

7 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избр. эссе / предисл., сост., пер. и примеч. С. А. Ромашко; ред. Ю. А. Здоровов. М.: Медиум, 1996. С. 15-65.

8 См. подробнее: Арутюнян Ю. И. Методологические особенности рецепции стиля в контексте феномена архитектурной графики // Тр. СПбГУКИ. 2015. Т. 209. С. 5-18.

Материал подготовила Анна Пашина

Отрадный факт: арт-сообщество и креативный класс в России существуют. Количество государственных и частных учебных заведений, выпускающих художников, кураторов, искусствоведов, графических дизайнеров и прочих представителей «свободных» профессий, с каждым годом растет. Печальный факт: получив прекрасное образование и легко разбираясь в философских концепциях, классическом и современном искусстве, выпускники сталкиваются с проблемой применения своих знаний и навыков на практике. Где получить художественное образование в России? Представляем обзор лучших учебных заведений – академических и ориентированных на современное искусство.

Академическое образование

Один из ведущих и старейших художественных вузов России. Факультеты: живописи, графики, скульптуры, архитектуры, теории и истории искусств.

Ведет свою историю с 1757 г., преемник Императорской академии художеств. Факультеты: живописи, графики, скульптуры, архитектуры, теории и истории изобразительного искусства.

Обучает художников по 5 специальностям и 17 специализациям: проектированию интерьеров и мебели, разработке декоративных и мебельных тканей, готовит специалистов в различных областях дизайна, историков и теоретиков искусства, художников монументальной живописи и скульпторов, художников по изделиям из металла, керамики и стекла, реставраторов монументальной живописи, мебели и художественного металла.

Был создан в 2015 г. путем объединения двух факультетов: Художественно-графического и Музыкального.

Основана в 1987 г. Своей главной задачей ректор Илья Глазунов считает возрождение реализма в искусстве.

Образовательные программы: живопись, графика, дизайн архитектурной среды, теория и история искусств, дизайн, ДПИ и народные промыслы, реставрация.

Современное искусство

Первая созданная в России (1991 г.) институция в области современного искусства.

Свою задачу основатель художник Анатолий Осмоловский формулирует так: «Не столько дать знания в отчужденном режиме, сколько создать творческую среду».

Готовит современных художников, профессионалов в области фотографии и мультимедиа по направлениям: документальная фотография, арт-фотография, видеоарт и мультимедиа.

Образовательный центр Московского музея современного искусства, созданный для молодых художников и кураторов, начинающих работать в области актуального искусства.

Цель школы – развить творческий потенциал и критическое мышление молодых художников, создать поле для их профессионального общения и поддержать новые проекты. Обучение длится полтора года

Двухгодичная программа по подготовке кураторов.

Художники «воронежской волны» – заметное явление на российской арт-сцене. Один из самых активных региональных центров в области развития современного искусства.

Прикладное образование и ДПИ

Знаменитая Британка готовит специалистов в области дизайна.

Филиалы – в Москве и Санкт-Петербурге. Институт готовит специалистов в области декоративно-прикладного искусства.

Дополнительное образование – курсы, лектории

Курсы по истории классического и современного искусства, истории кино, а также арт-практика и арт-менеджмент.

Особенность курсов – в сочетании теории и практики.

Лекции по отечественному и зарубежному современному искусству, а также междисциплинарным художественным практикам.

Готовит искусствоведов, экспертов антиквариата и арт-менеджеров.

Первая онлайн-школа творческого менеджмента на русском языке. Рассказывают о том, как сделать выставку, городской фестиваль, поставить спектакль, перевезти произведение искусства.

Онлайн-школа Анастасии Постригай с теоретическими лекциями по истории искусства.

Онлайн-школа дизайна и иллюстрации. Основа программы - система курсов по дизайну, иллюстрации и смежным наукам. Курсы школы предназначены не только для дизайнеров, художников, но и для тех, кто хочет ими стать.

Бизнес-школа RMA основана в 2000 году и на сегодняшний день является одним из лидеров в сфере бизнес-образования в России. В школе есть программа "Арт-менеджмент и галерейный бизнес". Она поможет разобраться в современном искусстве и арт-рынке, узнать об организации выставок и ценообразовании, наработать базу полезных контактов и найти единомышленников.

А.А. Мелик-Пашаев. Психологический институт РАО

«Эффективное обучение музыке, искусству, танцу или ритмике по самой сути гораздо ближе, чем преподавание так называемых» основных предметов, к сущностному образованию…

Образование – это научение росту, научение тому, как устремляться вперед и вверх, отличать хорошее от плохого, желанное от нежеланного, достойное выбора от недостойного. Искусство и особенно те его разновидности, на которых я настойчиво концентрировал ваше внимание… настолько тесно сплетены с психологической и биологической сущностью человека,…что пора перестать воспринимать эти учебные курсы как неуместную роскошь, как кружева и оборки на школьном плате, и признать их основными предметами нового образования…Такого рода образование позволит выработать взгляд на вещи, проникающий в бесконечность, провидящий высокие ценности. Такое образование может и должно иметь в своем основании обучение искусству, музыке и танцу.»

Это – не из педагогической публицистики наших дней. Это мысли известнейшего американского психолога Абрахама Маслоу, сформулированные в середине минувшего века [ 3, стр.191 ], но трудно придумать что-либо более актуальное для сегодняшней образовательной ситуации в нашей стране! С поверхностной точки зрения позиция Маслоу может показаться нереалистичной и даже безответственной: ценности – ценностями, но они не заменят освоение необходимых для жизни «основных предметов»! На деле все обстоит иначе.

Так, уже несколько десятилетий назад известный социолог Ю. Фохт-Бабушкин рассказал об эксперименте, проведенном в одной из прибалтийских республик бывшего СССР. В некоторых классах ввели дополнительные уроки рисования (так называли изобразительное искусство) за счет сокращения часов на « основные предметы» (математика и язык). Через небольшое время ученики экспериментальных классов стали опережать сверстников … по математике, по языку и по другим «основным» предметам…Бессчетны наблюдения, многочисленны научные исследования, которые показывают, что благодаря занятиям тем или иным видом искусства дети становятся умнее, интеллектуально активнее, трудоспособнее. Пожалуй, чаще всего обращают внимание на воздействие музыки, хорового пения, но аналогичный эффект имеют занятия театром, танцем, анимацией, литературным творчеством, разными видами традиционных искусств и художественных ремесел.

Дело не сводится, конечно, к прагматичному «повышению успеваемости», хотя одно это могло бы изменить отношение родителей и творцов образовательной политики к гуманитарно-художественным дисциплинам. Меняется вся атмосфера учебного заведения, отношение детей к учению и к самой школе, повышается их эмоциональный тонус; дети делаются и физически, и психологически здоровей. Но воздействие искусства, художественно-творческого опыта проникает еще глубже.

«Болящий дух врачует песнопенье», сказал Евгений Баратынский. Многообразные формы того, что мы называем арттерапией, коренятся в глубокой древности; может быть, в столь же глубокой, как и само искусство; точнее – как и то, что мы сейчас называем этим словом. И не только исцеление больного, но и воспитание духовно и физически здорового, гармоничного человека ставилось в связь с тем, какие мелодии он слышит, участвует ли в хороводах, подвергается ли очищающему («катарсическому») воздействию театральной трагедии или священных мистерий, из которых она родилась.

Огромна разница мировоззрения античных – и китайских философов, отцов церкви – и суфийских мудрецов, но все они относятся к искусству как к могучему средству гармонизации душевной и общественной жизни людей, их приближения к духовному идеалу своей эпохи, культуры, религии.

И, разумеется, благотворное воздействие искусства и художественного опыта будет тем глубже и прочнее, чем раньше человек к ним приобщится. С этим связана громадная роль и ответственность дошкольного воспитания и школьного художественного образования, которые имеют дело с детьми в сенситивный для их художественного развития период жизни. Беда в том, что существующая образовательная практика не только не опирается на благоприятные предпосылки детского возраста, но, вольно или невольно, работает против них.

Всякий согласится, что школьное, а в значительной степени уже и дошкольное образование реализуются в знаках, схемах, цифрах, терминах и общих понятиях. Образно-эмоциональная, порой невербализуемая сторона психики и всей жизни ребенка, его немалый опыт, с этим связанный, не только не находят своего законного места и развития в учебном процессе, но скорее служат ему помехой и довольно эффективно подавляются. Но такая односторонняя рационализация учения глубоко противоречит возрастным особенностям нормально развивающегося ребенка. Возрастные психологи, в частности, Н.С.Лейтес, давно показали, что дети младшего возраста тяготеет к так называемому «художественному» (а не «мыслительному») типу, то есть склоны воспринимать явления целостно и эмоционально образно. [ 2 ] Позднее это нашло подтверждение в исследованиях «межполушарной асимметрии»: явное большинство детей младше 10 лет принадлежит к «правополушарному» типу. [ 1 ]

Впрочем, даже без специальных исследований внимательный наблюдатель видит, что для ребенка неизмеримо интереснее и важнее, чем для взрослого (если этот взрослый не художник!) все сверкающее, звенящее, шуршащее, легкое и тяжелое, шероховатое и гладкое, всякое движение, которому он может уподобиться – одним словом, все то, что он воспринимает своими еще не насытившимися, не притупленными чувствами. Но этот интерес ребенка, эта природная отзывчивость для традиционного образования только помеха, мешающая рациональным обобщениям.

Единственная область, в которой востребован и получает развитие чувственный опыт ребенка; которая обращается к тому, что он реально видит, слышит, воспринимает всеми чувствами - это искусство (включая искусство слова). А если ребенок не получит этого опыта в достаточной мере и на достаточном уровне? Можно ли считать нормальным, когда человек растет «слепым», «глухим», невосприимчивым к единственному реальному миру, в котором он живет?

А в какой области может закономерно развиваться сфера чувств, эмоциональная отзывчивость, душа ребенка? Где он начнет осознавать свое отношение ко всему в объективном мире, а значит – обретать и осваивать собственный внутренний мир? Где начнет понимать душевную жизнь, и свою и других людей, то есть развивать эмоциональный интеллект? И можно ли считать нормальным, если человек растет сообразительным, но душевно неразвитым? Если он, встречая другого, не видит в его внешнем облике проявления его внутренней жизни? А, может быть, и не подозревает о ее существовании? Если, слыша обращенную к нему речь, воспринимает информацию, но не слышит интонацию, которая часто бывает более важна? Занятия искусством словно созданы для того, чтобы этого не случилось. Именно они могут сохранять цельность развития растущего человека в условиях однобокого, рационализированного образования, и чем позже взяться за дело, тем с большим трудом, и обычно - с меньшим успехом преодолевается эта односторонность.

Приобщение к искусству необходимо и в следующем важнейшем отношении: оно дает ребенку опыт творчества в широком смысле слова, то есть порождения и воплощения собственных замыслов. И этот опыт необходим для психологического здоровья человека в течение всей жизни, вне зависимости от будущей его профессии. Ведь творчество в таком его понимании – не особый дар редких людей, а родовое свойство человека: он по природе творец. Подтверждение этому мы находим в самых разных источниках, от святых отцов, полагавших, что именно творческим даром человек подобен своему Творцу, до гуманистических психологов с их идеей самоактуализации как пути нормального развития человека.

Творческий импульс, изначально присущая человеку «внутренняя активность души» (В.В. Зеньковский) ищет выхода. А острый дефицит творчества, характерный для традиционного образования, перегораживает ей дорогу. Именно это в первую очередь ведет к пресловутым перегрузкам школьников (в ситуациях творчества они бывают практически неутомимы!), к психологическому неблагополучию, питает неосознаваемое чувство своей нереализованности. «Внутренняя активность», не получающая положительного, поддержанного, одобряемого выхода, ищет обходные пути, сплошь и рядом прорывается взрывами асоциального поведения, так называемыми немотивированными преступлениями. Ранний, успешный творческий опыт – лучшее средство от таких искажений.

Тут возможно возражение. Пусть опыт творчества психологически необходим, но «творчество» - и «художественное творчество» – далеко не синонимы; творческий потенциал человека, внутренняя активность его души может проявляться в самых разных областях деятельности и даже в повседневной жизни. Почему же мы придаем именно искусству такое исключительное значение?

Ответ, в основном, уже содержится в сказанном выше. Возрастное своеобразие ребенка, в психологическом облике которого не случайно видят некоторое сходство с художником, становится причиной того, что ранний опыт творчества легче и успешнее всего приобретается именно в искусстве. (Подробнее об этом говорится в нескольких наших работах; см., например, ). Где еще, как не в искусстве, человек девяти, шести, а то и четырех лет (судя по всему, столько и было неизвестному автору гениального четверостишия «Пусть всегда будет небо») может создавать нечто такое, что признает ценным культурное сообщество и даже профессиональная элита? Творчество маленького (хотя все же не шестилетнего!) физика или математика привлекает внимание из-за его возраста; сами по себе его произведения вряд ли представляют научный интерес. А детское творчество в искусстве уже более ста лет ценится именно «само по себе», как своеобразное, но вполне художественное явление.

Не случайно говорю о возрастном своеобразии. В научном творчестве ребенок мыслит и действует в принципе также, как взрослый профессионал. Гениальный Паскаль, переоткрывавший в подростковом возрасте аксиомы Эвклида, делал «то же, что и Эвклид», только раньше его по возрасту; он не создавал некую «детскую геометрию», которая, будучи «детской», представляла бы, тем не менее, интерес для взрослых геометров. Детской науки нет, а детское искусство существует: в творчестве детей неразделимо присутствуют и полноценная художественность, и возрастное своеобразие. Создавая художественный образ, ребенок творит в соответствии со своим возрастом, и это позволяет считать художественное творчество самой «экологичной», природосообразной областью детского творчества.

Разумеется, происходит это лишь в благоприятных психологических условиях, которые представляют скорее исключение, чем правило. Но обратим внимание на такой многозначительный факт. В тех случаях, когда дети занимаются каким либо видом искусства по действительно развивающим программам, в соответствии и с возрастной психологией, и со спецификой самого искусства, практически все они, раньше или позже, чаще или реже выходят на уровень создания полноценных художественных образов. Это позволяет говорить о таком явлении, как возрастная художественная одаренность, которую можно и нужно поддержать и развить у всех детей и которая, конечно, отличается от гораздо более редкой одаренности индивидуальной - от того, что называется призванием и что, по слову писателя М.М. Пришвина, заставляет человека «переводить всерьез жизнь свою в слово» или в другие формы художественного творчества. Но отличие этих двух видов одаренности – родовой и индивидуальной –тема особого разговора. Сейчас скажу только: если мы хотим помочь немногочисленным особо одаренным людям находить себя, осознавать свое призвание, нужно приобщать всех детей, без какой либо предваряющей и чаще всего близорукой селекции, к раннему и полноценному художественному опыту. И эта педагогическая задача в принципе осуществима только в общем образовании.

Последнее, и едва ли не самое важное. Искусство в образовании - то «пространство», где человек не только осознает и совершенствует свой душевный мир, учится ценностному отношению к явлениям бытия. Он получает возможность (часто единственную в жизни) приобщиться к миру высших и непреходящих общечеловеческих ценностей, которые воплощены в великих произведениях мировой художественной культуры; принять как свою духовную и культурную историю человечества, со всей ответственностью, которую несет с собой такой переживание.

После всего сказанного понятно, к чему ведет оскудение» гуманитарно-художественной составляющей общего и общедоступного образования. Если человек растет эмоционально тупым, душевно неразвитым, если высшие духовные и нравственные ценности для него не существуют, то чем успешнее, компетентнее, конкурентоспособнее он станет во всех других отношениях, от химии до карате, от юриспруденции и экономики до иностранных языков и ОБЖ, тем хуже, тем опаснее и разрушительнее станет любая его будущая деятельность. Поэтому образовательная политика, которая фактически гонит искусство из школы и при этом мнит себя прагматичной, на деле катастрофически недальновидна и разрушительна для общества, народа и государства.

Изменить ситуацию пока еще может переосмысление общего образования как движения «вперед и вверх», в котором художественно-творческий опыт будет играть важнейшую, а в первые годы - стержневую роль. Продолжим цитирование мыслей ученого, которыми начиналась статья: «Такая расстановка акцентов в образовании могла бы задать иные модели и иные способы преподавания прочих школьных предметов, спасти их от полного погружения в бессмыслицу, забывшую, что важно, а что нет, беспристрастную до угрюмости, лишенную устремленности и целей.»

Литература

  1. Аршавский В.В. Популяционные механизмы формирования полиморфизма межполушарной асимметрии мозга человека. Мир Психологии, №1, 1999 г., С.29-46
  2. Лейтес Н.С. Склонность к труду как фактор одаренности // Известия АПН РСФСР. Вып.25. – М., 1950. С.7-48.
  3. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М.: Евразия, 1997. 430 с.
  4. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке. М.: Просвещение,2008г. 175с.