Александр блок создал особенный поэтический мир пронизанный. Правописание одной и двух букв -н (-н и -нн)

Задание 1 #6838

В некоторых картинах Рембрандта есть подли(1)ая праздничность: даже затенё(2)ые силуэты людей наполне(3)ы теплом и дыханием светотени.

1) ПодлиННая. Прилагательное. К основе, оканчивающейся на -Н, прибавляем суффикс Н. В таких случаях пишем НН (длиННый, блиННый, стариННый, истиННый).

2) ЗатенёННые. Полное отглагольное прилагательное. НН пишется, если выполняется одно из 4-х условий (приставка (кроме приставки НЕ), суффиксы -ОВА-/-ЕВА-, зависимые слова, образовано от глагола совершенного вида). Это слово образовано от глагола совершенного вида и отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАННЫЕ?/КАКИЕ? НН.

3) Силуэты наполнеНы. Краткое причастие. Отвечает на вопрос КАКОВЫ?/ЧТО СДЕЛАНЫ? В кратком причастии всегда пишем Н.

Ответ: 3

Задание 2 #6839

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Комнаты были устрое(1)ы с замечательной роскошью: стены обиты пёстрыми бухарскими коврами, потолки расписа(2)ы масля(3)ыми красками, на полах - настоящие персидские ковры.

В первую очередь необходимо определить часть речи.

1) УстроеНы. Краткое причастие. Отвечает на вопрос КАКОВЫ?/ЧТО СДЕЛАНЫ? В кратком причастии всегда пишем Н.

2) РасписаНы. Краткое причастие. Отвечает на вопрос КАКОВЫ?/ЧТО СДЕЛАНЫ? В кратком причастии всегда пишем Н.

3) МаслЯНые. Прилагательное, образованное от существительного при помощи суффикса -ЯН-. В суффиксах -ИН-, -АН-, -ЯН- отымённых прилагательных пишется Н (исключения: стеклЯННый, оловЯННый, деревЯнный).

Ответ: 123

Задание 3 #6840

Александр Блок создал особе(1)ый поэтический мир, прониза(2)ый синим и пурпурным цветом, сотка(3)ый из бликов и наполне(4)ый удивительной мелодичностью.

В первую очередь необходимо определить часть речи.

1) ОсобеННый мир. Прилагательное, образованное от существительного при помощи суффикса -ЕНН-. В суффиксах -ЕНН-, -ОНН- отымённых прилагательных пишется НН (исключение: ветреНый).

2) ПронизаННый синим и пурпурным цветом. Полное причастие. Образовано от глагола совершенного вида (что сделать? - пронизать). Также у него есть зависимые слова (пронизанный (чем?) синим и пурпурным цветом). НН.

3) СоткаННый из бликов. Полное причастие. Образовано от глагола совершенного вида (что сделать? - соткать). Также у него есть зависимое слово (сотканный (из чего?) из бликов). НН.

4) НаполнеННый удивительной мелодичностью. Полное причастие. Образовано от глагола совершенного вида (что сделать? - наполнить). Также у него есть зависимые слова (наполненный (чем?) удивительной мелодичностью). НН.

Ответ: 1234

Задание 4 #6841

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.

В первую очередь необходимо определить часть речи.

1) ХудожествеННого. Прилагательное, образованное от существительного при помощи суффикса -ЕНН-. В суффиксах -ЕНН-, -ОНН- отымённых прилагательных пишется НН (исключение: ветреНый).

2) РаННих. Прилагательное. К основе, оканчивающейся на -Н, прибавляем суффикс Н. В таких случаях пишем НН (длиННый, блиННый, стариННый, истиННый).

3) СвязаНо с использованием фольклорных традиций. Краткое причастие (наличие зависимых слов указывает на то, что это причастие, а не отглагольное прилагательное). Отвечает на вопрос КАКОВО?/ЧТО СДЕЛАНО? В кратком причастии всегда пишем Н.

4) ИмеННо. Частица. К основе, оканчивающейся на -Н, прибавляем суффикс Н. Советуем запомнить написание.

Ответ: 124

Задание 5 #6842

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Угловые въезды на городскую площадь оформле(1)ы кова(2)ыми решётками и воротами, украше(3)ыми изящным позолоче(4)ым узором.

В первую очередь необходимо определить часть речи.

1) ОформлеНы коваными решётками. Краткое причастие (наличие зависимых слов указывает на то, что это причастие, а не отглагольное прилагательное). Отвечает на вопрос КАКОВЫ?/ЧТО СДЕЛАНЫ? В кратком причастии всегда пишем Н.

2) КоваНыми. Отглагольное прилагательное (нет активного действия, но есть признак - поэтому не причастие). Образовано от глагола несовершенного вида (что делать? - ковать). Также у него нет зависимых слов, приставки или суффиксов -ОВА-, -ЕВА- (ОВА входит в корень).

3) УкрашеННыми изящным позолоченным узором. Полное причастие. Образовано от глагола совершенного вида (что сделать? - украсить). Также у него есть зависимые слова (украшенными (чем?) изящным позолоченным узором). НН.

4) ПозолочеННым. Полное причастие. Образовано от глагола совершенного вида (что сделать? - позолотить).

Ответ: 34

Задание 6 #6843

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.

В первую очередь необходимо определить часть речи.

1) ПроявлеНы. Краткое причастие. Отвечает на вопрос КАКОВЫ?/ЧТО СДЕЛАНЫ? В кратком причастии всегда пишем Н.

2) СвойствеННые. Прилагательное, образованное от существительного при помощи суффикса -ЕНН-. В суффиксах -ЕНН-, -ОНН- отымённых прилагательных пишется НН (исключение: ветреНый).

3) ИзыскаННость. Существительное. Пишем столько же Н, сколько в слове, от которого образовано. Образовано от отглагольного прилагательного ИЗЫСКАННЫЙ. Это прилагательное образовано от глагола совершенного вида (что сделать? - изыскать). НН.

Ответ: 23

Задание 7 #6844

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

По обеим сторонам дороги лежали обруше(1)ые дома, которые были превраще(2)ы минами в кучи мусора, расщеплё(3)ые обгорелые деревья были сровне(4)ы с землей.

В первую очередь необходимо определить часть речи.

1) ОбрушеННые. Полное причастие. В слове есть приставка - одно из важных условий написания в суффиксе НН.

2) ПревращеНы. Краткое причастие. Отвечает на вопрос КАКОВЫ?/ЧТО СДЕЛАНЫ? В кратком причастии ВСЕГДА пишем Н.

3) РасщеплёННые. Полное причастие. Образовано от глагола совершенного вида (что сделать?)- расщепить.

4) СровнеНы. Краткое причастие. Отвечает на вопрос КАКОВЫ?/ЧТО СДЕЛАНЫ? В кратком причастии всегда пишем Н.

Ответ: 24

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку следует начать повторение с основных правил. Часто в тесте попадаются упражнения, связанные с написанием одной или двух н в разных частях речи. Хотя раздел достаточно подробно рассматривается в рамках базового школьного курса, многим ученикам требуется обновить знания в этой области.

Теоретическая информация в помощь выпускнику

Главной сложностью в задачах на тему «Сколько букв выбрать» является факт, что практически в каждом случае двойная н проговаривается не слишком четко.

Одна из самых частых ошибок при выборе количества букв - суффиксы прилагательных, которые могут быть образованы от имен существительных или от глаголов.

Правило написания одной и двух н в отыменных прилагательных

Одна н пишется, если в слове есть суффиксы -ан-, -ян-, -ин- . Например, песчаный, гусиный, глиняный. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

Две н пишутся в отыменных прилагательных, которые:

  • образованы от слов с основой, оканчивающейся на н . Например, конный - конь, лимонный - лимон;
  • имеют суффикс -онн- или -енн- . Например, соломенный, бритвенный. Исключение - ветреный.

Написание слов с одной и двумя н в отглагольных прилагательных

В прилагательных с суффиксами -ова-, -ёва- пишутся две н . Например, асфальтированный, газированный.

Если часть речи образовалось от глагола несовершенного вида, в суффиксе чаще всего пишется одна н . Например, глаженый, крашеный, кошеный.

Чтобы узнать больше о том, в каких случаях пишется , перейдите по ссылке.

Запомните!

Если в слове присутствует приставка не- , она не влияет на написание прилагательного - некрашеный, некошеный, неглаженый.

Примеры использования одной и двух букв н в причастиях

Страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов совершенного вида и имеющие суффиксы -нн-, -енн-, -ённ- , пишутся с двумя н . Например, убранный, увлечённый, заклеенный.

Также нн пишется в полных причастиях. Например, зажаренный, брошенный.

В кратких причастиях используется одна н . Например, мясо зажарено, камни брошены, задача решена.

Готовьтесь к итоговому тестированию по русскому языку вместе с сайтом «Школково»!

Чтобы точно знать нормы и правила написания одной или двух н и не сделать ошибки при сдаче ЕГЭ, загляните на наш образовательный портал. Здесь вы найдете весь основной материал, который может потребоваться для подготовки к единому экзамену. Преподаватели «Школково» систематизировали и изложили необходимую для успешной сдачи тестирования информацию в максимально простой и понятной форме.

Мы предлагаем ученикам начать с простых упражнений и постепенно переходить к более сложным, чтобы они смогли определить наиболее трудные для себя разделы и качественно улучшить свои знания.

На сайте «Школково» представлена база заданий по русскому языку, которая постоянно обновляется.

Начинайте готовиться к аттестационному тесту уже сегодня! Из предложенных заданий выберите самое простое. Если у вас не возникло сложностей с его выполнением, переходите к более серьезным упражнениям. Если же вы столкнулись с трудностями, рекомендуем ежедневно уделять время подготовке к итоговому тестированию на сайте «Школково». Занятия в режиме онлайн доступны не только старшеклассникам из Москвы, но и учащимся из других городов России.

Творческое наследие выдающегося русского поэта Александра Александровича Блока является искренней лирической исповедью, в которой с невероятной откровенностью и полнотой раскрывается душевный мир человека. Искренность и честность он считал необходимым и главным условием творчества.
«Блок был изумительно красив, как поэт и как личность», - писал о нем М. Горький, называя его также «эхом мира». Говоря о человеческой душе, раскрывая глубоко личные переживания, поэт думал и говорил не только о своем и о себе, он говорил об общем и обо всех, потому что, по его мнению, у настоящего художника личное всегда неразрывно связано с общественным.
Свой творческий путь Блок начал как поэт-символист. Первая же его книга, вышедшая в 1904 году, - «Стихи о Прекрасной Даме» - сразу принесла автору успех. Этот цикл привлекал читателей искренностью чувств, выраженных в нем, мечтой о прекрасном и необыкновенной музыкальностью стиха. Ранние стихотворения поэта наполнены атмосферой мистической тайны, проникнуты ощущением совершающегося чуда. В них чаще звучат восторженные ноты. Пусть все в них зыбко, неуловимо, окутано «шелками и туманами», но здесь «хорошо, как в чудном сне». Даже реальные чувства (стремление к «роскошной воле... в широком чистом поле») и переживания поэт старается передать как нечто «сверхреальное», скрывающееся в «туманной дали».
Однако постепенно непосредственное ощущение жизни все настойчивее проникает в лирику Блока, в ней отражаются события реальной жизни. Теперь поэт все чаще вбирает в себя впечатления окружающей действительности, он чувствует себя заодно с людьми, говорит о своей связи с природой, поет «высокий гимн» о том, как «вольна душа». Он узнает настоящую жизнь:

О, весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Но это не простое принятие жизни такой, какая она есть. Автор предъявляет к ней большие требования. Он понимает, что жизнь трудна, в ней постоянно идет борьба. И жить достойно в его понимании - постоянно идти на эту борьбу, идти на подвиг, через все испытания и преграды. Теперь его лирический герой живет не только воспоминаниями, мечтами и грезами. Он начинает действовать, «сыплет он стрелами колкими в чернолесья, в пустыри», поднимает «меч губительный» за прекрасное счастливое будущее.
Поэзия Блока носит трагический характер. Но его трагическое восприятие жизни в то же время не содержит пессимизма. Его стихи направлены в будущее, он верит, что наступит «новый век» и все будет по-новому. «Случайные черты», искажающие жизнь, не скрывают от поэта ее прелести и радости:

И я люблю сей мир ужасный:
За ним сквозит мне мир иной,
Обетованный и прекрасный
И человечески-простой...

Источником этой веры стал для автора родной край. Много поэтических циклов Блок посвятил родному народу, его истории и родной природе. «Это все о России», - говорил поэт о своем творчестве. Он с любовью описывал полноводные реки, буйные вьюги и метели, закаты, костры в лугах, тревожные крики лебедей и плач журавлей - свою родину. Его стихи необычайно музыкальны, насыщены яркими образами, эпитетами, сравнениями и олицетворениями. Вот «ночь испуганно бежит», а «хриплый рог туманов утренних за спиной ее трубит», вот «поднялись над луговинами кудри спутанные мхов» и «метят взорами совиными в стаю легких облаков...». Чувства переполняют душу, льются через край, их невозможно передать прозой. Во всем этом чувствуется искренняя неподдельная любовь и любование родной стороной.
А. А. Блок стремился утвердить своей поэзией торжество добра, света, свободы, приветствуя «даль, освобожденную от ночной туманной мглы». Он хотел вдохнуть в людей веру в будущее, дать им силы для жизни:

Есть ответ в моих стихах тревожных:
Их тайный жар тебе поможет жить.

И в самом деле, стихотворения поэта с их правдой, искренностью, страстью помогали жить, верить и бороться его современникам, помогают они жить, любить, надеяться и мечтать и нам, живущим в XXI веке.
Александр Александрович Блок - поэт, который уловил противоречие и величие той эпохи, в которой он жил. Он принадлежал к той части русской интеллигенции, которая искренне и бесстрашно пыталась определиться в сложной общественной и идейной борьбе, найти свое место в народной жизни России, в революции. Изменив свои представления о мире и искусстве, пережив в поисках правды человеческих отношений и светлые надежды, и трагические разочарования, Блок осознал неразрывную связь судьбы поэта с судьбами родины и народа.
В годы революции тема современности, родины, России, народа глубоко осознается поэтом:

Над печалью твоих нив заплачу,
Твой простор навеки полюблю...
Как жить и плакать без тебя?

Поэт пытается понять будущее Родины, свое место в ее истории, приобщиться к народной жизни «тысячеокой России» с ее тайной мистической душой, непостижимой внутренней силой.
Перед Блоком в цикле «Пузыри земли» раскрывается мир природы: поздняя русская осень с ее чистотой и прозрачностью, русские леса с их «сквозящей» тишиной, кружевом тонких берез, печальной нежностью осеннего света. Цикл «Вольные мысли» - это многообразные картины жизни простых людей. Поэт пишет о глубочайших противоречиях городской жизни, о тяжести подневольного труда:

И в каждом видели окне,
Как тяжело лежит работа
На каждой согнутой спине.

«Земля в снегу» - о слиянии поэта с творческой жизненной стихией:

Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Россия у Блока - это таинственная страна, с ее дебрями, ворожбой, колдунами:

Русь опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна...

Послереволюционные годы вызывают у поэта чувства смятения и тревоги, перерастающие иногда в отчаяние. Об этом идет речь в цикле «Снежная маска». В его стихотворениях выразились настроения, которые, по словам самого поэта, были внушены временем и перекликались с его сложной и драматической судьбой. Он пишет о труде рабочих, красоте северных людей, описывает красавицу-яхту с «драгоценным камнем фонаря» на тонкой мачте.
Тема народа, исторических судеб России органически сливается в творчестве поэта с темой революции. Блок стремится охватить мир в целом, романтическая мечта поэта обращена к реальной исторической действительности. Лирический герой Блока теперь - человек своего времени, в противоречиях сознания которого отражается неразрывная связь личного с общим, дух эпохи:

Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего...
От дней войны, от дней свободы -
Кровавый отсвет в лицах есть.

С открытым сердцем приняв революцию, уловив ее великое историческое значение, Блок не совсем ясно представлял себе ее силы и цели. В революционных взрывах эпохи «вихрей и бурь» создается, по Блоку, новый мир, новый тип человека, возрожденного к жизни. На служение ему должно быть поставлено и искусство, именно в этом для поэта смысл Октябрьской революции. Поэт был убежден в закономерности гибели старого мира и справедливости наступившего «возмездия», в том, что революция духовно освободит человека - возродит культуру, создаст новое искусство.

1 вариант. № 14. Н и НН

1) После длительного путешествия по России художник Айвазовский задержался в Крыму, который с этого времени стал местом его постоя(1)ого жительства: здесь им были построе(2)ы художестве(3)ая мастерская и дом.

2) В позднем творчестве Сальвадора Дали выраже(1)ы новые художестве(2)ые тенденции – интерес к классической ясности, внутре(3)ей гармонии.

3) Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и стари(5)ых преданиях писатель нашел темы и сюжеты для своих произведений.

4) Подпоручик Ромашов, главный герой повести, сомневается в осмысле(1)ости самого существования армии - с ее уставами, учениями, гарнизо(2)ой и казарме(3)ой повседневностью.

5) В ярко освеще(1)ых витринах выставле(2)ы украшения из драгоце(3)ых камней, сдела(4)ые на местной фабрике.

6) На картине Ф. Васильева изображе(1)о взволнова(2)ое, бушующее море, исполне(3)ое силы и величия.

7) На картине Айвазовского мы видим, как о песча(1)ый берег бьется волна, вдали на рейде изображе(2)ы корабли с убра(3)ыми парусами.

8) И густое молоко, льющееся из глиня(1)ого кувшина, и пыщный каравай в искус(2)о сплете(3)ой корзине, и сползающая салфетка выписа(4)ы художником во всех деталях и с особой выразительностью.

9) Мы вдыхали очище(1)ый после грозы воздух, густо пропита(2)ый пря(3)ыми запахами суше(4)ых на солнце яблок и коше(5)ых трав.


10) Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву» к народной музыке не только оправда(1)о художестве(2)ыми особенностями, но и подкрепле(3)о просветительскими выводами.

11) Некоторые картины Саврасова были небольшого размера; написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций

12) В сказках -Щедрина символом крестьянской России, замуче(1)ой эксплуататорами, является образ Коняги из одноимён(2)ой сказки – крестьянского труже(3)ика, источника благ и жизни для всех.

13) Судьба художника, Мастера, представле(1)а в романе «Мастер и Маргарита» и как вечная общечеловеческая драма, и как индивидуальная трагедия совреме(2)ого человека, выстрада(3)ая самим М. Булгаковым.

14) До наших дней в архивах сохранились подли(1)ые счета, предъявле(2)ые художнику за доставле(3)ые ему масля(4)ые краски.

2 вариант. № 14. Н и НН

Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

1) Александр Блок создал особе(1)ый поэтический мир, прониза(2)ый синим и пурпурным цветом, сотка(3)ый из бликов и наполне(4)ый удивительной мелодичностью.

2) Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкнове(1)ые рукописи, переплете(2)ые в тома и писа(3)ые по-латыни.

3) Светлые стены изыска(1)ых пропорций, отдела(2)ые керамической плиткой, увенча(3)ы декоративным майоликовым поясом с причудливым изображением орхидей.

4) На письме(1)ом столе – рукопись рассказа «Старуха», кожа(2)ая папка для бумаг, серебря(3)ый бювар с монограммой «И. Б.», тяжёлая стекля(4)ая чернильница с медной крышечкой

5) В ярко освещё(1)ых витринах выставле(2)ы украшения из драгоце(3)ых камней, сдела(4)ые на местной фабрике.

Укажите все цифры (цифру), на месте которых пишется Н.

7) На яхте – фирме(1)ое клеймо «К. Фаберже», а на серебря(2)ом ободе, надетом на хрусталь, выгравирова(3)о её название «Вера».

8) В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей скрытой от обычных людей исти(1)ы, доступной только внутре(2)ему взору человека, его возвыше(3)ой природе.

9) На автопортрете художник одет в изыска(1)ый плащ, лицо спокойно и увере(2)о, усы и бородка тщательно ухоже(3)ы.

10) В первых картинах была некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

11) и в каме(1)ом Петербурге нашёл для себя старенький деревя(2)ый дом, провинциально уютный, с краше(3)ыми полами.

12) Когда он заявился в столовую, обставле(1)ую дорого и чудно: картины в тяжёлых золочё(2)ых рамах, какие-то столики по углам, на них серебря(3)ые канделябры, антикварные часы со вздыбле(4)ыми конями и множество мелких случайных вещиц, - все уже собрались.

13) Набережная была подновле(1)а и украше(2)а цветными флагами. Вдоль берега сновали гружё(3)ые многочисле(4)ыми туристами прогулочные катера.

14) Улица была вымоще(1)а и чисто подмете(2)а, по её обеим сторонам достроились деревя(3)ые домики, окута(4)ые золотой пылью заката.

  1. Юный издатель и драматург
  2. Стихи о прекрасной даме
  3. «Искусство и революция»

А лександр Блок написал свои первые стихи еще до гимназии. В 14 лет он издавал рукописный журнал «Вестник», в 17 - ставил пьесы на сцене домашнего театра и играл в них, в 22 - опубликовал свои стихотворения в альманахе Валерия Брюсова «Северные цветы». Создатель поэтичного и таинственного образа Прекрасной Дамы, автор критических статей, Блок стал одним из самых известных поэтов Серебряного века.

Юный издатель и драматург

Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Александр Блок - старший, - был дворянином и приват-доцентом кафедры государственного права Варшавского университета, а мать Александра - дочерью ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Бекетова. После рождения сына родители Блока расстались. В 1883–1884 годах Александр Блок жил за границей, в Италии - с матерью, тетей и бабушкой. Официально брак родителей Блока был расторгнут Синодом в 1889 году. Тогда же мать повторно вышла замуж - за офицера гвардии Франца Кублицкого-Пиоттуха.

Мать поэта Александра Блок. 1880. Варшава. Фотография: wikipedia.org

Александр Блок с матерью и отчимом.1895. Петербург. Фотография: liveinternet.ru

Александр Блок в детстве. Фотография: poradu.pp.ua

В 1891 году Александра Блока отдали сразу во второй класс Введенской гимназии. К тому времени мальчик уже пробовал сочинять - и прозу, и стихи. В 1894 году Блок начал выпускать журнал «Вестник», и в его литературной игре участвовала вся семья. В редакцию входили два кузена, троюродный брат и мать. Бабушка Елизавета Бекетова писала рассказы, дедушка Андрей Бекетов иллюстрировал материалы. Всего вышло 37 номеров «Вестника». Помимо стихов и статей, Александр Блок сочинил для него роман в стиле Майн Рида: он выходил в первых восьми номерах журнала.

В 1897 году Блок отправился с матерью в Германию, в курортный город Бад-Наугейм. Здесь он впервые по-настоящему влюбился - в жену статского советника Ксению Садовскую. Блоку на тот момент было 17 лет, его возлюбленной - 37. Поэт посвятил Садовской стихотворение «Ночь на землю сошла. Мы с тобою одни», которое стало первым автобиографическим произведением в его лирике.

Их встречи были редкими: мать Блока была категорически против общения сына со взрослой замужней дамой. Однако страсть юного поэта не оставила и в Петербурге, где он несколько раз встречался со своей дамой сердца.

В 1898 году Александр Блок окончил гимназию, а в августе того же года поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Однако юриспруденция молодого поэта не привлекала. Он увлекся театром. Почти каждые каникулы Блок проводил в имении деда - Шахматово. В соседней усадьбе Боблово летом 1899 года он ставил спектакли - «Бориса Годунова» , «Гамлета» , «Каменного гостя» . И сам же в них играл.

Стихи о прекрасной даме

Александр Блок и его жена Любовь Менделеева. Фотография: radiodacha.ru

Андрей Белый. Фотография: lifo.gr

Спустя три года Блок перевелся на историко-филологический факультет. Он начал знакомиться с петербургской литературной элитой. В 1902 году он подружился с Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским. Валерий Брюсов поместил стихи Александра Блока в альманахе «Северные цветы».

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой - Прекрасной Даме блоковской любовной лирики. Они были знакомы на тот момент восемь лет, около пяти лет Блок был влюблен. Вскоре в «Северных цветах» вышел цикл «Стихи о Прекрасной Даме» - название для него предложил Брюсов.

В 1904 году в Москве Блок познакомился с Андреем Белым (Борисом Бугаевым), который стал его «заклятым другом»: Белый был влюблен в Любовь Менделееву. Блок боготворил и превозносил жену, гордился их духовным родством. Однако это не мешало ему регулярно заводить романы - с актрисой Натальей Волоховой, оперной певицей Любовью Андреевой-Дельмас. С Андреем Белым поэт то ссорился, то вновь мирился. Они критиковали друг друга, взаимно восхищались творчеством и вызывали друг друга на дуэль.

В 1905 году Россию потрясла первая революция. Она отразилась и в творчестве Александра Блока. В его лирике появились новые мотивы - вьюги, метели, стихии. В 1907 году поэт закончил цикл «Снежная маска», драмы «Незнакомка» и «Балаганчик» . Блока публиковали в изданиях символистов - «Вопросы жизни», «Весы», «Перевал». В журнале «Золотое руно» в 1907 году поэт начал вести критический отдел. Спустя год вышел третий блоковский сборник - «Земля в стихах».

Общество ревнителей художественного слова

Александр Блок в роли Гамлета. 1898. Боблово. Фотография: drug-gorod.ru

Любовь Менделеева в роли Офелии. 1898. Боблово. Фотография: liveinternet.ru

Александр Блок в роли короля Клавдия и Любовь Менделеева в роли Офелии в домашнем спектакле «Гамлет». 1898. Боблово. Фотография: liveinternet.ru

В 1909 году у Александра Блока умер отец и приемный сын - Любовь Менделеева родила его от актера Давидовского. Чтобы восстановиться после потрясений, поэт с женой уехали в путешествие по Италии и Германии. По впечатлениям из поездки Александр Блок написал цикл «Итальянские стихи».

После публикации цикла Блока приняли в «Академию стиха», она же - «Общество ревнителей художественного слова». Его организовал при журнале «Аполлон» Вячеслав Иванов, также туда входили Иннокентий Анненский, Валерий Брюсов.

В 1911 году Блок снова отправился в путешествие за границу - на этот раз Франция, Бельгия и Нидерланды. Во Франции поэту не понравилось.

«Неотъемлемое качество французов (а бретонцев, кажется, по преимуществу) - невылазная грязь, прежде всего - физическая, а потом и душевная. Первую грязь лучше не описывать; говоря кратко, человек сколько-нибудь брезгливый не согласится поселиться во Франции».

Александр Блок

В этом же году вышел его очередной стихотворный сборник - «Ночные часы». Спустя год Александр Блок дописал пьесу «Роза и Крест» и составил из пяти своих сборников трехтомное собрание стихотворений. Еще при жизни поэта его переиздали дважды. Блок писал литературные и критические статьи, выступал с докладами, читал лекции.

В конце 1912 года Александр Блок взялся переписывать «Розу и Крест». Он закончил ее в январе 1913 года, в апреле читал в Обществе поэтов и лично Станиславскому. В августе драму напечатали в альманахе «Сирин». Однако поставили пьесу нескоро - лишь через несколько лет во МХАТе .

В декабре 1913 года Блок лично познакомился с Анной Ахматовой - она пришла к нему с визитом, принеся с собой блоковский трехтомник. Первые два тома поэт подписал «Ахматовой - Блок» , в третий вписал заранее подготовленный мадригал, который позже вошел во все сборники его стихотворений - «Красота страшна - Вам скажут» .

В 1916 году Блока призвали на службу, табельщиком в инженерную часть Всероссийского союза. Войска базировались в Белоруссии.

«Я озверел, полдня с лошадью по лесам, полям и болотам разъезжаю, почти неумытый; потом - выпиваем самовары чаю, ругаем начальство, дремлем или засыпаем, строчим в конторе, иногда на завалинке сидим и смотрим на свиней и гусей».

«Искусство и революция»

«Скифы» . Его статьи вышли отдельным сборником - «Искусство и революция». Блок делал доклады в Вольной философской ассоциации, готовил к переизданию свою трилогию, был членом Театрально-литературной комиссии и редколлегии издательства «Всемирная литература».

В феврале 1919 года Блока арестовали по обвинению в связи с левыми эсерами. Однако через два дня отпустили - стараниями Анатолия Луначарского. В августе того же года вышел новый сборник стихов - «Ямбы», а Блока назначили членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса. Он много работал, сильно уставал. В одном из писем поэт писал: «Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…» Здоровье Блока ухудшалось. Однако он продолжал писать и выступать, в 1920 году подготовил сборник лирики «Седое утро». 5 февраля 1921 года появилось стихотворение «Пушкинскому дому» , а 11 февраля в Доме литераторов на вечере, посвященном Пушкину, Блок произнес знаменитую речь «О назначении поэта».

Весной 1921 года Александр Блок просил визу для лечения за границей, но ему отказали. Дальше разыгрывалась драма с огромным количеством действующих лиц, в центре которой оказался смертельно больной поэт. 29 мая Максим Горький написал Луначарскому письмо о необходимости выпустить Блока в Финляндию на лечение. 18 июня Блок уничтожил часть архивов, 3 июля - несколько записных книжек. Луначарский и Каменев выхлопотали разрешение на выезд 23 июля. Но состояние Блока ухудшилось, и 29 июля Горький вновь написал прошение - чтобы жене Блока позволили сопровождать его. 1 августа документы были подписаны, но Горький узнал об этом только спустя пять дней. Было поздно: утром 7 августа Александр Блок умер в своей квартире в Петрограде. Поэта похоронили на Смоленском кладбище.

Александр Блок

К моменту кризиса символизма в 1910 г. Блок был единственным из символистов, кто пользовался широкой популярностью. Александр Александрович Блок (1880, Санкт-Петербург – 1921, Петроград), представитель младшего поколения русских символистов, один из самых музыкальных и трагичных поэтов XX в., а также драматург и критик, занимает уникальное место в истории русской литературы. Поэт прошел сложный путь, характерный для художников рубежа веков. В 1902 г. он сблизился с кругом петербургских символистов во главе с Д. Мережковским и З. Гиппиус, которые в 1903 г. опубликовали его стихи в журнале «Новый путь». Своих первых почитателей Блок нашел в Москве, в кружке «Аргонавтов», дружба-вражда с А. Белым, лидером «Аргонавтов», продолжалась у Блока всю жизнь.

Прототип первого символистского цикла стихотворений, опубликованного под названием «Стихи о Прекрасной Даме» (1904), – Л. Менделеева, ставшая женой Блока. «Стихи о Прекрасной Даме» выявили влияние идей Вл. Соловьева. Прекрасная Дама – Вечная Женственность, Душа Мира, Вечная Тайна, открытие которой приведет к Истине. Долг поэта – молитвенное служение, духовное восхождение, необходимое для лицезрения Ее Красоты. В сборнике ощутимы настроения тревоги, духовного напряжения, ожидания ясного «призыва» и поиски «ответа» и «разгадки».

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

Для основных принципов структурной модели цикла существенными оказались группы образов: «Бог» и «небо»; «Ты», «Она», «Прекрасная Дама»; «природа»; «поэт», которые вовлечены в космическую жизнь и жизнь «города» . В последующем творчестве эти образы обогащаются новыми смыслами и значениями. Сквозным лейтмотивом поэзии Блока стала идея о воплощении Вечной Женственности, имеющей то божественные черты, то демонические, искаженные уродством самой жизни и психологией современника. Поэтический миф Вечной Женственности, созданный Блоком, имеет два полюса – культ Прекрасной Дамы и образы Незнакомки (стихотворение «Незнакомка» и одноименная пьеса) и Катьки (поэма «Двенадцать»). Сквозь призму Вечной Женственности поэт воспринимает и родину, ее судьбу.

Сборники стихотворений «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), «Ночные часы» (1911), «Стихи о России» (1915), циклы стихов «Ante Lucem», «Распутья», «Пузыри земли», «Город», «Фаина», «Заклятье огнем и мраком», «Вольные мысли» (написаны свободным стихом), «Кармен», «Родина» (1907–1916), «Ямбы» отражают сложный путь Блока от романтического дуализма и мистицизма ранней поэзии к воплощению трагических коллизий русской истории, этапы преодоления иррациональности и импрессионистичности изображения и обращения к социальной действительности, переход от личного к общезначимому. Юный Блок – ученик и последователь романтизма, самостоятельно открывший возможности символа для передачи глубин духовной жизни «внутреннего человека», зрелый Блок – оригинальный поэт со своей темой о России и Любви, поздний Блок – трагический поэт, который не только предчувствует, но и видит непоправимый разрыв «связи времен», ведущий к умалению человеческой свободы и свободы художника.

Оживленную дискуссию в среде символистов вызвала поставленная Вс. Мейерхольдом в Театре Комиссаржевской пьеса Блока «Балаганчик» (1906), направленная против иллюзионизма и лжемистицизма. Пьеса была воспринята как отступничество от заветов символизма. А. Белый даже вызывал Блока на дуэль. «Балаганчик» Блок объединил еще с двумя пьесами: «Король на площади» и «Незнакомка» (обе – 1906), создав драматическую трилогию, выявляющую суть «маскарадной эпохи» и ее «трагическую вину» в смешении «планов бытия». Именно Блок выразил противоречивый дух Серебряного века и определил его доминирующий цвет – цвет серебра. Он возникает в образах «Снежной маски» и «Фаины», в снежной вьюге поэмы «Двенадцать».

В лирических произведениях Блок развивает традицию «чистой поэзии», восходящую к В. Жуковскому, М. Лермонтову, Я. Полонскому и А. Фету. На музыкально-стиховую ритмику поэзии Блока определенное воздействие оказал городской романс. Самый пронзительный из символистов, лирик и романтик, Блок стал и самым трезвым реалистом во взгляде на современного человека:

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы – дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть.

Свои первые три тома лирики Блок назвал «трилогией вочеловечивания». Стихотворения о чистом почитании Девы Марии, Царицы Чистой, иконы «Нечаянная радость» (одноименный сборник 1906 г.) соседствуют с воссозданием, вослед за В. Брюсовым, жизни большого города, где люди разобщены, а высокое профанируется, снижается до своей противоположности: Вечно Женственное превращается в образ Незнакомки.

Представляет интерес Блок и как комментатор своей же поэзии. В статье «Безвременье» (1906), анализируя психологию. и философию современного человека, потерявшего чувство праздника Рождества Христова и, как следствие этого, ощущение теплого очага, собственного дома, автор цитирует свои же стихи и Погружает их в неожиданный контекст.

Там, в ночной завывающей стуже,

В поле звезд отыскал я кольцо.

Вот лицо возникает из кружев,

Возникает из кружев лицо.

Вот плывут ее вьюжные трели,

Звезды светлые, шлейфом влача,

И взлетающий бубен метели,

Бубенцами призывно бренча.

С легким треском рассыпался веер,

Разверзающий звездную месть,

Но в глазах, обращенных на север,

Мне холодному – жгучая весть.

Автор пишет: «На сквозняках безлюдных улиц эти бродяги точно распяты у стен. Они встречаются глазами, и каждый мерит чужой взгляд своим и еще не видит дна, не видит, где приютилась обнищавшая душа человеческая. Только одежды взвиваются в лохмотьях снежной пыли. Кажется, эти люди, как призраки, поднимутся вместе с бурей в черную пропасть неба, точно полетят на крыльях. <…> Исчезает лицо, и опять кутается в снежное кружево, и опять возникает мечтой о бесконечной равнине. <…> Горе тому, кто заглядится в стеклянный, астральный взор. Он обречен на игру случайностей, на вечное кружение среди хлопьев, улетающих во мрак» . Позже в поэме «Двенадцать» такая же вьюга, сметающая все и всех на своем пути, будет кружить и несчастного Петьку-убийцу, одного из двенадцати, готовых разрушить последние человеческие пристанища, хранящие тепло очага: «Закрывайте етажи, / Нынче будут грабежи», – и стрелять в Христа, который движется «поступью надвьюжной» с «кровавым флагом».

С точки зрения Вечной Души и Вечно Женственного разрабатывается основная тема лирики Блока – тема России, Родины. В цикле «На поле Куликовом» поэт говорит о неразделимости собственного пути и русской истории:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Воссоздавая решающий момент русской истории – битву в 1380 г. на Куликовом поле, Блок самоотождествляет себя и русского воина:

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. – Молись!

Для раскрытия пути России, который проходит под знаком ее женственной и жертвенной души, – «Какому хочешь чародею / Отдай разбойную красу…» – Блок синтезирует различные уровни бытия: конкретно-исторический, символический и метафизический. Образы «разбойной красы» и «острожной тоски» сливались у поэта с чувством и ужаса, и любви:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые

Как слезы первые любви!

Русская душа многолика и неуловима: «Грешить бесстыдно, непробудно, / Счет потерять ночам и дням, / И, с головой, от хмеля трудной, / Идти сторонкой в божий храм…». Говоря о купце, отмаливающем грехи, поэт знает, о чем мечтает его «герой»: «…И на перины пуховые / В тяжелом завалиться сне…»:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

Поэт хочет до конца пройти путь, не боясь всех испытаний, вместе с родиной:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…

Вольному сердцу на что твоя тьма?

Современникам была близка поэзия Блока и особенно его основной лейтмотив – Родина и Прекрасная Дама, в ее многочисленных ликах и даже личинах. Поэт угадал нечто глубоко спрятанное в русской душе, ее принципиальную антиномичность – свободу, переходящую в мятеж и грабеж, и возвышенную любовь, заканчивающуюся кощунством. Сам Блок в конце жизни о России сказал трагические слова:

Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит в тебя

И с ненавистью, и с любовью.

Свою философию творчества и символистское миропонимание Блок выразил в статье «О современном состоянии русского символизма» (1910), на которую гневно обрушился Брюсов. Эта статья является образцом художественно-символистского мышления. «Символистом можно только родиться», – утверждает Блок. И поэтому правильно понять символиста может только символист. Солнце «наивного реализма» уже закатилось и «осмыслить что бы то ни стало вне символизма нельзя». Быть настоящим художником, по Блоку, «значит выдержать ветер из миров искусства, совершенно не похожих на этот мир, только страшно влияющих на него; в тех мирах нет причин и следствий, времени и пространства, плотского и бесплотного, и мирам этим нет числа» . Для Блока эти миры не иллюзия, а реальность, которой и живет художник.

Блок выделяет две стадии символизма, которые онтологически противостоят друг другу. Символисту позволено все, он совершенно свободный творец-теург, т. е. «обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие» , он вдохновляется лучезарным взором, или золотым и лазурным мечом, пронзающим все миры и достигающим сердца поэта. Это взор соловьевской «Лучезарной Подруги», имя которой дал сам «учитель» (так Блок называет Вл. Соловьева), взор Софии Премудрости Божией. Миры, пронизанные взором-мечом, окрашены для поэта в пурпурно-лиловые тона. «Золотой меч, пронизывающий пурпур лиловых миров, разгорается ослепительно – и пронзает сердце теурга». Но этой встрече мешают другие силы, «как будто кто – то, ревнуя теурга к Заревой ясности… внезапно пересекает золотую нить зацветающих чудес; лезвие лучезарного меча меркнет и перестает чувствовать в сердце». Вторая стадия символистского действа-творчества противоположна первой. Гаснет пурпур, все застилается «сине-лиловым сумраком». Этот цвет, по мнению Блока, символизирующий особое состояние сознания и души, потерявшей путеводную нить, передал в своих живописных полотнах М. Врубель. Если бы, говорит Блок, он сам имел дар живописца, то переживание этого момента он изобразил бы так: «…в лиловом сумраке необъятного мира качается огромный белый катафалк, а на нем лежит мертвая кукла с лицом, смутно напоминающим то, которое сквозило среди небесных роз» . Происходит подмена, дьявольское обольщение, живое заменяется мертвым подобием. Ужас этого состояния и составляет главный страх поэта-символиста. Волшебный, полный значений и смыслов мир превращается в балаганчик, населенный двойниками-оборотнями, жизнь становится искусством (искусственной), появляется Незнакомка – «красавица-кукла, синий призрак, земное чудо».

О Незнакомке Блок пишет так: «Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено» . Таково современное состояние символизма, художник творит «не живое, не мертвое».

По Блоку, искусство – «ноша», «искусство есть Ад». «Из мрака этого Ада выводит художник свои образы», и в этом же мраке и темноте, он, тоскуя по угасшему золотому лучу, «сходит с ума и гибнет» . Блок вспоминает об участи М. Лермонтова, Н. Гоголя, М. Врубеля, В. Комиссаржевской. Современники Блока знали и о безумии Ф. Ницше. Предельная эстетизация, по сути, апокалипсических настроений, предчувствие конца искусства и жизни были свойственны эпохе в целом (трактат об искусстве Л.Н. Толстого; судьба ушедшего «в народ» и растворившегося там поэта-символиста А.М. Добролюбова).

В сокровенных напевах музы Блок слышал «Роковую о гибели весть». Уже в 1908 г. Блок отмечал: «…в сердцах людей последних поколений залегло неотступное чувство катастрофы, вызванное чрезмерным накоплением реальнейших фактов, часть которых – дело свершившееся, другая часть – дело, имеющееся свершиться… во всех нас заложено чувство болезни, тревоги, катастрофы, разрыва» . Символисты, убежден Блок, «пережили безумие иных миров, преждевременно потребовав чуда», и наказаны за это. Поэт призывал своих собратьев по перу к подвигу мужества и послушания, трезвению духа: «Мой вывод таков: путь к подвигу, которого требует наше служение, есть – прежде всего – ученичество, самоуглубление, пристальность взгляда и духовная диета. Должно учиться вновь у мира и у того младенца, который живет еще в сожженной душе» .

Блок глубже всех символистов вскрыл главное противоречие символистского метода и способа мышления: противоборство в душе художника двух начал – божественного и демонического. Эту антиномичность знали и французские символисты. Эллис писал, что Ш. Бодлер умел прозревать во всех явлениях «два ряда отражения, отражения двух ликов, лика Мадонны и лика Сатаны» .

В поэме «Возмездие» поэт выразил свое творческое кредо и цель творчества:

Жизнь – без начала и конца.

Нас всех подстерегает случай.

Над нами – сумрак неминучий,

Иль ясность божьего лица.

Но ты, художник, твердо веруй

В начала и концы. Ты знай,

Где стерегут нас ад и рай.

Тебе дано бесстрастной мерой

Измерить все, что видишь ты.

Твой взгляд – да будет тверд и ясен.

Сотри случайные черты -

И ты увидишь: мир прекрасен.

В «Итальянских стихах» (1909) нашли отражение поездки в Западную Европу и любимую им Италию. Символически-романтическая драма «Роза и крест» (1913) отражает поиски Блоком синтеза надреальных и исторических смыслов в духе французского символизма и средневекового мышления с отголосками розенкрейцерства. Песня Гаэтана «Радость – страданье одно» отражает и стремление в создаваемом мифе о рыцаре включить мысль Ф. Достоевского о страдании как (необходимом моменте в достижении человеческого достоинства (и тем самым возможного счастья на земле), и осознание трагедии человека-рыцаря.

Многоцветная палитра и музыкальна ткань блоковской поэзии, насыщенная смелыми метафорами и вечными образами-символами, возвышенность романтически настроенной души, чутко улавливающей все обертоны мировой и космической жизни, сменяются трагическим гротеском и автоиронией. Цикл «Пляски смерти» – апофеоз «страшного мира», который лишь притворяется живым: «Как тяжко мертвецу среди людей / Живым и страстным притворяться!» В этот цикл вошло известное стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» о мертвенном круговращении: «Умрешь – начнешь опять сначала, / И повторится все, как встарь». Космическая жизнь лишена смысла: «Миры летят. Года летят. Пустая / Вселенная глядит в нас мраком глаз. / А ты душа, усталая, глухая, / О счастии твердишь, – который раз?».

В 1916 г. Блок был призван в армию. Служил в Белоруссии, на Полесье. Н. Гумилев об этом сказал: «Это то же самое, что есть жареные язычки соловьев». После февральской революции 1917 г. в качестве редактора поэт входил в Чрезвычайную комиссию по проверке политических преступлений царского правительства. По следам этой работы им было написано документальное исследование «Последние дни старого режима» (1919) . Октябрьский переворот воспринял как космически необходимую очищающую грозу. Драматизм его восприятия отражен в поэме «Двенадцать», произведении, которое завершает русскую классическую литературу и открывает первую страницу истории русской советской литературы.

Интерпретация поэмы «Двенадцать» включает, по крайней мере, две полярные точки зрения: по одной из них Христос освящает деяния двенадцати новых апостолов революции – красногвардейцев, идущих «державным шагом» по Петрограду, и тем самым поэма является оправданием революции. По иной интерпретации Христос, в которого двенадцать стреляют сквозь вьюгу, чтобы уничтожить все самое светлое и святое, восходит на Голгофу с кровавым флагом и символизирует путь страданий России. По этой трактовке автор поэмы «Двенадцать» разоблачает лжеценности новоявленных апостолов, выявляет антихристианскую суть революции, оправдывающую убийства и замахивающуюся на весь мир («Мы на горе всем буржуям / Мировой пожар раздуем»). Символизм поэмы проявлен и на уровне ее структуры – двенадцати глав, и на уровне содержания – Петруха, убивающий Катьку из-за ревности, носит такое же имя, как и апостол Павел. Амбивалентность прочтения продиктована структурной сложностью поэмы, ее полифоничностью, предполагающей различные толкования, и личной тревогой, пронизывающей произведение. A.M. Пятигорский отметил: «Всю жизнь предчувствовавший и предвещавший революционную катастрофу Блок все ж таки несколько удивился, когда обнаружил, что убивать будут не только шлюху и «буржуя на перекрестке» из «Двенадцати», но и некоторым образом его самого» .

Свои воззрения на судьбы Европы и Азии в момент «крушения старого мира» Блок выразил в поэме «Скифы» (1918). Поэма «Возмездие» (1910–1921), в основе которой лежит биографическое начало, осталась незаконченной. Идея возмездия вызревала у Блока через углубление социальных тем (цикл «Город», 1904–1908) и осмысление страшного мира (цикл «Страшный мир», 1908–1916). В зрелой лирике Блока противопоставляется прошлое и настоящее, «прекрасный» и «страшный» миры, рай и inferno. «Страшный мир» осмысливается как аД. Подчеркивается не только небожественная, но кощунственная и богоборческая суть «здешней жизни»: «…В напевах твоих сокровенных <…> / Есть проклятье заветов священных»; «И была роковая отрада / В попираньи заветных святынь»;"«Он разучился славить бога / И песни грешные запел»; «Собираюсь бросить злобный вызов / Небесам…»; «Был он только литератор модный, / Только слов кощунственных творец». Добру рая противостоит зло, высшей Истине противопоставлена ложь inferno, или «страшного мира». Победить зло реально можно, считал Блок, только став «вочеловеченным». В «Ямбах» утверждается цель жизнетворчества:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

Е. Кузьмина-Караваева чувствовала, что Блок – «символ всей нашей жизни, даже всей России символ». Она говорила поэту: «Перед гибелью, перед смертью Россия сосредоточила на вас все свои самые страшные лучи, – и вы за нее, во имя ее, как бы образом ее сгораете» .

В литературно-критическом наследии Блока, его публицистике ставятся вопросы творчества («О реалистах», 1907; «Стихия и культура», 1909; «О современном, состоянии русского символизма», 1910; «О назначении поэта», 1921), формулируется проблема отношений народа и интеллигенции, интеллигенции и революции («Интеллигенция и революция», 1918; «Катилина», 1919). Блок первым указал на качественное изменение системы ценностей в современном мире («Крушение гуманизма», 1919). Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось глубоким кризисом и душевной депрессией поэта. Одними из последних стихов Блока были стихи, посвященные Пушкину и воспетой им свободе. В своей речи о Пушкине, произнесенной за полгода до смерти, поэт говорил: «Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю – тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем: жизнь потеряла смысл» .

Лирика Блока обладает силой гипнотического внушения, чистая тоническая метрика, образы-символы, наделенные полисемантическими обертонами, оказали значительное воздействие на последующую русскую поэзию. Блок стал символической фигурой в русской культуре первой четверти XX в. М. Цветаева вручила ему свои произведения на одном из поэтических вечеров и посвятила ему стихи. Приехав в Петербург, С. Есенин первым делом пошел к Блоку. А. Ахматова послала ему журнал со своей публикацией, в «Поэме без героя» назвала Блока «трагическим тенором эпохи». Н. Клюев пишет ему письмо с просьбой объяснить суть современной культуры. В. Маяковский ему одному подает руку в революционные дни: «Здравствуйте, Александр Блок!» И. Северянин дарит ему свою книгу с надписью «Поэт!..». Вл. Ходасевич о поэзии Блока скажет: «…в ней очень рано и очень верно расслышали, угадали, почуяли «роковую о гибели весть». Блока полюбили, не понимая по существу, в чем его трагедия, но чувствуя несомненную ее подлинность» .

Блок, пройдя через многие творческие и жизненные испытания, сохранил любовь к жизни и человеку. Он создал неповторимый художественный мир. Музыкальная основа его лирики, блоковские образы родины стали золотым достоянием Серебряного века. Предчувствия Блока, рассыпанные в дневниковых записях, сбылись самым катастрофичным образом, как и его уверенность в пророческом смысле всего происходящего.

Сочинения

Блок А. Л. Собрание сочинений: В 8 т. М.; Л., 1960–1963.

А. Блок, А. Белый: Диалог поэтов о России и революции. М, 1990.

Литература

Авраменко А. П. Блок и русские поэты XIX века. М, 1990.

Александр Блок: Новые материалы и исследования. Т. 92. М.,1980.

Громов П. Л. Блок, его предшественники и современники. Л., 1986.

Клинг О. А. Александр Блок: структура «романа в стихах». Поэма «Двенадцать». М., 1998.

Максимов Д. Поэзия и проза А. Блока. Л., 1975.

Минц З. Г. Блок и русский символизм. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

Из книги Некрополь автора Ходасевич Владислав

Гумилев и Блок Блок умер 7-го, Гумилев - 27-го августа 1921 года. Но для меня они оба умерли 3 августа. Почему - я расскажу ниже.Пожалуй, трудно себе представить двух людей, более различных между собою, чем были они. Кажется, только возрастом были они не столь далеки друг от

автора

3. 13-й блок 3-аб. Наложение 13 блока библейских событий на фантомные и частично реальные европейские события 925-1053 гг н. э.3-в. Их оригинал из подлинной истории XIII-XVII веков н. э.Начиная с этого момента, а именно, с начала X века н. э., мы вступаем в частично достоверный, но пока

Из книги Математическая хронология библейских событий автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Русь, которая была автора Максимов Альберт Васильевич

А был ли прав Александр Блок? "Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,- С раскосыми и жадными очами!" Александр

Из книги От Ленина до Андропова. История СССР в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Александр Блок Вопрос 10.1Какие люди требуются для управления Россией?Блок об этом писал в мае 1917 года в своем дневнике. Три качества.Вопрос 10.2В дневниковой записи Блока от 1917 года мы встречаем следующие слова: «кто спускается, тот проваливается».Объясните, пожалуйста, их

Был ли «Черный блок»? С осени 1915 года, начав «новый курс», царь обрушился на министров, осмелившихся иметь свое мнение. Из восьми министров, подписавших августовское письмо, были уволены двое, вскоре та же судьба настигла остальных шесть. Вот и представляется случай

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Основание Пушкинского Дома, 1905 год Александр Блок, Николай Измайлов Впрочем, 1905 год памятен России не только Кровавым воскресеньем и разгромом флота в Цусимском проливе; в этом же году в Петербурге был основан Институт русской литературы (ИРЛИ), более известный как

Из книги Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации] автора Фрезинский Борис Яковлевич

Из книги Знаменитые писатели автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Александр Александрович Блок (16.11.1880 – 07.08.1921) Русский поэт.Книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме», «Нечаянная Радость», «Снежная маска», «Земля в снегу», «Ночные часы», «Стихи о России», «За гранью прошлых лет», «Седое утро»; циклы стихов «Распутья», «Пузыри земли»,

Из книги Тайны смертей русских поэтов автора Куропаткина Марина Владимировна

Александр Александрович Блок. Опустошенное сердце Серебряный век в руcской литературе – особенный период. Он отмечен творчеством таких замечательных поэтов, как Валерий Брюсов, Андрей Белый и, конечно, Александр Блок. Удивительно талантливый и многогранный литератор,

Из книги История русской литературы ХХ в. Поэзия Серебряного века: учебное пособие автора Кузьмина Светлана

Александр Блок К моменту кризиса символизма в 1910 г. Блок был единственным из символистов, кто пользовался широкой популярностью. Александр Александрович Блок (1880, Санкт-Петербург – 1921, Петроград), представитель младшего поколения русских символистов, один из самых

Из книги Хлыст [Секты, литература и революция] автора Эткинд Александр Маркович